Что значит референтная группа
Референтная группа: понятие, примеры, виды, значение
Что такое референтная группа?
Референтная группа — это социальная группа, которая служит для личности своеобразным эталоном, а также источником формирования мировоззрения и ценностных ориентаций. Возможны так же ситуации, когда человек действует от противного, то есть имеется негативная референтная группа, которая вызывает у личности отторжение. Поведение человека в различные периоды его жизни во многом определяется референтными группами, которые его окружают. Чуть ниже мы рассмотрим примеры референтных групп.
Взаимоотношения между человеком и референтной группой также являются уникальными и определяются конкретным случаем. Это объясняется тем, что каждый самостоятельно формирует собственное отношение к эталону, а также формат взаимодействия с ним.
Здесь стоит учитывать, что взаимодействие между человеком и эталонной группой носит крайне нестабильный характер, что объясняется тем, что каждая персона может ориентироваться на различные сообщества в разные моменты собственной жизни и в разных социальных обстоятельствах. Каждый человек ориентируется на несколько эталонов, например, при покупке одежды и при выборе модели автомобиля эталоны будут различны.
Термин «референтная группа» утвердился в социологии благодаря известному американскому социологу 20-го века — Мертону Роберту Кингу. В отечественной социальной психологии особое внимание вопросам изучения референтных групп уделял советский и российский психолог А.В. Петровский. По его мнению референтная группа является значимым кругом общения, то есть категорией людей, чьем мнение носит для конкретного индивидуума повышенную значимость. В некоторых ситуациях определенные нормы становятся приемлемыми для индивидуума только после того, как эти же самые нормы станут приемлемыми для его референтной группы. Это объясняется появлением некоторого промежуточного ориентира, который помогает человеку достигать новых целей.
Примеры референтных групп
Рассмотрим некоторые примеры референтных групп, а также их влияние на становление человека по мере его взросления.
Первой референтной группой для каждого человека является его семья, где появляется возможность ориентироваться на определенные нормы и правила, которые в ней имеются. Так человек получает базовые представления о нормах морали и нравственности.
По мере взросления человек вынужден сталкиваться с различными эталонными группами, которые оказывают воздействие на его взросление и становление. Следующей значимой референтной группой становится школа и в этот момент крайне важно контролировать круг общения ребенка, чтобы не допустить его попадание в неблагоприятные группы.
Серьезной проблемой является тот факт, что в подростковом возрасте ребенок может оказаться под влиянием антисоциальных личностей и группировок, желая оказаться во влиятельной, пусть даже плохой компании.
Следующей референтной группой является студенчество, когда оказывается серьезное влияние на личность человека. Для мужчин дополнительной референтной группой становится армия.
Взрослые люди в большинстве случаев обладают более самостоятельной позицией, которая позволяет им несколько абстрагироваться от воздействия эталонов. Впрочем, наиболее распространенной референтной группой для взрослых является работа, а также коллеги, которые во многом и определяют поведение конкретного человека. Однако главной особенностью взрослого является умение совмещать интересы общего и собственные идеи и мысли.
Классификации референтных групп
Социологи выделяют различные способы классификации референтных групп в зависимости от степени их воздействия и важности для каждого человека, уровню формальности имеющихся в них отношений, а также в зависимости от силы желания человека отождествлять себя с конкретной группой.
Если рассматривать классификацию с точки зрения степени важности, то можно выделить два вида референтных групп:
Если рассматривать классификацию с точки зрения формата отношений, то здесь можно выделить следующие группы:
Стоит отметить, что классификация может быть создана в зависимости от уровня желания человека отождествлять себя с ними:
Значение референтной группы
Референтные группы могут оказывать серьезное влияние на человека, которое тоже можно условно разделить на три группы:
Нормативное влияние определяется в качестве подчинения определенным нормам, что требует абсолютного согласия с ними. Необходимость подчинения существенно увеличивается при возникновении обстоятельств с формирующимися сильными факторами давления из-за норм. Результатом подобного поведения является непосредственное восприятие человеком результатов данной деятельности.
Последние исследование показывают, что одной мотивации недостаточно для стимуляции поведения. Следовательно, нормативное влияние будет важным только в том случае, когда оно также распространяется на близких людей индивида.
Одним из факторов, который способствует уменьшению нормативного влияния является урбанизация, которая приводит к становлению и развитию индивидуализма и социальной изолированности.
Ценностно-ориентированное влияние формируется в момент, когда референтные группы выступают в качестве носителей определенных ценностей. Основным признаком идентификации индивида с группой является принятие ее норм, правил и ценностей.
Информационное влияние референтной группы в большинстве случаев проявляется только в рекламном маркетинге. Потребители часто воспринимают мнение других, авторитетных для них лиц, поскольку испытывают к ним доверие и уважение. В большинстве случаев подобное поведение проявляется, когда человек не имеет возможности самостоятельно подробно ознакомиться с продукцией.
Референтные группы оказывают серьезное воздействие на людей всех возрастов, в основном подростков. Данный фактор является крайне важным в вопросах управления социализацией подростков.
Заключение
Каждый человек самостоятельно определяет для себя необходимость становиться частью референтной группы или обычным наблюдателем, опирающимся на ее нормы и ценности. В большинстве случаев для того чтобы стать участником, требуется научиться самостоятельно вырабатывать видение окружающего мира. В некоторых случаях без постоянного развития референтная группа может терять актуальность, а ее ценности перестают представлять какой-либо интерес для общества. В связи с этим мы наблюдаем постоянное изменение господствующих референтных групп, что проявляется в веяниях моды и других тенденциях.
Референтная группа
Референтная группа – это социальное реальное или воображаемое объединение, являющееся эталонным стандартом в сознании человека, источником вырабатывания ценностных ориентаций, социальных норм. Референтной называется группа, которую личность признает, как средство отсчета оценки себя самого и окружающих. Референтные группирования выполняют разнообразные функции. Соответственно выделяют сравнительные, нормативные, также идеальные, группы присутствия, вымышленные и реальные, положительные, отрицательные. Одним человеком одна группа может восприниматься в нескольких видах, например, одновременно быть нормативной и реальной.
Референтная группа вовсе может не совпадать с коллективом, в каком присутствует индивид. Но, обычно у человека имеется несколько социальных объединений и количество их только возрастает, будучи в зависимости от содержания проблемы, индивид обращается ко всем группам, нормы которых будут взаимно подкрепляться, или пересекаться, или вообще противоречить (что ведёт к образованию внутриличностных конфликтов, иногда к развитию психических заболеваний). Даже, если у индивида возникают новые референтные группы, старые все равно сохраняют влияние.
Понятие референтной группы
Социальный психолог Г. Хаймон в 1942 году ввел термин «референтная группа». Под этим термином он понимал социальное объединение, которое используется индивидом для сравнения оценки личного положения. Психолог соотносил группу, к какой принадлежит субъект, с референтной (эталонной), которая является критерием сравнения. Связь с группами зачастую неустойчива, расплывчата и подвижная. Это значит, что в разные жизненные моменты и события у человека бывают разнообразные эталонные группирования. Так, в выборе жизненного стиля, совершая разные покупки, человеку нужно ориентироваться на суждение референтных представителей.
Референтная группа примеры: если человек спортсмен, то в избрании спортивной одежды он будет руководствоваться выбором близкого эталонного группирования (команды, других спортсменов), но если он не является фанатом, тогда советы спортивных звёзд будут ему не интересны или, выбирая пасту для чистки зубов, человек скорее послушает дантиста, не футболиста или машиниста.
Референтная группа ориентирует поведение субъекта в специфических ситуациях. Здесь примерами являются: политические партии, этнические, расовые организации, религиозные секты, неформальные объединения, друзья.
Понятие «референтная» идет от латин. «referens», что значит «сообщающий», «консультант, докладчик». «Реферат» – изложение сути чего-нибудь. «Референдум» – то, что будет рассказываться, что должно сообщаться. Значит, референтной называется группа, к советам и мнению, которой индивид готов прислушиваться, чьи оценки имеют значительное влияние на его самоощущение. Сюда входят те личности, которым он дал право себя судить и оценивать, от которых готов принимать обратную связь. Нередко случается, что индивид в такие союзы не вступает. Их количественный состав бывает разным, хотя наблюдается тенденция такая – в современном обществе они бывают не особо многочисленными. Они могут ограничиваться только границами семьи или вовсе без её включения: коллектив из коллег, одноклассников, студентов, туристов, сослуживцев или компании старушек. Иногда неверно референтную группу называют «своей компанией».
Классификация референтных групп
Существует классификация референтных групп, что даёт только лишь приближенное понятие об их видах. По степени личного воздействия выделяют первичные референтные группы и вторичные. Первичная – та, влияние которой наиболее заметно, в ней отражается наибольшая сплоченность индивидов (семья).
Вторичная оказывает меньшее влияние, а взаимоотношения участников имеют ситуационный характер (общественные организации, союзы).
По особенностям внутригрупповых отношений: неформальные (организованы на дружеских отношениях); формальные (официальные).
По факту принятия/отрицания норм: положительная; отрицательная. С положительными – личность идентифицирует себя.
Отрицательные – вызывающие неприятие, отторжение или неуважение.
Информационные – создаются из экспертов, что доносят людям информацию, которой те доверяют.
Ценностные – их составляют носители эталонов социально-нормативной системы, которым слепо следуют другие.
Самоидентификации – группирование, к которому себя причисляет индивид, правилам которого он следует.
Утилитарные – располагающие санкциями, материальными, духовными благами, значащими для индивида.
По членству разделяются на: референтную членства; не членскую (идеальную), которая делится на реальную и воображаемую; референтную принадлежности; виртуальную (образовывается не на географической общности, а выдуманной).
Референтная группа это в психологии явление, которое активно изучается социологами. Посредством социальной деятельности, обуславливается принадлежность личности к разным социальным объединениям. Основной психологической предпосылкой для организации социальных объединений является потребность в неформальном общении, потребность активного взаимодействия.
На силу воздействия влияют многие различные факторы, но больше всего эффект наблюдается, когда группирование становится значимым для человека, поскольку тогда человек может отождествляться с ним. В такие союзы могут входить люди различных возрастов, категорий, сфер деятельности. Такие объединения бывают очень большими, охватывая нацию и индивидов, исповедующих религию. Бывают они и малыми, например, компания или семья.
Функции референтной группы
Нормы и ориентации социальных объединений выступают для человека эталоном деятельности, даже когда тот не входит в её непосредственный состав. Так, подросток, желающий внедриться в компанию старшего брата, имитирует его поведение, одежду, привычки, манеру говорить. Социальная психология называет это явление «предвосхищающая» социализация, что значит – определенные усилия личности, которые он направляет на формирование поведения, в ожидании доступа к группе со статусом, больше, чем сейчас у него.
Референтная группа владеет двумя основными функциями: сравнительной и нормативной.
Сравнительная функция выражается в процессах восприятия, где референтная группа предстает эталоном, пользуясь которым человек может и оценить себя, и давать оценку другим.
Нормативная функция выражается в различных мотивационных процессах, и референтная группа предстает источником вырабатывания социальных установок, ориентаций, правил поведения. Обе функции способны выполняться разными группами или одной и той же.
На количество эталонных союзов, в каких может состоять индивид, влияет его непосредственная деятельность и виды отношений.
Нередко бывает, что вся референтная группа и близко не подозревает, насколько она важная для человека. Он тогда, обычно, строит личные предположения о вероятном мнении участников референтного объединения о своей персоне, формулирует то, каким это суждение могло быть, если бы эталоном выступала какая-то условная группа, например, нереальные персонажи или личности былых времён.
Если случается все-таки, что у субъектов референтного объединения начинаются противоречия в ценностях, возникают внутриличностные и межличностные конфликты, необходимо прибегнуть к тактичной помощи извне.
Теория референтных групп
Понятие «reference group», что значит – референтная, эталонная группа, введено соц. Хайманом, как упоминалось выше, этот термин он использовал в изучении представлений субъекта о своем имущественном статусе в сопоставлении со статусами окружающих. Оценка человеком собственного статуса является результатом его соотнесения с референтной социальной группой.
Теория референтных групп занимается изучением типов, возможных факторов и потенциальных причин их образования. Проблемой в этом является изучение детерминант в выборе индивидами объединений. Эта теория также используется в изучении личности, регуляции её социального поведения, а также при рассмотрении взаимосвязи положения индивида в социальной структуре и её персональным суждением об этом, при изучении причин возникновения конфликтов. Также изучение данной теории имеет значение в оптимизации воспитательной работы, повышении пропагандистских материалов, предупреждении преступности.
Теория референтных групп базируется на идеи социолога Мида о «обобщенном другом», посредством которого реализовывается влияние социума на человека, его мышление, поведение.
Немного позже социолог Т. Ньюк употреблял этот термин при обозначении такого объединения, к которому себя психологически причисляет человек. Нормы, цели, правила, которого он разделяет, и по которым ориентируется в поведении, вырабатывая соответствующие установки. Формирование установок – это функция положительного (отрицательного) отношения к группе (позитивной, негативной).
Так, ученым Р. Мертоном было осуществлено исследование, в каком изучались мобилизованные солдаты. Когда они сравнивали положение своё с положением солдат, которых не мобилизовали, они оценивали его негативно, плохо. Когда же сравнивали с положением солдат на самом фронте, то оценивали его положительно, более благоприятно.
Степень членства определяется важным понятием «границы группы», которым пользовался Мертон. Основными аспектами здесь выступают:
— самоидентификация индивидов, как участников;
— частота взаимодействий индивидов;
— рассмотрение другими субъектами индивидов, как постоянных членов коллектива.
В непосредственном взаимодействии в членской группе определить границы не трудно, потому что участие имеет обычно формальный характер. Например, человек поет в музыкальном ансамбле или нет, руководитель коллектива знает, является человек членом коллектива или нет.
Также социолог говорит о практичной сложности, она содержится в том, что границы групп способны меняться под воздействием определенных событий. Эти события не фиксированы. Так в объединение возвращаются бывшие его участники, вступают новые или выходят нынешние. После таких изменений трудно сказать потом, кто точно сейчас является членом союза, и кто нет. После этого напрашивается такой вывод: критерий о членстве – не членстве недостаточно информативен при учете состава, значит, следует использовать понятие «степень членства», что может меняться в отношении к некоторым индивидам, соответственно к случаю.
В теории о референтных группах Г. Келли определил две функции. Первая – оценочная, которая предоставляет эталон для сравнивания, который помогает оценить человеку себя и оценивать поступки других личностей. Вторая – нормативная, она помогает устанавливать назначенные стандарты для поведения, нормы группы, и принуждает участников следовать им. Данная функция будет осуществляться группой если она сможет вознаградить индивида за его конформность и проучить за неконформность. Эти функции имеют интегрированный характер и могут осуществляться членской группой и внешней, в какую человек желает войти.
Социолог Мертон определил условия, которые способствуют тому, что субъект скорее выберет «внешнюю» своей нормативной референтной группой, а не членскую. Когда участники группы не обеспечены достаточным престижем в коллективе, тогда они начинают выбирать снова-таки внешнюю группу, что может владеть большей престижностью, нежели их собственная. И чем более будет изолирован человек в собственном круге и ниже будет его статус, тем будет больше вероятность, что он пристанет к внешней группе, где обретёт высокий статус.
Если индивид располагает возможностью изменить личный социальный статус, соответственно и принадлежность к конкретной группе, то чем выше социальная мобильность, тем больше вероятности, что он выберет референтной группу, имеющую высокий социальный статус.
Как видно, факторов, которые способны воздействовать на выбор человеком значимого объединения, есть множество. Также выбор человека зависит и от его индивидуальных характеристик.
Влияние референтной группы
Влияние, которое могут оказывать референтные группы достаточно большое, оно может проявляться в трех формах: нормативное, ценностно-ориентированное, информационное.
Нормативное влияние определяется, как влияние в виде приказаний подчиняться нормам и абсолютно соглашаться со всеми ними. Требования к подчинению особенно увеличиваются при обстоятельствах, когда существует сильное давление нормами, когда ситуация осуществляется перед глазами других. Результатами поведения является то, как человек сам воспринимает и оценивает полученную прибыль (пользу) от взаимодействия.
Исследования обнаружили, что самой мотивации недостаточно, чтобы стимулировать поведение. Так, определенная услуга должна приобретаться, потребляться открыто. Так, нормативное влияние оказывается важным, когда оно распространяется на близких людей индивида, а не используется им в одиночку.
Уменьшению нормативного влияния часто содействует всемирная урбанизация, что ведёт к развитию индивидуализма и социальной изолированности. Причиной в уменьшении нормативного подчинения может быть ослабевшее чувство почтения к социальным нормам. Люди с неохотой выполняют социальные требования и соблюдают нормы, что сказывается на отношениях.
Влияние ценностно-ориентированное отмечается, где референтные группирования выступают, как носители ценностей. Так признаком идентификации индивида с группой есть принятие норм, её правил и ценностей, вследствие чего возникает подчинение тогда, как стимулов становится участником группы, нет. Результатами являются: усиление своего имиджа в глазах людей, отождествление личности с персонами, которых уважает общество, которыми также все восторгаются.
Информационное влияние референтной группы зачастую реализуется в рекламном маркетинге. Потребители зачастую воспринимают мнение других, особенно авторитетных лиц, как заслуживающее их полного доверия и уважения. Часто это проявляется, когда нет возможности приобрести достаточно информации о представленном продукте, услуге посредством наблюдения. Здесь есть большая вероятность, что мнения и рекомендация других будут приниматься, как надежные и умные.
Референтные группы воздействуют на людей всех возрастов, в частности, подростков. Вопрос о значимости таких союзов имеет немалое значение в организации коллективов подростков, в управлении социализацией подростков.
Поскольку главным содержанием в социализации есть формирование самосознания, в качестве важного фактора духовного и профессионального самоопределения подростков, то вопрос о предпочтении референтного союза следует начать из анализа условий, которые важны для формирования самосознания, адекватной самооценки, представлений об окружающих и себе, своих силах, способностях, что важно для самоутверждения ребенка.
Неугомонное стремление к личному самоутверждению, переживание потребности в статусе, престижности, авторитете среди сверстников – присущи подросткам. Чувствительность подростков ко взглядам окружающих, сильная восприимчивость и уязвимость – это те характерные особенности данного возраста, которые обусловлены процессами образования и развития самосознания.
Роль референтной группы в подростковом возрасте немалая, поскольку у ребят в данном возрасте этот вопрос обстоит совсем иначе, нежели у взрослых. У них ведь вовсе нет опыта, нет времени, аналитические способности не настолько развиты, как у взрослых, чтобы делать тщательный и взвешенный выбор. Хотя потребность имеется больше выраженная, по сравнению с взрослыми людьми. Рефлексия для многих подростков выступает чем-то недоступным, поэтому чтобы узнать о себе что-нибудь, необходимо воспользоваться какими-то другими способами.
Именно здесь и выражается роль референтной группы в подростковом возрасте. Она формируется по внешним признакам. Её легко можно отличить от объединений взрослых, иногда это называют «реакцией группирования».
Внешний признак – это главный атрибут объединения, его идеология создается позже. Таким атрибутом может быть: одежда, причёска, стиль, аксессуары. Подростковые объединения создаются в основном по интересам: слушатели одной музыки, фанаты, танцоры, певцы, приверженцы различных теорий, любители покушать или выпить и другие. Выходит, что присоединяясь к определенному коллективу или испытывая желание в него попасть, подросток понимает, что ему нравится, соответственно, осознаёт кто он.
Те, кому не повезло состоять в таких объединениях, во взрослом возрасте становятся недоверчивыми, наивными, закрытыми, плохо адаптируемыми, не коммуникабельными и менее смелыми. Поэтому влияние референтной группы в подростковом возрасте очень большое, ведь она способствует воспитанию социальной личности.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Что такое референтная группа: объясняем
Узнайте, как референтные группы влияют на выбор покупателя и научитесь использовать это для своего бизнеса
Референтная группа — это группа людей с похожим социальным статусом, уровнем достатка, стилем и другими особенностями, с которой человек сопоставляет себя. Маркетинг позаимствовал этот термин из социальной психологии, чтобы обозначить группы, которые способны формировать желания и принятие решений со стороны покупателя.
Содержание
Когда человек совершает покупку, он находится под давлением различных референтных групп, хотя он этого и не осознает. Например, покупая перекус или домашнюю пижаму, покупатель не очень считается со своей референтной группой, потому что, грубо говоря, пижама не предназначена для посторонних глаз. Однако, как только в дело вступают социальные факторы, например, когда продукты покупаются к званому ужину, а пижама — для пижамной вечеринки, давление референтных групп увеличивается и во многом формирует выбор товаров.
Если на званый ужин придут состоятельные гости с высоким социальным статусом, то вареная картошка и дешевый алкоголь могут быть странно восприняты гостями, что повлияет на отношение к хозяину стола, поэтому выбор будет в сторону дорогого алкоголя и более изысканных блюд. Если на костюмированной вечеринке, куда пригласили вашу четырнадцатилетнюю дочь, все будут любителями аниме Naruto, а ваша дочь придет в костюме Гарри Поттера, это могут не оценить.
Давайте рассмотрим, какие существуют виды референтных групп.
Виды референтных групп
Социологи различают референтные группы в зависимости от степени их важности для человека, уровню формальности отношений и по желанию человека отождествлять себя с определенными группами.
По степени важности выделяют два вида референтных групп.
По формату отношений выделяют следующие группы.
Референтные группы также различают по желанию человека отождествлять себя с ними.
Давайте рассмотрим, как референтные группы могут формировать поведение покупателей.
Влияние референтных групп на потребителя
Существуют следующие виды влияния референтных групп на выбор товара.
Поздравляем, вы узнали, что такое референтные группы, ознакомились с их типами и с тем, как они влияют на выбор товаров.