Что значит реставрация монархии в англии
Этот день в истории: 1660 год — Реставрация монархии в Англии
29 мая 1660 года принц Карл — сын казненного английского короля Карла I Стюарта триумфально вернулся в Лондон и был провозглашён королём Карлом II. Согласно принятому закону, было решено считать, что время правления нового монарха наступило с момента казни его отца. С тех пор этот день официально празднуется в Англии как «День Королевского Дуба» (Royal Oak Day).
После смерти Оливера Кромвеля в сентябре 1658 года пост лорда-протектора перешёл к его сыну Ричарду, который немедленно созвал новый парламент. Ричард не пользовался такой же популярностью как его отец, поэтому депутаты решили избавиться от диктатуры Кромвелей и сразу принялись за демонтаж системы протектората, пытаясь поставить армию под свой контроль. В ответ Ричард 22 апреля 1659 года распустил парламент.
Однако у Кромвелей больше не было сторонников. Государственный совет из высших генералов, созванный вместо парламента упразднил пост Лорда-протектора, а Ричарду и его братьям в качестве компенсации выделили недвижимость, денежный доход и оплатили их долги.
Одновременно с этим в стране активизировались роялисты, к которым присоединялись пресвитериане, часть депутатов парламента и простонародье. В августе 1659 года произошёл серьёзный роялистский мятеж, успешно подавленный генералом Ламбертом. Два месяца спустя войска Ламберта разогнали парламент, однако другие генералы не поддержали его действия.
Разброд в военном командовании вскоре привел к мятежу — популярный в армии генерал Джордж Монк, не попавший в правящую военную группу, двинул свои войска из Шотландии на Лондон и в феврале 1660 года совершил государственный переворот. Созванный Монком новый парламент первым делом принял закон, который объявлял недействительными все республиканские правовые акты, принятые после 1648 года. Этот акт фактически объявлял незаконным арест и казнь короля Карла I Стюарта в феврале 1649 года.
В новой обстановке значительная часть депутатов выступала за восстановление монархии, и Монк вступил в переговоры с сыном казненного монарха — принцем Карлом, который находился в Голландии.
25 апреля 1660 года новоизбранный парламент, в котором пресвитериане и роялисты получили большинство, пригласил Карла занять престол трёх королевств. Одновременно была восстановлена в прежнем составе палата лордов. 29 мая 1660 года, в день своего тридцатилетия, Карл II триумфально вернулся в Лондон и был провозглашён королём. Формально было решено считать, что он правил с момента казни Карла I. День 29 мая с тех пор официально празднуется в Англии (Royal Oak Day).
После Реставрации Англия, Шотландия и Ирландия вновь стали рассматриваться как отдельные государства с общим королём. Война с Испанией в сентябре того же 1660 года была окончена миром, после чего английская армия, оплот пуританского влияния, была распущена (частично передана местным властям).
Дворяне-эмигранты вернулись в Англию и получили некоторую компенсацию за потерянное имущество. Был щедро награждён и Джордж Монк: он получил сан рыцаря, титулы графа Торрингтонского и герцога Албермарльского (Duke of Albemarle), два баронства в разных графствах, а также придворную должность конюшего (Master of the Horse) и 700 фунтов в год.
В то же время уцелевшие «цареубийцы» (участники суда над Карлом I) были сами преданы суду и многие были казнены. Трупы Кромвеля, Айртона, Прайда и Бредшоу были выкопаны из могилы, повешены и затем четвертованы.
Реставрация Стюартов
Реставрация Стюартов — восстановление в 1660 году на территории Англии, Шотландии и Ирландии монархии, ранее упразднённой указом английского парламента от 17 марта 1649 года. Новым королём всех трёх государств стал Карл II Стюарт, сын казнённого во время Английской революции короля Карла I.
Содержание
Историческая обстановка накануне Реставрации
В сентябре 1658 года умер правитель («Лорд-протектор») Англии Оливер Кромвель. К этому времени Шотландия и Ирландия, ранее считавшиеся отдельными государствами, были присоединены к Английской республике. Англия была втянута в долгую и разорительную войну с Испанией. Экономическое положение страны значительно ухудшилось, число сторонников восстановления монархии быстро росло. Ещё в 1649 году, сразу после казни Карла I, его сын принц Карл, бежавший в Голландию, объявил себя законным королём Англии. Кромвель сумел подавить сопротивление роялистов только в 1651 году.
После смерти Кромвеля пост Лорда-протектора перешёл к его сыну Ричарду, который немедленно созвал новый парламент. Депутаты сразу принялись за демонтаж системы протектората, пытаясь восстановить принципы парламентской республики, и в первую очередь — поставить армию под свой контроль. Армия воспротивилась и потребовала от Ричарда распустить парламент; 22 апреля 1659 года Ричард Кромвель был вынужден подчиниться.
Тем временем в стране активизировались роялисты, к которым присоединялись пресвитериане. часть депутатов парламента и простонародье. В августе 1659 года произошёл серьёзный роялистский мятеж, успешно подавленный генералом Ламбертом. Два месяца спустя войска Ламберта разогнали парламент, однако другие генералы не поддержали его действия.
Конфликт разрешился неожиданно. Популярный в армии генерал Джордж Монк, не попавший в правящую военную группу, двинул свои войска из Шотландии на Лондон и в феврале 1660 года совершил государственный переворот. Ламберт был арестован и брошен в Тауэр. Монк созвал новый парламент, вновь включив в его состав всех пострадавших от «Прайдовой чистки». Первый же принятый парламентом закон объявлял недействительными все республиканские правовые акты (принятые после 1648 года). Затем Монк был утверждён на посту главнокомандующего вооружёнными силами страны, после чего были назначены выборы нового парламента (март 1660).
Восстановление монархии
25 апреля новоизбранный парламент, в котором пресвитериане и роялисты получили большинство, пригласил Карла занять престол трёх королевств. Одновременно была восстановлена в прежнем составе палата лордов. 29 мая 1660 года, в день своего тридцатилетия, Карл II триумфально вернулся в Лондон и был провозглашён королём. Формально было решено считать, что он правил с момента казни Карла I. День 29 мая с тех пор официально празднуется в Англии (Royal Oak Day).
После Реставрации Англия, Шотландия и Ирландия вновь стали рассматриваться как отдельные государства с общим королём. Война с Испанией в сентябре того же 1660 года была окончена миром, после чего английская армия, оплот пуританского влияния, была распущена (частично передана местным властям). Англиканская церковь восстановила своё привилегированное положение в Англии (особенно для государственных служащих), а пуританские конфессии подвергались разного рода ущемлениям вплоть до «Славной революции» 1688 года.
Дворяне-эмигранты вернулись в Англию и получили некоторую компенсацию за потерянное имущество. Был щедро награждён и Джордж Монк: он получил сан рыцаря, титулы графа Торрингтонского и герцога Албермарльского (Duke of Albemarle), два баронства в разных графствах, а также придворную должность конюшего (Master of the Horse) и 700 фунтов в год.
Историческое и культурное влияние
Наполеон Бонапарт после захвата власти во Франции (1799) получал множество призывов от монархистской лиги «стать французским Монком» и содействовать реставрации Бурбонов. [4] Однако эти призывы остались без ответа, а похищение и расстрел герцога Энгиенского показали невозможность развития событий по английскому образцу.
Драматические события Английской революции отражены во многих произведениях литературы и искусства, например:
Великобритания в Новое время
Английская буржуазная революция и возникновение буржуазного государства в Англии
Экономические предпосылки буржуазной революции. Англия раньше других государств Европы встала на капиталистический путь развития. Здесь осуществился классический вариант утверждения буржуазных отношений, позволивший Англии уже в конце XVII- XVIII веков захватить мировое экономическое лидерство.
Развитие в Англии капиталистического уклада привело к обострению классовых противоречий и разделению страны на сторонников и противников феодально-абсолютистского строя.
Противниками абсолютизма выступали все буржуазные элементы: новое дворянство (джентри), стремившиеся стать полными собственниками земли, упразднив рыцарское держание и ускорив процесс огораживания; собственно буржуазия (торговцы, финансисты, купцы- промышленники и др.), желавшая ограничить королевскую власть и заставить ее служить интересам капиталистического развития страны. Но главную силу оппозиция черпала в недовольстве своим положением широких слоев населения и, прежде всего, деревенской и городской бедноты.
Идеологические предпосылки революции и социально-политические стремления оппозиции. Идеологической предпосылкой первых буржуазных революций в Европе стала Реформация, которая породила новую модель сознания, основанного на индивидуализме, практицизме и предприимчивости.
В середине XVI века Англия, пережив Реформацию, стала протестантской страной. Причем протестантизм в Англии был весьма своеобразным. Англиканская церковь представляла собой смесь католичества и протестантизма. От католичества были удержаны 7 таинств, обряды, порядок богослужения и все 3 степени священства; от протестантизма взято учение о церковном главенстве государственной власти, об оправдании верой, о значении Священного Писания как единственной основы вероучения, богослужении на родном языке, отмена монашества. Главой церкви был объявлен король, поэтому
выступления против церкви означали выступления против королевской власти.
В пуританизме выделялось несколько течений, находившихся в оппозиции к абсолютизму и англиканской церкви. В ходе революции они разделились на самостоятельные политические группировки.
Наиболее радикальной религиозно-политической группировкой явились левеллеры (уравнители), объединявшие в своих рядах ремесленников и свободных крестьян. Левеллеры выступали за провозглашение республики и введение всеобщего избирательного права для мужчин.
Еще дальше шли диггеры (копатели)»,выражавшие интересы городской и деревенской бедноты. Они требовали ликвидации частной собственности и имущественного неравенства.
Первые Стюарты без санкции парламента регулярно вводили новые налоги, что не устраивало большинство населения. В стране продолжали действовать 2 комиссии: «Звездная палата», которая занималась вопросами государственной безопасности, а фактически преследованиями тех, кто осмеливался высказаться против творившихся беззаконий, и «Высокая комиссия», выполнявшая функции придворной инквизиции над пуританами.
В 1628 г. парламент предъявил королю «Петицию о правах», которая содержала ряд требований: не взимать налогов без общего согласия данного актом парламента (ст. 10); не производить арестов, противных обычаям королевства (ст.2); прекратить практику военных постоев у населения и др. (ст.6).
После некоторых колебаний король подписал петицию. Однако ожидаемого примирения не наступило.
В 1629 отказ парламента утвердить новые королевские поборы вызвал гнев Карла I и роспуск парламента. Беспарламентское правление продолжалось до 1640 г., когда в результате неудачной войны с Шотландией в стране наступил финансовый кризис. В поисках выхода Карл 1 созвал парламент, получивший название «Короткого». Отказавшись сразу обсуждать вопрос о финансовых субсидиях, он был распущен, не проработав даже месяца. Разгон парламента дал решающий толчок для борьбы народных масс, буржуазии и нового дворянства против абсолютизма.
Таким образом, в Англии к середине XVII в. сложились экономические, идеологические и политические предпосылки буржуазной революции. Социально-экономическое развитие страны вступило в противоречие с более косной политической системой. Положение усугубилось тяжелым финансовым кризисом, вызвавшим в начале 40-х годов XVII в. революционную ситуацию в стране.
Конституционный этап революции (1640-1642). После разгона Короткого парламента политическая ситуация в Англии еще более осложнилась. В Лондоне один за одним вспыхивали народные волнения. Отсутствие денег, недовольство не только в низах, но и среди финансистов, купечества и нового дворянства сделали положение Карла I безвыходным. Осознав, что без помощи парламента ему не удастся вывести страну из кризиса, король в ноябре 1640 созывает новый парламент. За непрерывность работы до 1653 г. он получил название «Долгого».
Практически сразу парламент предложил королю ряд актов, направленных на ограничение королевской власти и установление конституционной монархии. февраля 1641 г. король подписал «трехгодичный акт», в котором регламентировался созыв парламента (1 раз в три года) независимо от воли короля.
1 декабря 1641 г. парламент принял «Великую ремонстрацию», в которой подтверждались основные положения «трехгодичного акта», констатировался факт уничтожения произвола во взимании налогов со стороны королевской власти; говорилось о необходимости упорядочения работы судов; вводился порядок назначения чиновников с ведома парламента. Этим актом было запрещено преследование инакомыслящих.
Принятие данных конституционных актов привело к обострению отношений между парламентом и королем. В январе 1642 г. Карл I уехал на север Англии и, опираясь на земельных аристократов, приступил к созданию армии для борьбы с парламентом. Уже в августе 1642 г. он объявил ему войну.
Неудачи парламента вынудили осуществить реорганизацию армии по плану О. Кромвеля. Основу реформы составили 2 документа: «Акт о новой модели» (1645) и «Билль о самоопределении» (1645). Суть ее сводилась к следующему:
Реорганизация парламентской армии позволила ей превратиться в дисциплинированную боеспособную силу и одержать ряд побед над королем. К марту 1646 г. Первая гражданская война была в основном окончена. Карл I убежал в Шотландию, но в 1647 г. был выдан парламенту.
К этому времени парламент, где было сосредоточено пресвитерианское большинство, все более явственно начинает расходиться с ин- депендентской армией в вопросах политики по отношению к королевской власти и дальнейшим реформам.
Пресвитериане считали необходимым провести церковную реформу, примириться с королем и остановиться на конституционной монархии. Индепенденты совместно с левеллерами требовали более радикальных реформ.
Индепендентская республика (1649-1653). После казни короля в Англии началось оформление республиканской формы правления.
Первым шагом в этом направлении стал специальный акт от 4 января 1649 провозгласивший палату общин верховной властью английского государства. Следующим актом от 17 марта 1649 г. королевская власть отменялась «как бесполезная, тягостная и опасная для свободы, безопасности и интересов английской нации». 19 марта был принят закон о ликвидации палаты лордов, а в мае 1649 г. специальным постановлением парламента Англия была провозглашена республикой.
Протекторат Кромвеля. В апреле 1653, используя всеобщее недовольство ситуацией в стране, генерал Кромвель разгоняет так называемые «охвостье» Долгого парламента.
Образованный Малый парламент, состоявший исключительно из индепендентов, просуществовал недолго. 12 декабря 1653 г. он был распущен, что стало началом установления военной диктатуры Кромвеля.
Новый государственный строй был юридически закреплен конституцией от 16 декабря 1653, разработанной советом офицеров и получивший название «Орудие управления».
Законодательная власть согласно данной конституции сосредоточивалась в руках лорда-протектора и парламента (ст.1). Должность лорда-протектора была пожизненной, но выборной. Выборы осуществлялись Государственным советом (ст. XXXII).
Однопалатный парламент избирался на 3 года. При этом избирательное право было ограничено высоким имущественным цензом (200 ф. стерлингов годового дохода), превышающим дореволюционный в 100 раз (ст. XVIII).
Законы принимались парламентом и представлялись лорду-протектору на одобрение. Закон считался вступившим в силу без одобрения лорда-протектора лишь в том случае, если он в течении 20 дней с момента поступления проекта не дал парламенту удовлетворительных объяснений своего отказа (ст. XXIV).
Окончательно принятые законы не могли быть изменены, приостановлены, выведены из употребления или отменены без согласия парламента (ст. VI).
Исполнительная власть вверялась лорду-протектору и Государственному совету. Лорд-протектор наделялся чрезвычайно широкими полномочиями:
Государственный совет состоял из пожизненно назначаемых членов, число которых «не должно превышать 21 и не быть ниже 13» (ст. 11). Первоначально имена членов Совета определялись самой конституцией. В случае смерти члена Совета парламент избирал 6 кандидатов на место каждого выбывшего. Из числа этих мест Совет большинством голосов выбирал двух и представлял лорду-протектору, который затем утверждал в звании члена Совета одно из них (ст. XXV). Государственный совет играл роль правительства. Лорд протектор осуществлял все вверенное ему управление при содействии Совета (ст. 111). В случае смерти главы государства Государственный совет должен был выбрать нового л орда-протектора (ст. XXXII). декабря 1653 г. О. Кромвель, объявленный пожизненным лор- дом-протектором «Англии, Шотландии и Ирландии и владений им принадлежащих» (ст. XXXIII), принес присягу на верность конституции. 3 сентября 1654 г. начал работу парламент, избранный на основе новой конституции. Однако его попытки несколько ограничить власть лорда-протектора вновь привели к роспуску парламента.
Завершением оформления режима диктатуры стало учреждение системы управления с помощью генерал-майоров. К осени 1655 г. Англия и Уэльс были разделены на 12 округов, во главе каждого был поставлен генерал-майор, наделенный чрезвычайно широкими полномочиями.
Таким образом, конституция 1653 г. и последующие события привели в конечном итоге к установлению режима военной диктатуры.
Реставрация Стюартов и образование конституционной монархии
В 1659 г. остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью. В 1660 г. он восстановил палату лордов и старую конституционную монархию, провозгласив Карла II Стюарта английским королем. Реставрация монархии повлекла за собой восстановление прежней избирательной системы, структуры парламента, некоторых государственных органов.
С целью сохранения собственной безопасности и результатов революции новое дворянство добилось от Карла II подписания «Бредской декларации», в которой король обещал ряд политических гарантий:
Утвердившись на престоле Карл II забыл о данных обещаниях. Участники революции стали преследоваться. Труппы Кромвеля и других участников революции были выброшены из могил и вздернуты на виселицу. Государственной религией была объявлена англиканская церковь, а пуритане вновь подверглись гонению.
В период правления Карла II тори занимали доминирующую роль в английском парламенте. Виги, находясь в оппозиции и будучи преследуемыми, боролись за признание прав личности. В 1679 г., используя свое кратковременное большинство в палате общин, им удается провести знаменитый Habeas corpus act (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточении за морями). Основное его значение заключалось в гарантиях, которые он давал против неправосудных арестов. Суть закона сводилась к следующему:
Действие акта не распространялось на лиц, арестованных «за государственную измену или тяжкое уголовное преступление» (ст.III). Кроме этого парламент сохранил за собой право приостанавливать действие данного закона.
В целом, несмотря на ограничения, «Habaes corpus act» давал ряд юридических гарантий неприкосновенности личности.
После переворота парламент принял ряд законодательных актов, оформивших в Англии конституционную монархию.
Первым конституционным законом Англии рассматриваемого периода явился «Билль о правах» 1689 г., который существенно ограничивал королевскую власть в пользу парламента. Его основные положения состояли в следующем: Провозглашался принцип верховенства парламента. Королю без согласия парламента запрещалось приостанавливать действие законов и делать изъятия из них (ст. 1-2). Вводился запрет на взимание сборов в пользу короны без согласия парламента (ст.З). Запрещался набор и содержание армии в мирное время без разрешения парламента (ст.6). Выборы членов парламента объявлялись свободными (ст.8), а созыв парламента достаточно частым (ст. 13). Провозглашалась свобода слова и прений в парламенте, преследование за выступления запрещалось (ст.9).
Другим важным конституционным законом стал «Акт об уст- роении» 1701 г., положивший начало установлению новых принципов буржуазного государственного права. Прежде всего это: Принцип контрассигнатуры, согласно которому недействительным считался акт, изданный королем, если он не был скреплен подписью соответствующего министра (члена Тайного совета) (ст. II). В связи с этим возрастала политическая роль министров, которые могли быть привлечены парламентом к ответственности, это положило начало формировавшего принципа «ответственного правительства». Принцип несменяемости судей. Устанавливалось, что судьи могли исполнять свои обязанности до тех пор «пока они будут вести себя хорошо»[IX]. Отстранение их от должности могло происходить только по представлению обеих палат парламента (ст. II).
Кроме того, «Акт об устроении» определял порядок престолонаследия, по которому английский престол могло занять лицо только англиканского вероисповедания.
Таким образом, в Англии в результате революции 1640-1660 и дворцового переворота 1688 г., был окончательно похоронен абсолютизм и твердо установилась конституционная монархия. «Билль о правах» и «Акт об устроении» положили начало формированию ряда важных институтов буржуазного конституционного права: принципу верховенства парламента в законодательной сфере; принципу «ответственности правительства»; принципу «несменяемости судей».
Изменение в политической сфере дали толчок развитию капитализма, обеспечив свободу действий класса буржуазии и проложив дорогу промышленному перевороту XVIII в.
Эволюция английского государственного строя в XVIII веке
Основной линией развития государственного строя Англии в XVIII веке продолжает оставаться оформление конституционной, ограниченной парламентом, монархии.
Установление системы неписаных соглашений определило конституционное развитие Англии 18 века, главными особенностями которого стали:
Рассмотрим место парламента, короля и кабинета министров в системе органов государственной власти Англии XVIII века.
Палата общин формировалась в результате выборов, но пассивное избирательное право было ограничено высоким имущественным Цензом. По закону 1710 года правом быть избранными наделялись лишь состоятельные лица, имевшие доход от недвижимой собственности в размере 300 ф.с. в городах и 600 ф.с. в сельской местности
Полномочия парламента определялись в основном писанной частью английской конституции, сложившейся к XVII веку («Билль о правах», «Трехгодичный акт»). К главным из них по-прежнему относились:
Король по-прежнему являлся главой государства. Королевские прерогативы, несмотря на их ограничение парламентом после «славной революции», оставались достаточно широкими. Король считался носителем исполнительной власти; верховным судьей с правом прекращения процесса и помилования; главнокомандующим вооруженными силами; светским главой государственной англиканской церкви. Оставались у королевской власти и полномочия в законодательной сфере. Без его подписи ни один акт не становился законом.
Одним из первых неписаных соглашений стало правило «кабинет заседает без короля». Его происхождение связано с именем короля Ганноверской династии Георга I, прибывшего из небольшого германского княжества. Георг I не владел английским языком и поэтому отказался от присутствия на заседаниях кабинета министров, что привело к возрастанию самостоятельности органа и формированию должности премьер-министра.
Этому способствовало и установление принципа неответственно- сти монарха, выраженного формулой: «король не может быть не прав», что увеличивало ответственность кабинета министров за принимаемые решения.
К данному времени относится и появление правила, согласно которому право формировать кабинет министров переходит лидеру партии, победившей на выборах и имеющей большинство в палате общин. Георг I был первым, кто создал такой прецедент.
Контроль парламента за исполнительной властью закрепился формированием принципа «ответственности правительства». Это оформление прошло несколько этапов: Установление «Актом об устроении» 1701 года принципа контрассигнатуры, согласно которому любой акт короля считался недействительным без подписи соответствующего министра. Утверждение в постановлении палаты лордов от 1711 года правила индивидуальной политической и юридической ответственности министра за подписанный документ, явившегося дополнением к принципу контрассигнатуры. Оформление к концу XVIII века принципа солидарной ответственности кабинета министров перед палатой общин, суть которого заключалась в том, что публичные выступления и практическая деятельность каждого министра не должны расходиться с политикой кабинета в целом. Формирование к концу XVIII века принципа, определяющего основу взаимоотношения кабинета министров с парламентом: кабинет находится у власти до тех пор, пока его поддерживает большинство палаты общин.
Таким образом, в Англии XVIII века с ограничением прав короля в различных сферах осуществления государственной власти происходит постепенное перерастание дуалистической монархии в парламентскую.
В 1707 г. актом об унии с Англией были объединена Шотландия, парламент которой был упразднен. Оба королевства соединялись в одно под наименованием Великобритания.
Сдвиги в социально-экономической сфере отразились и на политической жизни Англии.
На политическую арену вышли новые классы, активно вступившие в борьбу за свои права. В связи с этим первая половина XVIII века стала временем создания новых и переориентировки старых политических объединений.
Прежде всего изменилась социальная база традиционных политических партий Англии: вигов и тори.
Интересы промышленной буржуазии, стремившейся к проведению демократических преобразований, стала представлять партия вигов; партия тори по-прежнему выражала интересы крупных землевладельцев (лендлордов) и финансовой аристократии, пытавшихся сохранить установившуюся в XVIII веке политическую систему. В этот же период появляются первые рабочие союзы.
Стремление промышленной буржуазии и пролетариата к участию в политической жизни проявилось в борьбе за новую избирательную систему.
Избирательная реформа 1832 года. Экономическая мощь промышленной буржуазии быстро возрастала, а ее влияние в парламенте по прежнему оставалось незначительным. В обеих палатах парламента благодаря старой средневековой избирательной системе господствовали крупные землевладельцы и финансовая аристократия. В связи с этим промышленной буржуазии, сосредоточенной преимущественно в крупных городах, необходима была новая избирательная система. В борьбе за нее она опиралась на пролетариат, находившейся в бедственном положении и не обладавший избирательными правами совсем. Сложившаяся ситуация благоприятствовала возникновению разного рода рабочих союзов и вела к усилению политической активности английского пролетариата.
Сохранение практики посылки депутатов в парламент от «гнилых» и «карманных» местечек приводили к тому, что, например, Лондон, с населением около 1,5 миллиона человек, имел право посылать в парламент только 4 депутата, а 30 «гнилых местечек» с общим числом жителей около 400 тысяч человек посылали в палату общин 60 депутатов. Крупные промышленные центры как Манчестер, Бирмингем, Лидс, Шеффилд таким правом вообще не обладали.
Политическая борьба обострилась в 1830 году, чему в немалой степени способствовала июльская революция во Франции. Парламентские выборы этого года принесли победу сторонникам реформы. В 1831 вигское правительство Грея внесло на рассмотрение палаты общин «Билль о парламентской реформе». Нижняя палата приняла его, а верхняя отвергла. В ответ на это буржуазные организации обратились с призывом изымать средства из банков. Начались рабочие волнения.
Избирательная реформа 1832 года явилась значительным событием в политической жизни Англии XIX века. Она позволила ликвидировать ряд феодальных пережитков в избирательной системе, обеспечив представительство промышленной буржуазии в парламенте. Однако, несоразмерность представительства крупных индустриальных центров и захолустных местечек, высокий имущественный ценз и отсутствие вместе с этим широкого избирательного права приводили к дальнейшей борьбе за демократизацию избирательной системы.
Неоднократно чартисты вносили в парламент петиции о «Народной хартии», но каждый раз палата общин отвергала их. Чартистское движение подкрепляло политические требования к парламенту массовыми рабочими митингами и демонстрациями. Правительству с помощью политики репрессий удалось вызвать спад чартистского движения и отвести на некоторое время угрозу новой парламентской реформы.
Англия в период расцвета промышленного капитализма. 50-60-е годы XIX в. стали временем наибольшего подъема английского домонополистического капитализма и периодом утверждения политического господства промышленной буржуазии.
Палата общин, где доминировала верхушка промышленной буржуазии, стала главной силой государственной власти, оттеснив на второй план палату лордов и сведя к минимуму роль короны.
В 50-60-е годы оформляется и крепнет профсоюзное движение, а в английском обществе приобретает значение новый социальный элемент- рабочая аристократия. В 1868 году был основан Британский конгресс тред-юнионов, объединявший только квалифицированных рабочих, в которых буржуазия искала социальную опору своей власти среди пролетариата.
Главным итогом реформы стало увеличение числа избирателей почти в 2 раза прежде всего за счет мелкой буржуазии и наиболее обеспеченной части рабочего класса. Однако сохранение неравномерности в представительстве от индустриальных городов и небольших селений, отсутствие тайного голосования, непредоставление избирательных прав огромной массе населения неизбежно вели к необходимости дальнейшего совершенствования избирательной системы.
Третья избирательная реформа 1884-1885 гг. В последней четверти XX в. в Англии принимается ряд законов, предусматривающих дальнейшую демократизацию избирательного права.
Среди избирательных законов этого периода особое место занимают законодательные акты 1884 и 1885 годов, составившие третью избирательную реформу в Англии. Существенными нововведениями реформы явилось:
Проведение реформы значительно расширило избирательный корпус, четко определило территориальные единицы, избиравшие депутатов в палату общин, но при подведении итогов голосования сохранилась мажоритарная избирательная система относительного большинства, в соответствии с которой избранным считался кандидат, получивший относительно большинство голосов по округу по сравнению с другими кандидатами.
Сохранение имущественного и полового избирательных цензов, право на несколько избирательных голосов для владельцев недвижимой собственности в различных округах, сложный порядок регистрации избирателей, отсутствие вознаграждения за депутатский труд- ставили в неравное положение беднейшие слои населения и его обеспеченную часть и явились серьезными недостатками новой избирательной системы Англии.
Политические партии. Вместе с расширением избирательных прав происходит и некоторая демократизация политической жизни Англии: профсоюзы рабочих добиваются легального существования; отменяется уголовное наказание за организацию забастовок; признаются свобода слова и свобода совести.
Возвышение исполнительной власти. Подъем рабочего движения в 90-е годы XIX в. в условиях экономического спада вызвал в политической сфере кризис парламентаризма, проявившийся в усилении органов исполнительной власти и бюрократизации аппарата управления.
Росту авторитета правительства способствовал ряд обстоятельств.
Расширение избирательного корпуса вызвало увеличение социальной базы парламента, что заставило правящие классы подумать о необходимости контроля за ним и ограничении его полномочий.
В 1882 г. был принят билль о правилах прекращения прений, позволивший правительству останавливать обсуждение проблемы (прений), если оно развивалось в неугодном для него направлении.
Развитие партийной дисциплины способствовало превращению палаты общин в орудие правительства, которое располагало большинством в нижней палате. Рядовые члены партии, ставшие депутатами палаты общин, зачастую были солидарны с лидером своей партии, возглавлявшим кабинет министров.
В начале XX века в результате парламентской реформы 1911 г. было значительно подорвано значение палаты лордов.
Поводом к реформированию парламента послужил конфликт правительства с палатой лордов, которая отклонила, предложенный правительством и утвержденный палатой общин бюджет. Встал вопрос о самом существовании палаты лордов. Выход был найден в реформе парламента, ограничившей права верхней палаты. Билль о парламенте 1911 г. предусматривал: финансовый билль, принятый палатой общин, но неутвер- жденный верхней палатой в течении месяца, представлялся королю и после его одобрения становился законом; нефинансовые билли, отвергнутые палатой лордов, но принятые нижней палатой в трех чтениях шли на утверждение короля, если между первым и последним чтением прошло не менее двух лет. введение жалования депутатам и пятилетний срок деятельности нижней палаты.
Оттеснив на второй план палату лордов и контролируя большинство в палате общин, правительство превращалось в главный орган государственной власти, возвышавшийся над парламентом.
Усиление исполнительной власти сопровождалось ростом государственного аппарата. В рассматриваемый период в Великобритании активно развивалась система отраслевого управления: появлялись новые министерства и ведомства (здравоохранения, земледелия, образования и труда); усиливалось значение старых, таких как министерство финансов и министерство внутренних дел.
Усиление исполнительной власти и бюрократизация государственного аппарата способствовали, в конечном итоге, наступлению кризиса парламентаризма в Англии.