Что значит разделить число
Деление натуральных чисел
Вы уже знакомы с общими понятиями о делении и о том как делить в столбик, рассмотрим более подробно деление натуральных чисел и его свойства.
Рассмотрим задачу:
У Вани 7 кроликов, он собрал для них 28 яблок. Сколько яблок досталось каждому кролику?
Действие, с помощью которого по произведению и одному из множителей находят другой множитель, называют делением. |
Данное действие записывают так: , или , где:
Частное показывает во сколько раз делимое больше делителя, то есть в нашем примере: 28 больше 7 в 4 раза. Поэтому, если в задаче звучит вопрос «во сколько?», для её решения мы используем деление. При этом не всегда возможно одно число поделить на другое, тогда возникает необходимость деления с остатком.
Из вышесказанного мы можем сделать вывод:
Пример: , следовательно, , то есть .
Пример: , по смыслу деления — это произведение 4 и 9, следовательно, , то есть .
Свойства деления
Распределительные свойства:
1. Деление суммы на число:
2. Деление разности на число:
3. Деление произведения на число:
4. Деление числа на произведение:
Действия с единицей и нулем
1. Деление числа на единицу: то есть, при делении числа на единицу получается само число
2. Деление числа на себя: , то есть при делении числа, не равного нулю, на само себя получается единица.
3. Деление нуля на число: , то есть при делении нуля на любое число, не равное нулю, получаем ноль.
НА НОЛЬ ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ!
Свойства деления
Распределительные свойства :
1. Деление суммы на число:
а) Мы можем сложить яблоки, которые нашли Маша и Ваня, а потом разделить полученное число на количество кроликов, то есть:
б) Мы можем разделить яблоки, которые собрала Маша, затем разделить яблоки, которые собрал Ваня, а результат сложить:
Мы видим, что в обоих случаях получается один и тот же результат, и можно записать, что: (9+15):3=9:3+15:3.
Вывод: Чтобы разделить сумму на какое-нибудь число, можно разделить на это число каждое слагаемое отдельно (если это возможно) и полученные частные сложить.
2. Деление разности на число:
Всего трем братьям папа дал 150 рублей. На 72 рубля они купили сестре цветы на день рождения. Сколько рублей осталось у каждого брата?
а) Мы можем из общей суммы вычесть то, что братья потратили, а затем поделить сдачу:
б) Мы можем найти, сколько получил каждый брат, затем посчитать, сколько потрачено каждым из них, а затем вычесть из полученной суммы денег потраченную:
Вывод: Чтобы разделить разность на какое-нибудь число, можно разделить на это число уменьшаемое и вычитаемое отдельно (если это возможно) и из первого частного вычесть второе.
3. Деление произведения на число:
В зооуголке в саду 3 кролика. 12 детей принесли по 6 яблок для кормления питомцев. Сколько яблок досталось каждому кролику?
а) Сначала можем найти общее количество яблок, которые принесли дети, а затем поделить на число кроликов:
б) Мы можем найти сколько детей принесли яблоки одному кролику, а затем умножить на количество принесенных яблок:
б) Мы можем найти по сколько яблок принес 1 ребенок для 1 кролика, а затем умножить на количество детей:
Мы видим, что в всех случаях получается один и тот же результат, и можно записать, что: (12 · 6) : 3 = (12 : 3) · 6 = (6 : 3) ·12.
Вывод: Чтобы разделить произведение двух множителей на число, можно разделить на это число любой из множителей (если деление выполнимо) и частное умножить на второй множитель.
4. Деление числа на произведение:
В 4 клетках сидят по 3 кролика. Ваня принес 48 яблок. Сколько яблок досталось каждому кролику?
а) Мы можем найти сколько кроликов всего, а потом поделить яблоки на полученное число:
б) Мы можем найти сколько яблок положат в каждую клетку, а затем, сколько получит яблок каждый кролик:
Если мы рассадим наших кроликов по 4 в три клетки, решая задачу аналогично получим:
Мы видим, что в всех случаях получается один и тот же результат, и можно записать, что: 48 : (4 · 3) = (48 : 4) : 3 = (48 : 3) : 4
Вывод: Чтобы разделить число на произведение двух множителей, можно разделить это число сначала на один из множителей, а затем на второй.
Действия с единицей и нулем
1. Деление числа на единицу:
У Вани один кролик. Он принёс 3 яблока. Сколько яблок достанется кролику?
Будем рассуждать, у Вани всего один кролик, значит все яблоки достанутся ему:
2. Деление числа на себя:
Из свойств умножения мы знаем, что: , а мы знаем, что по смыслу деления можно записать, что: , то есть при делении числа, не равного нулю, на само себя получается единица.
3. Деление нуля на число:
Рассуждая аналогично пункту 2 получаем: , то есть при делении ноля на любое число, не равное нулю, получаем ноль.
Обратите внимание, что НА НОЛЬ ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ!
Это легко объяснить следующими рассуждениями: пусть мы взяли карандашей, попробуем разложить их в 0 коробок, и предположим, что получилось по карандашей в каждой коробке: , из смысла деления , в то же время мы знаем из свойств умножения, что: , то есть получаем, что , а это противоречит условию задачи, следовательно делаем вывод, что на ноль делить нельзя.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
ВОПРОСЫ
1. Что значит разделить число а на число b?
Разделить число а на число b, значит найти такое число, которое при умножении на b дает чсило а.
2. Как в неравенстве а:b =c называют число a? Число b? Число c? Выражение a:b?
3. Что показывает частное двух чисел?
Частное a:b показывает во сколько раз число а больше числа b, или во сколько число b меньше числа а.
4. На какое число делить нельзя?
На ноль делить нельзя.
5. Чему равно частное от деления числа 0 на любое натуральное число?
Частное от деления числа 0 на любое натуральное число равно нулю.
6. Чему равно частное а:а, где а≠0? а:1?
7. Как найти неизвестный множитель?
Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
8. Как найти неизвестное делимое?
Чтобы найти неизвестное делимое, надо делитель умножить на частное.
9. Как найти неизвестный делитель?
Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.
РЕШАЕМ УСТНО
1. Заполните цепочку вычислений:
2. Выполните деление:
3. Укажите среди данных произведений наибольшее:
4. Догоняя Сашу, Слава бежит со скоростью 180 м/мин. Чему равна скорость Саши, если мальчики сближаются со скоростью 12 м/мин?
5. Два автомобиля двигаются навстречу друг другу, причем один из них со скоростью 74 км/ч. Чему равна скорость второго автомобиля, если они сближаются со скоростью 150 км/ч?
УПРАЖНЕНИЯ
447. Известно, что 243425 = 103 275. Чему равно значение выражения:
448. Известно, что 4 608 : 48 = 96. Чему равно значение выражения:
449. Заполните таблицу:
450. Выполните деление:
451. Выполните деление:
452. Выполните деление:
453. Выполните деление:
454. Выполните действия:
455. Найдите значение выражения:
456. Найдите значение выражения:
457. Решите уравнение:
458. Решите уравнение:
459. Всадник преодолевает расстояние между двумя селами за 5 ч, если двигается со скоростью 12 км/ч. С какой скоростью он должен двигаться, чтобы преодолеть это расстояние за 4 ч?
460. Вика купила 8 кг конфет по 630 р. за килограмм. Сколько килограммов конфет по 420 р. за килограмм она сможет купить за эти же деньги?
461. Найдите значение выражения:
462. Найдите значение выражения:
463. Малыш купил у Карлсона 8 пирожных и 12 булочек с повидлом, заплатив за всю покупку 408 крон. Одно пирожное стоит 24 кроны. Какова цена одной булочки?
464. Дед Афанасий заготовил на зиму 6 бочек квашеной капусты и 14 бочонков соленых огурцов. В одной бочке вмещается 26 кг капусты. Сколько килограммов огурцов в одном бочонке, если всего дед Афанасий заготовил 324 кг овощей?
465. Сколько килограммов масла можно изготовить из 261 кг сливок, если из 9 кг сливок получается 2 кг масла?
466. Автомобиль расходует 8 л бензина на 100 км пути. Хватит ли 20 л бензина, чтобы доехать из Рязани до Владимира, расстояние между которыми по трассе равно 248 км?
467. Было собрано 328 кг проса. Сколько из этого проса можно получить пшена, если из 4 кг проса получается 3 кг пшена?
468. Расстояние между двумя пристанями равно 476 км. Двигаясь по течению реки, катер проходит это расстояние за 14 ч. За сколько часов он пройдет это расстояние против течения реки, если скорость течения равна 3 км/ч?
469. Расстояние между двумя портами равно 504 км. Двигаясь против течения реки, теплоход проходит это расстояние за 21 ч. За сколько часов он пройдет это расстояние по течению реки, если скорость течения равна 2 км/ч?
470. Из городов Цветочный и Солнечный, расстояние между которыми равно 136 км, выехали одновременно навстречу друг другу Винтик и Шпунтик. Винтик двигался со скоростью 16 км/ч. С какой скоростью ехал Шпунтик, если они встретились через 4 ч после выезда?
471. Расстояние между двумя городами равно 1 264 мили (1 сухопутная миля = 1 609 м). Из них одновременно вылетели навстречу друг другу два вертолета и встретились через 8 ч после вылета. Скорость одного из вертолетов 82 миль/ч. С какой скоростью летел второй вертолет?
472. В 6 ч утра из Мурома в Киев выехал со скоростью 9 км/ч Илья Муромец. В 8 ч утра из Мурома в Киев выехал Алеша Попович и догнал Илью Муромца в 2 ч дня. С какой скоростью ехал Алеша Попович?
473. В 8 ч 57 мин черепаха Катрина отправилась в путешествие из своего пруда в соседний. В 9 ч 5 мин из этого же пруда в том же направлении отправилась черепаха Виктория и догнала Катрину в 9 ч 29 мин. Найдите, с какой скоростью двигалась Катрина, если известно, что Виктория двигалась со скоростью 8 м/мин.
474. С двух станций, расстояние между которыми равно 24 км, одновременно в одном направлении отправились два поезда. Впереди двигался поезд со скоростью 58 км/ч. Через 4 ч после начала движения его догнал второй поезд. Найдите скорость второго поезда.
475. Расстояние между селами Грушевое и Яблоневое равно 30 км. Из этих сел одновременно в одном направлении отправились казаки Серошапка и Черноус. Черноус скакал на коне со скоростью 9 км/ч и через 6 ч после начала движения догнал Серошапку, который шел пешком. С какой скоростью шел Серошапка?
476. Расстояние между городками Сен-Жермен и Сен-Антуан равно 12 лье (старинная французская единица длины, 1 лье приблизительно равно 4 444 м). Из этих городков одновременно в одном направлении выехали Портос со скоростью 1 лье/ч и д’Артаньян со скоростью 3 лье/ч, причем Портос скакал впереди. Через сколько часов после выезда д’Артаньян догонит Портоса?
478. Школьники Василий, Андрей, Дмитрий и Сергей собрали 326 кг яблок. Василий собрал 37 кг яблок, что в 3 раза меньше, чем Андрей, а Дмитрий и Сергей собрали яблок поровну. Кто из школьников собрал больше килограммов яблок?
479. Рабочие Иван, Петр, Степан и Павел изготовили 160 деталей. Иван изготовил 81 деталь, что в 3 раза больше, чем изготовил Петр, а Степан и Павел изготовили деталей поровну. Кто из рабочих изготовил меньше всех деталей?
483. За четыре дня работы три оператора набрали на компьютере вместе 288 страниц. Сколько страниц наберет один оператор за 7 дней, если у них одинаковая производительность труда?
484. Для работы шести одинаковых двигателей в течение 8 ч требуется 672 л топлива. На сколько часов работы хватит 98 л топлива одному такому двигателю?
489. Решите уравнение:
490. Решите уравнение:
491. Решите уравнение:
492. Решите уравнение:
493. Решите уравнение:
494. Решите уравнение:
495. Отец с сыном посадили 108 кустов помидоров, причем отец посадил в 2 раза больше, чем сын. Сколько кустов помидоров посадил сын?
496. В два магазина завезли 268 кг шампиньонов, причем в первый магазин завезли шампиньонов в 3 раза меньше, чем во второй. Сколько килограммов шампиньонов завезли в каждый магазин?
497. В двух залах кинотеатра демонстрировались два кинофильма. В первом зале зрителей было в 7 раз больше, чем во втором. Сколько зрителей находилось во втором зале, если известно, что их было на 156 меньше, чем в первом?
498. Валентин подарил Виктории розы и орхидеи, причем орхидей было в 4 раза меньше, чем роз. Сколько роз подарил Валентин, если известно, что их было на 51 больше, чем орхидей?
499. Из вершины прямого угла проведен луч так, что он делит прямой угол на два угла, один из которых больше второго на 200. Найдите величину каждого из образовавшихся углов.
500. Из вершины развернутого угла проведен луч так, что он делит развернутый угол на два угла, один из которых меньше второго на 500. Найдите величину каждого из образовавшихся углов.
506. В три школы отправили 552 кг апельсинов, причем в одну школу отправили в 6 раз меньше апельсинов, чем во вторую, и на 136 кг меньше, чем в третью. Сколько килограммов апельсинов отправили в каждую школу?
507. Одна из сторон треугольника в 5 раз меньше второй и на 25 см меньше третьей. Найдите стороны треугольника, если его периметр равен 74 см.
508. Одна из сторон треугольника в 2 раза больше второй стороны, а вторая на 7 дм меньше третьей. Найдите стороны треугольника, если его периметр равен 99 дм.
509. 1) Верно ли, что если каждое слагаемое делится на некоторое число, то и сумма этих слагаемых делится на это число? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
2) Может ли сумма нескольких слагаемых делиться на некоторое число, если каждое слагаемое не делится на это число? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
511. Делимое увеличили в 3 раза. Как надо изменить делитель, чтобы частное: 1) увеличилось в 6 раз; 2) уменьшилось в 6 раз; 3) не изменилось?
512. При каких значениях верно равенство:
513. Вычислите удобным способом:
514. Вычислите удобным способом:
516. Расставьте в записи 412 + 18 : 6 + 3 скобки так, чтобы значение полученного выражения было равно: 1) 50; 2) 72.
517. Составьте числовое выражение с использованием только знаков четырех арифметических действий и четырех цифр 2 так, чтобы значение полученного выражения было равно: 1) 1; 3) 3; 5) 5; 7) 8; 2) 2; 4) 4; 6) 6; 8) 10.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
518. Периметр четырехугольника АВСD равен 34 см, АВ = 6 см, сторона ВС в 2 раза больше стороны АВ, стороны СD и АD равны. Вычислите длину стороны АD.
519. Купили розовые и зеленые конверты. Розовых среди них было 18 конвертов. С марками было 12 конвертов, из них 8 были розовыми. Сколько всего купили конвертов, если все зеленые конверты были с марками?
ЗАДАЧА ОТ МУДРОЙ СОВЫ
Не могут, должно быть четное количество колес.