Что значит процедура наблюдения при банкротстве
Что значит процедура наблюдения при банкротстве
Статья 63. Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 63
1. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:
требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 29.06.2015 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов. При прекращении обязательств из финансовых договоров, определении и исполнении нетто-обязательства в порядке, предусмотренном статьей 4.1 настоящего Федерального закона, указанный запрет не применяется;
(в ред. Федеральных законов от 07.02.2011 N 8-ФЗ, от 27.12.2019 N 507-ФЗ, от 02.07.2021 N 353-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ)
2. В целях обеспечения наступления предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.
3. Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
(п. 3 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
4. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона на дату введения наблюдения, с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.
Указанные проценты за период проведения наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.
В случае предъявления кредитором требований к должнику в ходе финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства при определении в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона размера его требования размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.
(п. 4 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ)
5. В случае прекращения производства по делу о банкротстве по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 57 настоящего Федерального закона (в том числе в результате погашения должником всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, третьим лицом в порядке, установленном статьей 113 или 125 настоящего Федерального закона), кредитор вправе предъявить должнику требование о взыскании оставшихся процентов в размере установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения ставки рефинансирования, которые начислялись за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, по правилам настоящего Федерального закона, в порядке, установленном процессуальным законодательством.
(п. 5 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ)
6. Если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, установит, что должник или кредитор, являющийся заинтересованным лицом, обращался с заявлением о признании должника банкротом и при этом указанные лица знали, что должник является платежеспособным и преследует цель необоснованного неправомерного получения выгод от введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве при условии, что должник продолжает к этому моменту оставаться платежеспособным и это соответствует интересам кредитора.
В таком случае должник обязан уплатить проценты, подлежащие начислению по условиям обязательства, за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве. Если данные обстоятельства будут установлены судом при прекращении производства по делу о банкротстве на ином основании, суд также вправе указать в определении о таком прекращении на обязанность должника уплатить за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, подлежащие начислению по условиям обязательства проценты.
(п. 6 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ)
Дата введения процедуры банкротства
Банкротство юридического лица, так же, как и гражданина – это сложный процесс, который занимает определенное время. Если физическое лицо не может по объективным причинам выплачивать задолженность перед кредиторами, остается единственное решение – объявить себя банкротом. Порядок инициирования несостоятельности четко регламентирован законодательством. Процедура складывается из нескольких стадий, каждая из которых заслуживает отдельного внимания.
Начало процедуры
Введение процедуры банкротства начинается с составления и подачи в арбитражный суд заявления. Если физическое лицо в силу объективных обстоятельств не может вернуть долги заимодателям, оно обязано обратиться в арбитраж с заявлением о признании его несостоятельным. Размер невыполненных обязательств должен составить минимум полмиллиона рублей. Суд будет рассматривать дело только при наличии признаков неплатежеспособности. Признание физлица банкротом может инициировать также кредитор или уполномоченный орган. Предварительно составленное и подкрепленное необходимой документацией заявление необходимо подавать в арбитражный суд по месту регистрации физического лица.
Введение банкротства гражданина – это ответственный этап. От того, насколько грамотно гражданин подойдет к процессу, будет зависеть успех дела. Очень часто люди в силу ограниченных знаний не могут самостоятельно справиться с задачей по оформлению заявления в суд и подготовкой документации. В таких ситуациях целесообразно прибегать к помощи квалифицированных юристов, которые самостоятельно составят заявление о введении процедуры банкротства и подготовят нужные бумаги. В документах, которые будут направляться в судебный орган, в обязательном порядке должны быть указаны основания для введения процедуры банкротства.
Введение банкротства физических лиц
Согласно законодательству Российской Федерации процедура введения банкротства состоит из этапов:
Управляющий
Деятельность арбитражного управляющего подразделена на функции в зависимости от дела:
В процедуре банкротства физических лиц суд назначает финансового управляющего. Его участие в процессе является обязательным. В деле о признании несостоятельности управляющий имеет право на вознаграждение. Проценты выплачиваются после окончания оплаты долгов.
Этап реализации имущества при несостоятельности физлица
На протяжении месяца с момента завершения оценки имущества должника финансовый управляющий подают в суд сведения о порядке, условиях и о сроках продажи имущества, которое составляет конкурсную массу. В обязательном порядке указывается начальная стоимость. Это положение утверждено арбитражем и должно соответствовать нормам Федерального закона. Оценка имущества согласно законодательству, выполняется управляющим. Стоит учесть, что выполненную оценку могут оспорить как заимодатель, так и должник.
После окончания этапа реализации, оставшееся имущество возвращается к владельцу. После того как будут выполнены расчеты, физлицо освобождено от последующего выполнения требований заимодателей, в том числе требований по платежам после введения банкротства. Физическое лицо не будет освобождено от обязательств, если в ходе дела были предоставлены ложные сведения и информация не соответствует действительности.
Введение наблюдения при банкротстве
Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица подразумевает назначение судом временного управляющего, который будет оценивать финансовое состояние должника и проведет собрание кредиторов. В процессе выполнения данной процедуры руководство и сотрудники организации не отстраняются от дел, но будут введены ограничения прав по отношению к учредителям компании. В процессе банкротства предприятия важную роль играет наблюдательный этап и профессионализм временного управляющего.
Специфика признания несостоятельности
Признание несостоятельности имеет свои положительные и отрицательные стороны. Когда человек признается в официальном порядке банкротом, суд имеет право принять решение об ограничении выезда гражданина за границу. Все имущество должника, которое имеется на дату введения процедуры банкротства, является конкурсной массой и может быть реализовано в процессе реструктуризации задолженности. С того момента, когда человек признан финансово несостоятельным, все действия в отношении его имущества будут осуществляться финансовым управляющим. Все сделки, которые гражданин совершает лично без привлечения управляющего, признаются ничтожными.
Последствия введения банкротства
Каждый гражданин, который планирует объявить себя банкротом, должен быть знаком с последствиями введения процедуры банкротства:
В чем преимущества статуса банкрота для физлица
Первое очевидное преимущество — списание долга и возможность избавиться от непосильных обязательств перед заимодателями. Вариантов развития событий много, но ориентировочный план таков. Если у человека имеется источник стабильного дохода, то может быть назначен график платежей по денежным обязательствам. График составляется с учетом финансовых возможностей должника. Если в течение трех лет физлицо сможет выплатить оговоренную сумму, то будет избавлено от других обязательств. Если эти условия гражданин выполнить не в состоянии, то решением суда назначается процедура реализации имущества.
Еще один плюс заключается в том, что суд полностью учитывает возможности должника. После того как лицо признается банкротом, ни коллекторы, ни кредиторы больше не имеют права предъявлять свои требования и претензии. Все вопросы решаются только в судебном порядке. С момента признания неплатежеспособности приостанавливается начисление штрафов, процентов и других санкций. При необходимости физические лица всегда могут обратиться к грамотным юристам, которые помогут быстро и безболезненно осуществить инициирование несостоятельности. К выбору юридической компании, которая окажет помощь, необходимо подходить серьезно и ответственно, поскольку от профессионализма юристов во многом будет зависеть успех дела.
Процедура наблюдения в нынешнем законе о банкротстве носит сугубо технический характер. Ее смысл сводится к подготовке и принятию решения о дальнейшей судьбе должника: восстановление платежеспособности (внешне управление или финансовое оздоровление) или ликвидация (конкурсное производство).
В этой связи наблюдение прописано крайне невнятно. Ключевая неопределенность касается распределения управленческих полномочий и контроля за деятельностью должника.
Полномочия корпоративных органов в наблюдении не прекращены, но ограничены (в части согласования сделок и запрета на ряд корпоративных действий), при этом контрольные компетенции управляющего сводятся к выдаче указанных выше согласований, кредиторы же вообще никаких управленческих и контрольных прав (в отношении должника) не имеют.
Это приводит к следующей стандартной ситуации. Должник продолжает хозяйственную деятельность, однако цель ее сводится не к получению и распределению прибыли (это уже не возможно), а к выводу оборотного капитала и созданию номинальных текущих обязательств. Управляющий не вникая в происходящее, занимается рутинной процедурной работой (готовит фин.анализ, ведет реестр). Кредиторы включаются в реестр, а после – беспомощно созерцают за происходящим.
Результат такого «наблюдения» обычно предсказуем – к моменту введения конкурса (а он вводится в 98% случаев) – у должника значительный объем оспоримых сделок; высокий уровень и полная неразбериха с текущими платежами и «странный» реестр, сформированный из дружественных должнику кредиторов.
То есть все ведет к тому, что кредиторы удовлетворения требований (даже частичного) уже не получат.
Но так ли все безнадежно? Есть ли способы оптимизировать процедуру наблюдения и не допустить ситуацию, крайне затрудняющую удовлетворение требований кредиторов в конкурсе?
Внизу представлен анализ проблематики в процедуре наблюдения и основные способы противодействия недобросовестным проявлениям.
Обеспечение сохранности имущества должника
В тоже время в распоряжении временного управляющего есть широкий арсенал средств и методов противодействия недобросовестному уменьшению активов должника в процедуре наблюдения.
Вот лишь некоторые – самые значимые из них.
(а) Временный управляющий обладает правом на получение информации об изменениях в составе имущества должника – такие сведения руководитель должника направляет управляющему ежемесячно (п.3.2. статьи 64 ЗоБ).
Это дает возможность временному управляющему своевременно выявлять случаи выбытия активов должника и (при наличии оснований), использовать предоставленные законом полномочия по их защите.
В случае уклонения должника от предоставления соответствующей информации, управляющий должен предпринять все необходимые меры для самостоятельного получения такой информации (выписки по счетам, сведения ЕГРЮЛ, и прочих реестров и т.д.).
Параллельно с этим, эффективный управляющий обычно инициирует возбуждение административного производства по пункту 4 статьи 14.13 КоАП (Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего).
Это можно сделать, направив заявление в прокуратуру, которая обычно весьма охотно реагирует на соответствующие сигналы и проводит сплошную проверку деятельности должника в процедуре наблюдения с привлечением виновных лиц к административной ответственности (например, Постановление АС МО от 09.11.2020 года по делу №А40-326278/2019).
Своевременное получение управляющим информации об активах должника является ключевым методом мониторинга имущества, который позволяет своевременно использовать указанные ниже механизмы его защиты.
(в) В случае, если управляющий получит информацию о совершении сделок (иных действий) без согласования с ним (п.2 ст. 65 ЗоБ) или вообще запрещенных в наблюдении (п.3 ст.65 ЗоБ), он обязан незамедлительно оспорить их.
Откладывать такое оспаривание до введения конкурса – ошибочно и чревато потерей отчужденных активов, например, если речь идет о товарах, запасах, акциях, долях (которые выводятся через контрагента-транзитера).
Сделки, совершенные без согласования с управляющим (п.2 статьи 65 ЗоБ) оспариваются на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 66 ЗоБ и/или статьи 173.1 ГК РФ (например, Постановление АС Северо-Западного округа от 14.05.2020 года по делу №А56-100482/2017; Постановление 9ААС от 07.04.2021 года по делу №А40-69663/2017).
Сделки, совершенные с нарушением запрета на определенный вид сделок в наблюдении и/или со злоупотреблением правом оспариваются по статье 174.1 ГК РФ и/или 10, 168 ГК РФ (например, Постановление 6ААС от 22.06.2020 года по делу №А04-2444/2019; Определение ВС от 16.08.2017 года №305-ЭС17-10214).
(г). Совершение контролирующими лицами должника сделок и иных действий в ущерб интересам кредиторов, дает возможность временному управляющему и кредиторам заявить иски о взыскании с таких лиц убытков на основании статей 53.1 ГК, 61.20 ЗоБ.
Такой иск подается и рассматривается в рамках дела о банкротстве, при этом он не препятствует оспариванию соответствующих сделок (в наблюдении или конкурсе), а также привлечению указанных лиц к субсидиарной ответственности (п.68 ППВС от 21.12.2017 года №53).
Текущая хозяйственная деятельность
Должник в процедуре наблюдения может и часто осуществляет текущую хозяйственную деятельность. Такая ситуация несет некоторую двусмысленность – обычно предпринимательская деятельность направлена на получение и распределение прибыли, но неизбежное введение конкурса делает это в принципе невозможным.
И какая же действительная цель ведения бизнеса в наблюдении? К сожалению, часто самая не презентабельная – вывод оборотки и наращивание текущих.
Временный управляющий не наделен полномочиями контроля за коммерческими решениями должника: ценовой политикой, выбором контрагентов, масштабами производства и т.д. То есть он не оценивает их с точки зрения рентабельности и коммерческого смысла, но он должен контролировать их с позиций реальности и обычных условий коммерческого оборота. Такой контроль осуществляется посредством анализа указанной выше информации о составе имущества должника, текущих показателях его деятельности.
Важным аспектом контроля является и соблюдение очередности текущих платежей. Систематическое нарушение очередности текущих платежей влечет нарушение интересов текущих кредиторов и необходимость оспаривания соответствующих платежей (как совершенных с приоритетом) в процедуре конкурсного производства. Управляющий вправе требовать от должника вести реестр текущих платежей и соблюдать их очередность, предусмотренную статьёй 134 ЗоБ.
Уклонение от соблюдения текущей очередности может быть пресечено с использованием указанного выше механизма комплексной прокурорской проверки, с выявлением соответствующих нарушений и привлечением директора должника к ответственности по части 2 статьи 14.13 КоАП (например, Постановление 12 ААС от 06.04.2021 года по делу №А06-6370/2020).
Формирование реестра
Одна из целей процедуры наблюдения сводится к формированию реестра кредиторов для проведения первого собрания, на котором будет определена дальнейшая судьба должника, а также кандидатура управляющего (или СРО). То есть, приняты ключевые решения для кредиторов, от которых зависит удовлетворение их требований.
Отдельно нужно обратить внимание на случаи включения в реестр «просуженных» требований, то есть признанных судебным актом. Если у кредиторов или арбитражного управляющего есть сомнения в отношении реальности такого долга, они могут оспорить соответствующий судебный акт в апелляционную инстанцию, как лица, не привлеченные к участию в деле, ссылаясь при этом на косвенные доказательства мнимости соответствующих отношений (например, Определение ВС от 05.02.2018 года №305-ЭС17-14948). Выявление аффилированности кредитора и/или мнимости заявленных требований относится к ключевым обязанностям арбитражного управляющего, даже несмотря на наличии соответствующих прав у кредиторов. Пассивная позиция управляющего в такой ситуации (когда указанные выше обстоятельства могли быть ему известны) – является основанием для соответствующих взысканий (например, Определение ВС от 24.08.2020 года №305-ЭС19-17553).
Краткие выводы:
1) Процедура наблюдения, по сути, задает вектор всей процедуре банкротства должника, предопределяя возможность (или невозможность) погашения требований кредиторов.
2) В подавляющем большинстве случаев управляющие (по разным причинам) не пользуются всем тем инструментарием, который предоставлен им для обеспечения сохранности имущества должника, предотвращения роста номинальных текущих обязательств и недопущения включения в реестр мнимых требований или требований аффилированных лиц.
Процедуры банкротства: просто о сложном
Рассказываем о процедурах банкротства, и о том, для чего они могут применяться.
В рамках дела о банкротстве предприятие может проходить ряд процедур, каждая из которых имеет свои цели и особенности:
2. Финансовое оздоровление.
3. Внешнее управление.
4. Конкурсное производство.
5. Мировое соглашение.
По сути четыре из пяти указанных процедур являются реабилитационными, то есть направленными на восстановление платежеспособности и сохранения предприятия. Только конкурсное производство является ликвидационной процедурой.
Однако на практике большинство банкротств заканчивается ликвидацией.
Остановимся подробнее на каждой из процедур.
Наблюдение
По закону срок проведения процедуры наблюдения не может превышать семи месяцев с даты принятия заявления о банкротстве
Во время процедуры наблюдения предприятие может работать в обычном режиме. Более того, снимаются аресты с его имущества, разблокируются счета, приостанавливаются исполнительные производства. Пени и штрафы перестают начисляться, приставы не могут препятствовать деятельности предприятия.
Ограничения на деятельность предприятия и его органов управления есть, но они не существенны:
Запрещено проводить сделки более чем на 5% от балансовой стоимости активов без согласия арбитражного управляющего. Имеются в виду нетипичные сделки: образно говоря, продавать свои товары можно, а оборудование, на котором они делаются, нельзя.
Запрещается получать и выдавать займы без согласия арбитражного управляющего.
Общему собранию запрещено принимать решения о распределении прибыли, выплате дивидендов, выплате действительной стоимости доли при выходе участника.
Общему собранию запрещено принимать решение о ликвидации и реорганизации. Но оно имеет право править устав, юридический адрес и менять руководителя.
Арбитражный управляющий в процедуре наблюдения называется временным управляющим. Его кандидатуру утверждает арбитражный суд.
Как только суд вводит процедуру наблюдения, временный управляющий делает соответствующую публикацию в газете «Коммерсант» и в ЕФРСБ. С момента публикации начинает отсчитываться 30-дневный срок на предъявление требования кредиторов для участия в первом собрании. Кредитору крайне желательно включиться в этот список вовремя, иначе придется ждать перехода на дальнейшую процедуру.
Временный управляющий получает доступ ко всей финансовой информации должника — он имеет право запрашивать и получать любые документы и пояснения у руководства должника, контрагентов, банков, государственных органов и т.д. Все эти лица обязаны предоставлять ему сведения в течение 7 дней без взимания какой-либо платы.
На основании полученной информации временный управляющий проводит финансовый анализ деятельности должника. Финансовый анализ проводится минимум за два (а, как правило, за три) года, предшествовавших банкротству. Цель этой работы — дать заключение о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, а также о наличии сомнительных сделок. Вместе с финансовым анализом арбитражный управляющий готовит рекомендации о дальнейшем развитии дела о банкротстве.
В конце процедуры наблюдения арбитражный управляющий созывает первое собрание кредиторов. В повестку дня в обязательном порядке включаются следующие вопросы:
1. Отчет арбитражного управляющего о проделанной работе.
К первому собранию арбитражный управляющий готовит финансовый анализ, анализ на наличие признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, анализ сделок, предложения по дальнейшему развитию дела о банкротстве.
2. Выбор арбитражного управляющего на следующую процедуру. Дополнительные требования к арбитражному управляющему.
Если временный управляющий по каким-то причинам не устраивает кредиторов, они могут проголосовать за другую кандидатуру. Также они могут установить дополнительные требования к арбитражному управляющему сверх установленных законом — опыт работы, образование и т.д.
3. Выбор процедуры банкротства.
После процедуры наблюдения может быть принято решение о переходе на одну из трех процедур:
4. Привлечение внешнего реестродержателя.
Реестродержатель — лицо, ведущее реестр кредиторов. Это может быть арбитражный управляющий или внешняя специализированная организация. Привлекать ее или нет решает собрание кредиторов.
5. Созыв комитета кредиторов.
Если кредиторов более 50, то созыв комитета обязателен. В других случаях это право, а не обязанность.
От итогов голосования по этим вопросам во многом зависит итог дела о банкротстве.
Результаты собрания отправляются в арбитражный суд, который принимает окончательное решение — какую процедуру в деле о банкротстве следует ввести дальше.
Если у предприятия нет имущества на финансирование последующих процедур, а действующие лица не выражают согласия взять эти расходы на себя, суд по итогу наблюдения может прекратить производство по делу о банкротстве. В этом случае все ограничения, наложенные на предприятие законом о банкротстве, снимаются, и предприятие может функционировать дальше.
Зачастую кредитор, инициировавший дело о банкротстве, отказывается от дальнейшего финансирования дела после получения информации в процедуре наблюдения. Это делается для того, чтобы не финансировать ликвидацию должника в случае, когда взыскание средств маловероятно.
Важно различать «прекращение» и «завершение» дела о банкротстве. После прекращения все ограничения снимаются, предприятие продолжает жить. После завершения происходит ликвидация компании, а непогашенные в процедуре банкротства долги считаются погашенными. Предприятие в этом случае исключается из Единого государственного реестра юридических лиц.
Финансовое оздоровление
Процедура финансового оздоровления вводится только в том случае, когда кем-то предоставлено обеспечение погашения требований кредиторов. Обеспечение осуществляется в виде залога имущества, банковской гарантии, государственной или муниципальной гарантии, поручительства и т.д.
Максимальный срок проведения процедуры финансового оздоровления — два года.
Лицо, желающее ввести финансовое оздоровление в отношении должника, направляет арбитражному управляющему и в суд план финансового оздоровления и график погашения долгов. Арбитражный управляющий проводит собрание, и если собранием принимается соответствующее решение, суд вводит процедуру. После этого предприятие продолжает работать по плану и графику, отчитываясь арбитражному управляющему. Важно отметить, что работа продолжается без арестов, блокировок, исполнительных производств, пеней и штрафов.
Руководитель компании сохраняет свои полномочия. Ограничения на деятельность предприятия и его органов управления незначительны (также, как и в процедуре наблюдения).
В процедуре финансового оздоровления арбитражного управляющего называют административным управляющим. Его кандидатура утверждается арбитражным судом.
Как и в наблюдении, роль арбитражного управляющего в этой процедуре скорее «созерцательная». Он не принимает большого участия в работе должника.
Административный управляющий рассматривает отчеты органов управления, осуществляет контроль над выполнением графика погашения задолженности, предоставляет информацию собранию кредиторов. В случае неисполнения графика погашения задолженности он требует от лиц, предоставивших обеспечение, исполнения обязанностей.
На первый взгляд, процедура интересная, но на практике она применяется крайне редко. Фактически все упирается в обеспечение. Возникает естественный вопрос: если кто-то готов поручиться за должника и заинтересован в восстановлении его платежеспособности, зачем ему вносить обеспечение и входить в процедуру банкротства? В этом случае компаниям проще договориться между собой напрямую и рассчитаться с кредиторами. Это сэкономит время и деньги на процедуру банкротства.
Чтобы процедура финансового оздоровления использовалась чаще, законодатели сейчас работают над повышением ее привлекательности.
Внешнее управление
Срок проведения внешнего управления не может превышать двух лет (так же, как и при финансовом оздоровлении).
Основное отличие внешнего управления от финансового оздоровления состоит в том, что руководитель предприятия отстраняется от своей должности, а руководство компанией возлагается на внешнего управляющего. При этом участники (учредители) компании очень сильно ограничены в своих правах. Их основная функция — поиск денежных средств для погашения требований кредиторов.
Внешний управляющий в процедуре внешнего управления:
Конкурсное производство
Конкурсное производство вводится сроком на 6 месяцев. Может продлеваться неограниченное количество раз.
Известны банкротства, в которых конкурсное производство длится больше 5 лет.
Цель конкурсного производства — соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Долги, не погашенные в ходе конкурсного производства, после его завершения считаются погашенными.
Перейти на конкурсное производство можно непосредственно после наблюдения, а можно после финансового оздоровления или внешнего управления, если эти оздоровительные процедуры не дали результата.
Именно после открытия конкурсного производства предприятие официально признается банкротом. До этого момента оно не считается банкротом, несмотря на то, дело о банкротстве возбуждено.
Через два месяца после публикации в газете «Коммерсантъ» и ЕФРСБ окончательно закрывается реестр кредиторов. Кредиторы, которые не успевают подать заявление о включении в реестр в этот срок, не имеют права голосовать на собрании и их требования удовлетворяются в последнюю очередь.
Во время конкурсного производства руководитель отстраняется от управления. Общее собрание теряет почти все свои полномочия, как и в случае с внешним управлением.
Арбитражный управляющий на этапе конкурсного производства называется конкурсным управляющим. Вот, что он делает:
По статистике в России удовлетворяется от 3 до 7% требований кредиторов третьей очереди (в третьей очереди находится подавляющее число кредиторов).
После того, как средства должника распределены, остается только выполнить ряд формальностей — сдать дела в архив, сдать ликвидационную бухгалтерскую отчетность, отчитаться в судебном заседании о проделанной работе.
В срок от 30 до 60 дней после принятия решения о завершении конкурсного производства суд направляет решение о завершении в налоговую инспекцию. На основании этого решения налоговая инспекция исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ.
Повторю ключевую фразу: долги, не погашенные в ходе конкурсного производства, считаются погашенными. Кредиторы могут со спокойной совестью списать долги как безнадежные к взысканию, а руководство должника вздохнуть спокойно (если, конечно, руководителей не привлекли к ответственности).
Мировое соглашение
Проще говоря, кредиторы идут навстречу компании и дают ей возможность спокойно рассчитаться с долгами.
Но если мировое соглашение не исполняется, кредиторы или ФНС могут подать в арбитражный суд заявление о его расторжении. В этом случае процедура банкротства возобновляется с той точки, на которой соглашение было принято — например, сразу с конкурсного производства.
Мировое соглашение утверждается арбитражным судом только в случае погашения требований кредиторов первой и второй очереди.
Решение о заключении мирового соглашения принимается на собрании кредиторов большинством от общего количества голосов. Оно заключается в письменной форме и должно содержать положения о порядке/сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.
Мировое соглашение может содержать:
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу