Что значит регуляторная гильотина
Гильотина от правительства: как власти хотят снизить требования к бизнесу
Что такое «регуляторная гильотина»
«Иначе жарить нельзя. Просто пометьте себе, если кто-нибудь планирует заняться этим видом деятельности», — пошутил премьер.
«Это своевременно. Очень много об этом говорили, и стало очевидно, что терапия не дает эффекта, надо уже конкретно отсекать устаревшие нормы, а по сути — создать новую законодательную нормативную базу, для того чтобы не было ненужных препон, — заявил РБК сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. — Мне показалось, что правительство созрело для того, чтобы радикальными мерами улучшать ситуацию в этом направлении».
Готовить «дорожную карту» по «гильотине» поручено аппарату правительства.
Как и когда порежут лишние нормы
«В соответствии с таким механизмом к 1 февраля следующего года можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий», — заявил он. Такой методический подход в целом соответствует зарубежному опыту ретроспективной оценки действующих нормативно-правовых актов, отмечает директор Центра оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ Даниил Цыганков: и при применении «регуляторной гильотины», и еще раньше приговор для конкретной нормы или акта предполагал три исхода: оставить как есть, изменить или отменить.
Пресс-служба Минэкономразвития пояснила, что непересмотренные требования признают утратившими силу, а затем отменят. Пересмотр будет плановым — для этого регулирующие органы в установленный срок «составят исчерпывающий перечень своих нормативных актов с учетом этапности их пересмотра».
Чиновники введут новый подход к классификации актов. «Если раньше шли от требований ведомств (пожарной инспекции, СанПиН и пр.), то теперь требования будут классифицированы по видам бизнеса: ресторанный, отельный и т.д. Если предприниматель хочет открыть новый бизнес в какой-либо сфере, то он должен видеть все требования, с которыми ему предстоит столкнуться, а также понимать, какие из них носят обязательный характер, а какие — рекомендательный», — заявил министр экономического развития Максим Орешкин.
Речь идет о гайдлайне — перечне требований, которые могут быть предъявлены к работе конкретного предприятия, пояснил бизнес-омбудсмен Борис Титов. «В одной отрасли упор делается на одни виды контроля, в другой — на другие. Но бизнес должен четко понимать, чего от него хотят», — резюмировал он.
Какие акты попадут под «гильотину»
В первую очередь гильотина затронет наиболее зарегулированные отрасли, следует из слов премьер-министра, а именно:
Дерегулирование должно коснуться всех сфер — от санитарных до противопожарных требований, подчеркивает Андрей Назаров. «При этом понятно, что безопасность никто не отменяет», — добавляет он.
Минэкономразвития уже разработало параллельные меры по снижению нагрузки на бизнес. План «Трансформация делового климата», который предусматривает периодический анализ и пересмотр законов, мешающих бизнесу, действует с 2018 года, писал РБК. Еще одна форма дерегулирования, которую применяет министерство, — план по сокращению обязательств регионов, но пока он встретил сопротивление других ведомств.
Что нужно для эффективной работы «гильотины»
Выявлять избыточные требования к бизнесу должны не чиновники правительства или Минэкономразвития — комиссия по дерегулированию должна стать новой структурой, подотчетной председателю правительства, считает Цыганков, выступавший одним из основных авторов доклада ЦСР о регуляторной политике в России. Обеспечить выявление и монетизацию избыточных норм можно, например, посредством госзадания, которое получат «фабрики мысли» и профильные вузы, полагает он.
Эффективной «регуляторная гильотина» будет лишь при правильной методологии, добавляет Цыганков: это предполагает, что комиссия выносит на отмену пакет избыточных требований, а профильному ведомству, которое настаивает на их сохранении, предстоит доказать с конкретными цифрами в течение 30–45 дней необходимость этих норм.
До сих пор попытки отмены избыточных требований происходили в обратной логике: эксперты и бизнес, которые предлагали отменить барьеры, обосновывали необходимость такого шага, и, как правило, госорган твердил, что «все нормы нужны», отмечает эксперт.
«Ползучий» опыт Украины
В 2014 году власти Украины пытались внедрить механизм «регуляторной гильотины», однако уже в 2015 году отказались от этой идеи. Глава Министерства экономического развития и торговли Айварас Абромавичус после консультаций с европейскими чиновниками заявил, что «гильотина» «может привести к регуляторному вакууму в определенных секторах, что негативно скажется на качестве регулирования.
«Всем хочется жить радикально лучше здесь и сейчас, в связи с чем идея «регуляторной гильотины» так отлично прижилась в наших умах. Но де-факто с самого начала концепция, предложенная американской компанией Jacobs, Cordova & Associates, только называлась «гильотиной», а на самом деле была планом ползучей дерегуляции на три-пять лет (средний показатель по другим странам). Одним словом, «гильотина» — скорее маркетинговое название, которое не отражает истинной сути вещей», — отмечала заместитель министра Юлия Клименко. В результате Украина перешла на «концепцию лучшей регуляции», предусматривающую фильтр на новые нормативные акты.
Что такое регуляторная гильотина. Объясняем простыми словами
Регуляторная гильотина — контрольно-надзорная реформа, которая направлена на сокращение административной нагрузки на бизнес.
В 2018 году в России существовало более 200 видов государственного контроля, более 600 разрешений, а понятие обязательного требования не было законодательно определено. Некоторые документы сохранились ещё с советских времен, противоречили друг другу и имели разные трактовки. Формулировки требований, предъявляемых к подконтрольным объектам, не всегда были прозрачными и непротиворечивыми — и даже не всегда были описаны в законодательстве: при проверках контрольно-надзорные органы могли ссылаться на разъяснения Верховного суда и пояснительные письма ведомств.
В 2019 году правительство утвердило план, как снизить избыточные требования к бизнесу. Реформа, направленная на сокращение административной нагрузки на бизнес, получила название «регуляторная гильотина».
2020 год стал знаковым для реализации реформы: 31 июля президент РФ подписал два ключевых закона:
Ключевыми нововведениями реформы стали:
Пример употребления на «Секрете»
«Ничего не произошло — никаких ни катастроф, ни отравлений массовых, ничего. То есть мы видим, что контрольно-надзорные функции у нас в стране явно избыточны и их можно снижать. Вот сейчас (регуляторную) гильотину уже отрабатывают, сейчас вводятся уже принятые законы о контрольно-надзорной деятельности. И это очень важная задача, которая сегодня стоит, чтобы не допустить возврата вот этих массовых проверок, которые, к сожалению, у нас иногда раньше были».
(Бизнес-омбудсмен Борис Титов — о сокращении проверок малого и среднего бизнеса.)
Цифра
Регуляторная гильотина позволила к 2021 году на 33% сократить количество обязательных требований. Правительственная комиссия отменила 3003 и приняла 447 новых, более современных нормативных актов.
Работа над устранением избыточных требований и формированием новых моделей регулирования шла и продолжает идти в 43 рабочих группах. Можно ожидать, что по различным видам контроля введение риск-ориентированного подхода к проверкам поможет сократить их количество и затрачиваемое время на 10–20% (по оценке РАНХиГС на примере образовательной сферы).
Теперь все требования к бизнесу будут перечислены в специальном реестре (по состоянию на осень 2021 года идёт его формирование и наполнение). Все обязательные требования будут систематизированы как по видам бизнеса, так и по видам контроля, к каждому требованию будет привязан установивший его нормативный правовой акт. Законодательно срок действия каждого требования не может превышать шести лет. Если его не актуализировали и не продлили, оно аннулируется.
Что значит регуляторная гильотина
Целью реализации «регуляторной гильотины» является тотальный пересмотр обязательных требований, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ.
Задача «гильотины» – создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.
В соответствии с поручением Президента, в рамках его послания Федеральному Собранию, Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанных с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах (подпункт «б» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации (№ Пр-294 от 26 февраля 2019 г.) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.).
Работа по реализации «регуляторной гильотины» проводится в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации «дорожной картой» с обязательным привлечением всех заинтересованных сторон – представителей предпринимательского, экспертного, научного сообществ.
В рамках исполнения пункта 2 Дорожной карты Минэкономразвития является ответственным за разработку проекта Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», который призван определить понятие обязательного требования, регламентировать процесс разработки и принятия таких требований, установить цели и основные принципы их закрепления в законодательстве, обеспечить закрепление на законодательном уровне механизма отмены с 1 января 2021 г. ранее действовавших обязательных требований.
В целях реализации реформы Подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти утверждены составы 41 рабочей группы по реализации механизма «регуляторная гильотина».
Деятельность рабочих групп будет направлен на участие в формировании новых структур регулирования, подготовке проектов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также других документов в соответствующих сферах общественных отношений.
Механизм «регуляторной гильотины» наводит порядок в требованиях: обзор значимых результатов
С 1 января в ходе реализации «регуляторной гильотины», призванной пересмотреть или отменить устаревшие нормативные правовые акты (НПА), негативно влияющие на бизнес и регуляторную среду, в стране появилась новая система контрольно-надзорной деятельности. По оценке Первого вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ» Владислава Корочкина, в рамках первого этапа реформы КНД удалось отменить примерно 30% устаревших обязательных требований к бизнесу.
«Регуляторная гильотина»: первый этап
К настоящему моменту в рамках «регуляторной гильотины» проведена инвентаризация всех действующих и обязательных требований для бизнеса на предмет их соответствия современному времени, приняты федеральные законы «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и «Об обязательных требованиях». Кроме того, в конце прошлого года Правительством РФ был утвержден перечень из 132 видов госконтроля, попадающих под «регуляторную гильотину».
По словам Первого вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ» Владислава Корочкина, в ходе первого этапа реформы удалось отменить не все требования, обременяющие бизнес, а только 30% из них.
Многие из таких требований, отметил представитель бизнес-объединения, прописаны в федеральных законах, которые не стали объектом рассмотрения комиссии по административной реформе, занимающейся на первом этапе только актами правительства и ведомственными нормативными актами.
«Регуляторная гильотина» в 2021 году
С 1 января в рамках механизма «регуляторной гильотины» отменяются все НПА Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, распорядительных органов власти РСФСР и СССР, содержащие обязательные требования.
Кроме того, акты, которые не отменены и вступили в силу до 2020 года, можно будет не соблюдать (за это не будут привлекать к ответственности).
Однако, как отмечает Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин в своем телеграм-канале, Правительство РФ опубликовало перечень НПА, которые продолжат свое действие после 1 января 2021 года. Для некоторых требований, добавляет Глава «ОПОРЫ РОССИИ», установлены сроки действия — а это означает, что работа над их пересмотром или заменой еще будет проводиться в рамках «регуляторной гильотины».
Так, в перечень Правительства РФ вошли требования в сферах:
В «ОПОРЕ РОССИИ» положительно оценили первые результаты проведения реформы КНД, отметив, что сформированный сегодня механизм оценки и пересмотра устаревших требований для бизнеса является наиболее актуальным и эффективным.
Что такое «регуляторная гильотина» и почему о ней все говорят? Рассказываем простыми словами
Страшное название означаешь лишь отмену устаревших регулирующих актов для бизнеса, в том числе советских (включая 8-часовой рабочий день). Как это будет – рассказываем доступным языком.
Для чего нужна гильотина?
К настоящему времени в России сложилась непростая ситуация: власти одной рукой всячески пытаются поддержать развитие малого бизнеса, а с другой – активно ему препятствуют. На самом деле вести свое дело в России может быть выгодно, раз зарегистрировалось уже более 4 миллионов ИП. Но и нельзя сказать, что им очень уж просто живется.
И дело даже не в том, что Госдума ставит рекорды по количеству принимаемых за год законопроектов, и не в количестве регулирующих органов. Проблема (по мнению Дмитрия Медведева) в том, что сейчас все еще действует около 26 тысяч нормативно-правовых актов времен СССР.
Эти акты часто противоречат более поздним, но формально продолжают действовать. И если предприниматель посчитает какой-то из таких документов не очень важным и не будет исполнять, теоретически ему может прилететь штраф, или даже что-то страшнее.
Власти хотят пересмотреть сам порядок установления регулирующих норм, ведь сейчас каждое ведомство вправе требовать от бизнеса что-то свое, что иногда противоречит требованиям другого ведомства.
Как это будет проводиться?
Основная часть действий по «регуляторной гильотине» запланирована на конец этого года и начало следующего. До 1 февраля должно быть исполнено поручение Дмитрия Медведева и подготовлено постановление об отмене почти 20 тысяч советских нормативных актов.
Одно лишь их перечисление в этом поручении потянуло на 1992 страницы. Среди этих актов есть совсем старые – датированные 1917-м годом, их 17. Кроме прочего, это декреты и постановления о создании временны армейских революционных комитетов, или требование объявлять траур в день смерти Ленина.
Хоть поручение вышло недавно, да и сами разговоры о «гильотине» ведутся лишь с этого года, в реальности Министерство юстиции начало пересмотр советских норм еще с 2012 года.
Путем отмены советских нормативных документов будут пересмотрены многие нормативы, например, санитарные, противопожарные, ветеринарные, экологические и другие.
Среди самых значимых в списке есть Декрет Совета народных комиссаров от 1917 года, которым вводился 8-часовой рабочий день. Могут также отменить постановления, устанавливающие некоторые государственные праздники (вроде Дня железнодорожника) или ГОСТы на продукты питания.
Все действительно так плохо и 8-часовой рабочий день отменят?
Конечно, власти не собираются отменять требования противопожарного надзора или менять продолжительность рабочего дня. Дело в том, что все эти нормы уже прописаны в других, более свежих документах.
Тот же 8-часовой рабочий день четко устанавливается Трудовым Кодексом РФ, а многие правила или ГОСТы уже переписаны и действуют в новых редакциях.
Целью «регуляторной гильотины», как заявлено, будет ликвидация действительно устаревших, балластных норм, которые лишь создают лишнюю нагрузку на бизнес.
Более того, подобная практика не нова, и применялась в других странах. Авторы идеи ссылаются на термин «регуляторная гильотина», его придумали в международной консалтинговой компании Jacobs, Cordova & Associates. А сам инструмент применяли в Хорватии, Великобритании, Мексике, Вьетнам и других странах мира.
Сложно спрогнозировать, как «гильотина» поможет российскому бизнесу, но в Хорватии только за 9 месяцев в 2006-2007 годах бизнес сэкономил 65,6 миллионов долларов.
Другой вопрос – как именно она будет реализована в России. Пока мы видим лишь отмену советских норм и замену их более современными. Но как смогут работать регулирующие органы в новых условиях – покажет время.