Что значит раскрыть понятие
Определение как раскрытие содержания понятия и правила
Определения
Понятие – это форма мысли, и, будучи мыслью, оно обладает тем важным преимуществом перед чувственными формами познания, что может быть достаточно точно и полно сформулировано в виде высказывания и сообщено другому человеку. Такое формулирование или раскрытие содержания понятия называется его определением или дефиницией. В самом общем виде определение понятия можно описать как то или иное перечисление признаков предмета, которые мыслятся в понятии о нём. В формулируемом при этом высказывании мы выделим определяемую часть – дефиниенс и определяющую часть – дефиниендум:
Человек – это общественное животное, стремящееся к счастью.
Представим основные виды определений.
Во-первых, определения подразделяются на реальные и номинальные.Реальные – раскрывают сущность предмета, причём при условии, что либо предмет уже существует, либо можно обосновать возможность его существования. Приведённое выше определение человека основывается на том факте, что люди уже есть, а вот ответить на вопрос о том, может ли в общем случае существовать определяемый предмет, не так просто. Предположим, перед нами рисунок Леонардо-да-Винчи, изображающий летательный аппарат и сопровождаемый словесным определением. Из определения и чертежа, даже из расчётов, если бы они были, не следовало бы ещё с необходимостью, что аппарат этот полетит. В этом случае перед нами номинальное определение. Номинальныеопределения представляют собой перечисление признаков предмета, достаточных для его отличения от других, но не гарантирующих, что предмет возможен. Так, кентавра можно определить как разумное человекоподобное существо, тело которого сочетает в себе черты тела лошади – туловище, ноги и хвост, а шея и голова заменены торсом, руками и головой человека. Фактически, как представляется, кентавров не существует, но не ясно и то, могут ли они существовать, т. е. не входит ли их существование в противоречие с законами природы. В ряде наук, чтобы не иметь дело с номинальными определениями, за которыми ничего может не стоять, принято давать определение как понимаемую в широком смысле операцию построения объекта. Такие определения называются конструктивными. Например, в элементарной математике множество натуральных чисел может быть определено как совокупность объектов, которые получаются путём последовательного прибавления единицы сначала к исходному объекту – единице, а затем к каждому следующему появляющемуся натуральному числу. Ещё один пример – это определение права в либеральной теории государства и права: право есть совокупность социально признанных притязаний индивида. Здесь не говорится, что право существует, но указывается путь для его обнаружения.
Следующая классификация определений связана с методом подбора используемых в них признаков предмета:
Определение через род и видовое отличие – это основной метод определения, который надо использовать наряду со всеми прочими. Здесь для указания на определяемое сначала указываются род или несколько родов, а затем – определяемое характеризуется как вид наиболее близкого к нему рода. Например,
Человек – это млекопитающее из отряда приматов, наделённое разумом.
Здесь роль родов играют понятия «млекопитающее» и «приматы», а разумность приведена как отличительный и существенный признак.
Генетическое определение – в числе признаков содержит указание на происхождение определяемого предмета. Обычно этот указание играет роль отличительного признака. Например, в теории общественного договора
Государство – это форма организации совместной жизни людей, основанная на
договоре об отказе людей от самостоятельного обеспечения части своих прав и
наделения обязанностями по их обеспечению особых институтов.
Здесь «форма организации совместной жизни людей» – это род, а видовое отличие является генетическим. В нём сообщается о том, как возникло государство.
Операциональным называют определение, в котором в качестве видообразующего признака предмета присутствует указание на некоторое практическое действие позволяющее его идентифицировать. Например,
Грипп – инфекционное заболевание, вызываемое вирусами гриппа разных видов и
проявляющееся катаральными явлениями, ознобом, лихорадкой, головной болью.
Здесь «инфекционное заболевание» – это род, а все прочие признаки носят операциональный характер, поскольку наличие каждого из них требуется устанавливать путём специальных процедур или операций – опроса больного, измерения температуры, лабораторных анализов.
Перечисленные методы определений называют явными, имея в виду, что содержащие их высказывание формулируются именно для того, чтобы дать определение понятия. Но могут быть и неявные определения, когда, стремясь донести до слушателей или читателей содержание некоторого понятия, формулируется несколько взаимосвязанных высказываний, приводятся примеры, даются сравнения, метафоры, что в целом образует некоторый контекст, в котором становится возможным уяснить понятие:
Говорят, что существует два вида зависти – белая и черная. Это неверно. То, что называют белой завистью – это и не зависть вовсе. Это восхищение. Вы смотрите на человека и восклицаете: «Во даёт!». И это приносит радость и удовольствие. Вы можете от чистого сердца сделать комплимент такому человеку. Например, ваша подруга давно хотела похудеть, и вот вы видите ее, ставшую в полтора раза меньше. И вы искренне порадуетесь за нее и расскажете всем, как это она классно скинула вес. Но вы будете чистосердечно восторгаться только в том случае, если вы сами довольны собой и своей фигурой[5].
Давая определение понятия, следует соблюдать следующие логические правила. Логическими их называют потому, что они не зависят от содержания каждого конкретного определения, т. е. в равной мере применимы к любому из них. Этих правил четыре:
Определение должно быть соразмерным, т. е. объём определяемого должен совпадать с объёмом определяющего. Это значит, что, формулируя определение, необходимо следить за соотношением этих объёмов так, чтобы не допустить слишком узкого определения, когда определяющее имеет меньший объём нежели определяемое, а также слишком широкого – в противоположном сл учае. Например, определение
Слон – это животное, на котором в торжественных
случаях выезжали Великие Моголы, умеющее собирать чай
представляется слишком узким, а определение
Слон – крупное млекопитающее серого цвета
Определение не должно содержать тавтологии. Это значит, что в определяющей части не должно быть ссылок на определяемую, как это, например, имеет место здесь:
Слон – это тот, кто в посудном магазине ведёт себя как слон
Определение, по возможности, не должно содержать отрицательных характеристик. Это требование связано с тем, что во многих случаях, отрицая что-либо, мы не проясняем понятия. Например,
Слон – крупное млекопитающее, которое не имеет рогов.
Отрицая наличие у слона рогов, мы слишком мало сообщаем о слоне. Только в тех случаях, когда одним из используемых в определении признаков является понятие, которое вместе со своим отрицанием исчерпывает универсальный класс, возможно применение отрицания. Например,
Минералы – это часть неживой природы, имеющая кристаллическую структуру.
Определение, претендующее на явный характер, не должно содержать метафор, метонимий, сравнений, описаний и прочих приёмов, характеризующих предметы, но не их признаки или сущность.Это требование является логико-методологическим и, несмотря на свою очевидность, сохраняет важное значение особенно в социальном и гуманитарном знании. Пример его нарушения:
Философия – мать всех наук.
Рассмотрим несколько высказываний, которые содержат определения понятий и попытаемся установить, какие методы определения в них использованы и соблюдены ли правила определения.
Слон есть самое крупное млекопитающее, обитающее на суше
вслед за родовым понятием «млекопитающее» вводятся два видообразующих признака «самое крупное» и «обитающее на суше», благодаря которым мы получаем некоторый вид млекопитающих, представителей которого предлагается именовать слонами. Это значит, что перед нами определение через род и видовое отличие, а признак «самое крупное» является операциональным.
Ржавчина – красно-коричневый налёт, образующийся на поверхности
железного предмета после достаточно длительного контакта с водой
Это определение, очевидно, генетическое.
Проигравший – тот, кто имеет грустный вид, покидая шахматный клуб.
Определение операциональное, но несоразмерное. В самом деле, не все проигравшие (А) покидают именно шахматные клубы, и не все, кто покидает шахматный клуб с грустным видом (В), проиграли:
Молоток – это инструмент с железным набалдашником.
Это родо-видовое определение, но несоразмерное – слишком широкое.
Человек – двуногое существо без перьев[6]
Здесь очевидно присутствие отрицания.
Слон – это животное, пребывание которого в посудном магазине всегда
имеет разрушительные последствия.
Это определение содержит операциональный признак, но несоразмерно – не только слоны опасны для посудных магазинов.
Легко заметить метафору, содержащуюся в этом определении.
Наконец, бывают случаи, когда представленный пример вообще не является определением:
Место жительства купца Восьмибратова определено в Замоскворечьи.
Этот слон легко определяется как Африканский.
Определение понятия – это раскрытие его содержания, т. е. явное указание тех признаков, которыми обладают все подпадающие под понятие объекты. Само же слово «определение» и однокоренные ему слова могут употребляться и в других смыслах, что не делает определениями понятий высказывания, в которые они входят.
Упражнения
1. К каким видам относятся эти определения, и какие правила в них нарушены.
1) Слон – это тот, с кем нежелательно встречаться на узенькой тропинке.
2) Слон – это не тот, кто произошёл от мыши, вследствие раздувания её самодовольства.
3) Слон – это тот, кто воплощает в себе все качества слона.
4) Слон – это живая гора, которая начинает ворочаться, только если её пощекотать в носу или за ухом.
5) Слон – это тот, кто дружит с бегемотом, носорогом и стал таким большим от избытка дружелюбия.
6) Страус – гордая птица, перелетевшая в Австралию с островов Туамоту в незапамятные времена.
7) Страус – это совсем не родственник нашей курицы, а птица, которая снашивает пару резиновых кедов за три дня.
8) Перо страуса – это перо в полном смысле слова.
9) Образованным можно считать такого страусёнка, который читает «Times» без словаря и может служить гидом для страусов, прибывающих из-за рубежа.
10) Быть страусом – это значит никогда ни прятать голову в песок.
11) Морские свинки – это зверюшки, постоянно участвующие в судебных процессах и приглашаемые туда для поддержки защиты.
12) Мех морской свинки – это настоящий морской мех на свинкиной основе.
13) Морская свинка – душа правосудия.
14) Морская свинка не хомяк, а произошла от морского кабанчика.
15) Настоящей морской свинкой является только та, которая никогда не откажется от участия в процессе.
16) Черепахи – это те, кто медлителен на суше и быстр в воде.
17) Черепаха – это то, что служит для приготовления черепашьего супа.
18) Черепаха – это вам не рак.
19) Черепашьи бега – это, учреждённое впервые в Греции по образцу конных соревнований, где на участников делают ставки.
20) Черепаший панцирь – это не бронежилет и не футляр для очков.
21) Образование – важнейший социальный институт.
22) Мускусная мышь – это воплощение всех лучших качеств мыши.
Логика. Учебник для средней школы.
Глава IV
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
§ 1. Сущность определения понятия
Определение понятия есть такое логическое действие, в процессе которого раскрывается содержание понятия.
Раскрыть содержание понятия — это значит указать его существенные признаки.
Определением понятия называется также результат указанного действия.
Каждый предмет имеет бесконечное число признаков, и пытаться указать все признаки предмета невозможно. Определение содержит в себе лишь такие признаки, которые, являясь существенными, отграничивают понятие от других понятий.
В определении выражается в сжатой форме основное знание о предметах. Следовательно, определение понятия есть определение тех предметов, на которые распространяется данное понятие. Определяя, например, понятие «трактор», мы определяем те тракторы, которые имеются в действительности.
Определим, например, понятие «ромб».
Для этого прежде всего укажем ближайший род: ромб — это параллелограмм. Но, кроме ромба, есть и другие виды параллелограммов. Поэтому необходимо ещё указать в определении такой признак ромба, который отличает его от других видов параллелограммов, т. е. указать видовое отличие: равенство сторон. В результате получается: ромб — это параллелограмм, все стороны которого равны друг другу.
Это и будет определение понятия «ромб».
Так, в нашем примере понятие «ромб» было определяемым, а понятие «параллелограмм, все стороны которого равны друг другу» было определяющим. Определяющее понятие указывает на ближайший род определяемого и на его видовое отличие.
Состав определения схематически можно изобразить таким образом:
«вид» есть «род и видовое отличие».
Например: «газогенератор (вид) есть аппарат (род), превращающий твёрдое топливо в газообразное» (видовое отличие).
Видовое отличие не всегда выражается одним признаком. Таких признаков может быть несколько. Совокупность их представляет видовое отличие.
Например: «Антарктика — это часть света, включающая материк Антарктиду и окружающие моря и острова». В этом определении родовым понятием будет «часть света», а видовое отличие выражено тремя признаками: «включающая материк Антарктиду», «включающая окружающие моря», «включающая окружающие острова».
В этом определении указаны все необходимые признаки нации. Ближайший род в этом определении — «общность людей», а все остальные признаки, отличающие нацию от коллектива, общественных организаций, класса и др., являются видовым отличием. Все эти признаки выражают коренные свойства нации.
Определив нацию, И. В. Сталин далее пишет:
«Необходимо подчеркнуть, что ни один из указанных признаков, взятый в отдельности, недостаточен для определения нации. Более того: достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией.
Только наличие всех признаков, взятых вместе, даёт нам нацию».
§ 2. Правила определения
Чтобы определить понятие, необходимо, конечно, прежде всего иметь знание о существенных признаках тех предметов, на которые это понятие распространяется. Человек, который не знает, например, что такое «материализм», не сможет определить понятие «материализм», если даже он хорошо усвоил все правила определения. Однако, зная о материализме, но не зная способов определения, легко можно допустить ошибку в определении.
Существует четыре правила определения.
1. Определение должно быть соразмерным.
Это значит, что определяемое и определяющее понятия должны быть равны по объёму.
Возьмём для примера определение понятия «квадрат»: «квадрат есть равносторонний прямоугольник».
Это определение соразмерное, так как определяемое понятие «квадрат» и определяющее «квадрат есть равносторонний прямоугольник» являются тождественными понятиями, т. е. имеют один и тот же объём.
Но если бы мы, определяя понятие «квадрат», ограничились указанием одного родового признака «квадрат есть прямоугольник», то такое определение было бы слишком широким по объёму; кроме квадратов, есть и другие прямоугольники, поэтому понятия «квадрат» и «прямоугольник» не тождественны.
Слишком широкое определение получится и в том случае, если в качестве видового отличия приведено недостаточное количество признаков. Возьмём следующее определение: «Конденсатор есть прибор, служащий для накопления электрической энергии».
Хотя в этом определении указаны и род, и видовое отличие, но с помощью такого определения мы не отличим конденсатора от аккумулятора.
Необходимо в качестве видового отличия указать ещё на некоторые признаки, характерные только для конденсатора.
Итак, слишком широкое определение есть неточное, неправильное определение.
Неточным, неправильным является и слишком узкое определение.
Например, в определении «линза есть оптическое стекло, ограниченное двумя выпуклыми поверхностями» указаны род и видовое отличие, однако такое определение относится не ко всякой линзе, а только к разновидности линз — к лупе. Следовательно, объём определяющего понятия уже объёма определяемого. Правило соразмерности нарушено — определение линзы дано неверно.
Слишком узким будет и такое определение: «Астрономия есть наука о звёздах». В этом определении видовое отличие не исчерпывает предмета науки астрономии, так как астрономия есть наука не только о звёздах, но и о всех небесных телах.
2. Определение не должно делать круга.
Нарушение этого правила состоит в том, что в качестве определяющего берётся такое понятие, которое само можно понять только посредством определяемого. Например: «Что такое противоречие в рассуждении? Это такое противоречие, которое представляет собой нарушение логичности мышления». Такое определение — пример круга в определении, так как «нарушение логичности мышления» не может быть понято без указания на «противоречие в рассуждении».
Ошибка «круг в определении» иногда принимает форму тавтологии.
Возьмём такой пример:
«Существенные признаки предмета — это такие признаки, которые являются существенными для предмета». Или: «Смешное — это то, что вызывает смех».
3. Определение не должно быть отрицательным.
Определение должно указывать на то, что представляет собой предмет, а не на то, чем не является предмет. Поэтому такое определение, как «свет есть отсутствие темноты», не может дать никакого знания о природе света.
Однако в некоторых случаях определение может содержать в себе отрицание. Например, в определении инертных газов (аргон, неон и др.) указывается их химическая неактивность.
Отрицательные определения употребляются также в тех случаях, когда определяемым является отрицательное понятие. Например: «Иррациональное число — это число, которое несоизмеримо ни с единицей, ни с её частями».
4. Определение должно быть ясным, четким, не допускающим двусмысленных или метафорических выражений.
К числу последних выражений относятся: «архитектура есть окаменевшая музыка», «лев есть царь зверей» и т. д.
Иногда определение не получает необходимой ясности и чёткости, становится громоздким оттого, что в него включаются лишние слова, хотя указанное выше правило соразмерности может при этом не нарушаться.
Например, совершенно ненужной была бы последняя часть фразы (начиная со слова «которое») в следующем определении: «Магнитная индукция — это возбуждение магнетизма в кусках железа или стали, введённых в магнитное поле, которое вызывает в них явление магнетизма, т. е. намагничивает их». Определение получилось громоздким и запутанным, так как в него включены лишние слова.
Вполне достаточно было бы определить магнитную индукцию как «возбуждение магнетизма в кусках железа или стали, введённых в магнитное поле». Конечно, это определение не исчерпывает всего содержания понятия магнитной индукции. Но, во-первых, не требуется, чтобы всякое определение всегда содержало в себе все признаки понятия, а, во-вторых, лишние слова (в неправильном определении) нашего знания расширить не могут.
Определение должно быть точным, ясным и по возможности настолько кратким, насколько краткость определения не мешает необходимой его полноте.
§ 3. Генетическое определение
Слово «генезис» означает «происхождение».
Генетическое определение — это такой вид определения, который указывает на происхождение определяемого предмета.
«Шар есть геометрическое тело, образованное вращением круга около его диаметра».
Другие примеры: «Окружность — это замкнутая кривая, которая образуется движением на плоскости точки, сохраняющей равное расстояние от центра». Или:
«Окружность — это замкнутая кривая, все точки которой находятся на равном расстоянии от центра». Первое определение генетическое, второе — негенетическое.
Таким образом, генетическое определение также содержит в себе указание на ближайший род и видовое отличие. Оно подчиняется всем правилам негенетического определения и отличается от него лишь характером своего содержания.
Генетическое определение применяется в тех случаях, когда бывает необходимо указать на происхождение интересующего нас предмета.
§ 4. Номинальное определение
Например: «Генезис — это значит происхождение, источник».
Номинальное определение не представляет собой определения понятий, следовательно, предметов, отражением которых являются понятия. Номинальное определение лишь по форме может иногда совпадать с определением понятий. Так как оно не раскрывает содержания понятия, а только выясняет смысл слова, то важно уметь отличать определение понятия от номинального определения, чтобы не подменять одно другим.
Сравним два вида определений:
1) Номинальное определение: «Атом — значит неделимый».
2) Определение понятия: «Атом — это мельчайшая частица вещества, состоящая из ядра и электронов».
В первом определении лишь разъясняется значение слова. Это значение не соответствует современному знанию об атомах, оно устарело. Во втором определении раскрываются существенные признаки атома.
Номинальные определения бывают необходимы в известных случаях, особенно в отношении заимствованных слов, однако они не могут заменить собой определений понятий.
25. Раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном контексте
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “социальный институт”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о значении социальных институтов в обществе, и одно предложение, конкретизирующее функции одного из социальных институтов общества.
Социальный институт — исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, целью которой является удовлетворение их многообразных потребностей и реализация социально значимых функций. Для него характерны упорядоченность, формализация, определённые отношения. Может быть дано другое, близкое по значению определение.
Социальные институты составляют структуру об.шества и обеспечивают устойчивость связей и отношений в рамках обшества.
Наиболее важным обшественным институтом, обеспечиваюшим воспроизводство человеческого обшества, является семья, выполняюшая репродуктивную функцию.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Общество как система”.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “чувственное познание”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: чувственное познание — это начальная ступень познания, дающая непосредственное знание о предметах и их формах;
2) одно предложение с информацией о формах чувственного познания, опирающееся на знания курса, например: К формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление;
3) одно предложение, содержащее информацию об одной из форм чувственного познания, например: Среди ощущений различают звуковые, слуховые, вкусовые и другие ощущения.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Познание”.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “эволюция”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о ха рактере эволюционного развития, и одно предложение, конкретизирующее один из видов эволюционного изменения общества.
Эволюция — это медленное, постепенное количественное изменение существующих общественных отношений, экономического и социально-политического строя, приводящее в конечном счёте к их качественному преобразованию. Может быть дано другое, близкое по значению определение.
Эволюция может осуществляться как стихийно, не завися от воли человека, так и сознательно.
Наиболее распространённой формой эволюционных изменений общества является реформа — преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере общественной жизни, не уничтожающее её основ, проводится правительством страны.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Общественное развитие”.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “глобализация”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом позитивном проявлении глобализации в сфере культуры, и одно предложение, раскрывающее любое негативное проявление глобализации в сфере культуры.
1) смысл понятия, например: глобализация — процесс становления единого человечества;
2) одно предложение с информацией о любом проявлении глобализации в сфере культуры, например: Для культурной глобализации характерно сближение культур разных стран, рост международного общения.
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса негативные проявления глобализации в сфере культуры, например: К негативным последствиям глобализации в сфере культуры относится определённая культурная унификация, часто в ущерб развитию национальных культур.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Глобализация”.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “мышление”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных операциях (приёмах) мышления, и одно предложение, раскрывающее творческий характер мышления.
1) смысл понятия, например: мышление — способность к познанию выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека существенных свойств и связей объектов;
2) одно предложение с информацией об основных операциях (приёмах) мышления, опирающейся на знание курса, например: Основными операциями приёмами) мышления являются анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, моделирование, обобщение;
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса творческий характер мышления, например: Особенности мышления человека позволяюr ему выходить за рамки привычных представлений, предлагать идеи, не имеющие аналогов.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Мышление”.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия “потребность”;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о роли потребностей в деятельности человека,
— одно предложение, раскрывающее сущность такого вида, как социальные потребности.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
1) смысл понятия, например: Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
2) одно предложение с информацией о роли потребностей в деятельности человека, опирающейся на знание курса, например: Потребности являются мотивами деятельности человека;
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность такого вида, как социальные потребности, например: Социальными называют потребности, которые приобретаются в процессе становления человека как личности, его развития как члена общества, рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Потребности”.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия “личность”;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию об отличии понятия “личность” от понятия “индивид”,
— одно предложение, содержащее информацию о факторах, влияющих на развитие личности.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
1) смысл понятия, например: Личность — это человек, как носитель социально значимых черт и активный член общества.
2) одно предложение с информацией об отличии понятия “личность” от понятия “индивид”, например: Индивидом человек рождается, в то время как личностью человек становится в результате социализации;
3) одно предложение, с информацией о факторах, влияющих на развитие личности, например: Факторами, влияющими на развитие личности являются: социальная среда и социальное окружение (семья, школа, друзья), воспитание.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Биосоциальная природа человека”.