Что значит раскатали гаишники
«Они резко тормозят». Как инспекторы ГИБДД выбирают, кого остановить
Пустынные улицы, загруженные развязки и совершенно неожиданные места: инспекторы ГИБДД могут организовывать временные посты практически в любом месте. Дальнейшие действия зависят от поставленных задач: например, профилактика ДТП, проверка документов для розыска угнанных автомобилей или тестирование водителей на алкоголь. Как сотрудники ГИБДД выбирают, где им дежурить и какие машины вызывают у них подозрения — Autonews.ru рассказали сами полицейские.
При выявлении подозрительных водителей, например, нетрезвых или же тех, кто управляет машинами с тонировкой, инспекторы ГИБДД организуют временные посты наблюдения на прямых, хорошо просматриваемых улицах. Водители, которые знают, что едут с нарушениями, нередко начинают заранее паниковать, поняв, что есть риск попасть под проверку. Инспекторы ГИБДД это очень хорошо чувствуют.
«При наблюдении мы можем увидеть, как некоторые водители резко притормаживают, увидев впереди патрульные машины, начинают быстро перестраиваться в крайние от нас ряды или вовсе пытаются незаметно развернуться, — поделился один из инспекторов. — Водители, которым нечего бояться, будут вести себя спокойно и не будут менять направления движения так резко. Подозрительные маневры очень хорошо видны именно на длинных улицах. И если мы увидим, что какая-то машина, к примеру, резко развернулась и попыталась уйти во дворы, скорее всего, мы поедем за ней и проверим, что случилось».
Популярные выезды и въезды в город — это самые очевидные места, где возможность встретить инспектора ГИБДД особенно велика. В каждом городе есть адреса, где сотрудники дежурят постоянно в одно и тоже время. Здесь все очевидно: чем выше поток транспорта, тем проще отработать заданные ориентировки. Кроме того, некоторые такие участки могут считаться высокоаварийными, а это — один из поводов для дополнительного контроля. Кстати, если в городе есть проблемные круги, где автомобили регулярно попадают в ДТП, там также периодически будут стоять инспекторы.
Хитрые нетрезвые водители или угонщики уже привыкли, что на популярных съездах или выездах из городов регулярно дежурят экипажи ГИБДД. Чтобы избежать таких встреч, нарушители выбирают не самые удобные, но зато безопасные пути выездов — например, проектируемые проезды или запутанные дороги в частном секторе.
О таких приемах инспекторам ГИБДД хорошо известно. Поэтому при проведении спецопераций полицейские организуют неприметные посты дежурства на таких улицах. Причем в тех местах, где у водителя не будет возможности развернуться или быстро ускользнуть во дворы.
«Там мы чаще всего по ночам задерживаем пьяных, которые понимают, что их могут поймать. Есть злоумышленники, которые перевозят такими окольными путями запрещенные вещества. Дежурить стараемся там, где нет путей отхода», — поделился инспектор.
Каждому инспектору ГИБДД известны основные точки, где по вечерам продается алкоголь, уверяют некоторые сотрудники. Выпившие граждане иногда отправляются в такие магазины за добавкой за рулем, «чтобы не прерывать веселье, ведь так быстрее». Конечно, организовывать засады у каждого алкомаркета у сотрудников ГИБДД не получится, но есть свои приемы. К примеру, они раздают номера своих телефонов сотрудникам магазинов, которые сообщают о таких ночных посетителях. Тогда дежурящий в своем районе инспектор сможет быстро отреагировать на сигнал.
В Москве за организацию безопасности проезда первых лиц отвечают служащие спецбатальонов. Дежурят они на спецтрассах — там, где чаще всего пролегают маршруты следования охраняемых лиц. Инспекторы таких спецбатальонов могут оперативно вмешиваться в организацию дорожного движения, чтобы обеспечить быстрый проезд первым лицам. Соответственно, стоят такие сотрудники на тех точках, где понадобится их участие в регулировании дорожного движения, рассказали Autonews.ru некоторые служащие из таких батальонов.
Окружные батальоны выставляют на точки исходя из обычной дорожной обстановки, рассказывают инспекторы ГИБДД.
По словам инспекторов, если речь идет об обычном дежурстве, а не спецоперации, места для дежурства выбирают в первую очередь исходя из соображений обеспечения безопасности на дорогах. Например, сотрудников отправляют на точки, где нужно отрегулировать дорожную обстановку: если где-то сломался светофор или произошла авария, либо машины перекрыли движение и нужно организовать разъезд транспорта. «Также нас регулярно отправляют на дежурства туда, где часто происходят столкновения или же сбивают пешеходов», — приводит пример один из инспекторов в столице.
Как рассказывают инспекторы, иногда ответственные за организацию дорожного движения организации, в том числе подразделения ГБУ «Автомобильные дороги», допускают ошибки в своей работе. И возникают так называемые ловушки.
«Есть организации, которые наносят дорожную разметку, устанавливает знаки и светофоры, одним словом, определяют, как будет определено дорожное движение, — объяснил инспектор. — Они не всегда советуются с ГИБДД и иногда организовывают все по-своему. Это в итоге и приводит к возникновению ловушек: знаки могут противоречить разметке. Тогда водители теряются, едут, и не понимают, как себя вести. Так появляются сложные развязки, где автомобилист может потеряться. Или где-то чуть выехать на встречку, или даже повернуть под кирпич потому что запрещающий знак висел сильно заранее, незаметно или же его вообще не было».
Как уверяют опрошенные сотрудники ГИБДД, им запрещено стоять в таких местах-ловушках и повально выписывать штрафы водителям, которые просто запутались из-за неправильно организованной дорожной обстановки.
«В таких местах сотрудники должны наоборот помогать людям, подсказывать, советовать, как лучше выехать и объяснять, как сделать это правильно, — говорит один из столичных инспекторов. — А если в такой ситуации инспекторы наоборот встают так, чтобы лучше видеть водителей, которые попадают в ловушку, могу только предположить, что такие сотрудники не совсем чисты на руку».
А во время проведения рейдов по нетрезвым водителям, автомобилям в розыске и во время других операций, инспекторы обычно размещаются на широких улицах, где удобнее всего вылавливать машины из потока и есть места под стоянку спецтранспорта — патрульных машины и «скорых».
«Когда мы проводим рейды, то останавливаем практически всех, делаем просев. Тогда, конечно, нужен отдельный карман для медицинского автомобиля, где водители будут продуваться», — приводит пример инспектор.
Заметить тех, кто перестраивается, пытается спрятаться, в целом можно на любой дороге, не обязательно длинной и прямой, считает еще один опытный инспектор ГИБДД.
«У каждого полка, батальона территория разграничена. Может оказаться так, что на подконтрольном участке просто нет таких длинных прямых дорог, или же она одна. Всех инспекторов округа на такой дороге не поставишь, чтобы проверять, кто же там едет, — говорит полицейский. — Поэтому такие нарушения чаще выявляется в рамках патрулирования на машине».
Работает патрулирование так: сотрудники ДПС следуют по своему маршруту на служебном автомобиле. Если в поле зрение попадет водитель, который странно ведет себя на дороге, для профилактики его могут остановить и проверить. Инспекторы убедятся, не пахнет ли от автомобилиста спиртным, и при необходимости имеют право организовать медосвидетельствование.
«Кроме странного поведения на дороге есть много ориентиров, — рассказывает инспектор. — Зимой или холодной осенью у выпивших за рулем запотевают окна, а по вечерам такие граждане любят ездить с выключенным светом фар, потому что тогда не горят и приборы в салоне, яркий свет которых режет глаза. Иногда мы можем встать в заторе и увидеть, что в соседней машине сзади скачет непристегнутый маленький ребенок или же вообще едет на переднем пассажирском месте. Тогда мы можем просто передать эту информацию на пост».
Инспектор признает, на прямой дороге нарушителя заранее, конечно, видно лучше. Но если ставить основной целью отыскать в потоке правонарушителя, а не контролировать дорожное движение, система начинает работать как палочная.
«А от такой палочной системы мы стараемся уйти, и это получается. Конечно, если инспектор видит административный проступок, водителя нужно остановить и наказать, но специально дежурить в районе ловушек нельзя», — добавил инспектор.
6 фраз, которые нельзя говорить инспекторам ГИБДД (иначе будут проблемы)
При проверке документов сотрудники ГИБДД некоторые водители решают проявить юридическую подкованность или пошутить. Что раздражает инспекторов и каких фраз лучше избегать, чтобы уехать без проблем, анонимно объяснили сами полицейские.
1. «Ваши документы? Цель остановки?»
Один из инспекторов ГИБДД привел раздражающий его пример с требованием объяснить причины остановки. «Бывает так: останавливаю автомобиль, представляюсь, вежливо прошу предъявить документы, — привел пример один из инспекторов ГИБДД. — И начинается: «А ваши документы, а какова причина остановки?». Так водители решают сверкнуть своими юридическими познаниями. Требуют какие-то документы, подтверждающие, например, что их автомобиль подходит по ориентировке».
По словам полицейского, у каждого инспектора найдется огромное количество причин для остановки и проверки подозрительного на его взгляд автомобиля.
«Ежедневно и круглосуточно на дрогах проходят разные операции, а на угнанные автомобили приходит сотни ориентировок. Их ведь столько сейчас угоняют. У нас множество причин, по которым машина может показаться подозрительной. Проще просто спокойно показать документы. Если водитель ведет себя адекватно, мы быстро его отпустим», — посоветовал сотрудник ГИБДД.
В свою очередь юрист Московского профсоюза полиции Игорь Гришаков считает, что подобные вопросы будут раздражать инспекторов ГИБДД только если они не знают, как грамотно на них ответить.
«Сотрудники ГИБДД должны уметь спокойно отвечать даже на провокационные вопросы. И ответить можно вежливо, но при этом поставить водителя на место. Сделать так, чтобы сам провокатор почувствовал себя неудобно, — сказал Гришаков в беседе с Autonews.ru. — Инспектор всегда должен быть готов к тому, что ответить и почему он остановил водителя: профилактические мероприятия, ориентировки и так далее. Он ведь представитель закона».
По словам юриста, водитель имеет полное задать уточняющие вопросы.
«Не надо этого «цель остановки». Просто вежливо спросите: «товарищ инспектор, а что случилось?», — советует Гришаков. — Инспектор объяснит причину. Если вас все устроило и все понятно, молча передайте документы. Вам задали вопрос — отвечайте. Не задали — не нужно устраивать лишних диалогов. Если инспектор скажет, что вы нарушили ПДД, то дайте свое объяснение. Чем спокойнее вы себя ведете, тем быстрее уедете».
По словам эксперта, инспекторы часто устраивают профилактические проверки, которые требуют так называемого «просева» максимального количества автомобилей. В таком случае инспекторы сами заинтересованы скорее отпустить адекватных и не вызывающих подозрений водителей.
2. «Лучше пьяных/нормальных нарушителей ловите!»
«Иногда останавливаешь водителя за дело, а он: «да это разве нарушение, отпустите меня, вон лучше пьяных идите ловите. Или угонщиков или вон тот еще сильнее нарушил». Зачем валить все на других и учить нас, как работать», — возмущаются инспекторы.
В свою очередь юрист Гришаков уточнил, что любой сотрудник ГИБДД на это может спокойно сказать: «Знаете, мне командир дал задачу, и я буду ее исполнять. Вас мы что ли забыли спросить, чем нам заниматься?». И будет совершенно прав», — считает эксперт.
3. «Не надо меня снимать!»
«Некоторые водители не понимают, что все проверки происходят в общественном месте и мы имеем полное право снимать все на камеру или мобильный телефон. А они кричат, что нельзя их снимать», — рассказал еще один инспектор.
Полицейский объяснил: самих инспекторов можно снимать постоянно. Более того, многие считают видеосъемку очень полезной.
«Мы же на службе. Я вообще за то, чтобы съемка велась постоянно — на видеорегистратор, на камеру, на телефон. При любой конфликтной ситуации я включаю запись и кладу телефон в нагрудный карман. И потом уже водитель не сможет обвинить инспекторов в хамстве, в том, что тот вел себя как-то не так. Все будет на видео. И если окажется, что водитель сотрудника ГИБДД оклеветал, такому автомобилисту может уже грозить либо административная, либо уголовная ответственность», — объяснил инспектор.
4. «Покажите документы на оборудование!»
Когда сотрудники ГИБДД проводят рейды по выявлению неправильной тонировки, некоторые водители требуют предъявить им документы о поверке приборов. С одной стороны, это требование законно, с другой, оно может усложнить инспекторам жизнь.
«Все приборы проходят поверку, мысли о том, что мы можем пользоваться неисправным и подкрученным прибором просто несостоятельны, это невозможно и грозит нам увольнением, — рассказал инспектор. — Бывает, что мы возим с собой только копии, а не оригиналы документов о поверке. Но их должно быть более чем достаточно для таких водителей. Тем более, что возмущаются чаще всего те, у кого вообще через стекло ничего не видно».
5. «Я буду жаловаться!»
Угрозы жалобами со стороны водителей чаще не пугают, а также раздражают инспекторов ГИБДД. Но только в тех случаях, когда они ведут себя согласно правилам и стараются выполнять свои служебные обязанности.
«Иногда приезжаю на оформление ДТП, а водители начинают возмущаться. Не так подошел, не так спросил, не так представился. Недавно в жалобе написали, что у меня амнезия, потому что я переспросил адрес регистрации водителя. Причем это был водитель был виноват в аварии», — поделился инспектор.
По словам сотрудника ГИБДД, на каждую жалобу приходится писать длинные объяснения и тратить на это огромное количество времени. «Да, можно жаловаться, но кто же будет тогда работать. Поэтому эти угрозы вызывают раздражение. Только дополнительный повод устроить автомобилисту более серьезную проверку», — поделился полицейский.
6. «Все было не так. »
Некоторые водители считают, что долгие споры могут настолько утомить инспекторов, что они их просто отпустят. И это тоже вызывает недовольство у сотрудников ГИБДД. «Вот камера сняла водителя, как он через запрещающую разметку объезжает грузовик и подрезает его. Все очевидно. А тот отвечает: «а это был не я!». И требует записи с других камер. Это только затягивает оформление, мы тратим время и свое, и водителя», — объяснил инспектор.
Также полицейский объяснил: если спорный момент попал на служебный видеорегистратор, полицейский никак не сможет с него что-то удалить. «За это впишут неполное служебное соответствие. Это один шаг до увольнения. Странно, что водители жалуются нам на правила и камеры — у половины нужно отбирать права, они ругают все подряд, а сами не разбираются в ПДД».
3 признака, по которым гаишники выбирают остановить водителя или нет
Многие водители догадываются, что у инспекторов ДПС есть некая система, по которой они выбирают, кого останавливать, а кого пропускать. Это действительно правда, сотрудники ГИБДД на самом деле руководствуются определёнными правилами и останавливают только тех водителей, которые соответствуют неким требованиям. Что же это за требования такие?
От кого прячешься?
Первый признак того, что водителя нужно обязательно остановить, – он пытается избежать встречи с инспектором и начинает перестраиваться в крайний ряд. Также привлекают инспекторов и водители, которые пытаются спрятаться за другими автомобилями и проскочить мимо патрульной машины. Такая игра в прятки с гаишниками выглядит достаточно подозрительно, ведь трезвому и законопослушному водителю нечего бояться, а раз прячется, значит есть на это какие-то причины.
Прячь тонировку!
Не менее подозрительно выглядят и автомобили, которые едут с полностью опущенными передними стёклами. Некоторые водители таким образом пытаются спрятать от гаишников тонированные стёкла. Иногда они начинают опускать окна сразу же, как заметят на обочине патрульную машину. Такие уловки сработают только с молодыми сотрудниками ГИБДД, опытного инспектора таким образом не провести, он обязательно остановит такую машину. Логика тут довольно простая, если нарушает правила тонирования машины, значит нарушает и остальные правила, и такого водителя нужно проверить.
Вычисляем алкашей
Водитель в солнцезащитных очках или жующий жевательную резинку привлекает внимание сотрудников ДПС, так как именно таким образом некоторые автомобилисты пытаются скрыть, что находятся в состоянии опьянения. Более того, гаишники прекрасно знают о такой особенности алкотестеров, как показывать опьянение у людей, жующих жвачку. Ядрёный аромат мяты каким-то образом воспринимается прибором за алкогольный «выхлоп».
Как называются и что означают спецоперации ГИБДД. Памятка для водителей
С начала года ГИБДД по всей России отметилась целым рядом разнообразных мероприятий, направленных, в первую очередь, на снижение аварийности. Инспекторы активно искали должников по штрафам и пешеходов-нарушителей, проверяли установку детских кресел, дарили женщинам цветы и даже посетили исправительные учреждения. Каждое из этих мероприятий носило свое, часто неожиданное название.
Так в Башкирии сотрудники ГИБДД назвали спецоперацию, целью которой было повышение уровня водительской дисциплины. В ходе мероприятия полицейские ловили автомобилистов, не уступающих дорогу транспорту экстренных служб. Речь идет о машинах МЧС, полиции и скорой помощи.
В ведомстве напомнили, что не предоставление преимущества таким автомобилям грозит серьезными санкциями. Так, штраф за это нарушение составляет от 3 до 5 тыс. рублей. Кроме того, нарушитель может расстаться с водительскими правами на срок от трех месяцев до года в зависимости от тяжести нарушения. При этом наказание может быть намного серьезнее, если непропуск машины экстренной службы обернулся трагическими последствиями.
Спецоперация под таким названием была направлена против злостных неплательщиков штрафов. Соответствующие мероприятия проводятся во многих регионах страны при участие инспекторов ГИБДД и сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Например, только в Москве в минувшем году установили более 1,2 тыс. машин должников, четверть из которых была остановлена и отправлена на штрафстоянку.
В России, согласно законодательству, у автомобилиста есть 10 дней на обжалование постановления и 60 дней — на оплату штрафа. Должникам грозит арест имущества, а также отказ в праве выезда за границу. Кроме того, нарушителям также могут отказать в выдаче резидентного разрешения на бесплатную парковку.
Необычная акция стартовала в туристической зоне Кабардино-Балкарии. Там автоинспекторы совестно с юными помощниками ГИБДД решили напомнить местным жителям и отдыхающим из других регионов о важности соблюдения правил дорожного движения. Небольшие лекции проводят прямо на улице. Особое внимание в лекциях уделяют соблюдению скоростного режима, необходимости пристегиваться и соблюдать осторожность при движении по извилистым горным дорогам.
В Свердловской области профилактическое мероприятие под таким названием проходят еженедельно. В ведомстве это объяснили печальной статистикой по Среднему Уралу, где в ДТП с начала года погибли уже 4 несовершеннолетних. Чаще всего инспекторы, задействованные в операции, дежурят недалеко от образовательных учреждений.
Например, только в городе Асбесте за 2 часа было выявлено 7 нарушений правил перевозки детей. На каждого нарушителя был составлен административный материал и выписан штраф в размере 3 тысяч рублей. В ведомстве объяснили: чаще всего оказывается, что кресло в салоне машины установлено неправильно, а иногда не закреплено вовсе. Также нередки случаи, когда дети по команде родителей прячутся от сотрудников ГИБДД, ложась на заднем диване автомобиля.
Особое внимание инспекторов в ходе этой операции будет приковано непосредственно к пешеходам, которые сами нередко нарушают правила дорожного движения. Впрочем, искать планируют и недобросовестных водителей. Профилактическое мероприятие начнутся в апреле в Батайске, где с начала года инспекторы зафиксировали уже 198 нарушений пешеходами. Однако аналогичные акции регулярно проходят и во многих других российских городах.
Напомним, что штраф за переход дороги в неположенном месте на данный момент составляет 500 рублей. Если же выскочивший на дорогу человек спровоцировал аварию или просто создал препятствие для движения автомобилей, то эти действия подпадают под статью 12.30.1 КоАП и влекут за собой выплату 1000 рублей. Если в результате этих действий пострадал водитель или пассажиры, сумма штрафа увеличивается до 1500 рублей.
Сотрудники ГИБДД большинства российских регионов ежегодно проводят особое мероприятие 8 марта, в ходе которого массово останавливают автомобили с женщинами-водителями. Однако вместо традиционной просьбы показать документы в этот день инспекторы дарят им букеты цветов — предпочтения чаще всего отдаются розам или тюльпанам.
При этом сотрудники ДПС не забывают напомнить женщинам за рулем о необходимости соблюдать ПДД даже в праздничный день, а также быть максимально внимательными и дисциплинированными на дороге.
Сотрудники ГИБДД в Рязанской области посетили заключенных в местных исправительных учреждениях. Полицейские провели с осужденными профилактическую беседу на тему грубых нарушений ПДД и ответственности за них. Особое внимание стражи порядка уделили проблеме пьяной езды. В связи с этим заключенным продемонстрировали тематический документальный фильм. На данный момент за езду в нетрезвом состоянии водителей наказывают лишением прав на срок от полутора до двух лет, а также штрафом в 30 тыс. рублей. То же наказание предусмотрено и за передачу управления нетрезвому водителю.
По данным ГИБДД, нарушение правил обгона является в России самым распространенным опасным маневром, который ведет к ДТП. В Коврове полицейские в ходе спецоперации с таким названием были остановлены 24 автомобиля, которые выезжали на встречку. В итоге с водителями провели профилактические беседы. Одновременно в ГИБДД напомнили, что за это нарушение предусмотрены серьезные санкции, включая лишение прав.
5 признаков, по которым чаще всего гаишники останавливают машины
У каждого сотрудника дорожной полиции на этот счет свое профессиональное чутье. Одни сразу примечают неладное, глядя на то, как машина двигается, другим для этого достаточно одного взгляда на лицо водителя, а третьи руководствуются внешним состоянием машины. Тем не менее признаки, общие для всех, никогда не игнорируются.
Внешний вид авто
Как правило, прежде всего, сотрудники ГИБДД обращают внимание на внешний вид автомобиля — в каком состоянии номера, световые приборы, стекла, кузов. Поводом для остановки может стать нестандартная расцветка машины или отсутствие элементов конструкции — бампера, решетки радиатора, бокового зеркала, капота и так далее. Скорее всего остановят за любой нестандартный элемент в экстрьере — тонированные передние окна, кенгурятник, спойлер или дополнительную оптику.
Кроме того, внимание ГИБДД привлекают совсем старые машины с ржавым кузовом, отсутствующим глушителем или коптящим на всю улицу густым выхлопом.
Облик и поведение водителя
Конечно, стражи порядка по возможности внимательно изучают облик и поведение водителя. Например, подозрение вызвит рулевой, жующий жвачку, или пользующийся затемненными очками в пасмурную погоду. Опытный полицейский может почуять что-то неладное даже по малейшему движению головы водителя.
Неадекватная езда
Безусловно, сотрудник полиции обратит внимание на того, кто выделяется в общем потоке особой манерой езды. Подозрение может вызывать машина, движущаяся слишком быстро, часто перестраиваясь из ряда в ряд, либо наоборот — та, что еле плетется, задерживая сзади идущие авто.
Рискуют быть остановленными и те, кто неуверенно держится на траектории, двигаясь «змейкой», либо наоборот — едет идеально прямо, невзирая на ухабы и ямы.