Что значит развивающаяся система
развивающаяся система
Смотреть что такое «развивающаяся система» в других словарях:
Информационно-развивающаяся система — [information developmental system] самоорганизующаяся система, управляющая своими информационными потоками и вместе с тем создающая новую информацию. Таковы, например, наука, интеллект человека. И. р.с. являются и народное хозяйство, отрасль,… … Экономико-математический словарь
информационно-развивающаяся система — Самоорганизующаяся система, управляющая своими информационными потоками и вместе с тем создающая новую информацию. Таковы, например, наука, интеллект человека. И. р.с. являются и народное хозяйство, отрасль, предприятие: в них постоянно возникает … Справочник технического переводчика
Школа как развивающаяся система — школа, в к рой сохраняется лучшее из того, что было создано прежде, и его упрочение; демонтируется старое и негодное; незаслуженно забытое возрождается в новых формах; осуществляются инновации во всех направлениях деятельности … Педагогический словарь
система — Группа взаимодействующих объектов, выполняющих общую функциональную задачу. В ее основе лежит некоторый механизм связи. [ГОСТ Р МЭК 61850 5 2011] система Набор элементов, которые взаимодействуют в соответствии с проектом, в котором элементом… … Справочник технического переводчика
Система — [system] множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство. Следует отметить, что это определение (взятое нами из Большой Советской Энциклопедии) не является ни единственным … Экономико-математический словарь
СИСТЕМА ГЛОБАЛЬНАЯ — совокупность взаимосвязанных элементов цивилизации и природы, возникающая и развивающаяся в результате деятельности индивидов, социальных и культурных обществ и всего человечества, направленной на удовлетворение потребностей людей. Материальную… … Экологический словарь
Система инновационная национальная — совокупность учреждений и организаций страны, которые осуществляют разработку и распространение новых технологий и позволяют Правительству реализовать политику в области научно технологического развития национальной экономики. Существует также… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей
самосовершенствующаяся система — развивающаяся система — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы развивающаяся система EN evolutionary system … Справочник технического переводчика
Валютная система — (Monetary system) Валютная система это правовая форма организации валютных отношений Валютная система: Ямайская, Европейская, Бреттон Вудская, Парижская, Генуэзская, Российская Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Экстрапирамидная система — (лат.: extra вне, снаружи, в стороне + pyramis, греч.: πϋραμίς пирамида) совокупность структур (образований) головного мозга, участвующих в управлении движениями, поддержании мышечного тонуса и позы, минуя кортикоспинальную… … Википедия
Общество как развивающаяся система
Общество как развивающаяся система
Общество – это система, которая развивается на собственной социальной основе – социуме. Общественная система – это структурированный состав общества, который включает его взаимосвязанные компоненты.
Вместе с понятием «общество» часто можно встретить такие понятия, как «страна», «нация», «государство». При употреблении данных категорий важно учитывать их предметную самостоятельность. В более общем понятии, обществом называют продукт исторической деятельности людей, географическое местоположение которого определяется страной. Нация имеет целостное территориальное, экономическое, правовое и языковое построение с менталитетом и языковой культурой, а государство имеет политическую организацию.
Среди характеристик общественной системы выделяют функциональную согласованность компонентов ее структуры и их самостоятельность. Исторически то, как развивалось общество определялось в зависимости от того, какие в нем сложились экономические отношения, политическое господство, а также тем, какие у данного общества социальные особенности и региональные черты. Приоритет различных структурных компонентов общественного развития проявляется во взаимосвязи социальных, естественных, материальных, демографических и других факторов бытия.
Системообразующие факторы общественного развития и формирования социума
Ввиду того, что под обществом понимают людей, которые функционируют в рамках системы общественных отношений и институтов, созданной их собственной деятельностью, можно выделить человека, личность, индивидуальность, персону и социум в целом как базовый элемент общества. Антропогенез (становление человека) и социогенез (становление общества) – являются двумя сторонами одного и того же процесса, который происходит в социальном времени и пространстве.
Если говорить о факторах, образующих систему, которые влияют на процесс развития и формирования общества, то учеными выделяют следующие:
Учитывая этого, необходимо обозначить конкретнее и то, в чем состоит сущность разнообразных сфер жизни общества вместе с традициями, нормами, принципами и культурой, которые им соответствуют. Они формируются на основе базовых форм деятельности общества в качестве сложившихся исторически самостоятельных системообразующих институтов общественной жизни.
Рассмотрим некоторые особенности системообразующих факторов, в первую очередь – естественные.
Система «универсум – человек» является базовым философским построением для того, чтобы понять становление и развитие общества. Человек, общество, социум на планете все объективно «рождены» универсумом. Начиная с самого своего появления, человек постоянно стремился к самосовершенствованию и преобразованию природы, он пытался достроить все общественное и недостающее с помощью деятельности.
Человек является специфической частью природного мира, его сущностным элементом. Процесс его эволюции был постепенным, он менял факторы зависимости от природы, становясь при этом самостью с помощью общения, труда, улучшения способа ведения совместного хозяйства, условий быта (системы социально-ориентированных отношений). Становление (развитие и выживание) человека происходило путем естественного отбора, при котором он опирался на свою собственную силу, выносливость, здоровье, умение противостоять природе, размножение. Социальный отбор требовал наличия разнообразных индивидуальных характеристик, уже сформированных способностей, а также реализацию интеллектуальных качеств личности, умение адаптироваться к условиям, которые предъявляет социальная среда.
Все социальное, имевшее социальную значимость, закреплялось посредством житейского образа и теоретического закрепления накопленных установок, умений и знаний. Если говорить предметно, то человек в процессе своего природного становления и развития постепенно выстроился сам и сумел попасть в сферу социальных законов, соответствующих собственной естественной природе и общественному бытию. Все это происходило в процессе труда, который требует постоянного совершенствования навыков, передачи опыта между поколениями как в ремесленном, так и в профессиональном режиме в процессе воспитания и обучения, т.е. в процессе социализации.
Первичным естественным фактором становления и развития общества с помощью человеческого труда и деятельности была природная среда.
Наши древние предки постоянно пользовались предметами природного мира, которые случайно попадались им на глаза (палками, камнями, костями) как простейшими орудиями труда, а также использовали их для защиты и охоты. Данная прикладная направленность относилась к инстинктивным животным формам реагирования. Однако данная способность наших предков к совершению примитивных операций положила мотивированное начало для осуществления труда в форме, в которой он будет составлять человеческое исключительное достояние, являться целеполагающей деятельностью.
Наши предки осознанно переходили от банального использования различных предметов, которые были обнаружены в природе, вроде скорлупы крупного ореха, которую использовали в качестве ёмкости для воды или же камня, который служил ударным или охотничьим инструментом, к целенаправленному изготовлению орудий труда, которое затем становилось потребностью. Данная потребность послужила толчком к формированию собственно человеческого – ремесленного, наполненного смыслом труда, который в дальнейшем перешел в деятельность.
Последствия перехода к труду были следующие:
От животных человека отличают различные биотические признаки вроде особенностей его тела, отсутствия сплошного волосяного покрова, прямохождение, строение опорно-двигательного аппарата и т.д.). Однако, самыми основными отличительными признаками являются наличие речи, способности к абстрактному мышлению, умение ставить цели в процессе своей деятельности, присутствие социальных связей, социализация, наличие менталитета.
Среди отличий труда от рефлексорных действий, свойственных животному миру, ученые выделяют следующие:
Для того, чтобы уяснить некоторые вопросы становления и развития общества путем деятельности, необходимо обозначить определенные понятия социальной философии, среди которых «труд», «творчество», «работа» и «деятельность». Человек общественный появился благодаря работе и труду, которые включают в себя такие обязательные социальные компоненты как речь, общение, накопление и передачу опыта и информации. Становлению и развитию цивилизации способствовала человеческая деятельность, компонентный состав которой включает в себя субъект – объект – средства – процесс – результат – условия – систему – среду. Творчество же человека – это тот созидательно-целевой социальный стержень, способствующий построению высококультурного общества, а также социального государства, которое включает в себя все ценностно-значимые элементы развития общества.
Под работой понимают выполнение человеком или группой людей каких-либо определенных функций.
Трудом называют сознательный способ удовлетворения человеческих и коллективных потребностей. Он бывает физический, интеллектуальный и смешанный.
Деятельностью называют целесообразный труд личности или социальной группы. В ней обязательно должно присутствовать целеполагание, т.к. именно оно является ее основой.
Данное понятие шире определения труда и его невозможно уложить в определенные четкие параметры, к примеру, выкопать яму размером на два метра, на два метра и на два метра. Деятельность несет в себе и индивидуальную, и институциональную нагрузку – может быть деятельностью ученого, руководителя, правительства, в сфере искусств, обороны или же общественной безопасности.
Творчеством называют креативную деятельность, которая направлена на создание чего-то, не существовавшего ранее, нового.
Все приведенные выше определения являются социальными константами, которые имеют широкое общественное значение.
Если проанализировать понятия работы, деятельности, труда и творчества, то можно увидеть, как социальное развитие отличается от биологического, несмотря на то, что человек как субъект функционирует в рамках своей собственной биотической природной сущности. В связи с этим предполагается важным упомянуть о том, как различаются характер и темп биотических и социальных процессов. Серьезные изменения в жизни общества происходят в такое краткое время, которого будет недостаточно для того, чтобы произошли какие-либо значительные изменения в развитии биологических видов. Во многих случаях биологическое развитие становится еще более медленным, в зависимости от того, как конкретный вид организмов адаптируется к среде, в которую попадает. Общественное развитие, с другой стороны, наоборот ускоряется на протяжении всей своей истории. Древний мир существовал и развивался на протяжении нескольких тысячелетий, средневековое общество развилось за тысячу лет, общество Нового времени и эпохи Просвещения – в 300 лет, а Новейшее общество, основной особенностью которого является информационная насыщенность, потратило на свое развитие всего лишь чуть больше века. Таким образом, можно заметить, что социальная динамика развития во многом движется быстрее, чем биотическая. Это стало возможным в связи с возникновением новым механизмов преемственности в общественном развитии в сравнении с биологической эволюцией.
Накопление и передача информации между поколениями в биотическом мире происходит с помощью механизма наследственности, на котором базируются прирожденные инстинкты. Высшим животным также свойственен путь передачи своим детям индивидуальных навыков, которые приобрели их родители.
Важную роль в жизни общества играют управленческие и производственные навыки, духовные и социальные нормы, опыт социума, воплощающийся в мышлении, языке, традициях, знаниях, творчестве, деятельности и культуре. Все эти навыки также наследуются каждым из поколений.
Биологическую передачу тех или иных свойств ограничивает запас информации, заложенный генетически (в аппарате наследственности). Наследование социального опыта непрерывно и безгранично. Освоение данного опыта и принятие созданных людьми ценностей происходит путем социализации человека в рамках процесса образования, воспитания и обучения (получения знаний, установок и умений). Каждое новое поколение будет привносить в культуру что-то новое, обогащать ее достижениями. В отличие от стихийности и бессознательности изменений биологического мира, человеческое общество получает возможность целенаправленно и сознательно изменять все условия своей материальной жизни, а также воздействовать и регулировать отношения с природой.
Физико-химические процессы отличаются от социальных формой отношений, которые присуща данным явлениям. Природные или материальные образования абиотического и биотического уровней будут развиваться вне зависимости от человеческого вмешательства, являются объективными. Общественные же отношения являются социальными образованиями, которые были созданы людьми на конкретных этапах развития истории. Они являются социальными.
В то же время, общество никогда не изолируется в своем развитии от природы. Его развитие невозможно представить без важных естественных предпосылок, в число которых входит географическая среда и демографическая.
Саморазвивающаяся система
Связанные понятия
Гибридные системы — математические модели систем управления, в которых непрерывная динамика, порождаемая в каждый момент времени одной из априорно заданного набора непрерывных систем, перемежается с дискретными операциями, подающими команды либо на мгновенное переключение с одной системы на другую, либо на мгновенную перестройку с заданных текущих координат на другие координаты, либо на то и другое одновременно.
Компьютерная модель (англ. computer model), или численная модель (англ. computational model) — компьютерная программа, работающая на отдельном компьютере, суперкомпьютере или множестве взаимодействующих компьютеров (вычислительных узлов), реализующая представление объекта, системы или понятия в форме, отличной от реальной, но приближенной к алгоритмическому описанию, включающей и набор данных, характеризующих свойства системы и динамику их изменения со временем.
Под гибридной интеллектуальной системой (ГиИС) принято понимать систему, в которой для решения задачи используется более одного метода имитации интеллектуальной деятельности человека. Таким образом ГиИС — это совокупность.
Имитационные модели связаны не с аналитическим представлением, а с принципом имитации с помощью информационных и программных средств сложных процессов и систем в самом сложном аспекте — динамическом.
Методы прогнозирования в экономике — это совокупность научных методик, которые используются специалистами для разработки оптимальных алгоритмов дальнейшего развития различных сфер экономики каждого конкретного государства или мировой экономики в целом.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СИСТЕМ
2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СИСТЕМ
В терминах науки междисциплинарного характера—синергетики может быть проведен как качественный, так и формально-математический анализ процессов развития. Основное качественное понятие синергетики — понятие «самоорганизации». Самоорганизация характерна для всех процессов развития. Основной акцент в синергетике переносится с взаимодействия элементов (подсистем) сложной системы на внешние эффекты, порождаемые структурными изменениями. Эти эффекты принято называть синергетическими, или кооперативными. Основная особенность кооперативных эффектов — упорядоченность, целенаправленность поведения сложной системы при относительной хаотичности поведения отдельных элементов (подсистем).
В дальнейшем будет показано, какое большое влияние на поведение технико-экономических систем оказывают процессы
самоорганизации в условиях перестройки и ускорения научно-технического прогресса. Пока более подробно остановимся на общих свойствах развивающихся систем.
В процессе развития происходит некоторая стандартизация,
унификация преобразований структуры и функций системы, т. е. для развития характерен изоморфизм. Изоморфизм позволяет перейти от натурного изучения процесса развития к модельному изучению. Модель —абстрактное изображение изоморфизма между развивающимися системами различной природы. Наиболее развиты модели, представляющие собой описание системы на языке математической символики. Математические
модели развивающихся систем обычно удовлетворяют в той или иной мере трем основным свойствам: реалистичность, точность, общность.
Реалистичность—это степень соответствия математических утверждений тем представлениям о системе, которые они должны отражать.
Точность — это способность модели количественно пред-
сказывать изменения или имитировать данные, на которых она
Общность связана с областью приложения модели, т. е.
определяет характер систем или отдельных состояний одной системы, для которых модель работоспособна. Общность — наиболее важное свойство моделей развивающихся систем, в которых с особой полнотой проявляется изоморфизм развития. Основываясь на общности моделей развития, можно использовать различные научные результаты, полученные в одной области (например, в биологии развития), в другой (например, в прогнозировании научно-технического прогресса).
Для развивающихся систем характерны, с одной стороны, устойчивость структуры, с другой — потеря устойчивости, разрушение одной структуры и создание другой устойчивой структуры. Налицо проявление закона «перехода количественных изменений в качественные».
Время пребывания развивающихся систем различной природы
в устойчивых состояниях (соответствующих устойчивой структуре), естественно, различно, но независимо от природы. Таким образом, процесс развития можно представить как последовательность циклов эволюционного изменения состояний внутри цикла, со скачкообразным переходом состояния в конце цикла на новый качественный уровень, означающий начало нового цикла развития.
В качестве примера можно привести процесс смены общественных формаций, когда постепенное совершенствование производительных сил в результате научно-технического и социального прогресса приводит к скачкообразному изменению производственных отношений, знаменующему смену общественной формации. Аналогично развивается и наука. Наука развивается в рамках данной парадигмы, «подавляющей» другие научные объяснения эмпирического материала до тех пор, пока объяснительные возможности данной парадигмы не исчерпываются под давлением новых, подлежащих объяснению фактов (аномалий). В этот момент доверие к парадигме ослабляется, резко возрастает количество новых, конкурирующих между собой теорий. Наступает кризисная ситуация, которая проходит довольно быстро и заканчивается отбором наиболее эффективной новой теории, построенной на основе новой парадигмы. Подобный же процесс сопровождает научно-технический прогресс, проявляющийся в развивающихся системах через смену конкурирующих технологий.
Применительно к биологическим развивающимся системам можно считать,
что изменение вида и характера источников питания приводит к видовой дифференциации (увеличению количества видов) и отбору среди них наиболее приспособленных к новым условиям среды обитания.
В работах Ю. Н. Тынянова сделана попытка рассмотрения литературной
эволюции с позиций общей теории развития. В качестве основы Ю. Н. Тыняновым принят «конструктивный принцип» организации литературного материала на данном этапе, который всегда вырисовывается на основе «случайных» выпадов, ошибок, результатов и закрепляется, сменяя старый, уже успевший «автоматизироваться».
Следствие циклического развития (с перескоком в конце цикла на качественно новый уровень) —необратимость, т. е.
невозможность перехода от новообразованной структуры к ста-
рой разрушенной структуре. Необратимость, так же как «устойчивость» и «потеря устойчивости», — атрибут любой развивающейся системы или отображающей ее математической модели. На это свойство развития обратил внимание еще Аристотель: «Нельзя два раза войти в одну и ту же реку». При этом свойство необратимости развития в свою очередь накладывает определенные требования на устойчивость систем.
Ясно, что слишком устойчивая система (гиперустойчивая)
к развитию неспособна, так как она подавляет любые отклонения
от своего гиперустойчивого состояния. Для перехода в качественно новое состояние система обязательно должна в какой-то момент оказаться неустойчивой. Однако перманентная неустойчивость — это другая крайность, так же вредная для развивающейся системы, как и гиперустойчивость, ибо она исключает запоминание, закрепление в системе характеристик, полезных для взаимодействия с внешней средой, т. е. того, что определяет устойчивую структуру системы. В математической модели развивающейся системы и должны быть отражены объективные соотношения между «устойчивостью» системы и ее «неустойчивостью», порождающей необратимые изменения, т. е. процесс развития.