Что значит публицистический стиль текста примеры
Публицистический стиль
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др.
На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.
Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).
Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
Функции публицистического стиля:
* Информационная — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях
Воздействующая — стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемыЗадача речи:
* воздействовать на массовое сознание
* призывать к действию
Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально-деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию — создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Оформление цитат в Википедии описано на странице Википедия:Цитирование.Цита́та — дословная выдержка из какого-либо текста.
Публицистический стиль: классификация популярных жанров
Жанры публицистического стиля речи принято группировать на:
Остановимся на каждом из жанров и рассмотрим их своеобразные характеристики.
Информационные жанры публицистического стиля речи
К информационному жанру публицистики относят интервью, репортажи, небольшие заметки, аннотации к публикациям, какие-то мини-истории и т.п.
Используется данный жанр с целью проинформировать публику о каком-то событии, сообщить о чём-либо или о ком-либо.
Чаще всего публицисты пользуются заметками в виде коротких сообщений об интересных событиях, свершившихся фактах. В своих заметках они сообщают о новостях, либо выражают предположения по некоторым вопросам.
Примером заметки как одного из жанров публицистического стиля речи может служить такой текст:
«Вчера на соседней улице неожиданно промчалась скорая машина. Всё говорит о том, что и на нашей улице начался праздник коронавируса».
Пример аннотации к книге:
«В книге описан сюжет замысловатой истории старого человека, отправившегося на поиски своего давнего друга».
Пример мини-истории:
«Произошло это на чердаке старого дома. Дети взобрались на крышу и пробрались на чердак, заваленный старыми вещами. Среди старой ветоши они отыскали один странный предмет, отдалённо напоминающий кувшин. По очертаниям на его стенке можно было определить дату его изготовления — середина прошлого века».
Наиболее интересным жанром публицистического стиля можно назвать репортаж. Это рассказ о прошедшем значимом событии. Обычно публика следит за репортажами на интересные темы и активно потом их обсуждают в кругу своих единомышленников.
Примером репортажа может быть следующий текст:
«Как мы все помним, исследование начиналось в лаборатории соседнего городского округа. Была выявлена зависимость уровня распространения инфекции путём воздушно-капельного потока. Сегодня эта версия была опровергнута. Мы хотим рассказать о том, к каким выводам пришли учёные на данный момент».
Интервью — ещё один интересный жанр публицистического стиля. Используют интервью журналисты с целью довести до сведения читателя мнение какого-либо авторитета о том или ином факте, событии, происшествии или собственной биографии.
Интервью содержит обязательно вопросы и краткие ответы. Ответы даются в доступной для понимания читателя форме, простым текстом.
Пример небольшого интервью:
«- Как вы считаете, скоро закончатся эти трудные времена?
— Да я думаю, что мы уже на пороге новых перемен. Уже всё, что происходит вокруг, об этом свидетельствует.»
Аналитические жанры публицистического стиля речи
Аналитические тексты воздействуют на человека. Это анализ журналистом какого-либо факта, события, явления или личности.
Аналитическим жанром являются статьи, беседы, рецензии, корреспонденция.
Как и интервью, беседа ведётся между двумя (иногда более) людьми.
У беседы и интервью есть отличия:
Интервью
Задающий вопросы не высказывает своих предположений, выводов по поводу обсуждаемого вопроса.
Журналист имеет право не изучать тему, по которой он будет задавать вопросы, лишь составить их список.
Статья после интервью содержит чёткое мнение опрашиваемого.
Оба партнёра равноправны и могут как задавать вопросы, так и отвечать на них.
Журналист должен быть в курсе тематики беседы, чтобы дискуссия была интересной, оба участника должны быть хотя бы частично компетентны в вопросе.
В изложенном тексте вопрос рассмотрен полностью и содержит мнения каждого участника. А читатель уже может сам делать определённые выводы по поднятой в ходе беседы проблеме.
Статья как аналитический жанр публицистического стиля речи содержит подробный обзор события, ситуации или факта. Автор исследует разные источники информации, раскрывает свою точку зрения на проблему и вызывает читателя на размышление над темой.
Различаются следующие формы статей в аналитическом жанре публицистики:
Корреспонденция, как и репортаж, рассказывает и истолковывает событие. В ней объясняются причины случившегося и анализируется факт, также оценивается значимость его, прогнозируется дальнейшее развитие.
Но если в репортаже могут быть представлены несколько фактов, то корреспонденция опирается лишь на одном. Всё рассуждение строится вокруг этого одного факта. Остальная информация лишь дополняет и подверждает главное утверждение.
Рецензия представляет собой подробный обзор, например, книги. Рецензент выражает своё мнение по поводу произведения таким образом, чтобы читающий, даже не владеющий информацией, понял, о чём речь в книге, фильме или передаче.
В последнее время рецензии приобрели иронический характер. А это не допустимо и говорит лишь о непрофессионализме автора.
Рецензия должна быть написана грамотно и сохранять нейтральную оценку, чтобы мнение о произведении было объективным у каждого читателя.
Художественно-публицистические жанры публицистического стиля речи
Самым сложным из упомянутых выше жанров считается художественно-публицистический. Ведь публицистическому тексту необходимо придать художественную окраску. Это могут быть: пародия, очерк, фельетон, памфлет и т.п.
Пародия — это изображение кого-либо с нотками сатиры. Часто пародируют известные личности, которых все знают. Поэтому с лёгкостью могут узнать пародируемого сквозь юмористическое представление. Пародии могут как смешить читающего, так и вызывать негодование из-за высмеивания и преувеличение чьих-либо отрицательных качеств личности.
Очерк освещает событие с художественным его оформлением. Хорошим примером очерка служит проблемный очерк — рассказывается о конкретной проблеме и также портретный — описывается событие, явление, лицо и т.д.
Фельетон является полностью сатирическим текстом публицистического стиля речи. В фельетонах высмеиваются конкретные проблемы и явления в общественной среде.
Фельетон приобретает популярность благодаря грамотно составленному тексту, не содержащему хамства и насмешек.
Памфлет очень похож на фельетон, но в нём высмеивается конкретная личность, даже если это реальный человек.
В этом жанре сложно не переступить грань, чтобы не выставить героя в оскорбительной манере.
В следующих статьях я планирую подробно исследовать каждый из жанров с приведением хороших примеров.
А на сегодня всё. Этой информации достаточно для ознакомительного чтения или подготовки к экзамену по теме «Жанры публицистического стиля речи».
5.4. Газетно-публицистический стиль. Экспрессивные средства языка
Стили русского литературного языка
Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, культурным, бытовым, философским и т.д. Газетно-публицистический (публицистический) стиль речи представлен на страницах газет и журналов, в материалах радио- и тележурналистики, в публичных лекциях, в речи выступающих в парламенте, на съездах, пленумах, собраниях, митингах и др.
Тексты, относящиеся к этому стилю, отличаются разнообразием тем и языкового оформления. С одной стороны, один и тот же жанр, например, жанр репортажа, будет существенно различным в газете, на радио и на телевидении. Но, с другой стороны, газетный репортаж существенно отличается от других газетных жанров – информации, очерка, фельетона и др.
Однако все жанры публицистики имеют много общих черт, позволяющих объединить их в единое целое. И эти общие черты обусловлены наличием у них общей функции. Тексты публицистического стиля всегда адресованы массам и всегда выполняют – наряду с информационной – воздействующую функцию. Характер воздействия может быть прямым и открытым. Например, на митинге ораторы открыто призывают массы поддержать или отвергнуть то или иное решение правительства, того или иного оратора, политика и т.п.
Характер воздействия может быть и иным, как бы скрытым за внешне объективной подачей фактов (ср. информационные программы радио, телевидения). Однако сам отбор фактов, их более или менее подробное рассмотрение, характер подачи материала тоже предусматривают определённое воздействие на массы. По самой своей природе публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение.
Характерная особенность публицистики состоит также в том, что она воздействует не на одного человека, а именно на массы, на общество в целом и на его отдельные социальные группы. В публицистическом стиле значительно сильнее, чем в научном, официально-деловом стилях, проявляется авторская индивидуальность. Однако в данном случае автор проявляет себя не только как конкретная личность (со своими неповторимыми особенностями), но и как представитель общества, выразитель определённых социальных идей, интересов и т.д.
Поэтому основным признаком, доминантой публицистического стиля является социальная оценочность, что и проявляется как в самом отборе фактов, степени внимания к ним, так и в использовании экспрессивных языковых средств.
В целом публицистическому стилю присуще постоянное чередование экспрессии и стандарта, постоянное превращение экспрессивных средств в стандарт и поиск новых экспрессивных средств выражения.
Например, метафоры холодная война, железный занавес, перестройка, застой, оттепель почти сразу превратились в общественно-политические, стандартно употребляемые термины.
Такое противоборство и взаимодействие экспрессии и стандарта вполне закономерно. Воздействующая функция обусловливает постоянное стремление публицистики к экспрессии, но потребность в выразительных и изобразительных средствах вступает в противоречие с необходимостью оперативно откликаться на все события современности. Стандарты, являясь готовыми речевыми формами, соотнесены с определёнными общественно-политическими и другими ситуациями. И текст, построенный в привычной, стандартной форме, легче пишется и легче усваивается. Не случайно такие стереотипы наиболее часто встречаются в тех жанрах, которые требуют экономичной и сжатой формы и которые оперативно связаны с самим событием: официальное сообщение, информация, обзор печати, отчёт о работе парламента, правительства и т.д. В других жанрах (очерк, фельетон и др.) речевых стандартов меньше, на первый план выдвигаются оригинальные выразительные приёмы, речь индивидуализирована.
К стандартно-информативным средствам, используемым в публицистическом стиле, можно отнести следующие:
Языковые средства | Примеры |
---|---|
Общественно-политическая лексика. | Общество, гражданин, патриотизм, реформа, демократия, парламент, дебаты. |
Терминология науки, производства и других социальных средств. | Как говорят специалисты Института земного магнетизма Российской академии, основной поток солнечного вещества прошёл в стороне от Земли. На начало века пришёлся пик одиннадцатилетнего цикла солнечной активности. За 6 дней вдвое возросло число обращений за врачебной помощью страдающих болезнями сердечно-сосудистой системы. |
Книжная лексика абстрактного значения. | Интенсифицировать, конструктивный, приоритет. |
Собственные имена. | Следующую встречу большой восьмерки было решено провести в Канаде. После разговоров о возможной отставке итальянский тренер «Спартака» выдал со своим клубом лучший матч в сезоне. Президент В.В. Путин выступил с обращением к участникам форума. |
Аббревиатуры, то есть сложносокращённые слова. | ЮНЕСКО, СНГ, ООН. |
Газетные клише, то есть устойчивые словосочетания и целые предложения. | Сложная политическая обстановка; резервы повышения эффективности; выйти на проектную мощность. |
Многочленные словосочетания. | Вместе с делегацией в КНДР направилась рабочая группа по подготовке предложений по вопросам модернизации корейских дорог. |
Полные предложения с прямым порядком слов. | Вчера министр путей сообщения Н. Аксёненко во главе делегации МПС РФ вылетел в Пхеньян. |
Сложные и осложнённые предложения с причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями и т.п. | Ожидается, что в ходе встречи министров будет решён ряд вопросов, связанных с соединением Транскорейской магистрали с Транссибом. |
Среди экспрессивно-воздействующих средств необходимо выделить следующие:
Безусловно, использование стандартных и экспрессивных средств языка в публицистическом стиле во многом зависит от жанра, от чувства меры, вкуса и таланта публициста.
Особенности жанров публицистического стиля речи
Жанры публицистического стиля речи – это определенные композиционные и стилистические типы произведений, присущие средствам массовой информации.
В публицистическом стиле выделяют три основных подстиля:
Каждый из них имеет собственную структуру, задачи и особенности.
Информационный публицистический стиль
Информационный жанр ставит перед собой единственную цель: осведомить читателя о каком-либо событии. Его функция – вызывание какой-либо реакции людей на определенную информацию.
Наиболее характерные примеры публицистического стиля с информационной направленностью таковы:
В основном, современными представителями публицистического стиля используется заметка. Заметка – это короткое сообщение о фактах, событиях, предположениях, новостях.
Существует несколько их разновидностей:
Примеры текстов-заметок отличаются краткостью и емкостью. В них недопустимо какое-либо отклонение от темы и описание личного мнения автора.
Репортаж – это не просто отражение каких-либо событий, это текст публицистического стиля речи, отраженный через непосредственное восприятие его создателя. В основе репортажа лежит не просто общественно значимое событие, а целая история, за которой читатели готовы наблюдать.
Интервью – это небольшая зарисовка, текст в газете, журнале, интернет-ресурсе или на телевидении, созданный с целью сообщить читателям мнение какого-либо лица об определенном факте, объекте, событии.
Особенности информационного интервью:
Текст в сухом публицистическом стиле – это отчет. Его задача – раскрыть информацию о каком-либо собрании, съезде, заседании, конференции, при этом с точностью изложить, какие решения были приняты, к чему пришли участники события и как это отразится на других людях. Обязательное требование к отчету – актуальность и правдивость информации, она ни в коем случае не должна быть искажена.
Зарисовка – это небольшой рассказ, и отличается он от предыдущих стилей своей направленностью. Зарисовка обычно бывает:
На самом деле подстили публицистического стиля речи очень разнообразны, но основные из них – информационные – мы видим чаще всего. Они фигурируют ежедневно: в газетах, журналах, научных книгах, на телевидении и даже на улице, когда корреспондент проводит социальные опросы населения.
Вот пример информационно-публицистического стиля текста:
«Как сообщили представители министерства культуры столицы, будет реконструировано здание бывшего крупного кукольного театра «Дружба», который был официально открыт в 2001—2002 годах. После реконструкции кукольный театр вновь возобновит свою деятельность. Также власти планируют отвести часть здания под детский развлекательный комплекс».
Аналитический публицистический стиль речи
Если информационные тексты призваны сообщать людям о чем-либо, то аналитические должны воздействовать на человека. Они представляют собой анализ корреспондентом какого-либо человека, события, факта или явления.
Жанры аналитического информационного стиля таковы:
Беседа во многом схожа с интервью, но есть и существенные отличия. Таблица представляет их наглядно.
Интервью | Беседа |
---|---|
Журналист задает вопросы. Суть статьи строится на ответах оппонента. | Журналист – равноправный партнер, он определяет содержание будущей статьи. |
Журналист не обязан глубоко изучать тему интервью. | От журналиста требуются определенные знания по теме беседы, он должен вести полноценную дискуссию. |
В результате получается статья с мнением опрашиваемого. | В результате получается всесторонне рассмотреть предмет разговора. Читатель имеет больше возможностей сделать собственные выводы о нем. |
Беседа состоит из множества предложений, она часто публикуется в специализированных литературных источниках, посвященных какой-либо узконаправленной тематике.
Статья – это главный публицистический текст аналитического жанра. Статья – это подробный обзор какого-либо факта, события, ситуации. Автор статьи может руководствоваться разными методиками работы и источниками информации, чтобы разъяснить свою точку зрения и заставить читателя поразмыслить самостоятельно. Текст в форме статьи бывает:
Корреспонденция в некотором роде схожа с репортажем или отчетом. Она повествует о каком-либо событии и истолковывает его.
Истолкование – это выяснение и анализ причин данного события, оценка его значимости и прогноз развития в будущем. Основное отличие от репортажа – в центре корреспонденции присутствует один единственный факт, вокруг которого и идет рассуждение. Все остальные материалы – дополнительные, они служат подтверждением основного утверждения.
Рецензия – это полный обзор какого-либо художественного произведения или научной книги.
Ее цель – описать мнение рецензента по поводу этого произведения, так, чтобы непосвященный человек понял, о чем речь, смог сделать собственные выводы и посмотреть на объект рецензии по-новому. Рецензия относится к аналитическим, а не информационным жанрам лишь потому, что требует от автора глубокого познания темы, описания своих суждений и анализ произведения. Современные рецензии приобрели уже несколько иной оттенок.
В такой форме могут описываться:
Ранее пример публицистического рецензионного стиля мог встретиться лишь в описании художественных и научных произведений.
По мнению современных журналистов, все чаще рецензия имеет ироничный характер, что недопустимо в подобном жанре и характеризует журналиста как непрофессионала. Автор должен владеть грамотной речью, держать нейтралитет и создавать приемлемую, положительную эмоциональную окраску.
Пример аналетически-публицистического стиля текста:
«Согласно мнению известного психолога Авдеева В. К., в каждом человеке есть определенный уровень справедливости, совести, чувства стыда и доброты, зрелости и опытности. Никто не знает, откуда берутся эти качества и от чего они зависят, поэтому психологи всего мира работают над этим важным педагогическим открытием. Предполагается, что не только генетика влияет на формирование полноценной личности.»
Художественно-публицистический стиль
Жанры публицистического стиля речи особенно сложны, если им необходимо придать художественную окраску. Именно поэтому художественно-публицистический стиль является самым трудным из перечисленных. Наиболее распространенные разновидности этого жанра:
Очерк – это публицистический текст, который не просто освещает какое-либо событие, но и художественно их оформляет.
Здесь вполне уместны художественные приемы, такие как эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории, олицетворения и прочие. Очерк бывает:
Фельетон – это исключительно сатирический текст публицистического стиля речи. Он подразумевает высмеивание определенных проблем, отрицательных явлений в жизни общества.
Успех такого жанра зависит от умения журналиста преподнести события грамотным литературным языком, но без откровенного хамства и насмешек над объектами статьи.
Памфлет – жанр публицистического текста, который очень схож с предыдущим. Но есть одно существенное отличие: памфлет высмеивает не явление и не событие.
Это откровенная насмешка над отрицательным героем, будь то выдуманный персонаж или реальный человек. Журналист не должен переходить черту и откровенно выставлять героя статьи в плохом свете, иначе такой памфлет считается некачественным и оскорбительным.
Пародия – это немного сатирическое изображение чужой речи.
При этом пародировать можно:
Отдельно стоит выделить пример публицистического текста, как сатирический комментарий. Это также небольшое высмеивание отрицательного события, в котором допускается гиперболизация, то есть сознательное преувеличение каких-либо отрицательных или положительных сторон человека, явления или события.
Пример художественно-публицистического жанра:
«Я хочу быть правильно понятым. Хемингуэй — замечательный творческий деятель. В ту эпоху были перспективные поэты и музыканты. «Снежный человек» — не только тема застольной болтовни, но тайна, не дающая покоя нескольким серьезным ученым. Дело не в самих загадках, о которых идет речь. Они абсолютно разнятся между собой, и каждая требует особого подхода. Беда в народных поверьях, распространяющихся, как какая-то эпидемия или болезнь, о которой можно только догадываться».
Конечно публицистический стиль речи, примеры текстов и разновидности публицистических выступлений бывают самые разные. Мы рассмотрели лишь часть из них. Существует множество более мелких жанров, которые, в свою очередь, делятся на поджанры. Каждый из них имеет свои особенности, но всех их объединяет одно – автор публицистического произведения должен владеть грамотной литературной речью, уметь сопоставлять факты и держать нейтральную позицию.