Что значит разобрать предложение

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Характеристика предложения

По цели высказывания
По интонации (по эмоциональной окраске)
По количеству грамматических основ
По количеству главных членов предложения
По наличию второстепенных членов

О инструменте

После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

Какой вариант разбора выбрать?

Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

Что значит разобрать предложение

Часть речи сверху слова

Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

Источник

Разбор по членам предложения

Разбор по чле­нам пред­ло­же­ния — это опре­де­ле­ние глав­ных и вто­ро­сте­пен­ных чле­нов с ука­за­ни­ем частей речи, кото­ры­ми они выражены.

Главные члены предложения

Центром любо­го пред­ло­же­ния явля­ют­ся глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Это рав­но­прав­ные чле­ны, кото­рые обра­зу­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву предложения.

Подлежащее обо­зна­ча­ет пред­мет, о кото­ром гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Сказуемое выра­жа­ет дей­ствие, кото­рое выпол­ня­ет подлежащее.

Первый шаг раз­бо­ра — это опре­де­ле­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, то есть выяс­не­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы предложения.

Осенний ветер кру­жит жел­тые листья в воздухе.

О чём гово­рит­ся в пред­ло­же­нии? К сло­ву «ветер» зада­дим вопрос что? Это под­ле­жа­щее, кото­рое выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным. Оно име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа. Это сло­во под­чер­ки­ва­ем одной сплош­ной линией.

Узнаем, что гово­рит­ся о под­ле­жа­щем. От под­ле­жа­ще­го зада­дим вопрос:

Слово «кру­жит» явля­ет­ся ска­зу­е­мым, кото­рое выра­же­но гла­го­лом. Сказуемое под­черк­нем дву­мя пря­мы­ми линиями.

«Ветер кру­жит» — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, кото­рую состав­ля­ют под­ле­жа­щее и сказуемое.

Что значит разобрать предложение

Второстепенные члены предложения

Кроме глав­ных чле­нов, в пред­ло­же­нии мож­но ука­зать вто­ро­сте­пен­ные чле­ны предложения:

Второстепенные чле­ны так назы­ва­ют­ся, пото­му что они пояс­ня­ют глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния и зави­сят от них. Посмотрим, есть в пред­ло­же­нии сло­во, свя­зан­ное с подлежащим:

Слово «осен­ний» обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и зави­сит от под­ле­жа­ще­го «ветер». Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния — опре­де­ле­ние, кото­рое выра­же­но име­нем при­ла­га­тель­ным. Определение под­чер­ки­ва­ем вол­ни­стой линией.

Далее поищем сло­ва, пояс­ня­ю­щие сказуемое.

Слово «листья» обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым «кру­жит». Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния допол­не­ние, кото­рое выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным. В отли­чие от под­ле­жа­ще­го в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа допол­не­ние отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния под­черк­нем пунк­тир­ной линией.

Слово «в воз­ду­хе» обо­зна­ча­ет место дей­ствия. Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство места. Оно выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным с пред­ло­гом. Обстоятельство под­черк­нем пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду штрихами.

В этом пред­ло­же­нии у допол­не­ния «листья» так­же име­ет­ся зави­си­мое слово:

Это опре­де­ле­ние, кото­рое выра­же­но име­нем при­ла­га­тель­ным. Подчеркиваем этот вто­ро­сте­пен­ный член вол­ни­стой линией.

В резуль­та­те раз­бо­ра глав­ные и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния долж­ны быть под­черк­ну­ты соот­вет­ству­ю­щи­ми линиями.

Отметим, что в этом пред­ло­же­нии, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны. Такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся рас­про­стра­нён­ным.

Если в пред­ло­же­нии есть толь­ко глав­ные чле­ны, это нерас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние.

Итак, что­бы пра­виль­но выпол­нить раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния, после­до­ва­тель­но дей­ству­ем по плану:

У каж­до­го глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния име­ют­ся пояс­ня­ю­щие их вто­ро­сте­пен­ные члены.

От под­ле­жа­ще­го нель­зя задать вопрос к допол­не­нию или обстоятельству.

Приведем при­ме­ры пись­мен­но­го раз­бо­ра по чле­нам предложения.

Примеры письменного разбора по членам предложения

Видеоурок «Разбор по чл. предложения (4 класс)»

Источник

Синтаксический разбор предложения

Просто о синтаксическом разборе предложения

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.Если сложное:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Что значит разобрать предложение
Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Что значит разобрать предложение
Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Что значит разобрать предложение

Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

В простом предложении:

Сказуемое

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

Источник

Синтаксический разбор предложений

Что значит разобрать предложение

7 класс, 8 класс, 9 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Как сделать синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор предложения — это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Другими словами, мы разбираем предложение на кирпичики, из которых оно состоит.

Простое предложение — это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.

Порядок синтаксического разбора простого предложения:

Определить, какое предложение по цели высказывания:

повествовательное — сообщение, факт (Я сплю.)

побудительное — глагол в повелительном наклонении выражает просьбу или приказ (Спи!)

вопросительное — в конце предложения есть вопросительный знак (Ты спишь?)

Найти основу предложения. Убедиться, что предложение простое.

Определить, односоставное или двусоставное предложение.

Односоставное — предложение с одним главным членом: подлежащее или сказуемое. (Мальчик послушный.)

Двусоставное — предложение содержит два главных члена: подлежащее и сказуемое. (Мальчик сделал домашнюю работу.)

Определить, распространённое предложение или нераспространённое.

Нераспространённое предложение содержит лишь грамматическую основу. (Он пришёл.)

Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов. (Он пришёл в уютное кафе.)

Отметить, если предложение чем–либо осложнено: однородные члены или обособленные члены предложения.

Осложнённое — когда есть обращения, вводные слова и вводные конструкции, прямая речь, дополнения, причастные или деепричастные обороты, однородные члены. (Катя, иди делать уроки.)

Неосложненное — предложение, которое не содержит осложненные члены. (Иди делать уроки.)

Определить, полное предложение или неполное.

Полное — когда все члены, которые нужны для полноты строения и значения предложения, на месте. (Я буду есть.)

Неполное — где есть пропущенные члены, которые необходимые для полноты строения. (Я — есть.)

Сделать разбор предложения по членам и указать, какими частями речи они являются.

Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые входят в состав сначала — подлежащего, затем — сказуемого.

Подчеркнуть все члены предложения.

Объяснить, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Указать, чем выражено сказуемое:

простое — какой формой глагола;

составное глагольное — из чего оно состоит;

составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

Если в предложении есть однородные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо через интонацию, либо интонацию с союзами.

Если в предложении есть обособленные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

Если в предложении есть прямая речь

Сначала отметим, что в данном предложении есть прямая речь. Укажем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. А далее можно начертить схему предложения.

Повторим, как охарактеризовать предложение:

по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);

по интонации (восклицательное или невосклицательное);

по количеству грамматических основ (простое);

по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать его тип);

по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное);

по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);

по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).

Примеры синтаксического разбора простого предложения

Выполним подробный синтаксический разбор предложений, чтобы закрепить то, что мы узнали.

Пример 1

Остановись — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в повелительном наклонении.

Остановись (как?) немедленно — обстоятельство образа действия.

Предложение простое, по цели высказывания — побудительное, по интонации — восклицательное.

В предложении нет подлежащего. Сказуемое «остановись» выражено глаголом 2 лица единственного числа. Можем по смыслу подставить местоимение «ты».

Предложение односоставное определенно-личное, распространенное, полное, осложнено обращением «Виктория».

Пример 2

Дорога — подлежащее, выраженное существительным.

Дорога (что сделала?) вывела и исчезла — однородные простые глагольные сказуемые.

Дорога (какая?) заросшая высокой травой — обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Вывела (кого?) нас — дополнение, выраженное местоимением.

Вывела (куда?) к дому — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

Дому (какому?) полуразрушенному — определение, выраженное причастием.

Исчезла (где?) в зарослях — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

Зарослях (каких?) густых — определение, выраженное прилагательным.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

На уроках русского языка в 7, 8, 9 классе встречаются задания по синтаксическому работу предложений. Будьте внимательными при чтении заданий — иногда в учебниках не просят подробный разбор, и можно сделать вот так:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа: ученики и ученицы учатся. Распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Источник

Синтаксический разбор предложения

Синтаксический раз­бор пред­ло­же­ния — это пол­ная харак­те­ри­сти­ка пред­ло­же­ния с ука­за­ни­ем цели выска­зы­ва­ния, инто­на­ции, коли­че­ства и типа грам­ма­ти­че­ских основ, раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния и пр., состав­ле­ние схемы.

Синтаксический разбор простого предложения

Одним из важ­ных при­зна­ков пред­ло­же­ния явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ская осно­ва, в кото­рой сосре­до­то­чен смысл выска­зы­ва­ния. Предложение явля­ет­ся про­стым, если в нём содер­жит­ся одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва. Она пред­став­ля­ет собой соче­та­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го или содер­жит один глав­ный член (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое).

Синтаксический раз­бор про­сто­го пред­ло­же­ния выпол­ня­ем поша­го­во в соот­вет­ствии со сле­ду­ю­щим алгоритмом:

Что значит разобрать предложение

Рассмотрим подроб­нее и объ­яс­ним все пунк­ты син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Характеристика простого предложения

1. По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют предложения:

Повествовательное пред­ло­же­ние сооб­ща­ет о ком-то или о чём-то и про­из­но­сит­ся со спо­кой­ной интонацией.

На ули­це дует силь­ный ветер. Он быст­ро разо­гнал обла­ка на небе. Вскоре засве­ти­ло яркое солнце.

Вопросительное пред­ло­же­ние выра­жа­ет вопрос, на кото­рый нуж­но полу­чить ответ. С помо­щью вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния гово­ря­щий хочет узнать о чём-то, полу­чить досто­вер­ную инфор­ма­цию. Вопросительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей, под­чер­ки­ва­ю­щей глав­ное сло­во в нём.

