Что значит раскрыть тему
Итоговое сочинение: как правильно раскрыть тему и не получить «незачёт»?
Работу над итоговым сочинением следует начинать с выбора темы. Чтобы не пришлось менять тему сочинения во время экзамена, есть смысл обдумать все пять предложенных тем и выбрать одну. Обдумывание темы связано с пониманием значения каждого слова в её формулировке. Важно решить для себя, какой краткий ответ на вопрос темы можно дать изначально, чтобы в сочинении этот ответ развёрнуто обосновать.
Плохая идея — готовиться только к одному направлению и на экзамене даже не рассматривать другие варианты. Вполне возможно, что подготовленные заранее примеры совершенно не подойдут к данной на экзамене формулировке темы, зато пригодятся для сочинения по другому направлению. Но лучше всего при подготовке рассмотреть два-три направления, а не одно.
Раскрывая тему сочинения, нельзя отклоняться от формулировки темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя от обозначенной в формулировке проблемы, потому что несоответствие теме ведет к выставлению «незачета» по критерию № 1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением литературного материала.
Чтобы определить нужный ракурс раскрытия темы, следует выявить в ее формулировке ключевые слова, которые позволят, не уходя от тематического направления, сузить тему до заданного в вопросе аспекта рассуждения.
Попробуй выделить ключевые слова в темах прошлых лет:
• Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
• Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?
• Когда поражение ценнее победы?
• Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?
• Может ли быть неравенство в дружбе?
• Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.
Первое из выделенных слов «вопросительное», оно указывает на причинные (почему?) или условно-временные основания (когда?) действий человека, а также на альтернативность предполагаемого ответа (всегда ли? может ли?).
Второе выделенное слово в каждой теме «смысловое», т.е. указывающее на тот ракурс ответа, которого нужно придерживаться в рассуждении.
В сочинении важно дать прямой ответ на поставленный в теме вопрос (во вступлении или в заключении), а произведения нужно подобрать так, чтобы этот ответ был убедительным, опирался на конкретные примеры.
• ПОЧЕМУ важно уметь КОНТРОЛИРОВАТЬ свои эмоции?
• ПОЧЕМУ НЕ КОНЧАЕТСЯ поединок чести с бесчестьем?
• КОГДА поражение ЦЕННЕЕ победы?
• ВСЕГДА ЛИ опыт УБЕРЕГАЕТ от жизненных ошибок?
• МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ НЕРАВЕНСТВО в дружбе?
• Кто говорит, что НА ВОЙНЕ не СТРАШНО, тот ничего не знает о войне.
Как правильно раскрыть тему, главную мысль сочинения
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»
КАК ПРАВИЛЬНО РАСКРЫТЬ ТЕМУ,
ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ СОЧИНЕНИЯ
п. Краснооктябрьский, 2015
рассуждать на сложные темы,
подбирать в пользу своей мысли доказательства,
грамотно выражать мысли письменно.
С научным стилем сочинение роднят следующие требования:
научный подход при подборе материала,
наличие одной главной мысли и подчинение ей всех элементов сочинения,
трехчастное деление (вступление, основная часть, заключение),
наличие плана (требуется не всегда),
Как понять тему сочинения
Представь свежую булочку с повидлом.
Если ты когда-нибудь занимался логикой и знаешь о кругах Эйлера, работа с такой схемой не покажется тебе слишком сложной. Естественно, что смыслы может отсекать не только слово, но и целая фраза, ведь она состоит из тех же слов.
Чем больше слов в формулировке темы, тем легче понять, чего от тебя ждут. Однако есть опасность, что на экзамене нужного ты как раз и не будешь знать.
Ещё пример. На доске такая тема: «Проблема свободы в романе Достоевского «Бесы», а ты знаешь только о проблеме свободы в романе «Преступление и наказание». Не будь слов «Бесы», «роман», тема звучала бы так: «Проблема свободы у Достоевского». Не было бы этих словечек, ты справился бы! Ты написал бы на «отлично». А «Бесы» ты не читал как назло.
Перевернем ситуацию. Дана тема: «Проблематика романа «Идиот». Если ты хорошо знаешь о проблеме свободы у Достоевского, то конечно же напишешь о свободе. А проверяющий и скажет: «Ты, дорогой, сузил тему. В романе » Идиот» как минимум ставится еще проблема красоты.»
Вот и получается, что даже если умеешь определять рамки темы, удача не гарантирована. Лучше всего всё знать и всё прочитать, но это уже к нашему курсу отношения не имеет.
перефразировать ее самыми простыми словами. Постарайся узнать, кто автор строк.
Тема может быть связана с ним или с тем произведением, из которого взята цитата.
Как подобрать главную мысль сочинения
ТВОЁ СОЧИНЕНИЕ ДОЛЖНО ИМЕТЬ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ.
Главная мысль должна быть сформулирована в одном простом предложении.
Пример главной мысли сочинения: тема войны (предмет речи) помогает автору раскрыть образ главного героя (признак предмета речи).
Все части сочинения должны быть подчинены главной мысли.
Перед тем, как начать работу,
ОБЯЗАТЕЛЬНО СФОРМУЛИРУЙ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ И ДЕРЖИ ЕЁ В ГОЛОВЕ, ПОКА НЕ ПОСТАВИШЬ ПОСЛЕДНЮЮ ТОЧКУ В СОЧИНЕНИИ.
Записывать главную мысль совершенно не обязательно, она может быть выражена и в подтексте, и другими словами. Но обязательно нужно все время задавать себе вопрос: «Имеет ли отношение к главной мысли то, о чем я пишу?»
Пиши, как пишется. Не обязательно сначала составлять план, продумывать композицию сочинения и подбирать тезисы. Не останавливай полет своей мысли, пока она не умчится далеко от темы. Главное вовремя остановиться, сказав себе: «О чем это я?» Потом можно поработать с черновиком, переставить абзацы и привести всё в порядок. Заметив у себя тезис или пример, не связанный с главной мыслью, ищи и показывай эту связь. Или вычёркивай абзац.
Главная мысль должна вытекать из темы сочинения.
Тема сочинения может более или менее жестко диктовать, о чем надо писать.
Тема может задавать предмет речи (то, о чём пойдёт речь в сочинении).
Примеры таких тем. «Образ Коробочки в поэме Гоголя «Мертвые души»; «Роль пейзажа в
пьесе «Гроза»; «Проблематика романа-эпопеи «Война и мир»; «Судьба Чехова»; «Что такое романтизм?».
Тема может задавать признак предмета речи (самое главное о предмете речи, но предмет речи не задан).
Примеры таких тем. «Над чем смеемся, читая Гоголя?»; «Мой любимый литературный герой»; «Кто из героев романа «Отцы и дети» прав?».
Тема может задавать всю главную мысль (предмет речи + признак предмета речи).
В теме может и не быть конкретных указаний на предмет речи и его признак. Есть темы, которые лишь нечетко очерчивают поле смыслов.
Примеры таких тем. «Нам не дано предугадать. «; «Только вперед, только на линию
огня. «; «Размышления над страницами любимой книги».
Хорошо, если главная мысль сразу задана. Что же делать в остальных случаях?
Предположим надо написать сочинение на тему, которая задаёт предмет речи : «Образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза». Эта тема задает предмет речи сочинения.
Как будет звучать основной тезис сочинения в данном случае – дело твое, лишь бы ты мог хорошо ее развить и доказать свою правоту.
Тема «Мой любимый литературный герой».
Возможные главные мысли сочинения:
Евгений Онегин – мой любимый литературный герой.
Воланд– мой любимый литературный герой.
Сережа Каховский– мой любимый литературный герой.
Пьер Безухов– мой любимый литературный герой.
Николай Стоврогин– мой любимый литературный герой.
Плюшкин– мой любимый литературный герой.
Мальчиш-Кибальчиш– мой любимый литературный герой.
Павка Корчагин– мой любимый литературный герой.
Кот Матроскин– мой любимый литературный герой.
Как раскрыть тему итогового сочинения по литературе?
Критерий «Раскрытие темы» итогового сочинения и других литературных сочинений.
Критерии раскрытия темы в сочинении
Охват материала: школьная программа, знание текстов.
Для полного раскрытия темы нужно постараться охватить весь относящийся к ней «программный» материал. Другими словами — необходимо очень хорошо знать тексты произведений, легко ориентироваться в них.
1) Если, например, вы пишете сочинение по лирике поэта, то в нем должны быть по крайней мере упомянуты те его стихотворения, которые входят в программу и имеют отношение к данной теме. Важно помнить не только наиболее очевидные, но и другие примеры.
Так, например, «Тема поэта в лирике Пушкина» ассоциируется прежде всего с стихотворениями «Пророк», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ». Но она присутствует и в более ранней элегии «Деревня», которая тоже входит в вашу программу, но ассоциируется чаще с «Темой природы. » или «Темой свободы. » у Пушкина.
2) Если ваше сочинение — анализ системы персонажей в драме или романе, а в формулировке темы нет указания на отдельные персонажи, — то для полного раскрытия темы нужно охватить все персонажи, включая второстепенные, внесюжетные, внесценические (Кулигин и Феклуша в «Грозе» А. Н. Островского, друзья Репетилова или брат Скалозуба в «Горе от ума» А. С. Грибоедова).
Сужение и расширение темы
Недопустимо произвольное «сужение» или «расширение» темы.
Пример «сужения темы»: в сочинении «Образы молодых людей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» автор заявляет: «Мне бы хотелось поговорить о Чацком», — и дальше говорит только о нем.
Пример «расширения темы»: в сочинении «Пейзажная лирика Пушкина» автор много рассуждает о пейзажах в романе «Евгений Онегин» и в повести «Капитанская дочка», хотя эти произведения не относятся к лирике поэта.
Таким образом, для полного раскрытия темы необходимо охватить все относящиеся к ней произведения автора, характеры, сюжеты и т. п. При этом некоторые из них могут быть просто упомянуты (это, кстати, компромиссный вариант для вас в том случае, если вы плохо помните текст произведения, но точно знаете, что его следует включить в сочинение на данную тему), а другие (по вашему выбору) рассмотрены более подробно.
Что значит раскрыть тему
Очень мне нравится слово «бредогенератор». Производитель бреда. Читаешь иное сочинение и думаешь: «Это вообще о чем? Бред!», ну а автор, соответственно – бредогенератор.
Как же избежать сей участи на итоговом сочинении?
Это просто: надо ПРАВИЛЬНО задать вопросы (то есть выделить проблемы) и развернуто на них ответить. Тогда тема будет раскрыта.
Самая распространенная причина неудовлетворительной оценки за сочинение – нераскрытая тема. Порой ученик совсем не понимает, что это значит, а все просто: надо дать полный аргументированный ответ на поставленный вопрос.
В чем разница между пересказом и интерпретацией?
Раскрыть тему не значит пересказать текст. Это самая распространенная ошибка.
Для среднестатистического выпускника разница в мотивации: за пересказ вы получите 0 баллов, за интерпретацию – максимум 2. Ну что, заинтересовались?
Тогда делаем над собой усилие и пытаемся понять суть вопроса.
Итак, детский стишок «Наша Таня громко плачет…». Пересказ: на берегу плачет маленькая девочка Таня. Ее мячик оказался в воде. Кто-то из взрослых утешил девочку и достал ее мяч.
Интерпретация: в произведении рассказана печальная история. Маленькая девочка очень расстроена, и она громко плачет, потеряв свою игрушку. Автор глубоко сочувствует девочке, называя ее «Танечка», словами другого, по-видимому, взрослого героя, утешая ребенка, помогая ему понять, что в жизни все можно исправить.
Почувствовали разницу? Да, во втором случае не просто изложены события, а выделена и проговорена позиция автора. Позиция автора проявляется во всем произведении: в оценке героев и их поступков, в композиции, в подборе слов, выборе средств изображения. Вот об этом и надо говорить, давая ответ на поставленный вами же вопрос.
Работаем над раскрытием темы
Возьмем тему пробного экзамена по направлению «Любовь». Например: «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» Ф.М.Достоевский».
Начинайте с самых общих вопросов. Что такое любовь? Почему она способна изменить человека? Почему она всесильна?
Второй блок: кого из героев изменила любовь? Сделала лучше? Помогла в жизни? Это уже подбор материала.
Третий блок: как проходил этот процесс? Что сделали, или думали, или чувствовали при этом герои?
Неплохо бы задать и еще один вопрос: как изображает это автор? Что при этом подчеркивает? На чем останавливает свой взгляд?
И последнее: какова главная мысль, которую автор пытается донести до читателя? Что ему особенно важно?
На каких произведениях можно раскрыть тему?
«Война и мир» — истории князя Андрея и Наташи, позже – Пьера и Наташи.
«Отцы и дети» — Базаров и Одинцова.
«Евгений Онегин» — Онегин и Татьяна.
«Обломов» — Обломов и Ольга.
Я выберу произведение, где эта проблема раскрывается неоднозначно. Это «Преступление и наказание».
Почему? Просто хочется показать вам, что решение проблемы может быть не на поверхности, или все же не подтверждать высказывания автора, что, в свою очередь, говорит не о любви как о преображающей силе, а становится обвинением человеку, не вынесшему испытания чувством (Онегин, Обломов).
Итак, «Преступление…». Главный герой Раскольников совершил преступления во имя собственной теории и испытывает страшные муки совести. Он отдаляется от людей, впадает в полубезумное состояние. Только один человек не просто понимает героя, а сочувствует ему – это Соня Мармеладова. Именно она своей любовью к человеку Раскольникову и человеку вообще заставляет героя признаться, понять чудовищность своего поступка и своей теории, переродиться.
Это тезис. Теперь его надо доказать.
Вспомните сцены с участием Сони и Раскольникова, особенно «Чтение Евангелия». Соня говорит с героем, испытывая не презрение, а жалость, которая рождает милосердие, сочувствие, и под воздействием этого чувства Раскольников, во-первых, признает чудовищность преступления, во-вторых, понимает его бессмысленность (он никому не помог), в-третьих, решает признаться. Автор подчеркивает мысль о том, что только любовь и милосердие могут изменить героя, а не интеллектуальные игры Свидригайлова и психологические ловушки Порфирия. А это вывод, главная мысль.
Переродился герой? Конечно.
Под воздействием любви Сони к человеку вообще? Да.
При этом о традиционном понимании чувства речи не идет. Речь о любви вообще как одной из самых благотворных сил в жизни человека.
Вернитесь к вопросам-проблемам. Мы ответили на них? Да, почти на все.
Вам на заметку: уже просто тезис и краткое доказательство – 150 слов. А если вы еще и развернете эти абзацы, то натужно вымучивать несчастные 200 уже будет неактуально!
Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ
Уже неоднократно и я, и другие люди просили, чтобы кроме названия конкурса на ГС было подробно объяснено, О ЧЁМ должны быть поданные в конкурс произведения, как надо раскрывать тему, чтобы работа «соответствовала теме конкурса» (например здесь : https://www.chitalnya.ru/commentary/17697/ ), ведь без соблюдения этого пункта все остальное просто теряет смысл.
Иногда это делалось, например в конкурсе июля- августа 2011 года.
Но в большинстве случаев пояснений нет.
Вот и сейчас, я никак не могу сообразить, О ЧЁМ тема конкурса « Мой адрес- и дом мой, и улица, и город в котором живу», особенно в свете того, что время проведения конкурса- новогоднее, а картинка в рекламе конкурса летняя.
Хотя. в конкурс уже подано 170 работ, значит некоторые люди знают.
Комментарии:
Увы, но я, наоборот, не вижу здесь ничего загадочного и креативного, всё очень просто!
Когда-то давным-давно, ещё в 80-ых годах, я затеял цикл «Подбалконные истории». Этот цикл не получился, но вот, например, что я запомнил:
* * *
На иностранном языке,
Что матом называется,
Два парня в «градусной тоске»
«О жизни» изъясняются.
И стало холодно мне вдруг
От этой вони ледяной.
Зашёл, закрыл балкон на крюк,
В тепле послал их к чёртовой!
«я, пока, так и не вижу ясного ответа на простой вопрос :
о чем эта тема конкурса,»
О милой малой родине.
Удивляюсь непонятливости.
Всё ясно: о болгарах или в этом роде.
=В очередной раз говорить об этом надоело!=
А зачем тогда душу растравили? Теперь мы, прочитавшие вас, будем мучится от, что ваша уникальная методика останется нам навсегда неизвестна. Ну никакой жалости к поэтам!
Наверно я не совсем четко поставил вопрос.
Но сейчас актуально несколько другое.
Владимир, Вам тоже непонятно?
О милой малой родине.
Об отчем доме, улице, на которой рос и взрослел, дворе детских игр, друзьях и подругах детства, о родном городе, селе, деревне, ауле. И так далее и тому подобное.
Наверно, и богаче, и прекрасней,
Чем ты, краёв немало и других,
Но только ты так нежно и так властно
Душевных струн касаешься моих.
Здесь Волга приголубит и расчешет
Землицу дельты гребнем голубым.
Здесь я и обнадёжен, и утешен,
Судьбой храним и родиной любим –
Той самой, малой родинкой на карте,
Той самой, что и в сердце, и в крови.
Здесь детство в алом галстуке за партой,
Здесь юность в лодке дружбы и любви.
Средь живописи милой и офортов
На прикаспийских меди и холсте
Моей душе уютно и комфортно,
Как малышу в родительском гнезде.
Края есть и богаче, и прекрасней,
Кого-то привлекая и маня,
Но только ты так нежно и так властно
Опять зовёшь, зовёшь к себе меня.