Что значит ребенка грызет
Мальчику 13 лет, грызет все подряд: ручки, карандаши, резинки, воротник на куртке
Вопрос психологам
Спрашивает: Андрей, 58 лет
Категория вопроса: Дети
Мальчику 13 лет, грызет все
подряд: ручки, карандаши, резинки, воротники у куртки и т.д и т.п. что делать? С уважением отец и мать ребенка. Ребенок поздний- » нежданчик», любимый. Он третий, есть стаоший брат 33 лет и сестра 17 лет
Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Мальчику 13 лет, грызет все подряд: ручки, карандаши, резинки, воротник на куртке
Психолог Киев Был на сайте: Сегодня
Ответов на сайте: 159 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 0
Добрый день, Андрей.
Такие навязчивые повторяющиеся действия обычно говорят о большом внутреннем психо-эмоциональном напряжении ребенка. В нём «бродит» что-то, что он не может выплеснуть вовне.
Часто это признак глубоко задавленной агрессии. Как у Вас в семье обстоят дела с конфликтами?
Могут ли быть у мальчика обиды на Вас или жену? Имеет ли он право на размещение своего гнева, злости, агрессии в семье? В какой форме?
Если ребенок не чувствует себя безопасно и не имеет права на выражение негативных эмоций в семье, в нём вполне может нарастать это напряжение. Дети, особенно подростки, должны иметь возможность быть в семье личностью, которую уважают, принимают и с которой считаются.
Чем больше в семье уважения и чем меньше наказаний (особенно телесных, которые вообще недопустимы), тем спокойнее и увереннее подросток себя чувствует. Там, где есть свобода и мало «закрученных гаек», там обычно нет напряжения.
В Вашей истории, к сожалению, слишком мало информации для того, чтоб понять, что на самом деле вызывает в Вашем сыне грызть всё подряд. Поэтому сейчас я могу лишь говорить предположительно.
Насколько у Вас в семье простроено доверие и уважение в отношениях?
Насколько Вы интересуетесь делами своего ребенка, его событиями за день?
Как часто (и принято ли) в Вашей семье обнимать друг друга, гладить по голове, проявлять ласку и нежность?
Андрей, как у Вас отношения с супругой?
Кого или что он хочет «загрызть», как думаете?
Обратите внимание на отношения и климат в семье. Постарайтесь создать дома приятное, тёплое и безопасное пространство для своего ребенка.
Если у Вас возникнут вопросы или захотите поработать с ситуацией детальнее, приходите на консультации онлайн. Разберёмся вместе.
Причины, почему ребенок грызет ногти и совершает другие навязчивые действия
Почему ребенок грызет ногти, выдергивает волосы, чешется или совершает другие навязчивые действия — рассказывает детский психолог Виктория Мелихова.
Грызет ногти до крови, выдергивает волосы на голове, расчесывает кожу, совершает какие-то непонятные ритуалы, без которых не ложится спать. Что стоит за навязчивыми действиями у детей с точки зрения психологии?
Проще всего понять смысл этих действий на примере ритуала. Ребенку нужно пять раз помыть руки с мылом, чтобы пойти играть или обедать. А что будет, если он этого не сделает? Если ребенок помоет руки недостаточно тщательно, останутся микробы, которые попадут в рот, из-за чего будет болеть живот. Знакомая страшилка? Мытье рук в гипертрофированной форме защищает ребенка от больного живота и от тревоги, что живот может заболеть.
Наружу выходит основная функция невротических навязчивых действий — защитная. Но защита от чего? Получается, что от тревоги. Если я совершу определенное действие, то не наступят нежелательные последствия.
Наружу выходит основная функция невротических навязчивых действий — защитная. Но защита от чего? Получается, что от тревоги.
Школьник старается сделать все по пять раз, чтобы получить пятерку. Этот ритуал снижает тревогу получить плохую отметку.
Контролировать получается не все, даже взрослым. Тогда желание контроля смещается на навязчивые действия, никак не связанные с желанием. Я могу мыть руки пять раз, и тогда я получу пятерку. Я могу целовать маму на ночь непременно три раза, и тогда она будет жить долго и счастливо. Я могу создать иллюзию контроля того, чего по сути контролировать не могу. И тогда моя тревога снижается. Снижается страх неудачи, страх смерти.
Ребенок грызет ногти на руках, выдергивает волосы — благодаря им ребенок справляется с тревогой, с аффектами, которые его переполняют. И хорошо, что психика справляется хотя бы таким образом.
Задача родителей и психолога — понять, что скрывает за собой навязчивое действие, и как можно выразить это чувство, эту эмоцию, это желание более рациональным способом.
Расссмотрим основные причины, почему ребенок грызет ногти.
1 Пытается справиться с напряжением из-за ссор родителей
Различные симптомы часто возникают у детей, родители которых регулярно ссорятся и выясняют отношения. Ребенок как бы перетягивает внимание на себя и заставляет больше думать о нем, нежели ругаться между собой.
Будет ошибкой думать, что если ребенок не видит конфликтов между родителями, то он растет в комфортной и благополучной обстановке. Ребенок чувствует все, даже если ему об этом не говорить. Его тревога только усиливается тем, что с ним не говорят, ему не объясняют, что происходит.
Ребенок чувствует все, даже если ему об этом не говорить.
Ребенок злится на родителей и на себя. Он думает, что виноват в том, что мама и папа ругаются. Он испытывает огромный ком смешанных неназванных эмоций. А значит и не знает, как с ними справляться. Вот и реагирует, как умеет. Когда ребенок грызет ногти, ему удается хоть немного сбросить напряжение.
Что делать родителям. Нужно честно признаться себе, если в семье есть конфликты, недоговоренности, тайны. Важно дать ребенку понять, что даже если родители ссорятся, они все равно его любят. Что он не виноват в ссорах взрослых. Полезно сходить к семейному психологу, который поможет паре разобраться в отношениях.
2 Борется с тревогой из-за неизвестности и семейных тайн
Бессознательно ребенок знает, что от него что-то скрывают, иногда даже знает что именно. Сознательно он не может понять, почему ему ничего не рассказывают, почему скрывают. Тайна кажется намного страшнее, чем она есть на самом деле: раз мама и папа не говорят об этом, значит это что-то страшное. Если мама и папа не могут справиться, то как справлюсь я. Лучше буду защищаться как могу.
Что делать родителям. Не надо бояться говорить с ребенком, куда делась прабабушка и откуда появился братик. Важно на уровне понимания ребенка донести ему такие важные темы, показать ему, что их можно обсуждать с близкими людьми.
3 Боится остаться без родителей
Здесь можно объединить ситуации из ряда «если я буду вызывать у мамы тревогу, то она не уйдет» и «если я буду выполнять ритуал, то мама не умрет».
На первом году жизни ребенок чувствует, что обладает всемогуществом. Все его желания моментально исполняются, а потребности удовлетворяются. Ему кажется, что это он управляет мамой, которая приходит, кормит, переодевает, успокаивает.
Со временем он понимает, что он и мама — отдельные люди. Его желания и желания мамы могут не совпадать. Хочется вернуть младенческое блаженство. Однако при отзывчивой, чувствительной матери ребенок справляется со своими чувствами.
Ребенок замечает, что если он делает что-то, что тревожит маму, тогда она приходит и какое-то время находится рядом.
Но если мама резко бросила кормить грудью в полгода, родился братик или сестричка, или ребенку пришлось разлучиться с матерью на длительное время, малыш начинает бояться, что маму можно потерять. Ребенок замечает, что если он делает что-то, что тревожит маму, тогда она приходит и какое-то время находится рядом. Тогда у ребенка закрепляется связь: выдернул волос — пришла мама. Со временем эта связь становится бессознательной, остается только симптом.
Что делать родителям, если это — причина, почему ребенок грызет ногти. Почаще говорить ему, как его любят, как он значим и важен для семьи. Подмечать его успехи и помогать справляться с неприятностями. Важно, чтобы он чувствовал: что бы ни случилось мама и папа рядом, на его стороне.
4 Не может предсказать поведение родителей
Если родители ведут себя непредсказуемо и по-разному в одинаковых ситуациях, это нарушает чувство безопасности у ребенка.
Мама может уходить без предупреждения. Неверно, что маленькие дети этого не замечают. Даже самый маленький младенец чувствует и знает, что мама куда-то делась. А вот куда — непонятно. Ребенок не знает, куда она ушла и когда вернется. И почему когда засыпал — была мама, а проснулся — бабушка или няня. Он переживает, что мама ушла навсегда, бросила его. Начинает думать, что это он виноват во всем.
Сегодня мама за мокрые штанишки наругала, завтра не обратила на них внимание, послезавтра посмеялась, а через неделю и вовсе побила. Непонятно, как мама поступит в тот или иной момент. На одни и те же действия она реагирует по-разному.
Мама запрещает смотреть мультики больше получаса в день, а папа разрешает. Ребенку непонятно, как себя вести, какие правила соблюдать. Он не может предполагать, предугадывать последствия своих поступков и поведения. Он не может чувствовать себя спокойно и безопасно.
Мама запрещает смотреть мультики больше получаса в день, а папа разрешает. Ребенку непонятно, как себя вести, какие правила соблюдать.
Что делать родителям, если ребенок грызет ногти? Совет психолога — б ыть последовательными в правилах и запретах. Если телевизор после десяти вечера смотреть нельзя, то нельзя и сегодня, и завтра, и через неделю. И не разрешит ни папа, ни мама. Если перед мальчиком, которого ударил ребенок, нужно извиниться, то это нужно делать в любых случаях, когда ребенок обидел кого-то из сверстников. И ни папа, ни бабушка от этой участи не избавят.
5 Чувствует себя непринятым
С детства в ребенке могут видеть черты лица деспотичного деда. Ребенок только родился, а у него уже «такой же хитрый взгляд как у отца». Или он родился в день рождения прабабушки — значит такая же тяжелая судьба будет. В этих примерах ребенку с рождения приписываются качества и черты других родственников, которые не имеют ничего общего с ним самим. Самого ребенка не видят и, следовательно, не принимают.
Ребенку с детства могут пророчить карьеру переводчика или математика и требуют от него блестящих знаний соответствующих предметов. А у него талант к рисованию или танцам. Ребенок вынужден подавлять природные способности и следовать ожиданиям родителей, что создает сильное напряжение.
Что делать родителям. Обратить внимание на интересы ребенка, его способности. В школе приходится изучать все предметы, но если вместо кружка по математике ребенок, любящий рисовать, пойдет в художественную школу, то он будет чувствовать себя гораздо лучше. Он будет знать, что его заметили, что его талант может развиваться, он значим, увиден и принят. У ребенка появится хобби, которое потом может перерасти и во что-то более серьезное.
6 Страдает от своей «неидеальности» и строгого воспитания
Ребенка ругают за не отличные оценки, требуют первых мест во всех конкурсах, идеальной внешности, идеальной чистоты в комнате. За любое несоответствие ожиданиям ребенок подвергается наказанию, порицанию, осуждению. Тогда малыш все время находится в постоянном напряжении, не может расслабиться даже на секунду.
Если ребенок растет в страхе перед родителями, перед наказанием, перед неудачей, напряжение и тревожность возрастают в разы. Это как плотина, которая под огромным напором воды когда-нибудь обязательно прорвется.
Что делать родителям. По возможности создать ребенку условия, в которых он почувствует себя понятым и принятым. Важно любить ребенка просто за то, что он есть. Вне зависимости от его внешности, чистоты комнаты и отметок в школе.
Если своими силами справиться не получается, обратиться к специалисту
Невроз и неврологические реакции, к которым в том числе относятся навязчивые действия, — это компетенция невролога, психиатра и психиатра-психотерапевта. Лучше, чтобы ребенка осмотрел врач и, если нужно, прописал медикаменты.
Если рекомендации не работают или их сложно выполнять последовательно, спокойно и регулярно, стоит обратиться к детскому психологу. Психолог поможет найти причину навязчивых действия у ребенка и поможет грамотно выстроить поведение родителей.
Уполномоченный по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек
Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.
Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.
Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.
Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.
Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:
Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.
Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.
Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.
Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.
Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.
Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.
Что делать родителям
Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.
Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность
По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.
Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.
Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.
Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.
В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.
Пупочная грыжа и «щетинка» у новорожденного
Когда трудно успокоить ребенка, заливающегося плачем, то вы готовы на все, лишь бы малыш наконец-то успокоился и умиротворенно заснул. поговорим о них с медицинской точки зрения.
Прежде, чем приступить к написанию материала, я ознакомилась на форумах мам с тем, что известно про «щетинку» и пупочную грыжу у грудничков.
Привожу некоторые советы, касающиеся нашей сегодняшней темы, которые бабушки дают мамам:
«Нам свекровь предлагала от щетинки на спине отвезти ребенка в деревню, чтобы там через него свинья перешагнула».
«Чтобы не было пупочной грыжи, надо подгузник с какашками бросить на проезжую часть дороги — и чтобы побольше машин по нему проехалось. Ну, говорю, идите — и бросайте. Свекровь ночи дождалась и пошла, серьезно».
Можно относиться к этим советам бабушек с недоумением, иронией или улыбкой. Однако проблема всё же существует. Ведь когда трудно успокоить ребенка, заливающегося плачем, то вы готовы на все, лишь бы малыш наконец-то успокоился и умиротворенно заснул.
Поэтому давайте поговорим о «щетинке» и пупочной грыже с медицинской точки зрения.
«Щетинка» у грудничка?
В народе «щетинку» называют ещё «кочергой» или «латышкой». У медицины имеется объяснение по поводу её появления.
Почему образуется щетинка?
Во время внутриутробного развития (примерно на сроке 28 недель беременности) у плода появляется лануго (первичные пушковые волосы). Они располагаются на туловище, руках и ногах, щечках.
Первичные волосы мягкие, короткие и тонкие, не имеют волосяных мешочков. Как правило, они выпадают внутриутробно на 38-40 неделе беременности. Однако иногда они сохраняется в небольшом количестве у доношенных детей после рождения, а у недоношенных детей их несколько больше. Это происходит, потому что первичные пушковые волосы (lanugo) не успели замениться непервичными волосками (vallus). По мере взросления ребенка первичные волоски выпадают самостоятельно.
То есть «щетинка» — ни что иное, как первичные волоски, склеенные с кожей при помощи родовой смазкой.
Первичные волоски при контакте одежды с кожей ребенка скатываются, образуя шишечки. Но они не представляют собой никакой опасности для крохи и не являются заболеванием. «Щетинка» — это норма.
Как обнаружить «щетинку»?
При осмотре первичные волосы не видны. Однако если провести пальцами по коже младенца, то под ними ощущается небольшая шероховатость.
Как проявляется «щетинка»?
«Щетинка» не приносит малышу неудобств. То есть никакого плача или беспокойства у крохи она не вызывает.
Однако иногда она мама отмечает, что ребенок беспокойный, ёрзает во сне, беспричинно плачет. Причем эти симптомы нередко довольно выражены.
«Щетинка» не является причиной такого поведения малыша. Поскольку она находится на поверхности кожи и не затрагивает нервные окончания, поэтому болевых или неприятных ощущений не вызывает.
К тому же, симптомы беспокойства у крохи могут быть связаны с совершенно иными причинами: вздутый животик или патология со стороны нервной системы. А иногда болевые или неприятные ощущения вызываются совершенно иными причинами. Поэтому если малыш беспокойный, лучше обратиться к врачу.
Как избавиться от «щетинки»?
В удалении первичных волосков отсутствует необходимость. Поскольку, как правило, у доношенных детей они выпадают вскоре после рождения, а у недоношенных — на третьей-четвертой неделе жизни.
На форумах мам имеются многочисленные советы, как избавиться от «щетинки» народными средствами, да и от бабушек они слышны нередко. К примеру, «выкатывать» щетинку с использованием хлебного мякиша, после купания при помощи горячего полотенца втирать в кожу крохи грудное молоко, распаривание в бане и так далее.
Однако кожа малыша очень тонкая (лишь к семи годам она достигает показателей взрослого человека), поэтому легко травмируется и может инфицироваться. К тому же, такая процедура отнюдь не самая приятная, поскольку сродни депиляции. Так зачем же с ней знакомить малыша в столь нежном возрасте? Ведь спустя какое-то время первичные волоски выпадут самостоятельно.
Более того, у ребенка, имеющего заболевания нервной системы (перинатальная энцефалопатия, плексит, последствия родовых травм и другие), после распаривания в бане или натирания горячим полотенцем неминуемо усугубится течение основного заболевания, а также ухудшится общее самочувствие. И вот тогда не только бессонные ночи, но и бесконечные хождения по врачам с крохой в течение длительного времени вам гарантированы. Да и само выздоровление или достижение ремиссии (утихание симптомов заболевания) отодвинется надолго.
На самом деле, достаточно лишь проводить ежедневный туалет кожных покровов малыша и купать его в обычной воде либо отваре из трав, либо с использованием мыла (не чаще двух-трех раз в неделю). При необходимости можно смазывать кожу крохи детским кремом или маслом.
Если же малыш беспокойный, часами беспричинно плачет, по ночам плохо спит, то «щетинка» здесь не причем. Поэтому лучше проконсультируйтесь с педиатром, и как можно быстрее! Возможно, у малыша имеется заболевание, которое действительно нуждается в незамедлительном лечении.
Пупочная грыжа у грудничка. Заговор?
Пупочная грыжа представляет собой выпячивание округлой или овальной формы в области пупочного кольца. Через него выпячиваются органы брюшной полости: большой сальник, петли кишечника, брюшина.
Как формируется пупочная грыжа?
Во время внутриутробного развития через пуповину от матери к плоду доставляются питательные вещества и кислород, а также удаляются продукты жизнедеятельности плода и углекислый газ.
Пуповина состоит из ткани студенистой консистенции (вартонов студень), сквозь которую проходят сосуды: две пупочные артерии и одна вена. Сама пуповина проходит на месте отверстия пупочного кольца.
После рождения ребенка пуповина перерезается. Далее формируется пупок у крохи: в течение первого месяца жизни сосуды пуповины закрываются, пупочное кольцо стягивается и покрывается рубцовой тканью.
Если этот процесс нарушен, то пупочное кольцо смыкается не до конца, поэтому образуется грыжа.
Почему формируется пупочная грыжа у грудничков?
Распространенное мнение, что пупочная грыжа образуется из-за неправильно перевязанной пуповины — не более чем миф.
На самом деле кроются причины пупочной грыжи в анатомии передней брюшной стенки и физиологии малыша:
Как проявляется пупочная грыжа?
При рождении или к двум-трем месяцам жизни (наиболее часто) пупочная крыжа появляется в области пупочного кольца в виде небольшой выпуклости, которая увеличивается при плаче, кашле или чихании. Как правило, она не вызывает никаких неприятных ощущений у крохи.
Основные проявления грыжи у грудничков
Каковы последствия пупочной грыжи у грудничка?
Наиболее грозное осложнение пупочной грыжи — ущемление. Оно возникает из мышечного спазма вокруг пупочного кольца.
Ущемление часто приводит к острой кишечной непроходимости с последующим некрозом (гибелью) тканей, ущемленных в грыжевом мешке. Это очень опасно для жизни крохи.
Симптомы ущемления:
Как поступить родителям?
Необходимо немедленно обратиться к хирургу! Поскольку эти симптомы — показание для срочного оперативного вмешательства.
Чего нельзя делать родителям?
Ни в коем случае не вправляйте грыжу самостоятельно, если она ущемилась, поскольку вы можете усугубить уже имеющееся осложнение!
Как лечить пупочную грыжу у грудничка?
В большинстве случаев пупочная грыжа неопасна, поэтому её, как правило, лечат консервативно (без операции).
Консервативные методы лечения
Выкладывание крохи на живот
Способ действенный для укрепления мышц передней брюшной стенки. Кроме того, он помогает бороться с вздутием животика крохи (газики легче отходят) и запорами, улучшает работу желудка и кишечника.
Поэтому выкладывайте кроху на животик три-четыре раза в день на 10-15 минут. Поверхность должна быть твердой и ровной.
Наложение лейкопластыря
Только врач принимает решение о необходимости такого метода лечения.
Цель — держать грыжу во вправленном состоянии.
Проведение манипуляции: Легким движением пальца врач «топит» грыжу в брюшной полости, а затем из кожи формирует две продольные складки, соединяя их края. Далее помощник накладывает лейкопластырь, таким образом, чтобы складки не разошлись.
Купать ребенка можно с лейкопластырем.
Лейкопластырь накладывается у грудничков только после полного заживления пупочной ранки. Спустя 7-10 дней хирург снимает лейкопластырь, а при необходимости накладывает опять. Если в течение месяца (три-четыре сеанса) пупочная грыжа сохраняется, то лечение таким способом прекращается.
Бандаж при пупочной грыже
Необходимость бандажа для малыша решает хирург, также он определяет количество часов использования бандажа в день и длительность самого лечения.
Цели:
— Предотвращение ущемления грыжи.
— Укрепление мышц передней брюшной стенки.
— Уменьшение пупочного кольца и закрытие грыжевых ворот.
Применяется бандаж с пелотом (набитое возвышение на бандаже, нажимающее на грыжу).
Массаж при пупочной грыже у грудничков
Манипуляции можно начинать со второй-третьей недели жизни.
Все приемы выполняются вокруг пупка по часовой стрелке, не затрагивая пупочное кольцо. Массаж лучше делать перед кормлением за 10-15 минут, два-три раза в день.
Вначале длительность сеанса составляет 5 минут, но по мере взросления малыша его следует постепенно увеличивать.
Некоторые элементы массажа:
— Поглаживание ребром ладони вокруг пупка или пальцами по часовой стрелке. Движения повторяются 5-10 раз.
— Выполнение собирательных движений, начиная с боковых поверхностей живота, далее двигаясь в сторону пупка (то есть делать «горку»). Повтор — 10-15 раз.
— Легкое пощипывание области вокруг пупка в течение 20-30 секунд.
— Легкое постукивание кончиками пальцев (движение напоминает «дождик») в течение 20-30 секунд.
Время сеанса и количество повторов каждого упражнения увеличивается постепенно по мере взросления ребенка.
Когда проводится оперативное лечение пупочной грыжи у детей?
Пупочная грыжа у детей, в отличие от взрослых, не всегда лечится оперативно. Поскольку она излечивается (наиболее часто) по мере взросления крохи.
Общие показания для оперативного лечения пупочной грыжи у детей:
* Грыжа более 2 см с высоким риском ущемления в раннем детском возрасте.
* Возраст 5-7 лет, если к этому времени не наступает излечение.
* В 3-4 года проводится удаление грыжи в плановом порядке, если грыжа растет в размерах.
Однако возможно проведение оперативного лечения и в другом возрасте, поскольку все зависит от конкретной ситуации.
Народный метод лечения грыжи при помощи медной монеты, приклеенной к пупку лейкопластырем, неэффективен. Более того, он может нанести вред крохе: вызвать раздражение кожи с присоединением вторичной инфекции, а также местную аллергическую реакцию.
Пожалуй, мы подошли к концу. Однако остался незатронутым один момент — заговоры пупочной грыжи и «щетинки». Стоит ли прибегать к этому методу? На самом деле он неэффективен. Да и любые манипуляции с кожей и пупком крохи, выполненные не медицинским персоналом, влекут за собой нежелательные последствия для малыша. Поэтому лучше выполняйте все врачебные рекомендации, а при необходимости обследуйте ребенка. Поскольку его беспокойство может быть связанно с серьезными проблемами со здоровьем.
Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,