Что значит ремесленник история 5 класс

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 5

ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ

Объясните значение слов:

1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.

2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.

3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?

Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.

4. Каким имуществом владели знатные семьи?

Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.

5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населе­ния, место совершения религиозных обрядов.

Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)

Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.

Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:

В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опор­ные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)

Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.

Источник

Значение слова «ремесленник»

Что значит ремесленник история 5 класс

1. Лицо, знающее какое-л. ремесло (в 1 знач.) и занимающееся по заказу потребителя изготовлением изделий кустарным способом собственными орудиями производства. Охотники захолустного Усть-Каменогорска были ремесленники: кузнецы, слесари, кожевники, шубники. Пермитин, Пролетные птицы.

2. перен. Тот, кто работает, выполняет свои обязанности без творческой инициативы, по шаблону. Без чувства ответственности перед своей совестью командир никогда не будет настоящим руководителем боя. Он будет только ремесленником военного дела. Вершигора, Люди с чистой совестью.

3. Разг. Ученик ремесленного училища.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В переносном смысле, ремесленник (в отличие от художника, творца) — тот, кто работает без творческой инициативы, вдохновения, шаблонно. Подобное противопоставление является современным, поскольку в древности ремесло и искусство не противопоставлялись друг другу.

РЕМЕ’СЛЕННИК, а, м. 1. Лицо, знающее какое-н. ремесло и занимающееся по заказу потребителя изготовлением изделий кустарным способом у себя на дому собственными орудиями производства. 2. перен. Человек, не вкладывающий в свою работу творческой инициативы, действующий по сложившемуся шаблону (пренебр.). Это не артист не писатель, а р.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

реме́сленник

1. человек, владеющий и зарабатывающий себе на жизнь ремеслом, то есть частным изготовлением кустарной продукции

2. разг. ученик ремесленного училища ◆ Мы двое из института, а Вася — ремесленник.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит ремесленник история 5 классПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: стечь — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Кто такой ремесленник: история и современность

Чтобы ответить на вопрос о том, кто такой ремесленник, не обойтись без экскурса в историю. Стоит копнуть глубоко. И начать следует с древних промыслов человека. Ремесленничество в прошлом развивалось постоянно, но продолжалось это до внедрения промышленного производства. С его расцветом и усовершенствованием технологических линий многие изделия ручного самобытного труда стали неконкурентными. Их вытеснила продукция цехов заводов и фабрик.Что значит ремесленник история 5 класс

Понятие «ремесленник»

Суть заложена в корне искомого слова. Человек, владеющим каким-либо ремеслом на достаточном уровне, чтобы изготавливать товар для продажи, вполне мог так называться во времена средневековья. Работа выполнялась штучно на заказ или изготавливалась партия товара (продукта) для продажи.

Как правило, такая деятельность была однообразной и не отличалась постоянной творческой инициативой. Человек обучался какому-то ремеслу и совершенствовал свои навыки. Знания обычно передавались по семейной линии от родителей к детям. Но случалось, что человек приходил в дом помощником, становился учеником, затем подмастерьем, а после и сменял наставника.

Кто такой ремесленник применительно к нашему времени? В чистом виде такой род деятельности сейчас почти не сохранился. Все ремесла стали профессиями. Им обучаются в учебно-производственных комбинатах, профтехучилищах, техникумах, вузах. Если и остались отдельные направления ремесленничества, то только там, где технологии и автоматизация не могли заменить индивидуальный ручной труд. Некоторые виды деятельности все еще можно условно называть ремеслом. Но они так тесно граничат с искусством, что трудно провести между ними четкую грань.Что значит ремесленник история 5 класс

История и современность

Сейчас, говоря о ремесленничестве, как правило, подразумевают труд человека, который выполняет работу кустарным методом, при этом используя орудия и приспособления, созданные своими руками. Например, сделать руками кувшин из глины можно лишь на гончарном круге. Купить его в магазине не получится. Инструмент и инвентарь для плетения корзин из лозы, посуды из бересты, головных уборов из соломки также не продается. Мастера изготавливают их сами. Можно ли считать ремесленными изделиями эту и другую подобного рода продукцию, изготовленную мастерами гончарного дела, плетения, берестянщиками? Безусловно, так оно и есть.

Кто такой ремесленник Древней Руси? Это любой человек, производящий товар. Кузнец занимался ковкой металла. Сапожник шил обувь, а портной одежду. У пекаря был хлеб, у аптекаря лекарство. Плотник занимался деревом, каменщик строил дома. Было четкое деление в зависимости от специализации. Различались ремесленники по направлению рода деятельности: гравер, ювелир, кондитер, жестянщик, гробовщик. Было время, когда добавкой к имени человек своей специализации выделялся из множества конкретный индивидуум: Семен-бондарь, Иван-седельник, Яшка-золотарь, Петька-печник, Васька-трубочист.

Все средства производства и инвентарь, как правило, находились в доме мастера или на его подворье. У кузнеца была мастерская с горном и наковальней, у пекаря – своя печь. Выделку шкур кожевенник производил у себя дома. И многие другие кустари-ремесленники поступали также: стеклодувы, мельники, оружейники, цирюльники и пр.Что значит ремесленник история 5 класс

Спецификация

Толковый ремесленник был всегда в почете. Он считался зажиточным человеком. Сейчас встретить мастера-кустаря редко удается. Если и попадается действительно авторская продукция ручного (штучного) изготовления, то она так или иначе связана с народными промыслами, имеет определенный спрос и ценится достаточно высоко.Что значит ремесленник история 5 класс

Как стать ремесленником?

Если не вдаваться в детали, то каждый человек, овладевший профессией, является до определенной степени ремесленником. С другой стороны, не каждый рабочий производит готовую продукцию. Еще меньший процент таких, кто может сам ею торговать. Вот и получается, что в чистом виде ремесленников сегодня практически не осталось.

Но зато появились новые виды деятельности. Все еще готовят в училищах маляров, штукатуров, плиточников. Пользуются спросом услуги гипсокартонщиков, кровельщиков, плотников. Не все готовы признать, что действуют как предприниматели, и указать свой официальный статус. Ведь в таком случае нужно оформлять деятельность по закону и платить налоги. Система еще далека от идеала. Многие остаются в тени, ища подработку любого уровня.

Так кто такой ремесленник в наше время? Это человек, который может создавать продукт (товар, услугу) своими руками (умом), выполнять заказ под личную ответственность в срок и с гарантией качества.

Источник

Всемирная история

§ 5. Появление неравенства и знати

1. Развитие ремёсел. Самые простые и грубые горшки из глины мог вылепить каждый. Но изготовление прочной и красивой посуды требовало особого мастерства. Горшечник должен был долгие годы овладевать своим ремеслом, не отвлекаясь на иные занятия — земледелие и скотоводство. Он становился ремесленником1. Обычно лепили сосуды уже не вручную, а на вращающемся гончарном круге, обжигали их не на обычном очаге, а в специальной печи.

1 Ремесленник — человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Что значит ремесленник история 5 класс

Так вручную изготавливали глиняный сосуд.

Что значит ремесленник история 5 класс

Так выглядел гончарный круг.

Иногда в очаг попадали небольшие самородки меди, которые размягчались в огне. Люди заметили, что раскалённый кусок меди меняет форму при ударе. Это свойство позволило выковывать из меди ножи, шилья и другие предметы. Затем люди научились выплавлять медь из руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида.

Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло — обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда.

Мастера научились работать и с драгоценными металлами — золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.

2. Изобретение плуга. Лёгкой мотыгой твёрдую землю рыхлить очень утомительно и долго. Можно взять суковатое бревно и сделать из него большую «мотыгу», чтобы тащить её по полю. Так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для подобной пахоты. И тогда человек стал использовать быков, чтобы они тащили по полю тяжёлую «мотыгу». Так возник плуг.

Что значит ремесленник история 5 класс

Медный топор и форма для его отливки. Рисунок нашего времени.

Плуг рыхлит и такую твёрдую землю, которую не возьмёт мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие было невозможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи.

Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях.

3. У каждой семьи — своё хозяйство. Понемногу в селениях земледельцев складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Земли общины были поделены на отдельные участки. Каждая семья имела скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке. Собранным урожаем ни с кем в общине не делились — им целиком распоряжался глава семьи. Люди понимали, что они могут рассчитывать только на себя, и старательнее работали. Но все люди разные: более умелые и прилежные собирали больше зерна и овощей, быстрее увеличивали поголовье скота. Некоторые семьи со временем могли стать зажиточнее других.

Вместе с тем семьи нуждались во взаимной помощи и поддержке. Соседи могли, например, договориться и выкопать общий пруд, из которого можно брать воду для полива, или осушить болото. Но при этом уже было неважно, сородичи они между собой или нет. Главное — то, что они соседи и потому должны держаться вместе.

Что значит ремесленник история 5 класс

Деревянный плуг. Реконструкция.

Что значит ремесленник история 5 класс

Так мог выглядеть посёлок земледельцев и скотоводов.

4. Выделение знати. В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков скот, украшения или собранный с полей урожай считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его, отобрать плодородные земли.

Для ведения военных действий избирался глава племени — вождь. Он собирал своих друзей и сородичей для защиты от врагов и для походов на соседние племена. Часть добычи вождь брал себе, а остальное раздавал воинам-соплеменникам.

Вождь племени, его соратники, а также старейшины приобретали известность — их прославляли как знаменитых, знатных людей. Знатность передавалась по наследству — сыновья вождей и старейшин пользовались почётом, даже если сами не отличались особой доблестью и умом. Из их числа стали выбирать вождей племён. Им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.

Захваченных на войне пленников вождь и остальные знатные люди делали своими рабами.

Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а другие — незнатные, одни были богаче, а другие — беднее.

Крупные поселения понемногу превращались в города, окружённые земляными валами и стенами. В городах жила знать — так принято называть знатных людей. Знать обслуживали лучшие ремесленники. Ведь не мог любой из соплеменников иметь богатые одежды и украшения. В городах находились святилища, где стояли идолы. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями — правителями государств.

Объясните значение слов: ремесленник, гончарный круг, плуг, вождь племени, знатные люди (знать), рабы, город, святилище, царь.

Проверьте себя. 1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия. 2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи? 3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах? 4. Каким имуществом владели знатные семьи? 5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населения, место совершения религиозных обрядов.

Подведём итоги и сделаем выводы

• Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)

• В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опорные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные.)

Источник

История Древнего Мира 5 класс Вигасин. Вопросы и задания к разделу «Жизнь первобытных людей». Номер №9

Что означают слова и выражения: рубило, копье, гарпун, мотыга, плуг, серп, родовая община, старейшина, племя, вождь племени, знатный, колдовской обряд, жертва, идол, оборотень, душа, “страна мертвых”?

Решение

Рубило – орудия труда, которое представляло собой обработанный камень.
Копье – орудия труда, предназначенное для охоты, представляло собой палку с привязанным заостренным каменным наконечником.
Мотыга – примитивное орудия труда, предназначенное для вскапывания земли.
Плуг – орудия труда, предназначенное для обработки земли; плуг способен рыхлить более твердую землю, чем мотыга.
Серп – орудия труда, предназначенное для срезания колосьев, изготовлялось из дерева или кости.
Родовая община – это человеческий коллектив, главным в котором являлись родственные связи, а жилище, пища, дрова были общими.
Старейшина – это самые опытные и мудрые старики, которые знали повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.
Племя – это группа людей, объединенных каким−либо признаком (например, верой в единого предка и др.).
Вождь племени – это глава племени, который избирался для ведения военных походов и защиты своих сородичей от врагов.
Знатный – это члены племени (вожди, старейшины), которые приобретали известность, они пользовались почетом, даже если не отличались особой доблестью и умом, им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.
Колдовской обряд – это действия, направленные на то, чтобы вызвать помощь при охоте и др.
Жертва – это подарки (пища, вещи и др.), которые люди преподносили своим богам и духам, чтобы отблагодарить и задобрить их.
Идол – это изображения богов и духов, которые люди высекали из камня, лепили из глины, вырезали из дерева.
Оборотень – это существа, способные превращаться в других существ – людей, камни, животных и любые другие предметы.
Душа – это сверхъестественное существо, которое обитало в каждом человеке, согласно вере первобытных людей.
«Страна мертвых» − это место, куда, согласно древним верованиям, переселялись души предков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *