Что значит развязать язык невесте у чеченцев
Иголка для невесты и «развязывание языка»
Иса Мусадиевич Хасаев, заместитель председателя общественной организации чеченского народа «Вайнах» рассказал о традициях чеченской свадьбы :
«Мужчинам разрешается жениться на девушке любой национальности. Лишь бы она понимала, что существует один Создатель. Запрещается жениться на индианках (у них многобожие). По чеченским обычаям свадьба длится три дня. Перед свадьбой должен состояться обряд никах – для того, чтобы брак был действителен. На никах читают отрывок из Корана. Во время свадьбы жених и невеста рядом не сидят. Женщины празднуют в одной стороне, мужчины в другой».
Создание семьи, продолжение рода считается важным событием. Кавказцы готовятся к заключению брака тщательно, ответственно. В современном бракосочетании сохранились древние традиции чеченской свадьбы. Девушка выходит замуж, а мужчина женится строго по согласию родителей обеих семей. Невесту оценивают, учитывая состоятельность ее родни. Также проверяют её фамилию до третьего колена, чтобы избежать кровосмешения. Семья жениха угощает всех гостей, приглашенных на свадьбу, поэтому жених заранее копит приличную сумму денег.
Денег ему требуется много, надо невесту выкупать. Выкупом чеченцы демонстрируют свою благодарность родителям невесты за их дочь. Сумму калыма всегда говорит мулла (представитель мусульманского духовенства). Но родственники жениха дают больше денег, показывая этим, что положительно относятся к его выбору. Калым отдают невесте как капитал для начала супружеской жизни.
Обряд “Чокхи”
Родные тетушки новобрачной, подруги прикалывали новую иголку к подолу свадебного платья от сглаза и злых сил. К приданому новобрачной тайком прятали фасоль, початок кукурузы, косточки абрикоса или персика. Это действие было пожеланием, чтобы девушка стала многодетной матерью.
Бракосочетание
С наступлением вечера невеста вовлекается в старинный обряд «развязывания языка». Здесь обязательно присутствует свекровь, взрослые мужчины. Старейшине свадьбы новобрачная преподносит пиалу с водой. На его вопрос, можно ли пить, молодая отвечает: «Пейте». Но перед этим молодые парни смеются, развлекают невесту, пытаясь ее разговорить. Девушка должна выдержать, чтобы не вымолвить слово. Жених после услышанного «пейте» пытается также разговорить супругу. Невеста «развязывает язык» только после дарования ей женихом денег. Эту сумму, по традиции, она передает свекрови.
Свадебное застолье
Свадебное мероприятие отмечают чеченцы два-три дня, независимо от погоды – во дворе. Жених же эти дни находится у своего друга. Невеста, согласно традиции чеченской свадьбы, должна простоять на торжестве, ни разу не присев. Возле нее находится только подруга, которой разрешалось кушать. Инал-тамада, уважаемые люди селения садились на самом почетном месте свадебного стола. По одну сторону от них рассаживались девушки, по другую – мужчины, причем по возрасту. Дети и подростки стояли у праздничного стола.
Чеченские народные танцы
После поздравлений родителям молодых начинались танцы. На свадьбе гуляли все желающие. Танцпол разделялся на две части – отдельно танцевали полукругами мужчины и женщины. Танцевальный тамада руководил плясками, организовывал пары танцоров. Невеста же стояла скромно и молчаливо в углу. Через несколько часов свекровь открывала фату своей невестке. Позже молодую одаривали подарками, затем отправляли домой к жениху.
Стрельба в воздух
Ни одна чеченская свадьба не обходилась без выстрелов в воздух. Этот обычай возник очень давно, когда предки были язычниками и стрельбой отгоняли злых духов от невесты. Сейчас за стрельбу на свадьбе в Чечне могут наказать.
Особенности чеченской свадьбы
Одно из главных отличий чеченской свадьбы — это то, что жених на людях не появляется. Его никто не должен видеть, кроме близких друзей. Он сидит в отдельном помещении и ждет конца праздника. Невеста почти все время стоит. Ее уводят ненадолго, чтоб она смогла поесть и отдохнуть, потом снова выводят к гостям, и она стоит в специально украшенном для нее месте. Невеста на чеченских свадьбах не разговаривает с родственниками жениха мужского пола, пока не будет совершен специальный обряд «развязывания языка». Мужчины, родственники жениха, по очереди подходят к ней со стаканом воды, дают ей деньги и спрашивают, дает ли невеста разрешение выпить эту воду. Невеста отвечает согласием и только после этого может говорить с родственниками жениха.
В последнее время свадьбы все чаще проводят в ресторанах, приглашают ведущих, певцов, специальных людей, которые выбирают, кто с кем будет танцевать.
Тили-тили-тесто…
На Северном Кавказе семь регионов, где проживают представители десятков национальностей. Здесь ценится верность традициям, но в то же время в свадебном церемониале постоянно появляется что-то новое. Некоторые традиции встречаются почти у всех кавказских народов, к примеру, угощение невесты медом. Но есть и уникальные обряды, присущие только одной нации, а порой даже одному селу.
Карачаевцы: шесть платков невесты
В Карачаево-Черкесии невеста помимо традиционного свадебного наряда должна обзавестись шестью большими платками, каждый из которых имеет свой сакральный смысл. «Ау алган», обряд снятия свадебных платков, — один из важнейших моментов свадьбы. Невесту под музыку вводят в зал. Гости расступаются, и девушки в национальных платьях танцуют вокруг невесты, снимая один платок за другим и передавая их женщине из семьи мужа.
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Невеста во время празднования свадьбы в Карачаево-Черкесии
— Когда невесту вводят во двор, ее голову покрывают три платка, еще один платок повязывается на пояс и по одному платку она держит в обеих руках. Снимать их должна женщина в возрасте, которая счастлива в браке, чтобы по подобию ее жизни сложилась жизнь невесты, — рассказал старейшина и имам аула Джингирик Доммай-хаджи Салпагаров.
Он пояснил, что, когда снимают первый платок, это знак того, что невеста пришла в дом в соответствии с традициями, теперь она равноправный член семьи. Второй платок говорит о ее воспитании и готовности заботиться о муже, родителях, будущих детях. Третий платок считается самым ценным, он символизирует скромность невесты и то, что она выходит замуж в первый раз. Платок на поясе означает готовность работать по дому, а платки в руках невесты — что она пришла в дом не с пустыми руками.
Балкарцы: знакомство с родителями
Обычаи балкарцев схожи с карачаевскими, однако разница все же есть. Даже снятие платков имеет другой смысл и проводится иначе.
— Снятие первого платка — знак того, что теперь невеста вправе выходить на улицу, не прячась от чужих глаз. Снятие второго — что она вправе общаться с родственниками жениха. Два платка с рук означают, что она вправе стать хозяйкой в доме, и последний платок, снятый с пояса, означает, что теперь она принесет этому роду детей, — рассказала организатор свадеб Фатима Ксанаева.
Раньше платки традиционно снимал мальчик, поддевая их кнутом и передавая старшим женщинам рода жениха. Сейчас для этого приглашаются профессиональные танцоры, которые проводят этот обряд в красивом танце.
Жениха и его друзей при знакомстве с родственниками невесты встречают чашей с бозой — традиционным балкарским напитком из овса. Старший из друзей жениха принимает чашу, произносит тост, отпивает и передает своим товарищам. Возвращают чашу с деньгами внутри. Жениха подводят к родственникам невесты, и он знакомится с ними, здороваясь с каждым за руку.
Терекеменцы: выход к роднику
У дагестанских терекеменцев невеста впервые выходила к людям только на 40-й день после свадьбы — это выход за водой, «сува чихан». За водой шли с красивыми и высокими национальными кувшинами, которые женщины, сопровождающие невесту, водружали на плечо.
Сейчас же по воду невеста выходит уже через неделю после свадьбы, ее обязательно сопровождают нарядно одетые подруги и родственницы мужа. Старшая родственница новобрачной раздает от ее имени всем участницам шествия и встречным на улице сладости. Только после выхода за водой молодая жена может показываться людям на улице и общаться со своими родственниками и соседями.
— В многонациональном Дагестане практически у каждого народа есть собственные свадебные традиции. Однако есть и общие для всех. Например, традиция лить воду вслед невесте, чтобы ее сопровождало богатство. С той же целью кидают конфеты на машину, в которую садится невеста, — говорит врио министра по делам национальностей Дагестана Энрик Муслимов.
По его словам, пандемия коронавируса неожиданно привела к возрождению старых свадебных традиций.
— До пандемии даже в сельской местности свадьбы проводили в банкетных залах, а сейчас чаще делают это дома. Открывают ворота, накрывают столы в саду — все как в старину.
Чеченцы: развязать язык невесте
У ингушей и чеченцев схожи не только язык, но и традиции, в том числе и свадебные. Здесь жених и невеста не встречаются на свадьбе и празднуют отдельно друг от друга.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Обряд «развязывания языка» во время проведения чеченской свадьбы
— Родственники и друзья мужа задают разные вопросы с юмором и сарказмом, невеста молчит и не отвечает до тех пор, пока они не попросят ее дать воды. Собравшиеся поочередно берут стаканы и спрашивают, можно ли им выпить эту воду. Невеста отвечает: «Да». Так получается «развязать» ей язык. Гости благодарят девушку и отдают ей некоторую сумму денег, — описывает обряд ведущий свадеб Зубаир Байраков.
Еще один обязательный обряд на чеченской свадьбе — прием невесты матерью жениха, когда свекровь съедает половину конфеты, а второй половиной угощает новоиспеченную сноху.
— Угощая сладким, свекровь надеется, что язык, на котором будет говорить невеста с семьей жениха, будет таким же сладким, — объясняет Зубаир Байраков.
Ингуши: теща нон грата
У ингушей невесту из дома родителей забирают двоюродные брат и сестра жениха. Девушка приколет иголку с белой нитью к подолу платья невесты для счастливой жизни и передаст ей носовой платочек с завернутой в него монетой как пожелание благосостояния новой семье, а молодой человек выведет невесту из отцовского дома, держа за руку. Невеста не имеет права оборачиваться на свою семью, а голова ее помимо фаты покрыта плотным платком, скрывающим лицо, чтобы не видели родственники-мужчины, которые в это время стоят во дворе. Таким образом она показывает им свое уважение, проявляя скромность.
Но самой интересной, пусть уже и не свадебной, считается ингушская традиция, согласно которой зять никогда не видится с тещей. Эти двое никогда не встречаются — и не из-за неприязни, «воспетой» в анекдотах, а, напротив, из уважения со стороны зятя. Он не видится также с большинством старших родственников жены — тоже по причине скромности и чтобы выразить им свое почтение.
Кабардинцы: возвращение жениха
Одним из главных свадебных обычаев у кабардинцев является унэишэ — знакомство невесты с родственниками жениха, когда ее одаривают подарками — обычно деньгами и ювелирными украшениями. А уже после этого проводится обряд возвращения в родительский дом жениха, который всю свадьбу прятался у друзей или у соседей. Для этого в отдельном помещении накрывают праздничный стол, где старшие встречаются с женихом, дают наставления и разрешают ему, не прячась от своей семьи и старших, находиться дома.
— На современных свадьбах с каждым днем появляется что-то новое, но наряду с этими элементами есть и традиционные. Некоторые из них в советское время были забыты, а теперь снова возвращены людям. Например, обрядовый танец вокруг невесты, когда ее забирают из родительского дома, чтобы передать родственникам жениха, — рассказывает устроитель кабардинских (адыгских) свадеб Азамат Дзагаштов.
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Осетины: прощание с очагом
На осетинских свадьбах с недавних пор возродили старинный обряд, связанный с домашним очагом, говорят в Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований имени В. Абаева. Невеста, прощаясь с домом отца, должна была в сопровождении шафера под молитву трижды обойти вокруг очага, где висела надочажная цепь, священная для каждого осетинского дома. Второй раз невеста совершала тот же обряд в доме жениха, приобщаясь к новому очагу.
Сегодня этот обряд стал одним из ключевых моментов осетинской свадьбы, хотя и приобрел немного театральный характер, поскольку торжество чаще всего проходит в ресторане. Обряд проводят под аккомпанемент мужского хора в национальных костюмах, который исполняет специальную ритуальную песню.
После этого проходит ритуал снятия фаты невесты. Фату снимают специальным флажком с шелковой лентой, который изготавливают родственники невесты. Долгие годы флажок хранится в доме новой семьи, он является символом чистоты и благополучия.
Казаки: лезгинка и кормление коня
В старину у казаков Ставропольского края свадебный цикл занимал несколько месяцев — весной жених сватался, а после летней страды, осенью, играли свадьбу. Переезд жены в дом мужа сопровождался целым «свадебным поездом» и множеством обрядов. Некоторое время назад на Ставрополье вошло в моду играть стилизованные казачьи свадьбы, даже если сами молодожены казаками не являются.
— Когда женятся казаки, это сразу видно: гости тоже в народных костюмах, ансамбли казачьи, песни. У терских казаков первый танец молодых — лезгинка. Иногда проводят такой обряд: жених берет невесту под бурку, ручается перед всеми, что он теперь за нее в ответе, они под одной буркой подходят к родителям или идут в храм, — рассказывает руководитель ставропольской организации развития традиционной казачьей культуры «Казачий формат» Ирина Иванова. — Любая казачья свадьба — это обязательно благословение родителей, традиционные песни и танцы. Часто, когда жених и невеста выходят из загса, мужчины делают своеобразную арку из шашек, под которой проходят молодые. Это уже современное нововведение, раньше такого не было. Молодые разламывают хлеб, кормят коня, тем самым жених знакомит невесту со своим другом, который вынесет его из любой беды, из любого боя. Специально к свадьбе невеста шьет новый наряд: верхнее платье, нижнее платье, красивый пояс, украшения. Жениху шьется черкеска, все новое, «газыри блестят, сапоги начищены». Это достаточно дорого, но люди знают, почему они делают это ради одного дня.
Чеченская свадьба
Парень с девушкой на свидании не появляются открыто. Обычно свидание проходит там, где их не смогут увидеть родственники (из уважения к старшим не принято показываться с парнем или девушкой), парень приходит на свидание к дому девушки, но сам ее не зовет, а подсылает соседкою девушку, или какого-нибудь ребенка, чтобы тот передал послание. Девушка выходит на свидание и после серии успешных встреч, когда парень и девушка изъявляют желание связать свою жизнь друг с другом, парень просит у девушки «залог» верности. Это обычно бывает кольцо или платок, что означает- девушка выйдет только за него.
Затем пара договаривается о дне свадьбы. После этого парень обговаривает это со своими родными в частности с матерью или родной сестрой (говорит на эту тему с отцом или старшими представителями семьи по чеченским обычаям считается крайнее неприлично).
Потом в дом будущей невесты идет делегация из родственников будущего жениха. Родственники жениха рассказывают второй стороне о планах парочки. Называют дату, указанную ими, обмениваются любезностями и уходят. Братья девушки в разговор отца и сватов не вступают, они стоят рядом и внимательно слушают беседу старших.
Далее идут приготовления. Невеста готовит чемоданы, свадебные наряды. Первым делом, конечно же, свадебное платье, ну и еще, что не менее важно, платье на второй день, которое не должно быть белым, а просто должно быть нарядным, красивым.
Парень поисками нарядов не страдает. Его родители готовятся к встрече кучи родственников. Всех надо накормить, так что ко дню свадьбы готовят разные вкусности.
День свадьбы
Наступает день свадьбы. Забегая вперед стоить отметить, что родственники невесты в праздновании свадьбы не участвуют кроме тех женщин (одной или двух), которые приезжают в машине невесты рядом с ней.
В день свадьбы все бывают страшно наряженными. Главный организатор всего действия обычно мужчина со стороны отца жениха. Сам отец обычно этим не занимается, но если что-то решит, то тут уж никто не спорит. Действует строгое разделение труда. Организация столов за женским коллективом.
Потом переход к разговорам о духовном. Все важные церемонии без этого никогда не обходятся, так как это является важным их элементом. После разговоров о духовном, переходят к самой сути визита, которая решается только в соответствии с духовными устоями.
За девушку дают выкуп. Обычно сумма такого выкупа определяется муллой той или иной общины. Но представители жениха могут дать сумму и больше, дабы подчеркнуть всю важность и искренность своего визита, а также желание скрепить отношение семей брачными узами молодых. Зачастую «урду» ( выкуп, или другими словами, калым) воспринимается у западных народов неправильно. Для них это как бы плата, или цена за невесту. Сравнивают это с покупкой в магазине. Это неправильно. Дело в том, что в Исламе женщина высоко почитается. Отдавая калым, мужчины чувствует, что не получил женщину просто так в свое распоряжение. Он несет утрату средств, но взамен получает спутника жизни. Этот психологический шаг доказывает человеку, что в мире есть вещи важнее денег. Отдавая за невесту выкуп, люди доказывают, что не оставляют у себя каких-то ценностей, а готовы отдать эти ценности за невесту.
После завершения всех церемоний, старики передают калым родственникам невесты. Впоследствии, как правило, эта сумма денег передается самой невесте, чтобы она сама по собственному желанию могла ими распорядиться.
После этого, мулла отправляется к невесте, где так же присутствуют в качестве свидетелей две женщины, взрослые и замужние. В их присутствии мулла задает девушке вопросы, далее просит ее читать за ним суры из Корана и свидетельства о решении связывания уз. Все это в соответствии с четко обозначенными требованиями Ислама.
Свадебный кортеж!
Когда уже родственники невесты дают знать, что у них все готово, он направляется в дом забрать невесту. И в этот момент, прежде чем вывести свою будущю невестку брат жениха дает сестре девушки одну купюру, которая на данный момент является купюрой самого большего достоинства. К примеру, сегодня это пятитысячная купюра. Бывает, что расплачиваются и валютой, сотней или двумя долларов или евро. В зависимости от зажиточности семьи.
Но сюрпризов стоит ожидать не только от участников движения. По чеченским обычаям, любой может загородить дорогу и потребовать плату за проезд. Обычно, этой платой занимается брат невесты, но бывают и заранее обговоренные моменты, когда эту миссию выполняет другой мужчина или парень.
Встреча невесты!
Мать жениха выходит к невесте, помогает ей выйти из машины, и дает ей что-нибудь сладкое, например, конфету, затем сама тоже откусывает от этой же конфеты (чтобы жизнь была сладкой у невестки и свекрови). Некоторые мамаши даже посыпают конфетами голову невестки. Обычно в этот момент раздаются выстрелы и автоматные очереди. Таким образом, все в округе узнают, что невеста прибыла в пункт назначения. На самом деле, это часть обряда, об истинном значении которого сегодня мало кто помнит. Дело в том, что громкими звуками раньше пугали и отгоняли злых духов от дома молодоженов.
По дороге в дом невестку могут ждать испытания. А именно, когда девушка заходит в дом, перед ней бывает, расположен какой-нибудь маленький коврик и рядом веник. Умная невестка не растеряется и поймет, что коврик пыльный, его надо подмести, да и вообще, убрать, чтобы никто не наступил и не запачкал.
Обычай «Развязывание языка»…
Обычай «Мотт бастар» («Развязывания языка») – уходит далеко в древность. Как известно у кавказских народов, в частности и у чеченцев существовал обычай умыкание невесты. Согласно одной из легенд однажды в горах один парень украл девушку, чтобы на нее женится. Привел к себе домой, но девушка была зла на всех и не с кем не хотела разговаривать. И тогда родные жениха решили задобрить ее подарками, что и получилось у них. С тех пор обычай «Мотт бастар» вошел в чеченские традиции свадебного обряда. Однако стоить отметить, что здесь не идет речь задобрить невесту. Просто через этот красивый обычай родственники и друзья жениха оказывают финансовую помощь новобрачным.
Танцуют все!
Чеченская свадьба. Где жених, почему невеста плачет, зачем ей развязывают язык?
Нет жениха
Нарушение этого правила в Чечне сурово осуждается. Например, недавно один отец невесты его нарушил, появившись на свадьбе рядом с дочерью. За что потом извинялся перед невестой.
Гонки на выживание
Невеста грустит
Тоже интересный момент. Чеченская невеста на свадьбе должна стоять отстранено, ни в коем случае не танцевать, не есть, не пить, только немного грустить и даже пустить слезинку-другую. Как-никак, из родного дома отчего чужие люди забирают!
Развязывание языка
Еще один интересный старинный вайнахский обычай. По-чеченски он именуется мотт бастар. Смысл этого обычая заключается в том, что родственники и друзья жениха стараются разговорить невесту, предлагая ей деньги в обмен на возможность выпить стакан воды из ее рук.
Собранные деньги, нускал, кстати, обычно отдается своей марнане (свекрови).
Стрельба на свадьбе
Пальбою в воздух чеченцы в прежние века отгоняли от свадебного кортежа всевозможных злых духов, а также предупреждали о приближении этого самого кортежа. Сегодня с этим довольно опасным обычаем, к тому же вызывающим раздражение жителей других регионов, чеченские власти стараются бороться.
Поход к роднику
Еще один красивый вайнахский свадебный обычай. В городах ныне почти забытый, в селах еще живой.
Отсутствие обязательного ЗАГСа
В ЗАГС иные чеченские пары вообще могут никогда за жизнь не пойти. Обязательный штамп в паспорте сам Рамзан Кадыров как-то назвал первым шагом на пути к разрушению семьи.
Никаких «Горько!»: как устроена чеченская свадьба
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Брак в Чечне — это не просто союз мужчины и женщины, это объединение двух семей, а семьи в регионе большие. Так что молодожены никак не могут заявить, что свадьба — их личное дело. Нет, это дело общественное и даже политическое. Может, именно поэтому чеченские свадьбы чаще других попадают в новости.
Знакомство
Современная чеченская молодежь знакомится в вузах, на работе, на свадьбах.
Фото: Сергей Узаков/ТАСС
— Чтобы молодых знакомили родители, это большая редкость, — говорит этнограф, кандидат исторических наук Залпа Берсанова. — Раньше парень и девушка могли присмотреться друг к другу на коллективных работах (белхи) и на вечеринках (синкъелрам). Белхи созывались, когда нужна была помощь сельчан — построить дом, перекрыть крышу, обработать урожай чеснока или кукурузы. Хозяин готовил для помощников угощение, устраивал танцы — это был настоящий праздник труда. А синкъелрам — это «праздник души», где молодежь танцевала, знакомилась, соревновалась в остроумии. Сейчас традиции почти угасли, встречаются очень редко, в самых патриархальных селах. Теперь молодежь все чаще знакомится и общается по интернету.
Объявление о намерениях
Решив пожениться, парень и девушка сообщают об этом родственникам. Парень приносит своей матери кольцо или платок, который девушка дала ему в знак согласия.
Будущая свекровь идет к матери невесты и сообщает радостную весть. Та, как правило, уже все знает, но этикет есть этикет, и она, взмахнув руками, говорит что-то в духе «какая неожиданность, но так тому и быть».
Фото: Игорь Кубединов/ТАСС
— Этот досвадебный визит не считается обязательным, если молодые договорились между собой и семьи тоже не против их брака, — отмечает Залпа Берсанова. — А вот если избранница не соглашается идти замуж или у ее семьи есть сомнения, мать парня идет к матери девушки с дипломатической миссией.
Договорившись, матери семейств сообщают о решении детей своим мужьям. С этого момента запускается сложный механизм под названием «Подготовка к свадьбе», в нем участвуют даже дальние родственники.
Сватовство
Сватать невесту идут старейшины рода — два-три уважаемых человека из родственников жениха.
— Они его поручители, и, если брак разрушится по его вине, они скажут, что он их опозорил. Прежде старейшины действительно держали ответ за судьбу невестки перед ее родными, сегодня их функция скорее формальная, — говорит этнограф.
Фото: Елена Афонина/ТАСС
Старейшины рода сватают невесту
Сваты обычно приходят не к родителям девушки, а в дом старейшины ее рода. Если хозяин посчитает нужным, он приглашает к разговору отца невесты. При первом визите сватов обычно вежливо выпроваживают под тем предлогом, что нужно поговорить с девушкой. О ее мнении узнают при помощи женщин: матери, сестры, снохи. Если она согласна, при втором визите сватов назначается день свадьбы.
У чеченцев, придерживающихся традиций, не принято неволить девушку. Она свободна в выборе. Но бывает, что ей приходится подчиняться решению родителей вопреки своим чувствам.
Сбор чемоданов
Фото: Елена Афонина/ТАСС
Пока семья жениха подсчитывает потенциальных гостей и ищет ресторан для торжества, невеста приступает к самому ответственному предсвадебному делу — сбору чемоданов. Выражение «собирать чемоданы» в Чечне используется именно для описания процесса покупки и упаковки приданого. Не путать с Дагестаном — там чемодан для невесты собирает и дарит сторона жениха.
Приданое состоит из предметов одежды, драгоценностей и подарков для родственников будущего мужа. Раньше, во времена отсутствия моды и наличия дефицита, приданое собирали с самого рождения дочери. Золотые украшения, отрезы тканей, верхняя одежда — все это покупалось или принималось в виде подарков от ближайшей родни.
Сейчас процесс упростился, зато уровень чемоданной конкуренции сильно возрос. Вся Чечня обсуждает, одежду какой марки купила в приданое дочь таких-то, сколько шкатулок с золотом было упаковано и где она приобрела шубу.
— Недавно мы выдавали замуж племянницу, — рассказывает жительница Грозного. — У нее было 7 чемоданов и 12 огромных подарочных пакетов. Правда, невесте было около 30 лет, она после вуза, работает в хорошем месте, сама купила себе все, что хотела. Понятно, что к 16 годам невеста вряд ли соберет столько вещей. Она вообще может быть бесприданницей. Но подарки свекру, свекрови, братьям и сестрам жениха должна принести обязательно.
Свадебный наряд
Отдельная статья расходов — свадебное платье. Цены за его прокат — от 30 тысяч до бесконечности. Средней считается сумма 100 тысяч рублей.
И не надо думать, что это пустая заносчивость, стремление поразить окружающих.
Фото: Валерий Матыцин/ТАСС
— Большая семья должна блюсти свою репутацию. И дорогие свадьбы — не хуже, чем у соседа, — тоже работают на образ семьи. Это неплохо, ведь хорошая репутация семьи — это и экономический ресурс, и брачный. Если ты богат, все готовы отдать своих дочек за твоего сына, — отмечает Екатерина Капустина, заведующая отделом этнографии Кавказа Музея антропологии и этнографии РАН.
Калым
Если приданое — вещь хотя и нужная для престижа, но не обязательная, то выкуп за невесту должен быть непременно.
Фото: Сергей Карпов/ТАСС
— В прошлом году я женила своего младшего брата, — рассказывает чеченка Аза. — В калым вошли 50 тысяч рублей, 25 пачек чая «Гринфилд», 25 пачек сахара, 5 кг лучших конфет. Сейчас решением муфтията калым ограничили. Это сделано, чтобы даже безработные парни могли создать семью. Денег должно быть до 30 тысяч рублей, продукты и вовсе исключены из калыма. Но все же людям хочется угодить новым родственникам, и они прилагают к деньгам и чай, и сахар, и конфеты. Также в калым может входить и баран, но он должен быть красивым, с крутыми рогами. Над хилым бараном люди будут смеяться и говорить, что родители жениха — скупердяи.
Заключение брака
В давние времена свадьбы игрались осенью и зимой — после сбора урожая. Сейчас сезон свадеб в Чечне длится круглый год, прерываясь только на время священного поста в месяц Рамадан.
Регистрировать брак в загсе именно в день свадьбы в Чечне не принято. Молодые пойдут туда только через какое-то время. Есть семьи, в которых муж с женой так и не поставили заветные штампы в паспорта, но это никого не смущает. Ведь главный свидетель создания новой семьи — общество.
И, конечно, духовенство.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Муллы читают молитвы в доме жениха во время празднования чеченской свадьбы
— Законность брака закрепляется обрядом никях. Мулла по отдельности спрашивает у невесты и у жениха, по согласию ли вступают они в этот брак или нет. По нормам шариата, никях производится в присутствии одного свидетеля с каждой стороны. Недавно появилось новшество: мулла требует от жениха и невесты справки, что они не инфицированы ВИЧ. Без этих документов брак не заключается, — рассказывает Залпа Берсанова.
Свадьба
В день свадьбы родственники и друзья жениха собираются и едут за невестой. В кортеже может быть до 20−50 машин. Количество их не всегда зависит от благосостояния жениха. Он может быть бедным, но иметь много друзей и родственников, и они все обязательно приедут на свадьбу.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
В дом невесты едет только молодежь. Усадив девушку и ее ближайшую родственницу в самую лучшую машину, процессия направляется к месту проведения торжества, где невесту встречает свекровь. Родственников невесты на свадьбе не бывает.
— Для них это вовсе не такой праздник, как для стороны жениха. Раньше невесту нередко провожали со слезами: ведь она уходит в чужой дом, иногда в чужое село, — поясняет этнограф.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Гости танцуют лезгинку, затем прерываются передохнуть и подкрепиться, затем снова танцуют. Так продолжается до вечера. Невеста все это время стоит в специально отведенном для нее месте в стороне от танцев, выслушивает родственников жениха, которые походят поздравить ее, пожелать счастливой семейной жизни и сфотографироваться с ней.
Невеста не танцует. Она может улыбаться, но не должна разговаривать. Всем своим видом должна демонстрировать максимальную скромность.
Жених все торжество проводит в отдельной комнате с друзьями. Главная его задача — не попасться на глаза старшим мужчинам из своего рода.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Жених со своими родственниками соблюдает обычай избегания
— Это обычай избегания, — поясняет Залпа Берсанова. — Молодым людям предписано стыдиться того, что им предстоит совместная жизнь. Все, что может хоть как-то намекнуть на их близость, считается неприличным. Это важнейшая норма поведения, и не только на свадьбе. Девушке никогда не придет в голову рассказывать парню о других мужчинах, которые обращали на нее внимание или сватались к ней, — это нескромно. Друг парня никогда не похвалит красоту его невесты и тем более не выскажет ей комплимент — для него она нечто настолько запретное, что он и помыслить не может о ней как о женщине. Поэтому невеста и не танцует — мужчины не должны любоваться ею в отсутствие ее жениха.
Развязывание языка
Раньше свадьбы длились три дня. Сейчас, когда их принято проводить в банкетных залах, — один. После застолья невесту привозят в дом жениха. Свекровь вручает ей конфету, чтобы отношения были сладкими. Потом невесте дают подержать ребенка — обычно мальчика, чтобы у нее родились сыновья.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Обряд «развязывания языка»
Все это время девушка должна молчать — пока вечером не состоится обряд «развязывания языка». Родственники и друзья жениха преподносят невесте подарки — чаще всего деньги, задают вопросы, просят у нее стакан воды и разрешения выпить эту воду — в общем, делают все, чтобы девушка заговорила. Поведение невесты зависит от ее характера и выдержки — она может не подать воду, пока мужчина не положит ей на поднос желаемую сумму, а может дать напиться за символический подарок. Обычно старшим родственникам воду подают по первой просьбе и желают «напиться воды во благо», а друзьям жениха приходится раскошеливаться и долго просить разрешения выпить воды.
Вот только не надо подозревать невесту в жадности: собранные деньги она все равно отдаст свекрови.
Поход к роднику
На второй или третий день, когда гости разойдутся, новые родственники веселой толпой ведут невесту к роднику, если, конечно, такой есть поблизости. В городе этот ритуал по понятным причинам не проводится, а в селах все еще популярен.
Фото: Елена Афонина/ТАСС
В воду бросают лепешку, и один из родственников жениха должен выстрелить в нее.
Знакомство с родителями
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Знакомство с родителями
Но свадебные ритуалы на этом не заканчиваются. Через месяц, а иногда и через два-три, молодая жена в сопровождении свекра и свекрови отправляется в отчий дом с подарками для своих родителей и родственников. Вечер проходит в беседах за праздничным столом. Это официальное знакомство родителей, и лишь после него девушка может посещать отчий дом и гостить у родных.
И, наконец, визит молодого мужа к родителям жены. Дата назначается принимающей стороной, гость не имеет права просить перенести встречу на другое время. В день Х зять приходит в сопровождении сестры, брата и близкого друга. Он проходит в комнату, где накрыт стол для мужской половины родственников, но не может присоединиться к застолью, пока не услышит приглашения от старшего родственника жены. Мужчины могут подтрунивать над зятем, и он должен все стойко и молча снести. Отведав угощение, он оставляет на столе подарок, чаще всего деньги.
Все это время женщины в другой части дома ждут, когда зятя приведут знакомиться с ними. Мужчину ждет нелегкое испытание. Ему могут подложить пересоленную еду, связать шнурки ботинок или заявить: «Мы думали, ты красивее».
— В прежние времена мужчины ни в коем случае не подшучивали над зятем, только женщины, — рассказывает Залпа Берсанова. — Они могли вместо дома, где накрыт стол, отвести его в курятник, могли налить в его обувь мед. Поэтому установилось правило, что зять может не снимать обувь. Он должен очень сдержанно реагировать на все эти издевательства. Ведь проверяется его терпение и выдержка, столь необходимые в семейной жизни. Но можно отшучиваться, и зятья стараются давать остроумные ответы на все замечания «гостеприимных» родственниц.