Что значит работа стационарная

Когда место будет стационарным

Что значит работа стационарная

О рганизации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленным признается любое территориально удаленное от организации подразделение, если по месту его нахождения оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). Между тем вопрос, является ли конкретное рабочее место стационарным, до сих пор вызывает ожесточенные споры. Посмотрим, что думают по этому поводу чиновники.

Признаки стационарного рабочего места

Понятие рабочего места в НК РФ не прописано, поэтому на основании п. 1 ст. 11 НК РФ воспользуемся определением, приведенным в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ).

Рабочее место – это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ).

Рабочее место, созданное на срок более одного месяца, считается стационарным (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Под оборудованием стационарного рабочего места обычно подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей. Данный вывод содержится в письмах Минфина России от 23.05.2013 № 03-02-07/1/18299, от 20.05.2013 № 03-02-07/1/17743, от 18.03.2013 № 03-02-07/1/8192, от 01.08.2012 № 03-02-07/1-194, от 01.03.2012 № 03-02-07/1-50, от 18.01.2012 № 03-02-07/1-20, от 16.12.2011 № 03-04-06/3-346, от 01.08.2011 № 03-02-07/1-269, от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265 и ФНС России от 18.01.2011 № ПА-4-6/449.

Исходя из вышеизложенного основные признаки стационарного рабочего места следующие:

Обособленное подразделение признается таковым вне зависимости от формы организации работы, от конкретных работников, выполняющих определенную работу, срока нахождения конкретного работника на стационарном рабочем месте (письмо Минфина России от 03.07.2013 № 03-03-06/1/25485).

Если создано только одно место

Создание одного рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения. На это было указано в письмах Минфина России от 05.08.2005 № 03-02-07/1-211, МНС России от 29.04.2004 № 09-3-02/1912, УФНС России по г. Москве от 20.10.2010 № 16-15/110055 и от 31.03.2010 № 16-15/033302@.

Дело в том, что определение обособленного подразделения, приведенное в ст. 11 НК РФ, одним из критериев которого значится оборудование стационарных рабочих мест, поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, в определении словосочетание «рабочее место» употребляется и в единственном числе.

Командировки

Служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ч. 1 ст. 166 ТК РФ).

Чиновники утверждают, что форма организации работ (командировка или иная), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет по месту нахождения его обособленного подразделения. Указанный вывод содержится в письмах Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-250, № 03-02-07/1-249, от 24.09.2010 № 03-02-07/1-425, от 17.03.2010 № 03-02-07/1-114 и ФНС России от 19.01.2012 № ПА-4-6/604@.

Среди налоговиков бытует мнение, что выполнение работ на объекте, находящемся вне местонахождения налогоплательщика, приводит к созданию стационарных рабочих мест. По нашему мнению, создание рабочего места на какой-то территории возможно лишь в случае, если в отношении него организация имеет соответствующие права (право собственности или право пользования).

Арбитры установили, что доказательства наличия объектов недвижимости на праве собственности либо аренды (или ином праве), по месту которых могли быть оборудованы рабочие места, не представлены. При этом направление работников общества в командировку не свидетельствует о создании в месте командировки рабочего места как признака обособленного подразделения организации (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2005 № А05-11368/04-9).

Вопрос о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения решается с учетом договора, на основании которого организация осуществляет деятельность, отправляя работников в командировку, фактического характера отношений между организацией и ее работниками и других обстоятельств (письмо Минфина России от 19.07.2012 № 03-02-07/1-181).

Заключение договора подряда само по себе не свидетельствует о создании организацией обособленного подразделения по месту осуществления подрядных работ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2010 по делу № А05-9705/2009).

Если организация направляет своих сотрудников в служебную командировку для выполнения работ без создания стационарных рабочих мест, то обязанности по постановке на учет по месту выполнения работ не возникает (письма Минфина России от 25.12.2009 № 03-02-07/1-572 и от 10.04.2009 № 03-02-07/1-176). Однако однозначный вывод можно сделать, только если продолжительность работ в одном населенном пункте составляет не более одного месяца (письмо Минфина России от 10.07.2008 № 03-02-07/1-271).

Помните, что при возникновении у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговой инспекцией (п. 9 ст. 83 НК РФ).

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2012 по делу № А32-4519/2011 прозвучало, что понятие «стационарности» не связано с правами на недвижимость, а определяется сроком, на который создано рабочее место. При этом норма права не придает значения форме организации работ (в данном случае командировке), сроку нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте, месту приема на работу и выплаты заработной платы.

Охранные предприятия

Неоднозначен вопрос и о частных охранных предприятиях (далее – ЧОП). Спор возникает по поводу законности признания постов охраны обособленными подразделениями.

Здесь хотелось бы напомнить, что согласно ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочее место прямо или косвенно находится под контролем работодателя. По нашему мнению, такой контроль предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию, владению помещением.

Суд отметил, что охранное предприятие не арендует на территории заказчика рабочие места – помещения и прочее имущество. Согласно заключенному договору предоставление служебных и подсобных помещений, оборудования, инвентаря, средств связи является обязанностью заказчика. Все действия заказчика направлены на обеспечение его собственной безопасности, непосредственные исполнители оказываемых услуг (охранники) с заказчиком трудовыми отношениями не связаны и не закрепляются на конкретных постах. При этом в ходе исполнения договорных обязательств по охране объекта на территории заказчика заявитель не имеет возможности контролировать своих работников. Таким образом, посты охраны не отвечают критериям рабочего места. Указанный вывод содержится в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2011 по делу № А27-15865/2010 и от 08.08.2011 по делу № А27-15867/2010, Московского округа от 20.12.2010 № КА-А41/15744-10 и от 02.03.2009 № КА-А40/817-09.

Минфин России в письме от 05.10.2012 № 03-02-07/1-238 также указал, что если на постах охраны отсутствует имущество, принадлежащее ЧОП, заказчик создает условия для осуществления исполнителем охранных услуг, а рабочее место охранника не подконтрольно работодателю, то отсутствуют основания для признания соответствующего поста охраны обособленным подразделением.

Дистанционные работники

Дистанционной работой является выполнение определенной трудовой функции вне места нахождения работодателя и его обособленного подразделения, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя. При этом взаимодействие работодателя и работника осуществляется через Интернет либо иные информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ).

Как видите, в определении дистанционной работы имеются признаки, отличные от характерных показателей обособленного подразделения организации (письма Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25829 и от 01.07.2013 № 03-02-07/1/24992).

Надомники

Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет (ч. 1 ст. 310 ТК РФ).

Для нас представляет интерес письмо Минфина России от 24.05.2006 № 03-02-07/1-129. Чиновники напомнили, что в соответствии со ст. 209 ТК РФ рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Поэтому если организацией не создается стационарное рабочее место для выполнения трудовых функций ее работником, то никакой речи об обособленном подразделении идти не может.

В разъяснениях Минфина России, данных в письме от 21.07.2005 № 03-01-10/6-334, также прозвучало, что работа на дому происходит без оборудования этому лицу стационарного рабочего места и, соответственно, не может рассматриваться в качестве возникновения обособленного подразделения организации.

Однако в более поздних письмах чиновники уходили от ответа на вопрос об обособленном подразделении по месту жительства надомника, отмечая лишь, что в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом. Речь здесь идет о письмах Минфина России от 18.03.2013 № 03-02-07/1/8192, от 07.06.2012 № 03-02-07/1-137, от 05.05.2012 № 03-02-07/1-109.

При этом в разъяснениях, приведенных в письмах Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-252 и ФНС России от 18.01.2011 № ПА-4-6/449, упомянуто, что на основании ч. 2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности проживающими в нем гражданами.

Арбитры согласились с мнением, изложенным в письме Минфина России от 24.05.2006 № 03-02-07/1-129, о том, что место выполнения трудовой функции надомника не признается обособленным подразделением (постановление ФАС Московского округа от 03.12.2010 № КА-А40/15062-10).

Рабочее место надомника не является обособленным подразделением, т.к. указанное место создается не работодателем, ему не принадлежит (нет договора аренды) и не подконтрольно организации. Тем не менее подобная позиция может привести к судебным спорам с налоговыми органами.

Банкоматы

Банкомат – это электронный программно-технический комплекс, предназначенный для совершения операций без участия уполномоченного работника кредитной организации (п. 1.3 Положения ЦБ РФ от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»).

Как видите, банкомат не подпадает под определение рабочего места и поэтому не является обособленным подразделением организации (письмо ФНС России от 29.12.2006 № ШТ-6-09/1275@).

Склад

Налоговики не делают никаких скидок для складских помещений организаций. К примеру, в письме Минфина России от 23.01.2013 № 03-02-07/1-15 сказано, что если адреса офисного и складского помещений отличаются, то при наличии признаков, указанных в п. 2 ст. 11 НК РФ, это может привести к созданию обособленного подразделения организации.

Если же место нахождения склада организации территориально не обособлено от места нахождения организации, то в отношении этого склада отсутствуют признаки обособленного подразделения (письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03-02-07/1/26374).

Разъездная работа

Разъездной характер работы – это осуществление регулярных служебных поездок (курьерами, торговыми агентами, почтальонами и т.д.). При этом не редкость, когда организации заключают трудовые договоры с работниками для разъездной работы в других городах либо субъектах РФ. В связи с этим появляется вопрос: возникают ли обособленные подразделения по месту выполнения трудовой функции каждого из этих работников?

Если указанные работники не будут осуществлять деятельность в офисе организации, то речи о создании стационарных рабочих мест идти не может. Ведь под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей (письма Минфина России от 20.05.2013 № 03-02-07/1/17743 и от 18.03.2013 № 03-02-07/1/8192). Так что в нашем случае оснований для постановки на учет организации в налоговом органе по месту осуществления указанной деятельности не возникает (письма Минфина России от 24.05.2013 № 03-02-07/1/18634, от 01.03.2012 № 03-02-07/1-50 и от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265).

Вахтовики

Вахтовый метод – это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания (ч. 1 ст. 297 ТК РФ). Вахтовый метод применяют при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также при осуществлении иной производственной деятельности (ч. 2 ст. 297 ТК РФ).

Местом работы при вахтовом методе считаются объекты (участки), на которых осуществляется непосредственная трудовая деятельность. На это указано в п. 1.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 № 794/33-82.

Форма организации работ (вахтовый метод или какой-либо иной), а также срок нахождения конкретного работника на созданном стационарном рабочем месте не имеют правового значения для образования обособленного подразделения (письма Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-249, от 05.08.2011 № 03-02-07/1-279, от 17.03.2010 № 03-02-07/1-114). Так что если деятельность организации с использованием вахтового метода осуществляется вне места ее нахождения в срок, превышающий один месяц, это приведет к созданию обособленного подразделения (письмо ФНС России от 19.01.2012 № ПА-4-6/604@). С учетом передвижного характера работ налоговым органом может быть принято решение о постановке организации на учет по первоначальному месту нахождения обособленного подразделения, без учета последующего изменения его места нахождения на территории одного субъекта Российской Федерации (письмо Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-250).

В Таблице ниже см. ответственность за нарушения, связанные с несвоевременной регистрацией обособленного подразделения.

Источник

Стационарное рабочее место в обособленном подразделении

Стационарное рабочее место в обособленном подразделении

Что значит работа стационарная

Похожие публикации

Создание стационарного рабочего места в обособленном подразделении является важным критерием, согласно которому производится признание обособленного подразделения таковым. Обособленное подразделение признается, независимо от того, было ли отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах компании, а также от полномочий, которыми наделяется данное подразделение.

Что считать стационарным рабочим местом?

Что есть стационарное рабочее место в обособленном подразделении? Каким критериям должно отвечать оно отвечать, чтобы считаться стационарным?

Что можно считать оборудованным стационарным рабочим местом в обособленном подразделении? Под оснащенностью рабочего места принято понимать создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, и как следствие, возможность исполнения таких обязанностей в созданных условиях.

Примеры признания рабочего места стационарным

Давайте разберемся на примерах. Часто у работодателей возникает вопрос о том, признавать ли место работы сотрудника, который трудится дистанционно, стационарным рабочим местом и, как следствие, признавать ли место работы удаленного работника обособленным подразделением.

Согласно Трудовому кодексу, дистанционной (удаленной) работой признается исполнение определенных трудовых обязанностей вне территории нахождения работодателя, любого обособленного структурного подразделения, вне стационарного рабочего места, а для поддержания связи и общения с работодателем используется связь через интернет. Таким образом, место работы удаленного сотрудника не признается стационарным, а место работы такого работника не признается обособленным подразделением, так как имеются признаки, которые отличаются от признаков обособленного подразделения компании.

Рассмотрим второй пример. Работник направлен в командировку в другую компанию. Ему придется трудиться на территории другой компании длительное время, более месяца. Будет ли в таком случае рабочее место работника считаться стационарным, а как следствие, считать ли обособленным подразделением компании территорию другой организации?

Как правило, если работника направляют в командировку в другую компанию, то принимающая сторона берет на себя обязанность укомплектовать рабочее место для работника всем необходимым для выполнения работы.

Источник

Стационарное рабочее место

Рабочее место

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Термин «Рабочее место» определен статьей 209 ТК РФ: Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Обязательными для включения в трудовой договор являются: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения (Статья 57. «Содержание трудового договора» ТК РФ).

Понятие «Рабочее место» используется в налогообложении. Так, Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).

Соответственно, если вне места нахождения организации оборудованы стационарные рабочик места, то налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязанности по месту расположения подразделений.

На практике по этому вопросу могут быть спорные ситуации — например, когда работники осуществляют работы на временных строительных площадках, осуществляют ремонт на территории заказчика и т.д.

В таких ситуациях, требуется определять степень контроля работодателя за рабочими местами и иные факторы.

Определение термину «Рабочее место» имеется и в ряде других документов:

Рабочее место — участок помещения, на котором в течение рабочей смены или части ее осуществляется трудовая деятельность. Рабочим местом может являться несколько участков производственного помещения. Если эти участки расположены по всему помещению, то рабочим местом считается вся площадь помещения (п. 3.2. «СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы» (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 N 21)).

Стационарное рабочее место — это рабочее место, расположение, а также техническое оснащение которого имеют стационарный характер, то есть рабочее место связано с определенным цехом или участком работ;

Нестационарное рабочее место — это рабочее место, месторасположение которого, а также его техническое оснащение имеют нестационарный характер, то есть рабочее место связано с определенным строительным объектом или эксплуатируемым сооружением, а техническое оснащение является мобильным или переносным (Приложение Б «СП 12-133-2000. Безопасность труда в строительстве. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве» (принят и введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 31.03.2000 N 26)).

Пример из судебной практики

Субподрядчик направил на строительный объект к подрядчику своих работников, которые жили на территории объекта и осуществляли там работы. Налоговый орган считал, что по месту проведения работ у субподрядчика были стационарные рабочие места и, соответственно, возникло обособленное подразделение для целей уплаты налогов.

Суд пришел к выводу, что в этой ситуации обособленное подразделение не возникло:

По условиям договора субподряда работы выполнялись на территории заказчика и под контролем подрядчика в соответствии с проектной документацией, выданной и утвержденной подрядчиком. При этом само по себе заключение договора субподряда и направление сотрудников в командировку сроком более месяца не свидетельствует о создании Обществом обособленного подразделения, поскольку направление работников в командировку без создания стационарных рабочих мест не приводит к образованию обособленного подразделения.

Постановление Арбитражного суда Северо-западного округа от 16 сентября 2015 года № А05-9557/2014.

Предприятия общественного питания, желающие получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, должны соответствовать требованиям, установленным к стационарным торговым объектам (под которыми понимаются и заведения питания), в частности к их площади, срокам действия договоров (если они арендуются). На примерах из арбитражной практики рассмотрим, какие претензии лицензирующего органа к объектам лицензирования являются основанием для отказа в выдаче лицензии, что поможет предприятиям избежать их и, соответственно, не платить пошлину дважды.

В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей:

Согласно абз. 2 п. 6 ст. 16 данного закона организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей:

В силу абз. 2 п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом. На организаций и индивидуальных предпринимателей, продающих пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху в розницу при оказании ими услуг общественного питания, данное условие не распространяется.

Такие требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти – Росалкогольрегулированием.

При этом, как известно, несоответствие заявителя требованиям, установленным в том числе ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, является основанием для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (пп. 6 п. 9 ст. 19 данного закона).

На вопрос, что считать стационарным торговым объектом, Росалкогольрегулирование в п. 6 Письма от 30.04.2013 № 8977/03-04 дает следующие разъяснения. Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» под стационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присо­единенные к сетям инженерно-технического обеспечения.

Исходя из данного определения, а также учитывая позицию, содержащуюся в Определении ВС РФ от 09.06.2010 № 8-Г10-7, Росалкогольрегирование указывает, что стационарным торговым объектом можно считать помещение, предназначенное для продажи товаров или оказания услуг общественного питания, расположенное в специально оборудованном для этих целей здании (части здания) или строении, которое прочно связано фундаментом с земельным участком, подсоединено к инженерным коммуникациям и внесено в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», либо относится к недвижимости по иным основаниям, установленным гражданским законодательством РФ.

Требование к площади и сроку действия договора аренды стационарного торгового объекта

Площадь стационарного торгового объекта. При рассмотрении заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции лицензирующий орган уделяет пристальное внимание площади объекта. Так, в споре, рассмотренном судьями в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 № 09АП-32052/2013 № А40-61292/13, одним из оснований отказа в выдаче лицензии предприятию общественного питания, осуществляющему деятельность в г. Москве, послужило отсутствие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью не менее 50 кв. м (иначе говоря, заявитель не соответствовал лицензионным требованиям).

Арбитры встали на сторону лицензирующего органа. При этом было установлено, что общество обратилось с заявлением о получении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции для потребления на месте покупки, указав в качестве места нахождения помещений и вида назначения объекта «кафе».

Суд отметил, что требование п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ о наличии стационарных торговых и складских помещений общей площадью не менее 50 кв. м установлено с целью соблюдения розничными продавцами алкогольной продукции ГОСТа, санитарных, противопожарных и иных правил к приему, хранению, подготовке и непосредственно реализации алкогольной продукции надлежащего качества в единой торговой точке и для наиболее эффективного контроля в сфере оборота алкогольной продукции.

Приведя определение «стационарный торговый объект» из п. 5 ст. 2 Федерального закона № 381-ФЗ, суд напомнил, что согласно п. 25 ГОСТ Р 50647-2010 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденного Приказом Госстандарта РФ от 30.11.2010 № 576-ст, кафе – это предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в том числе табачные изделия.

В силу п. 15 названного ГОСТа зал предприятия общественного питания (зал обслуживания) – это специально оборудованное помещение предприятия общепита, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него. При этом в площадь зала предприятия общественного питания не включают площади открытых производственных участков для подготовки продукции, станций раздачи, раздаточных зон и т. п., недоступных для потребителей.

Общество, ссылаясь на договор аренды помещения общей площадью 61,7 кв. м, считало, что имело право на получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Однако лицензирующий орган, проводивший проверку объекта лицензирования, установил, что у общества отсутствуют торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м, поскольку площадь торгового зала составляет 36,8 кв. м, а в остальных помещениях располагаются кухня, туалет и другие помещения. Суд решил, что результаты проверки лицензирующего органа доказаны, и сделал вывод о несоответствии лицензиата также требованиям п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 № 09АП-26569/2013-АК обществу также было отказано в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе на основании несоответствия объекта требованиям п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ. Не согласившись с решением лицензирующего органа и обратившись в суд с иском, в качестве доказательства оснований для получения лицензии общество указало на наличие двух изолированных помещений, находящихся по одному адресу, и на свидетельство о государственной регистрации права, из которых усматривается, что два раздельных помещения имеют общую площадь 82,8 кв. м.

Заметим, что первая инстанция встала на сторону общества, однако апелляционная признала его позицию ошибочной на том основании, что в п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ говорится об одном помещении, а не об отдельных помещениях, находящихся по одному адресу. По мнению арбитров, лицо, претендующее на получение лицензии, не может иметь несколько помещений общей совокупной площадью 50 кв. м. Такое толкование приведет к тому, что в подтверждение размера площади может указываться любое количество помещений, имеющих в совокупности площадь 50 кв. м.

При этом из представленного в материалы дела поэтажного плана БТИ по спорному сооружению следует, что помещения магазина и подвала, указанные обществом в качестве основания для получения лицензии, представляют собой обособленные и не связанные между собой помещения, каждое из которых имеет свой отдельный вход. Таким образом, расположение данных помещений не позволяет обществу использовать их в совокупности по определенному законодателем назначению.

Поскольку лицензирующий орган в предусмотренном законом порядке провел проверку объекта лицензирования и установил наличие утвержденных п. 9 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ оснований для отказа обществу в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, незаконных действий данного органа суд не выявил.

Вывод о том, что для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции суммирование площади каждого объекта, находящегося в пользовании организации, не основано на законе, был сделан и в Постановлении ФАС МО от 28.10.2013 № А40-161158/12-153-1663. В данном случае согласно условиям договоров аренды и субаренды, представленных обществом с целью получения лицензии, ему были переданы в пользование нежилые помещения, площадь которых составляла соответственно 42,4 и 8,7 кв. м.

В пункте 10 Письма Росалкогольрегулирования № 8977/03-04 также отмечается, что каждое указанное в лицензии место нахождения обособленного подразделения должно иметь стационарный торговый объект и складское помещение.

Срок действия и регистрация договора аренды стационарного торгового объекта. Если срок действия договора аренды стационарных торговых объектов не определен, соискателю откажут в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (п. 12 Письма Росалкогольрегулирования № 8977/03-04).

Согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

В арбитражной практике также встречаются примеры, когда предприятию общественного питания отказывали в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции за отсутствие регистрации договора аренды стационарного торгового объекта. Постановление ФАС СКО от 30.05.2013 № А63-14534/2012: общество представило лицензирующему органу договор аренды и расписку из Россреестра о подаче договора на регистрацию. Однако лицензирующий орган отказал в продлении лицензии на том основании, что информирование о проведении процедуры оформления регистрации договора аренды нежилого помещения и предъявление расписки управления Росреестра не являются доказательствами, что на момент проведения выездной проверки лицензиат соответствует лицензионным требованиям, предусмотренным п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ. По мнению лицензирующего органа, расписка не свидетельствует о том, что данный договор регистрирующие органы зарегистрируют. Кроме того, ее наличие подтверждает, что договор аренды на дату проведения проверки отсутствует, поскольку договор аренды нежилого помещения действителен с момента его государственной регистрации. Суд с аргументами лицензирующего органа согласился.

Аналогичная ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС ЦО от 19.09.2013 № А68-9369/2012: общество обратилось в лицензирующий орган с заявлением о продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. После внеплановой проверки общества лицензирующий орган в продлении лицензии отказал на том основании, что у общества отсутствуют в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м (договоры аренды на указанную дату не прошли государственную регистрацию, следовательно, в силу п. 2 ст. 651 ГК РФ считаются незаключенными). Суд эту позицию поддержал.

Стационарный или нестационарный торговый объект?

Проблемы с получением лицензии могут возникнуть и в том случае, если лицензирующий орган придет к выводу о «нестационарности» объекта лицензирования. Связано это с тем, что согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в этих местахне распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции, осуществляемую организациями, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и предпринимателями услуг общественного питания.

Соответственно, лицензирующий орган при проверке объекта лицензирования будет устанавливать не только его соответствие требованиям п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, но и то, является такой объект стационарным или нет. И если, например, здание кафе будет соответствовать п. 6, но при этом окажется не стационарным, организация получит лицензию только на продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции.

Подтверждение тому – Постановление ФАС ЗСО от 06.03.2013 № А70-5319/2012. В данном деле общество осуществляло деятельность по предоставлению услуг общественного питания в кафе. В связи с истечением срока действия лицензии оно обратилось в лицензирующий орган с заявлением о ее продлении. Лицензирующий орган лицензию продлил, но при этом разрешил обществу реализовывать по месту осуществления деятельности спиртные напитки и вино с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции. Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Однако тот в поддержке обществу отказал. Основание: имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что помещение является временным сооружением, следовательно, возможна только продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5%. При этом суд руководствовался вышеприведенным определением стационарного торгового объекта из Федерального закона № 381-ФЗ и определением нестационарного торгового объекта (п. 6 ст. 2 данного закона), которым является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно решению лицензирующего органа причиной установления обществу ограничения по продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5% послужил вывод о том, что здание кафе, в котором заявитель реализует алкогольную продукцию, не является стационарным объектом, а представляет собой временное сооружение, у заявителя отсутствуют документы, подтверждающие наличие у него права собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления или в установленном порядке зарегистрированного права аренды на стационарный объект, в котором он осуществляет лицензируемый вид деятельности.

Суд, разбираясь с этим вопросом, исследовал следующие документы:

Как отметили арбитры, во всех представленных документах речь идет о временном сооружении, которое вне зависимости от его реальных технических характеристик является нестационарным объектом.

При этом судьи указали, что наличие договоров с ресурсоснабжающими организациями также не свидетельствует о том, что спорный объект является стационарным. По мнению арбитров, представленные обществом договор аренды торговых площадей, акт приема-передачи нежилых помещений не являются документами, свидетельствующими о наличии у него стационарных торговых объектов, поскольку не относятся к правоустанавливающим документам и не содержат характеристик объекта как стационарного. Исходя из установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств, арбитры пришли к выводу о законности решения лицензирующего органа.

Итак, предприятия общественного питания, желающие получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, должны выполнять требования, установленные п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ для стационарных торговых объектов: в отношении площади, состава необходимых помещений, срока действия договора аренды и его регистрации. Анализ арбитражной практики показывает, что проблема с получением (продлением) лицензии у организации может возникнуть, если:

Также проблемы могут возникнуть в том случае, если у организации не все в порядке с документами на объект лицензирования: есть риск, что он будет признан нестационарным, и тогда организация получит лицензию только на продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции. Согласно позиции чиновников, при подаче в лицензирующий орган нового заявления о предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, если ранее было отказано в ее выдаче, заявитель должен повторно уплатить государственную пошлину (Письмо Минфина РФ от 27.03.2013 № 03-05-06-03/9655). Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *