Что значит референтный источник информации
Референтность
Референтность – это способность группы косвенным образом воздействовать на возникновение и формирование мнений, идеалов, поведение человека. Этот фактор взаимодействия не имеет взаимосвязи с эмоциональными привязками и реакциями (суждения эмоционально значимого человека могут восприниматься менее весомо, чем мнение эмоционально нейтрально воспринимаемого человека). Ценности, присущие личности складываются не из идеалов группы, к которой принадлежность человека исключительно формальна, но формируются группированием людей, куда индивид стремится или чувствует внутреннюю причастность.
Для оказания референтного воздействия не обязательно непосредственно контактировать, быть формально значимым и даже реалистичным. В процессе взросления эталонные группирования личности сменяются, изменяется уровень их значимости, относительно смещения симпатий. В психологии появилась методика референтометрии, основными показателями которой являются значения симпатии и антипатии. Зрелой личностью считается человек, который овладел способностью меньше ориентироваться на социум, а больше на собственное мировоззрение и моральные устои.
Знание референтных отношений, как системы и понимание их функционирования облегчает построение групповых занятий психологической работы с целью коррекции, как внутригруппового пространства, так и отдельно взятых личностей. Используется референтность, помимо психологии, в лингвистике, биологии, социологии и пр.
Что такое референтность
С появлением социального устройства общества, человек, рождаясь, уже принадлежит к различным группированиям. У родившегося младенца уже есть социальные группирования (родительская семья, национальное и духовное окружение), они все делятся по социальному, духовному и финансовому статусу. Дальше, когда человек развивается, количество групповых принадлежностей растет, и появляется осознанность, а не данность вступления в них.
Определение референтности ввел Г.Хайман, и понимал референтность, как вид взаимоотношений, при котором мнение, складывающееся у человека относительно характеристик себя и мира, ценностей и выстраиваемых целей, ощущение и определение жизненных устоев связаны с тем, к какой группе он самопричисляется, с кем себя соотносит. Объектом референтных взаимоотношений могут быть люди или отдельный человек, реально существующий или нет.
Сама референтность имеет возможность к проявлению при взаимодействии субъекта со значимыми объектами в групповой деятельности. Под объектами могут пониматься как участники деятельности, так и их эмоциональные реакции, качества характера, возникающие трудности. Данный вид взаимодействия опосредован, и происходит через обращение личности в ситуации ориентации своих оценок к значимой эталонной группе. По механизму действия отношения референтности делят на неинтернализованные (когда извне диктуется поведение) и интернализованные (обусловленность не внешними воздействиями, а сознательно переработанными факторами, которые уже стали внутренними мотивами человека).
В референтности отображается мера значимости объекта или группирования, и существует эта значимость исключительно в восприятии конкретного субъекта относительно объектов. Принадлежность индивида к определенным группированиям людей изменяет личность, посредством интериоризации нормам, свойственных этим объединениям.
Межгрупповая референтность имеет место, когда личность стремится к достижению, обращается к определенной внешней эталонной группе, которая определяет базовые ценности и общественно значимые нормы, соответствующие ее мировоззрению. Определяется межгрупповая референтность социальными установками группы, ее ценностями, векторами развития.
Референтность имеет широкое влияние на реакции и личность человека, которое исходит из требований социума подчиняться ее нормам, соответствовать поведением присущим стандартам. Более глубокое влияние это ценностно-ориентированное, когда человек вбирает в себя моральные и этические правила данного группирования, это внутренний процесс принятия, который невозможно насадить требованиями извне. И последний пласт влияния это информационный, так как информация, исходящая от положительно воспринимаемой референтной группы не проходит должного уровня критики и считается человеком априори как верная, заслуживающая доверия и реализации.
Принцип референтности
Уникальную важность для исследования личности имеет изучение не только ее отдельных характеристик, но также и межгрупповых тенденций и взаимоотношений, вносящих вклад в ход формирования человеческих реакций и взглядов.
Определение референтности используется в построении экспериментальных психодиагностических исследований, которые базируются на определенных принципах. Это принцип адекватности (соответствие метода исследования изучаемому явлению), параллельности (регистрация показателей параллельно изучаемому процессу), экстремальности (создание такой критической ситуации, когда максимально ярко проявляются изучаемые свойства), регистрации градиента (регистрация параметров в разноплановых ситуациях), последовательного объяснения (использование для объяснения только двух ближайших уровней обобщения), психологической целесообразности (не все процессы имеют психологическую природу) и принцип референтности.
Принцип референтности используется для упрощения и рационализации исследовательского процесса в ситуациях, когда в отдельно взятой локации, как в фокусе, отображается вся исследуемая система. В этом случае пропадает необходимость проведения огромного числа регистрационных данных, что ускоряет процесс исследования и повышает его точность и эффективность. Данный принцип применим и к другим научным областям, где действуют схожие законы отображения.
При изучении отношения человека к различным группированиям людей можно составить его личностный портрет, выявить мотивационную направленность, профессиональную ориентированность. Исследование системы данных отношений не только многоплановый метод психодиагностики, но также метод формирования и развития личности, ее ведущих ориентаций, мотивов.
Важен принцип референтности в вопросах педагогической деятельности. Выявление эталонных группирований ребенка, значимых идей и людей помогает сформировать необходимые качества личности. При правильном использовании этих данных и благодаря использованию принципа референтности, можно подтолкнуть человека к определенным суждениям и действиям. Какого они будут характера или направленности зависит от значимого группирования, так как ребенок не будет особо критически воспринимать информацию, подаваемую референтной группой или ее представителем.
Референтность группы
Референтная группа служит для человека ориентиром и источником стилей поведения, экстерериоризированных или интереоризированных норм и порядков, которые используются им впоследствии для сравнения непосредственно характеристик себя, происходящих событий, поведения окружающих людей; может быть реальной или условной.
Различают нормативные (когда источник приходит как назидание) и сравнительные (когда источник является эталоном для оценки и сравнения себя и социума) референтные группы; положительные (чьи взгляды, устои и правила являются примером и ориентиром, куда индивид хочет примкнуть) и отрицательные (противоположность ценностей этой группы ценностям индивида, вызывающие неприятие). Выделяют информационные, ценностные, утилитарные и группы самоидентификации.
Информационная – группа, где личность доверяет исходящей информации, особо не подвергая ее критике и проверке параметров надежности и достоверности.
Ценностная – это группа, пропагандирующая ценности и идеи, которых придерживается человек (реальная или мнимая).
Утилитарная – группа, которая способна и имеет необходимые возможности и инструменты для награждения или наказания.
Группа самоидентификации – реальная группа принадлежности, которая вынуждает человека к следованию норм и стилям поведения ею одобряемых.
Референтные группы – эталонные группы, принадлежность к которым рассматривается и внутренне оценивается личностью, как благоприятное развитие событий. Под присутствием в эталонной группе подразумевается не столько фактическое состояние, сколько ощущение психологической близости его идеалов. Количество эталонных группирований у человека не ограничивается одной группой (первичные – семья, друзья, коллеги; вторичные – общественные и религиозные организации), но стремление состоять в них не всегда доступно реализации в силу жизненных обстоятельств, так выделяют реальные и воображаемые эталонные группирования.
Функции эталонных групп в отношении регулирования жизненных проявлений человека следующие: источник информации и опыта, эталон моральных и поведенческих норм, отражение личности и ее проявлений.
Сверхориентация человека на выбранную им группирование может приводить к нарушению психики и истощению физических сил организма. Происходит это, когда для исполнения действий и ролей принятой в этой группе у человека недостаточно способностей, образования, ресурса и пр.
При выборе человеком эталонных группирований могут возникать конфликты, которые обусловлены наличием противоречий. Возникновение таких конфликтов обусловлено ситуациями, при которых нормы реальной группы, где состоит человек и идеальной референтной группы не совпадают, или же при выборе человеком двух референтных группирований с противоположными идеями.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
РЕФЕРЕНТНЫЙ
Смотреть что такое «РЕФЕРЕНТНЫЙ» в других словарях:
референтный — прил., кол во синонимов: 1 • отражательный (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
референтный — I прил. Такой, на который ориентируется человек в системе своих моральных ценностей. II прил. 1. соотн. с сущ. референт III, связанный с ним 2. Свойственный референту [референт III], характерный для него. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
референтный — рефер ентный … Русский орфографический словарь
референтный — ая, ое. 1. к Референт. Р ая группа (люди, взгляды и поведение которых являются для кого л. образцом, эталоном). 2. к Референция (2 зн.). Р ая отнесённость … Энциклопедический словарь
Референтный — выступающий в качестве объекта, факта или события, на которое ссылаются в подтверждение некоторых идей; служащий источником этих идей, образцом для подражания … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
референтный — ая, ое. 1) к референт Р ая группа (люди, взгляды и поведение которых являются для кого л. образцом, эталоном) 2) к референция 2) Р ая отнесённость … Словарь многих выражений
Референтный диагностический уровень (РДУ) — установленное значение стандартной дозы или стандартного произведения дозы на площадь пучка рентгеновского излучения при типовых рентгенодиагностических процедурах в регионе или стране. Значение РДУ обычно устанавливают равным 75 % му квантилю… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Референтный индивидуум — Референтный индивидуум: лицо, отобранное на основании критериев включения в здоровую популяцию и исключения из нее для формирования референтной популяции. Источник: ТЕХНОЛОГИИ ЛАБОРАТОРНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ КЛИНИЧЕСКИХ… … Официальная терминология
Референтный интервал — Референтный интервал: ограниченный референтными пределами и статистически охарактеризованный диапазон значений результатов лабораторных исследований определенного аналита, полученных при обследовании одного индивидуума или группы лиц, отобранных… … Официальная терминология
Референтный предел — Референтный предел: верхний или нижний предел референтного интервала (не идентичный с порогом клинического решения). Источник: ТЕХНОЛОГИИ ЛАБОРАТОРНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ КЛИНИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ЧАСТЬ 3. ПРАВИЛА… … Официальная терминология
Референтность
Референтность
Существующие классификации групп, характеристики сообществ
Существует несколько типов общественных объединений, в основе которых лежат классификации по внешним признакам, структурным отличиям и взаимодействию референта с конкретным кругом лиц.
Так, референтная группа может быть первичной или вторичной в зависимости от того, насколько масштабной она является и как в ней взаимодействуют участники.
Если брать за основу структуру эталонных формирований, то можно выделить референтные группы:
1. Неформальные – это те, в которых нет определенной структуры, но есть общие интересы, составляющие основу объединений. Подобные социальные формирования способны в значительной мере влиять на индивида в ранний период его развития и в старости.
2. Формальные – это объединения, структура которых четко регламентирована и прописана в соответствующих документах. Примером таких сообществ являются политические партии и рабочий коллектив.
Рекомендуем: Что значит: отождествление личности?
Также референтная группа может быть:
Каждая референтная группа построена таким образом, что в ней всегда присутствует власть, обладающая привилегиями перед остальными участниками. Таким образом, она способна склонять состоящих в сообществе лиц к определенной модели поведения. Есть несколько разновидностей подобного воздействия на референтов:
У каждого человека может быть далеко не одна референтная группа, к которой он может иметь непосредственное или косвенное отношение. Это может быть круг семьи или друзей, музыкальная группа, спортивная команда и т.д. В большинстве случаев социальное объединение может даже не подозревать о том, насколько значимым оно является для того или иного субъекта, в то время как он выстраивает возможное мнение сообщества в отношении самого себя.
Функции референтной группы
Нормы и ориентации социальных объединений выступают для человека эталоном деятельности, даже когда тот не входит в её непосредственный состав. Так, подросток, желающий внедриться в компанию старшего брата, имитирует его поведение, одежду, привычки, манеру говорить. Социальная психология называет это явление «предвосхищающая» социализация, что значит – определенные усилия личности, которые он направляет на формирование поведения, в ожидании доступа к группе со статусом, больше, чем сейчас у него.
Референтная группа владеет двумя основными функциями: сравнительной и нормативной.
Сравнительная функция выражается в процессах восприятия, где референтная группа предстает эталоном, пользуясь которым человек может и оценить себя, и давать оценку другим.
Нормативная функция выражается в различных мотивационных процессах, и референтная группа предстает источником вырабатывания социальных установок, ориентаций, правил поведения. Обе функции способны выполняться разными группами или одной и той же.
На количество эталонных союзов, в каких может состоять индивид, влияет его непосредственная деятельность и виды отношений.
