Что значит пунктуационная ошибка
Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические
Самые распространенные ошибки в ЕГЭ по русскому языку:
Классификация ошибок по ФИПИ
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.
В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.
Виды грамматических ошибок:
Речевые ошибки
Виды речевых ошибок:
Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки:
Типичные речевые ошибки (К10)
Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным речевым ошибкам относятся:
Логические ошибки
Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
Композиционно-текстовые ошибки
Фактические ошибки
Орфографические, пунктуационные, графические ошибки
При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Графические ошибки – различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. К ним относятся: различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.
Распространенные графические ошибки:
Частые ошибки пунктуации
Расставленные невпопад знаки препинания в текстах могут испортить общее впечатление о сайте. Для тех, кто стремится писать грамотнее, мы собрали частые пунктуационные ошибки на сайтах и напомнили, когда какой знак употреблять.
Неграмотные тексты на сайтах могут отталкивать посетителей. В прошлой статье мы проанализировали наиболее распространенные грамматические ошибки. Однако внимание было уделено не всем уровням языкознания. В этой статье мы остановимся на ошибках, связанных с употреблением знаков препинания.
Когда запятая нужна
Помним – мы используем ее, чтобы разделять и выделять слова в предложениях.
Часто на сайтах встречаются ошибки в перечислениях характеристик товаров или услуг. Например:
Но в предложении «Мы заменим кран и подключим душевую» запятая не нужна, потому что союз «и» употребляется один раз.
Как правило, громоздких предложений с однородными членами и ошибками в них можно легко избежать. Для этого используют маркированные списки:
Только употреблять их надо с умом.
Практически каждое предложение можно разделить на части. Понять, нужна ли запятая, можно, поставив вопрос.
Чтобы отделить придаточную часть от главной, нужно поставить запятую и в следующих примерах (к придаточным частям можно поставить вопросы «подумайте о чем?», «что понятно?»):
Однако если бы «надеюсь» было частью сказуемого, запятая была бы лишней. Например: «Клиент заказал аудит сайта и надеется выйти из-под фильтра». «Надеется выйти» – составное сказуемое и запятая между его частями не нужна.
Составные вводные конструкции «как правило», «прежде всего», «как следствие» и др. также обособляются с двух сторон знаками препинания (обычно запятыми).
Примечание: Согласитесь, как правило, эти конструкции можно убрать из текста, по нашему мнению, его смысл от этого, к счастью, не изменится – очень часто вводные слова только усложняют и перегружают предложения, и от них можно отказаться.
Деепричастные обороты:
Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, отвечая на вопрос «что делая?»:
Правильно: «Так что, делая выбор, отнеситесь к покупке трепетно».
В этом примере запятой не хватает в начале деепричастного оборота, перед словом «основываясь». Команда не только распределяет обязанности, но и основывается на профильной подготовке – речь идет о дополнительном действии, поэтому запятая необходима.
Причастные обороты:
– нужна запятая перед словом «предоставляемые» (ставим вопрос: Услуги какие? – Предоставляемые компанией).
– нужна запятая в конце оборота, перед словом «выполнена» (Одежда какая? – Представленная в интернет-магазине).
– нужны запятые с обеих сторон причастного оборота «произведенные в России» (Ковры какие? – Произведенные в России).
Многие авторы статей на сайтах используют эту конструкцию, чтобы ввести в текст ключевой запрос «дешевый» и «дорогой». Однако использование союза в данном случае неуместно – продуктивнее будет, например, сделать перечисление с указанием конкретных цен.
Примечание: Зачастую в текстах на сайтах конструкция «как…, так и…» лишняя, и ее можно «безболезненно» убрать или заменить списком:
Когда запятая не нужна
Любительницы могут купить – что же тут разделять?
В последнем примере автор пропустил запятую между главной частью «Стоит подумать», напрасно употребив ее между придаточными частями. Схема предложения будет выглядеть так:
Тире или дефис?
Эти знаки препинания часто путают, несмотря на явную разницу значений.
Тире ставится:
Например: «Цель аудита – выявление ошибок оптимизации». В этом предложении «цель» – подлежащее, а «выявление» – сказуемое. Другими словами, тире заменяет пропущенное (но подразумеваемое) слово «есть».
Следите за правильностью употребления того или иного знака. Наиболее частые ошибки в употреблении дефиса (вместо тире) – как раз между подлежащим и сказуемым:
В описаниях на сайте дефис вместо тире – это, скорее, техническая ошибка, устранить которую легко. Просто проверяйте написанное, ведь внимательное отношение к контенту – показатель заботы о посетителях вашего сайта.
В текстах на сайтах многих интернет-магазинов есть ошибки в описаниях услуг, свойств и характеристик товаров.
«В контенте, в распределении целевых запросов, в юзабилити сайта – везде нужна оптимизация».
Например: «Свою задачу – преодолеть препятствие – он выполнил».
Дефис ставится:
Например: «анкор-лист», «интернет-магазин», «онлайн-консультант», «страница-донор».
Например: «кто-то», «что-нибудь», «кое-что», «кто-нибудь», «что-то».
Например: «давным-давно», «волей-неволей», «белым-бело».
Точка
Этот знак препинания обозначает завершенность повествования. Точка также обязательна в сокращениях («др.», «т.д.», «т.к.»).
Но не ставится в конце заголовков и подзаголовков:
Сокращая слова, нужно руководствоваться общепринятыми правилами. Нельзя сокращать на гласные буквы, а при стечении двух согласных точка ставится после первой. Например, «рус. яз.», а не «русс. яз.»; «грам. ошибки», а не «грамм. ошибки». Ключевые слова сокращать нельзя. Помните и о том, что в сокращениях слов «миллион» («млн»), «миллиард» («млрд») и «триллион» («трлн») точка не ставится.
Напоследок
Употребляя пунктуационные знаки, нужно не только следовать правилам, но и помнить о внимательности, чтобы не получалось так:
Пусть в ваших текстах никогда не будет пунктуационных ошибок, а во фразе «Совершенствоваться надоело бездействовать» запятая стоит на правильном месте!
Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические
Наши курсы призваны помочь школьникам успешно подготовиться к ЕГЭ и стать студентами медицинских вузов. Мы предлагаем глубокие знания как для подготовки к профильным ЕГЭ по химии и биологии, так и к ЕГЭ по русскому языку.
В этой статье познакомимся с классификацией типичных ошибок в русском языке и разберем их на конкретных примерах.
Классификация ошибок по ФИПИ
Составители КИМов ЕГЭ по русскому языку предлагают следующую классификацию, которая используется при проверке письменного задания. Итак, типичные ошибки подразделяются на:
Орфографические, пунктуационные и графические
Рассмотрим каждый вид подробнее.
Виды грамматических ошибок
Грамматические ошибки заключаются в неправильном образовании слов и их грамматических форм, в нарушении синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Ознакомимся с типичными грамматическими ошибками в русском языке.
По д скользнуться (нужно писать поскользнуться).
Неправильное образование формы существительного
Многочисленные договор а (нужно: многочисленные договоры).
Неверное образование формы прилагательного
Не более громче, а более громкий, не самый старейший, а самый старый
Неправильное образование формы числительного
Около пятиста участников вместо пятисот участников
Неверное образование формы местоимения
Ихний сын (правильно: их сын).
Неправильное образование форм глаголов, причастий, деепричастий
Махает (правильно: машет)
Скакающий (верно: скачущий),
Положа трубку вместо положив
Он восхищается студентами, напролом идущих к своей цели (правильно: студентами, идущими к своей цели).
Анна Александровна не поздравила с день рожденья.
(правильно: не поздравила с днём рождения).
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Все, кто советуют не пользоваться гаджетами перед сном, обычно сами пренебрегают этим правилом (правильно: кто советует).
Ошибочное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами
Классический пример: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
Смешение прямой и косвенной речи
Директор заявил, что я накажу виновных.
(Правильно: директор заявил, что он накажет виновных).
Нарушение границ предложения
Аня, наверное, испугалась. Потому что вздрогнула и обернулась (необходимо оформить как сложноподчиненное предложение).
Виды речевых ошибок
Речевая ошибка – это нарушение в структуре употребления и сочетаемости слов.
Постарайтесь запомнить типичные речевые ошибки в русском языке и не употреблять их в своих высказываниях.
Употребление слова в не подходящем для него значении
Благодаря землетрясению, были разрушены сотни жилых домов (следовало употребить предлог из-за ).
Он откликается на все свободные вакансии ( слово вакансия означает свободное рабочее место).
В своем рассказе автор рассказывает о событиях прошлого лета.
Неудачное употребление местоимений
Лена очень любила свою подругу. Она была очень доброй и заботливой.
Неправильное употребление паронимов
В решении этого вопроса были приняты эффектные меры (следует употребить эффективные меры).
Нарушение лексической сочетаемости
Неоправданное употребление просторечий, жаргонизмов
Автор не ожидал такого кринжа.
Логические ошибки – это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли. Такие ошибки тоже не редко встречаются в работах ЕГЭ по русскому языку.
Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема очень важна в наше время (тема и проблема – далеко не одно и то же).
Нарушение причинно-следственных связей
Вскоре она перестала плакать, так как успокоилась.
Отсутствие связи между высказываниями
Автор задумывается о роли воспитания в жизни ребенка. И действительно, детям нужно заботиться о животных, чтобы привить чувство ответственности.
Фактические ошибки
Фактическая ошибка – это искажение информации о событиях и лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
Искажение фактов, содержащихся в тексте.
Автор с упоением отзывается о писателе А. Эйнштейне.
Неверное упоминание фактов биографии автора или героя текста, даты, фамилии, цитаты.
Все смешалось в доме Обломовых.
Орфографические, графические, пунктуационные ошибки
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова. К типичным орфографическим ошибкам в русском языке относятся:
Правописание букв в слабой позиции перехо т ( переход)
Нарушения в переносе слов рад-ость
Слитное или раздельное написание слов какбудто, не чем (как будто, нечем)
Правописание чередующихся корней умерать (умирать)
Правописание словарных слов. Например, поменяться кординально (кардинально)
Совет: если вы сомневаетесь в написании слова, не используйте его, а замените синонимом, в написании которого вы уверены.
Пунктуационные ошибки связаны с неправильной постановкой знаков препинания, неверного их выбора (запятая на месте тире).
неверное оформление прямой речи на письме,
невыделение уточняющих слов, причастных и деепричастных оборотов.
Хотя наиболее частыми являются именно грамматические ошибки в ЕГЭ по русскому языку, обратите внимание и на все остальные.
Совет: найдите в интернете текст с ошибками и отредактируйте его, выделив в нем все виды ошибок. Такое упражнение поможет вам стать грамотнее и прибавит чувство уверенности при написании сочинения на ЕГЭ.
А если ваша подготовка к ЕГЭ зашла в тупик и вы не знаете, с чего начать, либо у вас остались вопросы, то скорее записывайтесь на наши курсы!
Заказать
звонок
Политика конфиденциальности персональных данных
Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА «МЕДИК», (далее – МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА «МЕДИК») расположенный на доменном имени (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время использования сайта (а также его субдоменов), его программ и его продуктов.
«Анализ типичных пунктуационных ошибок как форма работы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Подготовила: Бакаева Хеда Вахаевна
Добрый день,дороги е коллеги.Сегодня я ознакомлю вас с понятием «пунктуация»,видами пунктуационных ошибок.
Русская пунктуация почти полностью основана на том, что все знаки препинания помогают нам воспринять текст, разделяя его на значимые части. Когда вы пишете диктант, вам прекрасно поможет интонация, с которой текст произносится, только научитесь ее понимать и соотносить с правилами пунктуации. Лишь некоторые случаи постановки знаков препинания не соответствуют полностью структуре предложения.
Например, это отсутствие запятой перед союзом «и» в сложносочиненном предложении при наличии общего второстепенного члена или между однородными придаточными. Такие случаи следует помнить.
Наиболее часто встречаются пунктуационные ошибки в следующих синтаксических конструкциях:
В предложениях с причастными и деепричастными оборотами;
С вводными словами;
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;
В бессоюзных сложных предложениях, где части должны быть разделены двоеточием или тире;
При однородных членах предложения.
К трудным случаям можно отнести следующие виды пунктограмм: пунктуационное оформление однородных и неоднородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, сложных предложений, вводных слов и вставных конструкций.
РАБОТА НАД ПУНКТУАЦИОННЫМИ ОШИБКАМИ УЧАЩИХСЯ
Причины появления у учащихся пунктуационных ошибок
из характера объема изучения пунктуации) являются следующие причины (или факторы пунктуационного риска):
— незнание учащимися пунктуационной нормы к моменту написания письменной работы;
— коммуникативно-речевая основа постановки знаков препинания, связанная с выделением смыслов, которые необходимо обозначить средствами графики;
— связь с достаточно сложной грамматикой;
— наличие массы ограничений в употреблении знаков препинания в одной и той же синтаксической позиции;
— возможность семантически по-разному членить коммуникативную единицу.
Субъективными (зависящими от особенностей восприятия и мыслительной деятельности пишущего) являются следующие причины:
— неточное или полное незнание пишущим пунктуационнойнормы;
— незнание опознавательных признаков смысловых отрезков, подлежащих выделению знаками препинания;
— невладение синтаксическим и смысловым разбором предложения;
— смешение условий выбора знаков препинания, приводящее к созданию пишущим ложных правил.
Перечисленные причины действуют порознь и в совокупности. Чаще всего появление пунктуационных ошибок объясняется рядом взаимодействующих причин.
Предупреждение пунктуационных ошибок в письменных работах учащихся
Появление пунктуационных ошибок предупреждает вся система работы по пунктуации. Вместе с тем возникает необходимость в специальной работе, направленной на нейтрализацию причин появления ошибок и на предупреждение ошибок в очередных письменных работах учащихся.
Для нейтрализации причин появления пунктуационных ошибок выработаны соответствующие приемы работы. Рассмотрим их применительно к каждой из причин. Если в предлагаемом упражнении невозможно обойтись без еще не изученных синтаксических конструкций, следует предварительно разъяснить ученикам соответствующую норму и указать знаки, которые они должны поставить. Перед ознакомлением с новой нормой необходимо сформировать у школьников синтаксическую зоркость и прочные умения синтаксически разбирать данную конструкцию. Учитывая связь пунктуации с речью, следует в систему пунктуационных
упражнений включать коммуникативные упражнения, направленные на выражение тех значений, которые лежат в основе изучаемого смыслового отрезка. В языковом материале, отбираемом для пунктуационного упражнения, должны быть представлены все варианты данной нормы.
Существенную роль в предупреждении ошибок играет работа, обеспечивающая знание опознавательных признаков смысловых отрезков, подлежащих выделению или невыделению знаками препинания, а также сопоставление и противопоставление условий выбора смешиваемых детьми норм.
Подобная работа проводится незадолго до написания изложений, тексты которых предварительно подвергаются пунктуационному анализу. Из них выписываются предложения с изученными или изучаемыми в данный момент синтаксическими структурами. Эти или аналогичные предложения включаются в упражнения для рассредоточенной работы на двух-трех уроках. В слабом классе целесообразно сообщить о том, что подобные предложения могут встретиться в тексте изложения и что желательно запомнить, как в них расставляются знаки препинания. В процессе знакомства с текстом изложения на специальном уроке развития связной речи уместно обратить внимание детей на повторенные синтаксические конструкции, а также вывесить на доске таблицы-схемы аналогичных предложений с указанием знаков препинания в них.
Фиксация учителем пунктуационных ошибок в письменных работах учащихся
При проверке ученических работ знаком √ на полях тетради принято указывать ученику о наличии у него на данной строке пунктуационной ошибки. Место ошибки подчеркивается одной чертой, а сама ошибка либо учителем зачеркивается и надписывается нужный знак, либо это должен сделать сам ученик во время раздачи тетрадей на уроке. Вот отрывок из работы ученика, проверенной учителем.
Сучья, собранные для костра_казалисъ каменными, и густой, мокрый дым, смешавшийся с таким же серым туманом_тяжело ложился на землю.
Исправление пунктуационных ошибок делает или сам учитель при проверке, или предоставляет это делать учащимся в зависимости от цели работы. Если она была обучающей, то исправление ошибок целесообразно предоставить учащимся. Если же работа была контрольной, то в целях экономии времени на уроке ошибки может исправить учитель при проверке тетрадей.
Учет пунктуационных ошибок из работ учащихся
В работе над пунктуационными ошибками невозможно учитывать конкретные предложения, так как они невоспроизводимы, а создаются всякий раз заново говорящими для отражения конкретного события. В этом заключается существенное отличие от учета орфографических ошибок в словах, которые воспроизводятся говорящими, поэтому целесообразно вести учет не конкретных предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки, а схем этих предложений с включением в них соответствующих смысловых отрезков, например:
Учет пунктуационных ошибок необходим для организации эффективной работы над ними, и в этом учете должны принять участие
Учет учителем общеклассных затруднений школьников. Регистрацию ошибок учащихся целесообразно проводить в той же тетради, в которой учитель фиксирует орфографические ошибки. Методика пунктуации выработала две формы учета пунктуационных ошибок: для ошибок, допущенных учащимися в обучающих упражнениях (в круговых тетрадях № 1 и 2), и для ошибок, допущенных в контрольных диктантах, а также в изложениях и сочинениях.
Для регистрации пунктуационных ошибок, допущенных в обучающих упражнениях, учитель вводит в тетради учета ошибок страницу; на ней он помещает схемы предложений, в которых были сделаны ошибки, в той последовательности, в которой они расположены в тексте упражнения, и отмечает количество учеников, допустивших ошибки.
В силу того что контрольным диктантом проверяется владение несколькими пунктуационными нормами, а изложения и сочинения являются нестандартными упражнениями, учет в них пунктуационных ошибок целесообразно фиксировать по видам изученных и проверяемых в данный момент смысловых отрезков. Для этой цели в тетради учета ошибок учитель отводит две страницы (разворот тетради), которые делятся на столько граф, сколько проверяется пунктуационных норм. Каждой графе соответствует отдельная норма. В эти графы вписываются схемы предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки, и указывается количество учащихся, допустивших подобные ошибки.
Пример заполнения такого учетного листа (на развороте тетради):
Ошибки при обращении Ошибки при причастном обороте Ошибки при однородных членах Ошибки в сложном предложении Ошибки при прямой речи
Учет учащимися индивидуальных пунктуационных ошибок. Дети должны знать свои пунктуационные пробелы, чтобы самостоятельно работать над ними. Регистрацию своих ошибок школьники проводят
в рабочих тетрадях № 1 и 2. Для этой цели они выписывают предложения, в которых были допущены ошибки, и строят их схемы, подчеркивая места, где была нарушена норма.
Работа над пунктуационными ошибками на уроке
Методика работы над пунктуационными ошибками в обучающих упражнениях. Работа над пунктуационными ошибками в ранее выполненных обучающих упражнениях совмещается с темой очередного урока и включается в его план как органическая часть. В поурочном плане предусматриваются следующие ее элементы:
— исправление учащимися ошибок и их учет при раздаче тетрадей;
— включение учителем предложений, в которых были пунктуационные ошибки, в систему дидактического материала, подобранного им для закрепления нового (в виде диктантов, составления схем предложений, подбора аналогичных предложений, нахождения и выписывания таких же предложений из учебника или из других источников).
В дальнейшем на уроках целесообразно при проверке домашнего задания предлагать отвечавшим в качестве дополнительного задания мини-диктанты из их личных учетных листов. Такая организация работы обяжет учащихся систематически повторять трудный для них материал.
Методика работы над пунктуационными ошибками в контрольных диктантах. Для работы над ошибками в контрольном диктанте отводится специальный урок. В V-VII классах работа по пунктуации будет занимать на этом уроке лишь часть времени, а в VIII-IX классах урок в основном посвящается пунктуации.
В поурочный план включается, во-первых, оценка пунктуационной грамотности класса в целом и отдельных учащихся (в первую
очередь тех, кто продвинулся вперед в овладении пунктуацией). Во-вторых, для каждой отобранной нормы:
— записываются все предложения, в которых она имелась в диктанте;
— намечается объяснение ошибок и составление схем предложений;
— включается упражнение, в котором имеются предложения с рассматриваемой нормой.
На завершающем этапе урока в VIII-IX классах целесообразно предусмотреть небольшое упражнение по развитию связной речи, направленное на использование в нем тех смысловых отрезков, над которыми велась работа на уроке (творческий или свободный диктант, сочинение-миниатюра, сочинение по опорным словам и т.д.). В качестве домашнего задания предлагается, во-первых, запомнить норму постановки знаков препинания при использовании рассмотренных на уроке смысловых отрезков, во-вторых, какое-либо самостоятельное упражнение, например составление предложений с данными смысловыми отрезками.
Для работы над каждой в отдельности ошибкой в поурочный план включаются:
— ее объяснение при проверке домашнего задания, в том числе составление схемы предложения;
— предложения с данной нормой в качестве дидактического материала для новой темы.
Будучи рассредоточенной, работа над пунктуационными ошибками обеспечивает условия для длительной тренировки.
Для лучшего восприятия детьми нового материала нужно сделать запись предложения на доске и в тетрадях, графически выделить интонационно-смысловой отрезок.
Независимо от метода, работа над правилом должна включить: 1)называние пунктуационно-смысловой единицы; 2)перечисление условий постановки или непостановки знака препинания; 3)графическое обозначение в схеме предложения выбора знака препинания. Во время перечисления условий постановки или непостановки знака препинания нужно указать на опознавательные признаки знака препинания.
Затем дети должны сформулировать правило. В слабом классе это можно делать по учебнику, в сильном – ученики могут сделать это сами.
После того, как правило осознано нужно научить детей применять его на практике. Сначала это делается на примере какого-то образца из учебника или предложенного учителем.
После этого на этапе формирования умений и навыков используется система упражнений по выработке пунктуационной зоркости. Чтобы уметь грамотно ставить знаки препинания, нужно овладеть опорными умениями:
1)мгновенно находить главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
2)распознавать второстепенные члены предложения;
3)устанавливать связь между словами, уметь правильно задавать вопросы;
4)различать распространённые и нераспространённые синтаксические единицы;
5)разграничивать сочинительную и подчинительную связи между компонентами предложения;
6)различать части речи;
-найти (указать, назвать, прочитать, подчеркнуть) смысловой отрезок и определить, какое смысловое значение он выражает;
-перечислить условия выбора места для знака (знаков) препинания и самого знака препинания;
-объяснить постановку или непостановку знаков препинания.
Осложнённое списывание – переписывание материала, содержащего синтаксические или пунктуационные изменения. Это могут быть: пропуски знаков препинания (всех или части); переконструирование (вставка каких-либо смысловых отрезков или изменение структуры предложения).
Задания при осложнённом списывании следующие:
-вставить знаки препинания, пропущенные при… (называется смысловой отрезок, например, однородные члены);
-вставить пропущенные знаки препинания;
-переставить смысловой отрезок (например, придаточное предложение) на другое место и поставить необходимые знаки препинания);
-включить в предложение такой-то смысловой отрезок (например, обращение) и поставить необходимые знаки препинания.
Для выработки пунктуационных умений используются следующие виды диктантов: полный, выборочный, творческий.
Полный диктант – диктант без каких-либо изменений.
Выборочный – запись только тех предложений, которые содержат смысловые отрезки, указанные учителем.
Творческий – частичное изменение диктуемого предложения за счёт включения какого-либо смыслового отрезка (например, причастного оборота).
Можно использовать также графический диктант, когда диктуемое передаётся через схему предложения.
В целях предупреждения пунктуационных ошибок используется зрительный, предупредительный и комментированный диктант.
В качестве приёмов очень эффективны алгоритмизация и составление таблиц. Приведём пример.
Постановка знаков препинания в сложном предложении:
1.Определи, как связаны простые предложения между собой
только интонацией, союзами,
без союзов и союзных слов союзными словами
предложение бессоюзное 2.Какими?
2.Обрати внимание на интонацию, сочинительными подчинительными
интонация интонация интонация 3.Есть ли что-то 3.Прочитай каждое
перечисления пояснения, предупреждения, общее простое
можно повышение повышение (втор. чл., ввод. предложение.
подставить голоса голоса после сл., придат.) Найди границу
и после 1-ой 1-ой части, для обеих между ними.
части, можно можно частей Как они
подставить подставить расположены?
потому что, а, но, словно,
что, а именно если, когда да нет одно одно
, или ; перед между между его
одиночным частями собой с
Упражнения, которые применяются в методике пунктуации, должны отвечать принципам русской пунктуации и должны представлять собой систему. Это может быть:
1.Объяснение постановки знаков препинания в данном тексте. Такой вид упражнения может применяться в любом классе при объяснении правила, при опросе, при проверке д.з., при общем и текущем повторении пунктуации. Предпочтительно проводить устно. Может содержать указание на то:
1)почему в данном тексте нужен знак;
2)почему нужен именно такой, а не иной знак;
3)почему он поставлен именно в данном месте, а не в другом;
5) на основании какого правила он поставлен.
Такое объяснение может сопровождаться примерами, придуманными учениками.
1)разбор, посвящённый одной теме (разделу);
2)разбор, посвящённый ряду тем – разделов (итоговый):
а)вариант, предусматривающий объяснение всех знаков препинания, встречающихся в данном тексте;
б)вариант, предусматривающий объяснение всех разнообразных случаев постановки одного или сочетаний нескольких знаков (запятой, тире и т.д.), встречающихся в разбираемом тексте.
2.Расстановка знаков препинания в текстах, напечатанных без них. Тексты для таких упражнений могут быть напечатаны совсем без знаков препинания или без знаков на одно какое-либо правило. Ученики на таком упражнении тренируются в смысловом и грамматическом членении текста, выделении в нём определённых элементов речи и постановке определённого знака препинания, может проводиться устно и письменно, в классе и дома в качестве домашнего задания.
Такое упражнение является одним из самых сложных упражнений по пунктуации. Это связано с тем, что текст в данном случае не опирается на произношение, поэтому нужно разобраться в содержании текста, правильно уловить его смысл, а это нередко ведёт к ошибкам. Варианты подобного упражнения:
а) связный отрывок, напечатанный без знаков препинания и предлагаемы в качестве материала для упражнения под руководством учителя, разбирается по такому плану: после самостоятельного чтения про себя всего отрывка учащиеся (уже вслух) пересказывают его, отмечая при этом какие логические части можно выделить в нём, сколько в каждой из частей законченных предложений, каков состав каждого из этих предложений, какие знаки препинания нужно поставить между предложениями и внутри предложений и почему;
б)проводится та же работа, но с последующим списыванием учеником отрывка, во время которого им самостоятельно восстанавливаются необходимые знаки;
в)та же работа, но с последующим диктантом того же текста;
г) такой же разбор, но проводимый без помощи учителя, с последующим списыванием его или как диктант.
3.Придумывание учащимися собственных примеров (с тем или иным знаком или группой знаков) по аналогии с примерами, данными учителем или аналогичными ранее разобранным. Это довольно сложное упражнение, требующее от школьников не только творческой фантазии. Активной самостоятельной работы, но и хороших знаний.
4.Отыскивание примеров на разбираемый случай постановки знаков препинания в текстах художественных произведений. Похоже на предыдущее. Несколько облегчается, так как при просмотре текста им нужно останавливать внимание только на предложениях со знаками препинания, которым посвящено данное упражнение. Трудность, конечно, состоит в том, что школьники должны суметь правильно выбрать, выделить нужное предложение среди конструкций разного типа.
Такое же упражнение, но осложнённое заданием заменить одну конструкцию другой (например, предложения с причастными оборотами предложениями с определительным придаточным предложением) с последующей записью их в тетради.
5.Упражнения, состоящие в перестановке частей предложения, с которой связано изменение условий постановки знаков препинания (например, при перенесении обращения из конца в начало предложения и т.д.), изменение в содержании, стилистических оттенках предложения и в характере интонации. Такими упражнениями могут быть:
1)употребление одного и того же причастного оборота, обособленного определения, вводного слова, обращения в начале, середине и в конце предложения; 2) изменение места слов автора в конструкции с прямой речью; 3) изменение порядка частей сложного предложения при косвенном вопросе и т.п.
6.Упражнения ан употребление одного и того же знака препинания в разных случаях (например, тире – в простом предложении, в бессоюзном сложном и при прямой речи; запятая – во всех случаях в простом предложении; двоеточие – во всех случаях и т.п.). Эта работа носит характер обобщения ранее пройденного, подытоживания, повторения с целью закрепления ранее полученных знаний и навыков.
7.Стилистические упражнения, связанные с работой по пунктуации; это могут быть, например, упражнения в замене одних синтаксических конструкций другими (парные конструкции) и т.п.
8.Письмо заученного наизусть. Пунктограммы в записываемом тексте должны быть хорошо разобраны и объяснены. Нельзя брать тексты с авторскими знаками препинания.
9.Различные виды диктантов тренировочного характера на знаки препинания.
10.Контрольный диктант на пунктуационные правила. Текст диктанта не должен быть очень простым в отношении пунктуации для каждого школьного возраста, но на первых порах в нём должны быть даны только такие пунктограммы, которые являются бесспорными с точки зрения существующих правил.
7.Основные причины пунктуационных ошибок. Последовательность формирования навыка расстановки знаков препинания по ходу письма.
В старших классах обычно количество пунктуационных ошибок превосходит количество орфографических ошибок. Объясняется это рядом причин:
1)орфографией учащиеся занимаются значительно дольше и больше, чем пунктуацией. Тем более что занятия пунктуацией носят прерывный характер;
2)особенностями самой пунктуации, усвоение которой требует сравнительно высокого уровня общего развития и развития речи;
3)непрерывной организации работы по пунктуации, когда недостаточно учитываются специфические принципы методики её обучения, а вследствие этого не обеспечивается дифференцированный методический подход к устранению ошибок, обусловленных различными причинами и различным характером;
4)излишней торопливостью в прохождении правил пунктуации или нагромождением разнообразных, иногда противоречивых правил постановки одного и того же знака препинания, особенно в том случае, когда они даются учащимся на одном и том же уроке.
5)совокупностью таких условий, как слабое общее развитие некоторых учащихся, сравнительно низкий уровень развития речи. неразвитое чувство логического членения предложения, речевой слух, а также слишком терпимое отношение со стороны школы к фактам пунктуационной неграмотности учащихся, недооценка слабого знания школьниками соответствующих разделов синтаксиса.
Пунктуацию нельзя изучить лишь путём запоминания известной суммы правил. К тому же существующие и установившиеся уже правила пунктуации далеко не всегда могут быть применены с математической точностью, чего так хотят учащиеся. Это объясняется тем, что расстановка знаков препинания зависит часто от характера и стиля речи, от оттенка мысли, от индивидуальной манеры письма, если имеем дело с художественной литературой.
Чтобы правильно расставить знаки препинания, надо точно и правильно понять смысл как отдельного предложения, так и всего текста в целом. Надо знать способы построения конструкций различных типов.
Поэтому занятия по пунктуации должны быть связаны с грамматикой, стилистикой, т.е. с живой речью.
И очень важным является постепенное обучение школьников расставлению знаков препинания во время письма. Нельзя расставлять знаки препинания после того, как текст уже написан. Это методическая ошибка, так как при таком письме не происходит логического осмысленного членения текста. У детей нарушаются ассоциации между представлениями о значении того или иного знака препинания, с одной стороны, и определёнными синтаксическими конструкциями, воспроизводимыми на письме с другой. Нельзя нарушать важнейший принцип методики – ставить знаки во время письма.