Что значит просвещенный монарх
Просвещённый абсолютизм: политика монархов Европы
Просвещённый абсолютизм — это политика, проводимая европейскими правителями во второй половине XVIII века. Она была направлена на разрушение феодальных отношений и освобождала дорогу зарождающемуся капиталистическому строю. Мысль о «просвещённом монархе» принадлежала французским просветителям Вольтеру, Монтескье, Дидро, Руссо, которые сформулировали теорию просвещенного абсолютизма, основанную на новых разумных началах.
Основы эпохи просвещённого абсолютизма
Просвещённый абсолютизм преобразовывал общественную жизнь государств.
Монархи с помощью советников, опираясь на учения французских философов, модернизировали системы управления страной, что сопровождалось формированием основ буржуазного общества.
Основные признаки этой политики:
Цели реформ
Основоположником теории разумного управления государством называют английского философа-материалиста Томаса Гоббса. Просвещённая монархия должна была учитывать, что, кроме абсолютной власти, у неё есть обязанности перед гражданами страны. Реформы предполагали:
Фридрих II Прусский (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790) воплотили в себе два направления, характерные для эпохи реформирования.
Фридрих был консерватором и лишь освещал новыми философскими идеями и понятиями прежнюю политику своей династии. Иосиф II относился к революционерам и попытался реформировать государственный строй Австрии, сообразуясь с философией Просветителей.
Правление Екатерины II
В России эпоха просвещённого абсолютизма связана с годами царствования Екатерины II Великой. Екатерина состояла в переписке с Вольтером и взяла лучшее из идей просветителей. Она инициировала созыв Уложенной комиссии по систематизации законов.
Созданный Екатериной II «Наказ» заимствовал идеи просветителей, приспосабливал их к российским условиям и способствовал укреплению абсолютистского государства путём создания социальной поддержки со стороны дворянского класса.
Крестьянство, составлявшее 90% населения России, не получило облегчения своего положения. Реформы частично были популистскими и служили укреплению образа императрицы как просвещённой царственной особы, заботящейся о благе своего народа. Преобразования в период царствования Екатерины II:
Нужно заметить, что кардинальное изменение устоев общества не могло пройти легко.
Эпоха просвещённого абсолютизма в России во время царствования Екатерины II не произвела полного реформирования государства, а только заложила основы будущих изменений.
Просвещенный абсолютизм
Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.
Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г., то есть от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу», которое достигается в государстве.
Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.
В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Все политическое миросозерцание вождя века, Вольтера, есть просвещённый абсолютизм. Этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. Руководствуясь принципами и интересами государственной пользы, просвещённые деспоты относились очень недоверчиво к общественным силам, ничего не уступая из своей власти народу. Преобразования идут исключительно сверху. Вот почему просвещённый абсолютизм не мог сочувствовать стремлениям к политической свободе, ограничивавшей верховную власть. Отсюда происходит та двойственность, которая, вообще, характеризует просвещённый абсолютизм, и то антиисторическое направление его, которым отличался XVIII век, провозгласивший естественное право вместо исторического.
Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.
Центральными фигурами в этой эпохе были Фридрих II Прусский (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:
Сюда же относятся Карл-Август Веймарский, Иосиф-Эммерих, курфюрст Майнцкий, Клемент Саксонский, Кармер, составитель прусского свода законов, Бернсдорф, продолжатель дела Струэнзе, Зедлиц и Герцберг в Пруссии, Дом — посредник Фридриха в Германии, Гольц — его представитель в Париже, Монжела, мечтавший возродить Баварию, Фюрстенберг в Мюнстере, Стадион в Майнце, Абель в Штутгардте, Филанджьери в Неаполе, Шлеттвейн — министр в Бадене, Виллармина, Самбукка, Караччиоло — в Сицилии, Нери, Таванти, Манфредини — в Тоскане, Аранда, Гримальди, Флорида-Бланка, Кампоманес — в Испании, барон Крейц и барон Сталь — в Швеции.
Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II — много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований П. абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).
Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе. Общая черта, отличающая представителей П. абсолютизма — деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность.
Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые деспоты обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. — несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы П. абсолютизма захватывали область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец — область сословных отношений и крестьянского быта.
В области администрации П. абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства. П. абсолютизм был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.
Экономическая деятельность П. абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых деспотов меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, П. абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство. Вместе с тем П. абсолютизм обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.
Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Поэтому эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии — цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.
Просвещённый абсолютизм представляет из себя эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. Отнято было у папских булл юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные судилища, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 — из Франции, далее, в 1767—68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя народную массу.
В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности П. абсолютизм тоже много сделал. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма, старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства. Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В Неаполе дворянские суды были лишены своей силы тем, что на них могли апеллировать к королевскому суду. В Швеции и Дании Густав III и Струэнзе теснили дворянство и вооружили его против себя. В Австрии Иосиф II вызвал сильнейшую оппозицию духовенства и дворянства тем, что хотел уничтожить податные привилегии дворян и ввёл поземельный налог.
В эту же эпоху впервые был поставлен на очередь крестьянский вопрос. Этому значительно способствовали физиократы, которые по своим политическим взглядам были на стороне просвещённого абсолютизма, и многие деятели просвещённого абсолютизма были сторонниками физиократов. Осуждая феодальные права, тяготевшие над землевладельцами, литература XVIII в. требовала уничтожения рабства и прекращения крепостных отношений. Вследствие этого в эпоху П. абсолютизма было обращено внимание на положение сельской массы, от которой зависит обогащение казны, и рядом с покровительством обрабатывающей промышленности просвещённый абсолютизм покровительствует и крестьянскому труду. В Пруссии Фридрих II меньше всех правителей подчинился физиократии, но и здесь было обращено внимание на улучшение быта крестьян. В Австрии крестьянский вопрос был выдвинут Иосифом II, который формально отменил крепостное состояние. То же было и в Савойе при Карле-Эммануиле III.
Просвещённый абсолютизм, задумавший столько государственных и общественных реформ, повсюду вызвал реакцию, которая скоро уничтожает либеральные приобретения, пока французская революция не докончила начатой просвещённым абсолютизмом ликвидации старого порядка.
В России реализация политики Просвещенного абсолютизма не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским. В России церковь практически не вмешивалась в дела государственной власти, не занималась охотой на ведьм и не учреждала инквизиции. Соответственно, наступление на церковь привело в XVIII веке только к разрушению сложившихся веками моральных ценностей российского общества. Освобождение власти от влияния церкви с одновременным разделением общества на просвещенных дворян и непросвещенных крестьян раскололо народ и подорвало едва сложившийся монархический строй (что выразилось в 75-летнем периоде переворотов и фиктивных правлений цариц после смерти Петра I). Просвещенный класс говорил сначала на немецком языке, затем перешел на французский, и при этом глубоко презирал непросвещенных русскоязычных крестьян, рассматривая их исключительно как субъект применения абсолютной власти. Соображения морали, человечности и справедливости были забыты наряду с церковными предрассудками, позитивная же программа Просвещения выполнялась в исключительно узком кругу избранных дворян и только в их интересах. Поэтому результатом Просвещения в России стало крепостное право, превратившееся в чистое рабовладение при Екатерине II, а также формирование самодостаточной бюрократической системы, традиции которой до сих пор дают о себе знать.
Что такое эпоха просвещенного абсолютизма: идеи, суть реформ
Первыми концепцию просвещенного абсолютизма, сформированную Томасом Гоббсом, применили на практике европейские государства. При Екатерине Великой был создан наказ Уложенной комиссии, где нашли отражение идеи английского философа.
В VIII веке в Европе возникает новое политическое явление: просвещенный абсолютизм. Данная концепция появилась как следствие развития общества. С одной стороны, люди еще считали власть монарха от Бога. Но с другой — появилось убеждение, что не только подданные обязаны выполнять повеления государя, но сам король должен служить своему народу и стране. Эпоха просвещенного абсолютизма охватывает период с середины XVIII века до начала XIX века.
Суть понятия просвещенный абсолютизм
Понятие абсолютизма означает, прежде всего, неограниченную власть монарха. Крупные феодалы больше не имели права «казнить и миловать». Но «просвещенный» абсолютизм означает, что реформы проводятся в интересах всех слоев населения.
Новая политическая концепция, прежде всего, отвечала требованиям зарождающихся национальных государств и их буржуазии. Государствам нужны был грамотные люди, а еще нужно было создавать крупные армии и флот, что требовало развития производства.
Страны
Просвещенный абсолютизм коснулся большинства европейских монархий, включая Австрию, Швецию, Пруссию и другие германские государства, Францию, Испанию, Данию, Португалию. Не обошел он и Российскую империю.
Родоначальником концепции выступил английский философ Томас Гоббс. Его идеи развили французские мыслители Вольтер, Жан-Жак Руссо, Монтескье.
Представители просвещенного абсолютизма
Среди наиболее ярких представителей просвещенного абсолютизма называют австрийского императора Иосифа II, шведского короля Густава III, прусского короля Фридриха II.
Среди русских монархов самым ярким примером считают Екатерину II.
Реформы
С середины XVIII просвещенный абсолютизм дорос до реформ. Они касались многих сфер жизни.
Можно выделить ряд основных изменений:
Особенности реализации политики просвещенного абсолютизма в России
В России реформы тормозились дворянством, ратовавшим за консервацию крепостного строя. Даже выступавший за свободу крестьян Радищев делал это только на словах, пользуясь плодами труда своих крепостных. И философские размышления о свободе ничуть не мешали ему торговать крепостными.
Екатерина при всем желании не могла пойти против воли высшего класса. Она хорошо помнила, как сама пришла к власти, используя дворянское недовольство Петром III.
Императрица много сделала для развития образования. Императрица основала приюты для сирот, которые становились свободным людьми. Были ограничены права церкви, секуляризованы монастырские владения. Более 1 миллиона монастырских крестьян стали государственными. Это значительно улучшило их положение.
Результат Просвещения в России
Лучше всего суть просвещения, как его понимала сама Екатерина II, выражает наказ Уложенной комиссии, принадлежащий перу императрицы.
Основными идеями наказа были:
В основном эти идеи остались только на бумаге. 90% подданных реформы вообще не коснулись — крестьянство осталось в крепостной зависимости, которое только усилилось.
Просвещенная монархия
Новое время. Форум об истории
Просвещенная монархия ⇐ Новое время
Просвещённый абсолютизм: политика монархов Европы
Просвещённый абсолютизм — это политика, проводимая европейскими правителями во второй половине XVIII века. Она была направлена на разрушение феодальных отношений и освобождала дорогу зарождающемуся капиталистическому строю. Мысль о «просвещённом монархе» принадлежала французским просветителям Вольтеру, Монтескье, Дидро, Руссо, которые сформулировали теорию просвещенного абсолютизма, основанную на новых разумных началах.
Основы эпохи просвещённого абсолютизма
Просвещённый абсолютизм преобразовывал общественную жизнь государств.
Монархи с помощью советников, опираясь на учения французских философов, модернизировали системы управления страной, что сопровождалось формированием основ буржуазного общества.
Основные признаки этой политики:
Глава государства — монарх, издающий законы, которые способствуют развитию общества.
Модернизация всех сфер общественной жизни страны.
Проведение реформ, улучшение системы управления, которая должна соответствовать идеям просветителей Запада, но в то же время способствовать укреплению абсолютной власти.
Принятие мер по предотвращению возмущения и бунтов.
Осуждение насилия, провозглашение свободы, равенства, права на частную собственность.
Основоположником теории разумного управления государством называют английского философа-материалиста Томаса Гоббса. Просвещённая монархия должна была учитывать, что, кроме абсолютной власти, у неё есть обязанности перед гражданами страны. Реформы предполагали:
повышение уровня жизни граждан, развитие медицины, науки и искусств;
движение по пути технологического прогресса;
развитие общественного образования и просвещения;
введение выборности судей и других должностных лиц;
снижение налогов;
установление главенства закона в государстве и равенства перед ним всех граждан.
Фридрих II Прусский (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790) воплотили в себе два направления, характерные для эпохи реформирования.
Фридрих был консерватором и лишь освещал новыми философскими идеями и понятиями прежнюю политику своей династии. Иосиф II относился к революционерам и попытался реформировать государственный строй Австрии, сообразуясь с философией Просветителей.
Правление Екатерины II
В России эпоха просвещённого абсолютизма связана с годами царствования Екатерины II Великой. Екатерина состояла в переписке с Вольтером и взяла лучшее из идей просветителей. Она инициировала созыв Уложенной комиссии по систематизации законов.
Созданный Екатериной II «Наказ» заимствовал идеи просветителей, приспосабливал их к российским условиям и способствовал укреплению абсолютистского государства путём создания социальной поддержки со стороны дворянского класса.
Крестьянство, составлявшее 90% населения России, не получило облегчения своего положения. Реформы частично были популистскими и служили укреплению образа императрицы как просвещённой царственной особы, заботящейся о благе своего народа. Преобразования в период царствования Екатерины II:
Реформа Сената — законодательная функция перешла к императрице.
Церковное переустройство — значительная часть земель перестала быть церковной собственностью и была передана Коллегии экономии.
Отмена гетманства на Украине.
Нужно заметить, что кардинальное изменение устоев общества не могло пройти легко.
Эпоха просвещённого абсолютизма в России во время царствования Екатерины II не произвела полного реформирования государства, а только заложила основы будущих изменений.
Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
Источник: http://de.ifmo.ru
Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени.
Идеалом Ш.Л. Монтескье, чье сочинение «О духе законов» было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. Екатерина II стремилась построитьзаконную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.
Большое внимание Екатерина II уделяла совершенствованию законодательства. В 1763 г. она разделила Сенат на 6 департаментов со строго определенными функциями. Сенат стал органом контроля и высшей судебной инстанцией, при этом он лишился законодательной инициативы, которая перешла к императрице. В 1764 г. была проведена секуляризация церковных имуществ. Монастырские крестьяне были переданы в управление Коллегии экономии и стали называться экономическими. Был введен принцип веротерпимости. В 1765 г. для упорядочивания землевладения началось генеральное межевание земель.
Самым крупным мероприятием первых лет царствования Екатерины II стал созыв в 1767 г. Уложенной комиссии?1.77 в Москве. Комиссия должна была выработать новый свод законов Российской империи взамен «соборного уложения» 1649 г. В работе комиссии принимали участие 572 депутата от различных территорий и сословий (дворянства, купечества, государственного крестьянства, казачества). Преимущество было дано дворянам. Екатерина написала для комиссии «Наказ», в котором обосновала основные принципы политики просвещенного абсолютизма. В «Наказе» излагались многие идеи просветителей: о свободе собственности, свободе слова, гарантиях гражданских прав, главенстве законов в обществе и др. Работа комиссии не привела к значительным результатам. Депутаты не смогли найти общего языка по рассматриваемым вопросам. Обсуждение крестьянского вопроса привело к серьезным разногласиям между депутатами. Представители дворянства не могли допустить ограничения своих прав на крестьян. Императрица разочаровалась в работе Комиссии и в 1768 г. под предлогом войны с Турцией Комиссия была распущена.
Политика «просвещенного абсолютизма» проявлялась в покровительстве свободной торговле, поощрения науки, просвещения, искусств.