Что значит раннефеодальные отношения
Правовые формы раннефеодальных отношений
План
Введение |
1. Правовые формы раннефеодальных отношений |
2. Государственный строй Киевской Руси |
2.1. Вассалитет, власть князя, становление княжеской администрации, феодальные съезды (IX – XI вв.) |
3. Административные и правовые реформы первых князей |
4. Церковь и христианство |
5. Сбор налогов и торговля |
Заключение |
Список литературы |
Введение
Начальный этап в истории российской государственности связан с образованием Древнерусского государства, известного также под названием Киевской Руси. Это крупнейшее в средневековой Европе государство, просуществовавшее с конца IX до середины XII вв., занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.
Постоянная борьба с кочевниками способствовала объединению восточнославянских племен в древнерусскую народность. По сути Киевская держава сложилась в борьбе с внешними врагами и в дальнейшем стала поистине «формой выживания».
Только сильная власть родовых старейшин могла преодолеть все эти трудности. Здесь и кроются глубокие истоки российского единодержавия, деспотизма и тотальности, жизненно необходимых в то далекое время и сохранявшихся многие века.
Правовые формы раннефеодальных отношений
Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.
Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII—VIII вв., можно определить как «военную демократию». Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Это — равенство всех членов общества.
Правящий класс формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и из общинников, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.
Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений и было обусловлено им. Родоплеменные отношения заменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.
Структура общественного управления:
— народное собрание (вече), на котором решались все важнейшие вопросы управления;
— во главе союза племен стоял князь — военный предводитель, первоначально избираемый на народном собрании (позже его власть стала наследственной). Князь являлся высшим лицом в исполнительной власти племенного управления;
Тенденции в развитии общественных отношений:
— роль князя в управлении союзом племен увеличивалась;
— при князе формировалась дружина — особая организация, связанная не родовыми связями, а общностью военных и имущественных интересов и верностью военному предводителю — князю;
— роль народного собрания и совета старейшин уменьшилась, народное собрание превратилось в собрание воинов, которому князь и его дружина могли диктовать свою волю,
— при князе сформировался совет, в который входили разбогатевшие дружинники и представители родоплеменной знати.
Данные тенденции свидетельствуют о процессе преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы:
— появляется особая, не совпадающая с населением, отделенная от него публичная власть, располагающая специальным аппаратом управления, вооруженными силами (дружиной) и распространяющаяся на определенную территорию;
— формирование имущественного неравенства и частной собственности создает возможности сбора налогов (дани) в пользу государства.
Племенные союзы в военно-политических целях образовывали более крупные политические формирования — «союзы союзов», которые фактически являлись образованиями государственного типа.
В VII в. наиболее крупными союзами были: Куяба (с центром в Киеве), Артания (с центром в Рязани), Славия (с центром в Новгороде).
В IX в. на основе полянского союза с центром в Киеве сложилось предгосударственное объединение, носившее название Русь, а позже Русская земля. В него вошли южные славянские племена — поляне, полочане, дреговичи. Правила в этом объединении династия князя Кия, представителями которой были князья Дир и Аскольд. Другое крупное объединение северных славянских племен произошло вокруг Новгорода, которое с 862 г. возглавила династия Рюриковичей. В 882 г. в результате похода новгородского князя Олега на Киев эти два крупных славянских центра были объединены. Столицей образовавшегося древнерусского государства стал город Киев.
С конца IX до начала XI в. в это государство вливаются территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.
Среди историков нет единства в вопросе происхождения государственности у восточных славян. Обычно выделяют две теории.
«Норманнская теория», создателями которой считают немецких ученых Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера, А.П. Шлецера. Основанием для возникновения «норманнской теории», является древнерусская летопись XII в. «Повесть временных лет», в которой говорилось о призвании в Новгород трех братьев – варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. По мнению сторонников этой теории, братья-варяги основали Древнерусское государство и дали ему название «Русь», а восточные славяне были не способны создать собственную государственность, в силу своей отсталости.
«Антинорманнскую теорию» поддерживали М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, Н.И. Костомаров и др. Сторонники данной теории считают, что Древнерусское государство не было создано выходцами из Скандинавии, а явилось следствием эволюционных исторических процессов. Такими историческими процессами считают разложение первобытно-общинного строя и развитие феодальных отношений.
Феодальная поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах: княжеский домен и вотчинное землевладение. Внеэкономические формы эксплуатации (дань, «полюдье») уступают место экономическим, основанным на праве собственности. Правовыми основаниями для владения землей становятся: пожалование, наследование, купля. В начальный период существенное значение имел захват пустующих и ненаселенных земель.
Формирование правящего класса приводит к появлению сложных отношений «сюзеренитета-вассалитета», т. е. феодальной зависимости. Дружина князя дифференцируется на «старшую» и «младшую» (и по возрасту, и по социальному положению). Бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. В XI–XII вв. происходят оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса. Формируется вассалитет как система отношений с князем-сюзереном, его характерными признаками становятся специализация вассальной службы, договорный характер отношений и экономическая самостоятельность вассала. В феодальном договоре о службе соединились два начала: более древнее и личное, служебное (дружинник) и более позднее – зависимость по земле, служба, строго обусловленная землевладением. В связи с этим изменяется социально-экономическое поведение боярства.
Бояре усиливают эксплуатацию крестьян-общинников, попадающих к ним в зависимость, с помощью внеэкономических (захват, насилие) и экономических (кабала, долг) мер. Совершая военные походы, князь с дружиной захватывает пленных и превращает их в рабов (холопов). Однако рабский труд у славян (как и у германцев) не стал основной формой эксплуатации: экономические, климатические, географические и другие условия не способствовали этому. Рабы выполняли вспомогательные хозяйственные функции, главной рабочей силой были крестьяне-общинники.
Что значит раннефеодальные отношения
Изучая историю древнерусского государства, абитуриенты рано или поздно сталкиваются с проблемой определения степени развитости государственных институтов и устройства общества в целом. Прилагаем вашему вниманию два важнейших понятия, работа с которыми ведется при разборе заданий второй части ЕГЭ и ОГЭ по истории.
Раннефеодальное государство
Раннефеодальное государство — это государство, которое представляет собой наиболее раннюю форму монархического правления.
Данная форма правления характерна для государств, которые находились на этапе перехода от первобытно-общинного строя к феодальному. Данная форма монархии характерна для IX-XI вв.
Признаки раннефеодального государства.
Современные исследователи в области истории государства и права выделили следующие основные признаки раннефеодального государства:
Важным отличием от иных форм государственного управления было то, что государственные органы власти в Древней Руси не имели четких функций и прописанных полномочий, из-за чего происходила частая их смена.
Киевская Русь как раннефеодальное государство
Ярким примером раннефеодального государства является Киевская Русь (Древняя Русь), т.к. государственному устройству этого региона были присущи черты:
Древняя Русь: сохранение пережитков родоплеменного строя в Киевской Руси
С другой стороны, историки отмечают, что в Древней Руси сохранялись пережитки родоплеменного строя:
Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин. Предводителем становился обычно самый старший, сильный, опытный либо самый искусный в ораторском мастерстве. Власть старейшины осуществлялась в форме распоряжений, советов, приказов, которые отражали интересы всей группы, поэтому практически всегда исполнялись.
Племя – это макроструктура первобытного общества. Над ним почти ничего не возвышалось, если не считать образовавшихся позже надстроечных структур – конфедерации или союза племен. Зато внизу располагалось множество родов, объединенных в племенное целое родственными и хозяйственными узами, общей территорией, оборонительными функциями и общей культурой (культом предков, обычаями и традициями, отправлением религиозных ритуалов), наконец, управленческо-административной структурой (общий племенной совет).
Военная демократия в Киевской Руси
Дополнением понятия «родоплеменной строй» являлась характеристика общественного строя восточных славян как военной демократии. Ее признаками являлись:
Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.
Добро пожаловать к нам в Instagram.
Пройти тесты ЕГЭ по истории вы можете здесь и здесь.
Пройти тесты ЕГЭ по обществознанию вы можете здесь и здесь.
Вот здесь у нас практика к ОГЭ по обществознанию и тесты базового уровня.
А уже здесь базовые тесты по истории для сдающих ОГЭ по предмету и хорошая практика для начала погружения в большой материал.
Становление раннефеодальных отношений
Древнерусского государства.
Становление раннефеодальных отношений………..стр.12-13
Вопрос № 2. Политическая жизнь в
киевских князей. Борьба с кочевниками…………….стр.13-14
Вопрос № 3. Христианизация
Руси и ее последствия. Феномен двоеверия……….стр.14-18
Вопрос № 4. Обострение политической
Борьбы в киевском государстве во
Список литературы…………………………………………….стр.20
Вопрос № 1. Экономика, политическое устройство и социальная структура
Древнерусского государства.
Становление раннефеодальных отношений
1. Образованию государства на Руси и складыванию феодальных отношений у восточных славян предшествовал период, получивший название военной демократии. Это была последняя стадия родоплеменного строя, когда происходит переход от первобытнообщинного строя к феодализму. В основе этого перехода лежало развитие первобытного производства и совершенствование орудий труда, что позволило получать прибавочный продукт и выделиться отдельной семье, которая вела собственное хозяйство. Происходит разложение родовых общин на территориальные или соседские, что способствовало разрушению старых племенных структур и усилению роли племенных старейшин, глав многочисленных родов, патриархальных семей.
В это время славяне вели многочисленные войны, отражая набеги кочевников. Из среды общинников выделяются воины-профессионалы. Возрастает роль князя-военачальника, который первоначально выбирался на народном собрании — вече, там же избирались предводители племенного войска — воеводы. В условиях постоянных войн значение князя усиливалось, его власть постепенно становилась наследственной. Вокруг князя формировалась дружина, воинов-дружинников называли «отроками», война была их профессией. Они имели значительные привилегии. Дружинники не были подотчетны народному собранию, но лично преданы князю.
Прибавочный продукт, получаемый племенем, позволял содержать людей, основным занятием которых было военное дело. Однако немаловажную роль играла и военная добыча. Военно-дружинная знать выдвигается на передний план как в племенах, так и в союзах племен. В ее состав в Х в. окончательно вливается и родоплеменная знать, туда же в IX—Х вв. начинают входить представители других слоев общества. В руках этих военно-дружинных объединений сосредоточивается вся полнота власти, для упрочения которой они начинают захватывать земли простых общинников. Объявив себя собственниками земель племени или племенного союза, они существовали уже не за счет добровольных приношений, а за счет обложения их данью, которая, правда, до середины Х в. не была еще фиксированной. Таким образом, с начала Х в. у восточных славян начался переход к феодальным отношениям.
2. Социальная организация общества восточных славян в начале IX в. отражает процесс складывания феодальных отношений. В основе их лежит собственность феодала на основное средство производства — землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. В этот период военно-дружинная знать становится собственником земель, а живущие и работающие на ней общинники-земледельцы платят им за пользование землей налог. Выделяются два основных класса — крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы.
Смердами назывались люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом. Они составляли основную массу населения и делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей. Зависимое население состояло из:
> закупов — разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него «купу» (долг) деньгами, скотом, семенами или инвентарем;
> рядовичей — зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»);
> изгоев — обедневших выходцев из общин;
> холопов — зависимых людей, находившихся на положении
рабов и выполнявших хозяйские работы в вотчине;
> всего населения, работавшего в вотчине и зависимого от
вотчинника, или челяди.
Класс феодалов составляла военно-княжеская знать — представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, старшие дружинники.
3. В начале IX в. происходит объединение групп восточнославянских племен. В основе его лежали следующие причины:
> социальные процессы в период военной демократии;
> развитие торговых связей;
> общность языческих верований;
> необходимость защиты от внешних нападений;
> осуществление завоевательной политики.
Центрами объединения стали города Киев и Новгород. Удобно расположенные на торговом пути «из варягов в греки», они объединили две группы восточнославянских племен — северную и южную. В первую вошли славяне, кривичи и ряд неславянских племен. Во вторую — поляне, северяне, вятичи.
Феодальное государство и право в Западной Европе
В период феодализма жестокость и произвол уголовной репрессии не подвергались сомнению. Лишь во второй половине XVIII в. была проведена европейская реформа уголовного права (запрет пыток, введение права на защиту, сдерживание произвола судей, ограничение применения смертной казни).
Общая характеристика феодального строя, пути его формирования
Феодализм — это общественно-экономическая формация, которая утвердилась и существовала на территории Западной Европы в V—XVII вв. Феодализм считается универсальной стадией, через которую прошли почти все народы, однако в наиболее классическом виде он проявился в Западной Европе.
Основные черты, характерные для европейского феодализма:
2. Основу экономического строя составляет крупное феодальное землевладение, которое носит привилегированный характер.
3. Основными классами являются феодалы-землевладельцы и зависимые крестьяне-производители, которые имеют собственное хозяйство, находятся в зависимости от землевладельцев, являются держателями господской земли, выплачивают земельную ренту.
4. Социальная неоднородность общества, которая проявляется в делении на благородных и неблагородных, мирян и служителей церкви, а также горожан и крестьян.
Сословная принадлежность возникала от рождения и определяла статус человека в обществе: в праве закреплялся принцип социального неравенства, многочисленные сословные ограничения, привилегии, монополии.
5. Иерархия класса феодалов — вассально-сеньориальная лестница, в которую входило благородное (служивое) сословие, при этом нижестоящие вассалы подчинялись вышестоящим. Вершиной вассально-сеньориальной лестницы является глава государства (император, король, князь). Нижестоящие вассалы были связаны с вышестоящими присягой верности, обязанностью военной службы и правом держания земли.
Феодальная структура формировалась, как правило, в течение длительного времени и в ней еще долго сохранялись значительные пережитки рабовладельческого строя (например, сервы во Франции).
Пути формирования феодальных отношений:
Развитию феодальных отношений способствовали следующие факторы:
Особенности феодальной государственности, ее формы
Особенностями феодальной государственности в Западной Европе являются:
Церковь в Западной Европе была богатейшей корпорацией, на содержание которой население платило десятину; была крупнейшим землевладельцем, пользовалась правовой автономией и многочисленными привилегиями.
1. Раннефеодальное (варварское) государство. Утвердилось в европейских государствах в V-IX вв. (Королевство франков).
а) сильная королевская власть;
б) преобладание родовых, общинных форм организации;
в) феодальные отношения находятся в стадии формирования;
г) основную роль в управлении играла сельская община, выполнявшая судебные, административные, хозяйственные функции;
д) примитивный государственный аппарат; отсутствие постоянной, регулярной связи между центром и регионами;
ж) идет процесс делегирования государственных полномочий на местах крупным землевладельцам.
2. Сеньориальная монархия. Утвердилась в европейских государствах в X-XIII вв.
а) территориальная раздробленность;
б) ослабление центральной государственной власти, сосредоточение власти на местах, в руках крупных феодалов — землевладельцев;
в) отсутствие единого рынка и единого экономического пространства (следствие господства натурального хозяйства);
г) феодальные войны и произвол как постоянная политическая ситуация.
3. Сословно-представительная монархия (XIII-XV вв.).
а) развитие товарно-денежных отношений, межрегиональных экономических связей, преодоление натурального типа хозяйства как социально-экономический фон политических процессов;
б) развитие городов, заинтересованных в сильной королевской власти;
в) постепенное ослабление территориального сепаратизма, укрепление связей центра с регионами, усиление центральной королевской власти;
г) ослабление политической власти крупных феодалов на местах;
д) возникновение и функционирование сословно-представительных учреждений (германский рейхстаг, английский парламент, французские Генеральные штаты, Земский собор в России), которые являлись опорой центральной власти и выполняли законосовещательные, финансовые и судебные функции.
4. Абсолютная монархия. Утверждается в европейских государствах в XV-XVII вв. в условиях разложения феодальных отношений и формирования капиталистического уклада.
а) концентрация законодательной, исполнительной, судебной, военной, а иногда и духовной власти в руках монарха-главы государства;
б) ограничение политического и экономического влияния церкви, над которой устанавливается государственный контроль;
в) формирование централизованного бюрократического аппарата, постоянной армии, налоговой системы, государственных границ;
г) усиление роли общегосударственного (королевского) права;
д) отмирание сословно-представительных учреждений;
е) ограничение правовой автономии городов.
В чистом, классическом виде абсолютизм сложился во Франции и Испании. В других европейских государствах абсолютная монархия имела местные особенности, так, например, в Англии укрепление королевской власти проходило при сохранении парламента и местного самоуправления. В Германии абсолютизм утвердился лишь в отдельных государствах и княжествах (княжеский абсолютизм).
На определенном этапе своего развития выделяется такой вариант абсолютной монархии, как просвещенный абсолютизм (Франция, Пруссия, Австрия, Россия).
Концепция просвещенного абсолютизма предполагала проведение политики протекционизма и меркантилизма (поощрение развития отечественной торговли и промышленности, а также культуры, науки, просвещения), проведение реформ в целях общественного блага и прогресса.
Феодальное право
Феодальное право представляет собой особую историческую правовую систему, которая по сравнению с древневосточным и римским правом обладала ярко выраженными особенностями:
1. Партикуляризм права (пестрота). Каждое феодальное государство имело свое право, которое, в свою очередь, было неоднородным и включало в себя несколько правовых подсистем (королевское право, феодальное право, местное право, городское право). Отсутствовало представление о единстве права; зачастую нормы права противоречили друг другу.
2. Взаимосвязь права и религии. Феодальное право было связано с религиозными нормами, имело религиозное обоснование. На ранних этапах феодальное право испытывало влияние как со стороны языческой, так и со стороны христианской религии. В зрелом виде феодальное право защищало христианскую (католическую) форму вероисповедания, отличалось нетерпимостью. Самыми тяжкими уголовными преступлениями являлись религиозные (отступления от истинной веры, богохульство, ересь).
3. Феодальное право по сравнению с римским правом является примитивным, неразработанным с точки зрения юридической техники. Примитивность феодального права проявляется в бессистемности норм, отсутствии представления об отраслях, институтах, пробелах и коллизиях в праве.
4. Основным принципом феодального права была сословность, проявлявшаяся в юридическом неравенстве отдельных социальных групп (благородные — неблагородные, свободные — зависимые).
Источниками феодального права были правовые обычаи, судебные прецеденты, церковные и светские нормативно-правовые акты, издаваемые королем, кодификации, римское право, городские судебники. ^шКраткая характеристика источников феодального права:
1. Основным и наиболее распространенным источником права в период V-XIII вв. были правовые обычаи, сложившиеся в данной местности или феодальной курии. Правовые обычаи бывали писаные и неписаные, регулировавшие отношения между благородными (ленное право) и неблагородными (земское право).
Одним из вариантов обычного права были судебники, представлявшие собой систематизацию местных обычаев, включавшие нормы гражданского, семейного, наследственного, уголовного права.
Примером ранних судебников являются многочисленные варварские правды, которые содержали обычаи, сложившиеся у европейских народов в период становления раннефеодальной государственности (Салическая правда, Лангобардская правда, Остготская правда, англо-саксонские правды и др.)
В XIII в. в период укрепления королевской власти начинается вторая волна систематизации местных правовых обычаев, которая производилась по инициативе королей. Появляются такие судебники, как Саксонское зерцало, Швабское зерцало в Германии, Кутюмы Бовези во Франции.
2. В Англии основным источником права, начиная с XII в., явился судебный прецедент. Именно с этого периода стали записывать в особые книги — свитки тяжб — судебные решения, вступившие в силу. Сложилось правило, в соответствии с которым судебные решения, вынесенные вышестоящим судом и занесенные должным образом в свитки тяжб, имеют силу закона для всех нижестоящих судов, когда они рассматривают аналогичное дело. Совокупность прецедентов в своей основе составила общее право Англии, которое отличалось эластичностью, строгой формальностью. Было выработано 39 так называемых приказов, под которые судьи подводили все возможные варианты исковых притязаний. Когда это не удавалось, отказывали в иске. В связи с этим в Англии в начале XV в. возникают суды справедливости, одним из первым стал суд лорда-канцлера. Суд справедливости не был связан не только с нормами общего права, но и абсолютно ни с какими нормами права в целом.
Решения лорда-канцлера имели значение прецедента лишь для судов справедливости. В итоге возникли две системы прецедентного права.
3. Одним из правовых источников в Англии стала юридическая доктрина: трактаты известных английских юристов по вопросам права. Наибольшим авторитетом пользовались трактаты: Г. Брактон «О законах и обычаях Англии (XIII в.)», Институции Э. Кока (XVII в.).
4. Начиная с XIV в. в связи с оживлением правотворчества главы государства развивается королевское право. Это нормы и правила, содержавшиеся в актах королевской власти (ордонансы, прокламации).
В Англии юридическая доктрина осуждала единоличное правотворчество короля. Издаваемые им прокламации имели значение подзаконных актов. Высшей юридической силой обладали статуты — акты парламента, получившие санкцию короля.
С XVII в. появляются систематические собрания законов, действие которых распространяется на всю страну. Большой ордонанс (1670 г. Франция), «Каролина» (Священная Римская империя германской нации, 1532 г.), Прусское земское уложение (1794 г.).
5. В связи с тем, что римско-католическая церковь и ее глава являлись субъектами правотворчества, то следует выделить такой источник права, как церковные кодексы, в которых содержались нормы канонического (церковного) права. Первый кодекс канонического права был составлен в XII в. монахом Грацианом. Он представлял собой системное уложение институтов, регулировавших положение церкви, ее служителей, имущества, семейно-брачные отношения. Источниками канонического права официально считались (кроме кодекса Грациана) Библия и Священное Писание (труды великих отцов церкви, постановления церковных соборов, распоряжения папы Римского).
6. Самостоятельным источником права в средние века было римское право. С XII в. ранее преданное забвению римское право стало преподаваться в европейских университетах и развивалось как учебная и научная дисциплина. Создавались обширные руководства по изучению и применению римского права, из которых особенную известность приобрели сочинения итальянского профессора Аккурсия, автора Glossa ordinaria («расположенная в порядке»), содержащей 96940 глосс («глосса» с греческого языка «речь») — примечаний к римскому праву.
Комментаторы римского права образовали школу глоссаторов, заслугой которой является систематизация римского права, его приспособление к нуждам судебной практики. С XV в. римское право приобрело силу закона, конкурируя с национальным правом в таких странах, как Германия, Франция и Южная Италия.
7. В XI—XII вв. развитие и рост городов, добившихся политической и правовой автономии, повлекло за собой формирование особой правовой системы — городского права, которое регулировало различные отношения в черте города.
Нормы городского права содержались в городских статутах, судебниках, хартиях, уставах цехов и гильдий. В них содержались постановления о полиции, рынке, обязанностях по отношению к собственнику земли, об уголовном и гражданском праве. Типичным было то, что один город заимствовал право у другого. В Германии в этом отношении образцом служили статуты Кельна, Магдебурга, Любека.
Гражданское право. Регулирование имущественных отношений:
1. Регулирование имущественных отношений осуществлялось на основе принципа «нет земли без сеньора», т.е. право собственности на землю было привилегией дворянского сословия. Купля-продажа земли была крайне затруднена.
2. Феодальная собственность на землю имела ряд особенностей:
а) расчлененный характер — одну часть своей земли сеньор держал для себя, другую отдавал своим вассалам, но не в собственность, а в держание, на условиях феодальной службы;
б) феодальному праву земельной собственности не было свойственно право неограниченного распоряжения;
в) категорически воспрещалась передача феода церкви;
г) наследовать право собственности на землю мог только старший сын (принцип майората);
д) наследование земли осуществлялось только по закону, но не по завещанию;
е) крестьянин не имел права собственности на землю, а в ряде случаев право собственности феодала на землю распространялось на личность крестьянина, его детей и имущество. Однако следует отметить, что в Западной Европе, в отличие от России, крепостное право не получило широкого распространения;
ж) феодальные отношения возникали на договорной основе. Существовало два типа договоров: ленный договор и договор между сеньором и крестьянином.
Ленный (благородный договор) регулировал отношения между сеньором и нижестоящим вассалом; последний был обязан нести военную службу в пользу сеньора в обмен на право владения землей. Договор между сеньором и крестьянином предполагал право сеньора требовать выплаты ренты и выполнения повинностей трудового характера в обмен на право получения земли. Обязательства из подобных договоров передавались по наследству.
С развитием городов в праве стали развиваться нормы, регламентировавшие торговые отношения:
При этом в феодальном праве существовали значительные ограничения предпринимательской деятельности, установленные государством либо торговыми и цеховыми уставами.
Семейное право рассматриваемого периода развивалось под влиянием христианской церкви. Брачные обязательства возникали только на основании церковного венчания, считавшегося таинством, подобным крещению.
Церковь не допускала развода между супругами: брачные отношения прекращались на основании смерти одного из супругов, или ухода в монастырь. Семья имела патриархальный характер, замужняя женщина находилась под опекой супруга. Приданое, которое приносила жена, становилось общей собственностью семьи. Ограничивались взаимные дарения супругов. Супружеское прелюбодеяние считалось преступлением. Внебрачные дети не имели наследственных прав в отношении имущества своих родителей.
Уголовное право. По сравнению с современностью феодальное уголовное право средневековья отличалось множественностью, неопределенностью составов преступлений и предоставляло судье возможность свободного усмотрения. Судья не был связан предписаниями закона, мог ввести не предусмотренный законом вид наказания.
Считалось, что целью уголовного наказания было искупление греха, причинение страданий преступнику, вид которых предупреждает других от совершения подобного деяния, поэтому широко применялись мучительные виды смертной казни (четвертование, сожжение, утопление), телесные и позорящие наказания. Приговор приводился в действие публично, при массовом стечении народа.
Характерным было и то, что не существовало различий между нормами уголовного и уголовно-процессуального права.
Основные виды преступлений:
В Англии преступления делились на три группы: государственные (treason), тяжкие (felony), легкие (misdiminor).
Для Франции были свойственны такие преступления, как:
В период феодального права преобладают следующие виды наказаний:
Необходимо отметить, что уголовному преследованию подвергались не только люди, но и животные.
Вместе с тем на размер и вид наказания влияло сословное положение преступника. Так, отличались мягкостью наказания, налагаемые церковными судами в отношении служителей церкви.
Наиболее ярко особенности феодального уголовного права проявляются в таких нормативных актах, как «Каролина» (Германия, 1532 г.), уголовный ордонанс (Франция, 1670 г.)
До XIII в. при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел практиковался состязательный (обвинительный) процесс.
Основные черты состязательного процесса:
С XIII в. после запрещения церковным собором ордалий, в церковных, а затем и светских судах стал развиваться розыскной (инквизиционный) процесс при рассмотрении политических и религиозных преступлений.
Основные признаки инквизиционного процесса:
Между тем в Англии инквизиционный процесс не получил распространения.