Что значит разработать систему диагностирования по пунктам
Этапы создания систем технического диагностирования.
Лекция 16.
Основы технической диагностики автомобилей(ч.2).
Этапы создания систем технического диагностирования.
Определение системы диагностирования как совокупности объекта, средства и алгоритма диагностирования направлено на повышение контролепригодности, разработку и широкое внедрение новых эффективных методов и средств диагностирования.
Для обеспечения рационального взаимодействия объекта и средств диагностирования в составе системы диагностирования необходимо осуществить ряд процедур, входящих в следующие этапы:
¾ сбор и изучение априорных данных о характерных повреждениях и дефектах аналогичных по конструкции и назначению изделий;
¾ анализ физических процессов, происходящих в объекте диагностирования;
¾ разработка модели объекта диагностирования, выбор метода и формирование алгоритма диагностирования;
¾ разработка конструктивных требований к изделию с целью обеспечения его диагностирования;
¾ выбор или разработка средств диагностирования и устройств их сопряжения с объектом диагностирования;
¾ испытание систем диагностирования для выявления их надежности в работе, точности и достоверности получаемых результатов и т.п.;
¾ оценка технико-экономических показателей применения системы диагностирования.
Такая последовательность этапов создания системы позволяет уже на стадии проектирования объекта придать ему свойство диагностируемости. Это свойство характеризуется схемной и конструктивной приспособленностью объекта к использованию заданных методов и средств диагностирования.
Перейдем к рассмотрению содержания основных из перечисленных этапов.
а) Сбор и изучение априорных данных.
Работы, проводимые на этом этапе позволяют оценить закономерности тех или иных неисправностей, установить целесообразность их выявления и устранения на стадиях производства, эксплуатации или ремонта изделия. Как правило эта информация получается при эксплуатации изделий на испытательных полигонах. Здесь разрабатываются карты надежности изделия, которые характеризуют вероятность безотказной работы и ресурсы критических по надежности его составных частей. Полученные законы распределения позволяют определить какие части изделия должны быть диагностируемы в первую очередь и какова его периодичность по наработке.
б) Анализ физических процессов.
Позволяет выявить физическую сущность явлений, происходящих в объекте, представить себе механизм возникновения повреждений и дефектов, выявить и оценить признаки их появления.
По мере наработки объекта его работоспособность снижается. Значение структурного параметра каждого элемента стремится к пределу, например, предельному зазору в сопряжении, предельному значению жесткости и т.п. Графики характерных процессов изнашивания элемента от наработки приведены на рис. 3.13.
Период естественного изнашивания характеризуется, как правило, монотонным изменением структурного параметра. Это позволяет оценить фактическое состояние элемента с помощью диагностирования на основе проведенных исследований. Таким путем можно предотвратить постепенный отказ. Внезапному отказу элемента закономерное изменение параметра, как правило, не предшествует, т.е. он непредсказуем. Однако, деление отказов на внезапные и постепенные условно и зависит от уровня знаний закономерностей изменения параметра состояния, контрольно-диагностических средств и экономической целесообразности их применения. Графики, представленные на рис. 3.13 могут быть аппроксимированы функцией вида:
где V и a – опытные коэффициенты.
в) Разработка модели, выбор метода и алгоритма диагностирования.
Для решения этой задачи строится функционально-структурная схема объекта, в которой часть конструктивных элементов, непосредственно влияющих на. рабочую функцию обособлена. Такой подход способствует правильному выбору функционального и тестового диагностирования объекта.
Для дизельного ДВС функционально-структурная схема, являющаяся его моделью, используемой для диагностирования, может быть представлена в виде графа (рис. 3.14).
С корневой вершиной сопоставлен ДВС в целом, с вершинами I уровня (ранга) – процесс энергопреобразования (его показатели и механизмы): 1 – эффективная мощность двигателя; 2 – удельный расход топлива; 3 – система смазки; 4 –система охлаждения; 5 – система пуска; 6 – кривошипно-шатунный механизм; 7 – газораспределительный механизм.
Для обеспечения рабочего процесса (II уровень) в двигателе необходима подача в его цилиндр топлива (8), воздуха (9), обеспечение герметичности камеры сгорания (10) и т.д. Рабочий процесс реализуется с помощью соответствующих приборов и узлов (II уровень), например, 11 – топливный насос высокого давления, 12 – форсунка и т.п., а также других элементов (IV уровень), например, 17 – плунжерная пара; 18 – нагнетательный клапан и т.п.
Число уровней может быть увеличено. Например, к V уровню можно отнести величины износов, т.е. численные значения структурных параметров от номинального до предельного состояния, различимые с помощью диагностического средства. К другим уровням можно отнести возможные причины износов, их характер и т.д., т.е. все то, что представляет интерес при определении технического состояния объекта и оценке количества необходимой информации для его диагностирования.
Рассмотренная функционально-структурная схема ДВС является его моделью, используемой при диагностике. Она представляет двигатель как сложную систему с взаимосвязанными элементами и позволяет рассчитать неопределенность (энтропию) его технического состояния, а, следовательно, необходимое и достаточное количество информации для поиска эффекта с заданной глубиной, обосновать методы и алгоритм диагностирования.
г). Разработка конструктивных требований к объекту.
Обеспечивает заданный уровень диагностируемости (контролепри-годности), решая задачу приспособленности объекта к оценке технического состояния с определенной точностью и с малыми затратами времени. Например, для ДВС, функционально-структурная схема которого приведена на рис. 3.14, должна быть обеспечена диагностируемостью I уровня (мощность, удельный расход топлива, общее состояние механизмов и систем) за счет встроенных или легко подключаемых средств диагностирования массового выпуска. Это позволит, во-первых, при производстве автомобиля легко и просто оценить качество его силового агрегата, во-вторых, на стадии эксплуатации обнаружить появление скрытых дефектов, выбрать режимы работы обеспечивающие эффективное использование мощности двигателя; в-третьих, своевременно отправить автомобиль или только двигатель в ремонт, а также проверить качество его выполнения. Вследствие такой важности диагностирования на I уровне его контролепригодность по обобщенным интегральным диагностическим признакам и параметрам должна быть высокой. На II и III уровнях она может быть несколько меньшей, т.к. потребности выхода на эти уровни возникают только у тех объектов, у которых показатели I уровня вышли за пределы допустимого. Требования контролепригодности здесь могут ограничиться легко подключаемыми средствами диагностирования массового производства. Особые требования должны предъявляться к диагностируемости по IV уровню. Здесь располагаются независимые структурные параметры, изменение каждого из которых может вызвать отказ всего двигателя. Низкая контролепригодность по этому уровню не сможет обеспечить с высокой точностью и достоверностью определение технического состояния большого числа параметров в ограниченные сроки.
Системы технического диагностирования
Система технического диагностирования – это совокупность аппаратных, программных средств и объекта, необходимых для проведения диагностирования по правилам, установленным нормативно-технической и/или конструкторской (проектной) документацией.
Системы диагностирования подразделяются на системы тестового и функционального диагностирования.
Тестовое диагностирование – это диагностирование объекта, производимое с помощью специальных тестовых воздействий и позволяющее проверить параметры объекта и причины их отклонения от заданных значений.
Функциональное диагностирование – это диагностирование объекта, производимое с помощью рабочих воздействий, которые позволяют контролировать исполнение объектом заданных функций при заданных параметрах и выявить причины нарушения его функционирования.
Структурная схема системы тестового диагностирования показана на рис. 10.1.
|
По командам блока управления (БУ), хранящего алгоритм диагностирования, источник воздействий (ИВ) вырабатывает воздействия элементарных проверок и в соответствии с алгоритмом диагностирования в определенной последовательности подает их через устройство связи (УС) на объект диагностирования (ОД), а также, возможно, на физическую модель (ФМ) объекта. Если данная система решает задачу проверки исправности объекта, то реализация физической модели сводится к представлению функции
, (10.13)
для всех . Для этого случая рядом с выходом физической модели указано множество сигналов .
При поиске неисправностей объекта возможны разные варианты организации процесса тестового диагностирования. Если до реализации процесса неизвестно, исправен объект или неисправен, то в физической модели должны быть представлены как зависимость (10.13), так и зависимости:
. (10.14)
для всех и всех , т.е. множество выходных сигналов физической модели образуют множества и .
Как правило, процесс тестового диагностирования организуется в два этапа: сначала реализуется алгоритм проверки исправности объекта и только в случае получения результата проверки «объект неисправен» происходит переход к реализации алгоритма поиска неисправностей. При наличии предварительной информации о том, что объект неисправен, для решения задачи поиска неисправностей достаточно, чтобы физическая модель реализовала только зависимости (10.14), т.е. выдавала множество сигналов .
Таким образом, физическая модель объекта выдает информацию о возможных технических состояниях объекта в виде возможных результатов , элементарных проверок из множества D. Эта информация поступает в блок расшифровки результатов (БРР).
Ответами объекта диагностирования на воздействия являются фактические результаты элементарных проверок . Эти результаты через устройство связи (УС) поступают на измерительное устройство (ИУ) и затем с выхода последнего (в некоторой, возможно, преобразованной форме) – на вход блока расшифровки результатов. Обратная связь между блоком расшифровки результатов (БРР) и блоком управления (БУ) выполняется тогда, когда реализуемый в системе алгоритм диагностирования представляет собой условную последовательность элементарных проверок. В этом случае очередная элементарная проверка из множества D назначается в зависимости от фактических результатов предшествующих ей элементарных проверок.
В блоке расшифровки результатов производится сопоставление возможных и и фактических результатов элементарных проверок, назначаются очередные элементарные проверки и формируются результаты диагностирования.
Структурная схема системы функционального диагностирования показана на рис.10.2.
Характерной особенностью таких систем, как уже отмечалось, является отсутствие в средствах диагностирования источника (тестовых) воздействий. В данном случае объект в процессе диагностирования применяется по своему назначению или находится в режиме имитации такого применения: воздействия являются рабочими и поступают на основные входы объекта. С объекта снимаются, во-первых, сигналы управления (они обозначены символом ) средствами диагностирования и, во-вторых, сигналы ответов объекта на воздействия . Сигналы используются, когда имеется необходимость управления физической моделью (ФМ) и блоком управления (БУ) в зависимости от режима работы объекта. Блок управления по сигналам , а также, возможно, по сигналам обратной связи от блока расшифровки результатов (БРР) осуществляет коммутацию каналов в устройстве связи (УС). Если на систему функционального диагностирования возложены также функции защиты объекта, то (БРР) выдает команды на управление объектом.
Как и в системах тестового диагностирования, блок расшифровки результатов (БРР) производит сопоставление фактических результатов элементарных проверок с возможными результатами и , выдаваемыми физической моделью. Когда система решает задачу проверки правильности функционирования объекта, достаточно, чтобы физическая модель хранила и выдавала только множество результатов. При поиске неисправностей необходимо знание также результатов .
Таблица функций неисправностей (ТФН)
Представим явную модель объекта диагностирования в виде таблице функций неисправностей (ТФН) (табл. 10.1), где E – множество состояний объекта ; S – множество неисправностей объекта ; R – множество всех результатов проверок , .
Каждому неисправному состоянию , соответствует определённая неисправность , поэтому часто в ТФН вместо набора технических состояний объекта E фигурирует набор неисправностей S.
Общий вид таблицы функций неисправностей (ТФН)
Множество состояний объекта E | |||||||
…………… | …………… | ||||||
Множество элементарных проверок D | …………… | …………… | |||||
… | … | … | …………… | …………… | … | ||
…………… | …………… | ||||||
… | … | … | …………… | … | …………… | … | |
…………… | …………… |
Непосредственное использование данной таблицы часто бывает затрудненно, по причине высокой её размерности. Однако как универсальная математическая модель объекта диагностирования она очень наглядна и удобна для процедур построения и реализации алгоритмов диагностирования.
ТФН эквивалентна заданию системы функций (10.13) и (10.14). Столбец e задает поведение исправного объекта, т.е. функцию (10.13), а остальные ее столбцы – поведения неисправного объекта, т.е. функцию (10.14).
Для определенности примем, что множество D обладает свойством обнаружения неисправностей из множества S, т.е. для любой неисправности найдется хотя бы одна элементарная проверка , – такая, что , а также свойством различения всех неисправностей из множества S, т.е. для каждой пары неисправностей , , , найдется хотя бы одна элементарная проверка , такая, что .
Как всякая математическая модель объекта диагностирования ТФН используется для построения алгоритмов диагностирования.
Основу любого алгоритма диагностирования составляет совокупность (множество) D входящих в него элементарных проверок. Для того чтобы обеспечить требуемую глубину диагноза, эта совокупность должна различать каждую пару технических состояний, принадлежащих разным подмножествам и , хотя может не различать любую пару технических состояний, принадлежащих одному и тому же подмножеству . Первое условие означает, что для каждой пары технических состояний , , принадлежащих разным подмножествам и , среди элементарных проверок совокупности D найдется хотя бы одна элементарная проверка , результаты и которой различны, т.е. . Совокупность D элементарных проверок алгоритма диагностирования называется полной, если она обеспечивает проведение диагностирования либо с заданной глубиной, либо с глубиной обеспечиваемой множеством D всех допустимых элементарных проверок. Совокупность D называется не избыточной, если удаление из нее одной элементарной проверки ведет к уменьшению глубины диагностирования.
Построение по ТФН всех полных не избыточных совокупностей элементарных проверок D можно осуществить в два этапа:
1 Необходимо просмотреть все возможные неупорядоченные пары столбцов таблицы и выделить пары , технических состояний, принадлежащих разным подмножествам и , и для каждой пары выбрать совокупность элементарных проверок D результаты которых и для технических состояний и различны.
2 Перебором всех полученных на первом этапе подмножеств элементарных проверок, необходимо выбрать совокупности D, чтобы в каждой из них была хотя бы одна элементарная проверка принадлежащая каждому из выделенных подмножеств.