Что значит релиз scene
Структура современной пиратской (варезной) сцены
На сайте aboutthescene, который сегодня можно увидеть только в интернет-архиве, кроме истории сцены, которую я переводил в прошлый раз, содержалась также довольно подробная информация о современном на тот момент (2008г.) состоянии сцены, её иерархии и принципах работы. В этой статье я попытаюсь обобщить всю эту информацию вместе с комментариями людей, которые знают о состоянии дел сегодня. Конечно, здесь могут быть неточности или ошибки в терминологии или структуре, некоторые сведения могут показаться, наоборот, чересчур общеизвестными, но я постарался представить всю информацию в наиболее полном объёме, как она была на вышеупомянутом сайте.
Кроме описания самой сцены, которая и сегодня действует по сформировавшимся еще в начале принципам «сцена — только для сценеров» и «никакого бизнеса», статья также содержит информацию о «нежелательной деятельности», связанной с получением прибыли, которая неизбежно возникла в этом глобальном пиратском андеграунде.
Собственно сцена состоит из релиз-групп и огромной системы топсайтов, расположенных по всему миру. Хотя «официально» считается, что релизы должны оставаться только на сцене, они распространяются и в других местах. Это FXP-форумы, ньюсгруппы, IRC-обменники и сценовые торрент-трекеры. О них также рассказывалось на сайте, хотя, еще раз подчеркну, они не являются частью сцены.
Релиз-группы
Релиз-группы — ядро сцены, это люди, которые делают релизы. Состав и количество участников может быть очень разным, в зависимости от того, что именно релизит группа — фильмы, музыку, игры или программы. Например, mp3-группа может легко состоять всего из 1 человека, а в крупной группе, выпускающей софт, может быть несколько десятков человек. У группы обычно имеется свой сервер (dump), на котором они хранят рабочие файлы. На сцене действуют строгие стандарты, или правила, по которым делаются все релизы. Правила меняются редко, обычно это делается собранием совета нескольких топ-групп.
Материал для релизов группа берёт у поставщика (supplier), который может являться участником группы, либо нет. В последнем случае после передачи на сцену поставщик может продать материал (например, снятый в кинотеатре фильм) коммерческим пиратам.
Если группа выпускает релиз, который уже был выпущен другой группой, это дубль (dupe). Тогда релиз нюкают (nuke). Это означает, что его помечают как «плохой» релиз. Группы пытаются этого избежать, так как это создаёт им плохую репутацию. Кроме дубля, релиз может быть нюкнут и по другим причинам. Существуют два типа нюков: глобальные и локальные.
Глобальные зависят от самого релиза, то есть с релизом что-то не так. Например: ошибки, дубль, дёргание или застревание картинки, интерлейс, неправильное соотношение сторон кадра, неправильное преобразование телекинопоследовательности или частоты кадров, дефекты звука, кривой рип и т.д. Если группа сама обнаруживает ошибку, они могут запросить нюк.
Локальные зависят от окружения. Некоторые сайты нюкают релизы за нарушение своих правил, например, на сайте могут быть запрещены TS, DVD на иностранных языках и т.д. Но сам по себе релиз правильный. Локально нюкнутые релизы могут, естественно, распространяться на других сайтах.
Когда группа делает релиз, он автоматически регистрируется в базе данных. Это огромная база, содержащая все релизы, когда-либо выпущенные на сцене. Она содержит названия релизов, дату и время выхода, хотя поля отличаются в разных базах. Например, это могут быть музыкальные жанры (для mp3 релизов), секции, причины nuke. Базы данных существуют для того, чтобы предоставить группам сервис для проверки уже выпущенных релизов, чтобы избежать дублей (дупов). По ней также можно проверять, вышел ли уже, например, фильм, и когда, и т.д. Базы релизов обновляются автоматически, либо обходом топсайтов (spidering), либо перехватыванием pre-сообщений на каналах сайтов.
Сайты/топсайты
Каждая релиз-группа выкладывает свои релизы на один или несколько топсайтов. Затем релиз распространяется по всей сцене. На самом деле сайтов очень много, но для них существует система рейтинга. Самые престижные сайты, которые имеют лучших операторов, самые быстрые каналы и соглашения с топовыми группами — имеют самый высокий рейтинг. Это и есть топсайты. Все остальные сайты тоже являются частью сцены, если хотя бы какие-то курьеры перекладывают на них релизы, но менее значимые сайты, особенно те, которые вообще не участвуют в рейтинге, топсайтами никто конечно не называет.
Безопасность для топсайтов очень важна, они сильно засекречены. Типичный сайт конфигурируется так, что на него могут заходить только пользователи с определённым ident и host (или проверяется диапазон ip), с шифрованием SSL всех сессий. Для скрытия реального IP адреса топсайта используются FTP баунсеры. Большинство пользователей подключаются через прокси. Таким образом на сайте тоже не видно их реального адреса.
Сайты имеют быстрое подключение к сети и большой объем дискового пространства. Часто они находятся в школах, университетах, у людей на работе, или в датацентрах. Некоторые страны предпочтительнее: Нидерланды и Германия — там быстрый интернет и это в центре Европы. В Швеции тоже хорошая скорость, к тому же там это очень дёшево. Такие сайты называют легальными, в том смысле, что владелец компьютера знает, что на нём располагается сайт, в отличие от pubstro (см.ниже). Если у вас быстрый интернет и вы согласны держать сайт, найдутся люди, которые будут рады купить и отправить вам компьютер для сайта, при этом они не будут получать от него никакой коммерческой выгоды. Владельцы же сайтов иногда продают доступ за деньги, но это нечастое явление. На сайте устанавливается FTPD и бот, который будет объявлять на IRC канале, когда на сайте создаётся директория и когда завершается закачка релиза. Также он сообщает информацию о «гонке» — курьеры пытаются как можно быстрее перелить релиз на другие сайты. Так они зарабатывают рейтинг.
Все, кто есть на сайте, зарегистрированы на IRC канале сайта. Чаще всего они располагаются на частных и очень защищённых серверах, подключение идёт через SSL. Есть и другие меры безопасности. На канал нельзя просто так зайти, надо себя пригласить с помощью специальной команды, в то время как вы находитесь на сайте. Таким образом те, кого нет на сайте, не смогут зайти на канал. Либо используется пароль. Часто каналы защищены плагином для IRC шифрования FiSH. Для того чтобы читать сообщения, нужен будет соответствующий fish ключ. На IRC канале операторы сайта и участники могут общаться между собой. На этом же канале присутствует бот, объявляющий о релизах. На большинстве сайтов есть отдельный канал для объявлений.
Все люди, присутствующие на сайтах, делятся на сайтопов, курьеров и аффилиатов.
Сайтопы (операторы сайтов) это администраторы. Обычно на сайте от 2 до 5 сайтопов. Один из них часто владелец сайта, другой тот, кто его нашёл и помог установить. Остальные — их друзья и люди со сцены. Один из них или несколько — нюкеры. Их работа заключается в удалении фейков и дублей.
Курьеры — люди, которые перебрасывают релизы между сайтами. Обычно у каждого из них есть доступ к нескольким сайтам и они стараются перелить релизы как можно быстрее, сразу после их выхода. Гонка заключается в том, чтобы перелить больше всего частей релиза с наибольшей скоростью. Гонка начинается сразу после PRE.
Аффилиаты — это представители релиз-групп, которые публикуют свои релизы на сайте. У каждого из них есть доступ в личную скрытую директорию на топсайте. Туда закачиваются новые релизы перед тем, как они станут доступны другим пользователям. Когда новый релиз полностью закачан на все топсайты, с которыми сотрудничает группа, выполняется специальная команда, которая одновременно копирует релиз в директорию, доступную всем остальным и даёт объявление на IRC канале. Эта команда называется PRE. PRE-сообщения могут также передаваться на внешние каналы для объявлений, чтобы сообщить другим курьерам/пользователям сайтов/fxp, что новый релиз доступен для гонок.
На сайтах также действует система рейтинга. Сайтопы и аффилиаты — исключение из этого правила, они могут скачивать свободно. Самая распространённая система 3:1, то есть если вы закачали 3ГБ, можете скачать 9ГБ (или FXP-нуть на другой сайт). Если участник не выполняет обязательный ежемесячный план по аплоаду, его аккаунт автоматически удаляется. За закачку плохого релиза (если его нюкнут) рейтинг может быть уменьшен, причём даже с повышающим коэффициентом. (прим.перев. то есть если вы залили какую-нибудь полную лажу, вам могут засчитать её в минус в 5-кратном размере, такая практика пришла еще со времён BBS)
FXP-форумы
FXP обозначает File eXchange Protocol. На самом деле это не протокол, а просто метод передачи файлов, использующий уязвимость в протоколе FTP. Он позволяет передавать файлы между FTP серверами. Первому серверу выдаётся команда, и он вместо того, чтобы передавать файлы клиенту, передаёт их другому серверу. Обычно скорость перекачки файлов очень высока.
Существование FXP-форумов малоизвестно, поэтому они в относительной безопасности. Однако хакерские методы, используемые ими, весьма нелегальны, и поэтому опасны. Обычно работа организована через форум на модифицированном движке vBulletin. Существует система рейтинга. Она может быть либо активной (когда пользователь должен иметь определённый рейтинг, чтобы иметь доступ), либо пассивной (когда админ просто периодически удаляет неактивных пользователей). Все участники делятся на сканеров, хакеров и филлеров.
Задачей сканера является прочёсывание IP адресов, где могут быть малозащищённые компьютеры с широким интернет-каналом (обычно это университеты, компании и т.д.). Это либо подбор паролей, либо сканирование портов. Сканеры часто используют для этого другие, медленные, ранее захваченные компьютеры (они называют их scanstro), на которых они устанавливают программы для удалённого сканирования. Когда результаты получены, сканер публикует их на сайте. В дело вступают хакеры.
Хакеры взламывают эти компьютеры. Существует очень много уязвимостей (дыр в безопасности), которые легко использовать. Для того, чтобы получить доступ к компьютеру, используется скрипт — так называемый эксплойт. Какой именно эксплойт запускать, конечно зависит от уязвимости, которую обнаружил сканер. Получив доступ к системе, хакер устанавливает руткит (обычно это модифицированная версия Serv-U). Чаще всего он также устанавливает программу для удалённого управления (обычно Radmin), чтобы потом было проще заходить на этот компьютер. Когда сервер готов, хакер публикует логин на своём FXP форуме. Такой захваченный компьютер называют pubstro или stro. В зависимости от скорости подключения и места на диске, его затем использует либо филлер, либо сканер.
Филлеры занимаются наполнением захваченных серверов свежим варезом. Филлер берёт варез с других pubstro, наполненных другими людьми. Иногда филлеры имеют доступ к топсайтам, и перекладывают релизы оттуда. Таких людей считают нарушителями, и если сценеры узнают об этом, их банят на сцене. Sceneban — одновременный бан на всех сайтах сцены. Говорят, что такое случается довольно часто. Переложив файлы, филлер публикует данные на своём FXP-форуме, чтобы другие могли скачивать. Каждый старается первым объявить о релизе, это гонка, такая же как на сцене — кто выиграл, тот получает прибавку к рейтингу.
пример объявления на сцене о нарушителе, который переливал релизы на FXP
Пабы/Pubbing
Эта техника в наши дни потеряла актуальность. Методы прошлых времён, аналогичные вышеописанным scan/hack/fill, когда у многих университетов и компаний на ФТП серверах был разрешён анонимный доступ, в том числе на запись. Поэтому, вместо того, чтобы взламывать систему, можно было просто закачивать варез туда и публиковать IP адреса. Когда-то такая практика была очень популярна, но по понятным причинам постепенно вымерла. Делалось это так: сканировались ФТП сервера с анонимным доступом на запись (их называли «pub»). Найденные пабы помечались (создавалась директория с именем «tagged.by.name»). Это делалось для того, чтобы уже «помеченный» паб никто больше не использовал. Видимо, некоторое время это работало, и люди уважали такие «метки», но недолго.
Затем люди стали менять метки на свои, что называлось retagging. Против этого стали использовать dir locking, чтобы никто, кроме того, кто первым пометил pub, не смог зайти в эту директорию. Использовались разные методы. Самый простой — создание «лабиринта» — это сотни поддиректорий, чтобы трудно было найти, где находится варез. Другой метод — UNIX тэги. Магический символ ÿ (alt+0255), который в UNIX-машинах был специальным кодом. Если в имени директории будет такой символ, оно будет отображаться не так, как на самом деле. Только создавший директорию может туда зайти, так как он знает настоящее имя. Были методы и для NT систем.
News-группы, IRC-обменники и сценовые трекеры
Протокол NNTP — один из самых древних в интернете. Изначально он использовался для общения по интересам на манер досок объявлений (как на BBS), но люди очень быстро поняли, что с его помощью можно обмениваться файлами. Сообщения хранятся на news-сервере определённое время, обычно небольшое, но есть серверы (как правило, платные), которые хранят данные очень долго. Свежие релизы со сцены распространяются через ньюсгруппы и сегодня, в то же время там можно найти и очень старые релизы, которые больше нигде не сохранились.
На IRC серверах существуют варезные каналы, поддерживаемые людьми, имеющими доступ к релизам. Это могут быть люди с FXP, платных сайтов, либо сценеры. Есть два типа каналов. Первые — Fserve-каналы (user-to-user). Они используют определённые скрипты и функции IRC по передаче файлов между пользователями напрямую. Вторые — XDCC-каналы (server-to-user). Обычно они ближе к сцене. Сервер (обычно iroffer) устанавливается на взломанном компьютере, чтобы потом раздавать оттуда варез. Одновременно релиз может скачивать лишь ограниченное число пользователей, поэтому организуется очередь.
Существуют специализированные закрытые торрент-трекеры, на которых раздаются исключительно релизы напрямую со сцены. Их называют сцен-трекеры или 0day-трекеры. Количество пользователей на них невелико, причём обычные пользователи не могут приглашать новых участников, этим занимается администрация. Они следуют тем же принципам, по которым действует сцена: никакого бизнеса — доступ должен быть бесплатным, а релизы, скачанные с трекера, запрещено где-либо распространять. На таких трекерах нет никакой рекламы, расходы на хостинг оплачиваются за счёт донейтов.
Заключение
Сцена — огромная организация, включающая десятки тысяч людей самых разных возрастов и профессий, объединенных общим спортивным интересом — достать и зарелизить как можно больше контента быстрее всех. И хотя сами сценеры делают это без всякой выгоды, неудивительно, что находится множество людей, которые хотят зарабатывать на их деятельности.
Сценеры не продают релизы, но поставщики могут. Сценеры редко сами держат сайты, так как это небезопасно, но некоторые владельцы сайтов продают доступ. Создаются даже целые «поддельные» сайты, которые выдают себя за топсайты, чтобы курьеры заливали туда релизы со сцены, хотя единственным их назначением является продажа доступа, либо самого контента, который потом лезет в интернете изо всех дыр, обвешенный рекламой и предложениями «скачать на высокой скорости», естественно, за деньги.
Если такие факты обнаруживаются, нарушителей банят, а сайты объявляют «вне закона», но разве можно за всем уследить, когда сайтов — тысячи, разбросанных по всему миру, а людей на них — десятки тысяч? Тем не менее, сцена продолжает жить, и своим существованием доказывать, что ещё не всем в этом мире правят деньги.
Анонимное интервью с бывшим участником варезной сцены. Часть 2
В комментариях к этому посту увидел интересную тему к «Можно ли скопировать фильм напрямую с сервера кинотеатра (спиратить)»? Вспомнил замечательную статью (на третью часть, ссылка внизу поста) про непосредственного участника, который занимался релизами фильмов, о том, какой путь проходит пиратская копия к вашему столу плееру из торрента и решил ее перенести сюда. Приятного чтения, чтиво очень занимательное.
Мне всегда было интересно, как вы зарабатываете деньги.
Единственный, кто получает прибыль, это обычно поставщик. У него есть физическая копия, которая остаётся у него, скажем, 48 часов, пока он продаёт её какому-нибудь парню в Малайзии, который тут же бешено начинает штамповать диски.
aXXo — урод, который перебивает тэги в релизах и выкладывает их на торренты. Он крадет работы групп, которые вложили в них много труда!
(прим.перев.) Здесь возникла небольшая, но едкая дискуссия о том, как может быть пират недоволен тем, что кто-то крадет чужие работы. В основном обсуждалось, что копирайт (право брать деньги за каждую копию) это не то же самое, что авторские права (требование указывать имя автора)
Что мотивировало вас это делать, несмотря на то, что вы знали о рисках и последствиях, фактически бесплатно и вообще без личной выгоды? Самоотверженность — слово, которое приходит мне в голову, но может быть есть что-то, чего я не знаю?
Как же вы туда попали и зачем? Я понимаю, чем сцена полезна для других, но вы-то что получали за весь этот риск?
Доступ. Уважение. Эго. Это вещи, которые подпитывают прожжённую молодость. Ты самый лучший. Ты всех в округе опередил. Ты — король. Частично эго, частично доступ, частично азарт. На самом деле я не могу это объяснить. Просто палящее желание быть на вершине.
Насчет доступа. Когда сидишь за компьютером долго (как думаю все здесь присутствующие), вы наверняка любите скачивать X или Y… А что если бы это было у меня раньше, быстрее, в лучшем качестве? В те дни, когда везде были XDCC боты, а люди давились на блошиных рынках за распродажи дисков по 3 доллара за десяток.
Как вы получаете скринеры? Вам их просто передают?
Есть много вариантов. Я знаю случаи, когда их крали на почте, они поступали из маркетинговых фирм, от кинокритиков, от семей работников студий, да отовсюду. Скринеры — редкая удача и большой риск, после получения надо держаться подальше от его источника 🙂
А что насчет цифровых фильмов? Я сейчас работаю в кинотеатре, мы получаем цифровые копии на винчестере, они подключаются к проектору через USB. Не может быть, чтобы их сложно было перенести на компьютер.
Система безопасности в этих хреновинах просто безумная. Файлы на диске зашифрованы специальным ключом, который привязан к серийным номерам конкретного оборудования, и ко времени сеанса. Видеопоток передается в проектор в зашифрованном виде, без ключа он бесполезен.
Я недавно работал в частном кинозале Sony в Сиднее и киномеханик показал мне свою каморку… рядом с двумя старыми огромными проекторами стоял новейший цифровой, который показывал такое чёткое изображение, которого я в жизни не видел (почему они такое качество в кинотеатрах не показывают?) Он был подключен к серверу — хранилищу фильмов, которые как он сказал были защищены чем-то типа DRM, ключи для каждого фильма поставлялись дистрибуторами, и фильм самоуничтожался после определенного времени.
У вас есть опыт получения/вскрытия оригинальной цифровой копии? Было бы невероятно иметь видео такого разрешения, а не снятое через любительскую камеру…
(прим.перев.) видимо речь о разрешении 4k, 4000 пикселей)
Я придерживаюсь старого метода сцены. Не надо недооценивать компании, которые потратили миллионы долларов на продукт, и думать, что они не потратят миллионы на то, чтобы его защитить. Цифровая проекция — это будущее. Это дорогая технология. Пройдут годы, пока она развернется по всему миру. Но она определенно даст им огромное преимущество.
Цифровая проекция как-нибудь защищает от камрипов?
Переход на цифру не остановит каммеров, но он однозначно, 100%, отпугнёт их.
Цифровые водяные знаки невозможно удалить.
Я помню, что однажды читал про французский кинотеатр, откуда сливалось необычно большое количество камрипов, они смогли это определить по цифровым водяным знакам. MPAA послали туда своих агентов для наблюдения, но рипы всё равно появлялись. Этот чувак был легендой. Они очевидно сильно давили на персонал кинотеатра, и следили за каждым сеансом, но так и не смогли вычислить того парня. После вашего описания я подумал, может это и был maVen?
Поверьте мне… может он и был ПЕРВЫМ ИСКУСНЫМ каммером, но далеко не единственным. Несколько лет назад на счету Монреаля было 60-70% всего пиратского материала.
В последние несколько лет сцена почти выпала из поля зрения в области камрипов. Все основные релизы идут от P2P групп — stg, prism, imagine, и т.д. Простой вопрос: почему? Все эти облавы вывели из строя основные группы? Или ребята из P2P групп, которые имеют доступ к рипам elektriaka и relizlab, (прим.перев.: сохранена оригинальная орфография) скачивают с русских торрентов до того, как сцена получит фильмы из своих источников? Что касается dvd / bluray, сцена всё ещё сильна.
Трудно мотивировать настоящего сценера рисковать собой, когда кто-то, скачивающий с русского торрента, пытается тебя опередить. Это удручает. Большинство сценеров, которые ушли, решили сделать это, пока они ещё были впереди, или их поймали, или они чувствовали себя недооцененными настолько, что не хотели продолжать. Я бы сказал, эти причины покрывают 90% уходов.
Одни из самых крутых вещей, которые я знал, я узнал от людей, которые пытались меня уничтожить 😀
Доверяйте друзьям. Они вас спасут, и не раз.
Помогайте, когда можете. Я всегда делился знаниями с группами, которые того заслуживали.
Уважайте тех, кто идёт на риск. Не важно, если когда-то каммер облажался — он делал опасную работу, и делал её отлично.
Следуйте своей морали и держите своё слово. Черт возьми, в онлайне, это всё, что у вас есть.
Как хорошо вы знали других членов группы? Вы когда-нибудь встречались в реале? Или вы были осторожны, чтобы не выдавать информации о себе?
Есть люди, с которыми говоришь каждый день. Они знают про твою подружку. Они знают, когда ты с ней поругался. Они знают, когда ты голоден, или когда ты пришел домой вдрызг пьяный и печатал всякую *** в IRC. Эти люди — твои друзья — вы доверяете друг другу. Думаю, структурная изоляция, делающая всех равно ответственными за то, что мы делали, приводит к этой тесной связи. Я знаю бывших сценеров, которые сделали в жизни невероятные вещи!
Какие вещи, например?
Я знал одного сценера, с сильной наркозависимостью. С ним случилось ещё много ужасных вещей, но он смог собраться и теперь живёт где-то счастливой жизнью. Другой подался в политику в своём штате. Ещё один работает в киноиндустрии.
Сколько времени в неделю вы проводили за этим?
Сколько времени? Да всю жизнь, блин. Невероятно огромное количество времени. Я не хочу об этом думать. Одна моя бывшая считала, что это у меня вторая работа.
Достаточно много, чтобы понять, как мне невероятно повезло, что я сейчас сижу здесь.
Я слышал, что некоторые сценеры иногда заключают сделки с азиатскими пиратами, которые делают диски на продажу. Я понял, что такая практика на сцене не одобряется. Что вы думаете по этому поводу, и знали ли кого-нибудь, кто так делал?
Да. Вы правы. Исторически (чаще всего азиатские) продавцы фильмов выходят на связь с группами, в надежде получить за «подарки» (камеры, винчестеры, и все такое) гарантированный доступ к фильму.
10 лет назад каммер мог запросить за копию 1500$ и более — но сейчас такого уже не бывает. Торренты и P2P убили большую часть дискового пиратства во всём мире.
Что я об этом думаю? Когда я пришел на сцену, я рассуждал так: если меня когда-нибудь поймают, и мне ДЕЙСТВИТЕЛЬНО придется держать ответ, я хотел бы честно сказать, что я не получал от этого выгоды.
Как вы считаете, почему так много P2P групп сейчас опережает сцену?
С группами всегда было трудно связаться. За все годы, что я был в деле, у нас никогда не было email’а. Если вы, скажем, сидите дома, и у вас в руках новейший фильм на DVD, вы хотите дать его нам, но не можете. Вы начинаете писать чувакам, которые более доступны.
И так люди попадают в тюрьму. 😀
Однако я согласен с вами, интересное изменение. Но такова природа сцены, отследить их сложно. Вот почему создаются группы. Про группу все знают. Всё остальное — секрет 😉
Какие основные отличия пиратства фильмов и музыки? Что из них по-вашему мнению сложнее? Более престижно?
Музыкальное пиратство это вопрос доступа. А чтобы снимать в кинотеатре, надо иметь смелость, наглость и знания.
Как бы вы сказали, сегодня сцена стала лучше или хуже, чем в 2003г? Конечно есть очевидные различия, типа скорости каналов, но сохранила ли она прежнее «ощущение»?
Сцена… она стала ХУЖЕ. Она стала публичнее. Много лет назад вы бы ни за что из меня не вытянули никакой информации. А сейчас… мир изменился. P2P доступен всем — даже вашей бабушке, таков уж он есть. Думаю если бы netflix online не был таким отстоем, я бы наверно им пользовался. Вы понимаете, что я говорю? Большинство людей в наше время готовы платить за контент. При разумной цене.
Я слышал, что в некоторых кинотеатрах используют приборы ночного видения, чтобы отслеживать каммеров. Вы когда-нибудь с такими сталкивались?
Сам не видел, но я слышал об этом. Могу предположить, что это в каких-то особых кинозалах или типа того. Похоже это дорого, при этом пришлось бы полагаться на весьма малооплачиваемый персонал для работы с таким дорогим оборудованием.
Сама модель защиты фильмов неправильна: она полагается на владельца кинотеатра, который получает МИЗЕРНУЮ долю прибыли фильма (фактически, он платит за аренду бобин), как на человека, который должен контролировать копирование произведений. Нельзя ожидать, что кто-то будет специально нанимать людей, чтобы делать за вас вашу работу.
Никогда не понимал, почему они не используют инфракрасный свет, чтобы бороться с каммерами… Лучи не видно невооруженным глазом, но запись они испортят. Вы когда-нибудь такое видели?
Интересная концепция, я также слышал о лазерах и других источниках света, которые незаметно направляют на зрителей, но дело вот в чем, со временем они поняли, что клиенты не хотят, чтобы их обыскивали. Или лазили по их сумкам. Или чтобы на них смотрели в приборы ночного видения. Это же не тюрьма — люди платят, чтобы пойти в кино, правильно? Чем менее комфортно они будут себя чувствовать, тем менее охотно они пойдут туда снова. Таким образом можно легко распугать всех покупателей.
Каковы ваши политические взгляды? Думаете, скачивание/закачка должно быть преступлением?
Не думаю, что скачивание должно быть преступлением, нельзя массово обвинять людей в том, что на самом деле всего лишь изъян в их системе дистрибуции.
Почему вы так негативно относитесь к торрентам/p2p?
Я не говорю, что это плохо. Фактически, это замечательная система, в том числе для легальных нужд (большие патчи для игр и всё такое). Просто пиратство изменилось, от «а не мог бы ты попросить своего друга-компьютерщика/брата/кузена/босса и т.д., не сможет ли он. » до «эй, смотри, что я скачал. »
А какие наказания предусмотрены, если поймают?
Честно говоря, самое худшее, это возмещение убытков. Я не знаю на самом деле, что стало с теми, кого осудили. Как только тебя взяла полиция, ты становишься персоной нон грата. Но были случаи, когда на суд приходил местный сценер, и наблюдал из зала.
По американским законам за съемку на камеру можно получить до 3 лет и до 250тыс штрафа…
Ничего хорошего в общем. Ничего хорошего.
Какие умонастроения царят внутри групп? На разных сайтах и в релизах, я видел, как люди заявляют такие вещи:
Робин Гуды — Хиппи: «Мы освобождаем программы, они должны быть бесплатными! Копирайт надо отменить!»
Технологи-энтузиасты, для которых это просто задача, которую надо решить: «это только для ознакомления, если вам понравился фильм, купите его!»
Матёрые преступники: «Ха-ха! Да! Мы украли ваше говно, попробуйте нас остановить!»
Кто же они на самом деле, а что из этого — только маска, которую они надевают? Или в каждом лагере есть разные люди?
Наступает момент, когда ты перестаёшь об этом думать. Вы шутите? Ты сидишь на канале для анонсов и видишь, как льётся релиз за релизом: от mp3-шек, которые тебе не нужны, до странной японской порнухи, которую и смотреть-то страшно. Там так много всего, просто невероятно. Ты начинаешь думать только о том, как опередить других (своих конкурентов) и почти не думаешь о самом процессе и о его легальности.
Я примерно понимаю, как можно пиратить фильмы — начиная с камрипа и до блюрея. Но как музыкальные пираты это делают? Как они умудряются заполучить CD за неделю или раньше до его выхода?
Где они их берут? Да отовсюду. Бывает по недосмотру полные альбомы оказываются в открытом доступе на сайтах. Упс. Работники звуказаписывающих компаний, менеджеры по продажам, промоутеры, владельцы клубов… есть очень много разных путей доставать музыку. Её проще передавать из-за меньшего объема, и у неё огромная, огромная аудитория для потребления.
Вы знаете зачем иногда по кинозалу ходят служащие с фонариком? Потому что линзы камеры бликуют, если на них посветить.
Верно, но любой каммер, который хоть чего-то стоит, заметил бы этого чувака, и спрятал бы свой девайс задолго до того, как тот сделает первый шаг между рядами.
В ранние годы вы распространяли релизы через IRC, или только на закрытые серверы и потом, со временем, в Usenet?
Все это было примерно так. Скажем, всего в мире 250 сайтов. Ваша группа, скажем, релизит свою хрень на 4-5 из них. Потом «гонщики» пытаются перелить их как можно быстрее на все остальные 250 (в зависимости от того, насколько крутой это релиз и т.д.) Самые лучшие группы выкладывают на самые лучшие сайты, сайты выбирают себе партнеров исходя из лучшей секретности, сервера, предпочтений сайтопа или как-нибудь ещё. Такая картина примерно. А оттуда всё это потихоньку расползается… пока в итоге не становится доступно любому желающему.
Я работаю в киноиндустрии, и раз в год мы обязаны прослушивать лекции приходящих к нам чуваков из MPAA. Я пару раз задремал, но думаю ничего важного не пропустил. В итоге вместо того, чтобы отвадить людей от пиратства, этот чувак непреднамеренно создал впечатление, что это хорошо.
Я не удивлен. Не знаю, как Джек Валенти или другие замшелые копирасты могли бы теоретически понять, как бороться с молодым, технологически образованным поколением пиратов, которые действительно хотят только одного — их поиметь. Старые методы не работают в новом мире.
Вы были на сцене примерно 5 лет, вы видели всё. Почему, хотя за съемку сажают в тюрьму, люди всё равно продолжают это делать? Зачем опять рисковать жизнью?
Почему? Ностальгия, самолюбие. Многие сценеры имеют такое эго в онлайне, какого они никогда не достигли бы в жизни. Для них это власть. Власть, которой им не хватает в собственной жизни.
Риски разделяются между многими, объединёнными общей целью, поэтому если кто-то захочет бросить своих товарищей, это будет трудно оправдать. Можно заметить, что давно существующие группы распадаются, только если произойдёт что-то катастрофическое.
Не пойму- нахера смотреть эти кам-рипы. Обычно дожидаюсь выхода на блюрике через пол-года, и смотрю в нормальном виде.
>Я слышал, что в некоторых кинотеатрах используют приборы ночного видения, чтобы отслеживать каммеров. Вы когда-нибудь с такими сталкивались?
Лично видел в 2018 году это, на «Первому игроку приготовиться». В Ростове-на-Дону. Вышел в туалет, а из-за шторки, прикрывающий вход, выглядывает шкаф в костюме, при ПНВ и бэйджике.
Капитанский софт
Про Джонни Деппа и его новую кинокомпанию
Хроники видеопиратства
Единственный вариант защитить видео — не показывать его вовсе.
Всё началось очень давно. Ещё до появления компьютеров и магнитофонов. Даже до появления первых печатных книг. С тех самых темных времён, когда люди передавали истории и сказки из уст в уста. Истории эти, как правило, были придуманы задолго до самих рассказчиков совсем другими людьми, жившими в античные времена. Барды таскали сюжеты и перепевали в трактирах песни и баллады. А всякие разные писцы «перекатывали» греческие и не только трактаты, которые порою, доходили до них ввиду давности лет лишь в виде отдельных страниц или даже цитат. Многое было утеряно безвозвратно, что-то приходилось додумывать или корректировать уже по ходу дела, в меру своей фантазии и воображения. И об авторском праве, соответственно, никто не думал. Обвинять рерайтеров и копирайтеров тех далеких лет в плагиате даже в голову никому не пришло бы. Такие были времена. Читать могли не только лишь все. Писать тем более. Так и жили!
Копирайтеры своего времени
Но всему рано или поздно приходит конец. С развитием издательского бизнеса стал актуализироваться и вопрос права авторского, который, хоть уже и сформировался, но толком эту «фишку» с интеллектуальной собственностью в бизнесе ещё толком не применяли. Писатели, музыканты, художники и изобретатели, а также прочий люд от мира науки и искусства обрели самосознание, преисполнились, а потому за свой труд хотели получать в полном объеме, без поручителей и посредников, о чём громко кричали и жаловались. Мол, доколе терпеть всё это, а? Потому появление регулирующих законов и монополистов в этой сфере себя долго ждать не заставили.
Кот-пират считает авторское право проявлением этатизма и боязнью конкуренции
Особо это всё проявилось в веке девятнадцатом. Отметились театры, как истоки зарождения шоу-бизнеса. Уже тогда американцы тащили для своих постановок всевозможные идеи, персонажей, сценарии и музыку. В общем, всё, что не привинчено к полу и не прикручено к голове. И порою без каких-либо изменений. А зачем? Европа-матушка далеко, а в Америке принципы свободы. Ну «побухтят» в своих газетенках, ну поскандалят, да и забудется. Зрителю-то нравится, а это главное. Ему всё равно, кому принадлежит идея, кто автор постановки и прочее, он не искушён в этих вопросах «темного» копирайта, зритель исправно заплатил за билет или честно пролез на спектакль зайцем, он получает удовольствие, чему несказанно рад. А кто там ругается и плачет за недополученную прибыль, это вопрос газетчиков и обиженных авторов.
Шло время, за ним шёл прогресс, который толкала наука. Это всё подстегивало развитие пиратства, учитывая тот факт, что наступил век двадцатый, век кинематографа. Мы плавно подходим к теме нашей статьи, ведь именно с появления такого вида искусства, как кино, началось зарождение видеопиратства. Да, в начале всё, как это водится, было несколько иначе и носило иной характер. Кассет и DVD ещё не придумали. Но проблема лицензии уже существовала. И вполне себе в современной форме. Как именно? Если кто помнит, жил на свете такой примечательный и известный человек — Томас Эдисон.
Он изобрел множество всего важного и интересного, достойного отдельной статьи. В случае нашей темы необходимо знать про кинотрест Эдисона — картель монополистов, владеющих патентами на право снимать кино. Да-да, друзья. В те времена, чтобы быть сильным и независимым режиссёром, а также крутить своё творчество в кинотеатрах, нужно было хорошенько заплатить и отчислить. Эдисон и компания имели монопольные права на рынке Америки: вся кинотехника была под контролем, а независимые энтузиасты и мелкие компании подавлялись, причем с привлечением полиции или бандитов, разбивающих технику и выгоняющих зрителей из кинотеатров. С самыми упёртыми проводили разъяснительные беседы. Иногда кинотеатры конкурентов горели, а аппаратура терялась или ломалась. Параллельно шли иски в судах, которые исчислялись сотнями, и, само собой, закон был не на стороне маленьких контор. Самая настоящая кинодиктатура, а Эдисона и его картель называли не иначе как пиратами. Нет, не видео. Монопольными пиратами (только вдумайтесь!).
Очевидно, что на кино и его качество, как и сейчас в большинстве случаев, в те времена было всё равно. Интересовала лишь прибыль. Но рано или поздно всему приходит конец. Независимые студии объединились, послали Эдисона и Ко, отказались платить, и, воспользовавшись тем, что Америка страна большая и свободная, студии от гнёта скрылись на Западе, подальше от агентов кинотреста и основали свои конторы. Среди них «Юниверсал», «Мью-чуэл», «Парамонт» и другие. Там они оседают в Голливуде — местной деревушке, которая со временем, за счет своих красот и общей живописности становится центром американской киноиндустрии. К слову, есть мнение, что дескать, Голливуд появился только тогда, когда независимым режиссёрам надоела эта эдисонская диктатура, но всё было несколько сложнее. Даже на западе, в Калифорнии, за нелегалами могли прийти и спросить по полной. Федеральный закон суров, но справедлив, как говорится. Всё дело, как уже упомянуто выше, — в красоте и, что важнее, в свете. Кино хоть и было черно-белым на тот момент, но свет и его яркость имели огромное значение.
А потом конгломерату Томаса прилетела ответочка: суд постановил, что дела так делать нельзя, а владельцы патентов, мягко говоря, обнаглели, свернули трест и приняли антитрастовый закон. Снимать кино стало можно всем, не таясь и прячась, на легальной основе, в меру своих желаний и финансовых возможностей. Итог закономерный, так как даже в те суровые времена людям было понятно, что подобная монополия не есть гут, а это рождает кучу неудобных вопросов. Да и здоровой конкуренции нет, что развитию способствует чуть менее чем никак.
Помимо «пиратской монополии», пытались разводить и правообладателей, то бишь самих режиссёров и студии. И это ещё в эпоху немого кино. Вот к примеру, брали фильм в аренду на определенное количество дней, но, как это часто бывало, крутили его дольше обычного, извлекая дополнительную прибыль, а также могли отдать в аренду в другой кинотеатр, иногда даже того же владельца, у которого брали фильм, или же сговариваясь с другими владельцами кинотеатров. Деньги делили после, в отдельной тёмной комнатке при тусклом свете и сигаретном дыме. Бизнес по-американски. Случалось, что плёнки с фильмом просто крали, — интернетов ещё не придумали, а плёнку возили в фургонах из города в город. Договариваешься с водителем или просто нанимаешь крепких маргинальных ребят, и дело в шляпе. Но не стоит думать, что на подобную анархию смотрели сквозь пальцы, дельцы не хотели терять свои деньги, а потому придумали службу инспекторов, которые кушали свой хлеб не зря. В тридцатые и сороковые годы по Америке секретно, порою толпами, катались туда-сюда и следили за исполнением всех обязательств и договоров. А также они определяли, какое кино показывает кинотеатр — ворованное, лицензионное или нелицензионное, попутно роясь в бухгалтерии, пытаясь понять, где прибыль легальная, а где нет. И если что-то находили, то у таких дельцов от мира кино случалась большая неприятность. Как правило, штраф или арест.
Со временем рос масштаб пиратства: организовывались склады для хранения ворованного контента в виде плёнок, создавалась лаборатории, как правило, подпольные, где тиражировали ленты, но и полиция не дремала. Всё это накрывалось. Десяток-другой громких арестов позволили ненадолго сбить спесь с новоявленных пиратов, ребята стали действовать осторожнее, разгул и анархия кончились, ассоциация кинопродюсеров и дистрибьюторов не дремала и на такие вещи смотрела без улыбки. Недополученная прибыль, вещь, знаете ли, серьезная.
Но всё это цветочки. Наступали «лихие» восьмидесятые. Как раз к этому времени, благодаря научному и техническому прогрессу, человечество смогло открыть для себя новую ветку развития в сфере кино и музыки: на рынке появились видеоплееры, видеомагнитофоны и его величество — формат VHS. Для кинобоссов это было самой настоящей трагедией: как так, смотреть кино и не абы где, а дома на диванчике с кружечкой чая или бокалом вина. И это в обход кинотеатров. И что ещё страшнее — копировать их, фильмы то бишь. И распространять. В головах студийных боссов вертелась недополученная прибыль, мысли о потерянных деньгах не давали спать, а потому Голливуд с этим делом пытался воевать, без успеха. Правда, потом пережил и это, ведь все потрясения ещё впереди. Тем более появились новые возможности для прибыли — так на кассеты перенесли кучу старых фильмов, которые перепродали в новом формате.
Первый убийца большого кинобизнеса
Впоследствии народ стали запугивать, мол, пиратство не есть хорошо. На лицензионных кассетах пестрили наклейки о недопустимости копирования видеоматериала. Но каток уже ехал по наклонной, лихих корсаров эпохи VHS не остановить. Доступность видеокамер для личного пользования сделали своё дело — фильмы крали прямо во время киносеанса, тайно, из задних рядов. Частенько картинка была мутной, кто-то кашлял, смеялся, кричал, ходил туда-сюда и чавкал, отчего слышимость реплик персонажей картины была никакой. В общем, качество оставляло желать лучшего, но спрос на подобную продукцию был просто огромный. Черный рынок буквально завалило копиями «экранок». Да, порою пираты проявляли благосклонность к своему потребителю, съемка велась на вечернем сеансе, когда народа меньше, а звук снимали на диктофон, дорожку которого потом накладывали уже на сам фильм в процессе монтажа.
Были и другие способы добыть фильмокопию. Например, украсть её: бывало, журналистам и критикам давали копию для написания отзыва или развернутой рецензии. Это рабочая копия, где могли отсутствовать какие-то сцены, звук, спецэффекты или толковый монтаж. А также она служила для рекламных целей. Такое копировалось, всё, что можно, затиралось, и запись отправлялась в продажу по ларькам, рынкам и киоскам намного раньше официального релиза. Но если в СССР, где с официальными и зарубежными фильмами была беда, а многое и вовсе не доходило, потому смотрели то, что показывали, то в США дела обстояли лучше. На такую продукцию, качество которой оставляло желать лучшего, смотрели с непониманием и некоторым отвращением, поэтому кинотеатры сильно в прибыли не теряли. Тем более во многих штатах запись с камкодеров была деятельностью незаконной.
Но так было до тех самых пор, пока не родился формат DVD. С этой открытой технологической веткой записывать и штамповать пиратскую продукцию стало так же легко, как печь пирожки. Занимают диски места мало, весят немного, да и запихивают фильмов в себя больше, а качество записи лучше. Снова послышались крики боссов-киноделов о скорой смерти кинобизнеса. Но… ничего страшного не произошло. Всё повторилось ровно так же, как и в прошлый раз с кассетами, — эти самые киноделы неплохо «наварились» на новом формате, вновь перевыпустив на этих носителях коллекции старой-доброй классики.
Второй убийца кинобизнеса
Наступали 90-е, потихоньку свои позиции завоёвывал интернет, в тени, пока Голливуд боролся с DVD и VHS. Но уже в двухтысячных интернет показал, что цифровизация не за горами. Прогресс в очередной раз шёл своим ходом, набирая обороты. Понимание того, что фильмы будут расходиться по сети, словно семечки, а смотреть можно будет на любом компьютере не выходя из дома, пугало киноделов. Ведь до эпохи стриминговых сервисов и всяких Netflix ещё далеко, а мыслей, как с этого заработать, нет. Но и пиратам, которые жили на этом, имея прибыль, тоже приходил конец. Коммерческое пиратство уходило в закат, уступая месту пиратству качественному — за идею, коммунизм и здоровый энтузиазм. Но до этого тоже пока далеко…
А пока на сцену выходит технология P2P, трепля нервы киноиндустрии. Суть этой фичи в том, что она позволяет обмениваться файлами, в том числе музыкой, картинками и фильмами, без участия в этом процессе физических носителей, которые уже к этому времени устаревали. Правообладатели просто рвали на себе волосы и не знали, за что и кого хватать и обвинять. Сперва решают судиться с простыми юзерами-участниками файлообмена, то с конторами по разработке технологий копирования контента с DVD. В 2008 году провели целое заседание и Конгресс решил создать закон, который позволяет закрыть любой сайт (американский) в случае жалоб на контент. Закон суров: в последний раз такую ретивость и энтузиазм американские власти проявляли только в борьбе с наркоторговцами. Правда, с переменным успехом.
Видеопиратство в СССР
Видеопиратство — неотъемлемая часть каждого из нас, особенно если ваше детство пришлось на 80-90 годы. В нашей стране всё началось в начале 80-х. Отечественное кино на носителях тех лет интересовало людей мало, котировались иностранные фильмы, так как это для многих людей было, наверное, единственной возможностью заглянуть за железный занавес. Но, что интересно, ввиду ценовой политики на видеомагнитофоны, которые были дефицитом и роскошью, основными потребителями пиратской продукции была номенклатура. Обычным гражданам же приходилось либо всё доставать, либо довольствоваться видеосалонами, коих по территории Союза развелось великое множество.
Мечта советского человека. Но импортная ценилась куда больше
Ну а с наступлением перестройки, которая подхлестнула развитие видеопиратства, жить стало веселее и интереснее. Тем более цены на видеотехнику снизились, а спрос на кино возрос. Тут-то и пригодилась пиратская инфраструктура, которая взращивалась десятилетиями, Отлаженные каналы приобретения и сбыта зарубежных новинок, студии записи и адаптации — весь этот чудный механизм стал работать на полную катушку. В итоге вся пиратская продукция оседала на рынках и в ларьках. Бизнес же крышевался братками в малиновых пиджаках, которым и выплачивались все налоги с доходов, которые, к слову, были немаленькие. А государство со всей этой деятельности получало ровно одно — фигу. Про контроль и речи не шло. В нулевых VHS-пиратство резко оборвалось и на смену пришел формат DVD. Корабль вновь прошелся тем же курсом, но уже с другим форматом. И если порою американский зритель от качества записи испытывал «хтонический» ужас, мы, неискушенные зрители нашего многострадального отечества, покупали это по цене 150-200 рублей за диск и смотрели, открыв рты. А если фильма не было, продавец за 5-10 минут накатает его вам на болванку. Такие были времена.
Видеобизнес по-русски. Вполне себе нормальное явление для России в 90-е и 2000-е года. Впрочем, такие ларьки по свидетельствам, живы до сих пор, но уже в куда более скромных масштабах.
Такое стало возможным после заявления Джека Валенти в одном интервью, в котором сей господин сказал, дескать, «пиратство — это раковая опухоль на теле кинобизнеса», а потому бороться с ним нужно беспощадно, любыми доступными средствами в рамках закона. Но, как уже отмечалось ранее, как бы кинобоссы ни пугали народ спецслужбами, пиратство не искоренить, тем более если в сеть «сливают» всё, что можно, не обычные обыватели, а те же самые боссы и менеджеры, ведомые лишь одними им известными мотивами. А зритель, он на то и зритель, — ему нет дела до высоких интриг и скандалов, он будет качать, ведь в нынешних реалиях технологии стали куда удобнее и доступнее — торренты, как говорится, в помощь. Ничего удобнее пока не придумали.
В начале двухтысячных, в России также шла борьба с пиратством, но успех этот был весьма скромный: уголовных дел заведено много, но реальное наказание получили лишь единицы.
Касательно заработка видеопиратов, как уже отмечалось, сейчас всё сливается в сеть больше за идею. Многие пираты дохода не имеют, а если и имеют, то с рекламы на своих сайтах всевозможных казино, букмекеров и прочего. Впрочем, за последние годы их доходы сокращаются: «Азино Три Топора» уже изрядно всех достали, плюс пользователи в кои-то веки начинают соблюдать гигиену в интернете и не лезть в забитые всевозможными рекламными баннерами места. К тому же, за это дело взялось государство — сайты худо-бедно банятся. Также растет потребление пользователями всевозможных сервисов с подписками, что несколько удобнее.
Но с другой стороны, производство пиратской продукции продолжается: Blu-Ray фильмы от пиратов по-прежнему выпускаются и продаются по цене от 200 до 600 рублей со всевозможными коллекциями во вполне себе не плохом качестве. Хотя, казалось бы, всё, но нет.
Лучший способ остановить пиратство — это вовсе не изощренные антипиратские технологии, а предоставление людям лучшего обслуживания, нежели они могут получить у пиратов.
По заявлению Голливуда, из-за пиратов он терпит убытки в миллионы долларов. Но тем не менее киноиндустрия пока не погибла и многие фильмы, в том числе и блокбастеры, собирают большую кассу.
Киноиндустрия терпит убытки
Сейчас в наше интересное время жизнь, учеба, работа и преступные схемы практически ушли в онлайн: по стране и миру бушует коронавирус. И вновь все обратили внимание на проблему пиратства: торренты стали востребованы как никогда. По мнению разных экспертов, голова пиратской гидры вновь поднимает голову и угрожает нанести непоправимый финансовый ущерб. В том числе и киноиндустрии. Но есть повод для гордости — на первом месте потребления пиратского контента, по анализу британской компании MUSO, оказались США. Именно жители этой страны посетили кучу всевозможных нелегальных сайтов аж миллиард с копейками раз. Россия оказалась на втором месте — всего 727 миллионов заходов. Замыкает тройку Индия. Так что не всё так уж и плохо. Правда, это было лишь за прошлый год и то за месяц, так что, может, сейчас ситуация изменилась, но мы худо-бедно учимся пользоваться всякими разными сервисами и даже иногда оформляем подписки. Это отмечают “Яндексы”, “Ростелекомы” и “Сберы” — их показатели, по словам менеджеров, только растут. Пользователям услуг, как отмечается, куда удобнее платить раз в месяц n-ную сумму денег, спокойно пользуясь различным контентом и радуясь, нежели вечерами заходить на торренты и качать. Удобно, практично и безопасно… вроде бы. Но… это пресловутое но…
В общем, по мнению всё тех же менеджеров, от видеопиратства мир спасёт только качественный сервис, лучше, чем есть у пиратов. Как это будет происходить, покажет время. В любом случае будут люди, которые даже под страхом расстрела не будут платить за сервис, какой бы качественный он ни был, — люди старой закалки и выдержки. Тем более главная проблема, по которой этот сервис, скорее всего, в ближайшее время пока не победит пиратство вообще и видеопиратство в частности, — это не самые демократичные цены и долгое ожидание релизов. Плюс частенько отсутствует дубляж или он недостаточно качественен — тут на помощь приходят всевозможные «Лостфильмы».
Да и будем говорить прямо, за многое, что сейчас снимается, деньги платить не хочется, качество кино падает, боссы гонятся за прибылью, отсюда всевозможные провалы, в которых обвиняют кого и что угодно, но не самих себя. Потому, пока неповоротливый кадавр в лице киноиндустрии не примет к сведению все эти замечания, не задумается о балансе и качестве, пиратство всегда будет на шаг впереди.
А пока всё идёт своим ходом — прогресс не стоит на месте. Вовсю внедряются 3D-технологии. Голливуд опять бурчит, что, дескать, мысль интересная, но 3D-телевизоры могут и подождать. В любом случае, наш век принесет еще много интересного и зрителей найдут, чем удивить. Чего у нас точно не отбить, так это желания хлеба и зрелищ.