Что значит республиканский строй
Что такое республика и какие они бывают (виды республик — президентская, парламентская, смешанная и другие)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово «республика» хорошо знакомо людям во всем мире, это самый распространенный политический режим на Земле.
Парадоксально, но подобная форма государственного устройства существовала задолго до рождения слова, ее называющего.
В этой статье мы узнаем:
Определение термина — что такое республика
Республика – это форма государственного устройства, при которой высшие органы государственной власти формируются на выборной основе и избираются на определенный срок. В этом заключается ее центральное отличие от монархии.
Конечно же, это более прогрессивная форма правления, но все же не лишенная своих недостатков, в основном вызванных работой исполнителей воли народа (чиновников). В этом плане мне кажется показательной цитата одного из величайших мыслителей:
«В пользу высоких качеств республики можно было бы привести то самое доказательство, которое Боккаччо приводит в пользу религии: она держится вопреки своим чиновникам».
Республика противостоит монархии, и противостояние это стремительно движется в сторону подтверждения слов свергнутого в 1952 году египетского короля Фарука: «Скоро на свете останутся пять королей: английский и четыре карточных».
Если в начале ХХ века в Европе было всего три республики: Франция, Швейцария и Сан-Марино, то сегодня монархия сохранилась только в 12 государствах, включая Ватикан.
Внутри республиканского устройства государств существует несколько видов:
История возникновения термина
Слово это имеет латинские корни, res – дело, publicus – общественный. Термин ввел Цицерон, который переводил труд Аристотеля о классификации государственных форм и дал наименование «республика» аристотелевскому термину «полития».
Политией (от слова полис) Аристотель называет один из трех «хороших» политических режимов (оставшиеся два — это монархия и аристократия). Было еще три «плохих» — это демократия, олигархия и тирания. Любопытно, что Цицерон перевел на латынь только политию, остальные пять он оставил в греческом варианте.
Вероятно, дело в том, что во времена Цицерона процветала Римская республика, но так тогда называли просто государство, философ решил таким замысловатым способом намекнуть, что Римская республика и есть та самая полития Аристотеля.
Самое интересное, что после Цицерона все переводили термин Аристотеля только так. Вот такая подмена понятий, которая вросла в разные языки мира.
Сейчас все эти трудности перевода стерлись, и слово имеет значение именно формы политического правления государства.
Президентская республика
При такой форме правления основная роль в системе государственных органов принадлежит президенту, который наделен широким кругом полномочий.
Эта форма политического строя родилась в США в 1789 году и до сих пор не потеряла своей актуальности. В основном она характерна для стран Латинской Америки.
Нужно отметить, что в некоторых случаях президентские республики перерождаются в суперпрезидентские.
Это происходит, когда власть президента становится авторитарной (это как?), принцип разделения законодательной и исполнительной власти носит условный характер, а по факту вся власть в государстве сосредоточена в руках президента и подконтрольных ему ведомств. По своей сути это аналог абсолютной монархии.
Основным маркером такого злокачественного перерождения республики в монархию является либо отсутствие президентских выборов вообще, либо иллюзорные безальтернативные выборы. При этом стирается правило ограничения президентства одного человека по срокам, возникает так называемый феномен «пожизненного президента».
По этому пути идут многие латиноамериканские и африканские страны, на нашем континенте яркие образчики – Туркмения и Беларусь. Ряд политологов вносит в этот список Казахстан.
Парламентская республика
Главная роль в устройстве государственной власти принадлежит парламенту. Основные признаки:
К парламентскому типу относятся ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.
Одна из негативных черт такого политического строя – частые отставки и смены кабинета министров из-за вотума недоверия, выраженного парламентом.
Например, в Италии после Второй мировой войны за 72 года сменилось уже 65 кабинетов министров.
Смешанная (полупрезидентская) республика
Сочетает сильную власть президента и контроль парламента над работой правительства.
Данный тип отличается в разных странах, но главный характерный признак – правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом.
Зародился подобный способ республиканского правления в 1958 году во Франции благодаря Шарлю де Голлю, который стремился усилить президентскую власть, но ему приходилось учитывать мощную традицию парламентаризма в стране.
Примеры смешанных республик — Финляндия, Австрия, Франция и др. Российская Федерация официально также принадлежит к этому типу.
Советская республика
Те, кто вырос в СССР, как Отче наш знают все «15 республик – 15 сестер» своей Родины. Этому детей учили начиная с Букваря.
РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Латвия, Литва, Эстония и Молдавия – эти 15 сестер знал наизусть каждый советский ребенок.
Советская республика – это форма государственного правления, характерная для стран социалистического лагеря. Основной орган власти – советы, в разных странах они могут именоваться по-разному (ассамблеи, собрания и проч.).
Один из характерных признаков – это отсутствие разделения власти на исполнительную и законодательную. Такая форма государства громко провозглашает демократические принципы, но фактически это тоталитаризм с формальными выборами народных депутатов и жестким подавлением всякого инакомыслия. Одной из разновидностей можно назвать народно-демократическую республику.
Лучше Маяковского про такие республики и не скажешь:
«Чего кипятитесь?
Обещали и делим поровну:
Одному – бублик, другому дырка от бублика.
Это и есть демократическая республика».
В.В. Маяковский, пьеса «Мистерия-буфф», 1918 г.
Теократическая республика (исламская)
Основной признак такого устройства государства – это придание духовенству статуса полноправной государственной власти.
Теократия сегодня встречается только в исламских странах, поэтому ее также называют исламской республикой. Эта форма правления соединяет традиционный исламский Халифат и признаки современной республики. Пример такого государства – Иран.
Краткое резюме
Несмотря на имеющиеся недостатки, республиканский способ организации государства сегодня явно в приоритете. Из 195 признанных государств 164 являются республиками разных типов.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Республика — самая прогрессивная форма правления и государственного устройства. Только когда органы власти формируются на выборной основе демократия может существовать полноценно.
Много веков потребовалось для того, чтоб достичь такой либеральности в сфере выборного права, ведь еще сто лет назад женщины не могли ни голосовать, ни баллотироваться.
Самая лучшая форма государственного устройства, но только если республика парламентская. А если президентская, то будет прогрессивна только в случае жесткой лимитации президентской власти. Чтобы у президента не было никаких лазеек для самопревращения в диктаторы.
Написано, что Российская Федерация официально смешанная республика, а неофициально она какая по вашему мнению?
Максим: лучшая страна во всем мире. Но это неофициально.
Почитал статью и что-то мне КНДР вспомнилась, это государство является не только республикой, но ещё и демократическим оазисом, если верить аббревиатуре, но, увы, что-то не верится.
Теократическая республика самая жесть. Родился в исламской стране, но захотел стать христианином? — всё, голова с плеч или тюрьма, как минимум.
В стране есть законодательная, исполнительная и судебная ветви, это называется — управа. В Русском языке чётко подметили и назвали два разных случая действия управы: если управа подчинена главе страны, то такое обстоятельство называется — опричнина (опричники); а если управа прежде всего следует законодательству, то такое обстоятельство называется — опричина (опричинцы). Есть страна с опричниной и есть страна с опричиной.
Как капиталистические страны могут быть разными из-за опричины и опричнины, так и социалистические страны могут быть с опричниной и опричиной.
Республиканская форма правления
Республика — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.
Определение понятия республиканская форма правления
Республиканская форма правления — форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. При такой форме правления главой государства является президент, который избирается народом из числа граждан страны различными способами.
Признаки республиканской формы правления
Нужна помощь в написании работы?
Виды республиканской формы правления
В классической схеме республиканская форма правления подразделяется на три вида:
Президентская республика
Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.
Примеры президентских республик: США, Аргентина, Мексика, Бразилия.
Признаки президентской республики:
Существует иная модель президентской республики, при которой президент, являясь главой государства, не совмещает этот статус со статусом главы правительства. В этом случае, президент помимо полномочий, закрепленных Конституцией, формирует аппарат органов при президенте, который содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства.
Парламентская республика
Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.
Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Турция, Индия.
Признаки парламентской республики:
Смешанная форма или полупрезидентская форма республики
Это такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики.
Примеры: Российская Федерация, Казахстан, Франция. К слову, Именно Франция является родоначальницей полупрезидентской республики. Данная форма правления была введена в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.
Признаки смешанной (полупрезиденсткой) республики:
Нетрадиционные виды республик
Следует упомянуть также о нетрадиционных видах республик. Например, теократическая республика. Ключевой особенностью данной формы правления является то, что основные рычаги власти сосредоточены в руках духовенства.
В настоящее время теократическая республика распространена лишь в Иране.
Для некоторых стран Африки (Заир, Малави) характерна такая форма президентской республики как монократическая республика. Ее особенность заключается в том, что в условиях однопартийности лидер партии провозглашается пожизненным президентом. Роль парламента в данных условиях формальна и реальных полномочий он не имеет.
Республика как форма правления. Республики в составе РФ, республики СССР
Что такое республика. Суть республиканской формы правления
Республика может быть президентской, парламентской или смешанной. Об их различиях читайте ниже.
Президентская республика. Признаки и примеры
Президент формирует правительство, а иногда и сам возглавляет его; вносит законопроекты в парламент; является верховным главнокомандующим; представляет страну на мировой арене.
Примеры президентских республик: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Белоруссия, Бразилия, Мексика, Турция, Южная Корея.
Признаки президентской республики:
Президент избирается не парламентом, а напрямую населением (Россия) либо коллегией выборщиков, которых выбирает народ (США).
Президент формирует парламент: назначает главу правительства либо сам возглавляет кабинет министров.
Правительство несет ответственность перед президентом. Президент имеет право распустить кабинет министров.
Президент обладает широкими полномочиями: подписывает законы, зачастую имеет право распускать парламент, ведет международные переговоры от лица страны.
Парламентская республика. Признаки и примеры
Избранный парламент формирует правительство. Премьер-министром (главой исполнительной власти) становится представитель победившей на выборах политической партии. Правительство несет ответственность перед парламентом. В случае утраты большинства в законодательном собрании правительство уходит в отставку.
В парламентских республиках может существовать должность президента, но он либо избирается парламентом (Швейцария, ЮАР), либо не является главой исполнительной власти и играет в государстве второстепенную роль (Германия, Израиль).
Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Индия, Израиль, Греция, Польша, Швейцария.
Признаки парламентской республики:
Правительство формируется парламентом из лидеров партии, победившей на выборах.
Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству.
Полномочия президента чаще всего номинальны, он выполняет в основном представительские функции.
Парламент определяет внешнюю и внутреннюю политику, пути социально-экономического развития.
Смешанная или полупрезидентская республика. Признаки и примеры
Парламент смешанной республики может вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. А президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Таким образом, для эффективной работы парламент и президент должны искать компромисс и договариваться.
Примеры смешанных республик: Австрия, Франция, Хорватия, Египет, Литва, Украина, Грузия.
Президент избирается внепарламентским путем. Однако правительство формируется президентом из лидеров победившей на парламентских выборах политической партии. Парламент утверждает состав правительства.
Двойная ответственность правительства: перед парламентом и частично перед президентом.
Президент является главой государства. Полномочия исполнительной власти разделены между президентом и правительством.
Что такое теократическая республика
Какая республика в России? Форма правления в РФ
Конституция РФ. Статья 1
Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы и имеет право вето, издает обязательные к исполнению на всей территории страны указы и распоряжения. Президент с согласия Госдумы назначает премьер-министра, определяет структуру правительства, может отправлять кабинет министров в отставку.
Республики в составе Российской Федерации. Список республик РФ
Республиками исторически называется ряд субъектов Российской Федерации. При этом все субъекты РФ (области, края, республики) равноправны. В Конституции РФ республики названы «государствами», однако это не означает, что у них есть суверенитет.
Республики принимают собственные конституции, которые не могут противоречить федеральной Конституции. Республики имеют право устанавливать свои государственные языки, а также имеют столицы.
В составе России насчитывается 22 республики:
Значение слова республика
Словарь Ушакова
респ у блика, республики, жен. (лат. respublica, букв. общественное дело) (полит.).
1. Форма государственного устройства, при которой верховная власть принадлежит лицу или нескольким лицам, или органам, выбираемым населением на определенный срок. Античная республика. Буржуазная республика. Советская республика.
Политическая наука: Словарь-справочник
1) тип государства, где высшие органы государственной власти формируются на выборной основе;
2) форма правления, при которой глава государства (напр., президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Этимологически слово означает «общая вещь» (res publica). Но его современное понимание гораздо шире. Это форма организации общества и государства, в котором власть принадлежит всем, во всяком случае юридически, и применяется, во всяком случае в принципе, ко всеобщему благу. Согласно традиционному определению, республика – власть народа, существующая для народа и благодаря народу, хотя на практике она чаще всего реализуется посредством выборных представителей. Таким образом, республика есть демократия в ее радикальной форме. Бывает, что в демократическом государстве имеется король, если народ считает это приемлемым (Англия и Испания, бесспорно, демократические государства, потому что вопросы политики и даже вопрос о сохранении монархического строя решает в них не король, а народ), но такое государство уже не является республикой (поскольку хотя бы часть власти, в частности выбор монарха, принадлежит не народу). Итак, с точки зрения конституции республика это демократия, в которой вся полнота власти принадлежит народу и осуществляется его избранниками. Франция, США и Германия суть республики; Англия и Испания – нет.
Может также быть, и на самом деле часто бывает, что власть в демократическом государстве стоит на службе наиболее влиятельных кругов или на службе наиболее многочисленного слоя. В этом случае даже при отсутствии короля государство не может считаться полноценной республикой, в которой власть должна выражать общие интересы, а не просто сумму или усредненное значение частных интересов. Из этого видно, что слово «республика» может иметь не только конституциональное, но и нормативное значение, выражая оценочное суждение, в данном случае – упорное стремление к преодолению эгоизма, привилегий, корпоративных интересов, интересов Церкви и даже интересов отдельных граждан. А как же свобода? Свобода, конечно, необходима. Но не ценой отказа от равенства, светского характера государства, справедливости. В этом смысле республика – не столько тип правления, сколько идеал или регулирующий принцип. Быть республиканцем означает здесь стремиться к тому, чтобы, преодолев естественную склонность демократии, поставить ее на службу народу, а не большинству и не господствующей идеологии. Что ни в коем случае не отменяет необходимости относиться к демократии с уважением и не означает позволения нарушать личные свободы граждан, пусть даже под лозунгом защиты интересов всего народа. Кому много дано, с того много и спросится. Для республиканца демократия есть необходимый минимум; республика же – максимум, к которому следует стремиться.
Историко-этимологический словарь латинских заимствований
1) Форма государственного устройства, при которой высшая власть в государстве выбирается на определенный срок или формируется общенациональными представительными учреждениями (парламентами);
2) государство, основанное на принципе выбора власти и коллективности управления.
► лат. respublica, reipublicae «государство, республика, общество; государственное устройство, политический строй». Заимств. из польск. respublika, фр. république «государство, основанное на принципах выборной власти и коллективного управления» в конце последнего десятилетия XVII в. (Бирж., 198) в форме република. Современная норма утвердилась в начале ХVIII в.
Впервые фиксируется в Лекс. Вейсм. (235). Первоначально употреблялось по отношению к французской республике, обозначая «страну, в которой народ вообще или некоторая оного часть верховную власть имеет» (CAP1, V, 117). Историзм «советское социалистическое государство» впервые фиксируется в Сл.Ушак. (III, 1345).
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Форма государственного правления, при которой высшие органы власти выбираются населением на определённый срок, а также страна с такой формой правления.
Топонимический словарь Республики Коми
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
РЕСПУБЛИКА, и, ж.
1. Форма государственного правления, при к-рой верховная власть принадлежит выборным представительным органам. Буржуазная р.
2. Страна с выбранными на определённый срок представительными органами власти.
| прил. республиканский, ая, ое. Республиканские партии (название нек-рых партий).
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(от лат. res publica, буквально — общее дело) — форма государственного устройства (или самое государство, в котором господствует такая форма), обыкновенно противополагаемая монархии (см.). По обычному представлению, республика — государство, в котором суверенитет принадлежит народу и поэтому лицо или лица, облеченные властью, пользуются ею не по собственному праву, как в монархиях, а по праву делегированному им народом. Однако, такое определение верно только относительно современных цивилизованных Р., и то далеко не вполне.
В прошлом формы Р. были весьма разнообразны, так что обнять их все одним стройным определением весьма трудно. Во всяком случае, необходимо точно отграничить республиканский строй от первобытного анархического состояния при родовом быте, где нет никакой организованной власти, а следовательно нет и государства. Те человеческие общежития, которые возникают на ранних ступенях культуры и могут уже быть названы государствами, представляют полное смешение элементов монархии и Р. Таковы, например, государства, изображенные в Илиаде и Одиссее, таково еврейское государство в первые столетия после исхода из Египта, таков Рим в первые столетия исторического его существования, таковы кельтские и германские государства, таковы Новгород, Псков, Киев после появления в них первых исторически известных князей. Обыкновенно подобные государства считаются монархиями, но в действительности власть народного собрания так велика, влияние его на выбор главы государства, который в первое время не является даже наследственным, так значительно, а роль монарха, за исключением военного времени, так ограничена, что такая номенклатура представляется совершенно произвольной. Из подобных неопределившихся государственных форм на древнем Востоке образовались монархии, в Греции и Риме — Р., у славян — монархии, у германцев и кельтов, после великого переселения народов — феодальный строй, с крайне слабой монархической властью.
Древние (греческие и римская) Р. были двух видов, настолько отличных друг от друга, что творец первой научной классификации государств, Аристотель, поставил их отдельно, как самостоятельные государственные формы, наряду с третьей, монархией. Эти две формы — аристократия и демократия (см.); рядом с ними самостоятельное значение имела олигархия (см.), по Аристотелю — выродившаяся форма аристократии. Римские писатели по государственному праву (Полибий) также не проводили границы между Р. и монархией, довольствуясь исправленной Аристотелевской классификацией, а на обиходном языке слово Р. означала просто государство. В демократических Р. суверенитет принадлежал народу, т. е. всем свободным взрослым гражданам мужского пола, пользовавшимся правами гражданства; верховная законодательная и контролирующая власть была в руках всенародного собрания, которое избирало, без правильной баллотировки, всех важнейших должностных лиц в государстве; фактически при таких условиях властью пользовались наиболее искусные ораторы, умевшие увлекать толпу (демагоги). В аристократиях и олигархиях власть принадлежала только привилегированным сословиям. Совершенно чистых форм ни демократической, ни аристократической Р. не было; существовали государства с преобладанием того или иного элемента, между которыми на всем протяжении истории греческих и римской Р. шла ожесточенная борьба; сначала преобладали аристократии, в которых демократический элемент отвоевывал себе все большее значение. Республиканский строй древности характеризуется в особенности следующими тремя чертами, резко отличающими их от Р. нового времени: 1) все они были построены на рабстве; политические и даже гражданские права принадлежали только свободным гражданам. Промежуточное положение между рабами и свободными занимали иностранцы, находившиеся обыкновенно в весьма приниженном положении. 2) Личность вполне поглощалась государством; даже в наиболее свободных и демократических Р. личная свобода была чрезвычайно ограничена, притязания государства на человеческую личность чрезвычайно велики; как член народного собрания, отдельный человек был властелином, но сам по себе он не пользовался никакими неотъемлемыми правами. 3) Древние Р. были непосредственными (в противоположность нынешним представительным), т. е. государственные дела решались на собраниях всех граждан.
После гибели древних Р. в культурной Европе установился строго монархический режим, но в средние века вновь возникли довольно многочисленные Р., как, например, швейцарские общины, вольные города в Германии; к ним можно причислить итальянские государства, даже те (Венеция, Генуя), в которых, в лице дожа, был избираемый пожизненно глава исполнительной власти; там властвовала безраздельно аристократия. Демократическими Р. были только некоторые швейцарские общины или кантоны (Цюрих и др.). Из всех этих Р. до настоящего времени сохранили свое республиканское устройство только швейцарские кантоны, объединенные в швейцарскую федеративную Р., три германских вольных города (Гамбург, Бремен, Любек), вошедшие в состав Федеративной Германской империи, и две совершенно незначительные по объему и значению Р. — Андорра и Сан-Марино.
В новое время возникло много новых Р.; такими явились прежде всего английские колонии в Америке, во внутренних делах имевшие характер Р. еще при английском господстве, а в XVIII в. отделившиеся от Англии и образовавшие свободный республиканский союз Соединенных Штатов. После великой революции, Франция обратилась в Р., вторично сделалась ею в 1848 г., в третий раз — в 1870 г. В течение XIX в. вся Южная и Средняя Америка, с островом Гаити, обратилась в ряд Р. Республиканским способом управляются также Канада, Капландия и английские колонии в Австралии, хотя исполнительная власть принадлежит назначаемым английским правительством губернаторам, почему они и не могут быть признаны настоящими Р. К Р. принадлежат также Оранжевая и Южно-африканская Р. боеров (Трансвааль), негритянская Р. Либерия в Африке и Гавайи в Полинезии. Все перечисленные Р., за немногими исключениями (Гамбург, Бремен, Сан-Марино, африканские и полинезийские, отчасти Андорра и Любек) являются демократическими, т. е. верховная власть принадлежит в них всему народу без предоставления каких-нибудь привилегий тем или иным классам, по крайней мере в теории. На практике, однако, в Р. Южной и Средней Америки народ при выборах является орудием общественных групп, сосредоточивающих в своих руках богатство, а вместе с ним и власть. Р., равно как и монархии, могут быть либо простыми (Франция), либо федеративными (Швейцария, Соединенные Штаты), либо, наконец, они могут входить в состав больших государственных союзов как республиканских (отдельные кантоны, штаты), так и монархических (Гамбург, Любек, Бремен); они могут быть либо независимыми, либо зависимыми (Андорра, Гавайи). Главная отличительная черта нынешних Р., в сравнении с Р. древности — та, что они все являются государствами конституционными, т. е. основой государственной жизни в них признаются неотъемлемые права личности на свободное слово, свободное передвижение, личную неприкосновенность и т. д. Вместе с тем нынешние Р. — все государства представительные. Исключение составляют только два швейцарских кантона (Ури, Гларус) и четыре полукантона (два в Аппенцеле, два в Унтервальдене), где все законодательные вопросы решаются на ежегодных всенародных собраниях, избирающих также должностных лиц. Институт референдума (см.) сближает отчасти и другие швейцарские кантоны, а также самый Швейцарский союз с типом непосредственных Р. Рабство, после отмены его в Соединенных Штатах, Бразилии и на Кубе, безусловно исключено из современных Р., как, впрочем, и из монархий.
Система управления в современных Р., в общем, та же, что и в современных конституционных монархиях со всеобщей подачей голосов; нельзя указать ни одной черты, которая, существуя в Р., не допускалась бы принципом государственного устройства конституционных монархий, или обратно, за исключением того, что во главе исполнительной власти в Р. стоит избранное на срок лицо, в большинстве Р. называемое президентом. Объем власти президента, также как объем власти монарха, различается в зависимости от того, является ли данное государство парламентарным или только представительным (дуалистическим), т. е. ответственны ли министры перед парламентом, или только перед главой государства. Из Р. к последнему типу принадлежат Соединенные Штаты, к первому — Франция (см. Ответственность министров). Следовательно, принципиального различия в пределах компетенции монарха и президента Р. нет; было бы неправильно сказать, что власть президента Р. уже или шире власти монарха. Единственное существенное отличие между ними заключается в срочности и избираемости первого; правда, президент Р. за совершенное им преступление может быть отдан под суд, а монарх — нет, но на практике это не имеет значения, разве что установлен принцип политической безответственности. Вместе с конституционным характером нынешних Р. это приводит к тому, что различие между конституционными монархиями и Р. значительно меньше, чем различие между монархиями конституционными и неограниченными. Вследствие этого в настоящее время правильнее было бы различать государства самодержавные и конституционные, чем монархии и Р. Так и сделал Кант, деливший государства на деспотии и Р.; в последних подданные суть вместе с тем граждане, т. е. субъекты политических прав, в первых — они только подданные. Кантовская классификация неудобна только по необычному употреблению терминов. Глава государства в отдельных американских штатах называется губернатором; в Швейцарии и отдельных швейцарских кантонах главой Р. является не особое лицо, а президент совета министров. Президент или вообще глава Р. избирается либо всеобщим голосованием (в Соединенных Штатах — двухстепенным), либо парламентом. Глава государства управляет через посредство назначаемых им чиновников (министров и других).
Законодательная власть (за исключением Р. непосредственных) принадлежит парламенту, состоящему либо из двух палат, либо из одной; в обоих случаях палата депутатов избирается всеобщей подачей голосов; верхняя палата избирается каким-нибудь особенным способом, но тоже находится в зависимости от всеобщей подачи голосов. Важнейшие вопросы в Швейцарии и в некоторых из американских штатов решаются референдумом (см.). Судебная власть отделена от исполнительной и законодательной. Так управляется громадное большинство современных Р. В Гамбурге и Бремене дума (B ü rgerschaft) избирается только плательщиками податей, притом разделенными на классы, так что фактически вся законодательная власть находится в руках зажиточных классов. Сенат, играющий роль исполнительной власти и отчасти верхней палаты, избирается думой при участии наличных членов сената. Бургомистры, являющиеся президентами этих Р., избираются сенатами. В Любеке дума избирается всеобщим голосованием, но при выборе сената предоставлены некоторые привилегии зажиточным классам. В Андорре законодательная власть принадлежит генеральному совету, избираемому главами только некоторых семей Р.: президент совета есть вместе с тем президент Р. Совершенно оригинальный обломок старины — не то олигархическая, не то аристократическая Р. Сан-Марино, в которой законодательная власть принадлежит генеральному совету (Generale Consiglio Principe) из 60 пожизненных членов, из которых 20 принадлежат к дворянству, 20 к гражданам города, 20 к сельским землевладельцам. Освободившиеся места замещаются самим советом, посредством кооптации. Исполнительная власть принадлежит двум Capitani Reggenti, избираемым на 6-месячный срок советом из своей среды: один из них должен быть дворянином. В Гавайях и двух южно-африканских республиках избирательное право основывается на имущественном, национальном и религиозном цензе. Под «красной» или социальной Р. (преимущественно во Франции, но также и в Германии) разумеется Р., составляющая идеал социалистов, в которой не было бы классовых различий. Во враждебном лагере она полушутливо называется «красным призраком» (название брошюры Ромье: «Spectre rouge de 1852», П., 1852).
См. Bernatzik, «Republik und Monarchie» (Лейпциг, 1892).