Что значит ремастер в играх
Что такое ремастеры и чем они отличаются от ремейков
Разбираемся, как разработчики возвращают игроков в классические игры.
Иллюстрация: Alex Rodman / Wikimedia Commons / Colowgee для Skillbox Media
11 ноября вышел ремастер Grand Theft Auto: The Trilogy — The Definitive Edition. Сборник включает в себя три классические игры известной серии: GTA III (2001), Vice City (2002) и San Andreas (2004). Обновлённая трилогия Rockstar Games вышла на всех современных платформах, в первой половине 2022 года планируется релиз на устройствах Android и iOS.
Игроки раскритиковали ремастеринг GTA: The Trilogy — в первую неделю с момента релиза у сборника низкие оценки на Metacritic. Skillbox Media разбирается, как устроены ремастеры старых игр, зачем они нужны игрокам и всегда ли разработчики оправдывают ожидания.
Сценарист и копирайтер. Утверждает, что видел все фильмы и прошёл все игры, но редакция отказывается ему верить.
Подход к разработке
Ремастеринг — не создание новой игры, а обновление ранее созданной. Главная цель — портирование на современные платформы в улучшенном качестве.
Как правило, игровые механики, левел-дизайн и нарратив остаются как в первоисточнике. Разработчики переделывают интерфейс и графику, проводят оптимизацию, повышают разрешение и меняют соотношение сторон, адаптируя игру под современные дисплеи.
Игровые студии часто сталкиваются с тем, что ассеты оригинала несовместимы с движком ремастера. Возраст игрового движка, оригинальные модели с текстурами низкого разрешения и простой геометрией вынуждают разработчиков переделывать ассеты.
Rockstar в GTA: The Trilogy — The Definitive Edition использует движок Unreal Engine 4. Студия анонсировала следующие изменения в ремастере:
Технические особенности для отдельных платформ:
Удалось ли разработчикам сдержать обещания? На момент написания статьи у ремастера GTA одни из самых низких оценок среди видеоигр за всю историю Metacritic. Игроки особенно выделяют непропорциональные модели персонажей, баги и плохую оптимизацию, из-за которой FPS просаживается на любой платформе.
Часто издатели и разработчики создают путаницу с названиями обновлённых версий. Названия Metro Redux или NieR Replicant ver.1.22474487139 не сразу дают понять, продолжение, ремейк или ремастер перед нами.
Другие студии облегчают жизнь игрокам, указывая в названии, что это ремастер, — так сделала Naughty Dog в The Last of Us: Remastered, вышедшей на PS4.
«Хотелось бы, чтобы у нас была кнопка „Включить режим PS4“, но нет. Мы заранее знали — впереди сущий ад. Наши инженеры — лучшие в отрасли, они отлично оптимизировали игру специально для архитектуры PS3. The Last of Us уже была оптимизирована в структуре двоичного кода, но, когда мы перенесли её на PS4, пришлось снова возвращаться на более высокие уровни, проверять целостность систем, оптимизировать всё с самого начала».
Нил Дракманн,
креативный директор Naughty Dog
Зачем нужны ремастеры?
Большая аудитория, играющая уже свыше двадцати лет, хочет вернуться в классику. Игроки младше, слышавшие про старый хит, не могут пройти игру из-за технических проблем или несовременной платформы.
«Нашей целью было не переделать или заново осмыслить серию Mass Effect, а модернизировать её, чтобы фанаты и новые игроки могли насладиться оригинальными играми в лучшей форме. Как разработчики, мы всегда надеемся, что наши проекты выйдут за пределы своих оригинальных платформ. Возможность сделать ремастер трилогии означает, что плоды нашей десятилетней работы будут жить дольше и восприниматься лучше, чем когда-либо прежде».
Кейси Хадсон,
руководитель разработки трилогии Mass Effect
С точки зрения бизнеса создание ремастера стоит меньше, чем разработка игры с нуля. У игры уже есть готовая фан-база, издатели охотнее вкладывают средства в уже известные IP.
С другой стороны, сложность заключается в том, чтобы оправдать ожидания фанатов и выполнить заявленные обещания по обновлениям.
Плохие примеры
Главный пример провального ремастеринга — WarCraft 3: Reforged. Новая версия классической RTS от Blizzard побила антирекорд по пользовательскому рейтингу на Metacritic — 0,6 балла.
Сильнее всего игроков возмутило невыполнение обещаний в части нововведений и улучшений. Энтузиаст создал портал с пародирующим Reforged подзаголовком — Warcraft III: Refunded. Слоган главной страницы сайта звучит так: «Сломанный, бесчестный, антипотребительский и раздутый ремастер».
Silent Hill HD Collection — вышедший в 2012 году ремастеринг второй и третьей частей серии японских хорроров. Создатели ремастеринга из Nijinx Studios работали с неполной сборкой исходной игры, потому что Konami не заархивировала код и смогла предоставить студии только нефинальную версию. Это добавило разработчикам технических проблем.
Не все игроки оценили обновлённую графику. Фирменного тумана стало меньше, из-за чего открылись скрытые текстуры и технические ограничения игры. К тому же была потеряна одна из главных фишек визуального стиля. Ремастер также огорчил обилием багов, низким FPS, проблемами синхронизации звука с анимацией персонажей. Разработчикам также пришлось изменить голоса озвучки — всё это сказалось на погружении.
При работе над Crysis Remastered разработчики обещали добавить рейтрейсинг, улучшить физически корректный рендеринг и поднять общий уровень графики. Из-за вылетов, багов и общего технического состояния ремастера на релизе у игры смешанные отзывы в Steam, оценка игроков на Metacritic — 3,6 балла у версии для ПК.
15 октября 2021 года вышла Crysis Remastered Trilogy, объединяющая ремастеры трёх частей франшизы. Оценки стали выше (7,0 балла для ПК), но большинство игроков не увидели серьёзных отличий ремастера от оригинальных Crysis.
Удачные примеры
Разработкой ремастеров Crysis занималась компания Saber Interactive. Она также выпускала ремастеры Halo: Combat Evolved Anniversary, Halo: Master Chief Collection и Ghostbusters.
Важную роль в системе Saber играет подразделение в Санкт-Петербурге. Например, петербургские разработчики были ответственны за ремастер Halo: Combat Evolved, выпущенный в честь десятилетия первой части серии.
«Работа была проведена колоссальная, апгрейд движка — лишь малая её часть. Ремастеринг первой Halo в контексте объёма работы нам не оставил, по сути, ничего, кроме опыта. Он дал нам знание технологии, определённый набор стандартных решений, возможность избежать допущенных в Halo Anniversary ошибок. Если говорить о прямом коде, который был написан тогда, то он никак не поменялся. Затем, работая над Halo 2, мы уже знали, что и как надо делать. Благодаря опыту мы быстрее выполнили ещё больший объём работы».
Андрей Ионес,
один из основателей Saber Interactive
Nintendo регулярно выпускает ремастеры своих классических игр для консоли Switch. The Legend of Zelda: Skyward Sword HD — обновление оригинальной игры для Wii, вышедшей в 2011 году. В последнем финансовом отчёте компании сообщается, что версия игры 2021 года для Nintendo Switch была продана в количестве 3,6 млн копий за первые 77 дней с момента релиза.
10 ноября вышел ремастер Final Fantasy V. Пятая «Финалка» входит в сборник Final Fantasy Pixel Remaster, включающий шесть частей. Обновлённые JRPG пока доступны только в Steam и на мобильных устройствах.
Не все ремастеры — классика индустрии. Разработчики делают обновлённые версии недавних релизов, что особенно актуально с выходом нового поколения консолей. Один из примеров — Marvel’s Spider-Man Remastered, вышедшая на PS5 через два года после релиза на PS4.
Ремастеринг — удобный формат для эпизодических игр, своеобразное переиздание и объединение всех эпизодов. Пример — Life Is Strange Remastered Collection.
В следующих материалах Skillbox Media продолжит разбираться в обновлениях видеоигр. Во второй части мы расскажем про ремейки.
Почему ремастеры игр не нужны? Или нужны, но не всегда
Содержание
Содержание
Повальный выпуск ремастеров игр характерен не только для последних лет. Издатели всегда активизируются при смене консольных поколений. Вдобавок каждому хочется быть в тренде — всплеск популярности какого-нибудь жанра побуждает разработчиков доставать с пыльных полок бестселлеры давно ушедшей эпохи. Сегодня поговорим о том, чем вреден конвейер HD-переизданий. Ситуации когда они действительно нужны тоже не оставим без внимания.
Ремастер, ремейк, ребут
Ремастер — это переиздание со стандартными улучшениями. Тут заменили текстуры, там перезаписали мимику с использованием motion capture (захвата движений), здесь исправили освещение. Одним словом, игру не переделывают с нуля, а лишь подгоняют под современные требования.
Ремейк — это серьезное переосмысление прежнего проекта. Чтобы почувствовать разницу, сравните Resident Evil 2 образца 1998 и 2019 годов, Final Fantasy VII из 1997 и 2020 годов, оригинальную Yakuza (2005) и Yakuza Kiwami (2016). Дело не ограничилось сменой движка. Разработчики пересмотрели геймплей, отошли прочь от старой формулы: в RE 2 внедрили передовую расчлененку, в FF VII перевели сражения в реальное время, в Yakuza Kiwami позаимствовали боевую систему из поздних частей серии. Впечатления вроде бы те же, что при прохождении оригинала, однако воспринимаешь ремейк как новую игру.
Ребут — полный перезапуск серии. Удачные примеры навскидку: God of War, Samurai Shodown, Doom, Tomb Raider. Причем линейка может значительно поменяться. Например, в недавней Sakura Wars промежуточные сегменты в виде тактических баталий уступили место экшену.
Не всегда удается наверняка отделить ремастер от ремейка. Так, Crash Bandicoot: N. Sane Trilogy (2017) и Tony Hawk’s Pro Skater 1 + 2 (2020) попадают в обе категории. Переиздание трилогии Crash Bandicoot, хоть и базируется на ином движке, дотошно копирует оригинал. Выполнено оно при этом на недосягаемом для прочих ремастеров уровне.
Катастрофа с GTA: The Trilogy — Definitive Edition
К написанию этого материала нас подтолкнул провал Grand Theft Auto: The Trilogy — The Definitive Edition. Так негативно аудитория раньше релизы Rockstar Games не встречала.
За последние 8 лет Rockstar выпустила две игры — GTA 5 и Red Dead Redemption 2. Можно еще вспомнить L.A. Noire: The VR Case Files, но это камерный проект. GTA 5 и RDR 2, без сомнения, показательные экшены в открытом мире. У них полный порядок с сюжетом, персонажами, наполнением мира. Одна беда: два проекта за 8 лет — слишком мало. Особенно на контрасте с тем, сколько бестселлеров R* выдала в «нулевые».
Компания чересчур увлеклась прихорашиванием GTA 5. После дебюта шутера на PS3 и Xbox 360 она подготовила версии для PS4, Xbox One и PC. Как будто первого круга ремастеров оказалось мало, R* пошла на второй: в 2022-м GTA 5 перекочует на PS5 и Xbox Series. Таким образом, серия проигнорировала целое консольное поколение.
В итоге многие возлагали особые надежды на GTA: The Trilogy — Definitive Edition, улучшенное переиздание GTA 3, Vice City и San Andreas для PC и всех современных консолей. R* пообещала пересадку на Unreal Engine, увеличение дальности прорисовки, текстуры высокого разрешения, комфортное управление…
Что же получили геймеры? Странный дизайн персонажей вкупе с «пластиковыми» моделями, отсутствие части саундтрека (нелогичный ход для проекта с вывеской Definitive Edition), опечатки во внутриигровых надписях, уйму графических «багов», падающую в напряженные моменты кадровую частоту. R* крупно просчиталась, доверив трилогию Grove Street Games. Эта же студия ответственна за мобильные порты Grand Theft Auto, сходно страдавшие от технических недугов.
Виновата не только Grove Street Games. Тестировщики из R* проглядели кучу материалов, которые не должны были попасть в ремастеры, например музыкальные треки с истекшей лицензией. Чтобы вычистить подобные материалы, R* после релиза на несколько дней убрала PC-версию из продажи. Кто пострадал? Те, кто честно предзаказал сборник.
Ранее R* удалила из магазинов старые версии GTA 3, Vice City и San Andreas. После волны народного гнева она согласилась вернуть их в виде набора в Rockstar Games Launcher (для PC). Набор подарят всем потратившимся на GTA: The Trilogy. Предложение действует до 30 июня 2022 года.
В конце концов R* извинилась за катастрофическую премьеру GTA: The Trilogy. Она заявила, что ремастеры не соответствуют ее стандартам. Трилогию ждет ряд патчей.
Неудачи последних лет
Мы заострили внимание на GTA: The Trilogy, потому что это вопиющий случай. Тупик для халтурных ремастеров. Теперь коротко рассмотрим, что ему предшествовало.
В прошлом году геймеры на форумах разнесли в пух и прах Warcraft III: Reforged. Blizzard внесла в ремастер минимум правок и вместо этого удалила привычные опции вроде кланов. В довесок стратегия страдала от технических проблем. В итоге разработчики запустили автоматический возврат средств, а фанаты стали называть проект не Reforged, а Refunded (от английского refund — возврат средств). Blizzard связала провал с тем, что с самого начала не имела четкого представления, ремастер или ремейк она хочет выковать.
Недавняя Diablo 2: Resurrected, кстати, удостоилась прозвища Disconnected. Blizzard не ожидала ажиотажа вокруг ремастера, в результате серверы «упали», для игроков на какое-то время остался доступен лишь офлайн-режим.
Бывает, что в ремастеры перебираются фундаментальные проблемы оригиналов. В ритм-игре PaRappa the Rapper (1996) с годами проступил интересный недостаток — задержка отклика при выводе на HD TV. На CRT-телевизоре — порядок, на HD TV играть крайне неудобно. Sony не исправила задержку отклика в Remastered-версии (2017). На фоне современных ритм-игр, прощающих легкие промахи, это дикость.
Или обратный пример — из ремастера пропадают главные «фишки» оригинала. В Silent Hill HD Collection (2012) вы не встретите непроглядный туман, прочно ассоциирующийся с серией. Когда-то он был необходимостью из-за малой производительности устройств, поклонники Silent Hill его полюбили и возмутились, не обнаружив в HD Collection.
Ну и напоследок коснемся бесконечных переизданий Skyrim. Bethesda успела перепродать культовую RPG под вывеской Legendary Edition (2013), Special Edition (2016) и Anniversary Edition (2021), плюс между делом адаптировала для виртуальной реальности и гибридной консоли Switch. В Anniversary Edition нет ничего нового, только куча материалов из Creation Club — платных дополнений, создаваемых простыми игроками и Bethesda.
Кому действительно нужны ремастеры
Ремастеры — не всегда попытка легко подзаработать на фанатах. В отдельных случаях они имеют право на жизнь.
Например, Crysis Remastered Trilogy сделали в первую очередь для консольных игроков. Дело в том, что Crysis 2 и 3 неудовлетворительно работали на PS3 и Xbox 360. А у современных приставок силенок побольше.
Если жанр в кризисе, или непопулярен, тоже стоит попробовать. Такой трюк Microsoft провернула с Age of Empires в эпоху забвения RTS. В продаже появились Definitive Edition трех старых частей, плюс вышла новая Age of Empires 4.
Также ремастеры подходят для ознакомления с классикой подрастающего поколения. Взять Full Throttle Remastered (2017) или Grim Fandango Remastered (2015). Для тех же, кто застал оригиналы, это бодрый заряд ностальгии.
Наконец, ремастеры позволяют вернуть на свет древние эксклюзивы. Первая Shenmue оставалась эксклюзивом Dreamcast на протяжении 19 лет, пока Sega не перевыпустила HD-версию на PC, PS4 и Xbox One в 2018 году.
Что в итоге
Какие примеры удачных ремастеров последних лет назовете вы? Какие проекты вас разочаровали? Поделитесь в комментариях!
Прошлое в настоящем: что такое ремастер-игры
И чем они отличаются от обычного ремейка
Раньше многое было лучше: трава зеленее, небо голубее, солнце ярче, а игры — интереснее. И если с зеленью, небесами и солнцем поделать ничего невозможно, то дать новую жизнь полюбившимся играм — вполне реально. За это и отвечают их ремастер-версии.
О чем речь
У легендарных игр типа первых Warcraft (1994 год) и Starcraft (1998 год), Call of Duty (2003 год) миллионы фанатов по всему миру. Но запустить игру из прошлого века на современном ПК или консоли технически невозможно. Да и на современных мониторах с высоким разрешением они будут выглядеть плохо: так как раньше мониторы были 4:3, появятся черные полосы по бокам, а само изображение будет пиксельным.
Чтобы фанаты могли испытывать знакомые эмоции, разработчики адаптируют игры под современные ПК и консоли. Обновленные версии как раз и называют ремастерами.
Как правило, сюжетная линия и механика игры не меняются, но кардинально перерабатываются графика и аудиооформление: появляются более естественное освещение, текстуры, объемный звук. Но иногда разработчики добавляют дополнительные детали в локации или несколько побочных миссий.
Казалось бы, для фанатов ремастер — это всегда хорошо, но сделать его качественно удается не всем.
Например, Call of Duty: Modern Warfare 2 Campaign Remastered фанаты приняли отлично: оригинал 2009 года получил второе дыхание за счет масштабной переработки текстур, анимации, физики движений, использования расширенного динамического диапазона.
А вот Warcraft III: Reforged — неудачный ремастеринг. У оригинальной стратегии было несколько миллионов фанатов и титул игры года. И хотя графику дотянули до 4К, эффекты освещения и звуковое сопровождение остались на прежнем уровне. Игра не выглядела современно и получила рейтинг 1–2 из 5.
А ремейк и перезапуск — это то же самое?
Ремейк представляет собой улучшенную версию игры, в которой, помимо обновленных графики и звука, могут появиться новые сюжетные линии, измененный геймплей, реформированные локации. Например, Halo: The Master Chief Collection — это ремейк.
Топ-5 наиболее известных ремастеров последних лет
Call of Duty: Modern Warfare Remastered
Локации заметно обновились: появились реалистичные тени, освещение, трава. Лица и мимика персонажей стали более детализированными. Но, делая акцент на графике, разработчики забыли исправить хорошо известные баги оригинала вроде застревания в текстурах.
The Elder Scrolls V: Skyrim Special Edition
Skyrim многие до сих пор называют одной из образцовых ролевых игр: огромный открытый мир, много второстепенных персонажей и свобода действий. Ремастер включает все ранее выпущенные для оригинальной игры дополнения, к тому же, у владельцев консолей появилась возможность использовать моды — пользовательские дополнения с улучшением графики. Графика, конечно, изменилась. В первую очередь заметно обновленное освещение, появились эффекты солнечных лучей.
Удовольствие от новой версии легендарного StarCraft получат те, кто играл в оригинальную еще в конце прошлого века. Графику и озвучку подтянули, появилась русская локализация, но механика осталась прежней. Запускаешь игру на современном компьютере — и словно возвращаешься на 20 лет назад к знакомым персонажам и геймплею.
Need for Speed: Hot Pursuit Remastered
Выход ремастера приурочили к десятой годовщине оригинальной версии. Игру восприняли неоднозначно: фанаты надеялись на более глубокую проработку и пополнение автопарка современными машинами. Вдоль дорог появились новые объекты: камни, ограждения. Но кто их будет разглядывать, заходя в очередной поворот в азартном дрифте!
Машин стало больше, но этого добились включением в ремастеринг-версию всех возможных платных дополнений, которые были доступны в оригинальной версии игры на PS3 и Xbox 360. Также добавили несколько дополнительных наград и еще больше вариантов расцветок.
Black Mesa основана на легендарной Half-Life. Сделана она руками фанатов при поддержке Valve — разработчика оригинальной игры. Ремастер базируется на новом игровом движке Source, перерисованы все текстуры, включая игровые локации.
Ремейки и ремастеры: чем они различаются и как создаются
Рассказываем о переизданиях и обновлениях старых игр.
пресс-служба онлайн‑магазина «самокат»
Переиздания игр существовали всегда. Но если в 1980-х и 1990-х это были почти исключительно порты одного проекта для разных платформ, сейчас речь идёт об отдельном направлении в игровой индустрии, в центре которого — ремастеры и ремейки старых игр.
Почему их стало так много? Игроки, которые познакомились с играми достаточно давно и продолжают играть по сей день, чётко дали понять разработчикам, что были бы не против вернуться в классику из детства и юношества — желательно только, чтобы она была удобной, красивой и без проблем работала на современных системах. И разработчики тут же ответили на этот запрос.
Рассказываем, какие бывают переиздания, чем ремастеры отличаются от ремейков и почему у некоторых студий получается обновлять игры лучше, чем у других.
Журналист-новостник, игроблогер и графдизайнер. Чувствует себя персонажем Dark Souls, когда пытается уложить всё это в свой рабочий график.
Размытая терминология
Сперва разберёмся с тем, что подразумевается под ремастером игры, а что называют ремейком. Игроки часто путают эти термины, но и сами разработчики не помогают им разобраться. Ведь кроме привычных приписок Remake и Remastered они часто добавляют к названиям переизданий игру слов или совершенно непонятные подзаголовки. Есть, скажем, Metro Redux, Warcraft 3: Reforged, Dishonored: Definitive Edition и даже «NieR Replicant ver.1.22474487139…». Попробуй потом разберись, что такое Reforged — ремастер или ремейк. А Redux?
В действительности же не запутаться в маркетинговых словечках и отделить одно от другого довольно просто. Чаще всего разграничение между ремастером и ремейком проводят через ключевой подход к разработке. Если под ремастером подразумевают пересобранную, почищенную и по возможности улучшенную старую игру, то ремейк — это всегда новая игра, которая лишь опирается на первоисточник, может его цитировать, но очень редко копирует оригинал полностью.
«Нам нравится думать о недавних ремейках Resident Evil 2 и Resident Evil 3 как о переосмыслении оригиналов. Хотя мы опирались на оригинальные игры для вдохновения и сюжетного наполнения обновлённых версий, мы не пытались всё повторить один в один».
Ещё один удобный маркер — технологическая база. Если новая версия игры собрана на той же версии движка, что и оригинал, то с очень большой вероятностью мы имеем дело с ремастером. Если же обновлённая версия создана на совершенно новом движке, правильнее будет назвать её ремейком.
Почему издатели так любят переиздания
Переиздание, или ремейк, чаще всего делают по трём причинам:
«Final Fantasy VII была любима фанатами в течение 23 лет, но я почувствовал, что нам нужен перезапуск, чтобы игру продолжали любить и в будущем — в течение 20 следующих лет, в течение 50 следующих лет и так далее».
Ёсинори Китасэ,
продюсер Final Fantasy VII: Remake
Кроме того, ремейки и ремастеры — гораздо более безопасные с точки зрения вложений проекты, чем новые IP, поскольку у старых игр уже есть своя аудитория. Почему бы в таком случае не сыграть на ностальгии? При этом создание обновлённой версии может стоить намного меньше, чем разработка совершенно новой AAA-игры.
А ещё выпуск новой версии старой игры способен разогреть аудиторию перед релизом следующей части серии — или же удержать уже существующую фанатскую базу. Если речь идёт о давно существующей и постоянно обновляющейся франшизе, например о Resident Evil или Final Fantasy, ремастеры и ремейки могут снизить порог вхождения в серию для новичков.
«Издание любой игры, будь то новая франшиза, пытающаяся привлечь внимание, или существующая классика с огромными ожиданиями поклонников, — это всегда сложно. Тем не менее наличие крепкого фундамента — преимущество по сравнению с тем, чтобы начинать всё с чистого листа. Сложность заключается в том, что вы должны оправдать и, если это возможно, превзойти ожидания фанатов».
Скотт Амос,
исполнительный продюсер Crystal Dynamics
Правда, по-настоящему хорошие и признанные фанатами переиздания и ремейки — явление не редкое. У разработчиков практически всегда есть способы сгладить острые углы, угодить одним, привлечь других и порадовать инвесторов.
Как делают хорошие переиздания и ремейки
Очень часто переизданиями занимаются сторонние команды на аутсорсе, хоть это и не правило. Скажем, студия Bluepoint Games прославилась исключительно обновлёнными версиями чужих игр — Metal Gear Solid HD Collection, Uncharted: The Nathan Drake Collection, Shadow of the Colossus 2018 года и Demon’s Souls 2020-го.
Основная команда, создавшая оригинал, может быть занята другим проектом. Может случиться и так, что изначальной авторской студии уже и вовсе не существует, — тогда разработку переиздания и отдают студиям-подрядчикам. Авторы оригинала, впрочем, тоже участвуют в разработке обновлённых версий — скажем, проектом The Last of Us: Remastered занималась сама Naughty Dog, создавшая оригинал.
Разобрать и собрать
Впрочем, создание и ремейков, и ремастеров начинается всегда одинаково — с обратной разработки (reverse engineering), в ходе которой авторы разбирают оригинал на части и детально его исследуют. Команде нужно деконструировать игру, чтобы отследить все взаимосвязи, логику кода, вычленить важные для геймплея метрики и так далее.
Обойтись без деконструкции и пересобрать игру «на глазок» не выйдет хотя бы потому, что при всей унификации средств разработки и отточенных пайплайнах подход к решению локальных задач разнится от одной команды к другой. Кроме того, в процессе обратной разработки авторы обновлённой версии могут отыскать в оригинале ненужные элементы, устаревшие и неудачные механики.
«Сложно сравнить создание ремастера с разработкой совершенно новой игры, потому что вам действительно не нужно слишком беспокоиться о содержании: основной дизайн и ресурсы уже есть. Больше всего проблем при разработке The Last of Us: Remastered возникло у наших удивительных программистов. Самой серьёзной трудностью стала адаптация движка под архитектуру PlayStation 4. Наш код был наполнен скрытыми и чрезвычайно сложными оптимизациями, чтобы выжать всё возможное из PlayStation 3, и при создании обновлённой версии для следующего поколения консолей с этим всем пришлось разбираться».
Технологическая база
Необходимо также разобраться с тем, под какую платформу и как именно собирать все полученные на предыдущем этапе элементы. Именно в этот момент закладывается технологическая база будущей игры. Разработчики решают проблемы неравномерной нагрузки на актуальное «железо», адаптируют управление под новые устройства ввода, подбирают необходимый для работы инструментарий. Это большой, сложный и крайне важный этап разработки, от которого зависит, насколько удобно, быстро и качественно получится сделать игру.
Есть, впрочем, примеры, когда студии принимали неудачные решения на этом этапе. Один из них — процесс разработки Crysis Remastered. Студия Crytek проигнорировала одно из важнейших изменений в логике компьютерного «железа» за последнее десятилетие — активное развитие многопоточности процессоров. В обновлённой версии Crysis, как и в оригинале, всё считалось на одном ядре, в то время как в актуальных системах зачастую стоят шести-, восьми- и даже двенадцатиядерные ЦП с не самой высокой тактовой частотой. В результате получить комфортную кадровую частоту в ремастере Crysis не смогли даже обладатели сравнительно мощных машин.
Качественная оптимизация закладывается на самом раннем этапе производства. На стадии полишинга у специалистов, безусловно, останутся в распоряжении способы грамотно распределить нагрузку на «железо», но если к этому моменту остались критические ошибки в технологической базе, то никакие LOD’ы, «батчинги» и тончайшие подгонки шейдеров уже не помогут.
Работа над геймплеем
Вслед за технологической базой разработчикам необходимо разобраться с геймплейным ядром и наслаивающимися на него игровыми механиками. Если речь идёт об осторожном ремастере, то работа над геймплеем носит скорее характер реставрации — нужно сохранить всё лучшее, починить старое и сломанное и не нарушить при этом целостность всего произведения.
С ремейком, разумеется, всё ещё сложнее. При его разработке куда больше пространства для манёвра, поэтому важно не просто воссоздать то, что работало, а фактически переизобрести оригинал — так, чтобы ремейк выглядел как современная игра, но сохранил при этом самые узнаваемые черты оригинальной. Самое трудное — выдержать золотую середину между актуальностью и наследием оригинала.
«Доступные сейчас современные технологии действительно помогли нам достичь некоторых целей оригинальной Resident Evil 3, которым в то время мешали технологические ограничения. Чтобы сделать игру свежей для старых поклонников, мы внесли некоторые изменения, которые, по нашему мнению, хорошо сочетались бы с модернизированным геймплеем, но мы в то же время хотели остаться верными сути оригинальной игры».
Capcom смело преобразила классические Resident Evil 2 и Resident Evil 3, но сохранила, если хотите, дух игр 1990-х, чем покорила как фанатов, так и новую аудиторию. А вот разработчики обновлённой MediEvil действовали куда осторожнее, пытаясь воссоздать старую игру в практически неизменном виде, за что и поплатились: ремейк получился нишевым и понравился только фанатам оригинала. В то же время некстген-версия Demon’s Souls, вышедшая в 2020 году на PS5, также ограничилась лишь минорными правками оригинального игрового процесса, но её хардкорная целевая аудитория — как старая, так и новая — этому только обрадовалась.
Увы, нет рецепта правильного, удачного ремастера или ремейка, равно как и идеальной пропорции условно «старого» и условно «нового» в переиздании. Всегда следует исходить из контекста, жанра, существующей конъюнктуры и запросов целевой аудитории.
Работа с комьюнити
Балансировать на этой тонкой грани поможет уже существующее комьюнити, которое сформировалось вокруг оригинала. Фидбэк от него порой получается конвертировать в ТЗ для команды разработки. Внимательно отследив опыт игроков, можно сделать выводы о том, какие элементы игры действительно удались, а какие остались незамеченными или оказались раздражающими.
В работе с комьюнити можно пойти ещё дальше, а именно — взглянуть на фанатское творчество, на пользовательские модификации. К примеру, на сайте Nexus, крупном мод-хабе, полно самых разных модификаций, которые подскажут разработчикам, чего их игре не хватает, в каких местах необходимы были доработки и в каком направлении можно расширять и углублять существующий геймплей. Кроме того, некоторые из фанатских разработок часто служат удобными референсами для официальных патчей, дополнений и переизданий. А ещё комьюнити моддеров — источник уже готовых, заинтересованных и мотивированных кадров.
Помощью модеров не пренебрегают даже в компаниях уровня CD Projekt RED. Так нектген-версия The Witcher 3: Wild Hunt будет преображена в сотрудничестве с независимым мододелом Halk Hogan PL — автором пака графических улучшений HD Reworked Project.