Что значит разные формы одного и того же слова

Отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова

Выясним, как отли­чить одно­ко­рен­ные сло­ва, кото­рые могут быть сло­ва­ми раз­ных частей речи, от форм одно­го и того же слова.

Однокоренные слова

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют ряды слов, кото­рые род­нит глав­ная мор­фе­ма — корень.

Вспомним, что такое корень слова.

Следовательно, одно­ко­рен­ны­ми явля­ют­ся сло­ва с одним и тем же смыс­ло­вым корнем.

Их объ­еди­ня­ет корень скор-, кото­рый содер­жит общее для всех род­ствен­ных слов зна­че­ние «быст­рое пере­дви­же­ние«.

Как видим, в ряду одно­ко­рен­ных слов могут быть лек­се­мы, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи:

Формы слова

Следует отли­чать род­ствен­ные сло­ва, кото­рые могут быть сло­ва­ми раз­ных частей речи, от грам­ма­ти­че­ских форм одно­го и того же сло­ва.

Так, у каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го «ско­рый» обра­зу­ем фор­мы сте­пе­ней сравнения:

Эти грам­ма­ти­че­ские фор­мы не явля­ют­ся одно­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми к ряду род­ствен­ных слов с кор­нем скор- (ско­рость, ско­ро, ско­рост­ной и т.д.), а пред­став­ля­ют собой фор­мо­из­ме­не­ние одно­го и того же при­ла­га­тель­но­го «ско­рый».

Как отличить родственные слова от форм слова?

В таб­ли­це ниже мож­но уви­деть, в чем заклю­ча­ют­ся отли­чия одно­ко­рен­ных слов от форм одно­го и того же слова:

Что значит разные формы одного и того же слова

К суще­стви­тель­но­му «гора» под­бе­рем род­ствен­ные слова:

Слово «гора» может менять свою фор­му, изме­ня­ясь по паде­жам и числам:

Это все фор­мы одно­го и того же суще­стви­тель­но­го «гора», у кото­рых меня­ет­ся толь­ко окон­ча­ние. Их нель­зя вклю­чать в ряд род­ствен­ных слов с кор­нем гор-.

У при­ла­га­тель­ных тоже име­ют­ся свои грам­ма­ти­че­ские фор­мы, кото­рые не сле­ду­ет вно­сить в пере­чень род­ствен­ных слов. Рассмотрим это на при­ме­ре сло­ва «яркий»:

Родственные сло­ва с кор­нем ярк-Формы при­ла­га­тель­но­го «яркий»
яркийяркая, яркое, яркие
яркостьон ярок, она ярка, оно ярко, они ярки
яркоярче, более/менее яркий, самый яркий, ярче всех

У гла­го­лов раз­ли­ча­ют­ся род­ствен­ные сло­ва и их формы.

Родственные сло­ваФормы гла­го­ла «решить»
решитьрешу, решишь, решит
решить­сярешим, реши­те, решат
решатьрешив­ший, решив­шая, решив­шее, решившие
Решенный, решен­ная, решен­ное, решенные
решать­сярешив
реше­ние
реши­тель­ный

Изучением форм слов зани­ма­ет­ся морфология.

Изучение частей речи пред­по­ла­га­ет зна­ком­ство с фор­ма­ми суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и осо­бых гла­голь­ных форм (при­ча­стия и дее­при­ча­стия), место­име­ний, чис­ли­тель­ных и наречий.

Видеоурок «Однокоренные слова и формы слова»

Источник

Форма слова

Что значит разные формы одного и того же слова Что значит разные формы одного и того же слова

Всего получено оценок: 586.

Всего получено оценок: 586.

Для того чтобы слова в предложении согласовывались друг с другом, устная или письменная речь была понятной и осмысленной, одно и то же слово принимает разные формы. Ученики 2 класса должны понимать, что такое формы слова, чем они отличаются, и какие разновидности имеют. Это поможет им не только грамотно говорить и писать самим, но и понимать других людей.

Что значит разные формы одного и того же слова

Что такое форма слова?

Форма слова в русском языке – это варианты одного и того же слова, которые отличаются грамматическими значениями. Например, у существительного это число и падеж, у глагола – время, число и лицо и так далее.

Чаще всего слово меняет свою форму с помощью окончания. Допустим, если взять существительное дом и добавить к нему

В русском языке есть слова, которые не меняют свою форму – они так и называются неизменяемыми. Это все служебные части речи и междометия, а также некоторые слова, которые относятся к самостоятельным частям речи – в основном это наречия, но в данную категорию могут также входить прилагательные, существительные и местоимения.

У каждого изменяемого слова есть его начальная форма, с которой эти изменения и начинаются. Так, для имени существительного, которое рассматривалось выше, это будет форма единственного числа именительного падежа, для прилагательного к этим двум параметрам прибавляется еще и мужской род. Начальная форма слова фиксируется в словаре, с помощью которого ее легко найти и проверить.

Рассмотрим разные примеры:

Две разновидности форм слова

Слова в русском языке в основном изменяются с помощью окончаний, что позволяет говорить о том, что в основном под формами слова подразумевается их морфологическая разновидность. Но бывают ситуации, когда слово приобретает другую форму благодаря прибавлению других слов – так получаются синтаксические формы слова. Так, если нужно употребить глагол в форме будущего времени, то к его начальной форме добавляют еще один глагол – буду: гулять + буду = буду гулять.

Вне зависимости от того, каким способом образована форма слова – морфологическим или синтаксическим – оно сохраняет свое лексическое значение. То есть слова мама, маме, с мамой означают одно и то же. Если изменяется значение – речь идет уже о совсем другом слове.

Что значит разные формы одного и того же слова

Что мы узнали?

Что формы слова – это одно и то же слово, только в разных грамматических вариантах.У каждого слова есть начальная форма. При изменении слова по формам его лексическое значение остается прежним. Изменяться оно может с помощью окончания – это морфологический способ, основной для русского языка. Но существует и еще один, синтаксический, когда к начальной форме слова добавляются определенные слова и меняют ее. Но таких случаев достаточно мало. Существуют также неизменяемые слова, то есть не меняющие свою форму.

Источник

Отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова

Выясним, как отли­чить одно­ко­рен­ные сло­ва, кото­рые могут быть сло­ва­ми раз­ных частей речи, от форм одно­го и того же сло­ва.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют ряды слов, кото­рые род­нит глав­ная мор­фе­ма — корень.

Вспомним, что такое корень сло­ва.

Корень — это глав­ная зна­чи­мая мор­фе­ма сло­ва, в кото­рой заклю­че­но общее зна­че­ние всех одно­ко­рен­ных слов.

Следовательно, одно­ко­рен­ны­ми явля­ют­ся сло­ва с одним и тем же смыс­ло­вым кор­нем, напри­мер:

ско­рый — ско­рость, уско­ре­ние, ско­рост­ной, уско­рить, ско­ро, наско­ро, поско­рее, вско­ре.

Их объ­еди­ня­ет корень скор-, кото­рый содер­жит общее для всех род­ствен­ных слов зна­че­ние «быст­рое пере­дви­же­ние«.

Как видим, в ряду одно­ко­рен­ных слов могут быть лек­се­мы, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи:

Как отличить родственные слова от форм слова

Следует отли­чать род­ствен­ные сло­ва, кото­рые могут быть сло­ва­ми раз­ных частей речи, от грам­ма­ти­че­ских форм одно­го и того же сло­ва.

Так, у каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го «ско­рый» обра­зу­ем фор­мы сте­пе­ней срав­не­ния:

ско­рый — ско­рее, более/менее ско­рый, ско­рей­ший, ско­рее всех, самый ско­рый.

Эти грам­ма­ти­че­ские фор­мы не явля­ют­ся одно­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми к ряду род­ствен­ных слов с кор­нем скор- (ско­рость, ско­ро, ско­рост­ной и т.д.), а пред­став­ля­ют собой фор­мо­из­ме­не­ние одно­го и того же при­ла­га­тель­но­го «ско­рый».

В таб­ли­це ниже мож­но уви­деть, в чем заклю­ча­ют­ся отли­чия одно­ко­рен­ных слов от форм одно­го и того же сло­ва:

Что значит разные формы одного и того же слова

К суще­стви­тель­но­му «гора» под­бе­рем род­ствен­ные сло­ва:

гор­ный, гори­стый, гори­стость, при­го­рок, гор­няк, гор­няц­кий.

Слово «гора» может менять свою фор­му, изме­ня­ясь по паде­жам и чис­лам:

Это все фор­мы одно­го и того же суще­стви­тель­но­го «гора», у кото­рых меня­ет­ся толь­ко окон­ча­ние. Их нель­зя вклю­чать в ряд род­ствен­ных слов с кор­нем гор-.

У при­ла­га­тель­ных тоже име­ют­ся свои грам­ма­ти­че­ские фор­мы, кото­рые не сле­ду­ет вно­сить в пере­чень род­ствен­ных слов. Рассмотрим это на при­ме­ре сло­ва «яркий»:

Родственные сло­ва с кор­нем ярк-Формы при­ла­га­тель­но­го «яркий»
яркийяркая, яркое, яркие
яркостьон ярок, она ярка, оно ярко, они ярки
яркоярче, более/менее яркий, самый яркий, ярче всех

У гла­го­лов раз­ли­ча­ют­ся род­ствен­ные сло­ва и их фор­мы.

Родственные сло­ваФормы гла­го­ла ‘решить’
решитьрешу, решишь, решит
решить­сярешим, реши­те, решат
решатьрешив­ший, решив­шая, решив­шее, решив­шие
Решенный, решен­ная, решен­ное, решен­ные
решать­сярешив
реше­ние
реши­тель­ный

Изучением форм слов зани­ма­ет­ся мор­фо­ло­гия.

Морфология — раз­дел нау­ки о язы­ке, в кото­ром изу­ча­ют­ся части речи.

Изучение частей речи пред­по­ла­га­ет зна­ком­ство с фор­ма­ми суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и осо­бых гла­голь­ных форм (при­ча­стия и дее­при­ча­стия), место­име­ний, чис­ли­тель­ных и наре­чий.

Источник

Что значит разные формы одного и того же слова

Основные разновидности

Разные словоформы отличаются по своим морфемам — наименьшим единицам языка, имеющим значение. Из морфем складываются слова, служащие для описания объектов. Каждая единица обладает собственным значением. Но она не выполняет коммуникативные функции, в отличие от полноценного слова.

В современном русском языке выделяются следующие морфемы:

Что значит разные формы одного и того же слова

Морфемы обладают множеством особенностей, они неспособны распадаться на более мелкие частицы слова и обладают собственным звуковым сопровождением, меняющимся в зависимости от смысла.

Все словоформы делятся на следующие разновидности:

Что значит разные формы одного и того же слова

Особенности формирования

Образование форм слова происходит в большинстве случаев при помощи окончаний и формообразовательных суффиксов. Каждая словоформа располагает собственными морфологическими признаками и грамматическими значениями (для существительного — число и падеж, для глагола — число, время и лицо). Пример: кот — котов, думать — думает. Словообразование может проводиться посредством присоединения дополнительных слов. Для образования конструкции будущего времени потребуется добавить «буду», «будет», «будешь». Пример: будет играть, будешь смотреть.

В русском языке есть слова, которые не обладают способностью изменять свою форму. Они называются не изменяемыми. В данную категорию входят все наречия и деепричастия, некоторые прилагательные и местоимения, а также служебные части речи (предлоги, союзы и частицы) и междометия. Образец: холодно (наречие), играя (деепричастие), над (предлог), и (союз), же (частица), бордо (прилагательное, обозначающее цвет), где (местоимение), ах (междометие).

Слова, способные образовывать новые словоформы, называются изменяемыми. У каждой части речи существует только одна начальная форма:

Исключением выступает местоимение. Эта часть речи обладает несколькими начальными формами в зависимости от разряда. Они делятся на 3 основные группы:

Что значит разные формы одного и того же слова

Однокоренные слова

Формы слов постоянно путают с однокоренными словами. Главное отличие этих морфологических единиц заключается в лексическом значении образуемого. Если словоформа сохраняет свой смысл, то однокоренное выражает совершенно иное лексическое значение, также последние могут относиться к различным частям речи. Они образуются при помощи присоединения приставок и словообразовательных суффиксов.

Сравнение словоформ и однокоренных слов:

СловоформыОднокоренные слова
РоднойРодина
РоднаяПородниться
РодныеРодовой
РодноеРодственные

Методы образования

Для создания новых словоформ применяют такие методы как склонение, спряжение, образование множественного числа, изменение временных форм и степеней сравнения. Склонение слов — способность имён существительных изменяться по родам и падежам. Для существительных в единственном числе существует отдельная классификация по склонениям:

Что значит разные формы одного и того же слова

Для каждого склонения существуют отдельные правила образования словоформ, различающиеся по методике постановки падежных окончаний. Существует огромное количество существительных, совмещающих в себе признаки разных склонений. К этой категории относятся существительные, оканчивающиеся на «-мя» и «путь». При их изменении по падежам образуется суффикс «-ен»: время — времени, бремя — бремени.

Спряжением называется изменение числа, времени, лица и рода глагола. Всего выделяют 2 вида спряжения:

Что значит разные формы одного и того же слова

Существует множество исключений из правил. Так, глаголы «брить», «стелить», «зиждиться» относятся к первому спряжению, но оканчиваются на «-ить». Глаголы «гнать», «держать», «дышать», «обидеть», «видеть», «слышать», «ненавидеть», «смотреть», «вертеть», «зависеть», «терпеть» относятся ко 2 спряжению.

Глаголы также могут изменять свою временную форму. Они могут быть употреблены в формах прошедшего, настоящего и будущего времени: старался (прошедшее время), старается (настоящее время) и будет стараться (будущее время).

Степени сравнения являются особой формой словоформ для прилагательных. Выделяют сравнительную и превосходную степень сравнения. Сравнительная степень олицетворяет признак, проявляющийся либо в большей, либо в меньшей мере. Образец: хороший — лучше, плохой — хуже. Превосходная степень сравнения указывает на свойство предмета в высшем его проявлении. Пример: сильнейший, умнейший.

Определение словоформы

Для правильного определения словоформы был создан следующий алгоритм действий:

Что значит разные формы одного и того же слова

Существует правило формы одного и того же слова. Оно гласит, что словоформа может изменяться только в пределах одной части речи.

Источник

Различение разных форм одного слова и однокоренных слов

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: « Различение разных форм одного слова и однокоренных слов».

Цель:

Оборудование: таблицы, схемы, информационные средства.

Технологии используемые на уроке: Проблемное обучение, дифференцированное обучение, поисковый метод, информационные технологии.

Ход урока.

1. Организационный момент.

— Мне хочется, чтобы наша работа на уроке была плодотворной, чтобы вы открыли новое знание.

2..Языковая разминка.

Групповая работа.

— Работать будем в группах:
— Начнём урок с разминки. Каждой группе своё задание.

1 группа: разбор по членам и частям речи предложения.( на доске)

Мы шли по лесной тропинке.

2 группа: списать без ошибок предложение, в котором Буратино допустил ошибки. (Задание на индивидуальных карточках).

Душистый запах цветов наполнял воздух. (При записи на доске умышленно сделать 3 ошибки, дети должны найти эти ошибки).

3 группа: разбор по членам предложения и частям речи предложения.(На доске запись: Пословица- мудрость народа.

4 группа: работает по слайду №1.(см. приложение). Поставить знаки препинания и разобрать предложение по члена и частям речи.

Белый медведь-крупный хищник Арктики.

Проверка работ.

Проверка по выбору учителя. Учитель может проверить выполненную работу всех групп, а может и по выбору.
Проверка работы 4 ой группы
После проверки сообщение. слайд №2 (см. приложение).

3. Постановка проблемы.

1группа слов: грибы, грибник, грибная, грибные, гриб.
2 группа слов: рисование, нарисовал, зарисовка. ( рис) не писать.
3 группа слов: вода, подводник.( водить ) не писать.

Создание проблемной ситуации.

— Итак, не включив слова рис и водить в группы слов, можно предположить, что (на доске предположение):

Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.

4. Решение проблемы. Исследование.

— Допишите окончания так, чтобы получилось предложение:

— Одинаковый ли смысл предложений? (разный).
— Убедимся, что разный. О ком говорится в 1 предложении, во 2ом.?
— Почему изменился смысл 2-ого предложения? (поменяли окончание).
— Изменили окончание, а своё значение имена изменили? (нет).
— Значит, слова Света и Свету –это одно и то же слово или разные?
(одно и то же).
— Поскольку эти слова являются одним и тем же словом, но с разными окончаниями, такие слова называют формами слова.

( на доске появляется схема)

формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
( из истории возникновения устойчивых оборотов)

— Слово голова во всех словосочетаниях звучит по-разному почему? (разные окончания). Слайд №.5 (см. приложение).
— Выделим их.
— Могут ли при помощи окончания образовываться новые слова? (нет).Если дети скажут да, то попросить выделить основу.
— Выделим основы.
— Что видите? (о основа одинаковая – голов)
— Какую особенность формы слова отметим в таблице?
(в таблицу добавляется):

формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
одинаковые основы

— У каждого на столе карточка со словами:
Лес, лесник, лесная, лесок.
— Самостоятельно нужно выделить основу, корень, окончание.
После выполнения слайд №6.(см. приложение):
— Какие это слова? (однокоренные)
-Почему? Можно ли, выделив корень, определить родство слов? (да).
— Но при этом, что нужно учитывать? (показать пример с рисом).
-Чтобы в корне было заключено основное значение слов.
(появляется схема слайд №7.(см. приложение):

однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов

— Какие выделили основы? (разные)
(в таблицу добавить )

однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
разные основы

— Разные основы, значит лексическое значение какое? (разное)
(добавить в таблицу)

однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
разные основы
разное лексическое значение

— Мы выделили ряд особенностей форм слова и однокоренных слов.

формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
одинаковые основы

-Вернёмся к предположению, которое прозвучало вначале урока

Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.
— Посмотрим на группы слов.

Вывод: не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными – подтвердился.

5. Закрепление.

Игра: «Не ошибись» слайд №8.(см. приложение).
— Я буду читать пары слов, а вы определите какие это слова – однокоренные или формы слова, или совершенно разные слова.
Лес-лесник, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, дом-домашний, дом-дома, дом-дым, пять-пятно, царь-цари.

— Поиграем в игру: «Найди свою пару». слайд №9.(см. приложение). Соедините стрелками формы слова. (Работа в паре, 1 группа помогает 2-ой, проверка своих работ по слайдам).

— Задание: «поле свободы».
На доске помещены 4 слова: светлый, старый, берёзовый, ленивый.
-Запишите одно слово. По углам класса помещены карточки со словами. Выпишите формы слова или однокоренные слова с любым словом по выбору.

1 карточка: старик, старое, светлая, берёза, березняк, ленивая, лень
2 карточка старина, светлое, свет, берёзовая, берёзовые, ленивые.
3 карточка старых, старенький, светить, берёзка, лениться, ленивенький.
4 карточка старая, старче, светлеет, светлых, берёзовую, ленивой.

Проверка. слайд №10.(см. приложение).

Игра: «лото».
На карточках даны слова: мороз,морозная, заморозок, морозу, морозы, морозные, морозное
— Собираем однокоренные слова, потом собираем формы слова.(дети выходят к доске и помещают нужные карточки. слайд №11.(см. приложение).

Что значит разные формы одного и того же слова

6. Итог урока.

— Подумайте, как бы вы продолжили предложение, записанное на вашем листе: «Сегодня на уроке я…..».
— Кто поделится своими размышлениями?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *