Что значит решить задачу без краткой записи
Краткая запись к задаче. Нужна ли она?
При решении задач в начальной школе, да и не только, записывают краткую запись. Хочу поделиться своим мнением о краткой записи.
Краткая запись. Зачем нужна краткая запись?
Для чего нужна краткая запись? Раньше считалось для облегчения выбора действия, чтобы найти неизвестную величину. Но так ли это?
«В школе старшего сына на уроках математики мучают некоей краткой записью задач»… Это мнения родителей и я с ним согласна.
Когда я получала педагогическое образование, краткая запись при решении задачи была обязательна (мы писали виды краткой записи: фигурная скобка – сколько всего; стрелочка к большей (меньшей) величине – на столько больше (меньше); было, взяли, осталось… и т.д. ) Например:
Вот фрагмент урока по теме «Краткая запись».
» На проводах сидело 20 ласточек. Из них улетело 5 ласточек. Сколько ласточек осталось на проводах?
— Назовите требование этой задачи? (Вопрос задачи.)
— Давайте вернемся к условию этой задачи. О чем говорится? Ласточки что делали?
— Давайте составим краткую запись.
Сидело- 20 л.
Улетело – 5 л.
Я, Сафонова Ирина Евгеньевна, учитель начальных классов, думаю, что НЕТ, исходя из опыта работы, личного опыта (выполняя домашние задания со своими собственными детьми)!
Шло время, увеличивался стаж работы, приходило осознание методик, приобретённых в институте и я стала понимать, что дети обладающие гибкостью ума, легко составляют краткую запись и способ действия выбирают правильно, находя неизвестную величину. А самое главное, что этим детям и краткая запись не нужна, они и без краткой записи выбирают правильное действие для нахождения неизвестного!
Примеры задач, к которым составляется такая схема:
1.На проводах сидело 20 ласточек. Из них улетело 5 ласточек. Сколько ласточек осталось на проводах?
2. У Тани 5 яблок, у её сестры Вали 7 яблок. Сколько яблок у Тани и Вали вместе?
3. На стоянке стояли машины. После того как уехало 17 машин, на стоянке осталось 9 машин. Сколько машин стояло на стоянке?
И точно такой же подход к простейшим задачам на умножение и деление. Одним словом, кто хочет дать «костыль» при решении задач слабому ученику, рекомендую работать со схемой.
Краткая запись условия задач в 1-4 классе начальной школы
Для того, чтобы наглядно представить задачу и облегчить себе процесс ее решения, составляется краткая запись условия задачи. В краткой записи фиксируются величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и знаки, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.
Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.
Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:
1) Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;
2) В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;
3) Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задаче;
4) Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.
Основные виды краткой записи в начальной школе
Краткая запись в зависимости от типа задач:
Возможны вариации перечисленных вариантов краткой записи в зависимости от условия задачи. Возможна и запись в виде таблиц и рисунков.
Примеры задач:
— Витя собрал коллекцию из 18 камней и разложил на коробки поровну. Сколько камней в каждой банке?
Простая задача на деление на равные части, оформляем такие задачи в виде таблицы
В 1 коробке Количество коробок Всего камней
? к. 3 к. 18 к.
— 8 приглашений разложили в конверты, по 2 в каждый. Сколько использовали конвертов?
— Трое друзей решили сложится поровну и купить мяч стоимостью 60 рублей. Сколько денег должен дать каждый из них?
На 1 чел. денег Количество чел. Всего денег
поровну 3 чел. 60 руб.
— Одну деталь мастер должен делать за 45 мин, а делает за 38 мин. Сколько времени сэкономит мастер, когда он сделает 8 деталей?
Составная задача на разностное сравнение, лучше оформить в виде таблицы.
— Вера посадила 9 луковиц, по 3 луковицы в ряд. Сколько получилось рядов?
Это простая задача на деление по содержанию. Такую задачу нагляднее оформить картинкой.
— В детский сад привезли два бидона с молоком, по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?
Задача на нахождение остатка.
— В куске ткани было 24 м ткани. Из 10 м этой ткани сшили одинаковые детские костюмы, а из остальной ткани-7 одинаковых детских пальто. Сколько метров ткани расходовали на одно пальто.
— В парк привезли 33 куста роз. Когда на нескольких клумбах посадили по 6 кустов, то осталось еще 15 кустов. Сколько было клумб?
— В прятки играли 12 ребят. К ним присоединились 3 девочки и 4 мальчика. Сколько всего ребят стали играть в прятки?
— У Саши было 6 наклеек. Он подарил другу 2 наклейки. Потом Саша купил еще 5 наклеек. Сколько наклеек стало у Саши?
— На полянке паслись 14 коров, а овец на 10 больше. Сколько животных паслись на полянке?
— В первый день вырыли 5м траншеи, во второй на 3м меньше, чем в первый, в третий на 1м больше, чем во второй. На сколько больше вырыли траншей в первый и во второй день вместе, чем в третий?
— На двух полках было 17 кг меда. Со второй полки продали 5 кг и на 2 полках стало поровну. Сколько кг меда было на 1 полке?
Нагляднее представит задачу запись в виде схемы.
Пояснения к решению задач
Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. Таким образом, в конце каждого действия пишем пояснение, что именно мы нашли этим действием. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы.
Ответ задачи
Если использовались пояснения, ответ можно записать кратко. Если же не использовались, пишем полный ответ.
Задачи на деление.
Во 2-м классе дети знакомятся с задачами на деление.
Существует 2 вида деления:
1. Деление на равные части; 2. Деление по содержанию.
Как правило, названия видов деления не нужно запоминать детям, но суть этих действий НЕОБХОДИМО ПОНЯТЬ!
Тогда и ошибок при решении задач – не будет!
Рассмотрим более подробно каждый вид деления.
1 вид. Деление на равные части.
Например: часть 2 с. 91
Разбор:
а) 14 кг разложили поровну в 2 корзины, т.е. разложили на 2 равные части.
14 грибов : 2 корзины = 7 грибов
б) 10 яблок раздали поровну 5 ребятам, т.е. разделили на 5 равных частей:
10 яблок : 5 ребят = 2 яблока
в) 18 марок наклеили поровну на 9 конвертов, т.е. разделили на 9 равных частей:
18 марок : 9 конвертов = 2 марки
2 вид. Деление по содержанию.
Например: часть 2 с. 103
Разбор:
а) 12 картошек раздали по 2 картошки:
12 картошек : 2 картошки = 6 туристов
б) 18 шариков разложили по 9 шариков:
18 шариков : 9 шариков = 2 кучки
в) а морковки связали в пучки по n морковок:
а морковок : n морковок = (а : n) пучков
Обратим внимание на предлог ПО : деление ПО содержанию.
При этом наименование в делимом и в частном всегда – разные:
а) картошка – туристы;
б) шарики – пучки;
в) морковки – пучки.
Памятку «Задачи на деление» можно скачать.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 69
Задачи в таблице. 2 класс
Рассмотрим, как решать задачи при помощи таблицы на примере No 10 со с. 107 из учебника Петерсон Л. Г. 2 класс ч. 2.
Краткая запись задачи.
Нам известно, что было 52 конфеты. Миша брал 6 дней по 3 конфеты.
Рассмотрим схему из учебника.
Чертим отрезок – это – было.
Было – 52 конфеты – это – всего. Пишем над дугой сверху отрезка.
Все конфеты разделили на 2 части: то, что съел (взял) Миша и то, что осталось.
В задаче сказано, что мальчик брал 6 дней по 3 конфеты. Под «взял» проводим дугу и под ней пишем «6 д. по 3 к.».
Надо узнать – сколько осталось конфет. Под «осталось» ставим знак вопроса.
Авторы учебника рекомендуют писать не «6 д. по 3 к.», а «3 х 6 к.».
НО… Опять – НО…
Дети часто не правильно выбирают знаки действия. И от этого задачи будут решены неверно.
Попробуем записать данную задачу в таблице (см. здесь).
Обращаю внимание: в первом и третьем столбиках – конфеты!
Заполняем таблицу:
Нам известно, что всего было 52 конфеты, значит, пишем в третий столбик.
Далее: Миша брал 6 дней – пишем в 2-й столбик.
Брал по 3 конфеты – пишем в первый столбик.
Сразу – вопрос: а куда – будем писать вопрос задачи?
Получается, что — ОПЯТЬ – НЕПРАВИЛЬНО.
На самом деле – все правильно.
Только в составных задачах таблица состоит из нескольких строк. В данном случае – из трех: первая строка – заголовки (в дальнейшем мы ее считать не будем, а отсчитывать строки будем со 2-й, т.е. со строки, куда вносим числа).
Т.о. наша таблица будет состоять из двух строчек.
Как отличить – где то, что «брал» Миша и где то, что «осталось»?
Добавим еще один столбик, куда и напишем:
У Вас опять возникает вопрос: «всего» 52 — на какой строке писать – на первой или на второй?
Если напишем на первой, то получится – брал всего, а это – неправильно!
Если напишем на второй, то получится — осталось всего – это тоже неправильно!
Еще одна хитрость: в таблице пишем строчками и в промежутке между строчек, т.е. в тетради пишем первую строку, отступаем клеточку вниз и пишем вторую строчку.
Поэтому в таблице есть еще строка, на которой пишем – «всего» — это как бы «между строк», т.е. строка в клетке, которую отступили. В дальнейшем саму таблицу для задачи мы не чертим для экономии времени, а проводим только разделительные линии.
Значит, 52 к. пишем в третий столбик между первой и второй строкой.
Теперь заполняем таблицу:
Нам известно, что Миша брал конфеты 6 дней, поэтому 6 д. – пишем где «брал», т.е. во второй столбик на первую строку.
Мальчик брал каждый день по 3 конфеты, поэтому 3 к. – пишем где «брал», т.е. в первый столбик на первую строку.
Надо узнать – «сколько осталось конфет», поэтому пишем — ?, где «осталось» в третий столбик на вторую строку, потому что узнаем «сколько всего осталось»?
Все данные внесли в таблицу.
На второй строке в 1-м и 2-м столбиках – ничего не пишем.
Решение задачи.
Сразу на вопрос задачи мы ответить не можем.
Теперь – нам ТАБЛИЦА — В ПОМОЩЬ!
В таблице – работаем строчками и столбиками.
Вопрос задачи (для удобства выделим – зеленым цветом) находится в третьем столбике. Поэтому, работаем с этим столбиком: видим, что 52 – целое, ? – часть.
1) 3 х 6 = 18 (конфет) – столько взял Миша.
Впишем в таблицу – 18 к.
2) теперь можем ответить на вопрос задачи:
в строке – «+», «-», «:» (см. памятку).
Нам подходит «-», т.е. из целого вычитаем часть:
52 – 18 = 34 (конфеты) – осталось.
Ответ: 34 конфеты осталось в пакете.
Обратите внимание на расположение столбиков в таблице, потому что на первоначальном этапе, такое их расположение – более удобно.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 70
Памятка по оформлению краткой записи к задачам 1-2 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Памятка по оформлению краткой записи к задачам 1-2 класс Выполнила: учитель начальных классов Баратова Г.Р.
Содержание Простые задачи Нахождение суммы 1 2 3 Увеличение числа на несколько единиц 4 Уменьшение числа на несколько единиц 5 Нахождение неизвестного слагаемого 6 7 Нахождение остатка 8 Нахождение неизвестного вычитаемого 9 Нахождение неизвестного уменьшаемого 10 Разностное сравнение 11 12 Составные задачи Нахождение суммы 13 14 15 16 Нахождение остатка 17 18 Нахождение неизвестного слагаемого 19 20 Нахождение неизвестного вычитаемого 21 22 23 Нахождение третьего слагаемого 24 Нахождение неизвестного уменьшаемого 25 26 Разностное сравнение 27 28 29
Было – 7 б. и 3 б. Улетело –? б. Осталось – 5 б. Маша увидела 7 белых и 3 пёстрых бабочек. Когда несколько бабочек улетело, их осталось 5. Сколько бабочек улетело? Ответ: 5 бабочек улетело. Задача № 21 1) 7 + 3 = 10 (б.) – было 2) 10 – 5 = 5 (б.)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-292410
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.