Что значит противоречивый человек

Значение слова «противоречивый»

Что значит противоречивый человек

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

противоречи́вый

1. содержащий противоречие, то есть элементы, части, исключающие друг друга, несовместимые друг с другом ◆ Опровергнуть её — значит, показать, что если её добавить к этой системе аксиом, то получится противоречивый набор утверждений. А. А. Болибрух ◆ Человек мне нужен, а не анкета, сложный, противоречивый и многогранный человек. Еремей Парнов, «Третий глаз Шивы», 1985 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Снимая покров за покровом, личину за личиною, Ирония открывает за покровами и личинами вечно двойственный, вечно противоречивый, всегда и навеки искажённый лик. Федор Сологуб, «Публицистика разных лет», 1904—1918 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит противоречивый человекПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: гуманоид — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Противоречивость Противоречивый

Человек — парадокс во плоти, связка противоречий.

В мире есть много людей, которые призывают к чему-либо, а потом,

когда это случается, рвут на себе волосы…

У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только

цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку.

Михаил Лермонтов. Герой нашего времени

Противоречивость как качество личности – склонность проявлять заключенные в себе противоречия.

Однажды суфия спросили: — Какое из утверждений нужно выбрать, если два суфийских изречения противоречат друг другу? — Они противоречат друг другу, лишь когда их рассматривают по отдельности. Если вы хлопнете в ладоши и обратите внимание только на движение рук, это будет выглядеть так, словно они противодействуют друг другу. Но в этом случае вы не увидите, что в действительности произошло. Целью «противодействия» рук было, разумеется, произвести хлопок.

Сама по себе противоречивость присуща всем людям. В обычном человеке приживаются не только достоинства, но и недостатки. Каждое качество личности имеет свою противоположность, свой противоположный полюс. Например, ответственности противостоит безответственность, мягкости – твердость, честности – бесчестность. В порядочном человеке достоинства затмевают пороки, в порочной личности недостатки держат добродетели в положении Золушки. Между противоположностями всегда возникают противоречия. Стоит, к примеру, верности зашататься, уступить свои позиции, как сразу поднимает голову неверность. Еще В.И. Ленин писал: «Жизнь идет вперед противоречиями, и живые противо­речия во много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем уму человека спервоначалу кажется».

Иными словами, противоречивость является неотъемлемым атрибутом человека. Философ Юнг писал, что в каж­дом индивидууме обнаружива­ется „космическая противоре­чивость». Психолог В.О. Рузов утверждает: «Личность естественно противоречива. В разные настроения, в разные моменты жизни, в разном возрасте человек по-разному оценивает одну и ту же ситуацию. Личность естественно противоречива. И это нормально. И этим личность интересна, тем, что она противоречива».

Но дело в том, что у отдельных людей противоречивость становится ярко проявленным качеством личности, а у других – обыкновенным её признаком. Когда мужчина и женщина находят состояние, когда они меньше всего противоречивы, возникает унисон, иногда называемый любовью. В этот момент они сходятся. Возникают семьи.

Человек – динамичная, многоэлементная система. Она всё время находится в движении и не может существовать вне противоречивости. Как здорово выразился американский психолог Карл Роджерс, „человек — это текущий процесс, а не застыв­шая, статичная сущность; это текущая река изменений, а не кусок твердого материала; это постоянно изменяющееся со­цветие возможностей, а не застывшая сумма характеристик».

Противоречивость становится качеством личности, прежде всего, у человека, не имеющего твердых убеждений и принципов. Человек с шатким мировоззрением склонен кидаться из крайности в крайность. То он за белых, то за красных. То ему по сердцу радикалы, то либералы. То он поборник добра, то – адепт зла и насилия. То он приветствует скромность, то потешается над ней.

Человек, имеющий твердые убеждения и принципы, не склонен проявлять противоречивость. Он всегда «дует в одну дуду». Пусть его мировоззрение — искаженное представление о мире, пусть он пропитан предубеждениями, предрассудками, стереотипами, ложными психологическими установками и ложными, ограничивающими убеждениями, но он не будет проявлять противоречивость, ибо для него и так всё ясно.

Гитлер был противоречивой личностью? Конечно, нет. Для него было предельно ясно – во всём виноваты евреи. Любую тему разговора он не более чем через десять минут сводил к евреям. Сделав в своем воспаленном уме адское месиво из философских учений Чемберлена, Шопенгауэра, Ницше и других, он был крайне убежден в правильности своих взглядов. Любое общественное явление он мог объяснить, исходя из своей фашистской философии. Всё сходилось, никаких противоречий.

Противоречивость напоминает водителя, заехавшего в незнакомое место и не имеющего автодорожной карты. Кланяясь каждому повороту, он не скоро доберется до цели. Словом, врагов у противоречивости достаточно много. Вот некоторые из них: убежденность, твердость взглядов, сила разума, принципиальность, фанатизм, догматизм. Взять, к примеру, силу разума. Сильный разум знает, как правильно жить, что делать можно, а что нельзя. Он контролирует чувства и ум, находит консенсус с душой. Когда «бицепсы» разума достаточно развиты, он не будет вести себя противоречиво, ибо знает, что такое хорошо и что такое плохо. Слабый разум не умеет справляться с чувствами, он похож на девицу, которой и «хочется и колется, и мамка не велит». Он полон противоречивости, его бросает то в жар, то в холод. Он хочет одновременно жить «и с мамой, и с мужем».

С мужчинами проще, у них главная противоречивая потребность в отношениях – желание одновременно быть нужным и свободным. В остальном они жестко доверяют разуму. У женщин чувства и ум сильно развиты. Чувства ненасытны, поэтому они порой генерируют противоречивые желания и приводят к противоречивым поступкам. Когда нет жесткого контроля со стороны разума, возникают условия для разгула противоречивости. За сутки в ум попадают десятки тысяч хаотичных мыслей. Болтовня ума может составить конкуренцию птичьему базару на необитаемых островах. Поэтому человека буквально трясет от противоречивых действий. С.В. Серебряков в контексте понимания сути противоречивых действий пишет: «есть действия противоречивые: я хочу сказать хорошее — говорю плохое, я хочу, чтобы мой молодой человек от меня не уходил – поэтому посмотрю на часы и говорю: «Вы знаете, уже очень поздно, вам пора». Потом он уходит – она думает, зачем я его отправила? Или говорит: «Уходи вон, не хочу тебя видеть», на самом деле хочет и от этого рыдает в подушку. Это называется противоречивая деятельность, то есть человек сам себе противоречит и сам себе путает жизнь, он не может чётко объяснить ни себе что он хочет, ни другим что мне надо».

Вот пример противоречивости между словом и делом. Приходит муж домой, а жена встречает его у двери с плакатом: — Я с тобой не разговариваю. Муж посмотрел на плакат, и, не споря, пошел смотреть телевизор. Через какое-то время жена, закрывая собой телевизор, показывает мужу другой плакат: — А ты знаешь, почему?

По мнению психологов, цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и второстепенные гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко контрастируют — то противоречивым.

Противоречивость способна черное сделать белым, а вредное – полезным. К примеру, она дает такой совет курильщикам: — Известно, что одна улыбка продлевает жизнь на пять минут, а одна выкуренная сигарета укорачивает ее на пятнадцать минут. Таким образом, если вы во время перекура три раза улыбнетесь – продолжительность вашей жизни не изменится!

Вот некоторые комичные проявления противоречивости в жизни:

— Две вещи ненавижу – расизм и негров!;

— Жалко, что рекламу все время фильмами перебивают…;

— Когда война кончается, из укрытий вылезают герои;

— Я так часто смотрю телевизор, что дикторы меня уже узнают;

— Исправляем плоскостопие, искривление позвоночника и близорукость. Обращаться в районный военкомат;

— Неинтеллигентный человек за оскорбление бьет морду, а интеллигентный – лицо.

Муж постоянно изводил жену: – Хочу машину, и не меньше, чем «Мерседес». Денег, понятно, на такую штуковину не было. Вот жена пошла в магазин и купила игрушечную модельку этой машины и преподнесла мужу такой подарок. Муж с недоумением и разочарованием в глазах: – Модель?! – Ну, не расстраивайся, милый, зато у тебя жена не модель.

Источник

Человек противоречивый: как внутренние разногласия делают нас людьми и влияют на нашу креативность

Профессор в области антропологии Дэвид Берлинер из Брюссельского свободного университета рассказывает, почему противоречия — это «так по-человечески» и нам столь сложно находиться в «идеальном согласии между своими нравственными высказываниями и поведением», как мы сублимируем внутренние противоречия в творческую энергию, почему для нашего сознания так привлекательны объекты с противоположными свойствами и как умение проводить грани помогает нам уживаться с нашей способностью противоречить самим себе.

Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду.

Вы когда-нибудь задумывались, сколько много противоречивых мыслей приходит к вам в голову за день? Сколько раз эти самые мысли противоречили вашим поступкам и действиям? Как часто чувства не совпадали с вашими собственными принципами и желаниями? В большинстве случаев мы сами не замечаем в себе таких парадоксов — намного легче наблюдать подобные расхождения в других. Но вы полны противоречий так же, как и я. Мы, люди, сотканные из противоречий, уживаемся мирно, иногда болезненно, с нашими антагонистическими сущностями. Точно подметил эту особенность американский поэт Уолт Уитмен в своей поэме «Песнь о себе»:

Ну что же, значит, я противоречу себе.

(Я широк, я вмещаю в себе множество разных людей.)

Возьмите тех, кто покупает технические новинки, в то же время выступая против детского труда и отходов, наносящих вред экологии, или тех, кто осуждает воровство, но незаконно загружает музыку и фильмы из Интернета, кто разглагольствует об уважении личного пространства, при этом через мгновение выкладывает личные фотографии в Facebook. Есть экологи, использующие те же транспортные средства, священники, проповедующие веру, но собственнолично потерявшие её. Себастьян Маррокин помнит своего отца, с нежностью напевающего ему колыбельные перед сном, учитывая тот факт, что Себастьян был сыном известного наркобарона Пабло Эскобара, одного из самых влиятельных криминальных авторитетов в истории Колумбии. Прожить противоречивую жизнь — это так по-человечески.

Возможно, противоречия — необходимый компонент для толчка к интеллектуальному творчеству. В то время как многие люди пытаются добиться чувства психологического единства, противоречия создают дестабилизирующие бреши внутри нас. На сознательном или бессознательном уровне эти надломы только способствуют вдохновению, которое можно интерпретировать как способ решения и сублимирования внутренних разногласий. Это можно сказать обо всех областях творческой деятельности. Возможно, искусство, литература, наука и философия были бы невозможны без внутренних противоречий и стремления найти пути их решения.

Есть ли те, кто живет по стоическим принципам Плутарха, — в «идеальном согласии между своими нравственными высказываниями и поведением»? Возможно, нет, но это не всегда приводит к кризису. Мы разделяем по полочкам наши знания, навыки и эмоции. В определённых жизненных ситуациях некоторые поступки приемлемы, а в других — нет. В частности, ложь может быть представлена как героический и самоотверженный шаг, совершённый для защиты жертв под гнётом жестокости, но в дружеских отношениях такие выходки невозможны. В лабораториях ученые могут проводить исследования в рамках своей профессиональной деятельности, основанные на рациональности, трезвости и здравомыслии, после этого идти домой и участвовать в религиозных молебнах, основанных на вере в существование сверхъестественных и невидимых сил.

Люди вполне миролюбиво уживаются со своими противоречиями благодаря своей способности проводить грани. И когда противоречивые действия, поступки или эмоции выходят за пределы контекста, мы прекрасно находим им оправдания, способные смягчить когнитивный диссонанс. Один из моих друзей-защитников природы, которому я указал на то, что курение причиняет вред окружающему миру, ответил: «Я знаю, но я курю самокрутки», как будто они менее токсичны, чем промышленные, и не являются частью губительной табачной индустрии, которую он, к слову, яростно осуждал.

Противоречия вездесущи в нашей внутренней жизни, и они особенно заметны, когда проявляются наши сильные убеждения, такие как вера, мораль, воинственность и стойкость. В Гвинее и Лаосе, где я проводил этнографическое исследование, большинство жителей полностью уверены в существовании сверхъестественных существ, духов, которые способны трансформироваться в различных животных, растения и невидимые нами объекты, несмотря на всю парадоксальность таких верований. Даже наша современная поп-культура переполнена одновременно полумёртвыми и полуживыми зомби, а роботы могут выражать эмоции и чувства, подобные человеческим. На самом деле, наши сознания наполнены противоречивыми сущностями, которые бросают вызов «принципу непротиворечивости». Сами того не замечая, люди обожают объекты с противоречивыми свойствами. Как показали психологи-когнитивисты, подобные нестыковки особенно привлекательны для человеческого сознания. Они бросают вызов онтологическим ожиданиям, которые у нас есть относительно животных, предметов и людей. Как следствие, они несут в себе важный познавательный потенциал и лучше запоминаются.

Всё становится намного сложнее, когда человек выходит за рамки собственной личности и начинает взаимодействовать с другими людьми. Человеческое общение состоит из тонких манёвров между противоречиями, которые могут быть выражены, например, тем, что говорится, и тем, что выражается жестами и тоном. Так, личность упорно стремится к толкованию несовпадающих сообщений наших собеседников и декодированию непоследовательного поведения, которое она наблюдает в общественной жизни (Английский антрополог Грегори Бейтсон и его коллеги по группе Пало Альто в Калифорнии доходчиво объяснили особенности таких явлений в своих трудах).

В жизни часто возникают ситуации, в которых люди становятся жертвами парадоксальных предписаний, например, когда учителя внезапно озвучивают задачу «Будьте спонтанными!». Наихудший сценарий развивается тогда, когда включается «двойная обязанность», из-за которой дети зажаты эмоциональными требованиями родителей. Однако антропологами описаны и другие, «непатологические установки», такие как ритуалы, где противоречия представляются и оцениваются как вполне привычные способы коммуникации. Взять ту же еврейскую традицию «пощёчины», которая связана с половым созреванием у девочек. Среди восточно-европейских евреев в прошлом было заведено следующее: когда девушка говорила матери о своём созревании, та в ответ давала своей дочери оплеуху и в то же время восклицала «Mazel Tov!» («Поздравляем!»). Здесь противоречивый характер сообщения является основой ритуала и необходимой составляющей его эффективности.

Опираясь на мысли поэта Джона Китса, психоаналитик Адам Филлипс в своём труде «Обещания, обещания» описывает три «негативных возможности», незаменимых для формирования настоящей взрослой личности: стать для кого-то помехой, испытать опыт потерянности и опыт беспомощности. Мне хотелось бы добавить в этот список ещё одну значимую черту: умение находить и принимать наши противоречия, даже если порой это трудно сделать.

Обложка: Роже-Ноэль-Франсуа де ла Френе, «Сидящий мужчина».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *