Что значит разделительная и выделительная функция
Разделительные и выделительные знаки препинания
► Правила употребления знаков препинания, пунктуационный разбор предложения изучает Пунктуация.
В основу правил русской пунктуации легли три основных принципа:
1) логический (смысловой) — знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;
2) структурно-синтаксический — знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;
3) интонационный — знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, а также для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодики фразы.
► Пунктуационное правило — правило, в котором указываются условия выбора знака препинания (т. е. его употребление либо неупотребление) для обозначения смыслового и интонационного членения предложения или текста.
В отличие от правил орфографии, правила пунктуации допускают, наряду с обязательной постановкой знаков препинания, факультативное их употребление (авторские знаки).
► По своей функции знаки препинания делятся на две группы:
1. Разделительные (отделительные); к ним относятся: точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире.
Разделительные знаки служат для разделения предложений в тексте, простых предложений в составе сложного, однородных членов предложения.
2. Выделительные знаки; к ним относятся: скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые.
Выделительные знаки служат для выделения прямой и косвенной речи, обращений, междометий, диалога, обособленных и уточняющих членов предложения, вводных и вставных конструкций.
В данном предложении знаки разделения (запятая и тире) разделяют простые предложения, связанные подчинительной и бессоюзной связью в сложном предложении с разными видами связи.
Выделительные знаки (двоеточие и кавычки) указывают на прямую речь, стоящую после слов автора; запятая выделяет обособленное обстоятельство места, выраженное деепричастным оборотом (находясь в Париже).
Примечание
Пунктуационный разбор предложения требует обоснования постановки знаков завершения предложения. К ним относятся: точка, вопросительный и восклицательный знак, многоточие. Знаки завершения указывают на цель высказывания (повествование, вопрос, побуждение, совет, размышление) и на его эмоциональную окраску, интонацию (восклицательное или невосклицательное предложение).
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения
Урок 9. Русский язык 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения»
· Сегодня мы продолжим изучать сложное предложение.
· Поговорим о знаках препинания в сложном предложении.
· И подробнее рассмотрим интонацию сложного предложения.
В курсе русского языка мы часто обращаемся к правилам расстановки знаков препинания. Вы наверняка помните, как мы изучали знаки препинания в предложениях с однородными членами; предложения с обособленными членами; обособление вводных слов и вставных конструкций…
В середине предложения, как мы знаем, обычно ставятся такие знаки препинания: запятая, двоеточие, тире и точка с запятой. Но зачем же они нужны?
Знаки препинания в предложении служат для обозначения смысловых отрезков, значение которых подчеркивается особо.
Во-первых, знаки препинания помогают выделить смысловые отрезки. При этом знаки препинания служат для однозначного понимания текста.
Рассмотрим предложение, в котором не проставлены знаки препинания:
Дети бегающие без намордника собаки опасны.
Что получится, если поставить запятые после слов дети и собаки?
Дети, бегающие без намордника собаки, опасны!
Передвинем вторую запятую, пусть она стоит перед словом собаки.
Дети, бегающие без намордника, собаки опасны!
Уберём вторую запятую.
Дети, бегающие без намордника собаки опасны!
А вот теперь наше предложение звучит как предостережение детям: опасаться собак без намордника.
Во-вторых, знаки препинания помогают разделить части предложения.
При этом, конечно, тоже служат для однозначного понимания текста.
Наверное, каждый из нас знает фразу «Казнить нельзя помиловать», а также подобные ей: «Удалить нельзя сохранить» или «Повысить нельзя уволить». Значение этих предложений зависит от постановки запятой в каждом из них. Если запятая стоит после первого слова – значение одно, если после второго – значение меняется на противоположное.
В сложных предложениях знаки препинания передают особенности смысловых отношений между частями, особенности строения, интонации.
Знаки препинания в сложных предложениях могут быть разделительными и выделительными.
Разделительные знаки препинания разделяют равноправные части.
Выделительные знаки препинания выделяют какую-то особенную часть.
Функция знака препинания зависит от типа сложного предложения, в котором применяется знак.
Так, разделительные знаки препинания используются в сложносочинённых и бессоюзных предложениях. Выделительные знаки препинания используются в сложноподчинённых предложениях.
Разделительные знаки препинания характерны для предложений сложносочинённых и бессоюзных сложных.
В этих предложениях части равноправны. Между ними можно поставить знак равенства. И, значит, от одной части к другой нельзя поставить вопрос.
Поэтому в таких предложениях части нужно как-то разделять.
В сложносочинённом предложении части могут разделяться при помощи запятых, тире и точки с запятой.
Запятая используется часто.
Тире и точка с запятой – редко.
Прозвучал длинный свисток, и поезд тронулся.
Малейшее промедление – и всё пропало.
Громовые раскаты звучали всё реже и реже, отдаляясь и сдавая свои позиции; ветер тоже стихал.
В бессоюзных сложных предложениях части могут разделяться при помощи запятой, тире, двоеточия или точки с запятой. Все знаки препинания встречаются в бессоюзных предложениях достаточно часто.
Трава зеленеет, солнышко блестит.
Прозвучал выстрел стартового пистолета – гонка началась.
Он решил задержаться после уроков: нужно было спросить кое-что у учителя.
Алые, желтые, бурые листья крутились под напором ветра и летели в лицо; начинал накрапывать дождь.
В сложноподчинённых предложениях употребляются выделительные знаки препинаниях.
В таких предложениях одна часть – всегда главная, вторая – придаточная. То есть, они неравноправны, и от одной части к другой можно поставить вопрос.
А это значит, что придаточную часть нужно как-то выделить.
Придаточная часть в сложноподчиненном предложении обычно выделяется при помощи запятой. Тире, которое также встречается в таком предложении, используется крайне редко.
Мы соберемся на охоту, когда выпадет первый снег.
Зачем ты всё это сделал – скажи мне. В данном случае придаточная часть выделяется тире. Это помогает дополнительно интонационно отделить главную часть от придаточной.
Что же нам требуется запомнить?
Функция знака препинания зависит от типа сложного предложения, в котором этот знак применяется.
Разделительные знаки препинания употребляются в сложносочинённых и бессоюзных предложениях. А выделительные знаки препинания – в сложноподчинённых предложениях.
При этом в предложении могут стоять также и авторские знаки препинания, которые иногда нарушают правила пунктуации.
Автор выставляет такие знаки препинания так, как необходимо ему. Например, Максим Горький очень любил авторское тире.
Деньги – исчезают, работа – остаётся.
Одни – воюют, другие – воруют.
Части бессоюзных предложений здесь разделены запятыми, но в каждой из частей стоит авторское тире между подлежащим и сказуемым.
При помощи таких знаков препинания художественному тексту придается особая выразительность.
Но, разумеется, какой-нибудь Вася Катава́сев из неизвестного нам девятого класса не может расставлять знаки препинания так, как ему вздумается. Не следует путать авторскую пунктуацию с безграмотностью.
Поговорим теперь об интонации в сложном предложении.
Для начала любого предложения характерна восходящая интонация, то есть, мы начинаем произносить предложение и повышаем тон.
В конце предложения мы понижаем тон, то есть, для конца предложения характерна нисходящая интонация.
Вчера мы писали диктант. Сначала тон повышается, а к концу предложения он понижается.
Вася Катавасев наделал ошибок. То же самое.
Но это – простые предложения.
Что будет, если мы соединим их?
Вчера мы писали диктант, и Вася Катавасев наделал ошибок.
Предложение стало сложным. Но это одно предложение. И потому тон будет повышаться в начале. И понижаться в конце.
Сложное предложение имеет интонацию законченности.
Части сложного предложения такую интонацию утрачивают.
Но все же сложное предложение состоит из простых. Мы обозначили их связь союзом «и». Интонационно мы обозначаем конец одной части и начало другой при помощи паузы.
Таким образом, у нас получилась схема интонации в сложном предложении.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения
Урок 9. Русский язык 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения»
· Сегодня мы продолжим изучать сложное предложение.
· Поговорим о знаках препинания в сложном предложении.
· И подробнее рассмотрим интонацию сложного предложения.
В курсе русского языка мы часто обращаемся к правилам расстановки знаков препинания. Вы наверняка помните, как мы изучали знаки препинания в предложениях с однородными членами; предложения с обособленными членами; обособление вводных слов и вставных конструкций…
В середине предложения, как мы знаем, обычно ставятся такие знаки препинания: запятая, двоеточие, тире и точка с запятой. Но зачем же они нужны?
Знаки препинания в предложении служат для обозначения смысловых отрезков, значение которых подчеркивается особо.
Во-первых, знаки препинания помогают выделить смысловые отрезки. При этом знаки препинания служат для однозначного понимания текста.
Рассмотрим предложение, в котором не проставлены знаки препинания:
Дети бегающие без намордника собаки опасны.
Что получится, если поставить запятые после слов дети и собаки?
Дети, бегающие без намордника собаки, опасны!
Передвинем вторую запятую, пусть она стоит перед словом собаки.
Дети, бегающие без намордника, собаки опасны!
Уберём вторую запятую.
Дети, бегающие без намордника собаки опасны!
А вот теперь наше предложение звучит как предостережение детям: опасаться собак без намордника.
Во-вторых, знаки препинания помогают разделить части предложения.
При этом, конечно, тоже служат для однозначного понимания текста.
Наверное, каждый из нас знает фразу «Казнить нельзя помиловать», а также подобные ей: «Удалить нельзя сохранить» или «Повысить нельзя уволить». Значение этих предложений зависит от постановки запятой в каждом из них. Если запятая стоит после первого слова – значение одно, если после второго – значение меняется на противоположное.
В сложных предложениях знаки препинания передают особенности смысловых отношений между частями, особенности строения, интонации.
Знаки препинания в сложных предложениях могут быть разделительными и выделительными.
Разделительные знаки препинания разделяют равноправные части.
Выделительные знаки препинания выделяют какую-то особенную часть.
Функция знака препинания зависит от типа сложного предложения, в котором применяется знак.
Так, разделительные знаки препинания используются в сложносочинённых и бессоюзных предложениях. Выделительные знаки препинания используются в сложноподчинённых предложениях.
Разделительные знаки препинания характерны для предложений сложносочинённых и бессоюзных сложных.
В этих предложениях части равноправны. Между ними можно поставить знак равенства. И, значит, от одной части к другой нельзя поставить вопрос.
Поэтому в таких предложениях части нужно как-то разделять.
В сложносочинённом предложении части могут разделяться при помощи запятых, тире и точки с запятой.
Запятая используется часто.
Тире и точка с запятой – редко.
Прозвучал длинный свисток, и поезд тронулся.
Малейшее промедление – и всё пропало.
Громовые раскаты звучали всё реже и реже, отдаляясь и сдавая свои позиции; ветер тоже стихал.
В бессоюзных сложных предложениях части могут разделяться при помощи запятой, тире, двоеточия или точки с запятой. Все знаки препинания встречаются в бессоюзных предложениях достаточно часто.
Трава зеленеет, солнышко блестит.
Прозвучал выстрел стартового пистолета – гонка началась.
Он решил задержаться после уроков: нужно было спросить кое-что у учителя.
Алые, желтые, бурые листья крутились под напором ветра и летели в лицо; начинал накрапывать дождь.
В сложноподчинённых предложениях употребляются выделительные знаки препинаниях.
В таких предложениях одна часть – всегда главная, вторая – придаточная. То есть, они неравноправны, и от одной части к другой можно поставить вопрос.
А это значит, что придаточную часть нужно как-то выделить.
Придаточная часть в сложноподчиненном предложении обычно выделяется при помощи запятой. Тире, которое также встречается в таком предложении, используется крайне редко.
Мы соберемся на охоту, когда выпадет первый снег.
Зачем ты всё это сделал – скажи мне. В данном случае придаточная часть выделяется тире. Это помогает дополнительно интонационно отделить главную часть от придаточной.
Что же нам требуется запомнить?
Функция знака препинания зависит от типа сложного предложения, в котором этот знак применяется.
Разделительные знаки препинания употребляются в сложносочинённых и бессоюзных предложениях. А выделительные знаки препинания – в сложноподчинённых предложениях.
При этом в предложении могут стоять также и авторские знаки препинания, которые иногда нарушают правила пунктуации.
Автор выставляет такие знаки препинания так, как необходимо ему. Например, Максим Горький очень любил авторское тире.
Деньги – исчезают, работа – остаётся.
Одни – воюют, другие – воруют.
Части бессоюзных предложений здесь разделены запятыми, но в каждой из частей стоит авторское тире между подлежащим и сказуемым.
При помощи таких знаков препинания художественному тексту придается особая выразительность.
Но, разумеется, какой-нибудь Вася Катава́сев из неизвестного нам девятого класса не может расставлять знаки препинания так, как ему вздумается. Не следует путать авторскую пунктуацию с безграмотностью.
Поговорим теперь об интонации в сложном предложении.
Для начала любого предложения характерна восходящая интонация, то есть, мы начинаем произносить предложение и повышаем тон.
В конце предложения мы понижаем тон, то есть, для конца предложения характерна нисходящая интонация.
Вчера мы писали диктант. Сначала тон повышается, а к концу предложения он понижается.
Вася Катавасев наделал ошибок. То же самое.
Но это – простые предложения.
Что будет, если мы соединим их?
Вчера мы писали диктант, и Вася Катавасев наделал ошибок.
Предложение стало сложным. Но это одно предложение. И потому тон будет повышаться в начале. И понижаться в конце.
Сложное предложение имеет интонацию законченности.
Части сложного предложения такую интонацию утрачивают.
Но все же сложное предложение состоит из простых. Мы обозначили их связь союзом «и». Интонационно мы обозначаем конец одной части и начало другой при помощи паузы.
Таким образом, у нас получилась схема интонации в сложном предложении.
Разделительные и выделительные»
Элективный курс по русскому языку 10 класс.
отделительные, разделительные и выделительные.
Цели урока.
Образовательная: подчеркнуть, что знаки препинания являются важным
средством оформления письменной речи, так как с их
помощью происходит смысловое членение речи, деление
знаков препинания по своей функции на три группы:
отделительные, разделительные и выделительные,
особенности авторской речи, знаки препинания в
Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся,
активных форм познавательной деятельности
Воспитательная: воспитание речевой культуры, бережного отношения к
· Для чего нужна пунктуация?
· Каковы принципы русской пунктуации?
· На какие группы делятся знаки препинания
· В чем особенность авторских знаков?
Пунктуация (от лат. punktum — «точка») — собрание правил о постановке знаков препинания. Знаки препинания (препинание — «остановка, перерыв») — это знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи.
«Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твердо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того, чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания». «Знаки препинания — ноты при чтении» — так характеризовал А. П. Чехов пунктуацию в одном из писем, датированных 1888 г.
Знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи. В отличие от орфографии, правила которой строятся с опорой на фонетический и морфологический строй каждого языка, пунктуация в значительной мере носит интернациональный характер. Пунктуация изобретена типографами братьями Мануциями в середине XV в. и в основных чертах была принята большинством народов Европы.
создает стабильность системы пунктуации.
4. Сообщение учащегося: «Знаки препинания: отделительные,
разделительные и выделительные»
В зависимости от функции знаки препинания делятся на три группы: отделительные, разделительные, выделительные.
К отделительным знакам препинания относятся точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Эти знаки ставятся в конце предложения и служат средствами отделения одного предложения от другого в составе текста.
К разделительным знакам препинания относятся запятая, точка с запятой, тире и двоеточие. Эти знаки ставятся в простом предложении для разделения однородных членов предложения и для разделения простых предложений в составе сложного.
К выделительным знакам препинания относятся двойные (парные) знаки: двойные скобки, двойные кавычки, двойное тире и т.д.
Особое положение в традиционной системе знаков препинания занимают так называемые авторские знаки. Их можно рассматривать как особые семантические знаки, так как употребление их обычно не мотивировано строением синтаксических единиц. Авторские знаки — один из пунктуационных способов выделения смысловых фрагментов предложения. Они являются важным компонентом информации, выражаемой предложением. В современной печати встречаются случаи нарушения некоторых правил пунктуации.
· Чехов сравнивает знаки препинания с нотной грамотой,
а с чем бы сравнили бы вы, исходя из вашей профессии?
· В чем сходство и различие одежды и знаков препинания?
Отделительные, разделительные, выделительные и авторские знаки в
романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
А теперь обратимся к истории человека, который одежду сделал символом протеста. Михаил Афанасьевич Булгаков – автор знаменитых произведений
В феврале 1929 года встретились двое: он был женат, она замужем; между ними возник роман, вначале тайный, как водится; затем все, по извечной схеме, выплыло, наружу; и слезы были, и револьвер ревнивого мужа замелькал, но все кончилось благополучно.
А можно и так начать этот строгий рассказ о любви: в начале тридцатых годов жена крупного командира, начальника штаба московского военного округа Шиловского ушла к знаменитому писателю и стала его женой.
В феврале 29-го они впервые увиделись, а в мае Михаил Афанасьевич начал писать свой великий роман «Мастер и Маргарита». Он о многом, этот роман, он о боге и черте, он о трусости как главном пороке человечества, он о несмываемом, неизбывном грехе предательства, он фантастически смешон и невыразимо печален, он космичен, но прежде всего он о верной и вечной любви, о которой мы и думать-то забыли и которая приходит, может быть, только в счастливых снах о детстве, когда обливаешься слезами о невозвратном, и не веришь уже, и жить без веры сил нет.
Из дневника Елены Сергеевны:
«Это было в 29-м году в феврале, на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились, и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь».
с необходимой изюминкой легкомысленности, что не дает мужчине привыкать подруге как к собственности, которая никуда уж денется.
Из дневника Елены Сергеевны:
«Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что. Но тогда же он мне сказал то, что, я не знаю почему, но приняла со смехом. Он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здоровый, с веселыми голубыми глазами, сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело очень странно. И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на. » Он сказал: «Я говорю очень серьезно, поклянись». И в результате я поклялась. »
Уже не в романе, а в жизни Михаил Афанасьевич говорил Елене Сергеевне: «Против меня был целый мир— и я один. Теперь мы вдвоем и мне ничего не страшно»