Что значит работа в команде своими словами
Нужно ли подчиняться решению большинства: особенности командной работы
Что такое команда, командная работа и чем она выгодна для компании?
Как думаете: смог бы один человек без команды построить целую империю? Конечно, нет. Каждая история успеха связана со слаженной командой. Значит, всем, кто стремится к великим свершениям, нужно уметь строить команду, работать с командой и в команде.
Поговорим о том, что такое командная работа, и какой должна быть работа с командой, чтобы это было максимально эффективно.
Разберемся с тем, что дает компании команда, какую роль играет команда для всей организации и для каждого отдельно взятого сотрудника.
Чем командная работа отличается от обычного взаимодействия между людьми
В каком случае люди взаимодействуют в рамках бытовых или рабочих ролей и условий, а в каком происходит командное взаимодействие? С какого момента на работе начинает происходить работа с командой и что такое команда?
Сначала термин «команда» применялся к спортсменам, сейчас активно используется в бизнесе. Командой называют небольшие группы, от трех до двенадцати человек, у которых одна общая цель или общие правила и интенсивное взаимодействие между участниками.
Командной работой считается эффективная и продуктивная деятельность, нацеленная на определенный результат. Командой может называться войско, которое нацелено на победу над противником: чтобы победить, нужно делать все слаженно и сообща. Вместе команду держит одна цель.
Главные черты команды
Определим главные черты команды. Это:
Исходя из характеристик команды, видим, что команда – не простое взаимодействие между рядом находящимися людьми. Люди, которые сидят в одном кабинете или сотрудничают в работе над одним проектом далеко не всегда являются командой.
Командная работа – это труд группы людей, сосредоточенных вокруг какой-либо задачи, а работа с командой – это работа с автономной единицей, внутри которой свои правила и взаимоотношения.
Принципы и особенности команды
Исследователям удалось определиться с принципами команды. Это:
Было доказано, что чем меньше команда, тем она продуктивнее. Команды до 5 человек работают быстрее. Большая команда более функциональна. Но чтобы она держалась и эффективно функционировала, важно профессионально установить роли и правила внутри команды.
Почему команда лучше, чем сотрудничество
Команда эффективнее сотрудничества и это стремятся использовать в целях повышения эффективности организации. Поэтому от лидеров требуется умение создавать команды и работать с командами.
В чем конкретно эффективность команды?
Отдельный человек ограничен полномочиями и компетенциями. В команде, где присутствуют люди с разными полномочиями и профилями, можно выйти на нестандартную идею, которая способна родиться только на стыке компетенций. Причем, команда способна не только найти идею, но и реализовать ее.
Эффект синергии возможен только в команде, значит, совместная работа команды способна дать больше эффекта компании, чем если каждый будет работать сам по себе.
Команда менее подвержена внешнему влиянию, а значит, крепче.
В команде остаются только взвешенные идеи, поскольку каждая из поступающих тщательно обсуждается и поддается многостороннему анализу. Обсуждается как вся идея, так и ее детали, поэтому меньше вероятности появления ошибок.
В командной работе устраняют ошибки, поскольку все они более заметны, чем при работе одному. За собой труднее замечать недочеты.
Наконец, команда – тот сегмент, который способен реализовать каждого сотрудника лучшим образом. Формирование команд – это самое желательное и логичное, что может произойти с рабочим коллективом, поэтому работа с командой для любого руководителя должна быть одним из обязательных навыков. Часто бывает, что команда благодаря своей синергии способна заменить собой одного очень креативного и высококлассного специалиста, оплата труда которого компании не по карману.
Повышение эффективности каждого
Команда обладает еще одним удивительным эффектом – работа в команде способна увеличить эффективность отдельного сотрудника. Хорошая команда способна повысить эффективность отдельного участника не только на время командной работы, но и вне команды. Вот почету так эффективны тренинги по работе в команде и игры на командообразование – после них каждый становится эффективнее. Опыт пребывания в команде настолько силен, что для эффекта бывает достаточно даже нескольких часов командообразующей игры.
Теперь только представьте, насколько лучше, эффективнее и гармоничнее становится человек, который постоянно работает в команде.
Работа в команде делает каждого более открытым и терпимым, учит взаимодействовать с другими людьми, налаживать связи и эффективно сотрудничать. В команде нужно подчиняться решению большинства, и это воспитывает в человеке адекватное восприятие мира, учит логическому и критическому мышлению. Человек в команде учится проявлять эмпатию, развивает эмоциональный интеллект, учится слушать, уважать, понимать других.
Умение работать в команде является положительной характеристикой сотрудника. Такие специалисты высоко ценятся на рынке труда.
В свете выше сказанного, командная работа – это с одной стороны мощный инструмент для достижения компанией своих целей, с другой – средство повышение личной эффективности каждого участника команды.
Командная работа и общий успех
Приведем реальные исторические примеры успеха, который был достигнут благодаря слаженной работе команды.
Стив Джобс и компания «Pixar»
Джобс приобрел себе небольшую компанию в конце 90-х. Компания производила компьютеры. Офис находился в здании, где было три отдельных помещения – для аниматоров, компьютерщиков и руководителей. Казалось бы, все удобно. Но Джобс не успокоился, пока не нашел способ разместить всех в одном помещении. Поместив всех в одно открытое пространство, где они могли бы общаться и совместно решать задачи, Джобс не прогадал, а попал в самую точку. Коллеги почувствовали себя одним целым, способным создать нечто великое. Что из этого получилось – известно всем.
The Rolling Stones: у каждого своя роль
Легендарные The Rolling Stones не теряют популярности уже более 50-ти лет. Своим секретом музыканты делились не раз – он в командном подходе. Перед каждым туром группа готовится вместе на протяжении двух месяцев. Подготовка представляет из себя постоянные интенсивные репетиции. На репетициях участники отрабатывают общий ритм. Кейт Ричардз делился, что он следит за играющей рукой Чарльза Уоттса, чтобы поймать момент, если он сбивается, подает знак Ронни Вуду, что нужно подстроиться под ритм. Каждый знает свою роль и каждый дополняет друг друга.
Интересное наблюдение от Google
Однажды в Google провели исследование секретов успеха идеальных команд компании и к своему удивлению пришли к выводу, что сила не в подборе кадров, как все полагали, а в присутствии чувства психологической безопасности каждого участника команды. Каждый сотрудник должен верить в то, что команда – безопасное место для возможности чувствовать себя комфортно, быть открытым, доверять, обсуждать идеи и черпать вдохновение друг у друга.
Правила участников команды
В команде существуют правила, благодаря которым команда существует и остается командой. Рассмотрим основные:
Плюсы и минусы командной работы
У командной работы есть свои преимущества и недостатки. О преимуществах мы уже говорили, а недостатки не упоминали. Соберем теперь вместе плюсы и минусы.
Преимущества командной работы:
Есть у командной работы и недостатки:
Специалисты ManGO! Games могут сформировать факторы успеха для командной работы в вашей компании, разработать тренинги, а также укрепить командный дух в ходе деловой игры. С примерами работ можно ознакомиться в портфолио, а с нашими тренерами – на ютуб-канале.
Не умение работать в команде. Умеете ли вы работать в команде: что это значит на самом деле? Как происходит разделение работы в команде
Давно уже ученые социологи и психологи установили, что человек – существо коллективное и социальное. Если человек не может общаться и ладить с другими людьми означает лишь одно – или он гений, и не нуждается в присутствии посторонних, или он просто безнадежный и несчастный человек. Поэтому умение общаться, умение работать в команде даже является обязательным пунктом в анкете при приеме на работу. Именно это качество определяет способность работать в команде и действовать сообща. В этой статье мы рассмотрим, что приобретет ваша фирма, если коллектив ее будет работать, объединившись в команду.
Чем командная работа отличается от обычного взаимодействия между людьми
В каком случае люди взаимодействуют в рамках бытовых или рабочих ролей и условий, а в каком происходит командное взаимодействие? С какого момента на работе начинает происходить работа с командой и что такое команда?
Сначала термин «команда» применялся к спортсменам, сейчас активно используется в бизнесе. Командой называют небольшие группы, от трех до двенадцати человек, у которых одна общая цель или общие правила и интенсивное взаимодействие между участниками.
Командной работой считается эффективная и продуктивная деятельность, нацеленная на определенный результат. Командой может называться войско, которое нацелено на победу над противником: чтобы победить, нужно делать все слаженно и сообща. Вместе команду держит одна цель.
Группа или команда
Итак, попробуем сравнить группу на начальном этапе развития (формальную группу, далее просто “группу”) и группу на стадии развития команды (рабочую группу с субкультурой «команда», далее просто “ команда ”).
Руководители групп и лидеры команд
Поведение лидера команды отличается от поведения руководителя группы. Надо сказать, что в стиле поведения человека отражаются те его ценности, которым он привержен. Учитывая стремительность организационных изменений сегодняшнего дня, а также меняющиеся потребности людей, очень важно, чтобы те, кто находится у руля, регулярно проводили переоценку своего стиля руководства и при необходимости вносили в него коррективы. Это единственный способ приспособиться к меняющемуся миру и надолго сохранить свои качества лидера. Взгляните, насколько отличается лидерство в команде от руководства группой, и после этого сделайте выбор в пользу командной работы.
Продолжайте меняться до тех пор, пока не добьетесь желаемого. Всегда будьте начеку и ищите дополнительные пути улучшения своего стиля руководства детским коллективом. Вы всегда можете улучшить существование детей в их коллективе, сделав их чуть более самостоятельными.
Главные черты команды
Определим главные черты команды. Это:
Исходя из характеристик команды, видим, что команда – не простое взаимодействие между рядом находящимися людьми. Люди, которые сидят в одном кабинете или сотрудничают в работе над одним проектом далеко не всегда являются командой.
Командная работа – это труд группы людей, сосредоточенных вокруг какой-либо задачи, а работа с командой – это работа с автономной единицей, внутри которой свои правила и взаимоотношения.
Какие навыки нужны
Если вы еще не представляйте, способны ли к совместной работе, то лучше всего узнать это на опыте. Допустим, сегодня существует достаточно много волонтерских организаций. В них можно попробовать себя, еще и с пользой для общества. Но если отталкиваться от личностных качеств, то стоит отметить, что они играют не последнюю роль. Вы готовы к такой работе, если:
Я перечислила вам эти пункты для того, чтобы сформировать некое представление об участнике команды. Вы уже должны представлять, что это за человек и являетесь ли вы им.
Принципы и особенности команды
Исследователям удалось определиться с принципами команды. Это:
Было доказано, что чем меньше команда, тем она продуктивнее. Команды до 5 человек работают быстрее. Большая команда более функциональна. Но чтобы она держалась и эффективно функционировала, важно профессионально установить роли и правила внутри команды.
Почему команда лучше, чем сотрудничество
Команда эффективнее сотрудничества и это стремятся использовать в целях повышения эффективности организации. Поэтому от лидеров требуется умение создавать команды и работать с командами.
В чем конкретно эффективность команды?
Отдельный человек ограничен полномочиями и компетенциями. В команде, где присутствуют люди с разными полномочиями и профилями, можно выйти на нестандартную идею, которая способна родиться только на стыке компетенций. Причем, команда способна не только найти идею, но и реализовать ее.
Эффект синергии возможен только в команде, значит, совместная работа команды способна дать больше эффекта компании, чем если каждый будет работать сам по себе.
Команда менее подвержена внешнему влиянию, а значит, крепче.
В команде остаются только взвешенные идеи, поскольку каждая из поступающих тщательно обсуждается и поддается многостороннему анализу. Обсуждается как вся идея, так и ее детали, поэтому меньше вероятности появления ошибок.
В командной работе устраняют ошибки, поскольку все они более заметны, чем при работе одному. За собой труднее замечать недочеты.
Наконец, команда – тот сегмент, который способен реализовать каждого сотрудника лучшим образом. Формирование команд – это самое желательное и логичное, что может произойти с рабочим коллективом, поэтому работа с командой для любого руководителя должна быть одним из обязательных навыков. Часто бывает, что команда благодаря своей синергии способна заменить собой одного очень креативного и высококлассного специалиста, оплата труда которого компании не по карману.
Что включает в себя способность работать в команде
Данный навык желает видеть у кандидата при собеседовании каждый руководитель. Чем же он хорош? И что вообще включает в себя? Сейчас об этом поговорим.
Впервые мне довелось ощутить на себе командную работу во время учебы в институте. Из нас готовили руководителей, которые должны изначально представлять данный процесс изнутри. И могу вам сказать, в начале это непросто, но жутко интересно! Со временем, справляясь с каждым заданием, вовлекаешься в процесс, и становится значительно проще.
Конечно, это несколько разные вещи: задачи в рамках учебы и работы. На практике в работе я поняла, что не все так легко. Не каждому сотруднику возможно объяснить, как необходимо коллективно работать. И также не каждый человек для этого подходит. Подробнее мы поговорим далее. Для тех, кому не дан командный дух, существуют другие задания, которые стоит им назначить.
Итак, каждый участник должен соблюдать некоторые правила, которые влияют на всю работу в целом.
Правила командной работы
Повышение эффективности каждого
Команда обладает еще одним удивительным эффектом – работа в команде способна увеличить эффективность отдельного сотрудника. Хорошая команда способна повысить эффективность отдельного участника не только на время командной работы, но и вне команды. Вот почету так эффективны тренинги по работе в команде и игры на командообразование – после них каждый становится эффективнее. Опыт пребывания в команде настолько силен, что для эффекта бывает достаточно даже нескольких часов командообразующей игры.
Теперь только представьте, насколько лучше, эффективнее и гармоничнее становится человек, который постоянно работает в команде.
Работа в команде делает каждого более открытым и терпимым, учит взаимодействовать с другими людьми, налаживать связи и эффективно сотрудничать. В команде нужно подчиняться решению большинства, и это воспитывает в человеке адекватное восприятие мира, учит логическому и критическому мышлению. Человек в команде учится проявлять эмпатию, развивает эмоциональный интеллект, учится слушать, уважать, понимать других.
Умение работать в команде является положительной характеристикой сотрудника. Такие специалисты высоко ценятся на рынке труда.
В свете выше сказанного, командная работа – это с одной стороны мощный инструмент для достижения компанией своих целей, с другой – средство повышение личной эффективности каждого участника команды.
Навыки командной игры для рядового игрока
Работа в команде требует от человека наличия достаточно большого количества специфических навыков. Учитывая объем материала, расскажем о них в сжатой форме с указанием самого главного.
Итак, чтобы быть полезным, важным и ценным игроком, развивайте следующие компетенции:
С энтузиазмом беритесь за мелочи
Командный игрок никогда не оставит кулер без воды, допив последний стаканчик, никогда не оставит принтер или копир без бумаги, если она закончилась. Такого человека коллеги не будут считать «своим». Если ваши товарищи не могут на вас положиться даже в таких мелочах, что уж говорить о серьезных проектах и задачах. Чтобы заслужить репутацию командного игрока, даже самые, казалось бы, незначительные дела, например, по офису должны иметь для вас значение.
Будьте любопытным
Естественно, имеется в виду здоровая любознательность. Это значит, что когда смысл какого-то вопроса не лежит на поверхности, всегда нужно задавать вопросы, чтобы до него добраться, и стремиться к конструктивному диалогу с любым собеседником. Данное качество нельзя путать с выуживанием сведений и назойливостью, т.к. они лишь мешают в работе и жизни, создавая бессмысленные преграды. Любопытство означает постоянный интерес к недостающей информации и пополнение своих знаний для последующего практического применения.
Будьте надежным
Надежность – одно из наиболее важных качеств любого командного игрока и члена коллектива. Если на вас можно рассчитывать, если вы обязательны и пунктуальны, вас будут ценить, как ключевого игрока. Старайтесь всегда укладываться в сроки и вовремя заканчивать работу. Последовательность, надежность и компетентность гарантируют вам расположение окружающих, коллег и руководителей. На вас должны без опаски рассчитывать точно так же, как вы рассчитываете на любого другого члена команды, всегда выполняющего свои обязательства и держащего слово.
Будьте гибким
В достижении личных и командных целей всегда нужно проявлять гибкость. В случаях, когда требуется решить незапланированную срочную задачу, прийти пораньше в офис или, наоборот, остаться до глубокой ночи, не нужно этому противиться и воспринимать в штыки. Даже если это мешает вашим планам, иногда полезно жертвовать ими ради общего блага. Это покажет вашу верность команде и командным целям. Изменения в условиях работы – норма, а иногда даже и суть командной деятельности. Хороший командный игрок алертен и легко адаптируется к меняющимся обстоятельствам. Здесь нет места жалобам, унынию и распространению негатива. Психологическая гибкость – залог успеха в любой коллективной работе.
Вносите разнообразие
Рабочая атмосфера, планы, задачи, дедлайны, стрессы и большие нагрузки – это факторы, зачастую не позволяющие найти время и силы на банальное налаживание контакта с другими членами команды. Используйте любую свободную минуту, обеденный перерыв, поездку в лифте для неформального общения с коллегами. Так вы сможете вывести отношения на более высокий уровень. Главное – проявляйте инициативу.
Узнавайте коллег
Чем лучше вы будете знать партнеров по команде, тем лучше будут ваши отношения и тем более сплоченным будет коллектив. Кроме того, тесный контакт с коллегами обеспечит постоянную взаимовыручку. К примеру, если вдруг вашему напарнику нужно срочно уехать по семейным обстоятельствам, вы можете предложить ему закончить отчет за него. В дальнейшем и к вам отношение будет подобающим.
Уважайте коллег
В любой эффективной команде все уважают друг друга. Уважение предполагает вежливое и обходительное отношение к окружающим, причем это отношение должно быть не только постоянным, но еще и искренним. В дополнение к уважению командный игрок должен демонстрировать понимание, поддержку и готовность прийти на помощь. Не должно быть никаких условий, при которых вы ведете себя иначе. Даже в острых и конфликтных ситуациях нельзя забывать об уважении личности, работы и позиции другого человека.
Помогайте конструктивно
В случае возникновения у коллег проблем, связанных с проектами, клиентами, планами и т.д. предлагайте только конструктивные варианты их решения. Даже если ваши познания в теме глубоки, не демонстрируйте своего превосходства, а давайте только ту информацию, которая поможет получить гарантированный результат. Это качество будет говорить о вас, как о ценном члене команды. Стоит заметить также, что хороший командный игрок охотно делится с членами коллектива тем, что знает и умеет. О любых интересных задумках он по собственной инициативе информирует каждого, кто причастен к делу.
Слушайте и слышьте
Командный игрок – это человек, налаживающий взаимодействие с другими членами команды посредством своего умения слушать и слышать. Культивируйте в себе способность прислушиваться к мнениям и позициям окружающих, независимо от того, разделяете вы их или нет. Помните: каждый хочет, чтобы его услышали и поняли. Давайте людям такую возможность, и уважение к вам будет расти с каждым днем. Но навык активного слушания требует внимания и развития (почитайте об этом здесь), что предполагает принятие сторонних идей, вникание в их суть, а также критическую оценку.
Участвуйте в корпоративной жизни
По большей части этот совет относится к совещаниям, групповым встречам, брифингам и т.д. В процессе любого такого события проявляйте активность, смело высказывайте свои предложения, замечания и идеи. Озвучивание мыслей скажет о вас как об активном помощнике, игроке, интересующемся жизнью команды, человеке, готовом принимать решения и брать за них ответственность. К любому мероприятию нужно готовиться, в любом обсуждении – обязательно принимать участие. Эффективный член команды всегда рассуждает с позиции «А что конкретно я могу сделать для успеха моей команды?» и действует соответствующим образом.
Решайте проблемы
Работать в команде – это значит быть готовым к решению различного рода проблем и поиску выхода из сложных ситуаций. Важнейшее качество командного игрока – не передавать ответственность кому-либо в надежде, что он решит вопрос, а самому делать все возможное для его решения и для поддержки партнеров. Но и кооперацией пренебрегать не следует, ведь достойного результата порой можно достичь только общими усилиями. Эффективный игрок берет во внимание различия в стилях работы, мнениях и характерах, и уже на основе этого вырабатывает собственные методы сотрудничества.
Будьте проще
В коллективной работе нередки ситуации, когда люди чувствуют несправедливость по отношению к себе, отчего начинают заниматься саможалением, обижаются, теряют уверенность в себе. Командный игрок всегда старается быть проще и ничего не принимать лично на свой счет. Лучший вариант в любой непонятной и неприятной ситуации – признать то, что есть вещи, которые от вас не зависят, и если кто-то в чем-то вас упрекает, это ради блага команды, а не для того чтобы вас оскорбить или задеть. Сюда же относится и умение адекватно воспринимать критику – при правильном подходе из нее можно извлечь немало пользы для себя.
Поддерживайте моральный дух
Работать в команде значит поддерживать позитивный настрой в коллективе и культивировать благоприятную атмосферу, а также всегда открыто подмечать успехи своих коллег. Несмотря на то, что подобные задачи касаются и лидера команды (в том числе и неформального), рядовой игрок тоже должен их выполнять. Команда же в свою очередь будет отвечать взаимностью человеку, которому не все равно, что творится внутри коллектива. От психологического микроклимата в команде напрямую зависят ее результаты и достижение целей.
Ориентируйтесь на конечный результат
Чтобы заслужить репутацию ценного члена коллектива и вместе с этим помочь себе и команде достичь целей, необходимо обладать стратегическим мышлением. При выполнении любых действий нужно держать в сознании конечную цель – то, ради чего затеяно то или иное предприятие. Только четкие ориентиры в виде конкретного результата помогут подняться на новый уровень и преодолеть любые сложности и преграды на пути. Стремитесь формировать объективный взгляд на вещи и расширять свое видение, чтобы наблюдать картину в целом и контролировать свой прогресс.
Будьте преданны команде
Сильный командный игрок никогда не будет равнодушен к своей работе, команде и ее деятельности. Он всей душой радеет и заботится обо всем этом, и это отношение постоянно. Будучи полноценным членом коллектива, стремитесь делать все, что от вас зависит, для достижения успеха, требуя того же самого от своих коллег. Не важно, какой у вас характер, лидер вы, заводила или любитель поразмышлять в одиночестве, ни в коем случае нельзя оставаться пассивным. Вас должно заботить то, что делает ваша команда, вам нужно самоотверженно вкладывать свою лепту на благо процесса, вас не должны подгонять и уж тем более заставлять работать.
Верность команде является, пожалуй, одним из самых серьезных и важных качеств командного игрока. Стремитесь смотреть на свои действия с позиции эффективности для всего коллектива, и немедленно их корректировать в случае необходимости. Только ваш личный вклад позволит команде одержать победу. И именно эта победа должна заряжать вас энергией и мотивировать на максимально активные и продуктивные действия. Эффективный командный игрок понимает это, и использует это «топливо» настолько, насколько это возможно.
Подытоживая первый раздел урока, отметим, что для достижения действительно серьезных результатов команда должна состоять из сильных игроков, и не испытывать в них дефицита. Эксперты и специалисты по командообразованию время от времени расходятся во мнениях по поводу качеств командного игрока, однако мы постарались подойти к этому вопросу комплексно, осветив наиболее, на наш взгляд, важные из них. Теперь у вас есть ясное представление о том, кто есть идеальный командный игрок.
Но, как и следует полагать, командообразрвание включает в себя не только формирование навыков, компетенций и качеств, необходимых обычному игроку, но также и тех, которые нужны лидеру или руководителю команды. Эта должность, а точнее – позиция – более ответственна, ведь приходится быть стержнем коллектива и его опорой, приходится управлять людьми и быть примером того, каким должен быть командный игрок.
Командная работа и общий успех
Приведем реальные исторические примеры успеха, который был достигнут благодаря слаженной работе команды.
Стив Джобс и
Джобс приобрел себе небольшую компанию в конце 90-х. Компания производила компьютеры. Офис находился в здании, где было три отдельных помещения – для аниматоров, компьютерщиков и руководителей. Казалось бы, все удобно. Но Джобс не успокоился, пока не нашел способ разместить всех в одном помещении. Поместив всех в одно открытое пространство, где они могли бы общаться и совместно решать задачи, Джобс не прогадал, а попал в самую точку. Коллеги почувствовали себя одним целым, способным создать нечто великое. Что из этого получилось – известно всем.
The Rolling Stones: у каждого своя роль
Легендарные The Rolling Stones не теряют популярности уже более 50-ти лет. Своим секретом музыканты делились не раз – он в командном подходе. Перед каждым туром группа готовится вместе на протяжении двух месяцев. Подготовка представляет из себя постоянные интенсивные репетиции. На репетициях участники отрабатывают общий ритм. Кейт Ричардз делился, что он следит за играющей рукой Чарльза Уоттса, чтобы поймать момент, если он сбивается, подает знак Ронни Вуду, что нужно подстроиться под ритм. Каждый знает свою роль и каждый дополняет друг друга.
Интересное наблюдение от Google
Однажды в Google провели исследование секретов успеха идеальных команд компании и к своему удивлению пришли к выводу, что сила не в подборе кадров, как все полагали, а в присутствии чувства психологической безопасности каждого участника команды. Каждый сотрудник должен верить в то, что команда – безопасное место для возможности чувствовать себя комфортно, быть открытым, доверять, обсуждать идеи и черпать вдохновение друг у друга.
Навыки командной игры для руководителя
По аналогии с предыдущим разделом мы представим основную информацию о навыках, необходимых руководителю команды.
Будьте примером для команды
Есть две манеры поведения руководителя: первая заключается в том, что руководитель жалуется на непрофессионализм других членов команды и предъявляет к ним бесконечные претензии. Эта манера крайне неэффективна и ущербна. Вторая же как раз для нас с вами. Суть ее состоит в том, что руководитель перестает быть «жертвой», берет бразды контроля в свои руки и становится примером для всех остальных.
Работать в команде и быть в ней лидером означает то, что вы берете на себя обязательства и работает с такой силой и упорством, с какими только можете. Ежедневно демонстрируя команде свои лучшие качества и энтузиазм, вы повысите и свои собственные стандарты, и завоюете авторитет – станете тем, к кому будут прислушиваться и на кого ровняться.
Ко всему прочему у вас появится и право требовать от других того, что делаете вы сами. А это станет для ваших подопечных дополнительной мотивацией к развитию, личностному и профессиональному росту. Помните, что люди уважают, любят и ценят сильных людей, и вы всегда должны быть сильнее остальных.
Делитесь с командой энергией
Как вы и сами знаете, эмоции очень легко передаются от одного человека другому. Возьмите это удивительное свойство на вооружение и старайтесь пребывать только в хорошем настроении и бодром расположении духа. Не взаимодействуйте с коллегами в негативном настрое. Позитивные эмоции будут подпитывать вашу команду энергией и энтузиазмом. Вспоминайте о боевом духе – он эффективен не только во время военных действий, но и в работе и обычной жизни.
Если по какой-то причине приходится общаться с командой, будучи не в духе, во-первых, не срывайте зло на других. Во-вторых, говорите себе, что непричастные к вашему плохому настроению люди не должны испытывать дискомфорт при общении с вами. И, в-третьих, поскорее берите небольшой тайм-аут хотя бы на пятиминутное пребывание в одиночестве для расслабления и восстановления сил.
Есть еще одна полезная установка – возьмите ее на заметку. Звучит она так: «Плохое настроение и все проблемы оставляйте дома или где-то вне своей команды». Это действительно эффективный подход, а если превратить его в аффирмацию, совсем скоро быть на позитиве всегда, когда приходится работать, станет для вас совершенно естественным.
Помогайте команде
Работа в коллективе, как мы уже говорили, – это взаимопомощь. Но когда вы лидер, вы должны не просто помогать время от времени тому, кто столкнулся с затруднениями. Ваша задача – постоянно «мониторить», что происходит в команде, на каких стадиях находится выполнение разных задач, кто какого прогресса достиг. Одновременно с этим нужно давать указания членам команды и помогать в решении проблем (но и делать чужую работу не надо; нужно лишь направлять действия людей).
Обращайте внимание и на настроение и эмоциональное состояние своих людей. Проблемы в жизни могут быть у каждого, и умение подбодрить, поддержать и дать дельный совет дорого стоит (без навязчивости, естественно). Работайте над своими коммуникационными навыками, учитесь искать подход к разным людям, совершенствуйте свои умения и помогайте тому, кому приходится нелегко.
Взаимодействуйте с командой
В практике тимбилдинга и управления командой упор всегда ставится на хорошие взаимоотношения. Для создания и поддержания грамотной работы коллектива они могут послужить прочным фундаментом.
Время, проводимое с членами команды, нужно тратить не только на работу и решение сопутствующих вопросов, но и на выстраивание контактов, дружеское или хотя бы приятельское общение, поиск точек соприкосновения.
Даже если вы умнее всех, кто в вашей команде, без взаимопонимания не будет продуктивной игры. Иногда самые банальные вопросы типа «Как дела?», «Что нового?», «Как отдохнул?» могут придать человеку сил и желания работать с удовольствием.
Взаимодействуйте с командой на разных уровнях: от делового и рабочего до дружеского и раскрепощенного. Когда не будет напряжения, не будет и недопонимания. А при всеобщем понимании достигается эффект синергии, и десять человек могут сделать то, что под силу лишь пятидесяти.
Не расслабляйте команду
Ошибки свойственны всем людям. Пусть ваши подопечные не боятся их совершать под страхом серьезной взбучки. Но и спускать с рук ничего не следует. Ваши игроки должны уметь нести ответственность за свои действия. Наказание же может быть выражено в форме предупреждения, воспитательной беседы или штрафа. Ради интереса можно даже придумать карточки аналогичные футбольным.
Перегибать палку с дисциплиной тоже не стоит. Если ваша команда будет похожа на роту солдат-новобранцев, а вы – на брызжущего слюной сержанта, успех командной работы будет под большим сомнением. Чрезмерное давление, стресс, эмоциональный дискомфорт могут сгубить на корню самые многообещающие начинания.
Позволяйте команде критиковать
Критика всегда должна восприниматься как еще одна возможность стать лучше. Эффективная работа с критикой – это поведение взрослого, серьезного и умного человека. Она позволяет быть открытым для новых возможностей, идей и альтернатив. Если команда единогласно заявляет, что вы в чем-то не правы, к этому стоит прислушаться. Собственно, этот подход эффективен и в обычной жизни.
Если приходиться критиковать самому, делайте это так, чтобы не задеть чувств другого человека. Он должен понять, что вы хотите, чтобы он рос и развивался, а не стремитесь побольнее уколоть. Вежливость, обоснованность, тактичность, в некоторых случаях даже интимность – вот основные черты конструктивной критики.
Культивируйте доверие внутри команды
Эффективная работа в коллективе невозможно без доверия. В противном случае в команде будет царить угнетающая атмосфера, члены команды не будут верить друг другу, каждый будет друг друга в чем-то подозревать. Это в свою очередь породит беспомощность и хаос внутри организма, называемого командой.
Чтобы избежать любых негативных последствий старайтесь доверять своим людям, рассказывать что-то личное, беседовать по душам. И сами будьте готовы в любой момент выслушать и прийти на помощь. Хорошую команду можно смело назвать семьей, между членами которой выстроены доверительные, надежные, честные и открытые взаимоотношения.
Ставьте команду на первое место
Профессиональный руководитель и авторитетный лидер – этот человек, ставящий команду во главе угла в любой ситуаций. Личная выгода, эгоизм, эго и «для себя» отходят на последний план. Лучше всего вообще забыть о них раз и навсегда. Работа в команде – это упорный труд, постоянное саморазвитие и развитие коллег.
Не бывает идеальных людей, но бывают идеальные команды. Всегда помните об этом и имейте в виду, что без команды вы вряд ли достигнете тех успехов, к которым стремитесь. Большие планы, серьезные цели, сумасшедшие проекты – все это может быть реализовано лишь командой, но не одним человеком. Даже самые успешные и именитые бизнесмены, политики, ученые и спортсмены работают в команде.
Эффективная команда – это залог успеха любого начинания. Будучи уникальным организмом, она способна принимать правильные решения и решать поставленные задачи. В действительности не имеет значения, являетесь вы лидером и руководителем или просто командным игроком, формирование нужных качеств играет основополагающую роль в деятельности любого человека, работающего в группе людей и стремящегося к улучшению своих личностных и профессиональных навыков.
Учитывая то, что во всех наших курсах мы стремимся делать упор на практику, не стало исключением и командообразование. Тренинг поможет вам в изучении всех тонкостей этого процесса, и уже сейчас мы предлагаем вам оценить свои способности к работе в команде.