Культовый аниме-сериал Neon Genesis Evangelion в своё время завершился безумной, сюрреалистической концовкой. Её обсуждают уже третье десятилетие, находя всё новые трактовки и смыслы. Правда, родилась она при весьма прозаичных обстоятельствах. У студии Gainax закончился бюджет, и режиссёру Хидэаки Анно с командой пришлось в экстренном порядке собирать последние две серии буквально из всего, что было под рукой. В итоге получился полноценный сеанс психоанализа в анимационной форме, связанный, впрочем, с основным сюжетом весьма условно.
Ситуацию исправила вышедшая через год полнометражка «Конец Евангелиона», для которой уже нашли приличный бюджет. И вот в ней Gainax развернулась на полную. Многие сцены аниме до сих шокируют, а сюжет пускай и приобрёл относительно привычную форму изложения, но менее запутанным не стал. Музыкальная тема Komm, süsser Tod и связанные с ней события из «Конца Евангелиона» до сих пор ярко сияют в памяти фанатов.
«Конец Евангелиона», следуя своему названию, подвёл безапелляционный итог всему сюжету серии… Вернее, так казалось несколько лет. Пока однажды Анно не объявил, что собирается обновить «Евангелион» в тетралогии полнометражных аниме Rebuild of Evangelion. Сначала их продвигали просто как ремейки оригинальной истории с улучшенной графикой, но с первым же фильмом всё оказалось несколько сложнее, и чем дальше, тем больше всё усложнялось. И раз 2021-й стал годом конца «Евангелиона» (теперь уж наверняка), самое время разобраться, что же представляет собой серия Rebuild of Evangelion.
Подробнее об оригинальном «Евангелионе» и его многочисленных смыслах можно почитать в отдельной статье:
«Евангелион», который будет всегда. В чём смысл великого аниме
Изучаем сериал и «ребилды», их многочисленные символы, аллюзии, отсылки к разным религиям и произведениям.
Перестройка начинается (не) сейчас
Если вы вдруг совсем ничего не знаете о «Евангелионе», вот вам его краткая суть. Оригинальное аниме притворяется классической историей о гигантских боевых роботах, пилотируемых подростками. Роботов тут называют Евангелионами, а сражаются они с монстрами Ангелами, которые почему-то хотят уничтожить Землю. Но быстро выясняется, что сражения мехов и монстров в «Евангелионе» — дело второе, а основное внимание уделяется всевозможным психологическим проблемам и своеобразным метафорам, отсылающим к христианству и каббале. Сюжет с каждой серией все больше закручивался, а никаких объяснений авторы не давали, так что понять происходящее при первом просмотре было достаточно сложно.
Это самое «сложно» и стало одной из причин создания Rebuild of Evangelion. Анно регулярно получал письма от фанатов с жалобами на излишнюю запутанность сюжета. Ремейк решили сделать более доступным для восприятия, чтобы к «Евангелиону» смогли приобщиться новые люди, а некоторые давние фанаты окончательно прояснили для себя отдельные моменты истории.
Впрочем, это лишь часть мотивов режиссёра. На создание ремейков Анно подтолкнуло и развитие технологий анимации. В 1990-х его во многом сдерживали технические ограничения, а новые полнометражки помогли бы раскрыть мир «Евангелиона» во всей красе. Для Анно ремейки стали шансом показать серию именно в таком виде, в каком она задумывалась изначально.
К тому же режиссёр стремился к независимости, чтобы никакие продюсеры и прочие большие боссы не вмешивались в его работу. А саму франшизу «Евангелион» он хотел переструктурировать так, чтобы в будущем над ней могли трудиться и другие люди. О новом фильме в серии Анно задумался ещё в 2000 году, а осенью 2002-го начал полноценную работу над ремейками — правда, в одиночку, чтобы сперва тщательно обдумать концепцию. Он посмотрел залпом весь оригинальный «Евангелион», чтобы подметить все особенности его структуры. К тому же Анно нужно было закончить работу над прочими проектами, включая Re: Cutie Honey.
В 2006-м режиссёр основал собственную студию Khara (что с греческого переводится как «удовольствие»). В том же году в журнале Newtype Анно объявил о планах: «Евангелион» возвращается в формате полнометражек, над ним работают многие люди из старой команды (включая режиссёров Кадзую Цурумаки и Масаюки, дизайнеров Ёсиюки Садамото и Икуто Ямаситу, а также композитора Сиро Сагису), аниме станет красивее и доступнее, а всего запланировано четыре фильма. Первые три просто перескажут сюжет сериала с новыми сценами и улучшенной графикой, а вот четвёртый подарит ему совершенно новую концовку. Все фильмы хотели выпустить в период с 2007 по 2008 год, а у третьего и четвёртого была бы общая премьера.
Но с планом выпуска у Khara всё пошло не так. Первый фильм и правда вышел в 2007 году, но второй съехал на 2009-й. Третий выпустили только в 2012 году, причём его трейлер, показанный в финале второй полнометражки, не совпал по сюжету с итоговым фильмом, будто историю в какой-то момент кардинально переделали. Последнюю часть пришлось ждать почти семь лет — вышла она только в марте 2021-го.
Причины задержки менялись от года к году. Тут сыграла роль и вовлечённость Анно в другие проекты (яркий пример — Shin Godzilla), и новый виток его депрессии, связанный с тем, что он разочаровался в индустрии аниме, и финансовые проблемы студии Khara, которая предоставила Gainax заём в размере 100 миллионов йен и несколько лет не могла получить их обратно, и эпидемия коронавируса. В итоге режиссёр, кажется, совсем выгорел. В одном интервью уже после премьеры финального фильма он признался, что к «Евангелиону» у него не осталось никакой эмоциональной привязанности.
Серия фильмов получилась такой:
Первые три полнометражки получили расширенные версии, в которых улучшили графику и немного переделали отдельные моменты. Новые версии обозначили как 1.11, 2.22 и 3.33. А названия на японском дополнили иероглифами, чтобы стилизовать фильмы под концепцию гагаку — классического жанра японской музыки (или же дзё-ха-кю — принципа развития японских художественных произведений в целом). С такой точки зрения, первый фильм — начало, второй — неожиданное переломное событие, а третий — резкое завершение. Четвёртый фильм сопроводили символом репризы, который в музыке означает повторение фрагмента (и намекает на суть сюжета).
Игры с названиями тут не для красоты, они и правда ёмко характеризуют суть фильмов. И все они получились настолько разными, что каждый нужно рассматривать отдельно, чтобы составить общую картину качества Rebuild of Evangelion.
Осторожно, спойлеры!
«Ты (не) один» — ремейк с подвохом
Первый фильм «Евангелион 1.0: Ты (не) один» лучше всего вписывается в классические представления о ремейках. Он чётко идёт по сюжету первых шести эпизодов аниме-первоисточника, не опуская никаких основных элементов. Именно поэтому полнометражка запомнилась многим просто как красивое введение в мир «Евангелиона».
Притом с первых же секунд зрителям дают понять, что что-то тут не так. Вокруг Токио-3 — огромное количество руин. Океан стал кроваво-красным и напоминает LCL-гель из оригинала. А на земле виднеется силуэт Серийного Евангелиона. Всё указывает, что события «Конца Евангелиона» уже случились на момент начала полнометражки, но все будто забыли о них.
То есть Анно с командой начал очередные сюжетные интриги с первых же секунд нового фильма. Самое интересное, что дальше всё идёт по знакомому пути. Синдзи Икари вызывает его отец Гэндо с намерением заставить мальчика пилотировать Еву. Тот сначала отказывается, но, видя тяжёлые раны девушки Рэй Аянами, которая пойдёт пилотировать вместо Синдзи в случае его отказа, всё-таки соглашается вступить в бой с Ангелом. Так начинается его работа в учреждении NERV, якобы желающем спасти человечество.
Первая полнометражка запоминается в основном благодаря графике, которая делает сильные моменты оригинала ещё лучше. Работа с цветом и мелкими деталями в фильме на высоте, из-за чего знакомые сцены начинают играть новыми красками. А уж в финальной битве значения пафоса вообще зашкаливают, и она буквально сверкает спецэффектами. Смотреть сплошное удовольствие.
Если рассматривать «Евангелион 1.0: Ты (не) один» в отрыве первоисточника, то история тут концентрируется на знакомстве и взаимоотношениях Синдзи и Рэй. Большая часть аниме даже выполнена в холодных тонах, соответствующих характеру девушки. То есть команда Khara, выкинув и сократив второстепенные сюжетные линии, сконцентрировалась на сложном пути к пониманию друг друга двух интересных героев. Это пошло на пользу структуре аниме, которая стала цельнее, насыщеннее и доступнее.
Первая полнометражка в целом справляется с задачей стать привлекательнее для зрителей. Одна местная графика уже выглядит весомым поводом посмотреть аниме и для фанатов, и для новичков. Последние к тому же получат напряжённые битвы, интересных персонажей и необычную вселенную, которая всё ещё выделяется на фоне других меха-аниме, причём в неё наконец-то можно начать вникать без лишней головной боли.
На последних минутах фильма появляется Каору Нагиса. Напоминаем, в оригинальном аниме-сериале его ввели в сюжет лишь под конец. При этом фразы Каору недвусмысленно намекают, что с Синдзи он уже знаком, а все события «Евангелиона» и «Конца Евангелиона» уже произошли — причём не раз. Так что настоящая концовка «Евангелиона 1.0: Ты (не) один» — вовсе не победа над опасным Ангелом, которой удалось достичь благодаря слаженной работе Синдзи и Рэй. Она заключается в интересном откровении, что Rebuild of Evangelion — никакие не ремейки. Что это — продолжение, альтернативная история или нечто гораздо более сложное — что именно, ещё предстояло выяснить.
«Ты (не) пройдёшь» — сход с пути
Если первая полнометражка в большей степени посвящена Рэй, то вторая уделяет основное внимание другому пилоту-девушке — Аске Лэнгли Сикинами. В оригинальном аниме её, кстати, зовут Аска Лэнгли Сорью. Эта перемена особо с сюжетом не связана: Хидэаки Анно просто отметил, что актриса озвучки героини вышла замуж и сменила фамилию. Но главное, фильм «Евангелион 2.0: Ты (не) пройдёшь» уже не притворяется ремейком и уводит сюжет в новом направлении.
Даже начинается он с введения в историю совершенно новой героини — Мари Илластриэс Макинами. Она тоже может пилотировать Евангелионы и отличается игривым, беззаботным характером. В Khara не очень-то скрывают, что ввели Мари в основном ради фансервиса и большего разнообразия персонажей. Поэтому внятной предыстории у неё нет. К слову, бонусная глава манги по «Евангелиону» даёт понять, что девушка — подруга мамы Синдзи. Но окончательно прояснить личность Мари может только финальный фильм.
Сюжет «Ты (не) пройдёшь» первое время разворачивается в приподнятом тоне. Синдзи налаживает отношения с друзьями и постепенно начинает идти навстречу людям, Рэй тоже старается измениться в лучшую сторону, и даже Аска не кажется излишне заносчивой. В визуале преобладают тёплые цвета, что не только усиливает акцент на образе Аски, но и в целом помогает фильму казаться более спокойным. Будто мир «Евангелиона» наконец-то идёт на поправку.
Во второй полнометражке большая часть сцен совершенно новая и лишь косвенно опирается на сериал-первоисточник. Две трети сюжета довольно неспешные и ровные. С их помощью авторы хотят усыпить бдительность зрителей, чтобы сразить наповал в кульминации.
В ней Евангелион-03, который тестирует Аска, захватывает Ангел. NERV классифицирует робота как нового врага, причём вместе с девушкой. Синдзи внутри Евы-01 отказывает атаковать подругу, и тогда его отец включает систему псевдопилота. В результате Ева-03 с Аской внутри оказывается уничтожена.
В оригинале этой гибели вообще не было, потому подобный сюжетный поворот искреннее шокирует. Но дальше — больше. Попытки Синдзи победить очередного Ангела и спасти Рэй приводят к началу Третьего Удара — то есть фактически к концу света. И это в момент, когда оригинальный сериал только разгонялся.
Никаких иллюзий о намерениях «просто обновить историю» больше не осталось. «Евангелион 2.0: Ты (не) пройдёшь» делает невозможными все попытки пересказать сюжет первоисточника, причём его концовка не даёт внятных ответов о том, куда авторы направят серию дальше. Эту задачу должен был взять на себя третий фильм — и получилось у него как минимум спорно.
«Ты (не) исправишь» — теряя структуру
«Евангелион 3.0: Ты (не) исправишь» пришлось ждать три года, а в некоторых интервью авторы намекали, что с производством у Khara явные проблемы. Они будто сами не знали, как выйти из ситуации, в которую загнали себя вторым фильмом. От третьей полнометражки ждали наконец-то полностью оригинальной истории и хоть каких-то объяснений по поводу связи новых фильмов, сериала и «Конца Евангелиона». Вместо этого зрители получили красивое, но не вполне цельное произведение.
«Евангелион 3.0» сразу бросает зрителей в гущу событий, лишний раз не объясняя, что тут и как. Причём сеттинг меняется настолько радикально, что недосказанность только вредит пониманию сюжета. Слишком много вопросов скопилось за предыдущие две полнометражки, чтобы начинать новую с ещё большего количества нюансов и деталей. Из-за этого многие рецензенты объявили аниме-фильм сумбурным и хаотичным.
По настроению полнометражка тоже резко отличается от второй. В «Ты (не) исправишь» всё сделано так, чтобы максимально надавить на зрителя. Синдзи оказывается в отчаянном положении, брошенный и ненавидимый всеми. Его психологические проблемы сильно обостряются, так как никакой надежды он уже не видит.
На выручку ему приходит Каору, который становится для Синдзи первым настоящим другом. Именно сюжетная линия их отношений, быстро перетекающая в броманс и заигрывающая с романтикой и трагедиями, становится стержнем третьего фильма. В ней нет недосказанности или двояких моментов — всё чётко и ясно. Чего не скажешь про остальные элементы фильма.
Третья полнометражка окончательно определяет, что в центре внимания серии Rebuild of Evangelion — персонажи, а не сюжет, как было в сериале. Первый фильм посвятили Рэй, второй — Аске, а третий — Каору. Через других персонажей раскрывают и разные стороны характера Синдзи, и в принципе общие взгляды на мир «Евангелиона». Причём всё находится в столь тесном симбиозе, что даже цветовая палитра («Ты (не) исправишь», к слову, создан в красных и тёмных тонах) дополняет восприятие истории.
Проблема в том, что сама история третьей полнометражки кажется несколько вторичной, ведь всё снова сводится к концу света — уже к Четвёртому Удару. Правда, тут его удаётся предотвратить, но накал страстей всё равно слишком сильно схож с тем, что было в финале второго фильма. В «Ты (не) исправишь» к тому же ввели несколько новых персонажей, а некоторых старых изменили до неузнаваемости. Уделить им экранное время и не подумали, из-за чего бывшие любимцы фанатов начинают казаться статистами. Даже сражения, пускай на них и не жалели бюджета, уже не всегда впечатляли так, как раньше.
Кроме того, многие элементы третьего фильма буквально кричат, что зритель смотрит прямое продолжение «Конца Евангелиона» с лишь некоторыми вкраплениями «ремейков». А вот от столпов серии Rebuild of Evangelion аниме будто намеренно отдалилось. Опять же, никаких внятных ответов никто не даёт. А ведь это уже почти финал всей эпопеи, которая, как оказалась, длится не с 2007 года, а с 1995-го, когда состоялась премьера аниме-сериала.
Вот и получается, что «Евангелион 3.0: Ты (не) исправишь» — самый неоднозначный фильм в серии. Он непонятный и странный, но, в отличие от других частей, уже в неприятном для истории смысле. Подзаголовок аниме стал в какой-то мере символичным, ведь Khara будто долгое время «не могла исправить» свои же сценарные ходы. Вероятно, именно поэтому четвёртой части пришлось ждать так долго.
Пока ты (не) придёшь ко мне
Говоря о серии Rebuild of Evangelion, можно вспомнить ещё одну работу, которая напрямую к «ребилдам» не относится, но всё-таки сыграла свою роль в современном восприятии «Евангелиона». Речь о короткометражке until You come to me, созданной для выставки анимации Japan Animator Expo и вышедшей в 2014 году. Срежиссировал её Тадаси Хирамацу, а за иллюстрации отвечал Тацуя Кусида.
В этом аниме мы видим разрушенный после Третьего Удара мир во всем его печальном величии. Основные герои «Евангелиона» путешествуют по нему под меланхоличную музыку, наблюдая последствия своих действий. В короткометражке есть намёки на некоторые моменты, которые и сериал, и «ребилды» оставили непрояснёнными.
Воспринимать слишком серьёзно until You come to me не стоит. Короткометражку создали, чтобы продемонстрировать умения молодых талантов студии Khara, в канон она не входит. Впрочем, выглядит достаточно красиво, чтобы уделить ей внимание.
Название четвёртого и последнего фильма Evangelion: 3.0+1.01 как бы говорит, что в нём все сюжетные линии наконец-то свяжут воедино, а слоган «Пока-пока, все Евангелионы» утверждает, что это действительно конец. Притом после всего абсурда, в который превратилась серия из-за «ребилдов», поверить во внятное окончание получается лишь с трудом. Впрочем, Анно с командой всё ещё может всех удивить.
Сам факт окончания такой великой серии — событие без преувеличения историческое. Настоящий конец Евангелиона пришлось ждать 26 лет, и что-то подсказывает, что обсуждать его будут как минимум столько же.
Продолжение:
Рецензия на Evangelion: 3.0+1.0. Прощай, одиночество!
Хидэаки Анно хочет, чтобы вы наконец забыли о «Евангелионе», а потому закрывает все гештальты.
Отличия ребилдов Евангелион от друг друга и от оригинала
Я смотрел Еву оригинал в очень давние времена. Сейчас думаю глянуть снова осмысленным взглядом, но напрягает количество ребилдов. Еще и с цифрами после точки. В чем отличия? Какой самый годный?
P.s. В гугле забанили, так как челики на форумах идут с козырей и сразу в дебри. 20 лет спустя понятия не имею о чем они там говорят. Плюс спойлеров тоже не хочется
Upd. Спасибо за советы и пояснения по циферкам.
Понял для себя несколько вещей:
— Японцы точно высшая форма жизни с другой планеты
— Как нумеруется Ева
— Решил посмотреть всё.
Рябилды плохо подходят для «посмотреть старую-добрую еву в новой рисовке». Потому что ребилды, в конечном итоге, не ремейк, а скорее аддон.
Глобально, 1-2й ребилды вбирают в себя
по 10 серий из оригинала, но кое-где изменяют происходящие события, 3й ребилд берёт за основу примерно 2-3 последующие серии, но очень сильно их переиначивает, 4й ребилд это примерно как End of Evangelion для оригинального сериала, по сути.
Нет понятия «самый годный», так как в сериале/фильмах/ребилдах рассказываются о разных переживаниях и проблемах и по разному повествуются. Что тебя заденет, то для тебя годным и будет.
Ребилды типа 1.11 и 2.22 это просто улучшенные в плане визуала версии для блюрея
2.22 уже значительно отличается от сериала, многие важные моменты изменены, тем более концовка. А вот 1.11 тупо ремейк чуть ли не по кадрам (с учетом урезаний по хронометражу конечно) и только в дизайне некоторых ангелов дополнения.
Ага, я в курсе. Только я говорил про отличия 1.0 от 1.11 и 2.0 от 2.22
А, не понял, извиняюсь.
Как уже сказано, ребилды про одну историю, идут последовательно. При этом 1 и 2 похожи на оригинальный сериал, хоть и есть некоторые отличия. А вот концовка 2 ребилда и следующие ребилды сюжетно вообще отличаются от сериала
Блять, что за ребилды такие? Тоже думаю когда-нибудь посмотреть, но кто-нибудь объяснит что это? Переиздание/полноценный ремастер/ремейк? И нaxyя оно нужно и почему фанаты это терпят? Собрать денег с дурных фанатов?
Когда появился первый ребилд, я думал что это ремейк какой-то и не обратил внимание сам. А теперь их куча и с нумерацией как у софта, еще и складывают что-то))
Изначально Еву делал депрессивный хикка-мизантроп Анно, рассказывая свою историю. Чем привлек внимание таких же как и он. Но в процессе работы понял что мир не так уж и плох (ну а хули, когда Ева вдруг стала суперпопулярной, все пацаны руку жмут, еще и тян появилась) и в последних эпизодах включил морализаторство «эскапизм плохо, понятненько?» Фанаты взбугуртили, и студия выпустила End of Evangelion (частично отменив и переделав последние 2 эпизода).
Та просто вынеси себе мозг, и посмотри все в порядке выхода) Разок себе такое устроил
Ребилды это четыре последовательных фильма, которые рассказывают одну историю.
Ну так теперь это же по сути приквел к Neoт Genesis
Настоящий конец «Евангелиона»: о чём «Евангелион 3.0+1.0»
Фрагмент постера аниме / Studio Khara
Настоящий конец «Евангелиона»
Оригинальный сериал Neon Genesis Evangelion вышел в 1995 году и получил небывалую популярность даже среди тех, кто не знаком с жанром «меха». Помимо сражающихся в постапокалиптическом мире роботов аниме отличалось психологизмом, метафоричностью, обилием отсылок на религию и культуру. Поначалу происходящее вписывается в каноны жанра: четырнадцатилетний Синдзи Икари избран пилотировать боевого робота Evangelion-01 (коротко Ева-01) в сражении против неизвестных опасных сущностей — ангелов. Он находит новых друзей, становится увереннее в себе и успешно преодолевает трудности, стоящие перед ним.
Со временем тон повествования меняется. Теперь Neon Genesis Evangelion — тяжелейшее драматическое произведение про эскапизм и самопознание. В биороботах оказывается больше человеческого, чем в некоторых пилотах. Организация NERV, призванная защищать мир от ангелов, теперь не спасители человечества, а причина его вымирания. На такой ноте завершается сериал, однако через два года выходит фильм Neon Genesis Evangelion: The End of Evangelion, показавший альтернативное завершение этой истории.
На завершение этой истории потребовалось 26 лет.
Сюжет Evangelion: 3.0+1.0 Thrice Upon a Time начинается после Четвёртого удара. Трое главных героев оказываются на полуразрушенной Земле без своих Евангелионов. Рассмотрим героев и то, как их позиционирует Анно.
Пилот Евы-01, сын главы NERV. После смерти друга-пилота Каору Нагисы из-за взрыва управляемого WILLE DSS-ошейника, разработанного для уничтожения пилотов в случае, если они выйдут из-под контроля, Синдзи находится в глубоком шоке. Он не может есть, спать и даже говорить. Гибель близкого человека насколько ранила Икари, что он не способен находиться даже в обществе двух оставшихся пилотов, не говоря уже о принятии каких-либо решений касаемо дальнейшей борьбы с NERV. Он чувствует неподъёмный груз вины за то, что фактически стал причиной апокалипсиса.
Пилот самого первого Евангелиона — Евы-00. Её тело создано главой NERV Гэндо Икари для выполнения задач NERV, а душа перенята у его покойной жены Юи. Глава NERV множество раз клонировал Рэй, её оригинальная версия погибла. Вместе с другими пилотами на Земле оказывается одна из копий Аянами, не имеющая воспоминаний о «своём» прошлом и ныне управляющая Евой-09. Это первая копия, получившая возможность познать мир вместо слепого выполнения приказов.
Аска Лэнгли Сорью (Шикинами)
Пилот новейшего Евангелиона-02. После запуска серии Шикинами, наряду с серией Аянами, оригинальную Аску неоднократно клонировали. В фильме фигурирует лишь одна из её копий. Теперь они с Мари часть WILLE — организации под командованием Мисато Кацураги, которая борется с NERV. От прежней Аски осталась не только оболочка: Шикинами всё ещё в плену своих детских травм и комплексов. Тем не менее, из всех трёх пилотов она остаётся наименее оторванной от реальности. Аска предпринимает попытки вывести из шока Синдзи, но не из любви, а из чувства долга перед WILLE.
Мари Илластриэс Макинами
Пилот Евы-08, оригинальный персонаж ребилдов. Одна из первых, кто догадался о замыслах Гэндо. Теперь сражается с его организацией на стороне WILLE.
Пилот-замена Евы-02. На самом деле — самый сильный ангел в обличии человека. Погиб из-за взрыва управляемого WILLE ошейника в третьем ребилде, чтобы не стать спусковым крючком нового удара. После Третьего удара, когда Синдзи получил волну ненависти в свою сторону за помощь в его свержении, Каору стал его главной поддержкой.
Бывшая сотрудница NERV и опекун Синдзи и Аски. После раскрытия плана комплементации человечества стала лидером WILLE. В фильме с командой учёных управляет флагманом Wunder. Её характер изменился после гибели её возлюбленного Кадзи и свершения Третьего удара, теперь она холодно и рассчётливо относится к людям, даже к Синдзи.
Глава организации NERV, автор плана по комплементации человечества. В третьем ребилде он вновь пытается инсценировать апокалипсис, для чего использует Каору в качестве тринадцатого ангела.
Повествование начинается неторопливо. Копия Рэй, Аска и Синдзи скитаются по разбитой после апокалипсиса Земле. Они натыкаются на Деревню-3 — поселение выживших людей, которые перешли на натуральное хозяйство и решили возродить жизнь в привычном её понимании. В Деревне пилоты встречают своих бывших одноклассников. У них есть дети, домашние животные, работа и быт. Ранее мы были знакомы лишь с одним тепловодным пингвином — Пен-Пеном, которого Мисато забрала из лаборатории. Теперь этот вид разросся до целой колонии и живёт неподалёку от бывшего штаба NERV. Всё вокруг пропитано жизнью, кроме самих спасителей человечества. Копия Рэй не знает основ общения, а лишь умеет выполнять приказы. Аску будто не волнует происходящее вокруг, а Синдзи настолько замкнулся в себе, что сбегает жить на берег озера у штаба NERV, лишь бы не видеть других пилотов.
Таким образом, главный герой произносит первое слово лишь на 40-й минуте фильма. Этот режиссёрский ход подчёркивает его бессилие на данном этапе повествование, и всё внимание забирает открывающая мир Рэй. Зритель должен забыть про Синдзи. Анно говорит: «тот, кто ничего не делает, не существует для остальных». Этот посыл подчёркивает одну из важнейших тем истории — вред эскапизма.
Новая Рэй как несмышлённый ребёнок пытается постичь простые радости людской жизни. Она общается с семьёй бывших одноклассников Тодзи и Хикари Судзухары, работает на рисовом поле, ухаживает за детьми и активно общается с местным населением. Через Аянами первую треть фильма зритель знакомится с тем, как живут обычные люди после Третьего удара. Несмотря на трудности, они проявили силу воли, собрали накопившиеся знания и приняли решение продолжать жить. Даже некогда аморфная Рэй поддерживает их стремление.
Тем временем, Синдзи не может оправиться от шока после произошедшего. Можно сказать, он изо всех сил сопротивляется продолжающейся жизни, ведь до сих пор ненавидит себя. Через несколько дней копия Рэй распадается от нехватки техподдержки на глазах Синдзи. Как только «кукла» адаптировалась к жизни без приказов, она тотчас же погибла без кукловода. После этого Икари всё же решает вернуться с Аской в WILLE, и с этого момента повествование резко набирает темп.
Вторая треть фильма посвящена операции WILLE по противодействию NERV. Сложно передать содержимое этой части без критически важных спойлеров, поэтому обратимся напрямую к антуражу.
Герои путешествуют в открытом космосе на флагмане Wunder, который Кадзи заранее подготовил для содержания всех видов семян растений на случай апокалипсиса. Таким образом, в фильме интерпретируется миф про Ноев Ковчег. Перед смертью Кадзи говорит:
А что, разве только человечество заслуживает жизни?
Сами они напоминают оазисы посреди пустыни. Апокалипсис изменил жизнь каждого, однако за то время, когда пилоты находятся среди выживших, складывается ощущение безопасности. Люди живут так, будто опасность навсегда миновала, и можно продолжать свою размеренную жизнь дальше. Тем временем, когда герои возвращаются в Wunder, зритель сразу же вспоминает, что это совсем не так. Анно интерпретирует эскапизм именно как нежелание продолжать «настоящую» жизнь, где люди сами отвечают за свои действия и принимают действительно важные решения.
Во время попытки совершения Дополнительного удара, который должен закончить начатое в третьем ребилде, происходит вторжение пилотируемых Аской и Мари Евангелионов на территорию NERV. Мы видим то, что осталось от планеты. Проще говоря, месиво из слоёв AT-полей и других Ев. Сперва зрителю непонятно, что вообще происходит, однако этот антураж — полный хаос — как раз способствует правильному восприятию происходящего.
Как видит Хидэаки Анно
Прежде всего я хочу порадовать себя, а не аудиторию. Если другие люди смотрят то, что я наснимал, — это хорошо, но это как смотреть мастурбационное шоу. Я ублажал себя, а другие люди на это смотрят.
Хидэаки Анно, интервью 1996 г.
Зрители после выхода фильма.
Насколько новый ребилд хорош в плане сюжета, ровно настолько он плох с точки зрения диалога со зрителем. Порой даже реплики героев, в которых прямо объясняется происходящее, не спасают от фрустрации.
Композиция фильма состоит из трёх описанных выше частей. В первой нас глазами Рэй погружают в деревенскую жизнь обычных людей, во второй мы видим эпичные бои роботов по всем канонам «мехи», в третьей же, спустя полтора часа хронометража, мы наконец получаем возможность пообщаться с героями. Создаётся впечатление банальной нехватки времени на раскрытие каждого из них, но в этом, на самом деле, и состоит режиссёрская задумка.
Глубже всего раскрыли Гэндо Икари. Мы видим историю его любви, потери, аддикции. Трагическое прошлое «оправдывает» его поступки перед смертью, но действительно ли это нужно герою? Всю дорогу до финала Гэндо был злым стратегом, загадочным и фактически всесильным. Ещё с момента выхода сериала известно, что организатор конца света имеет исключительно эгоистический мотив воссоединения со своей погибшей женой. Во флэшбеке от лица Гэндо нет новой для зрителя информации, зато сам факт его существования идёт во вред образу главного злодея.
Важно и то, что на это уходит драгоценный хронометраж, который теоретически мог закрыть сложившиеся сюжетные дыры, связанные с Нагисой. Одна из популярнейший фанатских теорий о том, что Каору — путешественник во времени, оправдалась. Из сцены с прощанием с Синдзи известно, что он застрял во временной петле, где мальчик-ангел уже успел переродиться бессчётное количество раз. Нагиса неоднократно пытался изменить ход событий, но всё тщетно.
Тем не менее, каждый раз, когда тот оказывался перед Икари, у него не получалось связать и пары слов, чтобы внятно объяснить хотя бы то, как работают копья. Именно Каору мог предотвратить Четвёртый удар: рассказать Синдзи о временной петле и о том, что произошло за 14 лет, направиться сразу в Wunder и попытаться вместе спасти мир. По сути своей, Каору — самый сильный ангел, способный управлять роботами телекинезом, то есть, без участия пилотов. Несмотря на это, тот даже не попытался воспользоваться своими ангельскими способностями для борьбы с NERV. Особенно странно это выглядит в контексте того, что Каору, с его же слов, сделал счастье Синдзи Икари целью своей жизни.
Одним из главных второстепенных персонажей становится Мари, всесильная спасительница из ниоткуда, о которой известно чуть больше, чем ничего. Синдзи и Мари видят друг друга только четыре раза во всей истории (сцена на крыше, сцена с разрушенной Евой-2 во втором ребилде, изолятор и сцена, в которой они уходят вместе в этом фильме), и у них почти нет никаких серьезных диалогов. Анно принимает ещё одно плохое с точки зрения общения со зрителем решение — оставляет всё так, как есть. Тем не менее, этот выбор в полной мере раскрывает авторскую задумку, а именно желание снять фильм для себя. Личная драма Хидэаки Анно завершается здесь, вместе с «Евангелионом».
Neon Genesis Evangelion смешной. До перемены тона повествования в нём сочетаются фактически все каноны аниме 90-х: визуальный юмор, фансервис, абсурдность бытового поведения подростков. Именно этим пользовался Анно, чтобы обмануть наивного зрителя в начале сериала.
Ребилды усовершенствованы в техническом плане. Проще говоря, они красивые. Весь последний фильм мы видим прорисовку фонов до самых мелких листиков, красочные бои, детализированных новых роботов и даже антураж оригинального сериала. Всё это происходит под новый саундтрек композитора Сиро Сагису, работающего с Анно с начала франшизы.
Тем не менее, помимо демонстрации кропотливой работы аниматоров (например, сцена с насильным кормлением Синдзи) и постановщиков (скажем, сцена свершения Дополнительного удара), в новом ребилде нашлось место иронии, которая и стала изюминкой фильма.
Бой биороботов вместо нагнетающего саундтрека сопровождается озорным гитарным баррэ. С этого момента задаётся тон повествования, показывается отношение режиссёра к происходящему. Апогеем иронии можно считать сцену битвы Евы-01 и Евы-13 посреди съёмочных декораций первой серии сериала. Здания Токио-3 оказываются обычными коробками, а небо — раскрашенными кулисами. Внимание зрителя привлекает не столько антураж, сколько сами Евы, выполненные в нарочито плохой CGI-графике. Пафосный бой огромных роботов показан крайне неуклюже и глупо. Их борьба бессмысленна. В итоге Гэндо Икари не останется ничего другого, кроме как выйти на контакт с сыном. Подобная ирония играет несомненно на руку ребилду.
Evangelion: 3.0+1.0 Thrice Upon a Time — отличное окончание истории. Дети, виной судьбы оказавшиеся втянутыми в решение судьбы человечества, наконец обрели счастливый конец. Одним из минусов можно считать направленность фильма не на зрителя, а на самого Анно. Режиссёр ведёт диалог с самим собой, и его действительно мало волнует восприятие окружающих. Тем не менее, недавно Хидэаки в поделился, что, возможно, ещё вернётся к этой франшизе, чтобы пролить свет на то, что происходило за 14 лет, между вторым и третьим ребилдами.
Несмотря на то, что Евангелион всегда был многослойным и метафоричным произведением, множество зрителей не поняло иронию с CGI-графикой. Это можно считать относительным минусом.
Теперь Синдзи больше никогда не придётся лезть в грёбанного робота. А значит, всё вполне себе хорошо.
Итак а теперь правда: создатель Евангелиона не дружит с кукухой. Неожиданно Ева зашла людям и пришлось выкручиваться, мол есть там сюжет и смысл, искусство, потаённые смыслы, все дела. А по факту это куча бреда длинной в несколько десятилетий.
Он вышло? Ну охренеть я лично просто уже забил ждать, тащу.
Нихрена вы не поняли. Не пишите больше
Обалдеть! Оказывается, я ждал этого целых 14 лет! Как раз посмотрел сериал в 2006-2007, потом вяло следил за выходом ребилдов. А тут оказывается еще один подвалил. Надо посмотреть.
Неправда, что у японцев неполноценные сюжеты. Наоборот, именно куча переплетений, многоходовок, внимание к деталям и в тоже время некоторая недосказанность меня офигенно притягивают. Начиная всякими Мазингерами с Грендайзером, продолжая Роботеком и Евангелионом и заканчивая Стальной тревогой и прочими.
Комикет #97
Чем занимаются японские офисники
Советую посмотреть фильм Порко Россо (Porco Rosso)