Что значит разумность деятельности
Ум и разум – в чем разница простыми словами
Наверняка вы слышали выражение «Ум за разум зашел» – что означает: «утратить способность рационально мыслить и логически рассуждать». У некоторых людей это случается от самой этой пословицы, ведь непонятно в чем разница между умом и разумом.
Об этом сегодня и поговорим: разберем коротко, что это такое в психологии, и чем первое отличается от второго.
Что такое ум?
Ум – это способность думать, понимать и усваивать информацию. Согласно определению из психологического словаря, это «обобщенная характеристика познавательных возможностей человека».
Функция
Функция ума – определять и сообщать человеку, что нравится, а что не нравится. Например, нам не нравится принимать горькое лекарство или терпеть укол, но разум говорит, что это полезно, важно, нужно. И теперь давайте разберем последнее понятие подробнее.
Что такое разум?
Homo sapiens, то есть «человек разумный» – так называется наш вид. Разумный – это тот, который умеет рассуждать, разумно мыслить.
Разум – это высший тип мыслительной активности, способность мыслить рационально и творчески. А также это способность мыслить широкими, абстрактными и духовными категориями.
Дословно термин можно перевести как «просветленный ум». А слышали ли вы выражение «игры разума»? Как думаете, что оно означает? Оно означает, что ваш ум захватил контроль над вами, обманывает вас.
Чтобы противостоять играм, нужно выключить автопилот и вернуть себе осознанность, контроль. То есть ваш разум дал сбой и уступил место уму.
Иногда разумность отождествляют с мудростью. А также психологи отмечают, что разум связан с волей человека.
Функция
Функция – определять, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и неполезно. Проще говоря, он помогает человеку быть человеком, то есть быть гуманным, социальным.
Чем отличаются?
В чем отличие ума от разума? Это две психические структуры, но первая подчиняется второй. Говоря простыми словами, разум – это совесть, внутренняя мораль человека.
Ум – это знания человека, его опыт. Обе структуры тесно связаны друг с другом и со сферой чувств, но понятие разума все-таки шире. Он контролирует ум.
Разберем на примерах, какая разница между умом и разумом:
К тому же раньше они встречались, но расстались из-за того, что не видели совместного будущего (при этом влечение никуда не исчезало).
Еще и чувства нашептывают: «А вдруг врачи ошибаются, вдруг надежда еще есть». Но разум говорит, что единственное разумное, то есть правильное решение – усыпить животное, как и советуют медики.
В оригинальном выражении «ум за разум зашел» под умом понимали духовное, чувственное начало, а под разумом – способность рационально мыслить. То есть в оригинале это означает, что духовность уступает рациональному познанию мира. Сейчас же эта пословица понимается совершенно наоборот.
Ум, разум, сознание, рассудок, интеллект – в чем разница?
Вместе с понятиями «ум» и «разум» часто используются еще несколько терминов: интеллект, сознание, рассудок. Чем они отличаются, в чем между всем этим разница?
Давайте обозначим коротко отличия:
Таким образом, самое широкое понятие из всех этих – сознание.
Разумная деятельность
3. Разумная деятельность.
Полностью актуализированный ум, по Аристотелю, «существует отдельно и не подвержен ничему, он ни с чем не смешан, будучи по своей сущности деятельностью. Ведь действующее всегда выше претерпевающего и начало выше материи. Ведь этот ум не таков, что он иногда мыслит, иногда не мыслит. Только существуя отдельно, он есть то, что есть, и только это бессмертно и вечно».
Средневековый мусульманский ученый-энциклопедист Абу-Али Ибн-Сина (латинизир. Авиценна, 980-1037), продолжая традицию аристотелизма и неоплатонизма, занимался много и психологией. В одном из своих трактатов, так же, как и у Аристотеля, названном «О душе», он применяет теорию трех степеней актуализации, чтобы выявить в созерцательном (умозрительном) разуме три уровня. Это «материальный разум», «обладающий разум» и «приобретенный разум». С некоторыми оговорками эти составляющие созерцательного разума можно сопоставить соответственно с ТГ-операторами 0001, 1001 и 0111 (табл. 1, гр. 3).
О структуре практического разума Ибн-Сина ничего не говорит. У Аристотеля эта проблема хотя и поднимается, но не имеет ясного решения. Можно было бы применить для исследования практического разума указанную теорию трех степеней актуальности. Но Аристотель этого не делает. Он пытается разобраться в этой проблеме, вводя понятие стремления (орексис).
Стремлением, по Аристотелю, обладают все части психики, нагружая его своей спецификой. У животных, поскольку они не имеют разума, предмет стремления содержится в воображении. Это он, как «подлежащее осуществлению благо», с помощью неких передаточных механизмов ведет к совершению животным соответствующих пространственных движений.
Практический ум также имеет свой предмет мысли. Это либо результат сознательного выбора, принятия решения, либо осмысленное мнение. Все это может быть предметом стремления как практическое благо, которое индивид желает осуществить. Если посчитать, что в животной части души принцип реализации продукта воображения в конкретное действие ясен, хотя на самом деле это не так, то для того, чтобы выяснить, как практический ум реализует свои решения в жизнь, необходимо найти передаточный механизм между предметом стремления в практическом уме и воображением, находящимся в животной душе. Но Аристотель, по существу, об этом ничего не говорит. Метафизическая и природная части у него не смыкаются. В практическом уме он ничего не находит, кроме предмета стремления и самого стремления, и лишь гипотетически можно указать на стремление как на тот самый искомый передаточный механизм, причем не принадлежащий практическому разуму, а значит, в некотором роде автономный, поскольку, согласно Аристотелю, «стремление движет иногда вопреки размышлению: ведь желание есть некоего рода стремление» («О душе» 433а20-25). Тем самым это понятие приблизится к понятию индивидуации в теории психосемиозиса (табл. 1, гр. 3).
Указанная гипотеза не подтверждается историческим развитием идей Аристотеля. Последующие мыслители этот момент проглядели. Они считали практический разум непосредственно главенствующим над животной частью психики и искали передаточные механизмы в последней. Так, Ибн-Сина выстраивает сложную конструкцию из пяти сил, которую нет смысла здесь описывать ввиду ее исключительной надуманности. Отметим только, что эти силы суть: фантазия, или общее чувство, представление, воображение, догадка, сохраняюще-вспоминающая. Все они относятся к ТГ-оператору 0011.
Что значит разумность деятельности
Осознание насущных проблем современным человеком ведет к формированию его нового мировоззрения, что имеет социальные и духовные предпосылки, которые зависят от общей культуры и образованности самого человека, от способности социума раскрыть творческие возможности своих граждан.
Разумная деятельность человека становится главным фактором, что определяет развитие ноосферы. По мнению В.И.Вернадского, ноосфера представляет новое геологическое состояние биосферы, которое характеризуется тем, что «научная человеческая мысль мощно изменяет природу. Созданная на протяжении геологического времени, уравновешенная биосфера начинает все сильнее и глубже изменяться под влиянием научной мысли человечества».
Целью нашего исследования стала разумная деятельность человека, как решающий фактор развития социума на современном этапе.
Современный человек живет в условиях качественно нового эволюционного скачка всего комплекса его энергоинформационных взаимодействий с окружающим пространством, средой обитания.
Человеческий разум не так уж наивен, чтобы не осознавать и предвидеть последствий от происходящих вокруг него явлений и событий.
Доказано, что энергией и объектами наномира можно управлять при помощи информации, переданной этим объектам. Нанопрограммирование процессов и свойств дает возможность изменять любые процессы и именно через мысль (информацию) человек может научиться управлять, прежде всего собственным состоянием, а также процессами, происходящими в социуме, природе. Отличие виртуальной реальности от реальности заключается в возможности человека осознанно, а значит, запланировано изменять фундаментальные основы бытия, пространства и времени не только с помощью компьютерных систем, но и используя биоинформационные технологии данных человеку, то есть сознания, сверхсознания.
Говоря словами В.И. Вернадского (которые актуальны и сегодня) «только общество, состоящее из людей с новым мировоззрением, будет способно развиваться устойчиво». Здесь необходимо добавить, что только с новым мировоззрением и развитыми способностями, данными изначально каждому человеку природой, для применения их в различных сферах его деятельности, являются необходимыми условиями для существования индивидуума, не просто, в качестве, активного внутреннего наблюдателя, но и бытьм действующий элементом системы. И. Вернадский был первым, кто связал эволюцию живого вещества и эволюцию окружающей среды со всем разнообразием взаимодействующих механизмов.
Работа представлена на III научную международную конференцию «»ЧЕЛОВЕК И НООСФЕРА» Научное наследие В.И.Вернадского. Глобальные проблемы современной цивилизации», Италия, о. Сицилия, 15-22 июля 2007. Поступила в редакцию 15.06.2007.
Разумность Разумный
Все исследуй, давай разуму первое место.
Не мнения людей, а доводы разума — вот универсальная формула поиска истины.
Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.
Разумность – способность в пространстве между возбудителем и реакцией применять синтезированное знание, проявляя при этом реальное действие.
Сила разумности зависит от самоконтроля, который идет от разума. Если человек не способен себя контролировать, значит, мягко говоря, разумность не самая сильная сторона его личности. Разумность предполагает правильное исполнение своего долга и обязанностей, для этого она обращает свои чувства внутрь, а не наружу. Это означает, что человек берет ответственность за все происходящее в жизни на себя, никого не обвиняя и не осуждая.
Разумность одинаково присуща обоим полам, но проявляется по-разному. Мужская разумность проявляется в ответственности и целеустремленности, а женская – в послушании. Женщина так устроена, что ей нравится ответственный, целеустремленный и уверенный в себе мужчина, который не столько привязывается к ней, сколько к какой-то жизненной цели. Если у мужчины есть высокая цель, к которой он упорно и настойчиво идет, женщина испытывает за него гордость и готова на все, вплоть до самопожертвования.
Женская разумность – это искусство так отказаться от своего желания в пользу желания мужчины, чтобы исполнилось свое желание. Женщина, пытающаяся прямолинейным наскоком, конфликтом, истериками, капризами или упрямством добиться исполнения своего намерения, не разумна и, как правило, терпит жизненное банкротство. «Переть буром», «быковать», «лезть на рожон» — значит, действовать вопреки природе женщины. Женская разумность элегантно и непринужденно уговорит «мертвого», ведя себя послушно, скромно и соглашаясь со всем, что от нее требуется. Когда женщина приветливо, радушно и благосклонно проявляет готовность служить окружающим, оказывать им помощь, она, несомненно, демонстрирует разумность как свое ярко проявленное качество личности.
Разумность контролирует свои чувства и вожделенные желания ума. К примеру, ум увидел новую модель автомобиля и загорелся ее купить. Ложное Эго всецело «за», еще бы, ее собственность и «крутизна» вырастут. Но на то и существует разумность, чтобы остановить взбудораженный вожделением ум. Она терпеливо и настойчиво объясняет, почему не разумно покупать машину, когда своей году не исполнилось.
Коренная качественная особенность разумности – осознание, что означает, по словам Энтони де Мелло «наблюдать за внутренним и внешним миром, воспринимать события отстраненно, не смешиваться с ними, не комментировать и не оценивать их, не пытаться ничего изменить, только наблюдать».
Живя осознанно, мы без оценок и ярлыков видим то, что происходит во внутреннем и внешнем мире. Игры рассудка (суждения, оценки, обдумывания, мотивация) – это не осознание. «Если вы хотите понять красоту птицы, мухи, листа или человека, — писал Дж. Кришнамурти вы должны направить на него все ваше внимание. Это и будет осознанием. А направить все свое внимание на что-либо вы можете только тогда, когда вы заинтересованы. Это значит, что когда вы действительно хотите что-либо понять, вы отдаете выяснению этого весь свой ум и сердце».
Представим, что у нас появилась возможность посмотреть на телеэкране чью-то жизнь его же глазами. И вдруг видим плохую яркость и контрастность, полосы, звук дребезжит, помехи. Словом, смотреть затруднительно. Мало того, жизнь предстает на экране в необычных для всех настроениях, поведении, эмоциональных реакциях, предрассудках, страхах и устремлениях. Четкость изображения, с которой человек сознательно и неосознанно воспринимает все, что имеет отношение к его жизни – это его уровень осознания жизни. Каждое наше решение и действие определяются сегодняшним уровнем осознания жизни. Если наше миропонимание базируется на ложных убеждениях и верованиях, то осознание будет ложным.
Уровень осознания – это лимит человеческих возможностей на данный момент. В каждый миг своей жизни человек делает все, на что он способен. Нам свойственно, оглянувшись в прошлое лет на десять, сожалеть о не сделанных делах, переживать о своих просчетах и ошибках, сокрушаться в неправильном выборе. Не теребите душу понапрасну. Вы сделали все возможное. Тот уровень осознания лимитировал и ограничивал ваши мысли и действия. Не вините себя: вы сделали все, что было на тот момент в ваших силах. «Да, как же так? Все вышло случайно. Я смалодушничал, поленился, пошел не туда и не с теми, выбрал не то и не того», — воскликнут многие. Не заблуждайтесь. Ваш уровень осознания жизни на тот момент предопределил малодушие, лень и неправильный выбор. Спустя десять лет изменился и ваш уровень сознания. Сейчас вы бы поступили иначе. Однако жизнь не терпит сослагательного наклонения. Мы можем только сокрушаться: «Эх, старую бы голову да на молодые плечи». Великий русский шахматист Алехин говорил: «В шахматах можно лишь тогда стать большим мастером, когда осознаёшь собственные ошибки и слабости. Точно как в жизни».
Понимая, что в каждый конкретный момент вы ограничены сегодняшним уровнем осознания, вы осознаете, что можете менять свою судьбу только с помощью разума. Ум делает судьбу, а разум ее меняет. Ум всегда озабочен вопросом: «Как получить удовольствие?» — разум: «Как поступить?» Расширите горизонты своего восприятия, поднимите уровень осознания жизни, значит, увеличите свой личностный лимит. Доктор О.Г. Торсунов пишет: «Служение — это функция разума. Что касается ума, то он желает наслаждаться общением только в поисках личного счастья. Разумный же человек старается заботиться обо всех и служить всем, и только разумный человек способен понять, что очищение сознания — это важнейшая цель нашей жизни… Запоминание материала — это тоже неплохо. Но чтобы увеличить пространство разума, нужно учиться соблюдать режим дня, работать над собой, выполнять свои личные, семейные и общественные обязанности, ставить перед собой правильные цели и стремиться к их достижению, а самое главное — регулярно и искренне заниматься духовной практикой».
Что справедливо для вас, справедливо и для окружающих. У вас отсутствуют основания кого-то критиковать и осуждать. Люди не виноваты, что на данный момент у них образовался такой уровень осознания, какой вас не устраивает. Воспринимайте людей такими, какие они есть на данный момент. Действительность одинакова для всех, только каждый осознает ее по-своему. Нет двух одинаковых снежинок. Нет и двух одинаковых людей с одинаковым осознанием. Никто не заставляет нас бросаться в объятия людей в невежестве или в страсти. С первыми нужно держаться на расстоянии, а со вторыми поддерживать формальные отношения. При этом не забывать об исполнении своих обязанностей. Если привязываешься к таким людям, жди страданий.
Все наши проблемы проистекают не из стремления к самосовершенствованию, а из борьбы с реалиями собственной жизни и с реалиями жизни окружающих. То есть человек желает изменить внешние, иногда непреодолимые ситуации жизни, не понимая, что другие люди не могут мгновенно измениться. Примите людей такими, какие они есть сейчас и отбросьте намерение грубым наскоком исправлять других. Менять нужно себя, пробуждать свой разум к пониманию более достойного вкуса счастья. Тогда из вашей жизни уйдет осуждение и разочарование. В одной тибетской притче человек без осознания сравнивается с повозкой, пассажирами которой являются желания, лошадью – мышцы, сама же повозка – скелет. Осознание – спящий кучер. Пока он спит, повозка будет бесцельно ездить то туда, то сюда. У пассажиров разные цели, и лошади тянут в разные стороны. Если же возница проснётся и возьмётся за вожжи, он может заставить лошадей отвезти пассажиров туда, куда им нужно.
Мы привыкли по своим меркам мерить «хорошо» или «плохо», «честно» или «нечестно», «правильно» или «неправильно» живут люди. Если они, по нашему мнению, живут и думают «неправильно», мы их осуждаем. Надо понимать, что сегодняшнему уровню их осознания соответствуют все их действия и поступки. Вы бессильны изменить миропонимание людей, если их осознание не готово к переменам. Люди пришли в этот мир не для того, чтобы соответствовать вашим желаниям и представлениям. Перестаньте оценивать других через призму своего осознания мира. Даже мысленно не судите других по себе. Писание напоминает нам: «Как человек думает в своем сердце, таков он и есть». Вы должны помнить, что каждый делает и поступает согласно своему видению мира, в пределах своего осознания жизни. Осознать – это понять и согласиться душой и разумом. В этом и состоит разумность.
Разумная и интеллектуальная деятельность
272. Разум как идеальная система
Формирование человеческого разума как некоего пространственно-временно локализованного феномена вполне вписывается в логику формализма распределенных во времени систем.
Расширенно это суждение можно сформулировать так: при достижении некоторого уровня сложности пространственно-сосредоточенной системы нейронов, на ее основе, в ее пределах и на промежутке времени меньшем, чем период функционирования человеческого мозга, могут формироваться идеальные системы. То есть человек в пределах своей жизни может реализовывать действия, которые в совокупности могут составлять целенаправленную деятельность.
В рамках предложенной терминологии иерархии временно-распределенных систем разумная деятельность — это и есть целенаправленная деятельность, то есть совокупность действий, реализующих идеальную систему. Следуя этому определению, можно заключить, что разум не является сугубо человеческим (социумным) феноменом — идеальные системы, как элементы эволюционных систем, формируются на всех эволюционно-иерархических уровнях. Принципиальным отличием идеальных систем на социумном этапе является то, что они закономерно, то есть не случайно, а как имманентное свойство, реализуются в пределах
локализованной во времени и пространстве системы единичного организма. На предшествующих уровнях целенаправленная (разумная) деятельность рационально воплощается лишь в распределенных во времени и пространстве системах (например, популяциях) или случайно — в локализованных (сравните с сужд. 197 о «гениальных» популяциях и с сужд. 202 о разумности биологической эволюции).
273. Мозг как система, локально реализующая генетическое разнообразие
Итак, на социумном уровне произошло «втискивание» распределенных во времени идеальных систем, реализованных на биологическом эволюционном уровне последовательными переходами между состояниями генома популяции, в пространственно-временные рамки функционирования единичного мозга.
Рациональную основу воплощения временно-распределенной идеальной системы во временных и пространственных границах единичного мозга составляет реализация в его структуре и процессах всего разнообразия генома организма. Нейроны, в отличие от других специализированных клеток организма, активно используют все накопленное разнообразие генома, то есть могут последовательно находиться в нескольких генетических состояниях. То есть временно-рассредоточенные динамические и функциональные системы, реализуемые потоками переходов между состояниями нейронов, по своей функциональности (сложности) эквивалентны пространственно не локализованным процессам в популяциях живых организмов, рассредоточенных («растянутых») на промежутке времени, на котором происходит закрепление адаптивных новаций — то есть времени жизни многих поколений организмов.
Интересно, что в биосистеме реализован и не нейронный способ локализации временно- рассредоточенных систем — на основе пространственной системы большого количества взаимодействующих организмов в семьях коллективных насекомых (сравните с сужд. 187). По сути, как некий локализованный феномен, как нечто целое улей или муравейник реализует функциональные системы, эквивалентные по сложности действиям, которые выполняют высшие многоклеточные на основе активности нейронных систем.
2 68. Фиксация начала социумного эволюционного этапа
Понятно, что скачок от биологического эволюционного уровня к социумному не может быть увязан исключительно с возможностью реализации целенаправленной деятельности отдельным биологическим организмом (как и переход к биоуровню лишь с пространственной локализацией комплекса органических реакций). Возрастание сложности системы головного мозга происходило довольно плавно, и в поведении высших животных можно выделить последовательности действий, которые можно описать как фрагменты целенаправленной деятельности.
Начало социумного этапа (как и любого другого) достаточно однозначно следует связать с формированием специфичных элементарных структур (систем нулевого уровня), необходимых для начала построения новой временной иерархии. Как уже отмечалось, в качестве элементарных структур временной иерархии на социумном этапе эволюции выступают знаковые структуры, составляющие основной поток и фиксирующие содержание систем высших уровней (сужд. 258).
Без фиксации в знаковых структурах целенаправленная деятельность животных носит случайный не системный характер. А действия, зафиксированные генетически (в структурах ДНК), приобретают сугубо биологический статус — опускаются на уровень инстинкта и если и могут восприниматься как элементы идеальных систем (целенаправленной деятельности), то не в пределах одного организма, а как видово (популяционно) определенные (см. сужд. 229 об опережающем отражении).
Переход от биологического эволюционного этапа к социумному можно описать, используя логику и терминологию концепции уровневого отбора адаптивных биологических новаций (сужд. 163-173). При достижении определенного уровня адаптивные новации высшего психического уровня организма, с одной стороны, уже не в состоянии «проделывать длительный путь опускания в геном» (редуцировать на уровень элементарных структур биологической временной иерархии — ДНК), а с другой — формируют новый (не генетический) способ фиксации в виде знаковых систем, что и
обусловливает начало построения новой временной иерархии, то есть пространственной реализации новой эволюционной системы.
269. Небиологическая основа разумной деятельности
Для понимания необходимости структурной фиксации идеальных систем следует обратить внимание на то, что временная определенность идеальных систем превосходит отрезок времени между началом и результатом деятельности, то есть между началом первого действия и результатом завершающего действия (сужд. 255). Временные рамки идеальных систем значительно шире реально проявленных в последовательности действий и не могут перекрываться временем функционирования конечного объекта. Поэтому человек может быть разумным, то есть закономерно обеспечивать целенаправленную деятельность лишь как элемент внешней эволюционной системы — социума.
«Сшивание» отдельных фрагментов идеальных систем, реализуемых в единичных разумах, непрерывность целенаправленных деятельностей обеспечивается потоком элементарных статических структур временной иерархии социумной системы (сужд. 258). Именно благодаря внешнему по отношению к человеческому организму положению знаковых структур их элементарный поток обеспечивает и реализацию систем высших уровней временной иерархии (вплоть до эволюционного), и фиксацию новаций абсолютно независимо от биологического (наследственного) процесса.
270. Случайность генерации интеллектуальных новаций
Представление, что человеческий мозг, пространственно локально реализуя целенаправленную деятельность (как совокупность действий), не «охватывает» идеальную систему целиком, согласуется с фактом случайности воплощения интеллектуальной деятельности в единичной голове. В развиваемом формализме под интеллектуальной деятельностью понимается формирование принципиально новых идеальных систем (новых целенаправленных деятельностей), фиксируемых в интеллектуальных новациях — новых знаковых структурах (научных и религиозные теориях, произведениях искусства).
Конкретный акт «творения» (возникновение нового интеллектуального продукта, новой идеальной системы) случаен и по своей локализации в единичной голове, и по самому процессу реализации. То есть он не является рациональным (закономерным) следствием совмещения генома, реализованного в структуре конкретного интеллекта, и объема знаний (системы знаковых структур), зафиксированных этим интеллектом. Новация как новая идеальная система, как новая целенаправленная деятельность не может быть рационально воплощена во временных и пространственных границах единичного мозга, она является исключительным продуктом эволюционной системы (см. сужд. 246).
Однако продуцирование интеллектуальной новации, формирование новой идеальной системы традиционно ассоциируют с единичным разумом, впервые реализовавшим новационную цепочку действий или хотя бы последнее действие, результатом которого явилась новационная структура (см. сужд. 242).
Это суждение иллюстрирует известные представления об идеальном существовании интеллектуальной новации в социуме до ее реального воплощения — ее витании в воздухе. Также с этим взглядом согласуется утверждение о необходимости ряда интеллектуальных предшественников гения, свершающих основные предваряющие шаги в новой деятельности, и о случайности реализации гениального творения тем или иным человеком, который лишь поставил последнюю точку, получил финальный результат, то есть осуществил фиксацию новации в системе элементарных структур.