Что значит разные формы одного и того же слова
Отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова
Выясним, как отличить однокоренные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от форм одного и того же слова.
Однокоренные слова
В русском языке существуют ряды слов, которые роднит главная морфема — корень.
Вспомним, что такое корень слова.
Следовательно, однокоренными являются слова с одним и тем же смысловым корнем.
Их объединяет корень скор-, который содержит общее для всех родственных слов значение «быстрое передвижение«.
Как видим, в ряду однокоренных слов могут быть лексемы, принадлежащие к разным частям речи:
Формы слова
Следует отличать родственные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от грамматических форм одного и того же слова.
Так, у качественного прилагательного «скорый» образуем формы степеней сравнения:
Эти грамматические формы не являются однокоренными словами к ряду родственных слов с корнем скор- (скорость, скоро, скоростной и т.д.), а представляют собой формоизменение одного и того же прилагательного «скорый».
Как отличить родственные слова от форм слова?
В таблице ниже можно увидеть, в чем заключаются отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова:
К существительному «гора» подберем родственные слова:
Слово «гора» может менять свою форму, изменяясь по падежам и числам:
Это все формы одного и того же существительного «гора», у которых меняется только окончание. Их нельзя включать в ряд родственных слов с корнем гор-.
У прилагательных тоже имеются свои грамматические формы, которые не следует вносить в перечень родственных слов. Рассмотрим это на примере слова «яркий»:
Родственные слова с корнем ярк- | Формы прилагательного «яркий» |
---|---|
яркий | яркая, яркое, яркие |
яркость | он ярок, она ярка, оно ярко, они ярки |
ярко | ярче, более/менее яркий, самый яркий, ярче всех |
У глаголов различаются родственные слова и их формы.
Родственные слова | Формы глагола «решить» |
---|---|
решить | решу, решишь, решит |
решиться | решим, решите, решат |
решать | решивший, решившая, решившее, решившие Решенный, решенная, решенное, решенные |
решаться | решив |
решение | |
решительный |
Изучением форм слов занимается морфология.
Изучение частей речи предполагает знакомство с формами существительных, прилагательных, глаголов и особых глагольных форм (причастия и деепричастия), местоимений, числительных и наречий.
Видеоурок «Однокоренные слова и формы слова»
Форма слова
Всего получено оценок: 586.
Всего получено оценок: 586.
Для того чтобы слова в предложении согласовывались друг с другом, устная или письменная речь была понятной и осмысленной, одно и то же слово принимает разные формы. Ученики 2 класса должны понимать, что такое формы слова, чем они отличаются, и какие разновидности имеют. Это поможет им не только грамотно говорить и писать самим, но и понимать других людей.
Что такое форма слова?
Форма слова в русском языке – это варианты одного и того же слова, которые отличаются грамматическими значениями. Например, у существительного это число и падеж, у глагола – время, число и лицо и так далее.
Чаще всего слово меняет свою форму с помощью окончания. Допустим, если взять существительное дом и добавить к нему
В русском языке есть слова, которые не меняют свою форму – они так и называются неизменяемыми. Это все служебные части речи и междометия, а также некоторые слова, которые относятся к самостоятельным частям речи – в основном это наречия, но в данную категорию могут также входить прилагательные, существительные и местоимения.
У каждого изменяемого слова есть его начальная форма, с которой эти изменения и начинаются. Так, для имени существительного, которое рассматривалось выше, это будет форма единственного числа именительного падежа, для прилагательного к этим двум параметрам прибавляется еще и мужской род. Начальная форма слова фиксируется в словаре, с помощью которого ее легко найти и проверить.
Рассмотрим разные примеры:
Две разновидности форм слова
Слова в русском языке в основном изменяются с помощью окончаний, что позволяет говорить о том, что в основном под формами слова подразумевается их морфологическая разновидность. Но бывают ситуации, когда слово приобретает другую форму благодаря прибавлению других слов – так получаются синтаксические формы слова. Так, если нужно употребить глагол в форме будущего времени, то к его начальной форме добавляют еще один глагол – буду: гулять + буду = буду гулять.
Вне зависимости от того, каким способом образована форма слова – морфологическим или синтаксическим – оно сохраняет свое лексическое значение. То есть слова мама, маме, с мамой означают одно и то же. Если изменяется значение – речь идет уже о совсем другом слове.
Что мы узнали?
Что формы слова – это одно и то же слово, только в разных грамматических вариантах.У каждого слова есть начальная форма. При изменении слова по формам его лексическое значение остается прежним. Изменяться оно может с помощью окончания – это морфологический способ, основной для русского языка. Но существует и еще один, синтаксический, когда к начальной форме слова добавляются определенные слова и меняют ее. Но таких случаев достаточно мало. Существуют также неизменяемые слова, то есть не меняющие свою форму.
Отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова
Выясним, как отличить однокоренные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от форм одного и того же слова.
В русском языке существуют ряды слов, которые роднит главная морфема — корень.
Вспомним, что такое корень слова.
Корень — это главная значимая морфема слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Следовательно, однокоренными являются слова с одним и тем же смысловым корнем, например:
скорый — скорость, ускорение, скоростной, ускорить, скоро, наскоро, поскорее, вскоре.
Их объединяет корень скор-, который содержит общее для всех родственных слов значение «быстрое передвижение«.
Как видим, в ряду однокоренных слов могут быть лексемы, принадлежащие к разным частям речи:
Как отличить родственные слова от форм слова
Следует отличать родственные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от грамматических форм одного и того же слова.
Так, у качественного прилагательного «скорый» образуем формы степеней сравнения:
скорый — скорее, более/менее скорый, скорейший, скорее всех, самый скорый.
Эти грамматические формы не являются однокоренными словами к ряду родственных слов с корнем скор- (скорость, скоро, скоростной и т.д.), а представляют собой формоизменение одного и того же прилагательного «скорый».
В таблице ниже можно увидеть, в чем заключаются отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова:
К существительному «гора» подберем родственные слова:
горный, гористый, гористость, пригорок, горняк, горняцкий.
Слово «гора» может менять свою форму, изменяясь по падежам и числам:
Это все формы одного и того же существительного «гора», у которых меняется только окончание. Их нельзя включать в ряд родственных слов с корнем гор-.
У прилагательных тоже имеются свои грамматические формы, которые не следует вносить в перечень родственных слов. Рассмотрим это на примере слова «яркий»:
Родственные слова с корнем ярк- | Формы прилагательного «яркий» |
---|---|
яркий | яркая, яркое, яркие |
яркость | он ярок, она ярка, оно ярко, они ярки |
ярко | ярче, более/менее яркий, самый яркий, ярче всех |
У глаголов различаются родственные слова и их формы.
Родственные слова | Формы глагола ‘решить’ |
---|---|
решить | решу, решишь, решит |
решиться | решим, решите, решат |
решать | решивший, решившая, решившее, решившие Решенный, решенная, решенное, решенные |
решаться | решив |
решение | |
решительный |
Изучением форм слов занимается морфология.
Морфология — раздел науки о языке, в котором изучаются части речи.
Изучение частей речи предполагает знакомство с формами существительных, прилагательных, глаголов и особых глагольных форм (причастия и деепричастия), местоимений, числительных и наречий.
Основные разновидности
Разные словоформы отличаются по своим морфемам — наименьшим единицам языка, имеющим значение. Из морфем складываются слова, служащие для описания объектов. Каждая единица обладает собственным значением. Но она не выполняет коммуникативные функции, в отличие от полноценного слова.
В современном русском языке выделяются следующие морфемы:
Морфемы обладают множеством особенностей, они неспособны распадаться на более мелкие частицы слова и обладают собственным звуковым сопровождением, меняющимся в зависимости от смысла.
Все словоформы делятся на следующие разновидности:
Особенности формирования
Образование форм слова происходит в большинстве случаев при помощи окончаний и формообразовательных суффиксов. Каждая словоформа располагает собственными морфологическими признаками и грамматическими значениями (для существительного — число и падеж, для глагола — число, время и лицо). Пример: кот — котов, думать — думает. Словообразование может проводиться посредством присоединения дополнительных слов. Для образования конструкции будущего времени потребуется добавить «буду», «будет», «будешь». Пример: будет играть, будешь смотреть.
В русском языке есть слова, которые не обладают способностью изменять свою форму. Они называются не изменяемыми. В данную категорию входят все наречия и деепричастия, некоторые прилагательные и местоимения, а также служебные части речи (предлоги, союзы и частицы) и междометия. Образец: холодно (наречие), играя (деепричастие), над (предлог), и (союз), же (частица), бордо (прилагательное, обозначающее цвет), где (местоимение), ах (междометие).
Слова, способные образовывать новые словоформы, называются изменяемыми. У каждой части речи существует только одна начальная форма:
Исключением выступает местоимение. Эта часть речи обладает несколькими начальными формами в зависимости от разряда. Они делятся на 3 основные группы:
Однокоренные слова
Формы слов постоянно путают с однокоренными словами. Главное отличие этих морфологических единиц заключается в лексическом значении образуемого. Если словоформа сохраняет свой смысл, то однокоренное выражает совершенно иное лексическое значение, также последние могут относиться к различным частям речи. Они образуются при помощи присоединения приставок и словообразовательных суффиксов.
Сравнение словоформ и однокоренных слов:
Словоформы | Однокоренные слова |
Родной | Родина |
Родная | Породниться |
Родные | Родовой |
Родное | Родственные |
Методы образования
Для создания новых словоформ применяют такие методы как склонение, спряжение, образование множественного числа, изменение временных форм и степеней сравнения. Склонение слов — способность имён существительных изменяться по родам и падежам. Для существительных в единственном числе существует отдельная классификация по склонениям:
Для каждого склонения существуют отдельные правила образования словоформ, различающиеся по методике постановки падежных окончаний. Существует огромное количество существительных, совмещающих в себе признаки разных склонений. К этой категории относятся существительные, оканчивающиеся на «-мя» и «путь». При их изменении по падежам образуется суффикс «-ен»: время — времени, бремя — бремени.
Спряжением называется изменение числа, времени, лица и рода глагола. Всего выделяют 2 вида спряжения:
Существует множество исключений из правил. Так, глаголы «брить», «стелить», «зиждиться» относятся к первому спряжению, но оканчиваются на «-ить». Глаголы «гнать», «держать», «дышать», «обидеть», «видеть», «слышать», «ненавидеть», «смотреть», «вертеть», «зависеть», «терпеть» относятся ко 2 спряжению.
Глаголы также могут изменять свою временную форму. Они могут быть употреблены в формах прошедшего, настоящего и будущего времени: старался (прошедшее время), старается (настоящее время) и будет стараться (будущее время).
Степени сравнения являются особой формой словоформ для прилагательных. Выделяют сравнительную и превосходную степень сравнения. Сравнительная степень олицетворяет признак, проявляющийся либо в большей, либо в меньшей мере. Образец: хороший — лучше, плохой — хуже. Превосходная степень сравнения указывает на свойство предмета в высшем его проявлении. Пример: сильнейший, умнейший.
Определение словоформы
Для правильного определения словоформы был создан следующий алгоритм действий:
Существует правило формы одного и того же слова. Оно гласит, что словоформа может изменяться только в пределах одной части речи.
Различение разных форм одного слова и однокоренных слов
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: « Различение разных форм одного слова и однокоренных слов».
Цель:
Оборудование: таблицы, схемы, информационные средства.
Технологии используемые на уроке: Проблемное обучение, дифференцированное обучение, поисковый метод, информационные технологии.
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Мне хочется, чтобы наша работа на уроке была плодотворной, чтобы вы открыли новое знание.
2..Языковая разминка.
Групповая работа.
— Работать будем в группах:
— Начнём урок с разминки. Каждой группе своё задание.
1 группа: разбор по членам и частям речи предложения.( на доске)
Мы шли по лесной тропинке.
2 группа: списать без ошибок предложение, в котором Буратино допустил ошибки. (Задание на индивидуальных карточках).
Душистый запах цветов наполнял воздух. (При записи на доске умышленно сделать 3 ошибки, дети должны найти эти ошибки).
3 группа: разбор по членам предложения и частям речи предложения.(На доске запись: Пословица- мудрость народа.
4 группа: работает по слайду №1.(см. приложение). Поставить знаки препинания и разобрать предложение по члена и частям речи.
Белый медведь-крупный хищник Арктики.
Проверка работ.
Проверка по выбору учителя. Учитель может проверить выполненную работу всех групп, а может и по выбору.
Проверка работы 4 ой группы
После проверки сообщение. слайд №2 (см. приложение).
3. Постановка проблемы.
1группа слов: грибы, грибник, грибная, грибные, гриб.
2 группа слов: рисование, нарисовал, зарисовка. ( рис) не писать.
3 группа слов: вода, подводник.( водить ) не писать.
Создание проблемной ситуации.
— Итак, не включив слова рис и водить в группы слов, можно предположить, что (на доске предположение):
Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.
4. Решение проблемы. Исследование.
— Допишите окончания так, чтобы получилось предложение:
— Одинаковый ли смысл предложений? (разный).
— Убедимся, что разный. О ком говорится в 1 предложении, во 2ом.?
— Почему изменился смысл 2-ого предложения? (поменяли окончание).
— Изменили окончание, а своё значение имена изменили? (нет).
— Значит, слова Света и Свету –это одно и то же слово или разные?
(одно и то же).
— Поскольку эти слова являются одним и тем же словом, но с разными окончаниями, такие слова называют формами слова.
( на доске появляется схема)
формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
( из истории возникновения устойчивых оборотов)
— Слово голова во всех словосочетаниях звучит по-разному почему? (разные окончания). Слайд №.5 (см. приложение).
— Выделим их.
— Могут ли при помощи окончания образовываться новые слова? (нет).Если дети скажут да, то попросить выделить основу.
— Выделим основы.
— Что видите? (о основа одинаковая – голов)
— Какую особенность формы слова отметим в таблице?
(в таблицу добавляется):
формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
одинаковые основы
— У каждого на столе карточка со словами:
Лес, лесник, лесная, лесок.
— Самостоятельно нужно выделить основу, корень, окончание.
После выполнения слайд №6.(см. приложение):
— Какие это слова? (однокоренные)
-Почему? Можно ли, выделив корень, определить родство слов? (да).
— Но при этом, что нужно учитывать? (показать пример с рисом).
-Чтобы в корне было заключено основное значение слов.
(появляется схема слайд №7.(см. приложение):
однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
— Какие выделили основы? (разные)
(в таблицу добавить )
однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
разные основы
— Разные основы, значит лексическое значение какое? (разное)
(добавить в таблицу)
однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
разные основы
разное лексическое значение
— Мы выделили ряд особенностей форм слова и однокоренных слов.
формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
одинаковые основы
-Вернёмся к предположению, которое прозвучало вначале урока
Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.
— Посмотрим на группы слов.
Вывод: не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными – подтвердился.
5. Закрепление.
Игра: «Не ошибись» слайд №8.(см. приложение).
— Я буду читать пары слов, а вы определите какие это слова – однокоренные или формы слова, или совершенно разные слова.
Лес-лесник, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, дом-домашний, дом-дома, дом-дым, пять-пятно, царь-цари.
— Поиграем в игру: «Найди свою пару». слайд №9.(см. приложение). Соедините стрелками формы слова. (Работа в паре, 1 группа помогает 2-ой, проверка своих работ по слайдам).
— Задание: «поле свободы».
На доске помещены 4 слова: светлый, старый, берёзовый, ленивый.
-Запишите одно слово. По углам класса помещены карточки со словами. Выпишите формы слова или однокоренные слова с любым словом по выбору.
1 карточка: старик, старое, светлая, берёза, березняк, ленивая, лень
2 карточка старина, светлое, свет, берёзовая, берёзовые, ленивые.
3 карточка старых, старенький, светить, берёзка, лениться, ленивенький.
4 карточка старая, старче, светлеет, светлых, берёзовую, ленивой.
Проверка. слайд №10.(см. приложение).
Игра: «лото».
На карточках даны слова: мороз,морозная, заморозок, морозу, морозы, морозные, морозное
— Собираем однокоренные слова, потом собираем формы слова.(дети выходят к доске и помещают нужные карточки. слайд №11.(см. приложение).
6. Итог урока.
— Подумайте, как бы вы продолжили предложение, записанное на вашем листе: «Сегодня на уроке я…..».
— Кто поделится своими размышлениями?