Что значит простые множители 6 класс
Разложение числа на простые множители
Что значит разложение числа на простые множители
В теории чисел важная роль отводится классу простых чисел.
Простым называется такое число, большее единицы, которое не имеет иных делителей, кроме единицы и самого себя.
Например, к простым числам относят: 2, 7, 11, 13 и т. д.
Любое число может быть представлено в виде произведения простых чисел. Эти простые числа будут делителями заданного числа.
Делитель — это число, на которое делится нацело данное число.
Если число не простое, то его можно последовательно раскладывать на множители, пока все множители не окажутся простыми.
Число, которое отличается от нуля и единицы и не является простым, называют составным.
Например, составными числами являются: 4, 6, 8, 9, 10 и т. д.
Разложить число на простые множители = представить число в виде произведения простых чисел.
При разложении множители могут располагаться в любом порядке, но единственным образом. В этом заключается свойство единственности.
Каждое натуральное число N, которое больше единицы, может быть разложено на простые множители только одним способом.
Основные способы, описание алгоритмов
Составное число можно разложить на простые множители путем представления его в виде произведения меньших составных чисел, которые потом преобразуются в произведения простых чисел.
1 вариант
Больше составных чисел в произведении нет. Значит, разложение на множители закончено.
Вся цепочка разложения: 144 = 12 · 12 = 3 · 4 · 2 · 6 = 3 · 2 · 2 · 2 · 2 · 3 = 2 · 2 · 2 · 2 · 3 · 3
Здесь есть повторяющиеся числа: двойка встречается 4 раза, тройка — 2 раза.
Тогда разложение можно упростить, представив выражение в виде произведения степеней чисел 2 и 3:
2 вариант
72 можно представить в виде произведения 6 и 12. Эти числа составные, тогда их можно разложить на множители:
В этих разложениях составным числом будет 4. Осталось представить 4 в виде произведения простых множителей:
Все множители в конечном варианте являются простыми, значит, разложение закончено.
Каноническое разложение числа на простые множители
Разложение на простые множители рассматривают как процесс последовательного деления заданного числа на простые числа. Для этого используют признаки делимости.
Алгоритм выполнения заданий на разложение числа на простые множители:
Разложите 18 на простые множители.
Записываем число 18 и проводим справа вертикальную черту.
Подбираем простое число, на которое делится 18. Самое маленькое число, на которое делится 18 — 2.
Записываем 2 справа от черты.
Делим 18 на 2. Результат деления записываем под 18.
Подбираем число, на которое делится 9 нацело. Этим простым числом является 3. Записываем 3 под 2.
Делим 9 на 3. Получаем 3. Подписываем 3 слева от черты под 9.
Подбираем простое число, на которое делится 3 нацело. Это 3. Подписываем 3 справа от черты.
Делим 3 на 3. Получаем 1. Подписываем 1 под 3 слева от черты.
18 | 2 |
9 | 3 |
3 | 3 |
1 |
Дошли до единицы в результатах деления, записанных слева от вертикальной черты. Значит, разложение на простые множители закончили.
Простые множители — делители — оказались записаны справа от вертикальной черты.
Использование признаков делимости
При разложении числа на простые множители также используют признаки делимости.
Примеры признаков:
При разложении числа 100 на простые множители воспользуемся признаками делимости. Число оканчивается нулем, значит, по признаку делимости на 10 оно делится нацело на 10.
Числа 2 и 5 являются простыми, тогда разложение можно записать:
Примеры решения задач для 6 класса
Разложить на простые множители число 218.
Чтобы разложить 218 на простые множители, воспользуемся соответствующим алгоритмом.
Пишем число 218 и отделяем его вертикальной чертой справа.
По признаку делимости определяем, что число 218 делится нацело на 2, потому что заканчивается четной цифрой 8. Справа от черты записываем делитель 2:
Теперь делим 218 на 2. Получим 109. Число 109 пишем слева от черты под 218:
Берем число 109. Определим его делитель. 109 — это простое число, поэтому оно делится только на 1 и на 109. Соответственно, пишем справа от черты делитель 109:
При делении 109 на 109 получаем 1.
218 | 2 |
109 | 109 |
1 |
Когда получили единицу в результате деления, заканчиваем разложение на простые множители.
Представьте в виде произведения простых множителей число 325.
Используем алгоритм разложения на простые множители: ищем самое маленькое простое число, на которое делится 325.
325 не делится нацело ни на 2 — число нечетное, ни на 3 — сумма цифр числа (3+2+5=10) не делится нацело на 3. Следующим простым числом является 5.
По признаку делимости: число 325 заканчивается на пять, значит, делится нацело на 5.
Число 65 делится нацело на 5 по признаку делимости:
Число 13 является простым. Значит, делителем станет само число:
325 | 5 |
65 | 5 |
13 | 13 |
1 |
В результате деления получили единицу, значит, разложение на простые множители закончено.
В разложении есть повторяющиеся числа: пять встречается два раза. Поэтому запись можно изменить:
Напишите все однозначные числа, разложение которых на простые множители состоит из двух одинаковых чисел.
Выделим однозначные составные числа: 4, 6, 8, 9.
Разложим каждое на простые множители:
Из них выберем те числа, разложение которых состоит из двух одинаковых чисел: 4 и 9.
Разложение на простые множители
Урок 5. Математика 6 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Разложение на простые множители»
Вы уже знаете, что в зависимости от того, сколько делителей имеет число, натуральные числа делятся на простые и составные. Не забудем про единицу, которая не является ни простым, ни составным числом.
Кроме того, любое составное число можно разложить на 2 множителя, каждый из которых больше одного.
Таким образом, исходное число 60 представлено в виде произведения чисел 2, 3, 2 и 5.
Обратите внимание, что все эти числа простые. Говорят, число 60 разложили на простые множители.
При разложении числа на простые множители произведение одинаковых множителей иногда представляют в виде степени.
Обратите внимание, получилось то же разложение, содержащие те же самые простые множители, просто в другом порядке.
Таким образом, любое составное число можно единственным образом представить в виде произведения простых множителей.
Это утверждение называется основной теоремой арифметики натуральных чисел.
Другими словами, при любом способе разложения натурального числа на простые множители получается одно и то же произведение, если не учитывать порядка записи множителей.
Разложим на простые множители число 390.
Таким образом, для разложения натурального числа на простые множители можно сначала разложить число в виде произведения множителей, а затем каждый составной множитель из них разложить на простые множители.
Существует и другой способ разложения натурального числа на простые множители.
Нужно записать число, которое необходимо представить в виде произведения простых чисел.
Разложение на множители закончено.
В этой теме есть ещё несколько важных правил.
Число делится лишь на те простые числа, которые входят в состав его разложения на простые множители.
Число делится лишь на те составные числа, разложения которых на простые множители полностью в нем содержится.
Чтобы открыть сейф, нужно ввести код — число, состоящее из пяти простых чисел, записанных в порядке убывания. Все эти числа – простые делители числа 1950.
Кроме того, можно удобным способом находить произведение чисел с помощью разложения их на простые множители.
Найти произведение чисел 28 и 75.
Разложить число на простые множители — значит записать число в виде произведения простых чисел.
Любое составное натуральное число можно представить единственным образом в виде произведения простых чисел, если не учитывать порядка записи множителей.
Урок 5 Бесплатно Разложение на простые множители
Разложение на простые множители
Недавно мы с вами разобрались, что существуют три группы чисел: простые, составные и единица, которая не относится к ним.
На рисунке можно увидеть это деление.
Составные числа всегда можно представить в виде пары множителей, больших единицы.
Например:
Видим, что было дано число 60. Мы его расписали как произведение чисел, больших единицы: 2 и 3, 2 и 5
Если посмотреть внимательно, видно, что все множители в нашем случае являются простыми числами. То есть, мы разложили на простые множители число 60
Можно сделать вывод, что каждое из составных чисел записывается единственным образом в виде произведения простых чисел.
Мы с вами познакомились с основной теоремой арифметики для натуральных чисел.
Если разложить любое натуральное число на простые множители, то всегда получим одни и те же простые множители, просто в разном порядке.
Например, представим число 390 в виде произведения простых чисел.
Таким образом, чтобы разложить натуральное число на простые множители, нужно:
Пример:
Решение
Ответ: Шифр 413222
Пример:
Разложите на множители число 60 всеми возможными способами:
Решение
Пример:
Разложить на простые множители числа: 2520, 4100, 472, 888
Решение
У меня есть дополнительная информация к этой части урока!
Мы с вами узнали, что простыми называются числа, у которых всего два делителя: единица и само это число, например, 19, 23 и многие другие. Искать эти числа начали еще в третьем столетии до нашей эры, когда были приведено доказательство того, что их количество бесконечно. Это сделал учёный-математик Евклид.
Но до развития ЭВМ в 20 веке нашей эры поиск простых чисел был проблемным, так как вычисления производились вручную. Компьютерная техника позволила сделать рывок в поиске и изучении простых чисел. Например, в 1985 году самое большое из найденных простых чисел содержало в себе 65050 цифр.
В наше время этот рекорд уже побит. Каждый раз для этого компьютер отбирает число и делит его на все известные простые числа. Поиск не останавливается, и энтузиасты ищут дальше.
Спрашивается, зачем всё это делается? Ответ таков: простые числа широко используются в науке, особенное место занимают в криптографии при разработке шифров. Поэтому изучение простых чисел и поиск новых кандидатов оправдан.
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Второй способ разложения на простые множители
Натуральное число можно разложить на простые множители и другим способом:
Ниже можно увидеть пример того, как нужно оформить такой способ нахождения разложения.
В итоге мы получили разложение на простые множители.
Получается, что составное число можно поделить без остатка только на те простые числа, из которых можно записать разложение этого числа на простые множители.
Составное натуральное число можно разделить без остатка на те составные числа, разложения которых на простые множители входят целиком в разложение нашего числа.
Пример:
Разложите вторым способом числа на простые множители.
а) 48
б) 3600
в) 532
г) 780
д) 8160
е) 624
Решение
У меня есть дополнительная информация к этой части урока!
Великий русский математик Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894) занимался изучением свойств простых чисел.
Ему удалось доказать интересный факт: между любым натуральным числом, большим 1, и удвоенным числом, есть хотя бы одно простое число. Ниже представлены несколько примеров в подтверждение этого факта:
По этим примерам видно, что есть хотя бы одно простое число между числом и его удвоенным результатом.
Христиан Гольдбах (1690-1764), известный математик, служивший более 250 лет назад в Академии наук в Санкт- Петербурге, предположил, что для всех нечётных чисел, больших 5, можно составить сумму из трех простых чисел.
Посмотрим, как это может выглядеть на примерах:
7 = 2 + 2 + 3
11 = 3 + 3 + 5
19= 5 + 7 + 7
31= 13 + 13 + 5
Виноградов И.М. (1891-1983), известный советский математик, доказал его предположение спустя 200 лет.
Но есть утверждение, которое остаётся не доказанным до сих пор: «Любое четное число, больше 2, можно представить в виде суммы двух простых чисел».
12 = 5 + 7
18 = 7 + 11
26 = 13 + 13
36 = 17 + 19
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Интересная информация
Закономерность между расположением простых чисел на числовой прямой так и остается загадкой с древнейших времён.
Уже точно известно, что простых чисел бесчисленное множество и никто не знает точное их количество.
При Эратосфене появился первый алгоритм того, как можно определить, простое перед нами число или нет.
Начиная с работ известных математиков Эйлера и Ферма, множество других ученых до сих пор пытаются разгадать тайну простых чисел.
Придумано и описано несколько алгоритмов, закономерностей, но они работают только для небольшого количества простых чисел. А для всех сразу уже возникают проблемы.
К числу таких проблем относится так называемая гипотеза Римана. За её решение, а так же за решение других шести проблем тысячелетия предлагается премия в размере одного миллиона долларов.
На сегодняшний день ученые уже говорят о 23 проблемах, которые появились в более позднее время и тоже относятся к неразрешенным.
Рассмотрим 2 проблемы по изучаемой нами теме.
Первая проблема Ландау.
Каждое чётное число, большее 2, записывается как сумма двух простых чисел, а каждое нечётное число, большее 5, записывается как сумма трёх простых чисел.
Примеры:
14 = 7 + 7
17 = 5 + 5 + 7
22 = 11 + 11
23 = 11+5+7
51 = 1 + 13 + 37
Вторая проблема Ландау.
1. Среди чисел нашлись «близнецы»:
3 и 5; 5 и 7; 7 и 9; 11 и 13, 17 и 19; 41 и 43;
2. Пары близнецов состоят из двойников с общим элементом. Математики смогли найти такие пары близнецов-«двойников» (3, 5) и (5, 7).
Мы знаем, что число простых чисел неограничено, но бесконечность количества пар близнецов не была доказана или опровергнута.
Заключительный тест
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Урок в 6 классе по теме»Разложение на простые множители»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок в 6-м классе по теме
«Разложение на простые множители»
Преподаватель: Свиридович Э.Г.
— сформировать представление о разложении чисел на простые множители, способность к практическому использованию соответствующего алгоритма.
— формировать умения и навыки использования признаков делимости при разложении чисел на простые множители.
— развивать вычислительные навыки, умения обобщать, анализировать, выявлять закономерности, сопоставлять.
— воспитывать внимание, культуру математического мышления, серьезное отношение к учебному труду.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Способ проведения: традиционный.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Технологическая карта урока для 6 класса по теме «Разложение на простые множители»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока.
Урок закрепления знаний
Разложение на простые множители
Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.
Предметные результаты: знание, что значит разложить число на простые множители, умение раскладывать число на простые множители, повторение теоретических знаний: делители и кратные чисел, признаки делимости, простые и составные числа.
Личностные УУД: личностная рефлексия.
Регулятивные УУД: планировать пути достижения целей, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Д/З, математический диктант
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь
— повторение теоретических знаний: делители и кратные чисел, признаки делимости, простые и составные числа.
1. Приветствует учащихся. Предлагает им проверить наличие школьных принадлежностей к уроку.
2. Предлагает задать вопросы по домашнему заданию
3. Учитель подводит учащихся к написанию математического диктанта (дается время на повторение теории)
4. Предлагает проверить математический диктант, поменявшись тетрадями с соседом по парте (схема правильных ответов на доске)
5. Просит записать Д/З, пока раздает тетради
П.5 № 141(б), 142(б,г), 145(а)
1. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.
2. Учащиеся, у которых выполнение того или иного номера в домашнем задании вызвали затруднения задают вопросы, ребята, выполнившие номер объясняют товарищам.
3. Ребята повторяют теоретический материал, готовясь к математическому диктанту.
4. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают, сдают тетради учителю.
5. Записывают домашние задание
— знание, что значит разложить число на простые множители
— умение раскладывать число на простые множители
— планировать пути достижения целей
1. Предлагает учащимся вспомнить тему прошлого урока и ответить на вопрос: Что значит разложить число на простые множители?
2. Откройте учебник на странице 21 № 121 (б,в). Подумайте, как проще разложить на простые множители число, оканчивающиеся нулями.
3. № 122(б) предлагает решить с комментарием с места
4. № 123(б,в). Предлагает двум ученикам пройти к доске.
5. Учитель предлагает решить № 138(1) двумя способами: с помощью уравнения и арифметически
1. Учащиеся отвечают на вопрос (Разложить число на простые множители – значит представить его в виде произведения простых чисел).
2. Учащиеся работают в тетради. Предлагают свои способы решения проблемы. Ученик первым предложивший верный способ объясняет его у доски.
220 = 2*5*11
400 = 2 *5 и т.д.
3. Записывают число, объясняют свое решение
4. Два ученика выполняют номер у доски, остальные в тетрадях. Затем сверяют ответы с доской.
5. Учащиеся в течении 10 минут решают. Трое первых решивших получают оценку. Проверка решения у доски.
Пусть х – собрала 1 бригада, тогда
х + 1,52 – собрала 2 бригада
По условию задачи обе бригады вместе собрали 20,4 ц хлопка. Составим уравнение
Ответ: 1 бригада собрала 10,96 ц, а вторая 9,44 ц хлопка.
1) 20,4 – 1, 52 = 18,88(ц)- столько бы собрали, если обе бригады одинаково.
2) 18,88 : 2 = 9,44 (ц)- собрала 2 бригада
Ответ: 1 бригада собрала 10,96 ц, а вторая 9,44 ц хлопка.
Заключительный этап. Итог урока.
— осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
Учитель предлагает ответить на вопросы:
— Над какой темой мы сегодня работали?
— Что значит разложить число на простые множители?
— Что мы повторили на уроке?
— Какие задания вызвали у вас трудность?
— Что больше всего понравилось на уроке?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя (фронтальный опрос)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 70473041539
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.