Нередко бывает, что вся референтная группа и близко не подозревает, насколько она важная для человека. Он тогда, обычно, строит личные предположения о вероятном мнении участников референтного объединения о своей персоне, формулирует то, каким это суждение могло быть, если бы эталоном выступала какая-то условная группа, например, нереальные персонажи или личности былых времён.
Если случается все-таки, что у субъектов референтного объединения начинаются противоречия в ценностях, возникают внутриличностные и межличностные конфликты, необходимо прибегнуть к тактичной помощи извне.
Что такое референтность
С появлением социального устройства общества, человек, рождаясь, уже принадлежит к различным группированиям. У родившегося младенца уже есть социальные группирования (родительская семья, национальное и духовное окружение), они все делятся по социальному, духовному и финансовому статусу. Дальше, когда человек развивается, количество групповых принадлежностей растет, и появляется осознанность, а не данность вступления в них.
Определение референтности ввел Г.Хайман, и понимал референтность, как вид взаимоотношений, при котором мнение, складывающееся у человека относительно характеристик себя и мира, ценностей и выстраиваемых целей, ощущение и определение жизненных устоев связаны с тем, к какой группе он самопричисляется, с кем себя соотносит. Объектом референтных взаимоотношений могут быть люди или отдельный человек, реально существующий или нет.
Сама референтность имеет возможность к проявлению при взаимодействии субъекта со значимыми объектами в групповой деятельности. Под объектами могут пониматься как участники деятельности, так и их эмоциональные реакции, качества характера, возникающие трудности. Данный вид взаимодействия опосредован, и происходит через обращение личности в ситуации ориентации своих оценок к значимой эталонной группе. По механизму действия отношения референтности делят на неинтернализованные (когда извне диктуется поведение) и интернализованные (обусловленность не внешними воздействиями, а сознательно переработанными факторами, которые уже стали внутренними мотивами человека).
В референтности отображается мера значимости объекта или группирования, и существует эта значимость исключительно в восприятии конкретного субъекта относительно объектов. Принадлежность индивида к определенным группированиям людей изменяет личность, посредством интериоризации нормам, свойственных этим объединениям.
Межгрупповая референтность имеет место, когда личность стремится к достижению, обращается к определенной внешней эталонной группе, которая определяет базовые ценности и общественно значимые нормы, соответствующие ее мировоззрению. Определяется межгрупповая референтность социальными установками группы, ее ценностями, векторами развития.
Референтность имеет широкое влияние на реакции и личность человека, которое исходит из требований социума подчиняться ее нормам, соответствовать поведением присущим стандартам. Более глубокое влияние это ценностно-ориентированное, когда человек вбирает в себя моральные и этические правила данного группирования, это внутренний процесс принятия, который невозможно насадить требованиями извне. И последний пласт влияния это информационный, так как информация, исходящая от положительно воспринимаемой референтной группы не проходит должного уровня критики и считается человеком априори как верная, заслуживающая доверия и реализации.
Понятие референтной группы
Социальный психолог Г. Хаймон в 1942 году ввел термин «референтная группа». Под этим термином он понимал социальное объединение, которое используется индивидом для сравнения оценки личного положения. Психолог соотносил группу, к какой принадлежит субъект, с референтной (эталонной), которая является критерием сравнения. Связь с группами зачастую неустойчива, расплывчата и подвижная. Это значит, что в разные жизненные моменты и события у человека бывают разнообразные эталонные группирования. Так, в выборе жизненного стиля, совершая разные покупки, человеку нужно ориентироваться на суждение референтных представителей.
Референтная группа примеры: если человек спортсмен, то в избрании спортивной одежды он будет руководствоваться выбором близкого эталонного группирования (команды, других спортсменов), но если он не является фанатом, тогда советы спортивных звёзд будут ему не интересны или, выбирая пасту для чистки зубов, человек скорее послушает дантиста, не футболиста или машиниста.
Референтная группа ориентирует поведение субъекта в специфических ситуациях. Здесь примерами являются: политические партии, этнические, расовые организации, религиозные секты, неформальные объединения, друзья.
Понятие «референтная» идет от латин. «referens», что значит «сообщающий», «консультант, докладчик». «Реферат» – изложение сути чего-нибудь. «Референдум» – то, что будет рассказываться, что должно сообщаться. Значит, референтной называется группа, к советам и мнению, которой индивид готов прислушиваться, чьи оценки имеют значительное влияние на его самоощущение. Сюда входят те личности, которым он дал право себя судить и оценивать, от которых готов принимать обратную связь. Нередко случается, что индивид в такие союзы не вступает. Их количественный состав бывает разным, хотя наблюдается тенденция такая – в современном обществе они бывают не особо многочисленными. Они могут ограничиваться только границами семьи или вовсе без её включения: коллектив из коллег, одноклассников, студентов, туристов, сослуживцев или компании старушек. Иногда неверно референтную группу называют «своей компанией».
Теория референтных групп
Понятие «reference group», что значит – референтная, эталонная группа, введено соц. Хайманом, как упоминалось выше, этот термин он использовал в изучении представлений субъекта о своем имущественном статусе в сопоставлении со статусами окружающих. Оценка человеком собственного статуса является результатом его соотнесения с референтной социальной группой.
Теория референтных групп занимается изучением типов, возможных факторов и потенциальных причин их образования. Проблемой в этом является изучение детерминант в выборе индивидами объединений. Эта теория также используется в изучении личности, регуляции её социального поведения, а также при рассмотрении взаимосвязи положения индивида в социальной структуре и её персональным суждением об этом, при изучении причин возникновения конфликтов. Также изучение данной теории имеет значение в оптимизации воспитательной работы, повышении пропагандистских материалов, предупреждении преступности.
Теория референтных групп базируется на идеи социолога Мида о «обобщенном другом», посредством которого реализовывается влияние социума на человека, его мышление, поведение.
Немного позже социолог Т. Ньюк употреблял этот термин при обозначении такого объединения, к которому себя психологически причисляет человек. Нормы, цели, правила, которого он разделяет, и по которым ориентируется в поведении, вырабатывая соответствующие установки. Формирование установок – это функция положительного (отрицательного) отношения к группе (позитивной, негативной).
Так, ученым Р. Мертоном было осуществлено исследование, в каком изучались мобилизованные солдаты. Когда они сравнивали положение своё с положением солдат, которых не мобилизовали, они оценивали его негативно, плохо. Когда же сравнивали с положением солдат на самом фронте, то оценивали его положительно, более благоприятно.
Степень членства определяется важным понятием «границы группы», которым пользовался Мертон. Основными аспектами здесь выступают:
— самоидентификация индивидов, как участников;
— частота взаимодействий индивидов;
— рассмотрение другими субъектами индивидов, как постоянных членов коллектива.
В непосредственном взаимодействии в членской группе определить границы не трудно, потому что участие имеет обычно формальный характер. Например, человек поет в музыкальном ансамбле или нет, руководитель коллектива знает, является человек членом коллектива или нет.
Также социолог говорит о практичной сложности, она содержится в том, что границы групп способны меняться под воздействием определенных событий. Эти события не фиксированы. Так в объединение возвращаются бывшие его участники, вступают новые или выходят нынешние. После таких изменений трудно сказать потом, кто точно сейчас является членом союза, и кто нет. После этого напрашивается такой вывод: критерий о членстве – не членстве недостаточно информативен при учете состава, значит, следует использовать понятие «степень членства», что может меняться в отношении к некоторым индивидам, соответственно к случаю.
В теории о референтных группах Г. Келли определил две функции. Первая – оценочная, которая предоставляет эталон для сравнивания, который помогает оценить человеку себя и оценивать поступки других личностей. Вторая – нормативная, она помогает устанавливать назначенные стандарты для поведения, нормы группы, и принуждает участников следовать им. Данная функция будет осуществляться группой если она сможет вознаградить индивида за его конформность и проучить за неконформность. Эти функции имеют интегрированный характер и могут осуществляться членской группой и внешней, в какую человек желает войти.
Социолог Мертон определил условия, которые способствуют тому, что субъект скорее выберет «внешнюю» своей нормативной референтной группой, а не членскую. Когда участники группы не обеспечены достаточным престижем в коллективе, тогда они начинают выбирать снова-таки внешнюю группу, что может владеть большей престижностью, нежели их собственная. И чем более будет изолирован человек в собственном круге и ниже будет его статус, тем будет больше вероятность, что он пристанет к внешней группе, где обретёт высокий статус.
Если индивид располагает возможностью изменить личный социальный статус, соответственно и принадлежность к конкретной группе, то чем выше социальная мобильность, тем больше вероятности, что он выберет референтной группу, имеющую высокий социальный статус.
Как видно, факторов, которые способны воздействовать на выбор человеком значимого объединения, есть множество. Также выбор человека зависит и от его индивидуальных характеристик.
Референтность группы
Референтная группа служит для человека ориентиром и источником стилей поведения, экстерериоризированных или интереоризированных норм и порядков, которые используются им впоследствии для сравнения непосредственно характеристик себя, происходящих событий, поведения окружающих людей; может быть реальной или условной.
Различают нормативные (когда источник приходит как назидание) и сравнительные (когда источник является эталоном для оценки и сравнения себя и социума) референтные группы; положительные (чьи взгляды, устои и правила являются примером и ориентиром, куда индивид хочет примкнуть) и отрицательные (противоположность ценностей этой группы ценностям индивида, вызывающие неприятие). Выделяют информационные, ценностные, утилитарные и группы самоидентификации.
Информационная – группа, где личность доверяет исходящей информации, особо не подвергая ее критике и проверке параметров надежности и достоверности.
Ценностная – это группа, пропагандирующая ценности и идеи, которых придерживается человек (реальная или мнимая).
Утилитарная – группа, которая способна и имеет необходимые возможности и инструменты для награждения или наказания.
Группа самоидентификации – реальная группа принадлежности, которая вынуждает человека к следованию норм и стилям поведения ею одобряемых.
Референтные группы – эталонные группы, принадлежность к которым рассматривается и внутренне оценивается личностью, как благоприятное развитие событий. Под присутствием в эталонной группе подразумевается не столько фактическое состояние, сколько ощущение психологической близости его идеалов. Количество эталонных группирований у человека не ограничивается одной группой (первичные – семья, друзья, коллеги; вторичные – общественные и религиозные организации), но стремление состоять в них не всегда доступно реализации в силу жизненных обстоятельств, так выделяют реальные и воображаемые эталонные группирования.
Функции эталонных групп в отношении регулирования жизненных проявлений человека следующие: источник информации и опыта, эталон моральных и поведенческих норм, отражение личности и ее проявлений.
Сверхориентация человека на выбранную им группирование может приводить к нарушению психики и истощению физических сил организма. Происходит это, когда для исполнения действий и ролей принятой в этой группе у человека недостаточно способностей, образования, ресурса и пр.
При выборе человеком эталонных группирований могут возникать конфликты, которые обусловлены наличием противоречий. Возникновение таких конфликтов обусловлено ситуациями, при которых нормы реальной группы, где состоит человек и идеальной референтной группы не совпадают, или же при выборе человеком двух референтных группирований с противоположными идеями.
Основные термины и интересные факты
Говоря о том, что означает понятие «референтная группа», следует привести все существующие определения этого термина. Например, в изучающей становление и развитие общества социологии под данным словосочетанием понимают объединение людей, которое индивид воспринимает как «точку отсчета» для принятия решений и оценки окружающей обстановки. Также это может быть группа обычных людей, воспринимаемых человеком или группой лиц как образец для подражания.
В маркетинге под тем же термином скрывается обозначение определенного социального круга, который может влиять (непосредственно или косвенно) на личность таким образом, что она будет менять свою модель поведения или отношения к чему-либо. Детально изучаемое в социологии понятие референтных групп медленно, но уверенно перешло в маркетинг и другие сферы деятельности современного человека.
Интересно узнать, что в психологии имеется схожее определение для таких формирований. Если верить этому научному направлению, референтной считают группу, к которой хотел бы принадлежать человек, так как он одобряет те ценности и ориентиры, которым следует указанное сообщество.
Если опустить научную терминологию и говорить простым языком, то референтная группа – это группа людей, от мнения которых зависит самооценка человека, его поведение, форма мышления и убеждения. Так, примерами подобных социальных кругов могут быть объединения богатых людей для бедняков, умных – для менее осведомленных и образованных и т.д.
Рекомендуем: Что такое авторитет?
Каждому человеку свойственно проводить самооценку, сравнивая себя с группой лиц, являющейся для него «эталонным стандартом». Оценивая такое соотношение, он будет выбирать модель поведения, характерную для данной социальной группы.
Однако если учесть тот факт, что один человек может состоять сразу в нескольких уникальных сообществах, ориентиры для дальнейшей его деятельности и отношения к окружающим могут существенно отличаться. Индивид может быть участником референтной группы либо не иметь к ней никакого отношения. При этом связь референта с ней нельзя назвать устойчивой, даже если речь идет о членской группе, группе взаимодействия, к которой лицо имеет непосредственное отношение (это семья и ближайшее окружение).
Как ранее уже оговаривалось, референтная группа вполне может быть реальной. К подобным объединениям можно отнести семейный круг, спортивную команду, а также социальные сообщества, которым сам человек позволил оценивать себя. К воображаемым сообществам может относиться богема, элита общества. В настоящий момент влияние воображаемой референтной группы на поведение, отношение и самооценку индивида значительно превышает значимость реально существующей.
Рекомендуем: Самоопределение — это
Человек на протяжении своей жизни, в зависимости от сложившейся ситуации, может выбирать каждый раз разный референтный образец для принятия решения и формирования жизненного ориентира.
Психологическая энциклопедия
Референтность
Референтность- отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. В психологии социальной было установлено, что человек в своей деятельности и поведении ориентируется не только на симпатии и антипатии к отдельным людям, но и на коллективные цели, мнения и ценности; соотносит свои цели, мнения и оценки с групповыми. Это явление и названо референтностью. Это понятие впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с какой группой они себя соотносят. Оно широкое распространено, однако трактуется по разному. В отечественной психологии в основу трактовки положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентации — мнений, позиций, оценок. Отсюда референтность понимается как особое качество личности субъекта, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей, выступающее также фактором персонализации. В зависимости от ситуации референтность проявляется по-разному. Так, объектом референтных отношений для субъекта может выступать группа, членом коей он является, либо группа, с коей он себя соотносит, не будучи ее реальным участником. Функцию объекта референтного может выполнять и отдельный человек, даже не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания, идеальное представление субъекта о себе самом и пр.). Следует различать: 1) неинтернализованные отношения референтности, когда объект референтный существует реально как внешний объект, определяющий, «диктующий» индивиду нормы его поведения; 2) отношения интернализованные, когда поведение индивида внешне не обусловливается никакими объектами, а все отношения референтные сняты и переработаны его сознанием и выступают уже как его собственные субъективные факторы; однако и в такой ситуации отношения референтные наличествуют, хотя по форме сложнее. Референтность как качество субъекта или группы всегда существует лишь в чьем-то восприятии и отражает связи и отношения субъектов; в ней зафиксирована мера значимости данного субъекта или группы в глазах некоего лица. Специфика референтности в том, что направленность субъекта на некий значимый для него объект реализуется посредством обращения — реального или воображаемого — другому значимому лицу. Итак, референтность имеет форму субъект-субъект-объектных отношений — таких, при коих отношение субъекта к значимому для него объекту опосредуется связью с другим субъектом. Факт референтности индивида для других членов группы устанавливается с помощью специальной экспериментальной процедуры — референтометрии (-> метод референтометрический).
См. также `Референтность` в других словарях
РЕФЕРЕНТНОСТЬ`Энциклопедия социологии`
Энциклопедия социологии, 2009
Референтность`Словарь социолингвистических терминов`
Референтность Оценка субъектом поведенческих норм другой личности или социальной группы, основанная на собственном восприятии и понимании этих норм данным индивидом. Положительная или отрицательная Р. поведения индивида, в том числе и речевого поведения, со стороны членов различных социальных групп обусловлена различием ценностных установок последних. Напр., оценка такой области речевого поведения москвичей, как орфоэпия: московское произношение оценивается одними высоко, другими, напр., сибиряками, — негативно.
См. также: Референтная группа, Референтная личность
Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия …
Референтность`Социологический словарь`
— англ. reference; нем. Referentialitat. Форма особых межличностных отношений, опосредствованных содержанием групповой деятельности и выражающих основанную на потребности в соц. ориентации зависимость субъекта от др. индивидов.
Референтность`Менеджмент, маркетинг, торговля`
Референтность
англ.Reference — форма особых межличностных отношений: — опосредованных содержанием групповой деятельности; и — выражающих основанную на потребности в социальной ориентации зависимость субъекта от других индивидов.