Что значит ремесленник история 5
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 5
ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ
Объясните значение слов:
1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.
2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?
С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.
3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?
Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.
4. Каким имуществом владели знатные семьи?
Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.
5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населения, место совершения религиозных обрядов.
Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.
Подведём итоги и сделаем выводы
Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)
Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.
Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:
В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опорные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)
Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.
Кто такой ремесленник: история и современность
Чтобы ответить на вопрос о том, кто такой ремесленник, не обойтись без экскурса в историю. Стоит копнуть глубоко. И начать следует с древних промыслов человека. Ремесленничество в прошлом развивалось постоянно, но продолжалось это до внедрения промышленного производства. С его расцветом и усовершенствованием технологических линий многие изделия ручного самобытного труда стали неконкурентными. Их вытеснила продукция цехов заводов и фабрик.
Понятие «ремесленник»
Суть заложена в корне искомого слова. Человек, владеющим каким-либо ремеслом на достаточном уровне, чтобы изготавливать товар для продажи, вполне мог так называться во времена средневековья. Работа выполнялась штучно на заказ или изготавливалась партия товара (продукта) для продажи.
Как правило, такая деятельность была однообразной и не отличалась постоянной творческой инициативой. Человек обучался какому-то ремеслу и совершенствовал свои навыки. Знания обычно передавались по семейной линии от родителей к детям. Но случалось, что человек приходил в дом помощником, становился учеником, затем подмастерьем, а после и сменял наставника.
Кто такой ремесленник применительно к нашему времени? В чистом виде такой род деятельности сейчас почти не сохранился. Все ремесла стали профессиями. Им обучаются в учебно-производственных комбинатах, профтехучилищах, техникумах, вузах. Если и остались отдельные направления ремесленничества, то только там, где технологии и автоматизация не могли заменить индивидуальный ручной труд. Некоторые виды деятельности все еще можно условно называть ремеслом. Но они так тесно граничат с искусством, что трудно провести между ними четкую грань.
История и современность
Сейчас, говоря о ремесленничестве, как правило, подразумевают труд человека, который выполняет работу кустарным методом, при этом используя орудия и приспособления, созданные своими руками. Например, сделать руками кувшин из глины можно лишь на гончарном круге. Купить его в магазине не получится. Инструмент и инвентарь для плетения корзин из лозы, посуды из бересты, головных уборов из соломки также не продается. Мастера изготавливают их сами. Можно ли считать ремесленными изделиями эту и другую подобного рода продукцию, изготовленную мастерами гончарного дела, плетения, берестянщиками? Безусловно, так оно и есть.
Кто такой ремесленник Древней Руси? Это любой человек, производящий товар. Кузнец занимался ковкой металла. Сапожник шил обувь, а портной одежду. У пекаря был хлеб, у аптекаря лекарство. Плотник занимался деревом, каменщик строил дома. Было четкое деление в зависимости от специализации. Различались ремесленники по направлению рода деятельности: гравер, ювелир, кондитер, жестянщик, гробовщик. Было время, когда добавкой к имени человек своей специализации выделялся из множества конкретный индивидуум: Семен-бондарь, Иван-седельник, Яшка-золотарь, Петька-печник, Васька-трубочист.
Все средства производства и инвентарь, как правило, находились в доме мастера или на его подворье. У кузнеца была мастерская с горном и наковальней, у пекаря – своя печь. Выделку шкур кожевенник производил у себя дома. И многие другие кустари-ремесленники поступали также: стеклодувы, мельники, оружейники, цирюльники и пр.
Спецификация
Толковый ремесленник был всегда в почете. Он считался зажиточным человеком. Сейчас встретить мастера-кустаря редко удается. Если и попадается действительно авторская продукция ручного (штучного) изготовления, то она так или иначе связана с народными промыслами, имеет определенный спрос и ценится достаточно высоко.
Как стать ремесленником?
Если не вдаваться в детали, то каждый человек, овладевший профессией, является до определенной степени ремесленником. С другой стороны, не каждый рабочий производит готовую продукцию. Еще меньший процент таких, кто может сам ею торговать. Вот и получается, что в чистом виде ремесленников сегодня практически не осталось.
Но зато появились новые виды деятельности. Все еще готовят в училищах маляров, штукатуров, плиточников. Пользуются спросом услуги гипсокартонщиков, кровельщиков, плотников. Не все готовы признать, что действуют как предприниматели, и указать свой официальный статус. Ведь в таком случае нужно оформлять деятельность по закону и платить налоги. Система еще далека от идеала. Многие остаются в тени, ища подработку любого уровня.
Так кто такой ремесленник в наше время? Это человек, который может создавать продукт (товар, услугу) своими руками (умом), выполнять заказ под личную ответственность в срок и с гарантией качества.
Значение слова «ремесленник»
1. Лицо, знающее какое-л. ремесло (в 1 знач.) и занимающееся по заказу потребителя изготовлением изделий кустарным способом собственными орудиями производства. Охотники захолустного Усть-Каменогорска были ремесленники: кузнецы, слесари, кожевники, шубники. Пермитин, Пролетные птицы.
2. перен. Тот, кто работает, выполняет свои обязанности без творческой инициативы, по шаблону. Без чувства ответственности перед своей совестью командир никогда не будет настоящим руководителем боя. Он будет только ремесленником военного дела. Вершигора, Люди с чистой совестью.
3. Разг. Ученик ремесленного училища.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В переносном смысле, ремесленник (в отличие от художника, творца) — тот, кто работает без творческой инициативы, вдохновения, шаблонно. Подобное противопоставление является современным, поскольку в древности ремесло и искусство не противопоставлялись друг другу.
РЕМЕ’СЛЕННИК, а, м. 1. Лицо, знающее какое-н. ремесло и занимающееся по заказу потребителя изготовлением изделий кустарным способом у себя на дому собственными орудиями производства. 2. перен. Человек, не вкладывающий в свою работу творческой инициативы, действующий по сложившемуся шаблону (пренебр.). Это не артист не писатель, а р.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
реме́сленник
1. человек, владеющий и зарабатывающий себе на жизнь ремеслом, то есть частным изготовлением кустарной продукции
2. разг. ученик ремесленного училища ◆ Мы двое из института, а Вася — ремесленник.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гуманоид — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
История Древнего Мира 5 класс Вигасин. Вопросы и задания к разделу «Жизнь первобытных людей». Номер №9
Что означают слова и выражения: рубило, копье, гарпун, мотыга, плуг, серп, родовая община, старейшина, племя, вождь племени, знатный, колдовской обряд, жертва, идол, оборотень, душа, “страна мертвых”?
Решение
Рубило – орудия труда, которое представляло собой обработанный камень.
Копье – орудия труда, предназначенное для охоты, представляло собой палку с привязанным заостренным каменным наконечником.
Мотыга – примитивное орудия труда, предназначенное для вскапывания земли.
Плуг – орудия труда, предназначенное для обработки земли; плуг способен рыхлить более твердую землю, чем мотыга.
Серп – орудия труда, предназначенное для срезания колосьев, изготовлялось из дерева или кости.
Родовая община – это человеческий коллектив, главным в котором являлись родственные связи, а жилище, пища, дрова были общими.
Старейшина – это самые опытные и мудрые старики, которые знали повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.
Племя – это группа людей, объединенных каким−либо признаком (например, верой в единого предка и др.).
Вождь племени – это глава племени, который избирался для ведения военных походов и защиты своих сородичей от врагов.
Знатный – это члены племени (вожди, старейшины), которые приобретали известность, они пользовались почетом, даже если не отличались особой доблестью и умом, им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.
Колдовской обряд – это действия, направленные на то, чтобы вызвать помощь при охоте и др.
Жертва – это подарки (пища, вещи и др.), которые люди преподносили своим богам и духам, чтобы отблагодарить и задобрить их.
Идол – это изображения богов и духов, которые люди высекали из камня, лепили из глины, вырезали из дерева.
Оборотень – это существа, способные превращаться в других существ – людей, камни, животных и любые другие предметы.
Душа – это сверхъестественное существо, которое обитало в каждом человеке, согласно вере первобытных людей.
«Страна мертвых» − это место, куда, согласно древним верованиям, переселялись души предков.
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 7
КАК ЖИЛИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ В ЕГИПТЕ
Вспомните, каких людей называют ремесленниками (см. § 5, п. 1). Чем они занимались?
Объясните значение слов:
1. Рисунок «Шадуф» (см. с. 40). Начните так: «Шадуф состоит из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качающейся на ней жерди. На одном конце жерди — камень, на другом — кожаное ведро…»
Шадуф состоит из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качающейся на ней жерди. На одном конце жерди — камень, на другом — кожаное ведро для подъема воды. С помощью шадуфа египтянин поднимает воду из нижнего бассейна в верхний. В свою очередь шадуф, установленный над верхним бассейном поднимает воду еще выше, где она может быть использована для орошения незатапливаемых во время разлива Нила полей, полива огородов и садов, и для обеспечения запасов питьевой воды. Это одно из приспособлений, которое наряду с системой оросительных каналов, широко использовалось древними египтянами для увеличения площадей, пригодных для выращивания пшеницы, ячменя, льна, садовых растений и т.д.
2. Настенную роспись «Выжимание сока» (см. с. 39). Начните так: «Земледельцы забрались в каменную бочку и, держась за верёвки, давят виноград ногами…»
Земледельцы забрались в каменную бочку и, держась за верёвки, давят виноград ногами. Выдавленный виноградный сок через отверстие с трубкой выливается в емкость, откуда его разливают по глиняным кувшинам для изготовления вина.
Составьте рассказ от имени земледельца, как прошёл его день. Включите в рассказ описание одежды земледельца, его дома, обеда, работы на поле (например, пахоты).
Ежегодный разлив Великого Нила завершен. Жрецы объявили сегодня об этом. Действительно, река вернулась в свое русло, а вода, которую мы поймали в ловушку на поле ушла в землю, удобрив ее плодородным илом. Сегодня пришло время пахоты. Запрягу нашу корову под плуг и вперед. Тяжелый сегодня день. Несмотря на то, что земля мягкая и податливая, и пашется легко, я устал уже к обеду. Пора немного отдохнуть и опять за работу. Вот и жена идет, несет наш скромный обед — лепешку, луковицу и сушеную рыбу. Мясо мы едим только по праздникам, да и то не всегда. Ну да ладно, мы и этому рады. Лишь бы нам оставалось что-нибудь после уплаты налога писцу.
Нил дает нам все, что нужно. Богатый урожай, рыбу, строительный материал для дома. Разве вы не знали, что мы, простые египтяне, не живем в монументальных каменных дворцах и храмах, нам не светит богатая и безбедная загробная жизнь и пирамиды для наших тел никто не построит. Мы делаем свои дома из тростника, который растет по берегу Нила. Тростник, обмазанный глиной — на стены. Тростник, связанный между собой — на крышу. Вот и вся хитроумная инженерная конструкция. Подавляющее большинство египтян живут именно так. У них, как и у нас, практически ничего нет — ни богатств, ни драгоценностей. Выменял у гончара глиняный горшок — уже хорошо. Поменял у ткача рыбу на льняной отрез — вообще замечательно, пойдет мне для схенти (набедренной повязки), да и жена сошьет себе новый калазирис (узкий сарафан).