Что значит реши орфографические задачи
Орфографические задачи, список примеров и варианты их решения
Содержание:
Задачи бывают не только в математике. Русский язык как учебный предмет содержит большое количество подобных заданий.
Задачи в орфографии — это примеры слов с трудным написанием. Для решения вопроса о выборе буквы нужно или подобрать проверочное слово, или вспомнить необходимое правило. Например, как писать: ввиду или в виду? Обычно рядом есть слова, подсказывающие ответ. В виду города неприятель остановился — то есть он видел город; в этом сочетании пишем раздельно. Предлог ввиду имеет значение «по причине», «из-за». Слитное написание: ввиду города неприятель остановился — неверное, смысл искажен. Неприятель остановился «по причине» города — абсурд.
Орфограммы можно подразделить на категории:
Как правильно решать орфографические задачи, на что обратить внимание и что выбрать
Правильный подход состоит из нескольких этапов:
Все орфографические трудности русского языка подчиняются определенному алгоритму действий. Зная его, можно легко решить любую задачу.
Определяем, в какой части слова находится сомнительный случай написания. Затем ориентируемся по таблице:
Место в слове
Правила для выбора
Орфограмма в корне
Заметим: для орфограммы в корне определять часть речи, как правило, не нужно. А сомнительные написания в других частях слова требуют знания правил морфологии.
Решение орфографических задач как средство развития грамотной личности
учитель начальных классов
Решение орфографических задач как средство развития грамотной личности.
Предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного обучения учащихся грамотному письму и самой актуальной проблемой современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. Оттого, насколько полно будут сформированы навыки правописания, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Создание обстановки доверия.
Организация самостоятельной работы.
Активизация познавательной активности учащихся.
Для достижения основной цели – формирования относительной орфографической грамотности, решаю следующие задачи:
Ознакомление учащихся с основными орфографическими понятиями.
Формирование у них орфографических умений (на основе понятий).
Создание необходимых условий (предпосылок) обучения школьников орфографии.
На уроках я применяю различные методы обучения в зависимости от вида содержания и характера познавательной деятельности учащихся:
3.частично-поисковый или эвристический;
4.метод проблемного изложения;
Для активизации учебного процесса и лучшего усвоения родного языка применяю различные формы обучения:
Внеклассные занятия, КВНы.
Проведение олимпиад по русскому языку.
Составление схем-опор, алгоритма правил, таблиц.
Использование интеллектуально-лингвистических упражнений, орфографических сказок.
М.Р. Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» писал: «Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошие знания правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Причины допускаемых ошибок
1.Школьник не различает гласные и согласные.
2.Не может членить слово по составу.
3.Не различает ударные и безударные слоги.
4.Не умеет подбирать однокоренные слова.
5.Имеет низкий уровень фонематического слуха.
6.Слабая концентрация внимания.
В развитии орфографической зоркости я выделила 6 этапов, позволяющих успешно решать орфографические задачи:
1). Увидеть орфограмму в слове.
2). Определить, проверяемая она или нет, и если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится. Вспомнить правило.
3). Определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы.
4). Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи.
5). Выполнять последовательность действий по алгоритму.
6). Написать слово и осуществить самопроверку.
Работу по развитию навыков грамотного письма начинаю с букварного периода на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
Решающим фактором усвоения правописания трудных орфограмм является:
1) Послоговое проговаривание (орфографическое произношение)
Такой способ применяется в следующих случаях:
При произношении слов, правописание которых одинаково с
произношением.
При произношении слов с сомнительными гласными, согласными.
Использование принципа какографии, т.е. письма с намеренно допущенными ошибками (текст записан на доске).
Использование зрительных диктантов
Использование этимологического анализа слов.
Развитие фонематического слуха учащихся.
Развитие словарного запаса детей.
Обучение правильному списыванию текста.
Работа с дидактическим материалом.
При работе со словарными словами я использую методику Петра Семёновича Тоцкого «Блочное изучение словарных слов».
Словарные упражнения учат правильному орфографическому произношению, соблюдению нормативного ударения, развивают внимание, память, мышление учащихся. В своей практике учителя обычно «нажимают» на зрительную, слуховую, речемоторную память детей. А почему бы не использовать эмоционально-образную, кинестетическую, тактильную память?
Вот как мне удаётся это делать.
«Волшебный секрет № 1»
Очень эффективно обучать правописанию трудных слов с помощью эмоционально окрашенных зрительных образов. Трудную букву в словарном слове мы рисуем в виде какого-нибудь предмета, создаём художественный образ буквы:
Слово трудное попалось –
Это, братцы, не беда.
Нарисуем в слове букву.
Не забудем никогда.
«Волшебный секрет № 2»
Он состоит в том, что мы задействуем не только зрительную, образную память, но и память тела (кинестетическую). Трудную букву дети изображают «на себе», пуская в дело руки, ноги, голову, туловище:
Чтоб ошибок нам не делать,
Поработает пусть тело.
Ручки, ножки изогнем,
Правильно писать начнем.
«Волшебный секрет № 3»
Чтобы запомнить правописание слова, очень полезно его ощупать, ощутить пальцами, особенно трудные буквы. Для этого приёма дети изготавливают из проволоки, пластилина буквы и кладут их в мешочки. Когда проводим устный диктант, учащиеся находят на ощупь в мешочке самодельную букву и показывают её.
Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать в букварный период на основе разъяснения произношения и написания.
После проведения коррекционно-развивающей работы, у учащихся стало наблюдаться частое проявление положительных эмоций при выполнении упражнений, положительная мотивация к урокам русского языка.
На уроках наблюдается высокая активность учащихся, быстрое формирование правильной, логичной, доказательной речи.
Появился существенный рост орфографической зоркости учащихся.
Проводимая работа даёт стабильные положительные результаты, о чём свидетельствует степень обученности и качество знаний по предмету.
Главным преимуществом, на мой взгляд, является то, что использование на уроках русского языка эффективных приёмов, форм и методов способствует развитию у детей абстрактного мышления, произвольного внимания, речи, учит учащихся фантазировать, выявлять законы и закономерности.
Памятка по решению орфографических задач по русскому языку
Памятка по решению орфографических задач по русскому языку
Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.
Правило: чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласной стояла гласная буква или буква н
Правило: чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово, чтобы этот согласный чётко произносился.
Правило : согласные звуки слабой позиции надо запомнить!
6. орфограммы ЖИ,ШИ,ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ,ЧК,ЧН,НЩ,
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1095336
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку по теме «Орфографические задачи: которые легко решать»
Цели и задачи:
Образовательные:
1. Научить решать простые орфографические задачи.
2. Совершенствовать умение писать с «окошками».
3. Учить вычленять – знаем правило, можем решить орфографическую задачу, не знаем, оставляем «окошко».
Развивающие:
1. Развивать мыслительные операции (наблюдать, анализировать, делать выводы).
2. Развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
1. Формировать умение выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению.
Здоровьесберегающие:
1. Учить заботиться о своём здоровье.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. мультимедийный проектор и экран;
2. компьютер;
3. презентация;
4. схемы-опоры;
5. светофорики.
Ход урока:
I. Оргмомент.
— Прозвенел звонок! – Проверьте готовность к уроку?
Быть должны у вас в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
А девиз у нас какой?
Всё, что надо под рукой!
-Учебные принадлежности готовы. Настроимся и мы на серьёзную работу!
II. Тема, постановка учебной задачи.
III. Работа по теме.
Круги, труба, тюльпан, ключи.
ФИЗМИНУТКА
Вторая задача будет значительно труднее. Разомнёмся, наберёмся физических сил!
4. Работа по теме (продолжение).
— Ребята! Учёные всегда упорны в своём поиске, продолжим и мы работу! Откроем следующую страничку!
слива Внимание! Наблюдаем!
вишня За буквами безударных гласных в конце названий предметов
девочка За буквой гласного в конце слова указателя.
IV. Закрепление пройденного.
V. Подведём итоги.
VI. Рефлексия.
Светофорики. Цветные карандаши.
Ребята! Задайте себе вопрос – ВСЁ ЛИ Я ПОНЯЛ на уроке?
Если сегодня ты всё понял – зажги зелёный огонёк на светофоре. Если понял, но не очень хорошо – зажги жёлтый огонёк. Если совсем ничего не понял – зажги красный огонёк.
На доску. Светофоры говорят мне о том, что путь для исследований открыт, и мы завтра смело продолжим работу!
Решение грамматико-орфографических задач
2. Условия: отсутствие ударения, т.е. слабая позиция для гласного. Важно определить место безударного гласного: в корне слова.
Напомним, что и цель, и условия никем заранее не даны (как это бывает при списывании с пропущенными буквами): ученик их определяет сам.
3.Порядок выполнения: выделение безударного гласного, определенно ого места в морфеме, подбор проверочных слов, сравнение корпя проверочных слов с корнем проверяемого слова.
Возможная проверка: по словарям, с помощью учителя.
Решая грамматико-орфографическую задачу, школьник должен:
увидеть орфограмму и осознать ее как задачу;
определить ее чип: проверяемая или нет, к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;
определить способ проверки в общем виде в зависимости от типа орфограммы;
определить «шаги» решения и их последовательность, т.е. составить или вспомнить алгоритм решения задачи конкретно;
решить задачу, т.е. выполнить действие по «шагам», не пропустив ни одного и не сделав ошибки;
сделать вывод о правильном написании;
написать без ошибки, аккуратно, соблюдая требования каллиграфии;
не потерять при этом общего смысла, содержания того текста, который он записывает под диктовку; соблюсти это требование труднее, если он пишет сочинение, т.е. самостоятельно составляет весь текст.
Все эти действия очень сложны для 7-9-летнего ребенка. Тем не менее идеи моделирования и алгоритмизации все более проникают в технологию правописания, в практику даже начальной школы. В помощь учащимся создаются памятки (т.е., в сущности, те же алгоритмы, доступно изложенные), указания в виде плакатов, таблиц и схем.
Алгоритмы
Такой тип орфографического алгоритма разработан Л.Н. Ландой и А.И. Власенковым в 1965-1966 гг.
1-й шаг: по произношению в слове поехал слышится [jэ]. Орфограмма на употребление ъ. 2-й шаг: в этом слове есть приставка по-. 3-й шаг: но она оканчивается не на согласный, а на гласный о. Следовательно, ъ не пишется. (4-й шаг не нужен, задача решена.)
1-й шаг: проверим, нет ли в слове поднял твердого знака. 2-й шаг: в проверяемом слове есть приставка под-. Продолжим проверку. 3-й шаг: приставка под- оканчивается на согласный. Продолжим проверку. 4-й шаг: после приставки нет гласных е, ё, я, есть согласный н. Следовательно, ъ не пишется.
Далеко не вес правила орфографии и пунктуации легко поддаются алгоритмизации: по некоторым из них алгоритм оказывается слишком простым (жи, ши, ча, ща, чу, щу), в иных случаях слишком сложным, например проверка безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений. Требуется до 10 шагов, что превышает возможное и школьника IV класса, ибо объем его оперативной памяти не превышает 2-5 единиц.
В начале изучения орфографической темы, когда применение правила находится па начальной стадии, следует добиваться о учащихся полных рассуждений по всем «шагам» алгоритма, даже если они кажутся избыточными. Но в дальнейшем, по мере без ошибочного овладения действием по алгоритму и заметной учителю постепенной автоматизации действий ученика, необходимость полного воспроизведения общего способа решения грамматико-орфографической задачи отпадает: умение работать по полю ному алгоритму должно сохраняться для самоконтроля, на случай необходимости.
Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 2621 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