Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.

Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.

В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.

Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?

Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Как разрешаются неустойчивые ступени?

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре

Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

Как опевать ступени?

Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:

1) до-ре-до-си-до – опеваем до;

2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;

3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:

Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си минореЧто значит разрешить звуки в указанных тональностях

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.

Источник

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях
Для начала просто напомню, что септаккорд – это такой аккорд (то есть созвучие), в котором четыре звука и эти четыре звука можно расположить по терциям. Если записать септаккорд нотами, то эта запись будет похожа на нарисованного снеговика, только кружочков (нот) будет не три, а четыре штучки.

Теперь по поводу того, откуда взялось прозвище «вводные септаккорды». Дело в том, что септаккорды, как и трезвучия, можно построить абсолютно на любой ступени мажора или минора – на первой, на второй или третьей, на шестой или на седьмой. Вы наверняка уже имели дело с доминантсептаккордом – это септаккорд, построенный на пятой ступени. Возможно, вы также знаете и септаккорд второй ступени.

Ещё раз, вводные септаккорды – это септаккорды, которые строятся на вводной седьмой ступени. Эти аккорды составляются из четырёх звуков, которые отстоят друг от друга на расстоянии интервала терции.

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Какие бывают вводные септаккорды?

Взгляните на этот нотный пример:

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Какие обращения есть у вводных септаккордов?

Давайте разберёмся с интервальным строением каждого аккорда, получающегося в результате обращения:

Пример всех этих аккордов в тональности до мажор:

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Малый вводный септаккорд и его обращения в тональности до мажор

Нотный пример всех этих аккордов в тональности до минор (в до мажоре будут те же звуки, только си-бекар будет обычной нотой си без дополнительных значков):

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Уменьшённый вводный септаккорд и его обращения в тональности до минор

Разрешение вводных септаккордов в тонику

Смотрим нотную иллюстрацию (пример с разрешением):

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Разрешение вводного септаккорда и его обращений через доминантовые созвучия в гармоническом до мажоре

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Пример разрешения непосредственно в тонику:

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Разрешение уменьшенного вводного септаккорда и его обращений в тонику в гармоническом до миноре

Краткие выводы, но ещё не конец

Вся соль этого поста в двух словах. Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Этих аккордов два вида – малый, который встречается в натуральном мажоре, и уменьшённый, который проявляет себя в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. У вводных септаккордов, как и у любых других септаккордов, 4 обращения. Есть два вида разрешения этих созвучий:

Ещё пример, вводные септаккорды в ре мажоре и ре миноре:

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Если нужно построить от звука

Если требуется построить вводные септаккорды или какие-либо из их обращений от конкретного заданного звука, то ориентироваться придётся на интервальный состав. Всякий, кто умеет строить интервалы, построит такое без особых проблем. Главный вопрос, который нужно будет решить, – это определение тональности и разрешение в неё вашего построения.

Малый вводный мы разрешаем только в мажор, а уменьшённый – и в мажор, и в минор (при этом тональности будут одноимённые – например, до мажор и до минор, или соль мажор и соль минор). Как узнать конкретно что за тональность? Очень просто: нужно просто звук, от которого строите, рассмотреть как одну из ступеней искомой тональности:

Определив таким нехитрым способом тональность, вы не будете иметь никаких бед с разрешением. Разрешение вы можете выполнить любым из двух способов – какой вам нравится больше, если, конечно, само задание не ограничивает вас в выборе.

Примеры вводных и их обращений от нот до и ре:

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Удачи вам в ваших делах!

Рисунки и нотные примеры принадлежат сайту music-education.ru

Источник

Главные трезвучия лада и их обращение

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Обращение главных трезвучий — ключевая тема в теории музыки.

Главными трезвучиями называются трезвучия, построенные на I, IV, V ступениях гаммы.
Они называются Тоническое трезвучие (T 53 ), Субдоминантовое трезвучие (S 53 ), Доминантовое трезвучие (D 53 ).

Что такое обращение трезвучий

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Обращением в музыке ( будь то интервал, трезвучие, септаккорд) называется перенос нижнего звука (интервала, трезвучия или септаккорда) на октаву вверх. Или перенос верхнего звука — на октаву вниз.

Например, задано трезвучие До-Ми-Соль. Нижний звук — До — переносим на октаву вверх. Получается аккорд Ми-Соль-До.

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Теперь в аккорде Ми-Соль-До переносим ноту Ми на октаву вверх. Получится аккорд Соль-До-Ми.

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Если же в аккорде Соль-До-Ми перенести ноту Соль на октаву вверх, то получится исходное трезвучие До-Ми-Соль.

Таким образом, трезвучие имеет два обращения.

Как называются обращения трезвучий

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Итак, трезвучия имеют два обращения.

Это означает, что между крайними звуками секстаккорда образуется интервал секста. Как в секстаккорде Ми-Соль-До. Крайние звуки Ми-До образуют интервал сексту.

Свое название квартсекстаккорд получил по своей структуре — расстояние от нижнего до среднего звука равно кварте. А расстояние между крайними звуками равно интервалу сексте.

ИНТЕРЕСНО: Некоторые любознательные читатели заметили некоторую нелогичность в названии аккордов. Ведь и трезвучия, и его обращения состоят из двух интервалов.

Трезвучие состоит из двух терций. Секстаккорд состоит из терции и кварты. А квартсекстаккорд — из кварты и терции.

Почему же трезвучие называется просто трезвучием, а не терцквинтаккордом? Это сразу бы указывало на его строение.
Почему секстаккорд называется не терцсекстаккорд — по аналогии с квартсекстаккордом?

Никто не даст вам точного ответа, потому что названия эти формировались исторически, по мере появления самих аккордов. Да и не так-то их много, чтобы затрудняться запомнить их все!

Обращение главных трезвучий — построение

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Обращение главных трезвучий мажоре

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Приведем еще примеры обращения главных трезвучий в мажорных тональностях:

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях Что значит разрешить звуки в указанных тональностях Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Обращение главных трезвучий миноре

В минорных тональностях обращения главных трезвучий выполняются аналогичным способом.

Не забывайте, что в миноре главные трезвучия и их обращения пишутся с малой буквы, кроме доминантовых аккордов.

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

И еще несколько примеров построения главных трезвучий с обращением в минорных тональностях:

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях Что значит разрешить звуки в указанных тональностях Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Обращение главных трезвучий и их разрешение

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Разрешением называется переход неустойчивой ступени в ближайшую устойчивую ступень.

Так, тоническое трезвучие (Т 53 ) и его обращения состоят только из устойчивых ступеней — I, III, V. Поэтому их разрешать не надо. А субдоминантовое (S 53 ) и доминантовое (D 53 ) трезвучия состоят из одного устойчивого и двух неустойчивых звуков.

Запомните, что трезвучия и их обращения надо разрешать в ближайшие устойчивые ступени тонического трезвучия.

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Заключение

Итак, главные трезвучия лада и обращения главных трезвучий состоят из устойчивых и неустойчивых ступеней.

Вы помните, что тоническое трезвучие и его обращения состоят только из устойчивых ступеней. А субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения имеют по одному устойчивому звуку и два неустойчивых.

Источник

Ох, уж эти тритоны сольфеджио!

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.

Тритоны – это интервалы, которые называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни меньше, а ровно три тона. Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту.

Если помните, в чистой кварте 2,5 тона, а в чистой квинте – 3,5, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полтона, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём.

Про простые интервалы (про кварту и квинту) можно почитать вот тут.

В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара – это ув4 и ум5, которые взаимно обращаются друг в друга. Одна пара тритонов всегда есть в натуральном мажоре и миноре, вторая пара – в гармоническом мажоре и миноре (пара характерных тритонов).

В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.

Что значит разрешить звуки в указанных тональностяхИз этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень – пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная.

Как разрешаются тритоны?

Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.

Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.

Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности до мажор, до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде. В примере каждая новая строчка – новая тональность.

Что значит разрешить звуки в указанных тональностяхНу вот, теперь, думаю, многое прояснилось. Напоминаю, что сегодня в центре нашего внимания были тритоны сольфеджио. Помните, да, что в них по три тона, и их нужно уметь находить по две пары в каждой тональности (в натуральном и гармоническом виде).

Мне осталось добавить, что иногда на сольфеджио тритоны просят не только построить, но и спеть. Сразу звуки тритона спеть трудно, тут поможет такая хитрость: сначала про себя поётся не тритон, а чистая квинта, а затем также мысленно верхний звук спускается на полтона, после такой подготовки тритон поётся легче.

Источник

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Что значит разрешить звуки в указанных тональностяхНе каждое трезвучие требует разрешения. Например, если мы имеем дело с аккордами тонического трезвучия, то куда ж ему разрешаться? Оно и так есть тоника. Если взять субдоминантовое трезвучие, то оно само по себе к разрешению не стремится, а скорее наоборот, охотно удаляется от тоники на возможно большее расстояние.

Доминантовое трезвучие – да, оно желает разрешения, но не всегда. Оно обладает такой выразительной и движущей силой, что нередко его, напротив, стараются обособить от тоники, выделить остановкой на нём музыкальной фразы, которые от этого звучат с вопросительной интонацией.

Так в каких же случаях требуется разрешение трезвучий? А требуется оно тогда, когда в составе аккорда (трезвучие – это ведь у нас аккорд?) появляются крайне неустойчивые диссонирующие созвучия – или какие-нибудь тритоны, или характерные интервалы. Такие созвучия есть в уменьшённых и увеличенных трезвучиях, следовательно, их мы и будем учиться разрешать.

Разрешение уменьшённых трезвучий

Что значит разрешить звуки в указанных тональностяхУменьшённые трезвучия строятся, как в натуральном, так и в гармоническом виде мажора и минора. Не будем сейчас разбирать подробности: как, и на каких ступенях построить. В помощь вам – небольшая табличка и статья на тему «Как построить трезвучие?», из которой вы получите ответы на эти вопросы – разбирайтесь! А мы попробуем на конкретных примерах посмотреть, как разрешаются уменьшённые трезвучия и почему именно так, а не иначе.

Давайте сначала построим уменьшённые трезвучия в натуральном до мажоре и до миноре: на седьмой и на второй ступеньке соответственно рисуем по «снеговику» без лишних знаков. Вот что получилось:

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

В этих «аккордах-снеговиках», то есть трезвучиях, между нижними и верхними звуками образуется тот самый интервал, который и делает звучание аккорда неустойчивым. В данном случае это уменьшённая квинта.

Что значит разрешить звуки в указанных тональностяхПоэтому для того, чтобы разрешение трезвучий было логически и музыкально правильным, хорошо звучало, то в первую очередь нужно сделать верное разрешение этой уменьшённой квинты, которая, как вы помните, при разрешении должна ещё более уменьшаться и переходить в терцию.

А куда же девать оставшийся средний звук? Тут можно было бы много размышлять о различных вариантах его разрешения, но мы вместо этого предлагаем запомнить одно простое правило: средний звук трезвучия ведётся в нижний звук терции.

Теперь давайте посмотрим, как ведут себя уменьшённые трезвучия в гармоническом мажоре и миноре. Построим их в ре мажоре и ре миноре.

Что значит разрешить звуки в указанных тональностяхГармонический вид лада сразу даёт о себе знать – появляются знак бемоля перед нотой си в ре мажоре (понижение шестой) и знак диеза перед нотой до в ре миноре (повышение седьмой). Но, самое главное, что снова между крайними звуками «снеговиков» образуются уменьшённые квинты, которые мы точно также должны разрешить в терцию. Со средним звуком всё аналогично.

Таким образом, можно сделать вывод такой: уменьшённое трезвучие разрешается в тоническую терцию с удвоением нижнего звука в ней (ведь в самом трезвучии три звука, значит, и в разрешении должно быть три).

Разрешение увеличенных трезвучий

Увеличенных трезвучий в натуральных ладах нет, они строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре (вернитесь ещё раз к табличке и посмотрите, на каких ступенях). Давайте посмотрим на них в тональности ми мажор и ми минор:

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Мы видим, что здесь между крайними звуками (нижним и верхним) образуется интервал – увеличенная квинта, и поэтому, для того чтобы получить правильное разрешение трезвучий, нам нужно верно разрешить эту самую квинту. Увеличенная квинта относится к разряду характерных интервалов, возникающих только в гармонических ладах, и поэтому в ней всегда есть та ступень, которая в этих гармонических ладах изменяется (понижается или повышается).

Увеличенная квинта при разрешении увеличивается, в итоге переходя в большую сексту, и в данном случае, для того чтобы разрешение произошло, нам нужно изменить всего лишь одну ноту – именно ту самую «характерную» ступеньку, которая чаще всего отмечена каким-нибудь случайным знаком альтерации.

Если у нас мажор и «характерная» ступень понижена (шестая низкая), то нам нужно ей ещё понизить и перевести в пяту ступень. А если мы имеем дело с минором, где «характерная» ступень – это высокая седьмая, то тут, наоборот, мы её ещё больше повышаем и переводим непосредственно в тонику, то есть первую ступень.

Всё! После этого больше ничего делать уже не нужно, все остальные звуки просто переписываем, так как они входят в состав тонического трезвучия. Получается, чтобы разрешить увеличенное трезвучие, нужно изменить всего одну ноту – или понизить уже пониженную, или повысить повышенную.

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

Что получилось в результате? Увеличенное трезвучие в мажоре разрешилось в тонический квартсекстаккорд, а увеличенное трезвучие в миноре – в тонический секстаккорд. Тоника, хотя бы даже и несовершенная, достигнута, а, значит, задача решена!

Разрешение трезвучий – подведём итоги

Итак, подоспело время подвести итоги. Во-первых, мы выяснили, что в разрешении нуждаются в основном только увеличенные и уменьшённые трезвучия. Во-вторых, мы вывели закономерности разрешения, которые можно кратко сформулировать в следующих правилах:

Что значит разрешить звуки в указанных тональностях

На этом всё! Приходите к нам ещё. Успехов вас в ваших музыкальных занятиях!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *