Что значит радуйся невесто неневестная
Церковная православная газета
Официальное издание Украинской Православной Церкви
«Что означают слова “Невеста Неневестная”? Знаю, что так называют Богородицу, но почему?»
Словосочетание «Невесто Неневестная» — перевод с греческого. Церковнославянскому «невеста» соответствует слово «нимфа», означающее не только невесту (в смысле девушку, готовящуюся ко вступлению в брак), но и новобрачную жену, молодую женщину. Слово «Неневестная» переводится как «не вступившая в брак». То есть, выражение «Невесто Неневестная» значит — Богородица, будучи Невестой, тем не менее осталась Девой.
Слова, именующие Богородицу Невестой Неневестной, кратко выражают учение Православной Церкви о Деве Марии как Матери и Деве, Приснодеве. Возникает закономерный вопрос: чья Невеста Дева Мария?
Уже у святого Иринея Лионского († 202 г.) присутствует учение, согласно которому если Господь Иисус Христос есть второй Адам (см.: 1 Кор. 15: 45), то Дева Мария есть новая Ева. Святитель Григорий Палама в гомилии на Благовещение говорит, что Бог-Слово, желая воплотиться ради спасения людей, выбрал из всех народов один, из народа — колено, из колена — род, из рода — семью, из семьи — Ту, Которая стала Матерью Богочеловека. Таким образом, ветхозаветная история — это ожидание Достойной послужить великому таинству благочестия: Воплощению Бога (см.: 1 Тим. 3: 16).
Богородица находится в исключительном состоянии — Матери и Девы, Невесты Господней и Матери Богочеловека Иисуса Христа. Исходя из этого, предположения, что у Нее могли быть дети от Иосифа после Рождения Христа, являются своего рода десакрализацией Девы Марии, низведением Ее в состояние обыкновенной женщины, живущей после Рождества заурядной жизнью. Трудно представить себе более непоследовательный и даже примитивный взгляд на Пресвятую Богородицу. Мать Богочеловека навсегда связана с Ним узами Матери и Сына, поэтому у Нее не могло быть других детей, так как Ее Сын не простой человек, а Мессия, Который «будучи совершенным Богом, делается совершенным человеком, и совершается дело, новейшее из всего нового, дело, которое одно только ново под солнцем» (преподобный Иоанн Дамаскин). И Она, послужившая совершению дела, «которое одно только ново под солнцем», должна быть Матерью тоже в исключительном смысле. Можно сказать, что как Христос может быть только один, так и Мать Его может иметь только одного Ребенка, ибо Она была избрана для рождения одного Младенца, а не для того чтобы стать многодетной матерью. Дева Мария — Невеста Агнца, Мать Бога-Слова и Приснодева — Невеста Неневестная.
Иногда в Писании находят ссылки, якобы указывающие на то, что после Рождества Богородица вступила в брак с Иосифом Обручником и имела других детей. В контексте нашего ответа будет уместным привести читателям объяснения некоторых евангельских выражений, данные преподобным Исидором Пелусиотом († ок. 449 г.).
«Как говоришь, по мнению твоему, … служило соблазном сказанное в Слове Божием: и не знаяше Ея, дондеже роди Сына Своего, — как будто этим выражается, что после сего обрученный с Девою имел с Нею общение. … слово дондеже, как находим, нередко в Божественном Писании употребляется в значении “всегда”. «Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Пс. 109: 1), — значит положу навсегда. «И голубица не возвратилась к Ною, дондеже изсяче вода от земли» (Быт. 8: 9–12), — а она вовсе не возвращалась. «И дондеже состареетеся, Аз есмь», — говорит Бог (Ис. 46: 4), но Бог пребывает всегда. Много и других подобных мест находится повсюду в Божественном Писании. … То же дает видеть и последнее распоряжение Господа, поручившего Богородицу девственному Иоанну и сочетавшего девство обоих, когда на Кресте претерпевал Он животворящую смерть» (Письмо Комиту Ермину. На сказанное о Богородице: и не знаяше Ея, и проч. (см.: Мф. 1: 25)).
Икона «Невеста Неневестная»: описание, значение и фото
Икона «Невеста Неневестная» – это одно из изображений Пресвятой Богородицы, которое особо почитается христианами всего мира. Это святое полотно считается довольно редкой ценностью. Описанию этой иконы с фотоизображениями святого лика будет посвящена данная статья.
Икона «Невеста Неневестная» – полотно, на котором Богородица изображена без Сына Божьего на руках. Этот образ также называется «Умилением Богородицы».
Исторические факты
Что же изображает икона «Невеста Неневестная»? На святом полотне передан сюжет из Библии, повествующий о появлении Архангела Гавриила. Он появился перед Марией, чтобы сообщить о том, что вскоре у нее родится Иисус. В знак покорности и смирения, согласия принять волю Господа Мария сложила на груди руки и преклонила голову. От ее лика исходит покорность и смирение.
Икона «Невеста Неневестная» в первоначальном варианте – это рисунок на холсте, который прикреплен к доске из кипариса. Именно такое изображение преподобный старец Серафим Саровский преподнес императору Николаю Второму.
Исцеляющие силы
В чем помогает икона «Невеста Неневестная»? С помощью этого святого полотна старец Серафим Саровский занимался исцелением людей от различных недугов. Он всегда зажигал у лика Святой Богородицы лампаду. Старец часто рассказывал, что Мария и Иисус снятся ему. Он считал этих святых своими покровителями, помогающими совершать добрые деяния и исцелять людей. В минуты перед своей смертью Саровский также не переставал возносить мольбы к иконе. После погребения старца икону передали в Дивеевский монастырь. Позднее, когда старца Серафима Саровского стали почитать и создали в его честь храм «Саров», полотно было передано туда.
Икона «Радуйся, Невеста Неневестная» особенно почитается непорочными девушками. Именно им она помогает в большей степени. Христианам икона сможет помочь:
День этой иконы православные христиане отмечают в первый и десятый дни августа. Почитают этот образ и в 22 день декабря, когда старцем Серафимом Саровским была основана девическая Мельничная община. Молиться перед иконой следует так.
О Пресвятая Дево Богородице, Христа Царя и Бога нашего мати, умиления сокровище и милости источниче, душеспасительных даров подательнице и скорбящих душ благодатная утешительнице!
К Тебе с любовию припадаем и пред святою иконою Твоею молимся: умоли, Владычице, возлюбленнаго сына твоего Христа Бога нашего помиловати и спасти нас, погибающих во гресех, вдохни в души наша покаяние искреннее и умиление богоугодное.
Слезами очистительными омый нас от скверны греховныя и яви чисты и непорочны рабы Христовы. Вся благопотребная житию временному и вечному спасению нашему милостивно, Госпоже, нам даруй. Мир умири, святую обитель сию добре сохрани, безмятежие и изобилие плодов земных нам низпосли и на кончине живота нашего не лиши нас матерняго твоего заступления и помощи, да предстательством твоим безбедно прейдем мытарства воздушная и сподобимся унаследовати Царство Небесное.
Ей, Царице всеблагая, всех радостей радосте и всего мира христианскаго утешение, помози нам ныне и тогда, егда наипаче помощи твоея святыя востребуем, и спаси нас матерними твоими молитвами ко Христу Богу со Отцем и Святым.
Что означает святой лик
Значение иконы «Невеста Неневестная», именуемой также «Умилением», трудно переоценить. Большая сила этого образа известна издавна. В идеале эта икона должна быть в каждом доме, где женщина хочет иметь благополучие и счастье семейной жизни. Образ поможет в успешном замужестве, рождении детей и сохранении семейного уюта.
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем ти раби твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Значение названия иконы
Фото иконы Невеста Неневестная изображает Марию без младенца на руках. Он только должен будет появиться, о чем девушке сообщает Архангел Гавриил.
Название иконы имеет греческие корни. «Невеста» употребляется в значении «нимфа». В Греции так называли невест, молодых женщин и новобрачных. В Новом Завете и греческом переводе библейских текстов это слово обретает глубину мистического значения, символизируя не только Невесту Господа, но и Богоматерь, и Церковь.
Второе слово «неневестная» является отрицанием первого наименования, означая необычность образа, нестандартность ситуации. Как известно из Библии, девушка родила Иисуса от Господа, не вступая с ним в брак. Это необыкновенное событие впечатлило всех верующих, окутав образ Марии тайной и святостью.
Местонахождение святого лика
Икона «Невесты Неневестной» встречается не во всех церквях. Этот образ отличается редкостью. Как правило, большинство икон изображает Марию уже с младенцем на руках.
На сегодняшний день нет достоверной информации о том, как был написан оригинал иконы, выполненный на полотне и кипарисовых досках.
Монастырь, куда была передана икона после смерти преподобного Серафима, был закрыт, всем монахам довелось покинуть святую обитель. К этому времени полотно приобрело серебряную оправу.
Христиане создали много репродукций иконы, которые находятся в православных храмах. Монахини передавали святыню из рук в руки, оберегая ее от уничтожения во времена Великой Отечественной войны и забвения в годы советской власти, когда религия была под запретом.
В наше время местонахождение оригинала полотна – покои патриарха в храме Владимирской Богоматери. Икону почитают в 22 день декабря. Святой образ помогает верующим обрести здоровье и благополучие в семейной жизни.
Подведем итоги
Икона «Умиление», также именуемая «Невеста Неневестная», изображает момент, когда Марию посетил Архангел Гавриил с вестью о том, что вскоре она станет матерью. Будучи глубоко верующей, девушка смиренно приняла это сообщение. О такой реакции свидетельствуют скрещенные на груди руки и опущенная голова, что передано на полотне.
Название полотна означает, что Господь избрал Марию для величайшей миссии – рождения для него сына. Но Богородица не стала его супругой, о чем свидетельствует второе слово в названии – «Неневестная».
Эту икону преподобный старец Серафим Саровский использовал, чтобы исцелять с ее помощью людей. Глубоко веруя в силу святого лика, он даже в последние минуты перед своей смертью молился перед этой иконой. После ухода старца из жизни лик путешествовал по монастырям.
Икона считается редкостью. Ее можно найти не в каждой церкви. Хранение репродукции этого полотна дома обеспечивает семейное счастье и рождение здоровых детей. Эта икона – защитница девушек, которые только готовятся ко взрослой жизни.
Икона Невеста Неневестная
ИКОНА НЕВЕСТА НЕНЕВЕСТНАЯ – ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ПОМОГАЮЩЕЙ В РЕШЕНИЯХ И ТРУДНОСТЯХ НА ЖИЗНЕННОМ ПУТИ
Самой чистой и прекрасной духом из всех людей всех времен была и остается Божия Матерь, Дева Мария. Множество икон Ее написано в течение веков. Обычно Богородица изображается с Богомладенцем Христом на руках, однако существуют редкие иконы, где Богородица изображена одна. Одна из таких – икона Божией Матери «Невеста Неневестная», также называемая «Умиление» Серафимо-Дивеевская.
У этой иконы особая история и значение, она имеет благодать помощи в сложных жизненных ситуациях и прославилась чудотворениями.
ИКОНОГРАФИЯ ОБРАЗА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕВЕСТА НЕНЕВЕСТНАЯ» И ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ
Слова названия иконы полностью звучат так: «Радуйся, Невеста Неневестная!» – и представляют собой повторяющуюся строку Акафиста Божией Матери, хвалебного гимна, созданного в Византии примерно в V-VII вв. Это первый акафист, давший начало религиозно-поэтической, молитвенной традиции акафистов, которые сейчас написаны почти для каждой иконы Богородицы и каждого святого. Акафист «Радуйся, Невеста Неневестная» – шедевр словесности и богословия. Он наиболее известен среди других и единственный из всех акафистов, который вписан в богослужебный устав: читается всей Церковью в Субботу Акафиста Великого поста, имеющую также название «Похвала Пресвятой Богородицы».
Название «акафист» означает «песнь, исполняемая стоя», то есть особо торжественная. Он делится на кондаки – небольшие молитвенные тексты – и икосы, где по двенадцать раз повторяется приветствие «Радуйся» (по-гречески «хайре», так греки здоровались друг с другом) с завершением «Радуйся, Невеста Неневестная». Такие слова отсылают к приветствию в день Благовещения Архангела Гавриила к Пречистой Деве: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобой».
Образ «Невеста Неневестная» – это изображение Богородицы в день, когда Архангел Гавриил по повелению Бога Отца явился к Ней, чтобы возвестить Благую Весть – что именно Она, чистая и целомудренная девушка, зачнет от действия Духа Святого и родит Сына Божьего, Мессию, Который спасет человечество от власти греха. На иконе Пресвятая Дева изображена такой, какой Ее увидел Архангел, рассказавший о Ее предназначении: со сложенными молитвенно на груди руками, опущенным вниз взглядом. Образ написан в XVIII веке и напоминает Остробрамскую икону, но Богородица на нем более скромна, не имеет короны, а также звезд и полумесяца вокруг нее.
Это нежная земная девушка, скромная и смиренная, однако с сильной волей: в день Благовещения, узнав от Небесного Посланника о скором зачатии, Она стала задавать ему вопросы, чтобы прояснить волю Божию и узнать, как Она должна вести себя. Дева Мария удивилась, можно ли зачать ребенка без мужа. Ангел же пояснил, что Ее осенит сила Божия, благодать Духа Святого. Важно, что Архангел возвещает Ей волю Божию как просьбу Бога, а Дева Мария должна согласиться на рождение Ею Сына Божьего.
Так рождается Новый Завет – новый союз Бога и человека. Господь никогда не заставляет нас выполнять Его волю. Даже то, что будет во благо и нам, и многим другим людям, мы должны согласиться сделать – именно так, как с доверием промыслу Божьему и смирением приняла свой жизненный путь страдающей Матери Господа Дева Мария.
Пресвятая Богородица стала невестой Бога, но осталась невинной – «неневестной», то есть девственницей, хотя и родила Богомладенца Христа.
Разум человеческий не может понять этого. Однако вспомним, многочисленные чудеса Божии всех веков: успокоение стихий, обращение многочисленных войск в бегство… Образ «Невеста Неневестная» учит нас смирению перед волей Божией, помогает прислушаться к своему сердцу и голосу Божьему в нем. Верность Господу и послушание Ему, исполнение Божиих заповедей — главная радость, умиряющая сердце и наполняющая его покоем.
В молитвах, читающихся на праздник Благовещения, при уроках послушания Пречистой Девы вспоминается и противопоставляется ее смирению грех Евы, ослушавшейся Отца Небесного в раю, вкусившей запретный плод познания добра и зла – и впустившей зло в историю рода человеческого.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЯ ОБРАЗА «НЕВЕСТА НЕНЕВЕСТНАЯ» («УМИЛЕНИЕ») – ЧУДОТВОРНОЙ КЕЛЕЙНОЙ ИКОНЫ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО.
Чудотворный образ «Невеста Неневестная» написан на холсте, прикрепленном к иконной кипарисной доске. Вокруг головы Пресвятой Богородицы, по нимбу идет надпись: «Радуйся, Невеста Неневестная». Икона принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, великому святому, жившему на рубеже XVIII и XIX веков. Он был молитвенником обо многих нуждах людей, прозорливые и целителем.
Преподобный Серафим происходил из семьи купца, благочестивого и рано ушедшего из жизни. Будущий святой помогал матери в оставшихся от него торговых делах. В детстве будущий святой был чудесно избавлен Богом от смерти при падении с колокольни и уже в юности ушел послушником в Саровский монастырь под Нижним Новгородом. Будучи пострижен в монахи и возведен в сан священника, святой Серафим на долгие годы ушел в пустынные места, где не общался с людьми, но только молился Богу. Так поступают лишь смелые люди, желающие посвятить себя Господу и молиться за весь мир, оставаясь в неизвестности. Вот и преподобный Серафим в уединении был избит неизвестными людьми, по злобе своей и козням диавола пытавшимся ограбить не имевшего никакого имущества пустынника. По промыслу Божьему святой вернулся в монастырь. За его смирение и незлобие, молитвенные подвиги Господь удостоил его дара чудотворения. Он помогал людям советом и совершал для них Таинства Церкви.
Живя уединенно и постоянно пребывая в молитве, святой стал известен в окрестностях обители благодаря своим чудесам. Преподобный Серафим благословил нескольких девушек и женщин, часто приходивших в монастырь на богослужения и желавших жить монашеской жизнью, создать женский монастырь в честь Святой Троицы в Дивеево. Ныне он носит название Серафимо-Дивеевской женской обители. Сам он не жил в этом монастыре, но наставлял сестер в письмах или беседах, принимал участие в разработке строительных планов. Преподобный своими руками, несмотря на болезни, ископал вокруг монастыря «канавку» – небольшой ров, пророчески сказав, что будет охранять ее Сама Богородица, а до монастыря не сможет дойти Антихрист.
Именно сюда после смерти преподобного Серафима настоятель Саровской обители передал его келейную икону Божией Матери «Невеста Неневестная», названную «Умиление» Серафимо-Дивеевская. Название «Умиление» не стоит путать с иконографическим типом Умиление (Елеусса, Милостивая), то есть иконами, где Богородица обнимает и прижимает к Своей щеке Младенца Христа.
Образ этот постоянно находился в келье (комнате в монастыре) святого, то есть преподобный Серафим постоянно молился Пресвятой Богородице перед ним. Известно, что Сама Божия Матерь являлась после молитвы святому Серафиму. Маслом от лампады, всегда горевшей перед образом, преподобный Серафим помазывал больных и скорбящих людей, приходивших к нему. Он также называл Богородицу «Всех Радостей Радость», призывал Ее благословение на все дела и советовал всем другим поступать также. В молитве перед иконой «Невеста Неневестная» святой и скончался 2 января 1833 г.
КАК ПОМОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ОБРАЗОМ «НЕВЕСТА НЕНЕВЕСТНАЯ» – «УМИЛЕНИЕ»
Преподобный Серафим предрек свою канонизацию, сказав: «Царя, которые меня прославит, прославлю и я», – то есть помогу ему стать святым. Святой Серафим был официально канонизирован Церковью в царствование императора Николая II, действительно – будущего святого царя-страстотерпца. В 1902 году Николай II подарил серебряную и золочением ризу, то есть чеканную серебряную «одежду» Богоматери, на икону «Умиление», а также лампаду для нее из серебра с украшениями.
В год прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского с иконы «Невеста Неневестная» были сделаны списки для многих российских монастырей. В этом же году по молитве к преподобному Серафиму и Божией Матери царица Александра Федоровна родила долгожданного наследника, цесаревича Алексея.
В 1927 году Дивеевский монастырь был закрыт, но настоятельница обители, игуменья Александра тайно уехала с чудотворной иконой и несколькими сестрами в Муром. Долгие годы гонений на Православие его хранили сестры обители, а затем – благочестивые миряне. В 1991 году, когда разваливался Советский Союз, образ «Невеста Неневестная» был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Понимая духовную и материальную ценность иконы, он оставил образ в церкви Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Москве (Чистый переулок).
Божиим промыслом эта икона пребывает там по сей день. Через нее Пресвятая Богородица по молитвам преподобного Серафима Саровского и Предстоятеля Церкви, ныне – Святейшего Патриарха Кирилла, невидимо управляет Русской Православной Церковью.
Любой человек может приложиться к этой великой исторической и духовной святыне в праздник Субботы Акафиста (пятая суббота Великого поста), когда поется Акафист Божией Матери «Радуйся, Невеста Неневестная». Ежегодно в этот день Сам Патриарх приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери на богослужение в Елоховский Богоявленский кафедральный собор города Москвы. Именно перед ней читает Акафист Сам Патриарх в сонме архиереев.
А в Серафимо-Дивеевском монастыре, который недавно открылся вновь после долгих лет запустения, сейчас пребывает точная копия чудотворного образа «Невесты Неневестной», почитаемой как одна из великих святынь обители. Восстановлен киот, в котором она пребывала до революции, осталась и традиция располагать место настоятельницы монастыря перед этим киотом как перед Небесной Игуменией обители.
В ЧЕМ ПОМОГАЕТ ИКОНА «НЕВЕСТА НЕНЕВЕСТНАЯ»
Поскольку на образе Пресвятая Богородица изображена в юности, считается, что икона имеет особую благодать помощи женщинам и девушкам. Однако чудеса по молитве преподобного Серафима перед ней, молитва Патриарха подтверждают, что и мужчины могут и должны молиться Богородице перед этим образом.
Молитва перед иконой помогает справиться со многими трудностями:
Молитву перед иконой Божией Матери «Невеста Неневестная» – «Умиление» можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:
«О Пречистая Дева Богородица, Матерь Царя и Бога нашего Иисуса Христа, Ты – источник умиления и милости, сокровище душ наших! Ты подаешь дары духовные для спасения наших душ и утешаешь благодатью Твоей всех скорбящих!
К Тебе приходим с любовью, молимся на коленях перед Твоей чудотворной иконой: проси, Владычица Небесная, любимого Сына Твоего и Бога нашего Христа помиловать и спасти нас от гибели во грехах, вдохнуть в наши души искреннее покаяние, угодное Богу умиление и слезы радости от милостей Его.
Слезами нашими, очищающими души, омой нас нас от скверны греха, чтобы были мы сами чистыми и непорочными рабами Христовыми, подражая Тебе. Подай, о Госпожа всех, все блага для жизни нашей земной и временной в добродетели, даруй нам милостиво и вечное спасение. Подай мир всей Земле, обитель Свою Дивеевскую сохрани, подай нам жизнь безмятежную в изобилии плодов и благ, после смерти же нашей не оставь нас без Твоего Материнского заступничества перед Богом и помощи, чтобы мы, по Твоему предстательству, без опасностей прошли преграды бесовские и испытания, и сподобились унаследовать Царство Небесное.
О, Царица добрая и блага подающая, всех Радостей Радость и целого мира христианского Утешение, помоги нам и сейчас, и в будущем, когда особенно будем нуждаться в Твоей святой помощи, и спаси нас Материнскими молитвами Твоими к Господу Иисусу Христу, чтобы мы вечно славили Его с Богом Отцом и Святым Духом. Аминь». *
Молитвами пресвятой Богородицы и преподобного Серафима Саровского да хранит вас Господь!
Значение иконы Божьей Матери Невеста Неневестная, в чем помогает и молитвы
Святейшая икона под названием «Невеста Неневестная» была любимым образом Серафима Саровского. Изображение Царицы Небесной в момент Благовещения было подарено императором и стояло в келье священнослужителя. Перед «Невестой…» старец долгие годы искренне молился и даже предпоследние минуты своей земной жизни провел, созерцая нежный лик Пренепорочной Девы.
История появления иконы Божией Матери «Радуйся, невеста Неневестная»
Святой образ, написанный в честь Пренепорочной Девы, датируется концом 18 столетия. Другое название святейшей иконы — «Умиление». Изображение Невесты Неневестной нарисовано на холсте, прикрепленном к доске из кипариса, и подарено самим Николаем I иеромонаху Серафиму из Сарова.
Доподлинно известно, что «Умиление» — это келейная икона основателя Дивеевского женского монастыря. Святой старец ежедневно молился перед святейшим образом и считал Царицу Небесную своей покровительницей. Священнослужитель называл «Невесту…» «Всех радостей Радостью». Перед святейшей иконой всегда висела лампадка. Целительным елеем из нее Серафим помазывал приходивших к нему за исцелением верующих, раскаявшись, люди получали милость Божью и здоровье.
В 1833 старец умер, молясь перед изображением святейшей «Невесты…». Перед смертью Серафим не раз говорил, что оставит дивеевских сестер на попечение исключительно Царицы Небесной, имея в виду святейший образ. Саровские монахи, исполняя волю иеромонаха, передали «Умиление» в женский монастырь в Дивеево. Там и похоронили Серафима.
В 1903 состоялись торжества, прославляющие иеромонаха в лике святых. «Невеста…» участвовала в крестном ходе из Дивеево в Саров. Икона долгое время находилась в Свято-Троицком соборе Дивеевской обители. «Невеста…» считалась верховной игуменьей этого монастыря. Образ был помещен в нарядный киот, для него соорудили в храме специальный придел.
Умельцы изготовили для «Невесты…» ризу из позолоченного серебра. На основе «Умиления» было написано немало свитков. В наши дни в Троицком храме в Дивеево находится точная копия «Невесты…», датируемая началом 20 столетия. Николай II подарил святейшему образу (оригиналу), в то время пребывавшему в Дивеево, прекраснейшую ризу с нимбом из белого жемчуга да драгоценных камней, а еще серебряную лампадку.
Во времена власти советов Дивеевский монастырь пришел в запустение. В 1927 обитель была закрыта. Игуменья Александра Тарковская вывезла образ в Муром. Позже «Невеста…» попала в Москву к священнику Шиповальникову.
В 1991 «Умиление» передали Патриарху российскому Алексию II. В наши дни святейший образ, перед которым часто молился старец Серафим, находится в Патриаршей резиденции в Москве, в храме во славу святейшей иконы Владимирской Божьей Матери.
Описание и значение в православии
«Невеста…» — поясное изображение Пренепорочной Девы. Святейшая Царица Небесная запечатлена в момент явления архангела Гавриила, который принес ей благую весть о непорочном зачатии Христа. Мария с покорностью приняла волю Всевышнего.
Божья Матерь изображена со скрещенными на груди руками. Глаза святой смиренно опущены, голова чуть наклонена набок. Одета в хитон, сверху — мафорий. Вокруг головы изображен нимб, на копиях — в виде расходящихся от центра лучей.
Для верующих святейший образ «Невесты…» является примером смирения и глубокой веры в справедливость помыслов Всевышнего. Мария с покорностью доверилась Богу. Пренепорочная Дева родила Сына, который своей кровью искупил грехи людей и стал для всех верующих Спасителем. Икона является назиданием для христиан. Учит, как принимать волю Господа. Созерцая светлейший лик Божьей Матери, верующие испытывают радость, умиление и душевный покой.
Почитание и местоположение святого лика
В честь святейшей иконы ежегодно 28 июля (10.08) совершается празднование в Троицком соборе старинного Дивеевского монастыря. Каждое воскресенье в Дивеево перед святым ликом проводится Параклис, церковные песнопения.
Оригинал «Невесты Неневестной» находится в церкви Владимирской иконы Божьей Матери в резиденции российского Патриарха в Москве, что в Чистом переулке. Перед ликом святейшей Богоматери молятся и просят о милости, заступничестве и покровительстве. Перед чудотворным Серафимо-Дивеевским образом каждый год Патриарх Руси в сонме архиереев читает акафист на праздник похвалы Божьей Матери, а богослужение проходит в Елоховском Богоявленском Московском кафедральном соборе.
Копии святейшей «Невесты Неневестной» находятся во многих российских храмах. Верующие могут купить освященную икону в церковной лавке и молиться перед ней дома. Сила святейшего образа в его духовной сути, божественном наполнении, в вере во всемогущество Всевышнего и милость по отношению к христианам.
В чем помогает образ
Святейшая икона с изображением Пренепорочной Девы в момент важнейшего Благовещения считается образцом целомудрия и покорности воле Господа. Перед образом всегда молятся незамужние девушки, которые просят Царицу Небесную о достойном женихе и скорейшем замужестве. Вышедшие замуж женщины читают молитвы о сохранении брака и семейного счастья. «Невесту Неневестную» молят о благополучных родах и здоровье детей.
Причины, по которым принято обращаться к Богородице:
Перед иконой «Умиление» читают молитву и словами святого текста просят Пренепорочную Деву смилостивиться и даровать жизнь, полную благ и изобилия. Святейший образ помогает верующим справиться с трудностями, смиренно нести свой крест и не роптать на судьбу.
Православные тексты
На прекраснейшем образе под названием «Умиление» по контуру нимба написаны слова: «Радуйся, Невеста Неневестная». Именно так называют самую любимую икону иеромонаха Саровского. Сам преподобный старец придумал текст молитвы, которая читается перед «Невестой…».
Молитва
Это молитвенное обращение к Матери Христа. В молитве говорится, что Богородица подает людям дары духовные для спасения души. Деву Марию просят о заступничестве перед Спасителем. Верующие молят о помиловании и спасении от гибели в грехах. В силах Матери Царя Небесного вдохнуть в души людей искреннее покаяние. Госпожу просят о благах для добродетельной жизни и вечном спасении души. Богородицу молят о мире на Земле, об изобилии, материнском заступничестве после смерти перед Божьим судом.
Молитва на церковнославянском
О Пресвятая Дево Богородице, Христа Царя и Бога нашего Мати, умиления сокровище и милости источниче, душеспасительных даров подательнице и скорбящих душ благодатная утешительнице! К Тебе с любовию припадаем и пред святою иконою Твоею молимся: умоли, Владычице, возлюбленнаго Сына Твоего Христа Бога нашего помиловати и спасти нас, погибающих во гресех, вдохни в души наша покаяние искреннее и умиление богоугодное.
Слезами очистительными омый нас от скверны греховныя и яви чисты и непорочны рабы Христовы. Вся благопотребная житию временному и вечному спасению нашему милостивно, Госпоже, нам даруй. Мир умири, святую обитель сию добре сохрани, безмятежие и изобилие плодов земных нам низпосли и на кончине живота нашего не лиши нас Матерняго Твоего заступления и помощи, да предстательством Твоим безбедно прейдем мытарства воздушная и сподобимся унаследовати Царство Небесное. Ей, Царице всеблагая, всех радостей радосте и всего мира христианскаго утешение, помози нам ныне и тогда, егда наипаче помощи Твоея святыя востребуем, и спаси нас Матерними Твоими молитвами ко Христу Богу, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва на русском:
О Пречистая Дева Богородица, Матерь Царя и Бога нашего Иисуса Христа, Ты — источник умиления и милости, сокровище душ наших! Ты подаешь дары духовные для спасения наших душ и утешаешь благодатью Твоей всех скорбящих!
К Тебе приходим с любовью, молимся на коленях перед Твоей чудотворной иконой: проси, Владычица Небесная, любимого Сына Твоего и Бога нашего Христа помиловать и спасти нас от гибели во грехах, вдохнуть в наши души искреннее покаяние, угодное Богу умиление и слезы радости от милостей Его.
Слезами нашими, очищающими души, омой нас нас от скверны греха, чтобы были мы сами чистыми и непорочными рабами Христовыми, подражая Тебе. Подай, о Госпожа всех, все блага для жизни нашей земной и временной в добродетели, даруй нам милостиво и вечное спасение. Подай мир всей Земле, обитель Свою Дивеевскую сохрани, подай нам жизнь безмятежную в изобилии плодов и благ, после смерти же нашей не оставь нас без Твоего Материнского заступничества перед Богом и помощи, чтобы мы, по Твоему предстательству, без опасностей прошли преграды бесовские и испытания, и сподобились унаследовать Царство Небесное.
О, Царица добрая и блага подающая, всех Радостей Радость и целого мира христианского Утешение, помоги нам и сейчас, и в будущем, когда особенно будем нуждаться в Твоей святой помощи, и спаси нас Материнскими молитвами Твоими к Господу Иисусу Христу, чтобы мы вечно славили Его с Богом Отцом и Святым Духом. Аминь.
Акафист
Это хвалебный гимн в честь Пресвятой Богородицы. В нем повествуется о событиях, связанных с рождением Христа, и о том, как восприняла благую весть Пренепорочная Дева. Читается акафист во время праздничного богослужения. Произносится на церковнославянском языке. Состоит из 13 кондаков и 12 икосов. Эти строфы чередуются друг с другом.
В каждом икосе 13 раз обращаются к Богородице со слова «Радуйся». Ведь архангел Гавриил принес святейшей Деве благую весть такого содержания: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою!». Каждый икос обязательно заканчивается рефреном «Радуйся, Невеста Неневестная».
Тексты 13 кондаков намного короче. Однако неизменное окончание каждого — слово «Аллилуиа», то есть в переводе с древнееврейского «Слава Тебе, Боже!». Исключение: в первом кондаке в конце поется: «Радуйся, Невеста Неневестная».
Акафист
Кондак 1
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Икос 1
Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая: Радуйся, Еюже радость возсияет: радуйся, Еюже клятва изчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 2
Видящи Святая Себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно: преславное твоего гласа неудобоприятельно души Моей является: безсеменнаго бо зачатия рождество како глаголеши, зовый: Аллилуиа.
Икос 2
Разум недоразумеваемый разумети Дева ищущи, возопи к служащему: из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми? К Нейже он рече со страхом, обаче зовый сице: Радуйся, совета неизреченнаго Таиннице; радуйся, молчания просящих веро. Радуйся, чудес Христовых начало; радуйся, велений Его главизно. Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо. Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение. Радуйся, Свет неизреченно родившая; радуйся, еже како, ни единаго же научившая. Радуйся, премудрых превосходящая разум; радуйся, верных озаряющая смыслы. Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 3
Сила Вышняго осени тогда к зачатию Браконеискусную, и благоплодная Тоя ложесна, яко село показа сладкое, всем хотящим жати спасение, всегда пети сице: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети: младенец же оноя абие познав Сея целование, радовашеся, и играньми яко песньми вопияше к Богородице: Радуйся, отрасли неувядаемыя розго; радуйся, Плода безсмертнаго стяжание. Радуйся, Делателя делающая Человеколюбца; радуйся, Садителя жизни нашея рождшая. Радуйся, ниво, растящая гобзование щедрот; радуйся, трапезо, носящая обилие очищений. Радуйся, яко рай пищный процветаеши; радуйся, яко пристанище душам готовиши. Радуйся, приятное молитвы кадило; радуйся, всего мира очищение. Радуйся, Божие к смертным благоволение; радуйся, смертных к Богу дерзновение. Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 4
Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышляя, Непорочная; уведев же Твое зачатие от Духа Свята, рече: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаша пастырие Ангелов поющих плотское Христово пришествие, и текше яко к Пастырю видят Сего яко агнца непорочна, во чреве Мариине упасшася, Юже поюще реша: Радуйся, Агнца и Пастыря Мати; радуйся, дворе словесных овец. Радуйся, невидимых врагов мучение; радуйся, райских дверей отверзение. Радуйся, яко небесная срадуются земным; радуйся, яко земная сликовствуют небесным. Радуйся, апостолов немолчная уста; радуйся, страстотерпцев непобедимая дерзосте. Радуйся, твердое веры утверждение; радуйся, светлое благодати познание. Радуйся, Еюже обнажися ад; радуйся, Еюже облекохомся славою. Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 5
Боготечную звезду узревше волсви, тоя последоваша зари, и яко светильник держаще ю, тою испытаху крепкаго Царя, и достигше Непостижимаго, возрадовашася, Ему вопиюще: Аллилуиа.
Икос 5
Видеша отроцы халдейстии на руку Девичу Создавшаго руками человеки, и Владыку разумевающе Его, аще и рабий прият зрак, потщашася дарми послужити Ему, и возопити Благословенней: Радуйся, Звезды незаходимыя Мати; радуйся, заре таинственнаго дне. Радуйся, прелести пещь угасившая; радуйся, Троицы таинники просвещающая. Радуйся, мучителя безчеловечнаго изметающая от начальства; радуйся, Господа Человеколюбца показавшая Христа. Радуйся, варварскаго избавляющая служения; радуйся, тимения изымающая дел. Радуйся, огня поклонение угасившая; радуйся, пламене страстей изменяющая. Радуйся, верных наставнице целомудрия; радуйся, всех родов веселие. Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 6
Проповедницы богоноснии бывше волсви, возвратишася в Вавилон, скончавше Твое пророчество, и проповедавше Тя Христа всем, оставиша Ирода яко буесловна, не ведуща пети: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиявый во Египте просвещение истины, отгнал еси лжи тьму: идоли бо его, Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша, сих же избавльшиися вопияху к Богородице: Радуйся, исправление человеков; радуйся, низпадение бесов. Радуйся, прелести державу поправшая; радуйся, идольскую лесть обличившая. Радуйся, море, потопившее фараона мысленнаго; радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни. Радуйся, огненный столпе, наставляяй сущия во тьме; радуйся, покрове миру, ширший облака. Радуйся, пище, манны приемнице; радуйся, сладости святыя служительнице. Радуйся, земле обетования; радуйся, из неяже течет мед и млеко. Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 7
Хотящу Симеону от нынешняго века преставитися прелестнаго, вдался еси яко младенец тому, но познался еси ему и Бог совершенный. Темже удивися Твоей неизреченней премудрости, зовый: Аллилуиа.
Икос 7
Новую показа тварь, явлься Зиждитель нам от Него бывшим, из безсеменныя прозяб утробы, и сохранив Ю, якоже бе, нетленну, да чудо видяще, воспоем Ю, вопиюще: Радуйся, цвете нетления; радуйся, венче воздержания. Радуйся, воскресения образ облистающая; радуйся, ангельское житие являющая. Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози. Радуйся, во чреве носящая Избавителя плененным; радуйся, рождшая Наставника заблудшим. Радуйся, Судии праведнаго умоление; радуйся, многих согрешений прощение. Радуйся, одеждо нагих дерзновения; радуйся, любы, всякое желание побеждающая. Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 8
Странное рождество видевше, устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте Тому вопиющия: Аллилуиа.
Икос 8
Весь бе в нижних и вышних никакоже отступи неописанное Слово: снизхождение бо Божественное, не прехождение же местное бысть, и рождество от Девы Богоприятныя, слышащия сия: Радуйся, Бога невместимаго вместилище; радуйся, честнаго таинства двери. Радуйся, неверных сумнительное слышание; радуйся, верных известная похвало. Радуйся, колеснице пресвятая Сущаго на Херувимех; радуйся, селение преславное Сущаго на Серафимех. Радуйся, противная в тожде собравшая; радуйся, девство и рождество сочетавшая. Радуйся, Еюже разрешися преступление; радуйся, Еюже отверзеся рай. Радуйся, ключу Царствия Христова; радуйся, надеждо благ вечных. Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 9
Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу; неприступнаго бо яко Бога, зряще всем приступнаго Человека, нам убо спребывающа, слышаща же от всех: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя видим о Тебе, Богородице, недоумевают бо глаголати, еже како и Дева пребываеши, и родити возмогла еси. Мы же, таинству дивящеся, верно вопием: Радуйся, премудрости Божия приятелище; радуйся, промышления Его сокровище. Радуйся, любомудрыя немудрыя являющая; радуйся, хитрословесныя безсловесныя обличающая. Радуйся, яко обуяша лютии взыскателе; радуйся, яко увядоша баснотворцы. Радуйся, афинейская плетения растерзающая; радуйся, рыбарския мрежи исполняющая. Радуйся, из глубины неведения извлачающая; радуйся, многи в разуме просвещающая. Радуйся, кораблю хотящих спастися; радуйся, пристанище житейских плаваний. Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 10
Спасти хотя мир, Иже всех Украситель, к сему самообетован прииде, и Пастырь сый, яко Бог, нас ради явися по нам человек: подобным бо подобное призвав, яко Бог слышит: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Тебе прибегающим: ибо небесе и земли Творец устрои Тя, Пречистая, вселься во утробе Твоей, и вся приглашати Тебе научи: Радуйся, столпе девства; радуйся, дверь спасения. Радуйся, начальнице мысленнаго наздания; радуйся, подательнице Божественныя благости. Радуйся, Ты бо обновила еси зачатыя студно; радуйся, Ты бо наказала еси окраденныя умом. Радуйся, тлителя смыслов упраждняющая; радуйся, Сеятеля чистоты рождшая. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, добрая младопитательнице девам; радуйся, невестокрасительнице душ святых. Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 11
Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Царю Святый, ничтоже совершаем достойно, яже дал еси нам, Тебе вопиющим: Аллилуиа.
Икос 11
Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим Святую Деву, невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся, зарею ум просвещающая, званием же почитаемая, сими: Радуйся, луче умнаго Солнца; радуйся, светило незаходимаго Света. Радуйся, молние, души просвещающая; радуйся, яко гром враги устрашающая. Радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение; радуйся, яко многотекущую источаеши реку. Радуйся, купели живописующая образ; радуйся, греховную отъемлющая скверну. Радуйся, бане, омывающая совесть; радуйся, чаше, черплющая радость. Радуйся, обоняние Христова благоухания; радуйся, животе тайнаго веселия. Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 12
Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздрав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Твое Рождество, хвалим Тя вси, яко одушевленный храм, Богородице: во Твоей бо вселився утробе содержай вся рукою Господь, освяти, прослави и научи вопити Тебе всех: Радуйся, селение Бога и Слова; радуйся, святая святых большая. Радуйся, ковчеже, позлащенный Духом; радуйся, сокровище живота неистощимое. Радуйся, честный венче царей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных. Радуйся, церкве непоколебимый столпе; радуйся, Царствия нерушимая стено. Радуйся, Еюже воздвижутся победы; радуйся, Еюже низпадают врази. Радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение. Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 13
О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос: Ангел предстатель… и 1-й кондак: Взбранной Воеводе…
Молитвы
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, помощнице еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй святейшия патриархи православныя, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум, и очи сердечнии, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
О, Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.