Что значит регистрация в erdr
Что значит регистрация в erdr
Понятие Единого Реестра Досудебного Расследования
Кунтуганкызы А., Ернишев К. А., Тугелбаев У
Таразский Государственный Университет им. М.Х. Дулати
В июле 2014 года Главой государства были подписаны новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, которые введены в действие с 1 января 2015 года.
Необходимо отметить, что принятым Уголовно-процессуальным кодексом кардинально изменена первоначальная стадия уголовного процесса путем исключения из нее возбуждения уголовного дела и доследственной проверки.
В соответствии с принятием нового УК и УПК, Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан разработана база данных на основе единого реестра досудебных расследовании АРМ ЕРДР.
Одно из главных и наиболее принципиальных процессуальных изменений касается процедур, предшествующих началу уголовного процесса.
Если по старому УПК, к их числу относится регистрация заявления и доследственная проверка – после чего, собрав необходимые сведения и материалы, подтверждающие факт совершения преступления, правоохранительные органы принимают решение о возбуждении уголовного дела, то с 1 января 2015 года в новом УПК данный порядок кардинально изменен.
Получив заявление о преступлении, следователь в течение суток обязан внести данные в Единый реестр досудебных расследований и начать следственные действия.
Значение создания ЕРДР в том, что будет охвачено все досудебное производство.
Практически любое заявление и сообщение, которое будет подаваться гражданином, попадет в ЕРДР, по которому сразу будет принято решение о возбуждении уголовного дела.
Теперь, полиция просто не сможет отказать ни одному человеку в возбуждении уголовного дела. Просто потому, что возбуждения дела больше не будет в принципе. Отныне каждое обращение о совершении уголовного правонарушения должно будет регистрироваться в ЕРДР.
Как же будет функционировать новая система ЕРДР и что она представляет?
Реестр — это электронная база данных, в соответствии с которой будет осуществляться сбор, хранение, учет, поиск сведений, используемые для
формирования статистической отчетности, а также предоставление информации о данных, внесенных в реестр.
Статьями 179 и 180 нового УПК РК регистрацией в ЕРДР подлежат только 4 вида заявлений и сообщений, являющиеся поводами к началу досудебного расследования:
1) заявление физического лица либо сообщение должностного лица государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации, об уголовном правонарушении либо безвестном исчезновении лица;
3) сообщения в средствах массовой информации;
4) рапорт должностного лица органа уголовного преследования о подготавливаемом, совершаемом или совершенном уголовном правонарушении.
Для просмотра всех поступающих заявлений и сообщений, предусмотрено два уровня регистрации.
После чего по ним принимаются следующие процессуальные решения:
— регистрации в ЕРДР;
— списать в номенклатурное дело (в наряд);
— передача в уполномоченный орган для проверки;
Целями создания ЕРДР являются, прежде всего, обеспечение единого учета уголовных правонарушений и лиц, их совершивших, а также принятых в ходе досудебного расследования решений по ним. Суточный срок ввода информации в ЕРДР позволяет оперативно контролировать весь процесс досудебного расследования с момента регистрации обращения до его направления в суд. Новый формат заявлений и сообщений повысит эффективность работы по раскрытию и расследованию преступлений, обеспечит гарантированность прав потерпевших, упростит работу органов уголовного преследования.
Так, согласно ст.179 нового УПК досудебное расследование начинается с момента внесения органами уголовного преследования сведений в ЕРДР. Орган уголовного преследования, куда подается заявление или сообщение об уголовном правонарушении, обязан принять и зарегистрировать заявление о любом готовящемся, совершенном либо совершаемым уголовном правонарушении. Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления или сообщения об уголовном правонарушении.
Таким образом, ход уголовного производства и все решения по нему будут шаг за шагом фиксироваться новой системой, чтобы в любой момент можно было получить полную информацию о ходе досудебного расследования.
По новому Уголовному кодексу значительно расширен перечень уголовных правонарушений, относящихся к подследственности следователей ОВД.
Согласно ст.189 УПК РК досудебное расследование в форме предварительного следствия осуществляется по преступлениям, указанным в ч.2 ст.187 УК РК, также по всем уголовным правонарушениям, совершенным несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту.
Кроме того, на следователей теперь возложено производство досудебного расследования всех нераскрытых уголовных правонарушений, к которым относятся преступления и проступки, относящиеся к подследственности дознания. В связи с чем, следователями по нераскрытым преступлениям и проступкам, относящимся к подследственности органов дознания, необходимо назначать досудебное расследование в форме предварительного следствия.
Однако, в соответствии со ст. 526 УПК РК орган дознания составляет протокол об уголовном проступке в отношении подозреваемого немедленно, если он установлен. При отсутствии протокол может быть составлен с момента его фактического установления в пределах срока давности привлечении к ответственности. Таким образом, диспозиции вышеуказанных статей противоречат друг другу.
В связи с изложенным необходимо внести дополнение в ст. 526 УПК РК следующего содержания: «органом дознания при рассмотрении материалов по проступкам, где не установлены подозреваемые, в течение трех дней после начала производства досудебного расследования прерывали сроки до установления подозреваемого лица, без передачи в следственные подразделения.
Полагаем, что новшества по вопросам подследственности, повлияли не только на нагрузку следователей, которая значительно увеличилась, но и на статус следователя.
Возникают вопросы по срокам досудебного расследования дел, по которым производства возобновлены.
Так, согласно ст.45 УПК РК прерванные сроки досудебного расследования возобновляются с момента отпадения обстоятельств, послуживших основаниям для их прерывания, о чем уведомляется прокурор.
Аналогичная трактовка в статье 291 УПК «Возобновление прекращенного досудебного расследования или уголовного преследования», в которой также не оговаривается о сроках после отмены указанного решения прокурором.
Практика показывает, что следователи после возобновления производства по делу руководствуются понятием разумного срока. Тогда как в старом УПК (ч.7 статьи 196 «Срок предвариетльного следствия») указано, что при возвращении дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела дополнительное следствие может производиться в срок не более одного месяца с момента поступления дела к следователю. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях в порядке, предусмотренном этой статьей.
Согласно ст.193 УПК (ч.1 п.13) прокурор в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, продлевает сроки досудебного расследования, а также в случаях частями седьмой и восьмой ст.192 настоящего Кодекса, устанавливает срок расследования.
Возникают вопросы и по срокам производства досудебного расследования в протокольной форме. Согласно ст.526 ч.2 УК РК при необходимости выяснения обстоятельств уголовного проступка, данных о совершившем его лице, его месте нахождения протокол об уголовном проступке составляется в срок до 3-х суток.
В случае, когда требуется проведение экспертизы или получение заключения специалиста, протокол об уголовном проступке составляется в течение суток с момента получения соответствующего заключения.
В этой связи, нужно уточнить сроки досудебного расследования в протокольной форме.
Единый реестр досудебных расследований: репрессии или учет?
Prostopravo.com.ua рассказывает, что такое ЭРДР и как посмотреть информацию в едином реестре досудебных расследований.
Краткое содержание и ссылки по теме
Что такое ЕРДР?
Реестр создан и ведется в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Украины (УПК Украины) с целью обеспечения:
Держателем Реестра является Генеральная прокуратура Украины.
Внесение сведений в Единый реестр досудебных расследований
Согласно ст.214 УПК следователь, прокурор безотлагательно, но не позднее 24 часов после подачи заявления, сообщения о совершенном уголовном правонарушении или после самостоятельного выявления им из любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного преступления обязан внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований, начать расследование и через 24 часа с момента внесения таких сведений предоставить заявителю выписку из Единого реестра досудебных расследований. Следователь, который будет осуществлять досудебное расследование, определяется руководителем органа досудебного расследования.
Досудебное расследование начинается с момента внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований. Положение о Едином реестре досудебных расследований, порядок его формирования и ведения утверждаются Генеральной прокуратурой Украины по согласованию с Министерством внутренних дел Украины, Службой безопасности Украины, Национальным антикоррупционным бюро Украины, органом, осуществляющим контроль за соблюдением налогового законодательства.
Осуществление досудебного расследования до внесения сведений в реестр либо без такового внесения не допускается и влечет за собой ответственность, установленную законом. Осмотр места происшествия в неотложных случаях может быть произведен до внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований, что осуществляется немедленно после завершения осмотра. В случае выявления признаков уголовного преступления на морском или речном судне, находящемся за пределами Украины, досудебное расследование начинается немедленно; сведения о нем вносятся в Единый реестр досудебных расследований при первой возможности.
Следователь, прокурор, другое должностное лицо, уполномоченное на принятие и регистрацию заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, обязаны принять и зарегистрировать такое заявление или сообщение. Отказ в принятии и регистрации заявления или сообщения об уголовном правонарушении не допускается.
В Единый реестр досудебных расследований вносятся сведения про:
1) дату поступления заявления, сообщения об уголовном правонарушении или выявления из другого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения;
2) фамилия, имя, отчество (наименование) потерпевшего или заявителя;
3) другой источник, из которого обнаружены обстоятельства, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения;
4) краткое изложение обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного преступления приведенных потерпевшим, заявителем или выявленных из другого источника;
5) предварительная правовая квалификация уголовного преступления с указанием статьи (части статьи) закона Украины об уголовной ответственности;
6) фамилия, имя, отчество и должность должностного лица, которое внесло сведения в реестр, а также следователя, прокурора, который внес сведения в реестр и / или начал досудебное расследование;
7) иные обстоятельства, предусмотренные положением о Едином реестре досудебных расследований.
В Едином реестре досудебных расследований автоматически фиксируется дата внесения информации и присваивается номер уголовного производства.
Следователь безотлагательно в письменной форме уведомляет руководителя органа прокуратуры о начале досудебного расследования, основании начала досудебного расследования и других сведениях.
Если сведения об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований внесены прокурором, он обязан безотлагательно, но не позднее следующего дня, с соблюдением правил подследственности передать имеющиеся у него материалы в орган предварительного расследования и поручить проведение досудебного расследования.
Сведения, содержащиеся в Реестре:
время и дата поступления заявления, сообщения об уголовном правонарушении или выявления из другого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения;
фамилия, имя, отчество (наименование) потерпевшего или заявителя;
другой источник, из которого обнаружены обстоятельства, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения;
краткое изложение обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного преступления приведенных потерпевшим, заявителем или выявленных из другого источника;
предварительную правовую квалификацию уголовного преступления с указанием статьи (части статьи) закона Украины об уголовной ответственности;
передачу материалов и сведений другому органу досудебного расследования или по месту проведения предварительного расследования (часть пятая статьи 36, часть седьмая статьи 214, статьи 216, 218 УПК Украины);
фамилия, имя, отчество руководителя прокуратуры, органа досудебного расследования, следователя, прокурора, внесшего сведения в Реестр и / или начавшего досудебное расследование и / или осуществляющего досудебное расследование или процессуальное руководство;
дату задержания (освобождение) лица;
избрание, изменение и отмену меры пресечения (статьи 176-178, 200, 202, 492, 493, 508УПК Украины);
время и дату сообщения о подозрении, изменение, отмена сообщения о подозрении, лицо, которому сообщено о подозрении, правовую квалификацию уголовного преступления, в совершении которого подозревается лицо, с указанием статьи (части статьи) Уголовного Кодекса Украины (часть четвертая статьи 278, статья 279, часть вторая статьи 307 УПК Украины);
время и дату составления сообщения о подозрении, лицо, в отношении которого составлено сообщение о подозрении, правовую квалификацию уголовного преступления, в совершении которого подозревается лицо, с указанием статьи (части статьи) закона Украины об уголовной ответственности в случае невозможности сообщение такому лицу о подозрении вследствие объективных причин (статья 277 УПК Украины);
юридическое лицо, в отношении которого могут применяться меры уголовно-правового характера (часть восьмая статьи 214 УПК Украины);
дату и основание осуществления (отмены) специального предварительного расследования (часть шестая статьи 297-4 УПК Украины);
остановки и восстановления досудебного расследования (часть четвертая статьи 280, часть вторая статьи 281, часть третья статьи 282 УПК Украины);
объявления розыска подозреваемого (статья 281 УПК Украины);
объединения и выделения материалов досудебных расследований (статья 217 УПК Украины);
продлении сроков содержания под стражей и досудебного расследования (статьи 197, 199, 219, 294 УПК Украины);
установленные, возмещенные материальные убытки, суммы предъявленных исков в уголовном производстве, стоимость арестованного имущества;
окончание досудебного расследования (часть третья статьи 283 УПК Украины);
другие сведения, предусмотренные в электронных карточках.
Результаты судебного производства интегрируются с автоматизированной системой документооборота суда.
Внесение сведений в Реестр осуществляется с соблюдением сроков, определенных УПК Украины и Положением.
Предоставление сведений из Реестра (выписки из ЕРДР)
Сведения из Реестра предоставляются в форме Выписки.
В Выписку из Реестра включается информация про:
номер и дату регистрации уголовного производства (выделение материалов досудебного расследования);
дату поступления заявления, сообщения и дату и время внесения сведений о заявлении, сообщение о совершенном уголовном правонарушении в реестр, правовую квалификацию уголовного преступления вследствие расследование уголовного правонарушения;
краткое изложение обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения;
фамилия, имя, отчество и дату рождения лица, которому сообщено о подозрении, результатах расследования в отношении лица и сведения об осуществлении специального предварительного расследования по нему;
наименование, код ЕГР, юридический адрес, расчетный счет, место и дата государственной регистрации юридического лица, в отношении которого осуществляется уголовное производство, а также анкетные данные его представителя;
орган досудебного расследования;
фамилия, имя, отчество следователя (следователей) органов предварительного расследования, работника (работников) подразделений детективов и внутреннего контроля Национального бюро, осуществляющих досудебное расследование, и прокурора (прокуроров), который (которые) осуществляет (ют) процессуальное руководство.
Регистраторы самостоятельно формируют (получают) выписку из Реестра в пределах внесенной информации и заверяют ее своей подписью.
Предоставление выписки из Реестра на всех стадиях уголовного производства, а также копии информации, содержащейся в Реестре, в конкретном уголовном производстве до окончания досудебного расследования осуществляется Регистраторами, уполномоченными на осуществление досудебного расследования и надзора за соблюдением законов при проведении досудебного расследования в форме процессуального руководства в нем.
Право доступа к сведениям, внесенным в реестр, имеют:
Обжалование решения о невнесении сведений в ЕРДР
Согласно ст.303 КПУ бездействие следователя, прокурора, которое заключается в невнесении сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований после получения заявления или сообщения об уголовном правонарушении может быть обжаловано в ходе досудебного производства в суд.
Такая жалоба может быть подана лицом в течение десяти дней с момента принятия решения, совершения действия или бездействия.
Жалоба возвращается, если:
1) жалобу подало лицо, не имеющее права подавать жалобу;
2) жалоба не подлежит рассмотрению в этом суде;
3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного УПК, и лицо, которое еео подало, не поднимает вопрос о восстановлении этого срока или следственный судья по заявлению лица не найдет оснований для его восстановления.
Копия определения о возвращении жалобы безотлагательно направляется лицу, которое ее подало, вместе с жалобой и всеми приложенными к ней материалами.
Постановление о возвращении жалобы может быть обжаловано в апелляционном порядке. Возвращение жалобы не лишает права повторного обращения к следственному судье, суд в порядке, предусмотренном УПК.
Следователь или прокурор могут самостоятельно отменить решение, прекратить действие или бездействие, которые обжалуются, что влечет за собой закрытие производства по жалобе.
Жалобы на решения, действия или бездействие следователя или прокурора рассматриваются следственным судьей местного суда согласно правилам судебного разбирательства, предусмотренными статьями 318-380 УПК.
Жалобы на решения, действия или бездействие в ходе досудебного расследования рассматриваются не позднее семидесяти двух часов с момента поступления соответствующей жалобы. Рассмотрение жалоб на решения, действия или бездействие в ходе досудебного расследования осуществляется при обязательном участии лица, подавшего жалобу, или его защитника, представителя и следователя или прокурора, решение, действия или бездействие которых обжалуются. Отсутствие следователя или прокурора не является препятствием для рассмотрения жалобы.
По результатам рассмотрения жалоб на решения, действия или бездействие следователя или прокурора выносится постановление.
Постановление следственного судьи по результатам рассмотрения жалобы на решение, действия или бездействие в ходе досудебного расследования может быть про:
1) отмену решения следователя или прокурора;
2) обязательство совершить определенное действие;
3) отказ в удовлетворении жалобы.
Постановление следственного судьи по результатам рассмотрения жалобы на решение, действие или бездействие следователя или прокурора не может быть обжаловано.
ЕРДР и “АРМОР”. Что это и как получить информацию
База данных МВД Украины «АРМОР»
Как и следует из названия в реестр вносятся данные по досудебным разбирательствам. Реестр был создан в следствие требований нового уголовно-процессуального кодекса Украины от 2012 года. В течение 24 часов после получения данных о криминальном преступлении или после самостоятельного обнаружения обстоятельств подходящих под определение уголовного-преступления, следователь или прокурор обязаны безотлагательно внести данные в ЕРДР, непосредственно после чего начинается досудебное расследование.
Полицейская база данных “АРМОР” в свою очередь имеет исключительно информационно-поисковый потенциал. На 2020 год система объединяет в себе 21 компьютерно-информационную подсистему. Таким образом, использование подсистем позволяет: прогнозировать возможную криминальную активность; объединять уголовные дела в одном производстве и вести целенаправленный поиск на основе использования в комплексе информации о конкретном случае, профилактическую работу и тому подобное.
Доступ к ЕРДР и «АРМОР»
Держателем Реестра является Генеральная прокуратура Украины. Держатель осуществляет контроль права доступа. Прокуроры всех уровней, руководители органов досудебного расследования и следователи получают носители с электронной цифровой подписью в прокуратурах областей и города Киева с помощью которых и осуществляется доступ в ЕРДР. В случае, если вы является обычным гражданином согласно ст. 214 УПК Украины заявителю обязаны предоставить выписку из ЕРДР.
Держателем ИИПС “АРМОР” является Министерство внутренних дел Украины. Распорядителем ИИПС является Департамент информационно
аналитического обеспечения МВД. Задача распорядителя предоставление
пользователям прав доступа к ИИПС и ведения их учета. Соответственно работники структурных подразделений аппарата МВД, аппаратов ГУМВД и УМВД имеют доступ к базе данных “АРМОР”. МВД обеспечивает реализацию права каждого лица знакомиться с информацией о себе, хранящейся в информационных подсистемах ИИПС.
Можно ли убрать данные с ЕРДР и «АРМОР»
По решению Большой палаты Верховного суда Украины удаление данных из Реестра, которые только констатируется факт осуществления процессуальной деятельности органов предварительного расследования и его результаты, действующим законодательством не предусмотрено. Данная информация не влияет на юридическое положение истца, не меняет характера и объема его прав и обязанностей и существующего состояния правоотношений. Итак, заявленную исковое требование суды не могут рассматривать по правилам любого судопроизводства.
Согласно закону Украины “О доступе к публичной информации” ст.10 п.4 Хранение информации о лице не должно длиться дольше, чем это необходимо для достижения цели, ради которой эта информация собиралась.
Но к сожалению, необходимость определяется неизвестным нам образом, и реальных случаев от людей или в судебной практике, когда человек смог убрать данные о себе не было.
В связи с вышесказанным, желаем никому не сталкиваться с вышеупомянутыми базами данных.
Если вас интересует проверка по базе судимостей Украины, вы можете ознакомится с нашим перечнем услуг в “Услугах и ценах“.
Единый реестр досудебных расследований РК
Рассказывает Бауржан Кибраев, помощник прокурора Илийского района Алматинской области, юрист 2-го класса.
C нового года (публикация Кибраева вышла на www.zakon.kz 13 ноября 2014) вся правоохранительная система страны переходит на работу в условиях нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Одной из основных новелл является ведение Единого реестра досудебных расследований (ЕРДР).
Определение порядка приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения ЕРДР уголовно-процессуальным кодексом возложено на Генеральную прокуратуру. Генеральным прокурором утверждены Правила приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения ЕРДР. В разработке принимали участие представители всех правоохранительных органов, в проекте учтены все поступившие от них предложения и замечания.
ЕРДР – это автоматизированная база данных, в которую вносятся сведения о сообщениях об уголовных правонарушениях, принятых по ним процессуальных решениях, произведенных действиях, движении уголовного производства, заявителях и участниках уголовного процесса. Основанием для работы в Системе является регистрация в ней, а также наличие электронной цифровой подписи на соответствующем носителе.
В соответствии сЗаконом РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» электронная цифровая подпись равнозначна собственноручной подписи лица и может использоваться должностными лицами при удостоверении электронных документов, издаваемых ими в пределах их полномочий.
На основании совместного приказа Генерального прокурора от 30.12.2013 г. № 124, Министра внутренних дел от 28.12.2013 г. № 758 и Председателя АБЭиКП от 28.12.2013 г. № 425 с прошлого года ведутся работы по поэтапному внедрению электронного заполнения и подписания учетных документов с помощью ЭЦП. Проведение этого пилотного проекта является одной из стадий перехода к работе в рамках нового УПК, так как этот порядок будет использован при ведении ЕРДР. В настоящее время электронный ввод внедрен во всех областях республики. Система представляет собой единую электронную систему для всех правоохранительных органов страны, которым будет предоставлен соответствующий доступ. Новая система и объем доступа к ней строятся на принципах присвоения пользователям ролей в зависимости от их компетенции, установленной УПК. Также органам, вернее, их техническим подразделениям будет предоставлено право ввода конкретных пользователей в систему на уже созданные роли – соответственно, дознавателей, следователей, начальников подразделений.
Доступ будут иметь и соответствующие руководители органов и подразделений для осуществления ведомственного контроля, так называемые аналитики. Соответствующий доступ будет иметься и у прокуроров для осуществления надзора. Как известно, законодатель отказался от стадии доследственной проверки и возбуждения уголовного дела путем вынесения соответствующего постановления, с которого начинается сейчас досудебное расследование.
Регистрация в ЕРДР и будет означать начало расследования. Исключением является проведение неотложных следственных действий. Однако даже в этом случае следователь или дознаватель обязаны одновременно принять меры по регистрации в ЕРДР. При регистрации сообщений, расследовании уголовного дела, при совершении каких-либо следственных действий и принятии процессуальных решений заполняется электронная форма, которая при сохранении автоматически подписывается ЭЦП сотрудника. Сам процесс регистрации и ведения ЕРДР аналогичен существующему порядку расследования, однако есть и различия. Поводами к началу досудебного расследования служат достаточные данные, указывающие на признаки уголовного правонарушения.
По ст. ст. 179, 180 нового УПК регистрации в ЕРДР подлежат только четыре вида заявлений и сообщений, являющихся поводами к началу досудебного расследования. Однако иные виды сообщений, в том числе сообщения по 102 или иным каналам экстренной связи (101, 112 и др.), новый УПК не позволяет регистрировать сразу в ЕРДР.
Следует отметить, что все телефонные сообщения изначально не дают оснований для определения наличия признаков уголовного правонарушения и требуют проверки. УПК определено, что заявления, по которым необходимо проведение финансовой, налоговой проверки, согласно ч. 5 ст. 181 УПК, также без регистрации в ЕРДР направляются в уполномоченный орган для проведения соответствующей проверки. Это в большей степени касается сообщений об экономических правонарушениях.
В связи с этим, по аналогии с действующим КУЗИ (Книга учета заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, происшествиях) применен общий порядок приема и учета всех поступающих заявлений и сообщений в Книге учета информации, сведения в которую вносятся дежурной частью органов уголовного преследования либо лицами, ответственными за прием и учет таких сообщений (прокуратура, Министерство обороны, где нет дежурных частей). Это дает возможность фильтрации поступающей информации путем регистрации сообщений, не содержащих признаки уголовного правонарушения.
КУИ представляет собой автоматизированную базу данных, которая взаимосвязана с ЕРДР и, по сути, представляет собой единое целое. То есть, установив первичную регистрацию, можно будет отследить весь последующий процесс разрешения материала или расследования уголовного дела до приговора суда. Это сделано, во-первых, для учета и регистрации сообщений, которые не могут быть сразу зарегистрированы в ЕРДР, а также для того, чтобы сразу произвести регистрацию в ЕРДР при подтверждении сообщения и установлении криминальности факта, о котором сообщили по телефону.
При непосредственном обращении с письменным заявлением, при регистрации в КУИ, заявителю выдается талон установленного образца с уникальным номером, по которому он в дальнейшем может отследить судьбу своего заявления на портале. В системе будет реализован функционал, когда звонки, принятые ЦОУ, будут автоматически передаваться в дежурную часть и вноситься в КУИ, как это сделано сейчас в КУЗИ. Срок рассмотрения заявлений и сообщений 24 часа. То есть за это время сотрудник, которому поручена проверка, должен решить – это административное правонарушение или дисциплинарный проступок, сообщение подлежит списанию в номенклатурное дело как не содержащее данных о каком-либо правонарушении, либо заявление надо направить для проверки в налоговые органы.
После того, как дежурная часть примет заявление, выдаст талон и внесет сведения в Книгу учета информации, все материалы незамедлительно передаются под роспись ответственному руководителю следствия или дознания. Производится соответствующая отметка в книге-разноске. Ответственный руководитель, изучив материалы, принимает решение о регистрации в ЕРДР или о принятии иных мер. В случае регистрации в ЕРДР он передает материалы конкретному следователю для регистрации, о чем производит ввод сведений в форму на регистрацию в КУИ о том, что материал поручен конкретному следователю или дознавателю.
Только после этого у конкретного следователя или дознавателя появится доступ к данному материалу в Системе и он сможет заполнить форму на регистрацию в ЕРДР. При регистрации в ЕРДР сразу же производится квалификация деяния по соответствующей статье УК.
После регистрации в ЕРДР все электронные формы заполняются только следователем, дознавателем и прокурором. Особо хочу отметить, что формы подписываются ЭЦП должностного лица, которым принято процессуальное решение, а также для ведомственного контроля – ЭЦП начальника подразделения следствия или дознания. Прокурор подписывает ЭЦП, только когда сам принимает процессуальные решения, а также в случае передачи досудебного расследования по подследственности, так как согласно ст. 186 УПК передача производится через прокурора и при продлении срока расследования, который продлевает прокурор. Дальнейшее развитие данной системы предусматривает возможность формирования шаблонов процессуальных документов путем заполнения электронной формы, как это сделано в действующей системе при возбуждении уголовного дела и его приостановлении.
В последующем в электронной форме предлагается предусмотреть вложение электронных документов или сканированных копий, а также аудио- и видеофайлов. Такие файлы, как и текст процессуальных документов, предполагается хранить в шифрованном виде, с обеспечением к ним соответствующих прав доступа только уполномоченным должностным лицам. Также в последующем возможна привязка ЕРДР к возможностям СИО ПСО для получения необходимых сведений из различных баз данных.
Возможно предусмотреть доступ к ЕРДР посредством мобильных устройств. Внедрение ЕРДР требует не только технической и нормотворческой работы, но и организационных мер, большой подготовительной разъяснительной работы на местах.
Для полноты информации по вопросу на сайте Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в публикации от 21 ноября 2014 читаем:
В июле этого года Главой государства подписаны новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, которые будут введены в действие с 1 января 2015 года.
Необходимо отметить, что принимаемым Уголовно-процессуальным кодексом кардинально изменена первоначальная стадия уголовного процесса путем исключения из нее возбуждения уголовного дела и доследственной проверки.
В соответствии с принятием нового УК и УПК, Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан разработана база данных на основе единого реестра досудебных расследовании (далее – ЕРДР) АРМ ЕРДР.
В настоящее время разработана Технико-экономическое обоснование, согласованная заинтересованными органами республики Казахстан.
Для работы по новому уголовному законодательству в базе данных АРМ ЕРДР, всем ответственным сотрудникам органов уголовного преследования предоставлен соответствующий доступ к базе данных.
Также предусмотрено обеспечение необходимого уровня информационной безопасности по средствам ЭЦП «KazToken».
Сам процесс регистрации и ведение ЕРДР аналогичен существующему порядку расследования, однако есть ряд различии, такие как, повод к началу досудебного расследования служат достаточные данные, указывающие на признаки уголовного правонарушения.
Статьями 179 и 180 нового УПК РК регистрацией в ЕРДР подлежат только 4 вида заявлений и сообщений, являющиеся поводами к началу досудебного расследования:
1) заявление физического лица либо сообщение должностного лица государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации, об уголовном правонарушении либо безвестном исчезновении лица;
2) явка с повинной;
3) сообщения в средствах массовой информации;
4) рапорт должностного лица органа уголовного преследования о подготавливаемом, совершаемом или совершенном уголовном правонарушении.
Однако, иные сообщения, в том числе сообщения по «102» или каналам экстренной связи (101, 112 и др.) новый УПК не позволяет регистрировать в ЕРДР.
Данные сообщения требуют выяснение достаточности данных, указывающих на признаки уголовного правонарушения, только после подтверждения уголовного правонарушения по рапорту сотрудника производится регистрация в ЕРДР.
Для просмотра всех поступающих заявлении и сообщении, предусмотрено два уровня регистрации.
Производится первичная регистрация в Книге учета информации – КУИ.
После чего по ним принимаются следующие процессуальные решения:
Необходимость регистрации в КУИ утверждена требованиями нового УПК, по которым без регистрации в ЕРДР заявления и сообщения направляются в государственные органы для проведения проверок или для привлечения к административной ответственности, в суды по делам частного обвинения.
Все сообщения как в КУИ, так и в ЕРДР будут иметь регистрационный номер, привязанный к талону, который будет выдаваться заявителю.
При этом все действия и решения будут вноситься в электронном виде, в специальной форме.
Заполнение этих форм и будет являться формированием отчетных данных, что позволит полностью автоматизировать составление отчетов.
Ввод информационно-учетных документов заверяется ЭЦП должностного лица, принявшего процессуальное решение, за исключением отдельных случаев предусмотренных УПК, требуемые согласование или утверждение прокурора. Для исключения неверного ввода анкетных данных граждан планируется интегрировать ЕРДР с базой данных «Физические и Юридические лица».
Порядок действий и полномочия должностных лиц (регистрация по КУИ, определение криминальности, регистрация в ЕРДР, дальнейшее принятие процессуальных решений) будут определяться Правилами Генерального Прокурора.
На сегодняшний день, Комитетом по правовой статистике и специальным учетам ГП РК и территориальными Управлениями Комитета проводятся работы по обучению сотрудников правоохранительных служб республики по ведению АРМ ЕРДР.