Что значит психолого педагогическое образование
Что представляет собой психолого-педагогическое образование?
Развитие психолого-педагогического образования является одним из приоритетных и актуальных вопросов в обществе. Инновации, которые внедряются в экономическую, социальную, духовную жизнь России, способствуют серьезным изменениям в воспитании подрастающего поколения.
Сегодня особо актуальным становится взаимодействие семьи и школы. Для родителей это является конституционной обязанностью, а для педагога — проявлением профессионализма.
Актуальность проблемы
Развитие психолого-педагогического образования — это требование современного общества. Если в двадцатом веке были одни общие ориентиры для развития и воспитания детей, то в настоящее время ситуация изменилась. Родители нуждаются в краткой и емкой информации, которая помогала бы им решать повседневные проблемы.
В школах введены новые должности: педагог-психолог и социальный педагог. Изменилась и программа психолого-педагогического образования на высшей ступени обучения.
Реалии времени
В настоящее время многие родители не владеют информацией о методах и приемах общения с детьми. Минимальность педагогического просвещения родителей свидетельствует о необходимости активизации работы учителей и психологов в этом направлении. Возрастает актуальность модернизации основ семейной педагогики, тиражирования научно-популярной литературы в новых экономических и социальных условиях.
Теоретические аспекты
Психолого-педагогическое образование рассматривалось в фундаментальных трудах многих зарубежных и отечественных ученых психологов и педагогов: Ушинского К. Д., Макаренко А. С., Песталоцци И. Г. Образованию родителей уделяли внимание Змеева С. И., Газман О. С.
Сикорский А. И. рассматривал психолого-педагогическое образование в виде основного средства повышения просвещенности родителей.
На данный момент проведено множество исследований, которые были посвящены проблеме полноценного взаимодействия между школой и семьей. Несмотря на все эти исследования, психолого-педагогическое образование остается актуальной проблемой.
Семья — субъект педагогического взаимодействия
В реалиях социально-экономических условий семья находится в кризисном состоянии. Наблюдается резкое снижение ее основных функций, в частности воспитательной. Из-за этого понижается уровень нравственного поведения, меняются мотивы деятельности подрастающего поколения.
Психолого-педагогическое образование должно быть направлено на возрождение связи между прошлым и настоящим, оно должно восстановить взаимосвязь между поколениями, которая, к сожалению, утрачивается.
Многие семьи не смогли приспособиться к изменившимся нравственно-этическим нормам, что привело к повышению конфликтности между детьми и родителями. Повысилась социальная тенденция самоустранения пап и мам от воспитания детей, желание возложить подобные обязанности на школу и педагогов.
Польский педагог Ян Амос Коменский отмечал значимость материнского воспитания, важного для установления доверительных отношений между детьми дошкольного возраста и их родителями.
Что такое семейное воспитание?
Ему уделяется отдельное внимание в ФГОС. Психолого-педагогическое образование неразрывно связано с той сложной системой, которой является семейное воспитание. От численности семьи, материального обеспечения, уклада жизни, отношений между ее членами напрямую зависит психическое и физическое здоровье детей.
Этот социальный институт может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на воспитание подрастающего поколения. Существует подразделение семей на неблагополучные и благополучные по психическому здоровью. Анализом семей занимается специальный психолого-педагогический центр департамента образования. Дети, которые растут в неблагополучных семьях, отличаются значительным количеством отклонений (девиаций). Это существенно затрудняет отношения ребенка со сверстниками, способствует повышенной нервозности, агрессивности, неврозам.
Использование недопустимых воспитательных приемов, унижение достоинства, которые проявляются со стороны родителей, приводят к попыткам суицида.
У родителей, которые не имеют достаточных представлений об индивидуальных и возрастных особенностях детей, нет шансов на установление прочных межличностных отношений со своими малышами. Именно из семьи дети должны получать правильные представления о добре и зле, справедливости и чести, традициях и правде.
Подведем итоги
В современной семье изменились условия осуществления ею основных функций: воспитательной, социально-экономической, хозяйственной, эмоциональной, досуговой. Педагогические коллективы озабочены снижением воспитательного эффекта семьи, снижением ее роли в социализации подрастающего поколения.
Появилась необходимость переоценки представлений о функциях воспитания и образования, которые формировались на протяжении нескольких десятилетий. Семья является общественным институтом, в котором ребенок усваивает нормы поведения в обществе, формирует свои первые впечатления о мире.
Если не изменить ситуацию, не привлекать психологов, существует риск потери семейных ценностей подрастающим поколением. В рамках модернизации отечественного образования особое внимание уделяется установлению взаимоотношений между детьми и родителями, психолого-педагогическая поддержка их становится, как никогда, актуальной и значимой.
Специальность «Психолого-педагогическое образование» (бакалавриат)
Степень: Академический бакалавр. Прикладной бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
На основании результатов ЕГЭ приемная комиссия будет проводить отбор студентов по выбранному направлению.
Психолого-педагогическое направление образования считается одним из самых престижных направлений на сегодняшний день. Данное направление обучает не только психологическим и педагогическим навыкам, но и предоставляет возможность получать знания в области менеджмента и управления персоналом. Изучение иностранного языка в период обучения поможет подобрать работу в иностранных фирмах, а так же открыть свое дело за рубежом.
Содержание статьи:
Описание подготовки
Данная программа формирует у студентов знания по следующим направлениям:
Виды деятельности будущего психолога-педагога
К основным видам дейятельности можно отнести:
Студенты вовлечены в научную и исследовательскую работу кафедры на микро-, мезо-, макро- и мегауровнях.
Микроуровень включает в себя проблемы индивидуальной психологической помощи, адаптации к социуму, проблемы развития человека в организациях своего района.
Мезоуровень: проблемы развития человека в муниципальных и межрегиональных организациях.
Макро- и мегауровень: проблемы человека в общегосударственных и международных организациях.
Вы также можете более подробно ознакомиться с описанием профессии «Психолог».
Овладение профессиональными компетенциями, навыками и умениями
Окончив полный курс обучения, студенты получают следующие навыки: организаторские способности, коммуникативность, конструктивность, диагностические способности, взаимодействие с разными детьми и коллективами детей, психологическая оценка личности ребенка, оценка эффективности воспитательного процесса.
Основными предметами при изучении специальности являются:
Данные предметы считаются лишь основными, также существует множество общеобразовательных дисциплин, тренингов и специальных курсов для более полного овладения студентом всеми возможными знаниями и навыками по данному направлению.
Сроки обучения
Очная форма – 4 года, заочная форма – 5лет. Так же возможна сокращенная программа на заочной форме обучения – 3,5 года (обязательно наличие средне-профессионального или высшего образования в педагогике или медицине).
Профессиональная деятельность: кем работать
После освоения выбранной специальности можно работать в следующих сферах: здравоохранение, социальная работа, культура.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра психолога-педагога являются:
Выпускник осуществляет такие виды деятельности, как:
Для выпускников также есть возможность продолжать обучение в магистратуре.
Плюсы и минусы работы специалиста с психолого-педагогическим образованием
Жизнь современного ребёнка переполнена давлением и сложностями. В эпоху правления Интернета, общество обретает небывалую свободу выбора. Что же здесь плохого? Вместе со свободой приходят трудности в самоопределении, выборе и установлении личностных границ. Для решения психологических проблем во время педагогического процесса требуется подготовленный человек. В России такие обязанности принято возлагать на подготовленные кадры – педагогов-психологов. Эта работа не только важна при формировании юных умов, но и предоставляет возможности для личностного развития и проявления себя педагогом. Давайте рассмотрим все аспекты психолого педагогического образования.
Должностные обязанности
К числу должностных обязанностей, вменяемых педагогу-психологу, можно выделить следующие:
После ознакомления со списком стандартных задач, с которыми должен справляться педагог-психолог, становится ясно, что это не только интересная работа. Зона ответственности психолога огромна. Формирование юных характеров дело трудное, но благородное.
Профессиональное взаимодействие
Такой специалист взаимодействует в работе со всеми сегментами образовательного процесса. С коллегами по цеху необходимо выстроить высокопрофессиональный диалог. Важно, чтобы другие преподаватели воспринимали психолога, как авторитетный источник информации. В таком случае, вероятность плодотворного сотрудничества повышается в разы.
Работа с родителями – одна из важнейших задач. Процесс формирования личности ребёнка происходит как в образовательном учреждении, так и за его пределами. Родители – самый прямой рычаг воздействия на ребёнка. Они могут как помочь в решении возникающих проблем, так и усугубить их. Необходимо взаимодействовать с родителями ребёнка, нуждающегося в психологической поддержке.
В функционал педагога-психолога включается и обязанность по общению с органами власти и полиции по делам несовершеннолетних. В процессе знакомства с окружающим миром, юный разум может выбрать неверную дорогу, которая приводит его к нарушениям законодательства. Часто возникают подобные ситуации: курение или распитие алкогольной продукции в общественных местах, мелкие кражи, хулиганство и драки с нанесением вреда здоровью другого человека, нарушение правил дорожного движения и прочие.
При наступлении перечисленных выше обстоятельств, ребёнок оказывается в детской комнате полиции. Органы контроля за порядком обращаются в учебные заведения. Далее в ситуацию обязан вмешаться педагог-психолог. Его главная задача – узнать личные причины антисоциального поведения и устранить их для последующего гармоничного развития ребёнка.
Где можно применить преимущества профессии педагог-психолог
Работа преподавателя в России не относится к высокооплачиваемым. При этом у педагога-психолога имеется ряд выигрышных моментов в профессии.
Творческая самореализация педагог-психолог часто оказывается вовлечён в творческие процессы. При подготовке внеклассных мероприятий, праздничных концертов или весёлых стартов с детьми проще наладить доверительные отношения, показать заинтересованность в коммуникации, раскрыться, как человек близкий и сопереживающий.
Социальная значимость деятельности. Этот аспект во многом определяет желание человека стать социальным педагогом. Благородная профессия даёт возможность «творить» будущее, путём формирования нового поколения.
Профессиональная мобильность. Педагог-психолог может реализовать себя не только в образовательной среде и работе с детьми, но и в коммерческих компаниях. Прогрессивные компании активно принимают в штат собственного психолога. Уровень оплаты труда здесь выше, чем в бюджетной организации.
Как работать по специальности психология на фрилансе
Получение дополнительного заработка. Получив специальность педагог-психолог, можно проводить и личные консультации, тренинги и семинары. Область для деятельности необъятна. Подобные услуги пользуются бешеным спросом среди населения, готового теперь обращаться к специалистам, а не обсуждать проблему с подругой на кухне.
В соответствии с выбранной сферой деятельности (частная или бюджетная сфера), разнится и график работы. Никто не запрещает совмещение разных направлений. Допустим, утро и дневное время занимает работа в школе или детском саду, а свободные вечера можно посвящать дополнительным мероприятиям. Можно проводить тренинги и консультации по выходным. Здесь уже всё зависит от активности конкретного человека, его личных убеждений и желаний.
Оплата труда и возможности профессионального роста
Заработная плата педагога-психолога в среднем по России варьируется в пределах 35-40 тысяч рублей. Наибольшая заработная плата зафиксирована в Ненецком автономном округе и составляет 52 тысячи. При этом данная профессия больше востребована в Москве и Московской области. По данным статистики на этот регион приходится 45% открытых вакансий.
Заработная плата педагога-психолога в государственном образовательном учреждении напрямую связана с опытом работы и квалификацией специалиста. Чем выше эти два показателя, тем больше потенциальный доход. Также, на оплату труда напрямую влияет суммарная занятость работника в часах. Можно работать на полную ставку, а сверху брать дополнительные часы нагрузки.
Повышение квалификации
Чтобы достигнуть успеха в этой профессии, нужно быть готовым постоянно учиться и повышать уровень квалификации. Сейчас в государственных школах, колледжах и ВУЗах наблюдается тенденция обучения сотрудников за государственный счет. В коммерческих структурах руководство также часто соглашается оплатить курсы переподготовки для штатного психолога за счет средств предприятия. Повышение уровня знаний конкретного сотрудника приносит бонусы рабочему процессу в целом. Молодым работникам не стоит бояться отказа и обращаться с предложениями к вышестоящим руководителям.
Работа за рубежом
Ещё одним плюсом профессии является возможность работы за пределами Российской Федерации. Знатоку в области детской психологии будут рады в любой стране. Дело остаётся лишь за внятным владением иностранным языком и корректными методиками психолого-педагогической деятельности. При сильном желании всегда можно пройти международное обучение и получить дипломы и сертификаты. К примеру, в социальных сетях создано множество групп о необычной работе за рубежом.
Наиболее частые вакансии – вожатые, детские психологи и воспитатели. Работа предлагается как срочных, так и на бессрочных условиях. Можно встретить объявления о стажировках за границей для набора опыта.
Получение смежного образования
На базе полученного образования, педагог-психолог может менять сферу деятельности, в зависимости от собственных потребностей. Не всегда даже потребуется переподготовка.
К примеру, педагог работал со школьниками и почувствовал наступление профессионального выгорания. Не стоит впадать в депрессию. У такого специалиста масса возможностей.
Переход на работу с детьми более младшего возраста. Дети разного возраста – параллельные миры. Если устали от проблем школьников, возьмитесь за малышей. Здесь большее пространство для творчества и применения фантазии. А также более высокий авторитет в глазах подопечных.
Частные тренинги и семинары. Всегда можно разработать собственную программу тренинга по психологическим вопросам, которые интересуют конкретно педагога. Например, проведение тренингов по женской психологии или вопросам сохранения семьи. И возможность проявить себя, как креативного человека. Также тренировка ораторского мастерства. Плюс заработок, зависящий только от собственных усилий.
Работа с людьми, попавшими в сложные жизненные обстоятельства. Волонтерская деятельность способна полностью перевернуть привычные представления о жизни.
Способы получения психолого-педагогического образования
Получить образование по специальности педагог-психолог можно в педагогических учебных заведениях. Это может быть среднее профессиональное образование (колледж) или же высшее образование. Педагогические вузы представлены по всей стране. Конечно, можно выделить самые престижные из них:
При этом, есть масса курсов дополнительного образования, как на базе университетов, так и от частных организаций.
Образование, полученное в колледже и вузе, не критично различаются. Кроме, само собой, того, что вуз – ступень, где дают больше часов практических занятий в образовательных учреждениях. После окончания колледжа беспрепятственно можно найти достойную работу. Уже имея профессиональный стаж, можно поступить на заочную форму обучения по специальности в высшем учебном заведении.
Дистанционные курсы и семинары подойдут для повышения уровня квалификации. Чтобы они принесли практическую пользу, должно быть базовое понимание профессии, которое дают ссузы и вузы.
Преимущество психолого-педагогического образования заключается в том, что педагогические образовательные учреждения есть во многих городах России. Даже в небольшом районном центре обычно функционирует хотя бы один такой колледж или ВУЗ.
К тому же, бюджетных мест на данной специальности всегда больше, чем на более популярные направления (такие как экономика и юриспруденция).
Получение дополнительного образования за рубежом требуется в случаях, когда Вы нацелены на трудоустройство в иностранную корпорацию, либо профильное учебное учреждение, базирующееся на изучении иностранных языков. Либо для повышения своего профессионального уровня и кругозора. Существует множество информационных площадок, работающих через Интернет, в том числе и иностранных. Они дают возможность получить иностранное образование дистанционно. Обычно подобные курсы стоят больших денег, чем российские аналоги.
В процессе обучения по специальности психолого-педагогическое образование, упор делается на углублённое изучение психологии, детской психологии, педагогики, методики преподавания в учебном заведении. К ним добавляются и общеобязательные дисциплины – философия, история, экономика, право, информатика, математический анализ и статистика.
При освоении профессии педагог-психолог необходимо делать большой упор на получение практического опыта работы, больше практиковаться и разрабатывать практически применимые методики.
Психологический портрет кандидата в профессию педагог-психолог
Кому подойдёт работа педагогом-психологом? Принято считать, что гуманитарные профессии гораздо легче, чем работа инженера или программиста. Это далеко не так. Педагог-психолог должен обладать качествами, которые присущи не каждому человеку:
Это далеко не все требования к педагогу-психологу. Подобная деятельность связана с большой вовлеченностью в жизни других людей. В связи с этим, педагог испытывает сильные эмоциональные и психологические перегрузки ежедневно и должен быть готов к этому.
Радость от выбранной работы получают те, кто с душой и полной отдачей подходит к ней. Это правило действует по отношению к каждой сфере деятельности. Выбрав поприщем педагогическую и психологическую деятельность, нужно быть готовым столкнуться с чередой трудностей. Но, если стойко преодолеть преграды, можно получить полезный опыт и признательность от людей, на которых было оказано влияние в процессе работы. К тому же, деятельность психолога разнообразна и даёт платформу для беспрерывного развития собственной личности.
Педагог-психолог: плюсы и минусы профессии
Будущие студенты факультетов психологии, а также те, кто уже получил высшее образование по специальности «Педагог-психолог», начинают размышлять о том, что предусматривает выбранное ими направление деятельности. Это связано с тем, что сфера психологии подразумевает много разнообразных областей. Чтобы выбрать действительно подходящее профессиональное направление будущей деятельности, которое будет приносить удовольствие, необходимо обладать как можно большим количеством информации о том, что входит в обязанности такого рода специалиста, где он может работать, какими качествами должен обладать, где получить соответствующее образование.
Общие сведения
Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души. С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии.
Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ». Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы.
Обязанности
Специалист, желающий занять должность «Педагога-психолога» должен иметь диплом о высшем или среднем специальном образовании по направлению «Педагогика и психология». Должностные обязанности данной профессии могут отличаться в зависимости от выбранной области деятельности. Ниже приведены основные пункты из должностной инструкции:
Место работы
В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.
Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:
В соответствии с выделенными направлениями деятельности, квалифицированные специалисты востребованы в:
Важные качества
Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.
Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя. Из этого следует, что к личным качествам относится:
Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:
Обучение
Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:
Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.
Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:
Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:
Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.
Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:
Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%.
Заработная плата
Средний оклад педагога-психолога по РФ составляет 31 000 руб. В зависимости от региона и места работы данная цифра может изменятся.
Минимальная зарплата – 15,4 тыс. руб. Максимальный заработок в месяц – свыше 100 тыс. руб. и выше.
Средний оклад по должностям представлен ниже:
К заработной плате могут добавляться надбавки: