Что значит ратный подвиг
ратный подвиг
Смотреть что такое «ратный подвиг» в других словарях:
ПОДВИГ — 1. В историческом развитии словаря русского литературного языка происходили сложные процессы взаимодействия, сцепления и переплетения народных восточнославянских слов и выражений с древнеславянскими (южнославянскими) или церковнославянскими. Вот… … История слов
Историография — ИСТОРИОГРÁФИЯ. Советская историография Вел. Отечеств. войны. Уже в дек. 1941 при АН СССР создана Комиссия по истории Великой Отечественной войны; подобные комиссии были организованы в союзных республиках, областях, краях, а также в наркоматах, в… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия
Цирк — ЦИРК. С первых дней войны артисты сов. Ц. включились во всенар. борьбу против фаш. захватчиков. Моск. Ц. стал центром по формированию артистич. бригад, выступавших перед отправляющимися воинскими эшелонами, в казармах, госпиталях. В Моск. Ц.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
Ерёмушкин, Василий Александрович — Василий Александрович Ерёмушкин Дата рождения 1 января 1903(1903 01 01) Место рождения селе Глохватово (ныне Липецкий район, Липецкая область) Дата смерти 10 ноября 1975( … Википедия
Гнилицкая, Нина Тимофеевна — Нина Тимофеевна Гнилицкая Герой Советского Союза Нина Тимофеевна Гнилицкая Дата рождения 1 августа 1916(1916 08 01 … Википедия
Орёл — ОРЁЛ, город, областной центр в РСФСравни Ж. д. узел. Нас. в 1939 111 тыс. чел. (в 1983 322 тыс. чел.). К 1940 в О. пр тия маш. строит., пищ. пром сти. С нач. войны пром сть О. перешла на произ во воен. продукции. В городе… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
Тема урока ОДНКНР: «Жизнь ратными подвигами полна»
Тема: «Жизнь ратными подвигами полна»
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-
познавательной деятельности при анализе понятий «ратный подвиг», «герой», «подвиг».
уметь объяснять значение терминов «ратный подвиг», «герой», «благоверный»,
«благословение» и др.;
углубить знания о понятиях «ратный подвиг», «герой»;
расширить знания о русских святых князьях – защитниках Отечества.
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
учиться выслушивать другую точку зрения, быть готовым изменить свою/
формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность
Проверка домашнего задания.
Обсудить сформулированные учениками богатырей.
Актуализация знаний. Постановка темы урока.
Богатырь умрет — имя его останется.
Герой никогда не умрёт — он вечно в народе живёт.
Герой не многих знает, а имя его вся страна повторяет.
Герой за славой не гонится.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Боевой подвиг воина славит.
В жизни человека всегда найдется место для подвига
Откройте учебники на с. 25 прочитайте тему нашего урока.
Как вы понимаете тему урока «Жизнь ратными подвигами полна»?
Какова цель нашего урока?
Объясните значение слов «подвиг», «рать», «ратный» и подберите синонимы к этим словам:
Подвиг — героический, самоотверженный поступок.
Ратный подвиг – подвиг, совершенный на войне.
В разные исторические периоды Россия подвергалась нападениям врагов. В эти трудные
времена Россия рождала множество героев, память о которых народ хранит веками.
Кто такой герой? Какими качествами должен обладать герой?
(Возможные ответы: смелый, бесстрашный, добрый, храбрый, бескорыстный, умный, сильный,
Рассказ учителя «Самопожертвование во имя Родины».
Есть тысячи примеров самоотверженности советских воинов во время Великой Отечественной войны. Около 300 солдат пожертвовали жизнью за свободу нашей Родины, когда своими телами закрывали амбразуры пулеметных дотов
Анализ текстов учебника
Прочитайте текст на стр. 27-28
Ответьте на вопросы:
Кто пришел в 1445 году на службу к московскому князю?
К какому народу он принадлежал?
Как долго служили татары российским государям? Оставались ли касимовские татары мусульманами? Найди подтверждение в тексте
Прочитайте текст на стр. 29-30«Башкирские кавалеристы на войне 1812 года».
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
К какому народу принадлежали герои текста?
Что воины- башкиры делали для победы в войне 1812 года?
Прочитайте текст на стр. 30-31 «Рабби Шнеур-Залман»
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
О каком народе говорится в тексте?
Как помогли евреи одержать победу в Отечественной войне 1812 года? Что говорил религиозный деятель Рабби Шнеур-Залман о Наполеоне?
Прочитайте текст на стр. 32-33 «Александр Иванович Покрышкин».
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
Какой национальности ваш герой?
Как зовут вашего героя, и какой подвиг он совершил?
Какие качества помогли А.И Покрышкину, простому пареньку из Новониколаевска, стать национальным героем и гордостью России?
Прочитайте текст на стр. 34 «Участие калмыков в Великой Отечественной войне»
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
О каком народе говорится в тексте?
Как помогли воины Калмыкии одержать победу в Великой Отечественной войне?
Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?
Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?
О каких качествах людей это говорит?
А вот пример нравственного подвига Алексея Мересьева — летчика, который после тяжелейшего ранения и потери обеих ног вернулся к службе в армии, продолжил воевать с фашистами. Алексей восемнадцать суток сражался со смертью, пробираясь к линии фронта. Когда он обморозил ноги, упорно продолжал двигаться ползком, питаясь шишками, сухими ягодами и грибами, корой кустарников. Его случайно обнаружили в лесу двое мальчишек. Раненого летчика спрятали, лечили, как могли. Алексей был доставлен в Москву в военный госпиталь, где ему ампутировали обе ноги. Но, несмотря на это, летчик вернулся в строй.
За годы Великой Отечественной войны звание Героя Советского Союза получили 11 тысяч человек, из них 104 героя награждены дважды, трое — трижды. Это: военачальник Георгий Жуков, летчики Иван Кожедуб и Александр Покрышкин.
А какие добрые дела для людей и своего Отечества может совершить человек сегодня?
Рассказ учителя «В мирное время есть место для подвига».
О детях-героях Доманин Александр прожил очень короткую жизнь. Он погиб, когда ему было всего 15 лет, спасая купающихся в речке девочек, которые, не рассчитав свои силы, начали тонуть. Саша бросился им на помощь. Вытащил одну девочку на сушу, поплыл за другой. Но та стала нервничать и в панике ударила мальчика ногой. Саша задохнулся и пошел ко дну, но успел вытолкнуть малышку с глубины на мелкое место. Александра наградили посмертно.
Ярмолов Михаил — самый юный герой. Он награжден нагрудным знаком МЧС за спасение утопающего. Десятилетний мальчуган с Алтая спас утопающего мальчика.
Накануне праздника Дня народного единства в Государственной Думе проходит награждение юных героев, которые проявили себя на пожаре. Дети от 9 до 17 лет из разных регионов России получают правительственные награды — медали за «За спасение погибавших». Героизму этих ребят могут позавидовать и взрослые.
Десятилетняя Юлия Чернова из Белгородской области вытащила из горящего дома пятерых братьев и сестер. В тот день в доме были только дети. Из-за замыкания электропроводки начался пожар, дети в панике начали прятаться под кроватью. Юля не растерялась, выбила окно и спустила на улицу с помощью одеяла всех братьев и сестер.
Одним из самых юных героев в 2018 г. стал 9-летний Алексей Скворцов из Республики Марий Эл. Приятель мальчика по неосторожности схватился за оголенный электрический провод, от удара током он потерял создание. Алексей не растерялся, сразу же схватил деревянную палку, отодвинул кабель в сторону и быстро позвал на помощь взрослых. Так мальчик спас своего друга.
Подведение итогов урока.
— Ребята, мы выслушали все группы. Давайте подведем итог. Каждая группа представляла героя или народ. Ответьте мне на такой вопрос, а зависело ли отношение к войне, к победе над врагом от того, к какой национальности принадлежал человек? Или это зависело от нравственных качеств, которыми обладали люди?
— Какую лепту вносили в победу над врагом люди разных народов и разных вероисповедовании?
— О каких нравственных качествах человека говорят все приведенные в текстах примеры?
— Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?
— Что поддерживало людей в трудное для их страны время?
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
Пословицы о героях и победе.
Если по-русски скроен, и один в поле воин.
Воин, не жалея жизни, служит Отчизне.
Воин-мастер бьет врага насмерть.
Крепка рать воеводою.
Русский солдат не знает преград.
Для русского солдата граница свята.
Неприятель боек, да русский солдат стоек.
Русский солдат в огне не горит, в воде не тонет.
Советский воин похвалы достоин.
Там, где проходит олень, — там пройдет и русский солдат, а там, где не пройдет олень, — все равно пройдет русский солдат
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Русский боец – всем образец.
Русский в словах горд, в делах твёрд.
Русский до конца стоек.
Русский немцу задал перцу.
Фашист с шумом идет, русский сметкой берет.
Крепка рука у советского моряка.
Для советского солдата граница свята.
О героях и подвигах
Пример героя зовет на подвиг.
Подвиг делает тот, кто вперед идет.
Повторяй смело подвиг Гастелло.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Боевой подвиг воина славит.
В жизни человека всегда найдется место для подвига
Сам маленький, подвиг большой.
Головой думай, а силой борись.
В знамени твоя честь, в оружии — слава.
Тяжело в учении — легко в бою.
Лучше биться орлом, чем жить зайцем.
Бояться смерти, так и победителем не быть.
Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Драться насмерть — завоевать бессмертие.
Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
В бою кто смел, тот и поспел.
На то мы и внуки Суворова, чтобы сражаться здорово.
Смело иди в бой, — Родина за тобой.
Прочитайте текст на стр. 27-28
Ответьте на вопросы:
Кто пришел в 1445 году на службу к московскому князю?
К какому народу он принадлежал?
Как долго служили татары российским государям? Оставались ли касимовские татары мусульманами? Найди подтверждение в тексте
Прочитайте текст на стр. 29-30«Башкирские кавалеристы на войне 1812 года».
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
К какому народу принадлежали герои текста?
Что воины- башкиры делали для победы в войне 1812 года?
3 группа Прочитайте текст на стр. 30-31 «Рабби Шнеур-Залман»
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
О каком народе говорится в тексте?
Как помогли евреи одержать победу в Отечественной войне 1812 года? Что говорил религиозный деятель Рабби Шнеур-Залман о Наполеоне?
4 группа Прочитайте текст на стр. 32-33 «Александр Иванович Покрышкин».
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
Какой национальности ваш герой?
Как зовут вашего героя, и какой подвиг он совершил?
Какие качества помогли А.И Покрышкину, простому пареньку из Новониколаевска, стать национальным героем и гордостью России?
5 группа Прочитайте текст на стр. 34 «Участие калмыков в Великой Отечественной войне»
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
О каком народе говорится в тексте?
Как помогли воины Калмыкии одержать победу в Великой Отечественной войне?
Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?
Прочитайте текст на стр. 27-28
Ответьте на вопросы:
Кто пришел в 1445 году на службу к московскому князю?
К какому народу он принадлежал?
Как долго служили татары российским государям? Оставались ли касимовские татары мусульманами? Найди подтверждение в тексте
Прочитайте текст на стр. 29-30«Башкирские кавалеристы на войне 1812 года».
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
К какому народу принадлежали герои текста?
Что воины- башкиры делали для победы в войне 1812 года?
3 группа Прочитайте текст на стр. 30-31 «Рабби Шнеур-Залман»
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
О каком народе говорится в тексте?
Как помогли евреи одержать победу в Отечественной войне 1812 года? Что говорил религиозный деятель Рабби Шнеур-Залман о Наполеоне?
4 группа Прочитайте текст на стр. 32-33 «Александр Иванович Покрышкин».
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
Какой национальности ваш герой?
Как зовут вашего героя, и какой подвиг он совершил?
Какие качества помогли А.И Покрышкину, простому пареньку из Новониколаевска, стать национальным героем и гордостью России?
5 группа Прочитайте текст на стр. 34 «Участие калмыков в Великой Отечественной войне»
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
О каком народе говорится в тексте?
Как помогли воины Калмыкии одержать победу в Великой Отечественной войне?
Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?
РАТНЫЙ
ратный
military; war (attr.)
ратный подвиг — feat of arms
1. Склонный к войнам, стремящийся воевать.
1066: Б ѣ же Ростиславъ мужь добль, ратенъ, взрастомь же л ѣ пъ и красенъ лицемь, и милостивъ убогымъ. Пов. врем. лет, 111 (1377 г.
Арави же нудими быша, выт ѣ коша без наряда, и числом же бол ѣ июд ѣ и он ѣ х. Храборством же и похотию ратною оскуд ѣ аху, донде же противяхутся, не много их паде. Флав. Полон. Иерус., 202 (XVI в.
нач. XII в.). Гн ѣ вь же и ненависть июд ѣ иска одоляше чьсти цесарев ѣ и страху. И устр ѣ млениа ратнаа палаху паче пламене. Там же, 417. И събра (король Римский) силу велику и наполни корабля многы полковъ своих, подвижеся в сил ѣ тяжц ѣ пыхая духомь ратным. Ж. Алекс. Нев. (Б),
Наполнитися ратного духа: . (Игорь) истягну умь кр ѣ постію своею и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Полов ѣ цькую за землю Руськую. 5. — См. вып. 2, с. 58 и вып. 3, с. 143.
2. Относящийся к войне, связанный с войной.
Учать бо ся из млад ѣ ньства ратному обычаю и умножишася з ѣ ло. Флав. Полон. Иерус., 294 (XVI в.
XIII в.). 1249: Ростислав . поиде к Перемьшлю, и собравъ тъз ѣ мьльц ѣ многы, сосуды ратныие и градные, и порокы, исполчивъ воя своя. Ипат. лет., 800 (XV в.). А у купьць повозовъ не имати, разв ѣ ратнои в ѣ сти. Грам. 1304—1305 гг. ГВНП, 18. Да не в годы мирныя Иисусу другъ буди, а в годъ ратенъ ворогъ. Мер. правед., 65 об. — 66 (XIV в.).
▲ Выбирал де Сокольничёк збрую ратную: / Ишше брал де Сокольничёк саблю вострую, / Ишше брал да ён полочьку боёвую, / Ишше брал да копьичё долгомерноё. Григор. Арх. был., III, 228.
Ратьнии подобни суть страшивымъ псомъ, иже б ѣ гающая гонять и укусаютъ, а противящихъся б ѣ гаютъ. Пчела, 412 (XIV в.
Ратныи богъ — бог войны.
986: Таче и въ Ерусалим ѣ начаша забывати бога и покланятися Валу, рекъше ратьну богу, еже есть Ор ѣ й, и забыша бога отець своих. Пов. врем. лет, 68 (1377 г.
Д ѣ ло ратно — сражение, битва.
И съ тое поры прекрасный Девгеней нача помышляти о д ѣ лехъ ратныхъ. Девг. Д., 160 (XVII—XVIII вв.
XII—XIII вв.). Рече же къ нему отецъ его, Амиръ царь: Чадо мое милое, преславный Девгеней, рано теб ѣ въ силную рать ѣ хать; еще ты въ ратехъ не бывалъ, и ничево ратного д ѣ ла нигд ѣ не видалъ. Там же, 161.
См. также вып. 2, с. 22.
3. Находящийся в состоянии войны (вражды) с кем-л., против кого-л.
И, уловль годину, написа (Анадан) грамот ѣ 2 к ратному царя перьсному (в др. списке: цареви перскому), емуже имя Алонъ. Пов. об Акире, 109, 111 (XV в.
нач. XII в.). 1180: Того же л ѣ та посла Святославъ Гл ѣ ба сына своего в Коломну въ Рязаньскую волость, помогая Рязаньскимь княземь и зяти своему Романови: бяхуть бо ратни со Всеволодомъ. Ипат. лет., 614 (XV в.).
|| В знач. сущ.: воин из неприятельского стана.
И се же пакы инъ боляринъ тогоже христолюбьця, идыи н ѣ коли съ князьмь своимь христолюбьцьмь на ратьныя. Ж. Феод. (Усп.), 47 в. — 47 г. (XII в.
|| О территории, где идет война или занятой врагом.
1183: Идущю же ему по Днепру, и ста (Святослав) ту, идеже нар ѣ цаеться Инжирь бродъ, и ту перебродися на ратьную сторону Дн ѣ пра. Ипат. лет., 631 (XV в.). 1274: Романъ же отопр ѣ ся ему, тако река: Сыну мои Володимеру, не могу от рати своеи ѣ хати, се хожю в земли ратнои, а кто ми доправить рать мою домовь, а се в мое м ѣ сто сынъ мои Олегъ ать ѣ д ѣ ть с тобою. Там же, 874.
◊ Ратнаго — род. пад. ед. ч. м. р.
Значение слова «ратный»
1. Устар. Относящийся к рати, военный. [Царь:] Своих людей у нас довольно ратных, Чтоб отразить изменников и ляха. Пушкин, Борис Годунов. И вот подъехал к конторе Салават в ратном доспехе. Злобин, Салават Юлаев.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Расположен примерно в 8 км к северо-западу от села Подборки.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ра́тный
1. относящийся к войне или военной службе ◆ Шесть мест упраздненных стоят, // Шести друзей не узрим боле, // Они разбросанные спят — // Кто здесь, кто там на ратном поле. Пушкин, «Чем чаще празднует лицей. » ◆ В образе главного героя Алексея Иванова был представлен собирательный образ русского солдата-богатыря, передового рабочего, ушедшего на фронт добровольцем и победоносно прошедшего ратный путь до Берлина, до Рейхстага, над которым он водрузил советский флаг — как бы третьим с Самсоновым и Кантарией. Чегодаева Мария, «Соцреализм: Мифы и реальность», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: покупательский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Подвиг духовный и подвиг ратный
Подвиг духовный и подвиг ратный
Фрагменты «круглого стола» участников Четвертых Всероссийских Иринарховских чтений (поселок Борисоглебский Ярославской области, 9-11 февраля 2001 года).
В заключение редакция «Московского журнала» посчитала необходимым опубликовать Итоговый документ заседания расширенного пленума Синодальной Богословской комиссии, посвященного проблеме ИНН, которое состоялось 19-20 февраля 2001 года в Московской Духовной академии.
ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в связи с дискуссией в церковных и общественных кругах по проблеме введения индивидуальных номеров налогоплательщиков (ИНН), 19-20 февраля 2001 года в Троице-Сергиевой Лавре, в стенах Московской Духовной Академии состоялось расширенное заседание Синодальной Богословской комиссии с участием архиереев, представляющих Православные Церкви четырех стран — России, Украины, Беларуси, Молдовы, наместников и духовников ставропигиальных монастырей, представителей государственных органов, консультантов и экспертов.
В ходе работы Комиссии состоялся взаимно уважительный и плодотворный диалог между представителями Церкви и государственных органов — Государственной Думы и Министерства по налогам и сборам. В процессе диалога были прояснены вопросы, связанные с порядком налогового учета граждан.
Пленум рассмотрел проблемы, вызывающие озабоченность и смущение среди части церковного народа, вопросы, которые ставятся в многочисленных обращениях верующих и в публикациях средств массовой информации:
1. Присутствует ли апокалиптическое число 666 в ИНН и электронных документах, удостоверяющих личность?
2. Является ли ИНН печатью антихриста?
3. Утрачивает ли христианин свое имя, принимая ИНН?
4. Существует ли духовная угроза в процессах глобализации?
5. Насколько правомерны действия отдельных священнослужителей в связи с проблемой ИНН?
Всесторонне обсудив эти темы, пленум пришел к следующему заключению.
1. Согласно экспертному заключению, ИНН является последовательностью из 12 арабских цифр, из которых первые две представляют собой код региона, следующие две — номер местной налоговой инспекции, следующие шесть — номер налоговой записи налогоплательщика и последние две — так называемые «контрольные цифры» для проверки правильности записи. Наличие трех шестерок в этом наборе цифр может быть только случайным. Говорить о непременном присутствии числа 666 в ИНН нет никаких оснований. В некоторых публикациях имеется утверждение, что в электронных документах, использующих магнитно-считываемую запись, в качестве кодового содержится число 666. Согласно экспертному заключению, полученному нашей комиссией, подобное утверждение не имеет основания.
Предположение о скрытом присутствии 666 может считаться отчасти обоснованным лишь тогда, когда речь идет о кодировании информации с помощью штрих-кода, исполненного в соответствии со стандартом EAN-13/UPC, который применяется для маркировки товаров (при этом нужно заметить, что собственно компьютер не воспринимает три пары удлиненных разделительных линий в качестве шестерок; однако их графическое начертание является схожим с графическим начертанием цифры шесть в этом же стандарте кодирования). Когда же речь идет о записи иными известными нам системами, отличными от EAN-13/UPC (товарных штрих-кодов), в частности, на магнитных полосах, присутствующих в электронных документах, то эксперты не обнаруживают наличия числа 666 в этом типе записи информации.
2. Распространенное в среде некоторых православных христиан представление о том, что «антихрист еще не явился, а печати уже ставят», или что существует некая «предпечать», противоречит церковному учению о явлении антихриста в «последние времена» человеческой истории. Как уже было сказано в Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года под названием «Уважать чувства верующих. Хранить христианское трезвомыслие», «пытающимся связывать идентификационные номера с «печатью антихриста» напоминаем, что в святоотеческом предании такая печать понималась как знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа? Вопреки этой традиции иногда утверждают, что технологическое действие якобы может само по себе произвести переворот в сокровенных глубинах человеческой души, приводя ее к забвению Христа. Такое суеверие расходится с православным толкованием Откровения святого Иоанна Богослова, согласно которому «печать зверя» ставится на тех, кто сознательно уверует в него «единственно ради ложных его чудес» (святитель Иоанн Златоуст). Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».
Подобное утверждение ранее было сделано и в окружном послании Священного Синода Элладской Церкви N 2641 от 9 февраля 1998 года: «Печать», будет ли это имя антихриста или число его имени, когда придет момент ее проставления, тогда только повлечет за собой отречение от Христа и сочетание с антихристом, когда будет добровольно принята человеком. Добровольное принятие «печати», отождествляющееся с явным отвержением Христа, лишает божественной благодати, поскольку сам человек по своему желанию перестает содействовать этой благодати и без всякого раскаяния стремится отвергнуть ее».
3. На вопрос о том, утрачивает ли христианин свое имя, принимая ИНН, мы можем ответить словами архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Дорогие мои, как мы поддались панике — потерять свое христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? Разве у Чаши жизни кто-то забудет себя и своего небесного покровителя, данного в момент крещения? И не вспомним ли мы всех тех священнослужителей, мирян-христиан, которые на долгий период жизни должны были забыть свои имена, фамилии, их заменил номер, и многие так и ушли в вечность с номером. А Бог принял их в Свои Отеческие объятия как священномучеников и мучеников, и белые победные ризы сокрыли под собой арестантские бушлаты. Не было имени, но Бог был рядом, и Его водительство вело верующего заключенного сквозь сень смертную каждый день. У Господа нет понятия о человеке как о номере, номер нужен только современной вычислительной технике, для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души, ради которой Он послал Сына Своего Единородного Христа-Спасителя. И Спаситель вошел в мир с переписью населения».
Вместе с тем, учитывая смущение в церковном народе в связи с присвоением ИНН, Священноначалие Русской Православной Церкви по предложению духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) имело диалог с руководством Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. В ходе диалога Министерством было заявлено о готовности выйти с предложением в Государственную Думу Российской Федерации с законодательной инициативой об изменениях в Налоговом кодексе Российской Федерации, в частности, о введении документа «лицевой счет налогоплательщика — физического лица» и понятия «номер лицевого счета налогоплательщика — физического лица». В случае реализации этого решения опасения некоторых о «замене христианского имени на номер» утратят всякую почву (поскольку в этом случае номер присваивается документу, а не лицу).
4. Процессы глобализации, порожденные растущей взаимозависимостью государств и народов, могут быть использованы злой волей для порабощения людей и человеческих сообществ. Так, нельзя отрицать опасность использования различных технологий для установления системы тотального контроля, для нарушения тайны личной жизни и для давления на религиозный и мировоззренческий выбор личности.
Участники заседания Богословской комиссии высказали мнение о целесообразности создания церковно-общественного совета, который в контакте с государственными органами осуществлял бы изучение вышеуказанных процессов и тенденций, анализировал развитие соответствующих норм международного права, а также законодательные инициативы и действия исполнительной власти, представляющие опасность для свободы личности и сохранения культурно-религиозного своеобразия народов, исторически связанных с Православием. В связи с этим было бы целесообразно направить Президенту РФ и в Федеральное Собрание РФ соответствующее письмо от лица Святейшего Патриарха или Священного Синода.
Во многих странах существуют механизмы правовой защиты от попыток введения единого универсального идентификатора личности или создания единой межведомственной базы данных.
Особое внимание следует уделить вопросу о введении электронных паспортов и иных новейших методов идентификации, которые будут использоваться для ведения расчетов, получения социальной и медицинской помощи.
При том, что сама технология производства и применения подобных идентификаторов не может считаться предосудительной, необходимо добиваться гарантий сохранения тайны личной жизни, открытости для человека всей собираемой о нем информации при одновременной недоступности ее для кого-либо, кроме особо уполномоченных государственных инстанций, действующих на основании соответствующих законов.
Признавая объективный и неоднозначный характер процессов глобализации, участники пленума считают своим долгом напомнить о том, что Творцом и Промыслителем мира является Бог. За свою двухтысячелетнюю историю Церковь Христова пережила многие государственные устройства, которые ставили целью уничтожение Церкви и духовное порабощение христианских народов, но все они разбились о камень обетования Христова: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).
5. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (III.5) говорится, что в случае, если государство понуждает граждан ко греху, Церковь может призвать к гражданскому неповиновению. Однако эти слова из деяния Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года говорят о Церкви, а не об отдельных священнослужителях или мирянах, самочинно дерзающих говорить от имени Церкви.
Вызывает особую обеспокоенность тот факт, что многие клирики дерзают действовать без благословения Священноначалия, а порой — в прямом противоречии с той позицией, которая открыто и недвусмысленно была выражена правящими архиереями и высшей церковной властью в лице Архиерейского Собора, Священного Синода и Святейшего Патриарха. Совершенно неприемлемыми являются факты передачи клириками и монашествующими своих обращений в средства массовой информации и органы государственной власти, что подчас имеет характер неприкрытого давления на Священноначалие. Таковым мы напоминаем 11-е правило Сардикийского Собора: «Аще который епископ, или пресвитер, или вообще кто-либо из клира без соизволения и грамот от епископа области, и наипаче от епископа митрополии, дерзнет пойти к царю: таковой да будет отрешен, и лишен не токмо общения, но и достоинства, какое имел… Аще же необходимая нужда заставит кого идти к царю: таковой да творит сие с разсмотрением и с соизволением епископа митрополии и прочих тоя области епископов, и да напутствуется грамотами от них».
Необходимо напомнить современным «ревнителям не по разуму», что Господь возложил на епископов особую миссию: быть строителями Таин Христовых и хранителями неповрежденного вероучительного Предания. Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Святого, от Самого Христа. Как говорит священномученик Игнатий Богоносец, «все последуйте епископу, как Иисус Христос — Отцу, а пресвитерству — как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви? Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь» (Св. Игнатий Антиохийский, Смирн. 8). Православная Церковь исповедует, что «без епископа ни Церковь Церковью, ни христианин христианином, не только быть, но и называться не может. Ибо епископ, как преемник апостольский, возложением рук и призванием Святого Духа получил преемственно данную от Бога власть решить и вязать» (Послание Восточных Патриархов).
Выводы:
1. Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения.
2. Смущения, возникшие в церковной среде в ходе дискуссий об ИНН, свидетельствуют о необходимости усиления учительного служения церковной иерархии и исправления недостатков, существующих в духовном окормлении.
В связи с этим мы почтительнейше просим Святейшего Патриарха обратиться к Полноте Русской Православной Церкви с пастырским посланием.
3. Не порицая людей, отказывающихся от принятия ИНН, следует высказать тревогу о духовном состоянии тех из них, кто превозносится своим отказом, осуждая не последовавших их примеру.
4. Совершенно недопустимым является наложение пастырями церковных прещений за принятие либо за непринятие налоговых номеров.
5. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что верующие люди, отказавшиеся от ИНН, нередко сталкиваются с дискриминацией со стороны работодателей. Согласно официальным заявлениям руководства Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, подобные действия являются противоправными. В этих случаях необходимо обращаться в вышестоящие налоговые инстанции.
6. Участники пленума пришли к выводу, что Русской Православной Церкви требуется серьезное совершенствование издательской и информационно-аналитической деятельности по изучению и освещению церковных и общественных проблем.
7. У Церкви есть свои средства сопротивления нарастанию греха в мире: это не митинги и листовки, а исполнение заповедей Божиих, молитва и покаяние. Противостояние умножающемуся в мире злу становится подлинно христианским делом не тогда, когда христиане заражают друг друга необоснованными страхами, а тогда, когда мы живем конкретными делами, направленными на укрепление нашей веры и помощь ближнему. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).
22 февраля Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел вопрос о результатах состоявшегося в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре VII расширенного пленума Синодальной Богословской комиссии. Заслушав доклад Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Священный Синод утвердил текст принятого на пленуме Итогового документа и благословил священнослужителям Русской Православной Церкви руководствоваться им в пастырской и духовнической деятельности, для чего было решено направить документ епархиальным Преосвященным с целью ознакомления с ним клириков, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви. Учитывая смущение, возникшее в церковной среде в связи с проблемой ИНН, члены Священного Синода обратились к Святейшему Патриарху с просьбой обратиться с пастырским посланием к полноте Русской Православной Церкви.
23.02.2001