Что значит псевдоним поэта ивана бездомного
Тесты по Булгакову «Мастер и Маргарита»
Правильные ответы на вопросы смотрите в конце теста.
Тест по творчеству М.А.Булгакова
1.Каково было первоначальное название романа Булгакова «Мастер и Маргарита»:
а) «Мастер и Маргарита»
б) «Инженер с копытом»
в) «Рукописи не горят»
2. В каком году был написан роман «Мастер Маргарита»:
3. Чей это портрет в романе «Мастер и Маргарита»:
«… был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нёс в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе»:
4. Каковы особенности композиции романа «Мастер и Маргарита»:
а) рассказ в рассказе
в) нарушение хронологического порядка
5. Сколько миров в романе:
6. Кто в романе « Мастер и Маргарита» является символом милосердия:
7. Что значит псевдоним поэта Ивана Бездомного?
а) без дома и без мыслей
б) без почвы и без родины
в)без дома, без почвы, без родины
8. Какова основная проблема романа « Мастер и Маргарита»:
а) добра и зла в) милосердия
9. Кто в романе является воплощением зла?
10. Кто в романе творит добро?
11. Чей это портрет в романе « Мастер и Маргарита»:
«…плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных брюках и чёрных тапочках»?
13. Чей это портрет в романе: « Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба… Под левым глазом человека был большой синяк, а в углу рта- ссадина с запёкшейся кровью»?
14. Кому принадлежат слова: «Я знаю пять языков, кроме родного, английский, французский, немецкий, латинский и греческий. Ну, немножко ещё читаю по-итальянски»?
15. Кому из героев принадлежат слова: «Рукописи не горят»?
16. Чей это портрет: «Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами»?
17. Где начинается действие романа «Мастер и Маргарита»?
а) На Чистых прудах
б) На Патриарших прудах
в) На Борисовских прудах
18. Кто из героев не входит в свиту Воланда?
19. С кем из знаменитых философов в романе беседовал Воланд за завтраком о доказательствах бытия Бога?
20. Кто в романе является автором романа о Понтии Пилате?
21. Какая из сюжетных линий романа является сатирической?
а) любовь Мастера и Маргариты
б) похождения Воланда и его свиты
в) нет сатирической линии
22. В чём смысл булгаковского афоризма «Рукописи не горят»?
а) о бессмертии человеческого духа
б) о наличии второго экземпляра
в) о желании написать и другие экземпляры
23. Какой порок Иешуа считал самым страшным?
а) подлость в) глупость
24. Каким своим качеством Пилат обрекает Иешуа на крестные муки?
а) зависимостью от Синедриона в) карьеризмом
Иван Бездомный (персонаж Булгакова)
Содержание
Описание
Иван Николаевич Понырев — поэт, пишущий под псевдонимом Иван Бездомный.
После гибели Берлиоза и погони за Воландом, попадает в психиатрическую лечебницу, где встречается с Мастером.
После разговоров с Мастером принимает решение перестать писать стихи. В эпилоге Иван Николаевич Понырев — сотрудник института истории и философии, профессор.
Прототипы [1]
Образ Ивана Бездомного в кинематографе
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Иван Бездомный (персонаж Булгакова)» в других словарях:
Иван Бездомный — Файл:Профессор Стравинский ставит Ивану Бездомному диагноз шизофрения.JPG Профессор Стравинский ставит Ивану Бездомному диагноз шизофрения. Иван Бездомный (настоящее имя Иван Николаевич Понырев) литературный персонаж романа Михаила… … Википедия
ИВАН БЕЗДОМНЫЙ — (он же Иван Николаевич Понырев), персонаж романа «Мастер и Маргарита», поэт, превращающийся в эпилоге в профессора Института истории и философии. Одним из прототипов И. Б. был поэт Александр Ильич Безыменский (1898 1973), чей псевдоним,… … Энциклопедия Булгакова
Воланд (персонаж Булгакова) — Воланд (персонаж Булгакова) … Википедия
Мастер (персонаж Булгакова) — Мастер литературный персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Содержание 1 Описание 2 Мастер в финале романа 3 … Википедия
Маргарита (персонаж Булгакова) — Маргарита литературный персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» … Википедия
Гелла (персонаж Булгакова) — Гелла Гелла персонаж романа «Мастер и Маргарита», женщина вампир из свиты Воланда. Внешне привлекательная рыжеволосая и зеленоглазая девушка. Имя для персонажа Булгаков почерпнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокг … Википедия
Иешуа Га-Ноцри (персонаж Булгакова) — У этого термина существуют и другие значения, см. Иешуа Га Ноцри. Иешуа, по прозвищу Га Ноцри (ивр. ישוע הנוצרי) … Википедия
Маргарита (персонаж) — У этого термина существуют и другие значения, см. Маргарита (значения). Маргарита … Википедия
Мастер (персонаж) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мастер (значения). Мастер … Википедия
Гелла (персонаж) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гелла. Гелла … Википедия
Характеристика Ивана Бездомного в романе «Мастер и Маргарита»
Одним из героев, чью жизнь встреча с Воландом переворачивает с ног на голову, становится Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита». Это событие меняет жизнь героя в лучшую сторону. В конце произведения писатель обретает семейное счастье, становится профессором истории и философии, он переоценивает свое мировоззрение и начинает верить в высшие силы.
Значение имени героя
Иван Николаевич Понырев использует фамилию Бездомный в «Мастере и Маргарите» в качестве псевдонима. Настоящее и выдуманное имена героя имеют особое значение. В те времена многие писатели выбирали псевдонимы, затрагивающую тему близости с народом. Поговаривают, что аналогичное имя использовалось знакомым Булгакова или им самим в период написания работ для издания «Гудок».
Но автор романа дал этому понятию более весомую нагрузку. В понимании Михаила Булгакова лишь одна буква могла значительно изменить слово. Таким образом, «бездомный» легко превращалось в «бездумный». Именно таковым был второстепенный персонаж до встречи с Воландом и Мастером.
Встреча с Воландом и Мастером
Как-то раз Иван Бездомный во время прогулки с Берлиозом встретил иностранного гражданина, который завел с товарищами беседу. Встречают герои Воланда уже в первой главе романа. Сатану в человеческом обличье удивляют атеистические рассуждения литераторов. Он задает друзьям вопрос, касающийся управления жизнями людей. Ему интересно, что думают по этому поводу собеседники. Иван Николаевич говорит о том, что человек самостоятельно вершит свою судьбу.
За столь утвердительную неверную фразу ему приходится заплатить. Он становится очевидцем смерти Берлиоза из-за Воланда и его свиты. Тогда молодой человек понимает, кто явился перед ним. Он начинает кричать о том, что «он» появился, и «его» нужно схватить. Шокирующая встреча приводит юношу в сумасшедший дом, где тот знакомится с Мастером. Он продолжает твердить, что здоров, но врачи, конечно, не верят несущему ересь человеку. Доктора, поместившие героя в палату № 117, предполагают, что у пациента шизофрения и алкоголизм.
«Сумасшедший мальчик» лежит в соседней палате с Мастером. Второй находится в комнате № 118. Между мужчинами завязывается разговор через стену. Бездомный обещает, что вернет себе настоящее имя и никогда не будет больше писать стихотворения. Иван начинает вспоминать строчки из написанных его рукой произведений, строки кажутся ему почему-то неприятными. Он понимает, что идеи для стихов были навязаны ему властью, а не его собственными размышлениями.
Жизнь и судьба Бездомного
В конце романа Михаил Булгаков рассказывает, как сложилась дальнейшая судьба персонажа, выписанного из психиатрической лечебницы. Он действительно становится другим человеком. Жизнь когда-то «бездумного» поэта Ивана Бездомного кардинально меняется:
Еще в поликлинике его убедили в том, что когда-то он стал жертвой гипнотизеров. С этой мыслью и живет Иван Николаевич. Несмотря на положительный исход для персонажа, он продолжает мучиться. Весной ничего не может удержать профессора дома. В полнолуние он отправляется к Патриаршим прудам. Так происходит ежегодно.
Проведя некоторое время на улице, верный супруг и отец семейства возвращается домой больным. Всю ночь напролет за ним ухаживает жена, знающая, что в бреду муж будет кричать. Но только одному профессору известно, что во сне он видит Понтия Пилата и Иешуа. Образ Бездомного показывает, что перерождение и возвращение собственного имени — это реальность.
Иван Бездомный: прототипы персонажа из романа «Мастер и Маргарита»
Характеристика
Иван Бездомный – член МАССОЛИТа. В отличие от своих коллег, он был посвящен в тайну Мастера, осведомлен о муках Понтия Пилата. Характерная черта этого героя – невежество. За неё он и был наказан. Однако наказание это было не столь жестоким, как то, например, что настигло Берлиоза.
В начале романа «Мастер и Маргарита» Иван Бездомный – неприметный образ. И в некотором роде непривлекательный. Ведь он не только «Бездомный», но и «бездумный». Иван – последний ученик Михаила Берлиоза, внимающий его верным с идеологической точки зрения замечаниям.
Автор к этому персонажу относится с некоторой долей симпатии. А потому позволяет ему исправиться, избавиться от глупости и самоуверенности. В эпилоге несколько абзацев посвящено Ивану. Читатель видит, что это уже совершенно другой человек. Вспомним о событиях, произошедших в судьбе поэта.
Иван Бездомный
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» таинственное и мистическое произведение советской литературы. Каждый герой повествования подробно описан и имеет незаурядный функционал в сюжете. Многослойность литературного произведения позволяет каждый раз с новой стороны рассматривать героев. Иван Бездомный специфичный персонаж, образ которого анализируют критики и исследователи литературы.
Персонаж, чья история жизни типична для советского литератора до появления мистических персонажей, пишет поэму, посвященную Иисусу Христу. Роман начинается с описания встречи с Берлиозом. Поэт становится участником дискуссии, а затем свидетелем трагической гибели Берлиоза. Погоня за Воландом и его спутниками приводит Бездомного в психиатрическую больницу.
По предположениям литературоведов, существует сразу несколько личностей, которых можно было бы назвать прототипами для булгаковского героя.
В двадцатые годы ХХ века на театральных подмостках прогремела постановка «Дни Турбиных». Критики спектакля, среди которых был поэт и литератор Александр Безыменский, анализировали спектакль, выявляя недочеты. В романе Булгакова в сатирическом формате изображена недомолвка, произошедшая между Безыменским и Маяковским. Этой сценой стала критика Сашки Рюхина Бездомным, в которой поэт называл оппонента бездарем.
В диалоге, произошедшем на Патриарших прудах, Воланд предсказывает Бездомному сумасшествие. Этот мотив перекликается с сюжетом романа Мэтьюрина «Мельмот Скиталец», в котором персонаж встречается с человеком, чья душа продана дьяволу. Герою также предсказывают лечение в больнице для душевнобольных. Его имя Стентон. Его наравне с остальными считают прототипом Бездомного.
Литературоведы узрели в «Мастере и Маргарите» мотивы произведений Иоганна Гете. Черты характера Студента схожи с характеристикой Бездомного, особенно когда речь заходит о самоуверенности. Как Студент спорит с Мефистофелем, так и Бездомный имеет смелость сомневаться в существовании Воланда.
Существуют альтернативные версии в вопросе поиска прототипов Бездомного. Поэта часто сравнивают с литератором Иваном Приблудным. Он входил в число приближенных к Есенину и имел репутацию балагура. Популярность Приблудного объяснялась не литературным талантом, а дружбой с известными личностями. Поэта сравнивают и с Демьяном Бедным, а некоторые усматривают схожесть с Сергеем Есениным. Псевдоним Бездомный звучен и имеет массу ассоциаций. Одновременно с этим он схож с фамилиями предполагаемых прототипов. Настоящая фамилия героя Понырев.
«Мастер и Маргарита»
Иван Бездомный отнюдь не главный герой повествования, но его биография и судьба будоражат фантазию читателей. Член МАССОЛИТа беседует однажды у Патриарших прудов с председателем данной организации Берлиозом и с появлением Воланда перестает правильно воспринимать происходящее. После безумной погони за Воландом, Коровьевым и Бегемотом Иван оказывается в сумасшедшем доме, где врачи ставят поэту диагноз «шизофрения».
Многогранность личности героя становится одним из важных лейтмотивов произведения. С течением действия Иван преображается, и причиной этому становится смена приоритетов и мировоззрения. В большой мере на него влияет встреча, произошедшая в больнице. Познакомившись с мастером, поэт обсуждает с ним Понтия Пилата, Левия Матвея, Иешуа и любовные перипетии, связанные с Маргаритой. Интересным моментом для человека, пишущего стихи, была история издания романа и злоключения, связанные с этим мероприятием.
Встреча на Патриарших
В романе Булгакова две сюжетные линии. Каждая из них развивается самостоятельно. Действия и первой, и второй происходят в мае, но в разные эпохи. Иван Бездомный в «Мастере и Маргарите» – первый житель Москвы тридцатых годов, встретившийся с Воландом, если не считать Берлиоза, погибшего под колесами трамвая.
Однажды поэт сочинил антирелигиозную поэму, посвящённую Иисусу Христу. На Патриарших прудах Иван Бездомный встретился с Михаилом Берлиозом, дабы обсудить произведение. По мнению председателя МАССОЛИТа, поэма молодого литератора требовала доработок. В ней автор высмеял Иисуса Христа, представил его перед читателями в образе отрицательного героя. А должен был доказать, что личности этой и вовсе не существовало.
Председатель МАССОЛИТа читает малообразованному коллеге небольшую лекцию на тему мировой истории и культурологии. Тем временем мечтает о поездке в Кисловодск, которую совершить ему, как известно, не суждено. В диалог Берлиоза и Ивана Бездомного неожиданно вмешивается незнакомый иностранец, после чего в Москве начинают происходить невероятные события.
Значение имени
Бездомный – псевдоним героя. Настоящее его имя – Иван Николаевич Понырев. И псевдоним, и настоящая фамилия и имя несут смысловую нагрузку. Популярны в то время были псевдонимы типа «Бездомный», они указывали на связь писателя с народом. Однако для автора было важным также показать, что всего лишь одной буквой отличается «Бездомный» от «бездумного». Именно таким и был герой до его знакомства с Мастером.
Характеристика Ивана Бездомного невозможна без понимания причин того, почему автор дает герою именно такое имя. Это явно не говорящие номинации, однако, если вникнуть в библейские мотивы, то имя, которое дал герою М. А. Булгаков, связано с пророком Иоанном Крестителем. Он предрек появление Иисуса Христа. Так, Иван Бездомный в произведении, являясь поэтом, говорит другим литераторам, что в Москве появился он. Однако речь здесь идет о Воланде.
В «Грибоедове»
После встречи с Воландом и его приспешниками Иван пытается разобраться в случившемся. Он совершает беспорядочные поиски злодеев, что ни к чему не приводит, затем отправляется в «Грибоедов». В ресторан Иван является со свечкой в руках и иконкой на груди, говорит грубости коллегам, проявляет агрессию. У литераторов складывается впечатление, что после трагических событий, произошедших с Михаилом Берлиозом, сознание молодого человека помутилось.
Шизофрения
После рассказа о встрече с профессором, который некогда беседовал с Понтием Пилатом, а позже завтракал с Кантом, Бездомного окружающие принимают за сумасшедшего и заключают в психиатрическую лечебницу. Впрочем, здесь же оказываются и прочие герои, в том числе и председатель товарищества.
Вернемся к первой главе романа. Читателю известно, что временное безумие Ивана есть не что иное, как наказание за глупость, дерзость, самоуверенность. «Взять бы этого Канта, да в Соловки», – выкрикивает возмущенно Бездомный, не ведая о том, что философа уже более ста лет нет в живых. Затем задира-поэт задает странному собеседнику вопрос, дерзость которого выходит за всякие рамки приличия, предусмотренного правилами общения с силами потустороннего мира.
«Не приходилось ли вам бывать в лечебницах для душевнобольных?», – спрашивает Иван. На что Воланд невозмутимо сообщает, что приходилось, однако о том, что такое шизофрения, у профессора он забыл спросить. Это предстоит узнать Ивану. Спустя несколько часов Бездомный оказывается в клинике Стравинского.
Знакомство с Мастером
В первые дни пребывания в психиатрической лечебнице Иван начинает прозревать. В клинике поэт знакомится с Мастером, который здесь оказался из-за Понтия Пилата. Впрочем, как и Иван Бездомный. Разница лишь в том, что молодой сочинитель о пятом римском прокураторе Иудеи узнал от эксцентричного профессора-консультанта. Мастеру никто ничего не рассказывал. Всё, что он написал в романе, – его догадки и предположения, которые впоследствии оказались предельно достоверными.
Мастер Ивану поведал о своей жизни. Бывший поэт узнаёт о том, что его новый знакомый знает пять языков, является историком по образованию, когда-то работал в одном из столичных музеев. Однажды он выиграл крупную сумму, после чего снял комнату в хорошем районе и начал работу над романом о Понтии Пилате. Иван, конечно, узнает и о женщине, с которой его ночной собеседник встретился однажды на Тверской.
Враги Мастера
Членов МАССОЛИТа – представителей литературной элиты – новый знакомый Ивана не очень-то жалует. И на то у него есть основания. По их вине роман не издан. Из-за них он сжег произведение, которое так долго создавал. И именно они виновны в том, что Мастер находится в клинике для душевнобольных. У него после тщетных попыток издать роман не осталось ничего: ни имени, ни фамилии, ни будущего. Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита» является типичным представителем элитного литературного мира. И мир этот ненавистен не только герою романа, но и самому автору.
Раздвоение Ивана
Имени своего Мастер не называет. Но это не столь важно. Знакомство с этим человеком полностью изменило жизнь Ивана Бездомного. Он осознал, что его произведения чудовищны, и принял решение больше никогда не писать. Прежний Иван не отличал добра от зла, не имел собственной точки зрения. Всё, что он делал, было продиктовано обществом.
О дальнейшей судьбе Ивана Бездомного, точнее, Понырева (именно такова настоящая фамилия нашего героя) автор рассказывает лишь вскользь. В эпилоге говорится о том, что он стал историком, поэзией не увлекается. Правда, раз в год терзают душу профессора смутная тревога и беспокойство, словно напоминание о случившемся.
Цитаты
Поэтическая деятельность предполагает литературную осведомленность и лирический духовный склад. Иван Бездомный ни внешне, ни внутренне не вызывает подобных ассоциаций.
Иван Бездомный на сцене театра
Неспособный в споре апеллировать к рассуждениям оппонентов, Бездомный отмахивается от лишней информации и не хочет философствовать.
«Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!», — восклицает литератор, толком не зная, кто такой Кант и в чем состоит его философия.
На вопрос мастера, как он воспринимает свои стихи, неожиданно для себя Бездомный отвечает, что они «чудовищны».
«Обещаю и клянусь!», — говорит поэт, решая больше никогда не писать стихов. Этот жест – самый честный в его жизни по отношению к литературе и к нему самому.
«Мельмот Скиталец»
Роман Михаила Булгакова, как и прочие его произведения, наполнен реминисценциями. Это вовсе не значит, что творчество русского писателя сводилось к перепевам традиционных литературных мотивов. Его произведения были актуальными, затрагивали самые болевые точки современного ему общества. Не утратили они злободневности и сегодня. В образе Ивана Бездомного литературоведы видят сходство с персонажем романа «Мельмот Скиталец», написанного Чарльзом Мэтьюрином.
Герой этого произведения тоже оказывается в психиатрической лечебнице. В отличие от Бездомного, он еще и продает душу дьяволу. Персонаж Мэтьюрина отправлен в сумасшедший дом, причем происходит это после безрассудной погони за посланцами Сатаны и рядом странных поступков. В лечебнице он сперва буйствует, затем становится покорным, полагая, что именно так ему будет легче бежать.
Вариант 2
В романе образ сумасшедшего поэта играет достаточно важную роль. Сначала он «оттеняет» Берлиоза, а после самого Мастера, как я понимаю.
С самого начала книги мы встречаемся с Иваном Бездомным. Он бодр и весел, он весело спорит со своим приятелем. Тут же Булгаков поясняет, что этот высокий парень довольно простой наружности – поэт. И его фамилия – псевдоним модный. После революции при строительстве социализма даже поэты должны были стать простыми – из народа. Вот они и должны были все стать «убогими, бездомными». И сочинять не о розах и любви, а о благородном труде колхозника, например. Такой поэт, видно, сам может стать к станку на заводе, но он все свои силы бросает на сочинение идеологических поэм. Это образ – немного пародия на всех тех поэтов. Кроме того, Бездомный не так опытен и образован, как его собеседник. У парня не хватает такта, он начинает злиться в разговоре с Воландом, не проявляет нужной тонкости…
Наверное, за это он оказывается в сумасшедшем доме. Кто поверит, что он видел кота, который ходит на двух лапах?! Никто больше не верит Бездомному, а он продолжает доказывать свою правоту. Наверное, немного и правда сходит с ума. Мне жаль его становится. Не в его поэтическом и социальном самодовольстве, но в его страданиях. Он практически бьется головой о стену, его закручивают в смирительную рубашку, на успокоительное сажают. Он такой немного мученик, но он и сам виноват.
Потом он разговаривает в этой больнице с Мастером. Бездомный наивно не может понять, почему Мастер в этой клинике практически добровольно. Но Иван уже более спокоен, он уже стыдится своих «громких и восторженных» стихов. Только в уединении больницы он сумел посмотреть на себя со стороны…
В нём много энергии, но она немного «дурная». Он соблазнился льготами поэтическими, а там ему бы, может, лучше просто на завод – к обычным людям. Бесхитростным, как и он сам.
Я считаю, что он хороший человек, но просто соблазнился и запутался.
Все герои романа Мастер и Маргарита
Профессор Иван Понырев
Стоит сказать, что в ранней редакции романа Булгакова в психиатрической лечебнице к Ивану является не Мастер, а сам Воланд. Бездомный имеет общие черты с героем английского писателя. Но его образ более глубокий. После встречи на Патриарших Иван словно очищается. У него были слава, положение в обществе. От всего этого он отказался после того, как узнал от Мастера историю о Понтии Пилате.
Истина открыта для каждого, у кого хватает мужества ее искать. Возможно, эта мысль стала основной при создании образа Ивана Бездомного. Бывший поэт, конечно, не написал продолжения романа об Иешуа. Более того, о том, что он услышал от Мастера, впоследствии благополучно забыл. Однако он исправился, стал лучше, искреннее.
Александр Безыменский
Прототипов Ивана Бездомного множество. Некоторые исследователи даже увидели в его образе намек на Сергея Есенина, полагая, что скандальная сцена в ресторане «Грибоедов» имеет под собой вполне реальный эпизод. Многие критики считают прототипом Бездомного Александра Безыменского – поэта, популярного в двадцатые годы. Этот литератор активно выступал против «Дней Турбиных» и даже написал на произведение Булгакова пародию. Творчество Безыменского, в свою очередь, было высмеяно не раз Владимиром Маяковским.
История создания
Персонаж, чья история жизни типична для советского литератора до появления мистических персонажей, пишет поэму, посвященную Иисусу Христу. Роман начинается с описания встречи с Берлиозом. Поэт становится участником дискуссии, а затем свидетелем трагической гибели Берлиоза. Погоня за Воландом и его спутниками приводит Бездомного в психиатрическую больницу.
Михаил Булгаков
По предположениям литературоведов, существует сразу несколько личностей, которых можно было бы назвать прототипами для булгаковского героя.
В двадцатые годы ХХ века на театральных подмостках прогремела постановка «Дни Турбиных». Критики спектакля, среди которых был поэт и литератор Александр Безыменский, анализировали спектакль, выявляя недочеты. В романе Булгакова в сатирическом формате изображена недомолвка, произошедшая между Безыменским и Маяковским. Этой сценой стала критика Сашки Рюхина Бездомным, в которой поэт называл оппонента бездарем.
Александр Безыменский и Владимир Маяковский
В диалоге, произошедшем на Патриарших прудах, Воланд предсказывает Бездомному сумасшествие. Этот мотив перекликается с сюжетом романа Мэтьюрина «Мельмот Скиталец», в котором персонаж встречается с человеком, чья душа продана дьяволу. Герою также предсказывают лечение в больнице для душевнобольных. Его имя – Стентон. Его наравне с остальными считают прототипом Бездомного.
Литературоведы узрели в «Мастере и Маргарите» мотивы произведений Иоганна Гете. Черты характера Студента схожи с характеристикой Бездомного, особенно когда речь заходит о самоуверенности. Как Студент спорит с Мефистофелем, так и Бездомный имеет смелость сомневаться в существовании Воланда.
Иван Бездомный
Существуют альтернативные версии в вопросе поиска прототипов Бездомного. Поэта часто сравнивают с литератором Иваном Приблудным. Он входил в число приближенных к Есенину и имел репутацию балагура. Популярность Приблудного объяснялась не литературным талантом, а дружбой с известными личностями. Поэта сравнивают и с Демьяном Бедным, а некоторые усматривают схожесть с Сергеем Есениным. Псевдоним Бездомный звучен и имеет массу ассоциаций. Одновременно с этим он схож с фамилиями предполагаемых прототипов. Настоящая фамилия героя – Понырев.
Роль персонажа в сюжете
По мнению некоторых литературных критиков, именно Иван Бездомный является главным героем романа Булгакова. Ведь в нём автор выразил надежду на то, что человек, являющийся частью советского общества, способен переродиться. Однако в Спасителя Бездомный верит лишь в дни, когда в Москве происходят события, связанные непосредственно с появлением Сатаны и его приспешников.
Поэты-самородки, взращенные революцией, по мнению Булгакова, слишком далеки были от понимания связи человека с христианскими идеями. А то, что они смогут когда-нибудь стать творцами новой национальной культуры, есть не что иное, как утопия.