Что значит публицистический стиль текста 4 класс
Памятка по определению стиля текста
Данная памятка поможет определить стиль текста. Предназначена для учащихся школы.
Главная функция научного стиля – сообщение информации, фактов и доказательство их истинности.
Речевые жанры:
Языковые средства: терминология, наличие общенаучных слов, профессионализмов, абстрактной лексики.
Черты стиля: преобладание существительных в предложении, логичность, точность, доказательность, однозначность, обобщенность, объективность.
Данная памятка поможет определить стиль текста. Предназначена для учащихся школы.
Жанры:
Информация, передаваемая в публицистическом стиле, предназначена не для узкого круга людей, а для широких слоев общества.
Стилевые черты: эмоциональность, призывность, логичность, оценочность.
Данная памятка поможет определить стиль текста. Предназначена для учащихся школы.
Цель художественного стиля – воздействовать на читателя, передать чувства и мысли автора, его переживания.
Жанры: Используется в художественной литературе.
Языковые средства:
Стилевые черты: эмоциональность речи, образность, использование всех богатств лексики.
Разработка урока по русскому языку на тему «Понятие о публицистическом стиле» (4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет: русский язык
Тема: Повторение пройденного материала о стилях речи. Понятие о публицистическом стиле.
обобщить полученные знания о стилях речи, дать понятие публицистического стиля, совершенствовать монологическую и диалогическую речь
развивать мышление, воображение
совершенствовать навыки работы в коллективе
Учитель. Добрый день, ребята! Я рада видеть всех вас снова, и хочу пожелать успешной работы на уроке, тем более, что материал, над которым мы будем работать, вам знаком.
2. Этап целеполагания.
Учитель: Сегодня мы будем работать на будущее.
3. Этап воспроизведения изученного материала.
План урока (на доске)
Путешествие в сказку.
Создание символического портрета стилей речи.
Экскурсия по стилистическим джунглям.
Знакомство с публицистическим стилем.
Сказочник: В школьном царстве в языковом государстве на поляне собрались все стили речи. Точно к назначенному часу явился Официально-деловой стиль.
Стиль Официально-деловой : Мы, деловые люди, так сказать, официальные лица, любим точность и всегда следуем букве Закона: чтобы все было, как по писаному, никаких отступлений от норм и правил, инструкций и предписаний.
Сказочник: Как всегда точным и скрупулезным оказался Научный стиль.
Стиль Научный : Здравствуйте, коллега. Ведь вы не против, что я вас так величаю? Ведь мы, люди науки, как и вы, акулы деловой жизни, любим точность, логичность, конкретность.
Кто-то упрекнет нас в излишней сухости, большом количестве терминов, сложных предложений. Но как без них, батенька мой, написать доклад, лекцию, научную статью, учебник?
Сказочник: Очень скоро на поляне появилось новое лицо.
Стиль научный: Что-то непонятно, почему вы нас зовете своими друзьями, ведь мы такие разные.
Стиль Художественный: Вас шокирует мой наряд? Ничего кричащего в нем нет. Он, наоборот, ярок, эффектен, выразителен.
Сказочник: И стало на поляне книжных стилей уже сколько? Какие это были стили, ребята?
Но это продолжалось недолго, т. к. очень скоро появился еще один стиль.
Стиль Публицистический: Здравствуйте, уважаемая публика! Сегодня, как обычно, у вас будет удачный день. А мы предлагаем вашему вниманию хронику недели. В четвертых классах идет работа по подготовке к выпуску из начальной школы. Все учащиеся принимают в ней активное участие. Так же привлечены родители. Мы будем держать вас в курсе событий.
Стиль Официально-деловой : Здравствуйте, коллега!
Стиль Публицистический: Вы меня узнали?
Стиль Публицистический: Стараюсь. Но, кажется, в классе, о котором была моя хроника, вас, знают лучше, чем меня, мы мало знакомы с четвероклассниками.
Сказочник: Не успели собравшиеся стили, как следует пожать друг другу руки, на поляне снова зазвучал чей-то голос.
Стиль Художественный: Фи, уважаемый, что за тон, что за штаны и кисточки? Потрудитесь приветствовать наше собрание, как подобает воспитанным людям.
Прошу всех: не волнуйтесь.
Я вас видеть рад, друзья!
Мне без вас никак нельзя,
Без меня вам тоже туго:
Не поговорите с другом,
Не напишете записку,
Письмецо для своих близких.
Общаться свободно
И непринужденно
Всем помогает
Стиль разговорный.
Перестанем спорить, братцы!
Верно: хватит нам ругаться.
Пусть школьники дадут ответ,
Нужны мы в жизни или нет.
И кто из нас важнее,
И кто из нас нужнее.
Учитель: Ребята, давайте поможем этим сказочным персонажам найти истину в споре и создадим символический портрет каждого стиля, чтобы, глядя на этот портрет, можно было сразу уяснить место стиля в нашей жизни. А стили приглашаем в творческие группы в качестве консультантов.
(Каждая из групп кратко рассказывает о своем стиле, предлагает элементы для создания портрета и помещает их на отведенном месте на доске. Создаются портреты всех стилей кроме публицистического)
Учитель: Ребята, мы создали портреты всех изученных стилей. Но суха теория, а что будет на практике? А сможете ли вы на практике узнать стиль и определить его характерные черты? Мы отправляемся на экскурсию по стилистическим джунглям. И вот на нашем пути необычное растение с разнообразными лепестками, в котором спрятались задания. Сорвите каждая группа по два лепестка и выполните задание.
(Ученикам даны тексты. Их надо прочесть и определить стиль, его особенности)
Учитель: Молодцы! Сориентировались быстро, отвечали хорошо. А может, сами напишете текст в любом из стилей? А тема будет у всех одна: «Весна».
(Учитель распределяет стили по группам. Учащиеся пишут текст в соответствии с данным стилем)
Учитель: Название стиля «публицистический» происходит от латинского слова «общественный» (в нашем языке есть слово «публика», одно из значений которого люди, народ).
Значит, этот стиль призван эмоционально воздействовать на людей, формировать общественное мнение, агитировать.
Вы создавали символические портреты стилей. Если рисовать образ публицистического стиля, он обязательно будет состоять из газеты, плаката, листовки, воззвания, микрофона, фотоаппарата, т. к. это стиль газет, радио, телевидения, собраний и митингов.
4. Этап контрольно-оценочный.
Учитель : Ребята, вся работа, запланированная нами на урок, выполнена.
Давайте снова вернемся к спору стилей и все-таки ответим: «Кто же из них важнее и нужнее нам?»
(Учащиеся по очереди высказываются)
Учитель: Чтобы обобщить ваши ответы, я приглашаю на поляну учащихся, подготовивших поэтический итог нашего урока.
Учащиеся: 1 . В нашей жизни мы, ребята,
3. Если вас волнуют
Общества проблемы,
Если вам не безразличны
Политики темы,
То, готовя выступленье,
Фельетон критический,
Вы, конечно, изберете
Стиль публицистический.
Вместе: Стили разные нужны!
Стили разные важны.
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, оценивает, задает домашнее задание – написать информационную заметку «Открытый урок в нашем классе».
Характерные особенности, черты и основные жанры публицистического стиля речи
09.07.2020 No Comments Posted in
В статье вы узнаете о том, что такое публицистический стиль и его основные функции, какие существуют характерные особенности и черты публицистического стиля речи, ознакомитесь с тремя жанрами публицистического стиля и в конце статьи найдете интересную информацию о том, по каким критериям отбирают новости СМИ.
Не так давно люди могли узнать новости лишь из местных газет, радио и телевидения. Сейчас же мы имеем доступ к любой информации в любом формате 24/7 (спасибо тебе, Интернет!).
Способы получения информации изменялись, а принципы и особенности публицистики остались прежними.
Что такое публицистический стиль и его основные функции
Публицистический стиль — это стиль речи, который используется СМИ для передачи новостных сообщений массовому адресату (газеты, телевидение, радио, интернет).
Публицистический стиль выполняет 2 основные функции, при этом они в какой-то степени противоречат друг другу:
Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.
Характерные черты публицистического стиля речи
Публицистический стиль речи имеет ряд специфических признаков, по которым его легко определить:
Особенности публицистического стиля
В качестве особенностей публицистического стиля речи можно выделить 3 ключевые составляющие, на основании которых строится любой журналистский текст:
Это первый, главный или ведущий абзац текста, «шапка» или аннотация статьи, в которой изложена главная мысль текста. Часто лид выделен другим шрифтом или цветом, занимает обычно от 3 до 5 строк текста.
Пренебрегать лидом нельзя. Он может быть сенсационным или драматичным, может раскрывать подробности события или кратко описывать новость, может веселить читателя или же бросить ему вызов.
Лид новостной статьи выглядит так:
«Власти Британии официально признали, что готовятся с 10 июля отменить обязательный двухнедельный карантин для прибывающих из нескольких десятков стран, в первую очередь европейских.»
90% всех журналистских расследований построены на интервью или работе с другими первоисточниками. Поэтому неудивительно, что цитаты занимают особое место в новостных сообщениях.
3. Краткость и читабельность. Предложения и абзацы короткие и простые. Это вовсе не означает, что вы не встретите в тексте длинных составных предложений, но в большинстве случаев — «краткость — сестра таланта».
Кроме того, важно не переусердствовать с терминами. Все-таки тексты публицистического стиля должны быть понятны массовой аудитории: использовал понятие «правовой нигилизм» — будь добр и объясни тогда, что это обозначает (p.s.: правовой нигилизм — это отрицание законов и правил/норм поведения).
Жанры публицистического стиля речи
Выделяют 3 жанра публицистического стиля:
Рассмотрим подробнее каждый жанр.
Публицистический стиль речи: информационный жанр
Заметка — краткое сообщение о новом событии или факте. Главные черты: достоверность факта, новизна, краткость.
«Поправки в Конституцию РФ, которые одобрили более трех четвертей проголосовавших граждан, в субботу, 4 июля, вступили в силу. Обновленный текст основного закона страны уже опубликовала «Российская газета». В Конституцию внесено 206 поправок. В связи с этим потребуется изменить 98 действующих законов.»(Аргументы и Факты AIF.ru )
Репортаж — сообщение с места события. Черты: оперативность, объективное освещение событий, репортер является очевидцем или участником происходящего.
Пример: телевизионный репортаж (прямая трансляция с места событий), репортаж в печатных СМИ после сбора и обработки информации.
Интервью — получение информации в ходе разговора интервьюера (журналиста) с собеседником.
Примеры: информационное интервью для сбора актуальных данных о произошедшей авиакатастрофе ( например, опрос очевидцев); интервью-расследование; персональное интервью или интервью-портрет.
Отчет — хронологически последовательное, детализированное сообщение о событии.
Пример: отчет о военных действиях, отчет о результатах собрания, о конференции, о правительственном или судебном заседании.
Публицистический стиль речи: аналитический жанр
Беседа (диалог) — разновидность интервью, когда журналист выступает не просто в роли посредника между героем и зрителем, а общается с собеседником на равных благодаря своим достижениям, опыту и профессионализму.
Пример: телевизионное шоу с приглашенными артистами — «Наедине со всеми» с Юлией Меньшовой.
Рецензия — критический отзыв, который содержит в себе оценку и краткий анализ произведения художественной литературы, науки, искусства, журналистики и др.
Статья — жанр журналистики, в котором выражается аргументированная точка зрения автора на общественные процессы, на различные актуальные события или явления. Прочитав аналитическую статью, читатель получает нужную ему информацию и далее самостоятельно размышляет над интересующими его вопросами.
Предметом статьи является не само событие, процессы или явления, а последствия, которые они вызывают.
Пример: общеисследовательская статья о политическом развитии страны, практико-аналитическая статья о росте цен на продукты, полемическая статья (спор) о преподавании основ православной культуры.
Аналитическая корреспонденция — это сообщение, которое дает информацию о событии или явлении (обычно это один какой-то значительный факт). Аналитическая корреспонденция может включать фрагменты «живого» репортажа или пересказ происходящего, но обязательно в таком сообщении присутствует выяснение причин события/явления, определение его ценности и значимости для общества, прогнозирование его дальнейшего развития. Первоисточником такого сообщения всегда является сам автор публикации (корреспондент).
Пример: Описание достаточно необычного события – спасения человека, пораженного ударом молнии. Именно этому событию посвящена основная часть публикации. Описывая его, журналист использует информацию, полученную от самой пострадавшей, ее родителей, ее спасителей, других людей. Описанием самого события дело не ограничивается. Автор осуществляет причинно-следственный анализ случившегося, ищет ответ на вопросы, которые мучают Далю Ралене, ее родителей, их знакомых: почему молния угодила именно в эту женщину? Почему она все-таки оказалась живой?.
Публицистический стиль речи: художественно-публицистический жанр
Очерк — журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.
Пример: портретный очерк о жизни знаменитой личности; описание происшествий, встреч с людьми во время путешествия автора ( очерк А. С. Пушкина «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»).
Эссе — очерк, сочинение небольшого объема (обычно 300-500 слов), написанное в свободной манере повествования. Это литературный жанр, в котором автор выражает личный взгляд на определенную проблему, свои переживания или точку зрения по какому-то вопросу.
Эссе пишется в свободной манере с ярко выраженной позицией автора, поэтому текст получается живым и эмоциональным. Автор может написать эссе от 1-го или 3-го лица (чаще).
Эссе свойственны образность, разговорный стиль повествования, откровенность и нацеленность на массовую аудиторию.
Пример: к эссеистам 19 века относятся Оскар Уайльд, Артур Шопенгауэр, Фридрих Вильгельм Ницше и многие другие.
Фельетон — короткая заметка, очерк, статья сатирического характера, главной задачей которой является высмеивание «зла».
Пример: к фельетонистам относят таких писателей-сатириков, как М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Ильф и Е.П. Петров.
Памфлет — сатирическое произведение или статья, нацеленная на осмеяние определенных человеческих пороков, обличение и уничижение героя или героев, которые представляется автору носителем опасного общественного зла. При написании памфлет автор использует гротеск, гиперболу, иронию, сарказм.
Пример: «Письма к провинциалу» французского ученого, философа Блеза Паскаля, «Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными» английского писателя Бернарда Мандевиля, отечественные памфлетисты Д.И. Писарев с памфлетом «Пчелы», А.М. Горький «Город желтого дьявола», Л.М. Леонов «Тень Барбароссы».
Критерии отбора новостей
В первую очередь публицистический стиль ассоциируется с журналистикой и СМИ. Особое место в масс-медиа занимают новостные заметки: они пользуются спросом и привлекают основной процент трафика. Поэтому предлагаю уделить внимание одному очень интересному моменту: каким образом создается новостное сообщение и по каким критериям «отбирают» новости?
Далее вы узнаете о 10 критериях отбора новостей:
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Большое человеческое Вам спасибо и хорошего дня.
Публицистический стиль: черты и примеры
Публицистический стиль называют официальным стилем СМИ (средств массовой информации), в том числе – статей, репортажей, заметок, интервью и т. п. Данный стиль чаще используется в письменной речи, реже – в устных формах тех же репортажей или публичных выступлений политических и общественных деятелей.
Примеры публицистического стиля: пример 1, пример 2.
Общими чертами этого стиля можно назвать:
Стилевые черты проявляются на языковых уровнях следующим образом:
Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?
Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.
Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.
А что с качеством?
Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?
Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка 😉
Читай больше о каждом из стилей в этих статьях
Публицистический стиль: разбор примера
Рассмотрим, как используются компоненты публицистического стиля, на примере.
Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Виктор В., например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний и в то же время – студент университета третьего возраста. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена Виктора уже спит, он садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.
1. В лексике этого примера можно выделить такие пласты:
2. Морфология данного отрывка:
3. Синтаксис:
Научно-публицистический стиль: разбор примера
Публицистический стиль – один из самых развивающихся и «подвижных»: он активно заимствует черты других стилей, в том числе лексику (научные термины, клише официально-делового стиля), добавляя выразительность и эмоциональность художественного стиля для лучшего восприятия и воздействия.
Из подобного синтеза в публицистическом стиле образуются подстили:
Рассмотрим пример научно-публицистического стиля.
Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля – национальная катастрофа. Но, простите, национальная катастрофа с падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу. Вот тогда надо было говорить и спохватываться. Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен. Почему? Если его нет – тогда это авантюра, если он есть – тогда почему его скрывают? Нам известно из прессы: то там, то здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок. И мы знаем, как катастрофически падает наша рядовая и блистательная наука, падает наше образование, падает медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и увозятся из страны. Третий год мы слышим одно и то же: борьба с преступностью. Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы назвать, слышали вы их?
Черты научного стиля:
Черты публицистического стиля:
Публицистический стиль, пожалуй, является сегодня одним из самых используемых и распространенных. О его особенностях важно знать не только журналистам, рерайтерам или блогерам, но и писателям. Мы постоянно слушаем репортажи или читаем новости, на подсознательном уровне усваивая лексику и речевые обороты из СМИ, чтобы после также подсознательно использовать их при написании книг. Однако далеко не все, что используется в языке СМИ, годится для художественных текстов, для которых предназначен свой стиль.
О том, какие языковые средства не стоит использовать при работе над книгой, мы поговорим в соответствующей статье.
Что такое публицистический стиль речи это особенный способ выражения мыслей
Сегодня публицистический стиль речи становится популярным, востребованным, поскольку резко возрастает роль публичной речи в современной коммуникации. У человека нашего времени часто возникает потребность конструктивно выстроить диалог, грамотно аргументировать позицию, опровергнуть точку зрения оппонента. Научиться этому можно, постигая секреты публицистической речи….
Что это такое
Что такое публицистика? Это произведения литературы, журналистики, отражающие злободневные вопросы жизни социума. Прилагательное «публицистический» переводится с латинского как «общественный». Публицисты и журналисты пишут о том, что интересует большую часть общества.
Поэтому главная задача авторов – влиять на мысли, чувства, поступки адресата посредством информации, побуждать к действию, воздействовать на формирование общественного мнения, нравственный выбор, духовное развитие читателей. В публицистике нет места вымыслу, условности, она ориентирует читательскую аудиторию на конкретный факт, размышление о нём.
Важно! Публицистический стиль используется в основном для насущных вопросов политической, социальной, бытовой, экономической, спортивной, культурной жизни общества.
Признаки публицистического стиля
· побудительная (мотивация к действиям, размышлениям, сопереживанию),
Характеристика публицистического стиля, текста:
Языковые особенности публицистического текста
Основной принцип отбора речевых средств в излагаемом автором материале – общедоступность. Выступление в СМИ или на публике строится в соответствии с рассматриваемым стилем. Этим объясняется использование нейтральной лексики.
Лексикон публициста насыщен словами из области политики и экономики, что обусловлено интересом к общественно-политическим темам. Функция воздействия реализуется благодаря оценочным средствам речевой выразительности (писака, бумагомарака, крючкотворец), словам с переносным значением (рассадник нацистов, предвыборная гонка).
Синтаксис отличается сочетанием конструкций разговорной (неполных, назывных предложений) и книжной речи (обособленные члены, придаточные предложения, инверсия).