Что значит разделить на смысловые части

Что такое смысловая структура текста и почему она должна быть чёткой

А ещё немного про виды композиции текста (и бонус).

Под материалом «Как устроена редакция DTF» Семён Муравьёв запросил пост о том, как устроены тексты. Ну и вуаля!

Разумеется, всё это — лишь мой личный опыт. Но вдруг он вам пригодится? Кто ж его знает. И да, речь исключительно о публицистике: художественные тексты работают как-то немного не так (понятия не имею как, я не литред).

Тут стоит сделать небольшое лирическое отступление. Индустрия развлечений — специфическая, особенно это касается игр. Чтобы автор мог сделать, скажем, достойный лонгрид про какую-нибудь гонку, он должен иметь определённый опыт в жанре. Та же история с другими жанрами.

Посмотрите, например, на текст Андрея про Baldur’s Gate III — по сравнениям и анализу можно понять, что он играл в кучу игр жанра. И это всё — необходимые знания: если их нет, то текст получится пустым, а может быть даже дефектным.

Всё сводится к банальному «нужно разбираться в теме», но в случае с видеоиграми (да и кино с литературой) это особенно непросто. Просто потому, что эти знания нельзя быстро набрать: они копятся вместе с, скажем так, игровым стажем. То есть, человек должен много и часто играть с детства. Не получится взять талантливого человека с журфака, который особо и не играл никогда, и научить писать про игры. Как бы хорошо он не писал и не обрабатывал информацию, ему просто не хватит опыта.

Тут как в случае с изданиями, посвящёнными финансам и экономике — проще взять человека, который уже разбирается в теме, и научить его журналистике, чем наоборот. Разумеется, во всё играть не получается: именно поэтому авторов лонгридов у нас так много и постоянно нужны ещё — у каждого своя экспертиза, свой профиль.

Очень редко бывает так, что новичок сразу же пишет идеальные или, как минимум, редактируемые тексты — чаще тексты приходится гонять туда-сюда с комментариями. В моей практике было и так, что я возвращал автору текст с сотней комментариев в гуглодоке. Однако если всё грамотно объяснить и попросить автора исправлять ошибки самостоятельно, то уже через пять-шесть текстов он превращается в крутого чувака, который может написать текст, к которому не будет замечаний и советов.

Лирическое отступление закончено, возвращается к нашим баранам.

Орфографию, пунктуацию или, там, стилистику можно поправить. Это всё ерунда, хоть и запарная порой. Но вот что поправить не получится, так это дефектную структуру. Если структура, эта самая чёткая схема, нарушена, то текст на 100% не редактируемый, и его нужно возвращать автору на полную переработку.

Люди разные. Кому-то проще набросать себе структуру текста заранее и писать по ней. Кому-то проще написать, и потом посмотреть, всё ли в порядке со структурой. Я, например, из последних — заранее составленный план меня путает и мешает входить в состояние потока. Однако и в таком случае стоит всегда проверять, всё ли со структурой текста в порядке, и не получилась ли случайно какая-то мешанина, не упустил ли ты нечто важное.

Дальше о структуре и поговорим.

Примерно так выглядит любой текст. Прошу прощения за мат, я рисовал это очень давно и для «внутряка».

Источник

Учимся выделять смысловые части в тексте

Что значит разделить на смысловые части

На протяжении многих лет были созданы, опробованы, можно сказать «отшлифованы» памятки-помощники, точнее система памяток, алгоритмов, схем, символов призванных помочь маленьким читателям в овладении литературоведческим и программным материалом. Эта система зрительных опор, памяток-помощников, «объяснялок» и «напоминалок» работает с 1-го по 4-й класс начальной школы. Количество памяток год за годом расширяется, их содержание пополняется, претерпевает изменения вместе с развитием каждого читателя.

В современное технократическое время, когда повседневная речь и язык обедняются, когда школьники предпочитают компьютер и телевизор книге или личному общению, важно использовать такие приемы работы, которые помогут не только существенно облегчить овладение программным материалом по литературному чтению в начальных классах, но и сделать это освоение осознанным и увлекательным, и во многих случаях побудить ученика к собственному творчеству, стать опорой этого творчества. Поэтому готова поделиться личным опытом и раскрыть некоторые эффективные приемы знакомства и освоения программных знаний и умений по курсу литературного чтения в 1–4-х классах. Данные приемы работы позволяют увидеть, как на практике можно помочь юным читателям, а также их уважаемым родителям в общении с разными литературными и речевыми «премудростями».

В известной детской песенке есть строчки: «Когда учиться весело, как хорошо учиться…» Мы с ребятами (моими учениками) немного изменили эту фразу: «Когда тебе понятно, как хорошо учиться. »

Имею в виду, что используя памятки, каждый юный читатель осознанно осваивает материал, предложенный учителем, понимает, как выполнить задание и даже может объяснить это другому, например взрослому. Когда ребенок понимает слова-понятия, термины, умеет ими осознанно пользоваться в творческой работе – он, ученик, получает удовольствие не только от положительного результата своей работы, но и от самого процесса. Использование памяток даже самостоятельную или контрольную работу может превратить в увлекательное раскрытие секретов литературы, привнеся в работу элемент игровой или соревновательной деятельности. Многие наши памятки, схемы и символы рождались в совместной работе с читателями прямо на уроке.

ПАМЯТКА – «Три подружки»

Начиная с 1-го класса на уроках литературного чтения и русского языка, учащиеся овладевают умением выделять в тексте произведения смысловые части, необходимые для составления ПЛАНА. Для тех, у кого это получается не так легко и успешно, как хотелось бы, мы предлагаем познакомиться с озорными «подружками» – ТРЕМЯ ПОДСКАЗКАМИ (памятка «Три подружки – три подсказки»).

Ребятам предлагается познакомиться с особенностями и «характером» каждой подружки – «подсказки». Преподносится это в виде рисунка-символа: три фигурки девочек, одна из них – держит в руках флаг (она «командир» и всегда увлекает двух других за собой). Учитель (взрослый) называет их: ТРИ ПОДРУЖКИ – ТРИ ПОДСКАЗКИ. Каждая из них является определенным условием, при наличии которого в тексте начинается новая смысловая часть:

Что значит разделить на смысловые части

– появляется новый ГЕРОЙ,
– меняется МЕСТО ДЕЙСТВИЯ,
– изменяется ТЕМА (!).

Именно третья «подсказка» главная, она «командир» среди «подружек», если она начинает работать в каком-то эпизоде, значит – начинается новая смысловая часть.

Обычно в первом классе эта памятка не фиксируется в рабочих тетрадях учащихся, а работает во время урока как опорная схема на доске. Во втором классе, повторяя изученное, учащиеся записывают ее в тетрадь в раздел ПАМЯТОК.

Чтобы отработать и закрепить данное умение на уроках литературы в 1–2-х классах (дома за чтением и работой с каким-либо текстом), можно воспользоваться игрой «КТО КОГО?». Это название придумали сами мои ученики.

Любая дидактическая игра – это «КУЗНИЦА» жизненного опыта и творчества учащихся. Игра помогает не только в расширении активного словаря учащихся, а значит и способствует развитию их устной речи, но и активизирует мышление, учит простейшим логическим рассуждениям. И что не менее важно дарит опыт общения со сверстниками, учит ответственности не только за себя, но и за всю команду (класс).

Описание игры «КТО КОГО?»

Учитель (взрослый) предлагает классу (своему ребенку) в игре проверить свои силы и умения в выделении в тексте смысловых частей. Это игра-соревнование с «Его величеством» ТЕКСТОМ произведения, где юным читателям предлагается проявить свои знания, внимание и умение работать сообща (если это класс, группа).

Что значит разделить на смысловые части

Читая текст произведения вслух по цепочке (друг за другом, самостоятельно), ребята отслеживают течение событий, ищут конец одной смысловой части и начало следующей. Нашедший поднимает руку – это сигнал для остановки. Он объясняет всем, почему этот эпизод является началом новой смысловой части (работают все три подсказки: появился новый герой, изменилось место действия и тема или поменялась только тема, то есть работает подсказка-«командир»).

Каждый имеет право на помощь класса (взрослого, памятки). При этом на обсуждение и принятие решения отводится 30 секунд (время устанавливается в зависимости от опыта и темпа работы маленьких читателей). Если нашедший границу смысловой части или класс, принявший его рассуждения, ошиблись, то их положительный балл присуждается ТЕКСТУ, а если ребята не допустили ошибки, то балл присуждается им. В конце работы подводится итог, анализируются ошибки и достижения.

В классе на учебной доске можно наглядно отобразить течение работы в баллах.

Например:
ТЕКСТ 1-Б
— *
— *
— —
* *
В данном случае со счетом 1–3 интеллектуальную победу одержал 1-Б класс.

Редко, но проигрыши бывают и почти всегда с достойным счетом, для учителя (взрослого) это диагностика не только учебных умений учащихся, но и их делового настроя, психологического «климата» класса, способности и умения справиться «проигрышем».

*** В свое время эта игра привлекла внимание известного специалиста в области игрового обучения, автора многих книг и статей, разработчика игровых пособий и игр различного типа Гурина Юрия Владимировича. Описание игры «Кто кого?» можно найти в его новой книге «УРОК + ИГРА. Современные игровые технологии для школьников».

Что значит разделить на смысловые части

ВОТ ПРИМЕР ТАКОГО УРОКА:

Работаем с текстом рассказа Сергея Образцова «СТЕКЛЯННЫЙ ПРУД». В произведении герой делится необычными впечатлениями и открытиями, сделанными им на берегу пруда ранней осенью.

Произведение прочитано самостоятельно, ребята выполнили иллюстрации к понравившимся эпизодам рассказа. Представляем иллюстрации и делимся своими читательскими впечатлениями: кто с каким настроением читал произведение, что запомнилось (понравилось), что вызвало удивление, о чем хочется спросить после чтения (какие возникли вопросы) и т.п.

Предлагаем ребятам расположить иллюстрации по порядку событий, происходящих в тексте, и пересказать понравившиеся произведение. Выстраивается определенная цепочка из рисунков, но, так как по некоторым эпизодам не были выполнены иллюстрации, у ребят возникает проблемная ситуация. Сообща приходим к выводу, что нам необходимо восстановить все события рассказа, для этого предлагаю перечитать текст, выделить все смысловые части и зафиксировать их последовательность.

Чтобы быстро и правильно найти начало и конец каждой смысловой части текста мы знакомимся с «тремя подружками – тремя подсказками». Предлагаем проверить свою внимательность и понимание прочитанного, перечитывая текст и играя в игру «Кто кого?»

Важное обстоятельство! Ребята, с которыми мы начинаем выделять смысловые части уже должны знать, что такое «тема», «герой» или «персонаж», «место действия». Понятие темы может быть введено на примере любой знакомой ребенку ситуации. Тема – это то, о чем говорится в произведении. Можно предварительно потренироваться в определении и смены темы в разговоре, рассказе о прогулке, о любимой игрушке, празднике, о времени года и т.д.

Начинаем перечитывать текст. По правилам игры любой читатель, как только заметит появление «трех подружек», поднимает руку (так как это происходит на уроке), мы останавливаемся и слушаем обоснование того, кто заметил определенные изменения (новая тема, новый герой, новое место действия).

Читаем первый абзац рассказа «Стеклянный пруд»:
«Я вышел к пруду и увидел прямо-таки чудо.
Солнце золотое, небо синее, трава на берегу зеленая, а пруд стеклянный. Лед. Будто среди зелени большое неподвижное зеркало лежит».

Далее по тексту следуют воспоминания героя, как он летом ходил купаться на этот пруд и играл в «блинчики» – бросал камушки вдоль воды. Среди ребят находятся несколько человек, которые замечают изменения и останавливают чтение. Они обосновывают свое предположение о том, что первая смысловая часть, посвященная удивлению героя (сразу определяется тема 1-ой части) закончилась и начинается вторая часть, которая посвящена воспоминаниям героя о летней игре в камешки и желании проверить, будет ли камешек отскакивать ото льда. Таким образом, ребята сразу фиксируют две смысловые части. Мы даем им названия и записываем, обозначая последовательность частей. Варианты детских названий:

1) Чудо пруд./ Необычный пруд./ Пруд – зеркало!
2) Летние воспоминания./ Воспоминания об игре в камешки./ Игра в камешки.

Если мы работаем с читателями, которые еще не обладают достаточными умениями в письме, можно каждую смысловую часть изображать небольшим рисунком.

Обычно работаем на распечатке с текстом (не в книге) с карандашом в руках и как только находим границы смысловой части, отделяем одну от другой линией и нумеруем.

Читаем вторую часть о летних воспоминаниях и отслеживаем момент, когда изменится тема – «позсказка-командир». Этот момент наступает, когда герой от слов переходит к делу:

«Я выбрал самый плоский и со всей силой бросил вдоль льда. Он пролетел чуть не до середины пруда, ударился со звоном об лед, высоко подскочил, полетел дальше. »

Ребята обосновывают конец второй части так: герой опять «вернулся» из своих воспоминаний на берег пруда и начал свой «эксперимент», до этого он вспоминал, а сейчас берет камешки и бросает на лед.

Далее работа с текстом строится аналогично. Рассказ С. Образцова «Стеклянный пруд» интересен тем, что в этом произведении меняется только тема, а герой и место действия остаются неизменными.

Как быть, если ребенок не заметил изменения темы? Важно дать ему возможность прочитать одно-два предложения новой смысловой части, остановить чтение и задать вопрос, что изменилось по сравнению с первой частью, тему которой мы обозначили. Ничего страшного, что у некоторых ребят с первого раза не получается.

Начинать выделение смысловых частей (деление текста на части) необходимо в работе с текстами, где четко видна смена тем. Главная ответственность в освоении ребенком умения выделять смысловые части лежит на взрослом (учителе), которому не только необходимо подобрать определенные произведения, но и корректно помочь каждому маленькому читателю в преодолении индивидуальных трудностей в этой работе.

Белина Елена Владимировна,
учитель литературы Санкт-Петербургской гимназии «АЛЬМА-МАТЕР»

Источник

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 8. Какие части можно выделить в тексте (части текста)

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу.

Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.

Основная часть текста— это главная часть текста.

Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня вы поговорите о построении текста, узнаете, из каких частей состоит текст. Научитесь находить в тексте его части.

Вы уже знаете, что такое текст. Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью. Признаки текста: целостность (раскрытие в тексте одной темы), связность (связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств), законченность (полное раскрытие темы в тексте). Текст состоит из нескольких частей. Давайте узнаем из каких.

Было тёплое осеннее утро.

Светило нежаркое солнце. Дул прохладный ветерок. Деревья были покрыты красивыми листьями. Под лёгким дуновением ветра и ласковыми лучами солнца листочки переворачивались и будто переливались.

Природа радовалась последним тёплым денькам.

Прочитайте только первое и последнее предложение в рассказе.

Они связаны между собой по смыслу. В них говорится об осени. Но только по этим двум предложениям вы не можете судить о содержании всего текста.

Прочитайте середину рассказа. По этому отрывку вы не можете сказать, что рассказ об осеннем дне.

Значит, чтобы получился понятный текст, надо его правильно построить.

В тексте должны быть начало, середина и концовка. В первой части текста – начале – вы готовите собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.

В основной части раскрывается содержание высказывания.

Заканчивается текст концовкой. Эта часть делает текст законченным. Текст завершается.

У каждой части свое назначение.

Чтобы текст было удобно читать, каждая новая часть в тексте записывается с красной строки. Каждая такая часть текста называется абзацем.

Что значит разделить на смысловые части

Перед вами текст сказки, который рассыпался. Прочитайте и поставьте части так, чтобы текст восстановился.

Как лисичка избавилась от крапивы на огороде

Уже хотела пойти в дом, да тут волк идет:

— Здравствуй, кума, что ты делаешь?

А хитрая лиса ему и отвечает:

— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.

— А зачем? – спрашивает волк.

— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.

Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.

Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.

Найдите первую часть— начало текста.

Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.

В первой части рассказывается, с чего началась история.

Найдите вторую часть текста— основную часть.

Уже хотела пойти в дом, да тут волк идёт:

— Здравствуй, кума, что ты делаешь?

А хитрая лиса ему и отвечает:

— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.

— А зачем? — спрашивает волк.

— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.

В этой части рассказывается сама история.

Осталось найти третью часть— концовку.

Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.

Последняя часть подводит итог, заканчивает рассказ.

Сегодня на уроке вы узнали, что текст имеет свои правила построения. Он состоит из начала (вступления), основной части и концовки (заключения).Начало подготавливает читателя (слушателя) к восприятию основного содержания текста.В основной части раскрывается содержание. В заключении подводится итог сказанному в тексте, иногда формулируется основная мысль.Каждая часть текста пишется с красной строки. Если пропустить какую-то часть, текст станет неполным, может стать непонятным.

Что значит разделить на смысловые части

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание: Части текста.

Установите соответствия между частями текста и их названиями.

Ребята пошли в лес за грибами.

Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.

Ребята весёлые и довольные вернулись домой.

Подсказка:Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.Основная часть текста —это главная часть текста.Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.

Ребята пошли в лес за грибами.

Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.

Ребята весёлые и довольные вернулись домой.

Задание: Начало текста.

Что такое начало текста? Выберите один правильный ответ.

А) это то важное, о чём хотел сказать автор

Б) это главная часть текста

В) это введение читателя в содержание текста

Подсказка: Вспомните, что такое начало текста.

В) это введение читателя в содержание текста

Источник

Разбивка текста на смысловые части?

Оценить 10 комментариев

Что значит разделить на смысловые части

Если мы каждую смысловую группу разделим ещё на какие-нибудь отрезки, то это приведёт к нарушению смысла данного предложения.

Вот мне интересно если такие алгоритмы или сервесы которые научились это делать, мне кажется тут без нейронки не обойтись:(?

Что значит разделить на смысловые части

Что значит разделить на смысловые части

Что значит разделить на смысловые части

Денис Широкопояс: Денис Широкопояс: Вообще пытаюсь написать программу которая будет отображать, что написано в тексте. Кидаешь рассказ в она рисует экскизы того что написано. На первом этапе Реализацию вижу такую:
1) Разбиваем текст на смыслы.
2) Вставляем смысловую фразу в поиск по картинкам, выдергиваем оттуда картинку. вставляем под смысловой частью эту картинку и т.д.

Я сделал это вручную посмотреть как будет выглядеть, выглядит очень круто, фактически на основе текста программа делает комикс из картинок, что очень быстро воспринимается и запоминается. Конечно все очень сыро и много косяков, но написав качественную НС должно получиться очень интересно)

Что значит разделить на смысловые части

Что значит разделить на смысловые части

Единственно-верный вариант здесь: построение «дерева» связей между частями речи (внутри одного предложения), собранное из множества разных текстов с помощью человека на конкретных эталонных примерах.

Т.е., алгоритму нужно чётко знать: где какая часть речи может находиться внутри предложения (с наибольшей долей вероятности) относительно других частей речи (расположенных вокруг, до, после или отсутствующих вовсе).

А задача такого плана решается исключительно только с помощью создания и обучения НС.

Пример:
Подаём текст на анализ: «Сервер не включался из-за сломанного блока питания.»
Отправляем на вход: «Почему не включался сервер?»
Получить должны: «Был сломан блок питания.»
или
Отправляем на вход: «Блок питания был сломан?»
Получить должны: «Да.»

Что значит разделить на смысловые части

Источник

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Деление текста на части и определение их последовательности. Значение последовательности частей текста для его смысла».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по русскому языку

2 класс. (УМК «Перспективная начальная школа)

Тема: «Деление текста на части и определение их последовательности. Значение последовательности частей текста для его смысла».

Цель: научить учащихся выделять в тексте смысловые части

-формировать у детей навыки работы с тексом;

-формировать умение учащихся выделять в тексте основную мысль.

-развивать устную речь;

-развивать умение формулировать свои мысли и задачи урока;

-поддерживать интерес к русскому языку.

Тип урока: урок развития речи

Время реализации занятия: 40 минут

Оборудование: учебник ПНШ 2 часть стр. 56-59, презентация «Деление текста на части.

Содержание урока и деятельность учителя

Посмотрите все ли готово у вас к уроку. А теперь садится тихо первый ряд, второй и третий.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные : принятие образа хорошего ученика.

— актуализация знаний учащихся

Приём – подводящий диалог о тексте.

Запишем число и классная работа в тетради.

Восстановите перепутанную логическую цепочку слов: предложение, звук, слово, слог.

У доски ученик выстраивает цепочку:

Продолжим цепочку? Какое слово добавим?

Что можно составить из предложений? (текст)

Что такое текст? (Текст – это запись, в которой предложения связаны по смыслу).

Что объединяет все предложения в тексте? (в тексте предложения объединены общей темой)

— Что такое тема текста? (тема – это то о чем автор пишет)

— А как называется то про что пишет автор и ради чего он пишет? (основная мысль)

Вы правильно ответили на вопросы, эти знания пригодятся нам на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, владеть диалогической формой речи.

Личностные : ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Постановка учебной задачи

Приём – проблемный диалог.

А какая именно тема у нас сегодня, вы прочитаете в учебнике на странице 56.

Итак, тема нашего урока «Деление текста на части».

Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (научиться разделять текст на части)

А достичь эту цель нам поможет учебник.

ия и отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Решение учебной задачи

Найдите в учебнике упражнение 36.

Прочитайте название текста.

Прочитаем текст. Саша начинает читать текст, а все внимательно слушают и следят, потому что я могу её остановить и продолжит читать текст кто-то другой.

Что заметили? (данный текст разделён на несколько частей)

На сколько частей? (на 3)

ПРОБЛЕМА: А как вы думаете почему автор разделил текст на 3 части? (. )

Сейчас я вам предлагаю поработать в парах 3 минуты и продолжить высказывания, которые написаны внизу на странице 56.

Ребята время вышло, давайте проверим, как вы продолжили высказывания.

О чём говорится в первой части? ( о том, как дождь развесил капли-сережки ).

Как можно озаглавить? (Дождь)

О чём идёт речь во второй части? ( о том, как солнечный луч, блеснув, озарил капли и они засветились всеми цветами радуги ).

Как можно озаглавить? (Солнечный луч)

А о чём же нам рассказывает третья часть текста? ( о том, как подул ветер и капли-сережки посыпались с сосновых иголок).

Как можно озаглавить? (Ветерок)

Что у нас получилось? (план текста)

Ребята, вы поняли теперь, почему текст разделён на 3 части? Давайте проверим наши предположения, прочитав диалог Волшебницы и Маши

— Теперь ты понимаешь, почему в тексте 3 части? – спросила Волшебница.

Правильно мы с вами ребята предполагали, почему текст разделён на 3 части?

А какая общая тема объединяет все части текста? (рассказ о серёжках-капельках).

Итак, мы с вами сделали вывод, что у каждого текста есть своя тема.

Текст состоит из нескольких частей, которые связаны одной темой, но в каждой части текста есть своя маленькая тема, основная мысль и мы в этом убедились на примере прочитанного нами текста, выделили основную тему, и выделили основную тему каждой части.

— Посмотрите ещё раз на текст в упражнении и обратите внимание, что начало каждой части текста обозначено отступом, или красной строкой.

Что же такое красная строка? Где мы можем найти значение этого слова?

Правильно, открываем толковый словарь и ищем значение. Кто найдет значение, поднимает руку.

Какое значение нам подходит?

Хорошо ребята, отлично поработали, а теперь пришло время отдохнуть!

Отвечают на вопросы учителя.

Сравнивают свои предположения с выводом учебника.

Работают с учебником и толковым словарём.

Познавательные: о смысленно слушать, извлечение из текста необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Решение частных учебных задач.

Артем прочитает задание в упражнении 37.

Ребята, вам знакомы эти герои?

Вы читали о них в книге или смотрели мультфильм?

Прочитаем отрывок из сказки Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». (по цепочке)

Как бы вы назвали этот текст?

Я даю вам минутку, чтобы вы в паре с соседом придумали для этого отрывка название, которое выражало бы его тему.

Итак, давайте послушаем, какие вы придумали названия к тексту. Молодцы, вы очень сообразительные!

А этот текст поделен на части?

Сейчас я предлагаю вам поработать в паре и разделить текст на части, в соответствии с планом, который вы видите на экране.

В первой части текста вы должны рассказать о том, как дядя Фёдор, пёс и кот убирают дом. Во второй части вы опишите, как Шарик работал в доме и в огороде. А третья часть текста должна раскрыть смысл высказывания «Не играть, а жить приехали».

На выполнение задания у вас есть 3 минуты.

Молодцы, вы справились с этим заданием!

А сейчас откройте в учебнике страницу 58 и посмотрите на рисунок, к какой части текста мы можем отнести этот рисунок?

Почему вы так думаете? Молодцы!

Ребята, давайте, мы с вами сравним, как мы разделили текст на части, и как разделил текст Миша. Давайте прочитаем. (спросить 3х детей)

Соответствует ли такое разделение на части нашему плану? Почему?

Как мы можем переставить предложения, чтобы у Миши был текст поделён по нашему плану? (из 2 части перенести первые 2 предложения в первую часть, а из 3 части перенести первое предложение во вторую часть).

Правильно ребята, вот мы и помогли Мише справиться с этим заданием. Посмотрите на рисунок после текста, к какой части вы бы его отнесли. Молодцы.

А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. выполните задание в рабочей тетради на стр. упр 95. (проверим по эталону)

— Оцените свою работу. Если вы не допустили ошибок, поставьте себе «+», если у вас есть ошибка «!», если две и более ошибок, то знак «?».

Слушают рассказ учителя.

Читают отрывок из учебника.

Слушают предположения одноклассников.

Работа с учебником.

Сравнивают текст по плану.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные : устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений, владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра.

Личностные: способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные : оценивать правильность выполнения действий..

Ребята, давайте вспомним, какие цели мы поставили вначале урока.
Как вы считаете, мы достигли этих целей?

Кто мне скажет, что значит разделить текст на части?

(найти смысловые части)

Отвечают на вопросы учителя, подводят итог работы на уроке.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ.

Сейчас выберете смайлик такого цвета, который бы описывал вашу работу на уроке и поднимите его вверх.

Что значит разделить на смысловые частиВы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим

Что значит разделить на смысловые частиВы считаете, что научились делить текст на части, но вам ещё нужно потренироваться.

Что значит разделить на смысловые части Вы считаете, что было трудно на уроке.

Оценивают свою работу на уроке.

Крепят к доске цветочки.

Личностные: способствовать формированию положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Сейчас давайте запишем домашнее задание в дневник. (Рабочая тетрадь упр. № 94)

Записывают домашнее задание

Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу.

Что значит разделить на смысловые части

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что значит разделить на смысловые части

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что значит разделить на смысловые части

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что значит разделить на смысловые части

Номер материала: ДБ-1422209

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что значит разделить на смысловые части

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что значит разделить на смысловые части

ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате

Время чтения: 1 минута

Что значит разделить на смысловые части

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что значит разделить на смысловые части

Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования

Время чтения: 2 минуты

Что значит разделить на смысловые части

Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда

Время чтения: 3 минуты

Что значит разделить на смысловые части

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *