Что значит рэй в дзюдо

Что значит рэй в дзюдо

Поклоны в дзюдо действительно важны особенно еще и потому, что эта тема почти не обсуждается в детских группах и это часто приводит к непониманию и проблемам, особенно в отношении религиозных убеждений. Надеемся, что излагаемая ниже информация поможет понять, почему мы, дзюдоисты, делаем поклоны, что означает поклон в дзюдо, как мы должны выполнять поклон и почему мы до сих пор продолжаем кланяться в дзюдо.

Чтобы понять ритуал поклона в дзюдо, нужно знать немного об истории дзюдо и японской культуре, в которой оно зародилось.

Дзюдо было создано в 1882 году японцем по имени Дзигоро Кано. Оно был создано в городе Токио в Японии. Дзюдо было и остается японским видом спорта и как таковое несет в себе что-то от культурных традиций и этикета страны происхождения. Ритуал поклона в дзюдо и является частью национальной японской культуры.

«Рей» или поклон обычно проводится в начале и в конце занятия, в начале и в конце поединка в большинстве клубов дзюдо. Начальный и конечный поклоны часто делаются с колен, в то время как другие, как правило, делаются стоя.

Поклон в японской культуре означает то же, что и рукопожатие в западной культуре. Он используется в качестве приветствия (и прощания), а также как проявление уважения одного человека к другому. В дзюдо то же самое, мы склоняем голову в знак уважения к людям, с которыми мы тренируемся.

В дзюдо поклон не религиозный ритуал, речь идет лишь об уважении и взаимоконтроле. В дзюдо в конце каждой схватки во время соревнований, противники кланяются друг другу, чтобы проявить уважение. Может быть, по этой причине в дзюдо, как правило, не бывает травм после первых схваток у новичков, хотя эта проблема существует в других видах единоборств. Уважение к другим «прочно впаяно» в дзюдо и физически выражается через поклон.

Источник

Начало поединка в дзюдо: церемония поклонов и требования к ним, действия по команде «Рэй»

До начала поединка боковые судьи и рефери должны занять свои места перед тем, как спортсмены выйдут на татами.

Начало поединка на личных соревнованиях

В личных поединках рефери обязан располагаться по центру в двух метрах от спортсменов. За столом с системой видеоконтроля занимают места боковые судьи.

Начало поединков на командных соревнованиях

При проведении командных соревнований до начала боёв спортсмены проводят церемонию поклонов, при этом рефери располагается так же, как и в личном поединке. После сигнала рефери обе команды по очереди выходят каждая со своей стороны по внешней границе соревновательной зоны. Выход осуществляется в порядке убывания таким образом, чтобы спортсмен самой высокой весовой категории располагался ближе к рефери; при этом команды должны находиться лицом друг к другу.

Прохождение к стартовой линии

По сигналу рефери обе команды, совершив поклон при входе в соревновательную зону, идут к стартовой линии, обозначенной на татами. После того как рефери сделал специальный жест (руки вытянуты вперёд параллельно друг другу, ладони открыты), команды поворачиваются в сторону стола руководителя татами. Рефери командует «РЭЙ». По этой команде все спортсмены одновременно выполняют поклон, при этом сам рефери его не делает.

Далее рефери показывает жест (руки согнуты под прямым углом, ладони обращены одна к другой), по которому первая команда становится лицом напротив другой, и по сигналу «РЭЙ» они выполняют поклон друг другу. Когда церемония поклонов закончилась, все спортсмены выходят из соревновательной зоны тем же путём, которым заходили, и ждут на внешней стороне татами начала первого поединка.

Во всех последующих встречах спортсмены выполняют ту же церемонию поклонов, как и в личном поединке. По завершении последнего поединка рефери приглашает спортсменов выполнить ту же процедуру, что описана выше, после чего объявляет победителя.

Церемония поклонов

На церемонии поклонов выполняются те же действия, что и перед стартом состязания, но в обратном порядке: сначала выполняется поклон команд друг другу, а потом в сторону стола, за которым находятся судьи. Спортсмены могут делать поклон при заходе и выходе с соревновательной зоны, но это не является обязательным условием.

После того как спортсмены зайдут на татами, вход в соревновательную зону должен производиться одновременно. Спортсменам запрещено пожимать друг другу руки перед поединком. После входа в соревновательную зону спортсмены направляются к центру её края на свои места в установленном порядке (тот, кого объявили первым, становится справа, а кого вторым – слева от места, где находится рефери), и останавливаются. Затем по команде рефери спортсмены идут на стартовые позиции и одновременно выполняют поклон. При этом левую ногу борцы выставляют вперёд. По окончании поединка рефери оглашает результат, а спортсмены одновременно делают шаг назад с правой ноги и кланяются друг другу.

Требования к поклонам

Поклоны обязательно должны выполняться правильно. Осуществляются они в стойке, сгибаться вперёд в поясе необходимо под углом 30°. В случае если спортсмены неправильно сделали поклон или просто его не выполнили, рефери обязан потребовать от них сделать это.

Остановка поединка

Поединок начинается по команде рефери «ХАДЖИМЕ», спортсмены располагаются стоя. В случае угрозы здоровью спортсмена аккредитованный врач имеет право попросить рефери остановить поединок. Также прервать поединок имеют право члены просмотровой комиссии. В исключительных случаях просмотровая комиссия может вмешиваться для исправления ошибок или изменения решения судей.

Турнир:
Чемпионат Германии. Бундеслига

Источник

«Рей» и «Осс!»

Материал переведен с сайта shitokai.com

В данном материале мы рассмотрим очень важные аспекты каратэ: традиционные и близкие каждому каратэке понятия «Рей» и «Осс!».

Говорят, каратэ начинается и заканчивается с «Рей», что означает «уважение», «вежливость». Каратэки должны относиться с уважением не только к людям, но и к своей школе, к инвентарю и обмундированию, к традициям стиля и боевого искусства в целом. Ни что в этом мире не должно восприниматься, как должное. И «Рей» являет собой дух благодарности и признательности.

Что было бы с каратэ без «Рей»? Конечно, многие каратэки-ученики утратили бы уважение к своему учителю, к процессу обучения – и боевое искусство, вероятно, перестало бы быть искусством. Кроме этого, «Рей» – своеобразный залог безопасности в тренировках: каждый должен уважать своего партнера. Без рассматриваемого принципа люди смогли бы свободно пользоваться классом и наносить менее опытным каратэкам ненужные травмы. В каратэ, как и в обществе, отлаженное взаимодействие в значительной степени зависит от вежливости и уважения.

Самый привычный способ выражения уважения в боевом искусстве – поклон. Студент кланяется сэнсэю до и после занятий. Каратэки кланяются друг другу перед началом поединка в кумитэ. До и после самых бескомпромиссных соревнований конкурирующие спортсмены кланяются, выражая свое взаимное уважение.

Что значит рэй в дзюдо

Демонстрация принципа «Рей» во время тренировок позволяет и мастерам, и рядовым каратэкам-ученикам учиться друг у друга, поддерживая необходимую дисциплину и атмосферу взаимного уважения. Главное, не воспринимать додзё, татами, каратэги и макивару как должное. Настоящие каратэки помнят, что не всем посчастливилось иметь возможность заниматься каратэ.

Применение принципов «Рей» в жизни за пределами додзё – это простой этикет. Мы благодарим гостей за визит, благодарим хозяев дома за замечательно проведенное время, ведем себя за столом определенным образом – все это является выражением вашего уважения к культурной среде.

Настоящий каратэка использует «Рей» во всех аспектах жизни. Вероятно, именно в этом заключен один из основополагающих аспектов каратэ как искусства.

Каждый каратэка слышал это слово – «Осс!». Иногда оно произносится обычным голосом, но так же часто в звучании присутствует громкая торжественность! «Осс!» заменяет «привет», «до свидания», «да», «хорошо» или «я понимаю». Независимо от того, как и когда произнесен данный «термин», он демонстрирует и утверждает один из самых важных аспектов каратэ.

Что значит рэй в дзюдо

В англоязычной версии написания «Осс!» чаще всего встречается в виде «OSU!».

Людям свойственны стремления найти «отдачу» на свои усилия. Мы получаем деньги за работу. Учителя награждают трудолюбивых учеников высокими баллами. Родители похвалой платят детям за их усилия. Но каратэ – это искусство, включающее в себя самоанализ и саморефлексию: каратэку куда больше беспокоят еще не познанные аспекты единоборства, чем награды. К сожалению, есть и каратисты, которые трудятся на тренировках лишь если за этим пристально следит сэнсэй: они ждут похвалы. Некоторые люди не понимают, что они находятся в додзё, чтобы постичь каратэ, а не произвести впечатление на учителя. И то, каких вершин может достигнуть каждый каратэка, зависит лишь от того, насколько усердны были его тренировки. Люди часто тратят слишком много энергии на привлечение внимания своего учителя. Другими словами, их усилия «не молчат».

Образ истинного мастера каратэ, как правило, сопровождается скромностью и сдержанностью. Мастер понимает, что опыт в каратэ и потраченные усилия неопровержимы, они не зависят от признания других. Ведь цветок, цветущий глубоко в чаще леса, не менее красив, чем цветок, растущий в саду, где каждый может его увидеть. Многие великие мастера каратэ постигали боевое искусство в уединении: в горах и лесах Японии, где они должны были постоянно бросать вызов самим себе. Там не было никого, кто смог бы их похвалить или поддержать, восхищаясь достижениями мастерства.

Каждый раз, когда вы говорите «Осс!» во время занятий каратэ, помните, что вы даете обещание: работать и терпеть! Если вы можете сказать это честно, искренне и с гордостью – будьте уверены, вы находитесь на правильном пути!

Источник

Термины в дзюдо. Что они значат?

Юко, вадза-ари, матэ – разбираемся что есть что

Дзюдо – в переводе с японского «гибкий путь» – боевое искусство, созданное в конце 19 века в Японии. На Олимпийских играх соревнования по дзюдо впервые появились на летней Олимпиаде 1964 года в Токио, а с 1992 года в программу Игр включены женские дисциплины.

Дзюдо является боевым искусством и системой психофизического воспитания. Основное отличие дзюдо от других боевых искусств заключается в принципе использования преимущества защиты при атаке противником, его ошибок, которые провоцируются бойцом. Обязательное условие схватки заключается в максимальной эффективности при минимальных затратах энергии.

Словарь дзюдо обширен и включает в себя более 150 терминов. Разбираем основную терминологию, чтобы лучше понимать мир дзюдо.

Первоначально дзюдо включало в себя приемы различных школ, наименее опасные при применении в соревнованиях. Первый утвержденный перечень приемов Кодокан дзюдо (Институт Кодокан является руководящей организацией мира дзюдо – прим.ОС) содержал 40 бросков, выполняемых преимущественно из стойки.

На сегодняшний день Кодокан дзюдо насчитывает 67 приемов «нагэ вадза» (техника бросков) и 29 приемов «катамэ вадза» (техника удержания), на основе которых строится практически неограниченное количество вариативных техник.

Приемы дзюдо состоят из:

Все броски в дзюдо разделяются на два вида по стилю исполнения:

Броски, выполняемые в стойке – «тати вадза», в свою очередь, подразделяются на:

Например, Ути Мата — прием в дзюдо, для проведения которого в основном используются руки.

Например, Коши Гурума — оппонента необходимо схватить за шею и совершить «колесо через поясницу»

Например, Аши Гурума – обе ноги противника захватываются, при условии, что одна из них не касается земли.

Броски «сутэми вадза» подразделяются на:

Названия приемов основаны на нескольких принципах: описывают вид движения; называют часть тела, играющую ключевую роль в выполнении; указывают на направление броска; касаются общего вида броска и поэтически описывают настроение.

Оценка в дзюдо

В дзюдо существует три основные оценки:

«юко» – присуждается, когда бросок проведен с недостаточной силой и быстротой, но при падении соперника на большую часть спины, либо когда бросок проведен с достаточной силой или быстротой, но при падении соперника только на небольшую часть спины. Также «юко» присуждается также при 15-секундном удержании соперника.

«вадза-ари» – вторая оценка в поединке, считается половиной «иппон». Борец, проведший 2 приема, отмеченных «вадза-ари», досрочно объявляется победителем схватки.

«иппон» – высшая оценка в поединке, немедленно приводящая к победе дзюдоиста, который произвел прием.

Наивысшая оценка «иппон» присуждается в следующих случаях:

· когда дзюдоист быстро и сильно бросает противника на спину (большую ее часть);

· когда дзюдоист проводит удержание более чем в течение 20 секунд;

· когда противник в результате выполнения болевого или удушающего приема произносит слово «маита» (сдаюсь) или два или более раза хлопает рукой или ногой;

· когда результат проведения болевого или удушающего приема очевиден судьям (например, при потере сознания дзюдоистом, на котором проводится прием);

· при перекате по спине.

Помимо трех основных оценок существует оценка «вадза-ари авасет иппон», присуждаемая в том случае, если один участник в течение одной схватки получает вторую оценку «вадза-ари». Арбитр объявляет «вадза-ари авасет иппон», что означает переход двух оценок «вадза-ари» в оценку «иппон», и следовательно победу борца.

Если в основное время поединка у обоих участников равенство оценок и наказаний (либо их отсутствие), назначается дополнительная встреча «голден скор», которая длится до первой оценки или наказания. По правилам периода отдыха между окончанием основного поединка и началом поединка «голден скор» нет.

Замечания

За нарушение правил соревнований судья может назначить спортсменам наказания — «шидо».

Наказания назначаются судьей в случае выполнения запрещенных правилами приемов и действий, пассивность, имитацию приемов, стягивания в партер, постоянную защиту от захватов соперника и т.п.

Если один из спортсменов получает 3 «шидо», то четвертое нарушение приводит к немедленному окончанию схватки и дисквалификации – «хансоку-макэ».

Команды судьи

Схватка в дзюдо начинается по команде судьи «хадзимэ»

Для временной остановки поединка используется команда «матэ»

При окончании поединка судья даёт команду «соро-мадэ»

«Соро-мадэ» означает окончание поединка. Арбитр должен объявить команду «соро-мадэ» и закончить схватку:

В случае, когда арбитр хочет немедленно остановить схватку, например, для обращения к одному или обоим участникам, не меняя их положения для объявления наказания, но так, чтобы борец, не нарушивший правила, не терял выгодную позицию, он дает команду «соно-мама», что в переводе с японского означает «не двигаться».

Командой «ёши» арбитр призывает дзюдоистов к продолжению встречи.

На сегодняшний день лидером по количеству наград на олимпийских турнирах по дзюдо являются родоначальники дзюдо. На счету японских спортсменов 35 золотых медалей из 109 разыгранных наград с 1964 года, а также по 15 серебряных и бронзовых медалей. На втором месте французы, завоевавшие 10 золотых медалей, 8 серебряных и 19 бронзовых. На третьем месте представители Южной Кореи — в их копилке 9 золотых и по 14 серебряных и бронзовых медалей.

Среди наиболее титулованных дзюдоистов, которые достигли наивысших успехов на Олимпийских турнирах по дзюдо:

Тедди Ринер — французский дзюдоист, двукратный олимпийский чемпион, 10-кратный чемпион мира, пятикратный чемпион Европы.

Тадахиро Номура — единственный трёхкратный олимпийский чемпион по дзюдо (1996, 2000 и 2004), выступавший в категории до 60 кг.

Антон Гесинк — нидерландский дзюдоист, трёхкратный чемпион мира, чемпион Олимпийских игр (1964), ставший первым дзюдоистом, победившим японцев в чемпионатах мира и Олимпийских играх (в абсолютной весовой категории).

Рёко Тани — японская дзюдоистка, двукратная олимпийская чемпионка, завоевавшая 5 медалей на 5 Олимпийских играх подряд в категории до 48 кг (2 золота, 2 серебра и 1 бронза).

Давид Дуйе — французский дзюдоист, двукратный олимпийский чемпион (1996 и 2000) и четырёхкратный чемпион мира.

Источник

Дзюдо

Дзюдо (яп. 柔道, дословно — «мягкий путь») – олимпийский вид спорта, в котором разрешены броски, болевые и удушающие приемы. Болевые приемы разрешено проводить только на руки противника. Удары и часть наиболее травмоопасных приёмов изучаются только в форме ката. В дзюдо очень важна ловкость, а также принципиально использование силы соперника.

Что значит рэй в дзюдо

Дзюдо базируется на трёх главных принципах: взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса, наилучшее использование тела и духа, и поддаться, чтобы победить.

Международная федерация дзюдо (англ. International Judo Federation, IJF) была образована в июле 1951 года. IJF устанавливает правила соревнований по дзюдо и проводит континентальные и мировые чемпионаты.

Что значит рэй в дзюдо

История возникновения и развития дзюдо

По принятой в Японии классификации, дзюдо относится к современным боевым искусствам. Борьба дзюдо была создана профессором Дзигоро Кано. В 1882 году Кано открыл в Токио первую школу дзюдо «Кодокан». Через год им была создана система разрядов, а в 1887 году была окончательно сформирована техника дзюдо. Первый чемпионат мирового уровня прошел в Токио 1956 году, после чего соревнования такого масштаба стали проводится регулярно и не только в Японии.

На протяжении долгих лет в дзюдо не существовало весовых категорий. Как считали сами японцы, главное – это не сила, а искусство владения тайной техникой. Но после поражения японцев на четвертом чемпионате мира правила были изменены и появились весовые категории. Начиная с 1964 году дзюдо, было внесено в программу Олимпийских игр.

В 1980 году был проведён первый чемпионат мира среди женщин, а в 1992 году соревнования по дзюдо среди женщин были включены в официальную программу летних Олимпийских игр в Барселоне.

С 2005 года Европейский союз дзюдо стал проводить соревнования по ката. В 2008 году в Париже Международная федерация дзюдо провела первый чемпионат мира по ката.

Правила дзюдо

Кроме весовых категорий, в дзюдо существуют определенные возрастные группы:

Что значит рэй в дзюдо

Поединок в дзюдо начинается в положении стоя и по команде «ХАДЖИМЭ». Если нужно остановить поединок, то объявляется команда «МАТЭ». Об окончании поединка сигнализирует команда «СОРО-МАДЭ».

Для победы в поединке атакующий борец в стойке должен выполнить бросок соперника на спину, а в положении лежа – болевой или удушающий прием, либо удержание (30 сек.).

Оценки в дзюдо

«Иппон» – высшая оценка в дзюдо, означает чистую победу. «Иппон» дается за выполнение следующих технических действий:

«Ваза-ари» – пол победы, дается за выполнение следующих технических действий:

При получении второй оценки «ваза-ари» в течение одного поединка, арбитр спортсмена победителем с помощью команды «ваза-ари авасет иппон».

«Юко» – дается за выполнение следующих технических действий:

«Кока» – дается за выполнение следующих технических действий:

Наряду с оценками участники могут получать наказания за нарушения требований Правил соревнований дзюдо.

Татами

Поединки в дзюдо проходят татами, который состоит из отдельных матов размером 1м х 1м х 4см или 2м х 1м х 4см, сделанных из полимерных материалов. Татами состоит из двух зон разного цвета. В центре татами находится квадрат с минимальными размерами 8м на 8м и максимальными – 10м на 10м, который называется рабочей зоной и состоит из матов одного цвета. Внешняя часть татами, называется зоной безопасности и состоит из матов другого цвета и имеет по периметру размер 3м. В центральной части рабочей зоны на расстоянии 4м друг от друга на маты нанесены белая и синяя полоски шириной около 10 см и длиной около 50 см, служащие для обозначения мест участников перед началом поединка и после его окончания.

Что значит рэй в дзюдо

Экипировка дзюдоистов

Форма для занятия дзюдо называется – дзюдога и состоит из трех частей: куртка, штаны и пояс. Обычно дзюдога изготавливается из хлопка и должна быть синего цвета у спортсмена, вызванного первым, и белого цвета у второго спортсмена.

Куртка должна быть такой длины, чтобы покрывать бедра и доставать до кистей рук, опущенных вдоль туловища. Куртка должна быть достаточно широкой, чтобы запахиваться левой полой на правую не менее, чем на 20 см на уровне нижней части грудной клетки. Рукава куртки должны быть длиной максимум до запястья и минимум до точки, расположенной на 5 см выше запястья. По всей длине рукава между рукавом и курткой должно быть пространство 10-15 см. Брюки должны быть достаточно длинными, чтобы покрывать ноги максимально до голеностопного сустава или минимально до точки, расположенной на 5 см выше его. Между ногой и брюками должно быть пространство 10-15 см по всей длине штанины. Пояс шириной 4-5 см должен быть обернут дважды поверх куртки и завязан на уровне талии плоским узлом. Длина пояса должна быть такой, чтобы оставались концы длиной 20-30 см. Если костюм участника не соответствует требованиям Правил, судья на контроле или арбитр могут потребовать от участника поменять костюм.

Судейство

Судейство поединка осуществляет бригада судей:

Что значит рэй в дзюдо

Соревнования по дзюдо

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Дзюдо».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *