Что значит расход топлива на 100 км
Как рассчитать расход топлива
Высокий расход топлива огорчит любого автовладельца. Так как большинство людей приобретают экономичные машины. Зачастую расход топлива от заявленного производителями значительно отличается от реального. И многие автовладельцы задаются вопросом, как рассчитать расход топлива на каждый километр пробега автомобиля? Для этого можно воспользоваться онлайн-калькуляторам или посчитать самому, воспользовавшись простой формулой.
Методика расчета
Для того, чтобы рассчитать расход топлива, сначала нужно подготовить автомобиль. Для этого заправьте бак автомобиля по максимуму и обнулите показатель суточного километража. Он находится на панели управления рядом с показателем основного пробега. После этого нужно будет проехать около 200-300 км. При этом в поездке нужно управлять автомобилем в обычном режиме. Старайтесь не ездить накатом и едва вдавив педаль газа. Управляйте автомобилем естественно, как ездите в привычном режиме. Маршрут стоит строить, как в городской местности, так и по загородным дорогам. Так как на городских дорогах часто встречаются пробки и автомобиль редко разгоняется на приличную скорость, а на трассах стиль управления полностью меняется, и автомобиль может развить приличную скорость. Это позволит высчитать средний расход топлива, так как расход в городе выше, чем на трассе.
Как рассчитать расход топлива : рекомендации
Для подсчета рекомендуется 2/3 пути провести на городских улицах. После того, как преодолеете нужный километраж, заполните бак автомобиля полностью. Это делается для того, чтобы узнать, сколько литров горючего войдет в бак. Таким образом, вы точно узнаете, сколько литров топлива потратили на эту поездку и сможете рассчитать средний расход за каждый пройденный километр.
Как рассчитать расход топлива
Для расчета используют простую формулу — потраченный литраж топлива, делится на километраж пройденного расстояния и умножается на 100. Например, если вы проехали 300 километров и потратили 30 литров топлива. Вычисления будет такими: 30 / 300 * 100 = 10 л. В результате мы получаем литраж на 100 км пройденного пути. Так же можно рассчитать расход топлива и стоимость за каждый пройденный километр. Для этого необходимо средней расход топлива умножить на стоимость горючего и поделить на 100. Допустим, автомобиль заправляется бензином Аи-92 стоимостью 48 рублей за литр. Расчет будет таким: 10 * 48 / 100 = 4,8 рубля за каждый километр пройденного пути или 480 рублей на 100 километров пробега.
Для того, что бы понять, насколько много потребляет ваш автомобиль, нужно сравнить полученные значения с техническими данными, заявленными производителем. Стоит учитывать, что заводские характеристики по расходу топлива не имеют ничего общего с реальными цифрами. Но опираясь на данные, предоставленные производителем, можно примерно понять, много ли горючего потребляет автомобиль. В среднем реальное значение превышает на 25-30% показатели, заявленные в технической характеристике.
Причины и методы устранения повышенного расхода
Причин повышенного расхода топлива множество, начиная стилем вождения и заканчивая техническими характеристиками и состояние автомобиля. Самими простыми причинами могут быть недостаточное давление в шинах, наличие багажника на крыше, частое использование кондиционера. Технические неисправности так же могут быть причиной повышенного расхода топлива, к ним относится: неисправность форсунки или топливного насоса, загрязнения в воздушных фильтрах, изношенные элементы системы зажигания, неисправные тормозные системы. Для сокращения расхода топлива, следите за техническим состоянием автомобиля и используйте экономичный стиль вождения.
Как рассчитать расход топлива на 100 км
Каждый автопроизводитель указывает данные о затратах топлива в спецификациях к автомобилю. И эта, казалось бы, простая информация, играет огромную роль, как для автолюбителя, так и для машины в целом.
Во-первых, так водитель может узнать, сколько он примерно тратит денег на горючее, во-вторых, отправляясь в длительные поездки, он может определить, сколько ему надо горючего, а значит, снова узнает, сколько понадобиться денег.
Но самое главное именно по затратам топлива можно узнать о неисправности автомобиля. Если он возрос хотя бы на 10% от установленных норм, то, скорее всего в машине есть неисправности, и срочно нужно отправляться в автосервис.
Но как рассчитать расход топлива? В этом помогут различные приспособления. Необходимо производить расчеты, учитывая факторы, которые влияют на этот показатель. А влияют эти факторы существенно, и не всем об этом известно, о чем мы и расскажем в статье. Также дополнительно мы предлагаем ознакомиться с некоторыми советами, благодаря которым вы узнаете не только как рассчитать средний расход топлива, но и как его сэкономить.
Как рассчитать расход бензина на 100 км?
В первую очередь нужно заправить полный бак автомобиля и сбросить на 0 счётчик суточного километража на панели. Не путайте со счетчиком общего километража. Его сбросить до нуля не получится.
Кнопка обнуления суточного счетчика находиться либо на приборной панели, либо под ней.
Теперь, чтобы правильно рассчитать расход топлива на машине, нужно проехать на ней несколько сотен километров (допустим, можете выполнить поездку с целью эксперимента в соседний населенный пункт). Так точно сможете понять, сколько в реальности потребляет бензина или дизеля автомобиль. Не нужно сжигать весь бак. Достаточно проехать несколько сотен километров.
Кстати, чтобы правильно рассчитать средний расход топлива на 100 километров, нужно обязательно ездить как при обычном привычном передвижении, то есть, как вы это делаете в повседневной жизни: передвигаться и по городу, и по трассе.
Если будете передвигаться только по одному типу дороги, то показатель получится ошибочным, то есть не получится правильно рассчитать расход топлива на машине по расстоянию, ведь по трассе потребление топлива авто всегда ниже, поскольку нет резких торможений, наборов скорости, простоев в пробке.
Далее, как только вы проехали нужное расстояние, снова отправляйтесь на заправочную станцию и долейте горючего до полного бака. Не стоит надеяться на точность бортового компьютера, поскольку его показатели, от реального потребления топлива могут не немного, а порой значительно, отличаться.
Замерьте, сколько литров было потрачено, открываете онлайн-калькуляторы для расчета топлива, вносите все данные (количество литров горючего и расстояние) ждете меньше секунды и получаете реальный объем используемого топлива.
Теперь узнав, как рассчитать фактический расход топлива, вы можете понять, насколько он отличается от заявленного производителем.
Какие факторы влияют на расход топлива
Существуют различные факторы, которые могут значительно повлиять на данный фактор. Устранив их, вы сможете значительно «умерить аппетит» четырехколесного друга. Сегодня реалии таковы, что топливо дорожает чуть ли не каждый день, поэтому знать, как правильно рассчитать расход топлива, это немаловажные знания для каждого автолюбителя.
Первый и практически основной фактор, который влияет на реальное потребление топлива,- это аэродинамика и сопротивление автомобиля встречному воздуху. Т.е. чем быстрее вы движетесь на нем, тем больше вы сжигаете топлива. Также стоит помнить, что и при скорости в 50 км/ч затрата топлива будет немного выше, чем при 80 км/ч.
На аэродинамические свойства машины и реальную затрату топлива влияют дополнительные спойлеры, багажники на крыше Они создают дополнительное сопротивление. Также влияет давление в колесах. Если оно ниже номинального, то расход возрастает до 4%.
Современные двигатели примерно умеют дозировать горючее. Однако стиль езды может внести значительные коррективы в перевод топлива. Например, резкое торможение предполагает, что за ним последует разгон, который буквально «высасывает» бензин или дизель сверх нормы.
На расход топлива влияет низкая температура. Во время прогрева в систему подается холодный воздух, и пока он не прогреется до необходимой температуры, возрастают обороты двигателя, а значит и потребление. Помните, что на не прогретом авто затрата бензина повышается на целых 20%.
Но и долго греть двигатель не надо, несколько минут достаточно.
Также во время дождя и снега возрастает объем используемого топлива. Поскольку дорога становится скользкой, и машина тратит большие усилия при передвижении.
На грунте затраты бензина значительно выше, нежели на асфальте. Также каждая неровность, уклоны, подъемы в значительной мере влияют на данный показатель.
Это самый важный показатель для любого автомобилиста. Порой, вовремя заметив, что возросли потери, вы можете спасти жизнь своему автомобилю, а себя от огромных затрат. Например, сигнал Check Engine повышает издержки на 50%.
Старые свечи или воздушный фильтр дают прирост в 10%. Тормозная система, или неисправные механизмы в колесах добавляют до 15% лишнего топлива.
Обычно данный механизм дает прирост до 10% топлива. Поэтому зимой мы намного больше тратим горючего, нежели в теплое время года.
Рассчитать расход топлива с грузом предельно просто. Чем больше масса автомобиля с грузом, тем выше потребление топлива. В связи с этим многие эксперты не советуют возить на легковой машине более 50 килограмм веса. Определить издержки также можно на калькуляторе онлайн, либо по формулам.
Формула расчета топлива
Формула расчета расхода топлива на 100 км, о которой мы говорили выше, довольна проста. Изначально вам нужно замерить расстояние и количество сожжённого горючего.
Сама формула выглядит так:
СТ:ПР*100=РР
Для этого нужно воспользоваться формулой: РР*1,1=ЗРТ
Приводим пример
Для полноты картины и ясности понимания мы приведем пример расчета расхода топлива.
Допустим, путь составил 317 км. За это время вы потратили 26,5 л. горючего.
Получается, что ваш реальный показатель будет:
Также вы сможете произвести расчет затрат топлива на 1 км. В данном случае это будет 0,0836 литра.
По указанным в примере данным ваше потребление составляет 8,36 литра на 100 километров. Такой показатель считается нормальным для поддержанного авто с объемом двигателя 2,0. Теперь зная, как рассчитать норму расхода топлива на автомобиль, вы сможете выявить возможные неисправности в вашей машине.
Простой способ рассчитать расход
Существует также простой способ расчета. Для этого не потребуется проводить никакие расчеты или пользоваться онлайн калькуляторами. Достаточно сбросить суточный счетчик. Теперь посмотрите на счетчик, сколько у вас горючего в баке. Проехав 100 км., снова снимите необходимые данные. Однако такой вариант не покажет со 100% точностью реальную затрату. Поскольку счетчик, который показывает количество топлива в баке, может немного привирать. Поэтому лучше пользоваться формулами.
Как уменьшить расход топлива
Минимизировать потери помогут следующие советы:
Как рассчитать расход топлива для поездки
Воспользовавшись вышеуказанными формулами, вы можете определить затрату топлива для поездки. Например, если реальное потребление 9 литров и предстоит дорога в 450 километров, то нужно 41,5 литра топлива. Цена на 92 бензин в Москве на заправках «ГазпромНефть» составляет на сегодня 41,6 рубля. Т.е. в такой дороге вы потратите 1726,4 р. Но не стоит заливать именно такое количество, поскольку здесь не учтены возможные прогревы машины, плюс дополнительные факторы (изменение погодных условий). В реальности заливать горючее стоит с запасом, чтобы избежать непредвиденных ситуаций.
Теперь, зная как правильно рассчитать нормы расхода топлива, вы можете узнать о возможных неисправностях в автомобиле. Либо точно просчитать, сколько вы потратите горючего в длительной поездке.
Автор: Розина Луиза, дата публикации: 15.07.2019
Перепечатка без согласия редакции запрещена.
Как самостоятельно замерить и рассчитать расход горючего
Расход топлива автомобилей едва ли не самый важный в наше время критерий выбора транспортного средства. Причин тому несколько, но самая главная, несомненно, стоимость бензина, который дорожает можно сказать на глазах. Начало этому было положено, в теперь уже достаточно далеких, семидесятых годах прошлого века.
Именно тогда грянул нефтяной кризис, цены на нефть и нефтепродукты стали расти, и останавливаться пока не собираются. А ведь были времена, когда расход топлива автомобилей в расчет не брался вовсе, ведь стоил это самым бензин копейки.
Взять хотя бы те же УРАЛы и КРАЗы, у которых расход топлива на 100 км варьируется в пределах 50 литров. Только представьте себе, сколько это стоит в наше время. А рассказы водителей, которые просто сливали бензин в землю, потому, что им необходимо было сжечь норму бензина. Не сжег — значит, не работал. Довольно трудно поверить в это в наши дни, когда остатками бензина со служебного автомобиля не торгует только тот водитель, у кого есть свой автомобиль.
Что влияет на расход топлива
Вообще сложно точно сказать, какой автомобиль сколько топлива потребляет. Производитель, указывая цифры, всегда берет усредненные показатели, при расчете которых берется расход топлива на трассе и в городе, так называемый смешанный режим. А ведь эти показатели могут здорово отличаться.
Да и манера езды значит очень и очень много. Согласитесь, сложно удержаться, и плавно трогаться со светофора, когда у вас под капотом, к примеру, v-образная «восьмерка» с табуном из 300 лошадей. Тут уже не до экономии, да и автомобили такие покупают не для того, чтобы считать расход топлива. Но можете быть уверены, что тот же самый автомобиль покажет куда меньший расход топлива, при условии плавной и спокойной езды.
Время эксплуатации автомобиля, иными словами его возраст, тоже весьма существенный фактор, который влияет на аппетит железного коня. Чем больше пробег, тем больше расход. Рекомендуют на каждые 100 тысяч пробега плюсовать 5-7 % к заявленному производителем расходу. Связано это с износом деталей двигателя, кривошипно-шатунного механизма, поршневых колец.
Зима и лето вносят большие коррективы в нормы расхода. Прогрев съедает порядочно топлива, плюс работа двигателя во время непродолжительных стоянок. Там, где летом вы бы непременно заглушили двигатель, тем самым сэкономив, зимой вы, скорее всего, не станете этого делать. А если учесть, что вы пользуетесь автомобилем ежедневно и довольно активно, то за всю зиму таких необязательных стоянок накопится весьма существенное количество. Поэтому не стоит удивляться, что зимой ваш автомобиль «кушает» с куда большим аппетитом.
Постоянно возите в багажнике все, что может пригодиться, а может и не пригодится… но пусть все равно лежит? Будьте готовы к тому, что расход будет повышенным, ведь чем тяжелее автомобиль, тем больше энергии нужно потратить на его движение.
Итак, мы определили, что на расход топлива влияют такие факторы как:
Как рассчитать расход топлива автомобиля
Давайте выясним теперь, каким образом можно замерить и рассчитать расход топлива. Сразу вспоминается мой первый, печальный опыт замера. Научили меня ему более опытные, бывалые так скажем товарищи, и сводился он к следующему: дождись, когда загорится лампочка низкого уровня горючего, залей полный бак, засеки километраж и езди до тех пор, пока она снова не загорится. Все бы ничего, но лампочка возьми, да и не загорись… и обсох я на выезде из города, поздней ночью. Другой бы конечно перед тем, как расчет топлива затевать, и в багажник немного горючего положил, ну мало ли чего, а вот мне чайнику, это в голову как то не пришло. И пошел я пешком до заправки, километров 10 не меньше.
Поэтому считаю любой способ замерить расход, основанный на принципе «обсохнем и обсчитаем» как минимум нелепым. Да и бак сушить, при качестве нашего бензина, дело весьма рискованное. Нахватаете со дна всякой гадости, и тогда путь ваш будет лежать прямиком в автосервис, на чистку инжектора/карбюратора.
Прилаживать под капотом литровую емкость с бензином, и подключать ее вместо бензобака дело весьма муторное и хлопотное. Да и про особую точность здесь говорить не приходится, ведь тогда нужно и обратку в ту же емкость выводить. Кто не знает, обратка — это возвратная магистраль, по которой неизрасходованное топливо поступает обратно в бак.
Наилучший вариант расчета расхода топлива
Куда интересней и безопасней замерить расход следующим образом. Заливаем полный бак, проезжаем 100 км и вновь наполняем его под завязку. То, сколько бензина вы залили во второй раз, и окажется фактическим расходом топлива вашим автомобилем. Сложно подгадать маршрут так, чтобы оказаться возле заправки именно тогда, когда на счетчике будет 100 км, да и заправляться желательно на одной и той же заправке, по возможности на той же самой колонке.
Предположим, что вы проехали 115 км, и в бак у вас влезло, после дозаправки 8 литров. Формула будет следующей: литры делим на количество километров и умножаем на 100 (8/115*100). Результат покажет расход топлива на 100 км пути.
» alt=»»>
Формула для расчета расхода топлива автомобиля и способы его оптимизации
Расход топлива является одной из основных технических характеристик автомобиля, определяющих исправность двигателя и агрегатов трансмиссии. Экономичность зависит от стиля управления, климатической зоны эксплуатации и ряда других факторов. Владелец может частично устранить негативные причины и приблизить затраты горючего к заводским нормативам.
Реальные нормы расхода ГСМ в зависимости от марки машины: таблица
Для списания израсходованной солярки или бензина используют таблицы Минтранса РФ, учитывающие тип автомобиля, особенности трансмиссии и условия работы. По мере появления новых моделей информация актуализируется.
В таблице приведены значения расхода для некоторых типов транспорта.
Модель машины | Нормативный расход, л/100 км | Тип топлива |
ВАЗ-21043 | 8,3 | Бензин |
ГАЗ-3110 (с мотором ЗМЗ 402) | 13,0 | |
УАЗ-3163 Патриот | 13,5 | |
Lada Largus (KS015L) | 10,4 | |
Audi Q7 3.0 TDI | 12,3 | Дизель |
Волжанин-528501 для пригородного сообщения (49 мест, с мотором Scania) | 35,8 | |
ЛАЗ-695 (с бензиновым двигателем ЗИЛ-130) | 41,0 | Бензин |
ЗИЛ-131 и 131А | 41,0 | |
КамАЗ-53212 | 26,4 | Дизель |
Способы расчета средних показателей расхода топлива автомобиля на 100 км
Для определения расхода горючего используют методики:
Формула расхода ГСМ
Для определения расхода жидкого топлива используется формула X=(S/V)*100, где:
Например, владелец машины заправил полный бак топлива, а затем проехал 550 км до повторного визита на колонку. При дозаправке в резервуар вошло 43 л горючего, в этом случае фактический расход составит (43/550)*100=7,82 л на 100 км.
Полученное значение позволяет оценить как техническое состояние машины, так и корректность работы оборудования на заправочной станции.
Важность расчета потребления горючего после большого пробега
Владелец автомобиля может определить расход бензина или солярки только после пробега большой дистанции, поскольку увеличенное расстояние позволяет нивелировать воздействие случайных факторов (например, единичного случая недолива горючего или длительный простой машины с мотором, работающим на холостых оборотах). На протяжении теста рекомендуется пользоваться проверенным оборудованием на АЗС и поддерживать равномерный стиль управления.
Причины повышенного расхода бензина или дизельного топлива
Факторы, оказывающие влияние на экономичность автомобильного двигателя (независимо от способа воспламенения смеси):
Манера вождения автовладельца
Первичным фактором, определяющим экономичность двигателя, является стиль управления. Водители, предпочитающие динамичную езду, сталкиваются с проблемой увеличенного расхода горючего и ускоренного износа покрышек и деталей тормозной системы (например, колодок, дисков или барабанов). Плавные ускорения и торможение с помощью двигателя позволяют снизить затраты топлива до нормативных значений.
Резкие разгоны
При резком разгоне водитель полностью открывает дроссельную заслонку, подавая дополнительный воздух и топливо. Резкий рывок перегружает детали трансмиссии и может сорвать колеса в пробуксовку, что ускорит процесс износа протектора.
Спокойный стиль управления позволяет экономить до 20% горючего с одновременным увеличением ресурса деталей трансмиссии и шин.
Движение с непрогретым двигателем
Холодный двигатель расходует больше топлива из-за подачи обогащенной смеси и расходования части выделяемой энергии на прогрев блока и головки цилиндров. Но длительная работа в режиме холостого хода негативно влияет на экономичность, поэтому рекомендуется дать мотору поработать 1-2 минуты, а затем начать плавное движение. На ходу двигатель быстрее набирает температуру и выбрасывает меньше вредных веществ в атмосферу.
Возраст автомобиля
Развитие технологий приводит к разработке двигателей с улучшенными характеристиками и сниженным расходом горючего. Если сравнить мотор образца 2020 г. с аналогичным по объему агрегатом выпуска 2000 г., то новые силовые установки требуют на 20-25% меньше топлива при одновременном росте мощности. Следует учитывать, что в процессе эксплуатации узлы машин изнашиваются и постепенно увеличивают расход горючего.
Перегруз машины
Согласно статистическим исследованиям, увеличение полезной нагрузки легкового автомобиля на 100 кг приводит к повышению расхода топлива на 10%. Установка дополнительных кофров для багажа на крышу кузова приводит к росту аэродинамического сопротивления и падению экономичности на 5-10%, а расположенный открыто груз добавляет до 40% к нормативному расходу. При движении с прицепом машина сжигает на 40-60% больше топлива.
Работа двигателя на высоких оборотах
Вывод мотора на повышенные обороты позволяет провести быстрый обгон, но одновременно способствует росту расхода как солярки и бензина, так и моторного масла, которое попадает в камеру сгорания. Для повышения экономичности необходимо своевременно переходить на повышенные передачи, руководствуясь подсказками на дисплее в комбинации приборов.
Некачественное топливо
Применение низкооктанового бензина вызывает детонацию при сгорании смеси, приводящую к падению мощности. Мотор расходует дополнительное топливо, а ударные детонационные нагрузки разрушают детали поршневой группы и газораспределительного механизма. Солярка низкого качества застывает в магистралях при температуре от 0°С, затрудняя или перекрывая подачу горючего.
Вязкость смазочных масел
Применение моторного или трансмиссионного масла, не соответствующего рекомендациям изготовителя, приводит к повышению силы трения или к дополнительным нагрузкам при вращении валов в густой смазке. Некоторые производители (например, Toyota) предписывают использовать специальные масла с повышенной текучестью, позволяющие снизить расход бензина или дизельного топлива до нормативных значений.
Износ шин
Изношенный протектор ухудшает сцепление шины с дорогой и одновременно негативно сказывается на управляемости и тормозных характеристиках машины. Дополнительной проблемой становится неравномерное давление в покрышках, увеличивающее сопротивление качению. Износ шин и неправильное давление приводят к увеличению затрат горючего на 5-7%.
Неправильный выбор размера колес
Трансмиссия и ходовая часть автомобиля рассчитаны на использование нескольких типов шин (информация указывается в заводской инструкции и на наклейке в проеме двери водителя или на лючке топливного бака). Установка дисков или шин нестандартного размера повышает нагрузки на трансмиссию и негативно воздействует на расход топлива.
В некоторых автомобилях предусмотрена процедура автоматической или ручной адаптации коробки передач к измененному размеру покрышек, что позволяет избежать перерасхода горючего.
Неисправности легкового авто, которые влияют на потребление горючего
Поломки компонентов и узлов, влияющие на экономичность двигателей:
Неисправность в электронике
При обрыве жгутов электропроводки, плавающих или постоянных дефектах датчиков и блока управления нарушается нормальная работоспособность двигателя, часть топлива тратится впустую (например, выбрасывается в атмосферу). Обрывы цепей или короткие замыкания фиксируются в памяти блока управления в виде кодов ошибок. Одновременно в щитке приборов срабатывают лампы предупреждения (например, Check Engine).
Износ сцепления
Износ рабочих дисков сцепления приводит к необходимости повышения оборотов двигателя в момент старта, а при движении поверхности проскальзывают, ухудшая динамику разгона. Проблема наблюдается при поломке вилки или неправильной регулировке привода муфты. В результате мотор расходует дополнительное топливо, и при критическом износе автомобиль не сможет начать движение.
Сбои в работе кондиционера или системы климат-контроля
Автомобильный кондиционер оборудован компрессором с электромагнитной муфтой, которая периодически срабатывает по сигналам от температурного датчика. При поломке сенсора или замыканиях в цепи муфта находится в замкнутом состоянии, увеличивая расход топлива на 5-10% (зависит от объема и мощности двигателя).
Одновременно через дефлекторы в салон подается переохлажденный воздух (только в случае использования кондиционера с ручным управлением).
Поломка лямбда-зонда или ДМРВ
Датчики концентрации кислорода, расположенные перед каталитическим нейтрализатором и после него, определяют состав выхлопных газов и поддерживают стехиометрический состав смеси. При поломке сенсоров смесь обогащается или чрезмерно обедняется, негативно влияя на экономичность и работу двигателя. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) подсчитывает объем воздуха, подаваемого в цилиндры. Поломка сенсора приводит к нарушению состава смеси, проблемам при запуске и увеличению расхода горючего.
Ненормированное давление в топливной системе двигателя
Топливо подается из бака при помощи насоса с механическим или электрическим приводом. Повышение давления в теории приводит к нарушению стехиометрического соотношения и увеличенным затратам горючего, но блок управления и ограничитель напора устраняют негативные последствия. При падении давления уменьшается мощность и снижается динамика разгона, блок управления увеличивает время распыления топлива.
При использовании АКПП двигатель дольше работает на повышенных оборотах, сжигая лишнее горючее.
Износ двигателя
При износе зеркал цилиндров и поршневых колец часть рабочей смеси и горячих газов прорывается в картер. Мощность мотора падает, вынуждая водителя компенсировать снижение динамики открытием дросселя на увеличенный угол. Неправильно работающий газораспределительный механизм оказывает дополнительное негативное влияние на экономичность. Изношенный бензиновый двигатель расходует на 30-50% больше топлива и требует постоянной доливки моторного масла, которое выгорает из-за нарушенных зазоров между кольцами и зеркалом цилиндра.
Влияние на расход топлива рабочей температуры двигателя
В момент пуска мотора состав смеси определяется блоком управления или регулируется вручную воздушной заслонкой карбюратора. При длительном прогреве (например, из-за поломки термостата) двигатель работает на обогащенной смеси и расходует дополнительное топливо. Кроме того, ухудшаются условия смазки и снижается динамика разгона. Перегрев рубашки охлаждения приводит к уменьшению тепловых зазоров и быстрому испарению топлива.
Из-за обеднения смеси происходит резкое снижение мощности, сопровождаемое детонационным сгоранием в цилиндрах.
Проблемы в работе отопительной системы
Жидкостная система отопления, подключенная к рубашке блока цилиндров, никак не влияет на расход топлива. По мере прогрева мотора происходит повышение температуры теплообменника в салоне машины. Если автомобиль оборудован дополнительными системами отопления (например, ветровым стеклом со спиралями или электрическим нагревательным элементом в отопителе салона), то при включении потребителей возрастает нагрузка на генератор, что приводит к росту затрат горючего на 1-2%. По мере прогрева салона системы отключают, расход снижается до нормативного значения.
Неисправности автоматической трансмиссии
В АКПП гидравлического типа используется муфта блокировки трансформатора крутящего момента, при отказе узла увеличиваются затраты горючего. Электронный контроллер фиксирует поломку и не допускает переключения передач вверх. Коробка переводится в режим аварийной работы (используется для самостоятельного перемещения в ремонтную зону). При появлении неисправностей в АКПП в комбинации приборов включаются предупредительные значки или выводится информационное сообщение.
Неправильно настроено зажигание
Проблема встречается на карбюраторных автомобилях с распределителем зажигания, имеющим механический привод от коленчатого вала двигателя. Неправильный момент подачи искры приводит к снижению мощности и детонации при сгорании смеси с одновременным падением экономичности силовой установки.
Забитые форсунки или карбюратор
Загрязнение прецизионных распылителей топливных форсунок нарушает нормальный процесс образования топливо-воздушной смеси, что приводит к провалам в работе двигателя. Водитель вынужден выводить мотор на высокие обороты, пытаясь компенсировать падение мощности. Песчинки и смолистые отложения в жиклерах карбюратора не обеспечивают нормативного распыления бензина в камере.
Неравномерный поток приводит к перебоям в работе двигателя и падению экономичности.
Неисправности тормозной системы
Тормозные колодки перемещаются по направляющим, при снятии ноги с педали газа пружины отводят накладки от поверхности диска или барабана. Загрязнение пазов продуктами износа и ржавчиной или заклинивание поршней гидравлического привода приводит к постоянному прижатию колодки к металлической поверхности тормозного механизма. Возникающая сила трения изнашивает детали, вызывает перегрев колесных ступиц и способствует увеличению затрат горючего на 5-10% (при полностью заклинившем механизме автомобиль теряет способность к передвижению).
Поломки инжекторов
Система распределенного впрыска бензина оборудована рампой и топливными форсунками с электромагнитами, определяющими интенсивность подачи топлива. Обрыв или замыкание обмоток приводит к неправильной работе распылителя, который не подает горючее или впрыскивает излишнюю порцию. В первом случае мотор теряет мощность и водитель вынужден поднимать обороты для продолжения движения.
Во втором избыточное горючее попадает в выхлопной коллектор, разрушает нейтрализатор, а датчик кислорода начинает дополнительно обогащать смесь.
Выход из строя катализатора
Каталитический нейтрализатор обеспечивает дожигание вредных примесей, эффективность работы узла оценивается датчиками кислорода. При выгорании или разрушении наполнителя сенсоры передают ошибочный сигнал, управляющий составом смеси. Через топливные форсунки впрыскивается излишнее топливо, степень обогащения смеси зависит от состояния нейтрализатора. Горючее догорает в корпусе катализатора. Дальнейшее разрушение сотового наполнителя приводит к подаче дополнительного топлива (процесс продолжается до момента разрушения датчиков и нейтрализатора).
Засоренный воздушный фильтр
При загрязнении бумажного наполнителя воздушного фильтра ухудшаются условия заполнения цилиндров. Периодичность замены картриджей указывается производителем автомобиля в инструкции. Блок управления пытается подавать топливо в соответствии с положением дроссельной заслонки и сигналами от датчика расхода воздуха.
Нарушенная синхронизация работы приводит к падению мощности с одновременным снижением экономичности.
Вышедшие из строя свечи зажигания
Неправильный зазор между электродами свечей зажигания нарушает процесс формирования искры, топливная смесь выбрасывается в выхлопной коллектор. Если машина оснащена каталитическим нейтрализатором, то пары горючего начинают разрушать сотовый наполнитель и вызывают некорректную работу датчиков концентрации кислорода. Сенсоры обогащают смесь, что приводит к ускоренному разрушению нейтрализатора.
Причины большого потребления топлива на дизеле
Если владелец машины с дизельным двигателем сталкивается с проблемой повышенного расхода топлива, то причинами дефекта являются:
Несоответствие моторного масла
При обслуживании мотора необходимо заливать масло с температурной вязкостью, соответствующей региону эксплуатации автомобиля. Повышенная вязкость приводит к чрезмерной нагрузке на стартер в момент пуска и увеличивает расход солярки. Нестабильная масляная пленка приводит к увеличению силы трения и падению экономичности мотора.
Засорение топливного и/или воздушного фильтров
Попадание грязи в топливный фильтр и магистрали подачи солярки приводит к отключению части цилиндров или повреждению топливных форсунок. Мотор теряет мощность, одновременно увеличиваются затраты горючего. Аналогичная ситуация наблюдается и при засорении воздушного фильтра, который препятствует подаче свежего воздуха в цилиндры в нужном объеме (в соответствии с углом открытия дросселя).
Проблемы с ЭБУ
Электронный контроллер оснащен металлическим корпусом, защищающим печатные платы от воздействия влаги и паров топлива. При нарушении герметичности, заводских дефектах или в результате скачка напряжения блок выходит из строя. Неисправный контроллер неправильно определяет фазы впрыска и объем подаваемого в цилиндры топлива, увеличивая затраты солярки.
Выход из строя датчиков
Установленные на дизеле датчики определяют момент начала впрыска топлива и продолжительность подачи горючего в цилиндр. Обрыв или короткое замыкание сенсоров или соединительных жгутов приводит к работе мотора в аварийном режиме с повышенным уровнем потребления топлива. При выходе из строя сенсоров в комбинации приборов включаются предупредительная лампа Check Engine или другие сигнализаторы (зависит от конструкции и года выпуска автомобиля).
Основные методы снизить расход
Для уменьшения расхода дизельного топлива или бензина необходимо:
Регулярные ТО
Проведение технического обслуживания с заменой технологических жидкостей и фильтров позволяет поддерживать двигатель в рабочем состоянии. Например, при загрязнении воздушного фильтра ухудшаются условия заполнения цилиндров, что приводит к падению экономичности. Деградирующее моторное масло не обеспечивает смазки и охлаждения трущихся поверхностей, увеличивая затраты горючего.
Правильный выбор марки ГСМ
Установка ГБО
Для снижения затрат устанавливают газобаллонное оборудование. Резервуар для горючего монтируют в нишу для запасного колеса, на грузовиках баллон располагают на лонжеронах рамы. Метод экономически целесообразен для машин, проезжающих за год не менее 40 тыс. км. Установка осуществляется в специализированном сервисе с последующим внесением изменений в документы на автомобиль. При обнаружении незарегистрированного оборудования эксплуатация машины запрещается. При повторной регистрации нарушения на водителя может налагаться арест на 15 суток.