Что значит простые люди
Простота Простой человек
Простота — это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения.
В характере, в манерах, в стиле, во всём самое прекрасное — это простота.
Простота есть сознание своего человеческого достоинства.
Простота — дочь ума и благородства.
В жизни бывают случаи, когда самой тонкой хитростью оказываются простота и откровенность.
В характере, в манерах, в стиле, во всем самое прекрасное — это простота.
Простота есть безусловное следствие сознания внутренней полноценности.
Простота как качество личности – способность проявлять прямое, ясное, прозрачное, лишенное скрытности, свободное от умственного двуличия поведение в соответствии со своим пониманием вещей.
Клерк, выйдя из канцелярии, взглянул на дворец императора с его сверкающими куполами, и подумал: «Как жаль, что я не родился в королевской семье, жизнь могла бы быть такой простой…» И пошёл по направлению к центру города, откуда слышался ритмичный стук молотка и громкие крики. Это рабочие строили новое здание прямо на площади. Один из них увидел клерка с его бумажками и подумал: «Ах, почему я не пошёл учиться, как мне велел отец, я мог бы сейчас заниматься лёгкой работой и переписывать тексты весь день, и жизнь была бы такой простой…» А император в это время подошёл к огромному светлому окну в своём дворце и взглянул на площадь. Он увидел рабочих, клерков, продавцов, покупателей, детей и взрослых, и подумал о том, как, наверное, хорошо весь день быть на свежем воздухе, заниматься физическим трудом, или работать на кого-то, или вовсе быть уличным бродягой, и совсем не думать о политике и о прочих сложных вопросах. — Какая, наверное, простая жизнь, у этих простых людей, — проговорил он еле слышно.
Простота – удивительное по силе качество личности. Свою силу она набирает в истинном терпении, из которого и берет свои истоки. Истинное терпение означает, что человек по-настоящему внутренне счастлив, что он может терпеть. Терпеливый становится простым, ибо простота не страшится некомфортных внешних ситуаций, она не сжимается от ужаса, что ей придётся спать с милым в шалаше и не впадает в депрессию от мысли, как они с мужем и ребенком будут жить в однокомнатной квартире, или у его родителей. У простого человека настолько много счастья внутри, что он знает, какие бы трудности не подбрасывала жизнь, он всё сдюжит. Поэтому простота не страдает от беспокойства и тревожности по поводу того, что происходит вокруг нее. Юкио Мисима в книге «Жажда любви» пишет: «Простота — наивысшая точка соприкосновения жизни и искусства. Тот, кто презрительно относится к простоте, вызывает только жалость… Если человек боится простоты, значит он далек от зрелости».
Простота – это понимание своей достойности. Когда ты не тревожишь чужие эго, тебя активно слушают, твои мысли достигают разума людей. Эгоист, стоит ему сказать несколько слов, сразу включает «лампочки» чужих эго, вызывая споры, возражения и несогласие. Простой человек говорит, и его хочется слушать. Шестым чувством люди улавливают, что перед ними не балаболка, а достойная личность. Лукман Хаким пишет: «Пусть твои слова всегда будут приятными, хорошими, а твое лицо простым и открытым, и тогда для людей ты будешь любимее и ближе, чем те, кто дарит им подарки».
Кроме того, простой человек доброжелательно настроен ко всем людям, даже к тем, кто над ним подсмеивался, осуждал и сплетничал. Поэтому в межличностном общении он предельно открыт, у него нет причин замыкаться, обособляться и отгораживаться. Тем более у простого человека отсутствует мотивация притворяться, лгать и лицемерить. Ему нечего перед людьми скрывать. Он чист, как девственный лес.
Какое качество личности сразу освобождает человека от зависти, гордыни, спесивости и двуличия? Правильно, простота. Простой человек без всякого специального намерения открывает сердца людей, они сами идут к нему навстречу. Простота, как одно из самых приемлемых состояний разума, блестяще сканирует в людях достоинства и пороки, то есть обеспечивает трезвый взгляд на своё окружение. Честные, искренние люди начинают доверять простому человеку. Люди в страсти, думая, что перед ними дурачок — простачок, пытаются его использовать в своих корыстных целях, развести. Люди, находящиеся под влиянием энергии невежества, злятся и оскорбляют простоту, ведут с ней высокомерно, по-хамски, презрительно и пренебрежительно.
Простота в невежестве, как говорят: «Простота – хуже воровства». То есть простота в невежестве – это когда человек просто-напросто простофиля, то есть он простачок такой, очень доверчивый человек, это называется доверчивостью. Когда человек очень доверчивый такой, не разбирается в ситуации совершенно, всем говорит что-то невпопад, который совершенно простоватый такой, туповатый немножко парень. Простота в невежестве означает, что человек просто недалек умом, и он, не понимая ситуацию, говорит то, что ему взбрело на ум. Вот это и называется простота в невежестве, или наивность по-другому». Анатолий Алексин в книге «Сердечная недостаточность» пишет: «Превыше всего простота! — уверял меня Геннадий Семёнович. — Не та, которая хуже воровства, а та, к которой приходишь через сложность. Я не знаю ни одного великого творца, произведения которого были бы непонятны. Непонятность иные заменяют талант. А у Пушкина, вспомните: «Пора пришла, она влюбилась…» Два подлежащих и два сказуемых. Всего — навсего! Но нам становится ясно, что от любви невозможно уйти, как от смены времён года или от другого чередования: за утром — день, а за ним — вечер. И от этого никуда не денешься!»
Истинная мудрость – простота в благости. Взять, к примеру, элитное общество. Межличностное общение там пропитано манерностью, вычурностью и скованностью. Истинного дружелюбия, открытости и искренности там не найдешь. Сплошная напыщенность, надменность, светскость, словом, олицетворенная гордыня. Человек, имеющий высокий социальный статус, и одновременно сохранивший такое волшебное качество личности как простота, он даже в этой понтовой среде пользуется расположением и симпатией. У него много настоящих друзей, глубокие, искренние отношения с ними. Случись что-то неприятное и о чванливом, заносчивом гордеце забудут на следующий день, лишь позлорадствуют и позлословят. Когда в беду попадает простой человек из «высшего» света, друзья сделают всё, чтобы вытащить его из неприятностей, будут защищать и помогать ему во всех отношениях. Простого человека невозможно бросить, его можно только потерять.
О.Г. Торсунов утверждает: «Есть три кита, которые создают отсутствие простоты. Первый кит – это тщеславие, или гордость, когда человек стремится показать себя лучше, чем он есть на самом деле. Второе – политичность, то есть когда человек пытается внушить другим людям то, чего на самом деле нет, но чего он хочет, чтобы они думали. То есть политичность означает обман в какой-то степени. И третий вид отсутствия простоты – это злоба, озлобленность. Когда человек в злобе находится, хоть он и может прямолинейно себя вести, но это простотой не назовешь, потому что злобный человек, он все равно не раскрывается как личность, он все равно зажат психически, поэтому нельзя сказать, что он по-простому себя ведет, злобный человек всегда скован, зажат и напряжен внутри».
Аркадий и Борис Стругацкие призывали: «Проще надо быть! Проще! Счастье в простом!» Генри Уорл Бичер пишет: «Искусство быть счастливым заключается в способности находить счастье в простых вещах». Путь человека к простоте труден и тернист. Сначала необходимо воспитать в себе смиренность и отказаться от гордыни. Затем нужно отказаться от насилия, культивировать в себе терпение и изживать предвзятость по отношению к другим. Отсутствие простоты создает проблемы в семье, на работе. С другой стороны, обладатель простоты удовлетворен жизнью, в нем нет и капли недовольства. Он доволен и счастлив.
Простота — что это на самом деле?
В духовной среде можно много сегодня слышать о просветлении, нирване, осознанности и прочих понятиях, о которых чаще всего либо имеется весьма абстрактное представление, либо же люди понимают их как–то по–своему. И также часто говорится, что гордыня — это самое суровое испытание на духовном пути.
Можно преодолеть всё: вредные привычки, мирские привязанности, гнев, заблуждения, обиду, ревность, тоску, печаль, депрессию, но уже перед самой вершиной горы человека настигает самый страшный и опасный враг — гордыня. Ему вдруг кажется, что он столько преодолел, столько прошёл испытаний и теперь то он лучше многих, теперь он может смотреть на других снисходительно, а то и вовсе с пренебрежением.
И поначалу всё хорошо — головокружение от успехов создаёт иллюзию, что человек и на самом деле развивается и вообще взлетел очень высоко, — выше теперь только звёзды. Но, впрочем, и до них уже осталось недалеко. Но затем человек начинает замечать, что вокруг него, как в открытом космосе, формируется какая–то пустота: люди всё меньше хотят с ним общаться, друзья и знакомые постепенно куда–то исчезают из его жизни, а отношения даже с самыми близкими с каждым днём становятся всё более натянутыми.
И в один прекрасный день человек замечает, что звёзд он уже, может быть, каких–то своих и достиг, но, как и положено в открытом космосе, вокруг него холодное безжизненное пустое пространство. Не слишком ли высокая цена успеха? Почему так происходит? Как сохранить баланс? Что такое простота в человеке, и где она граничит с наивностью и мягкотелостью?
Будь проще — и люди потянутся
Кого Бог желает погубить, того он лишает разума. Разумеется, это следует понимать, как метафору — никого и никогда Бог не желает погубить, он лишь посылает нам испытания. В истории многих правителей часто можно встретить такое коварство — когда приближённые подданные хотели погубить правителя, они начинали ему льстить.
Методично внушая человеку, что он великий, неповторимый и вообще сияет ярче, чем солнце и луна вместе взятые. И чаще всего правителя настигала гордыня, которая делала его жестоким, циничным и несправедливым правителем.
И напротив, правители, которые были «ближе к народу», понимали его чаяния и проблемы, всегда были народными любимцами. Что же такое простота? Почему это качество настолько важно? Как избежать крайностей?
Можно вспомнить такого прекрасного военачальника, как Александр Суворов. Несмотря на свой талант, славу и известность, он всегда довольствовался теми же условиями, что и его солдаты, — спал под открытым небом в походах, ел с ними одну пищу и запросто общался с ними на равных. И во многом именно это способствовало его непререкаемому авторитету и безоговорочному доверию, которым одаривали его солдаты.
И во многом именно благодаря этому его походы всегда были успешными — солдаты верили человеку, который запросто мог сесть с ними за один костёр, поесть каши из одного котелка и поговорить с ними на те темы, которые их волнуют.
Простота — это, прежде всего, не возвышать себя и не принижать других. Да, не все люди совершенны, не всем суждено быть «осознанными» и «просветлёнными», но осуждать кого–либо за то, что он недостаточно просветлился, это то же самое, что осуждать первоклассника за то, что он не знает химию, физику и тригонометрию.
И все мы когда–то были в начале пути. Важно помнить об этом даже тогда, когда мы станем Буддой, а в буддизме говорят, что такая возможность есть у каждого, и даже, более того, это неизбежно для всех нас.
В одном интересном буддийском тексте «Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы» рассказывается о бодхисаттве, который, встречая кого бы то ни было, неизменно повторял: «Я не могу относиться к вам с презрением, ведь вы все станете Буддами». За это его прозвали Бодхисаттва Никогда Не презирающий. Разве это не чудесный пример отношения к окружающим нас людям?
Не важно, какую религию мы исповедуем и во что верим, важно понимать, что все мы, так или иначе, идём к совершенству, и каждый из нас рано или поздно окажется на вершине Горы. И свысока относиться к тем, кто ещё в начале пути, — это, по меньшей мере, неразумно.
Итак, простой человек — это тот, кто не ставит себя выше других, независимо от того, каких успехов он достиг на своём пути, какой уровень мастерства открылся ему в том или ином деле, — он всё равно с уважением относится ко всем людям.
Простота хуже воровства?
Да, есть такая цитата. И как обычно это бывает в современном мире, смысл её перевёрнут наизнанку и часто она цитируется в том смысле, что нужно быть хитрым, подлым, циничным, чтобы тебя не обманули. И надо сказать, что доля правды в этом есть — во всём нужно соблюдать баланс.
Что значит простой человек? Что такое простота? Важно понимать, что наивность, безволие и мягкотелость — это вовсе не добродетели. Тот факт, что к окружающим нужно относиться с пониманием, уважением и состраданием, вовсе не означает, что нужно закрывать глаза на недостойное и безнравственное поведение окружающих.
И дело даже не в том, что нужно защищаться от зла. В любом случае всё, что проявляется в нашей жизни, это последствия нашей кармы. Но дело в другом — закрывая глаза на чьё–то недостойное поведение, мы позволяем человеку укрепиться в понимании того, что он действует правильно, и тем самым мы способствуем его деградации.
Именно о такой простоте идёт речь в поговорке. То есть тот, кто попустительствует вору, хуже самого вора. Недаром говорят, что не так страшны предатели и убийцы, как страшны равнодушные, ведь это с их молчаливого согласия убивают и предают.
Немного комично прозвучит, но простота — сложное понятие. Это качество многогранно, и не стоит буквально воспринимать слово «простота». Что такое простота в человеке? Это не только уважительное отношение к окружающим, но также и здравый аскетизм. Один из величайших правителей одной шестой части суши оставил после себя лишь китель, пару штанов, трубку и несколько рубашек.
Вот и всё личное имущество человека, который управлял великой страной. Это и есть эталон простоты в материальном плане — даже несмотря на неограниченные возможности, человек не накапливал больше, чем ему нужно.
Простота и аскезы
Итак, что такое простота человека? Суть простоты, наверное, можно выразить двумя понятиям — аскетизм и альтруизм. О первом понятии говорил Иисус в своей Нагорной проповеди: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровища ваши, там будет и сердце ваше».
Что касается альтруизма, об этом Иисус также упомянул: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Снова–таки в обоих принципах следует проявлять здравомыслие. «Не собирать сокровищ на земле» — не значит жить в пещере, питаясь кореньями и листьями, это крайности, а как завещал Будда, крайностей следует избегать. Уж он знал, что говорил, суровыми аскезами он чуть до смерти себя не довёл, если бы не благородная девушка Суджата, которая накормила умирающего от голода аскета.
А призыв давать всем просящим также не стоит воспринимать буквально. Иной раз дать нужно тому, кто как раз не просит, и пройти мимо того, кто просит. Потому что самое лучшее подаяние — это знания. Можно за ребёнка сделать домашнее задание, решив все задачи. Он получит пятёрку, и все как бы будут довольны. Но проблема то не решится, принцип решения задач ребёнок как не понимал, так и не будет понимать, и делать домашнее задание за него придётся постоянно, а это уже скорее зло, чем добро, ибо лишает человека возможности развиваться.
Поэтому слова Иисуса следует истолковывать рационально — каждому в каждый момент времени давать именно то, что ему нужно. Кому–то — знания, кому–то — пищу, кому–то — кров над головой. Но важно понимать, что накормить голодного, не объяснив ему причин, по которым он стал нуждающимся, это сомнительное добро.
Что такое простота в человеке: подведём итог
Итак, что такое простота в человеке? В первую очередь, это умение разделять главное и второстепенное. Это способность не возводить в культ материальное, но и не отрекаться от него, загоняя себя в суровые аскезы. Простота — это отсутствие разделения людей по принципу «хороший/плохой», простота — это умение понимать окружающих, их проблемы, трудности и мировоззрение, простота — это умение говорить тогда, когда нужно, и то, что нужно.
Простота — это и есть то самое просветление, которого жаждут искатели Истины. И наверное, об этом сказал Иисус: «Не будете как дети — не войдёте в Царство Небесное». А Царство Небесное — это вовсе не библейский миф, и оно находится не где–то в облаках. Пресловутое Царство Небесное внутри нас. Об этом говорил и Будда.
Когда Будду спросили о том, как он достиг Просветления, он сказал, что он ничего не достиг, он просто отбросил всё лишнее. А природа Будды есть в каждом живом существе. Призыв быть как дети не означает стать наивными и беспомощными перед лицом трудностей. Напротив, в глазах ребёнка свет и радость по умолчанию, он действует интуитивно, по зову природы. К примеру, дети не умеют врать, чем часто ставят взрослых в затруднительное положение.
Дети никогда добровольно не выбирают мясо в качестве пищи, лишь хитрыми уловками детей приучают есть убойную пищу. Дети чисты, как ангелы. И их чистота именно в простоте. И наша задача — накопив жизненный опыт, оставаться молодыми душой, быть всегда радостными и открытыми этому миру. Как дети. А в Царство Небесное входить не нужно. Оно внутри нас есть.
Что значит простой человек? Экономность до скупости
Что значит простой человек? Какими свойствами он наделен от природы?
— Да куды ж ты столько намесила-то? Мы же за неделю столько блинов не съедим. – только и смогла сказать Татьяна, увидев, как невестка завела тесто на блины на трех литрах молока.
— Сейчас увидишь, как твой сынок есть будет. Да и девчонки любят блины. Пусть всё на завтрак не съедим, но до обеда один по одному вытаскают.
Татьяна недоверчиво села у окна и стала наблюдать. Да уж, сынок на аппетит не жаловался, хоть полным никогда и не был. Мать и не догадывалась, насколько точно он о себе говорил: «Я не прихотливый: мне хоть блины, хоть пельмени». Сначала она пробовала считать, сколько блинчиков ее Лёня съел, потом бросила. Не выдержала, заглянула в миску с тестом – она была уже наполовину пустая.
— Лёнькя, змей, да куды ж в тебя лезет-то? Мы ж еще никто не ели!
— А чо вы мне не сказали, что мне уже хватит?
Что значит простой человек? Сдобные пирожки на неделю.
Сама Татьяна меру четко знала. Вон внучка из школы идет, а у бабушки уже свежий супчик с лапшой готов – но ровно столько, чтобы они вдвоем могли пообедать. А невестка такой меры не знала, и регулярно получала выговоры от свекрови:
— Куды ты столько борща наварила? Там дырка большая, не прокормишь, — показывала она в сторону унитаза.
Единственное, что она готовила много (да и то только потому, что узнала, что семья сына любит печеное), — сдобные пирожки. «А ничего другого я печь и не умею», — как-то в ответ на похвалу усмехнулась Татьяна. Она пекла их по субботам, и в следующую пятницу в доме всем становилось как-то грустно – потому что закончились пирожки.
Она экономила на всем, даже на словах. Говорите, старые люди любят вспоминать свою жизнь? Татьяна никогда о себе ничего не рассказывала: вроде как нечего и вспомнить. И наводящие вопросы не помогали: «Да все, как у всех», — отвечала она на расспросы про свадьбу и отношения с мужем. И все же, что значит простой человек?
— А вон та бабка-то как много знает… — с завистью поделилась с невесткой Татьяна и показала на соседку, которая каждый день проводила на лавочке у подъезда по многу времени.
— Почему ты так решила?
— Так она со всеми, кто проходит, говорит. И знает ведь, о чем с каждым надо поговорить.
— Если бы ты выходила вместе с ней к подъезду, тоже бы знала. А ты из дома не выходишь… А бабка эта такая же, как ты, неграмотная.
— Не может быть!
Невестка не права. Даже если бы Татьяна вышла к подъезду, она вряд ли бы так разговорилась, как соседка. Она к сестре в деревню приезжает – и то редко говорит, больше хозяйка делится с ней новостями, заботами. А чтобы Татьяна своим горем поделилась… Это должно быть такое горе, что она уже не в силах его в себе носить. Когда не осталось сил терпеть издевательства зятя, она пришла в слезах проситься жить к сыну и невестке. Пожалуй, это был единственный раз, когда родственники видели ее слезы.
Грани жизни. Что значит простой человек.
Системно-векторная психология экономность и способность к самоограничению определяет свойствами кожного вектора. Экономить во всем – суть кожного вектора, с ней сопряжено свойство считать все подряд, порой до навязчивости.
Татьяна с сестрой остались сиротами в период пубертата. Семья вряд ли жила в достатке – не от хорошей жизни родители решились в столыпинскую реформу ехать в Сибирь. Но переезд этот оказался роковым: в дороге погибла вся семья, за исключением двух девочек-подростков.
Тем не менее, родители и голод, от которого семья бежала в Сибирь, сумели воспитать в Татьяне способность к самоограничению. Ее умение и стремление экономить продукты питания были адекватными, а расточительность невестки вызывала у Татьяны нормальное для кожника желание ограничить. Старушка при этом не суетилась, не мельтешила, а ее замечания были всегда своевременны и поучительны. Именно кожники немногословны, они сдержанны и в эмоциях.
Еще одна их черта – зависть. У Татьяны она проявилась конструктивно, без желания навредить той соседке, что со всеми могла поговорить у подъезда.
Не знают усталости простые люди…Что значит простой человек…
Татьяне здесь 35 лет. Ленька еще не родился, здесь с родителями только его сестры Все, кто знал Татьяну в молодости или зрелости, утверждают: она всегда была скуповата, не очень любила принимать гостей, которых имел обыкновение приглашать ее муж. Разговорчивой ее тоже никто не мог вспомнить. Но все помнили, что муж стеснялся того, что он ниже ее ростом старался ходить чуть-чуть поодаль от жены. «Худая, стройная – и в то же время жилистая Татьяна могла одна вскопать огород и посадить его, не ожидая подмоги, — говорили ее прежние соседи. – Да Иван и не скрывал, что она его привлекла именно тем, что не знала усталости». Не владея знаниями системно-векторной психологии, эти люди очень точно определили важнейшие особенности Татьяны – в то время как родственники пытались понять, в чем же секрет ее феноменального спокойствия и экономности.
Что значит простой человек. Олимпийское спокойствие Татьяны
На тренинге по системно-векторной психологии Юрий Бурлан подчеркивает: сочетание мышечности с другими векторами «растворяет» свойства мышечного вектора в других векторах человека, делая их более мощными, выпирающими. В нашем примере мышечность действительно мощно усилила кожу.
У Татьяны кожная эмоциональная сдержанность и немногословность, объединившись со свойствами мышечного вектора, превратились буквально в олимпийское спокойствие (это крылатое выражение сегодня означает невозмутимость, абсолютное спокойствие, предельный его уровень). Помните, как она успокаивала невестку (в начале статьи)? Внук жене и дочке дом оставил, сбережения есть…
Это качество проявлялось не только в связи с новостями о чьей-либо смерти. Спокойно, без эмоций порой шутила на свой счет:
— Раз своего дома у меня нет, безносая и не знает, где меня искать, — продав свой дом, она жила то у сына, то у одной из дочерей.
Понимая, что сын склонен к алкоголизму, она могла часами стоять у окна, вглядываясь в темноту за окном: если сын не пришел во время с работы, значит, пьяный. Она переживала о нем, но крайне сдержанно. Ее стресс в таких ситуациях сказывался полным отсутствием аппетита (вот она, кожная экономность, как может проявиться!).
Она понимала, что она может повлиять на сына, но она в силу уровня своего развития не могла найти то самое слово, которое в данный момент было необходимым. Ругаться? Она не умела. Поставить в угол? Уже поздно.
— Лёнькя, змей ты этакий, ты что же делашь-то, окаянный. Вот змей так змей… Ты зачем же пьешь-то ее, водку эту окаянную?
Что значит простой человек Материнская молитва.
Вот и вся тирада ее нравоучений. Она бы и ее не сказала, да невестка попросила поругать сына за пьянку, потому что ее, невестки, визг и крики он уже слушал как молитву, зная наперед, что она дальше скажет.
— Не издевайся над матерью, ты же видишь, что она не умеет ругаться, — только и скажет после материнской «тирады» сын жене.
Свойственное коже «нет» и «нельзя» у нее резко проявятся однажды в конце жизни. Уступившему ей место в трамвае мужчине («Бабушка, садитесь!») она даже не скажет, а отрицательно мотнет головой, фыркнув, чтобы слышала только внучка: «Нашел бабушку…» Ей тогда было 85 лет.