Побудительное пред­ло­же­ние содер­жит совет, при­каз, запрет, прось­бу, при­зыв к действию.

2. По эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке, по силе выра­жен­но­го чув­ства пред­ло­же­ния делят на

Невосклицательные пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся без про­яв­ле­ния чувств со спо­кой­ной интонацией.

Дети с инте­ре­сом слу­ша­ют бабуш­ки­ну сказку.

Восклицательные пред­ло­же­ния выра­жа­ют опре­де­лён­ное чув­ство. Они про­из­но­сят­ся с осо­бой инто­на­ци­ей. В кон­це их ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

3. Следующий шаг раз­бо­ра — опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы. Если в пред­ло­же­нии выяв­ле­на одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва, это про­стое пред­ло­же­ние. В слож­ном пред­ло­же­нии содер­жат­ся две и более грам­ма­ти­че­ских основ.

4. Если в пред­ло­же­нии нали­цо оба глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся двусоставным.

Осеннее небо запла­ка­ло мел­ким дождем.

Если в пред­ло­же­нии выяв­лен один глав­ный член (под­ле­жа­щее или толь­ко ска­зу­е­мое), такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся одно­со­став­ным.

5. Определяем тип одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния по тому, чем выра­жен его глав­ный член. Если это под­ле­жа­щее в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, то это назыв­ное пред­ло­же­ние.

Односоставные гла­голь­ные пред­ло­же­ния раз­ли­ча­ют по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сказуемого:

7. Если в струк­ту­ре пред­ло­же­ния мож­но ука­зать все чле­ны, необ­хо­ди­мые для пони­ма­ния его смыс­ла, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся пол­ным. В непол­ных пред­ло­же­ни­ях отсут­ству­ет один или несколь­ко чле­нов, кото­рые под­ска­зы­ва­ет преды­ду­щий контекст.

Ты где сей­час нахо­дишь­ся? — Дома (Я сей­час нахо­жусь дома).

8. Осложнённым явля­ет­ся про­стое пред­ло­же­ние, если в нем имеются

Если этих эле­мен­тов нет в про­стом пред­ло­же­нии, то оха­рак­те­ри­зу­ем его как неосложнённое.

9. Далее при­сту­пим к раз­бо­ру по чле­нам пред­ло­же­ния, выявив под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Подчеркнем каж­дый из чле­нов пред­ло­же­ния соот­вет­ству­ю­щей линией:

Для нагляд­но­сти при­ве­дем при­ме­ры син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная радуга.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, про­стое, дву­со­став­ное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное, неослож­нен­ное предложение.

Чтобы най­ти под­ле­жа­щее, к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем зада­дим вопрос что?

Радуга — это под­ле­жа­щее, выра­же­но суще­стви­тель­ным в име­ни­тель­ном паде­же ед. ч. жен­ско­го рода.

Радуга (что сде­ла­ла?) повис­ла. Это про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, кото­рое выра­же­но гла­го­лом изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния про­шед­ше­го вре­ме­ни ед. ч. ж. р.

Радуга (какая?) раз­но­цвет­ная. Определение выра­же­но при­ла­га­тель­ным в фор­ме ед. ч. ж. р. име­ни­тель­но­го падежа.

Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места высту­па­ет суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Повисла (когда?) после дождя. В роли обсто­я­тель­ства вре­ме­ни исполь­зу­ет­ся суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Каждый член пред­ло­же­ния обо­зна­чим, какой частью речи он выражен.

Побудительное, вос­кли­ца­тель­ное, про­стое, одно­со­став­ное, определённо-личное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное пред­ло­же­ние, ослож­нен­ное обращением.

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический раз­бор слож­но­го пред­ло­же­ния начи­на­ет­ся с общей харак­те­ри­сти­ки, как и про­сто­го пред­ло­же­ния. Выполним раз­бор в соот­вет­ствии с планом:

Что значит разобрать предложение

Выполним син­так­си­че­ский раз­бор слож­ных предложений.

Примеры синтаксического разбора сложного предложения

На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния, и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, состо­я­щее из двух грам­ма­ти­че­ских основ (мол­ния сверк­ну­ла, гром раз­дал­ся); союз­ное, соеди­ни­тель­ный союз «и», слож­но­со­чи­нен­ное.

Городская пло­щадь, на кото­рой шуме­ла ярмар­ка, была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транспарантами.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (пло­щадь была укра­ше­на; ярмар­ка шуме­ла), союз­ная связь, союз­ное сло­во «на кото­рой» соеди­ня­ет глав­ное пред­ло­же­ние (Городская пло­щадь была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транс­па­ран­та­ми) с зави­си­мым (на кото­рой шуме­ла ярмар­ка), слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние с при­да­точ­ным определительным.

Девушка огор­чи­лась: она забы­ла вер­нуть подру­ге журнал.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (девуш­ка огор­чи­лась; она забы­ла вер­нуть), бес­со­юз­ная связь, вто­рое про­стое пред­ло­же­ние выра­жа­ет при­чи­ну того, о чем идет речь в пер­вом пред­ло­же­нии; бес­со­юз­ное слож­ное предложение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *