Что значит прошли огонь воду и медные трубы
Пройти сквозь огонь, воду и медные трубы
(значение) — о человеке, много испытавшем или со сложным и небезупречным прошлым.
«Он огонь и воду прошел. Он прошел сквозь медные трубы»
Про огонь и воду понятно – тяжелые испытания. Что такое медные трубы?
Пройти медные трубы означает пройти испытание славой. Образно это про ставшего знаменитым, обожаемым толпой человека, которого торжественно встречает оркестр с медными трубами.
Испытание огнем и водой, как двумя противоположными стихиями, известно издревле. Так, авторитетный английский исследователь тайных обществ Ч. У. Гекерторн приводит описание посвящения неофита в древние египетские мистерии Изиды:
«Его взору представлялись надписи, вроде следующей: „Кто пройдет по этому пути один и не оглядываясь назад, тот будет очищен огнем, водою и воздухом, и восторжествовав над страхом смерти, выйдет из недр земли на свет дневной, готовясь в душе к принятию мистерии Изиды“. Идя далее, неофит достигал другой железной двери. (. ) Когда он решал, что пойдет дальше, то подвергался огненному искусу, проходя через залу, наполненную зажженными горючими веществами, образующими огненные стены. Пол был устлан решетками из докрасна раскаленных железных полос, между которыми, однако, оставались узкие промежутки, куда неофит мог ступать безопасно. Когда он преодолевал эту преграду, ему предстояло выдержать искус посредством воды. Широкий и темный канал, наполняемый водами Нила, преграждал ему путь. Поставив мерцающий факел себе на голову, он бросался в воду и переплывал на другой берег, где его ожидал главный искус, посредством воздуха. Из воды он выходил на платформу, которая вела к двери из слоновой кости с двумя медными стенами по обе стороны; к каждой стене было приделано по громадному колесу из такого же металла. Тщетно силился неофит отворить дверь, и наконец, увидав два больших железных кольца в двери, ухватывался за них; вдруг платформа уходила из-под его ног, холодный ветер задувал его факел, два медных колеса вращались с грозною быстротой и оглушительным стуком, а неофит в это время висел, ухватившись за кольца, над бездонною пропастью. Но прежде, чем он мог выбиться из сил, платформа становилась на свое место» (Гекерторн Ч. У. Тайные общества всех веков и всех стран. В 2-х частях. М., 1993. Ч. I).
Историк Карамзин Николай Михайлович (1766 – 1826) в работе «История государства Российского (в 12 томах)» (1803-1826 гг.), т. 2 гл. Глава III ПРАВДА РУССКАЯ, ИЛИ ЗАКОНЫ ЯРОСЛАВОВЫ описывает применявшийся в старину в России и в Европе обычай испытывать подозреваемого раскаленным железом и горячей водой:
«Законы суть дополнения летописей: без Ярославовой Правды мы не знали бы, что древние Россияне, подобно другим народам, употребляли железо и воду для изобличения преступников: обыкновение безрассудное и жестокое, славное в истории средних веков под именем суда Небесного. Обвиняемый брал в голую руку железо раскаленное или вынимал ею кольцо из кипятка: после чего судьям надлежало обвязать и запечатать оную. Ежели через три дня не оставалось язвы или знака на ее коже, то невинность была доказана. Ум здравый и самая Вера истинная долго не могли истребить сего устава языческих времен, и Христианские Пастыри торжественно освящали железо и воду для испытания добродетели или злодейства не только простых граждан, но и самых Государей в случае клеветы или важного подозрения. Народ думал, что Богу легко сделать чудо для спасения невинного; но хитрость судей пристрастных могла обманывать зрителей и спасать виновных.»
В словарях
Примеры
Художественный фильм «Огонь, вода и. медные трубы» (режиссер Александр Роу), 1967 г., киностудия им. Максима Горького
«Опасный поворот» (1941 г.):
«Тем более абсурд, что мухи крайне живучи и увертливы. За тысячи лет они прошли огонь, воду и медные трубы.»
«C ним и в oгoнь и в вoдy! — пищaл oн звoнкo yжe нa yлицe, пoкa мы шли вмecтe».
«Похождения бравого солдата Швейка» (1923 г., перевод П.Г. Богатырёв (1893 – 1971)), ч. 2, гл. 2:
«- Ну, слышали? Он не говорит по-русски! Парень, видно, прошел огонь и воду и медные трубы«
«Я прошел сквозь огонь, воду и медные трубы. Мне уж тридцать пять лет, а у меня никакого звания, кроме как поручик сербской службы и унтер-офицер русского запаса. Болтаюсь между небом и землей. «
«Предполагается, что пишущий, кроме обыкновенных умственных способностей, должен иметь за собою опыт. Самый высший гонорар получают люди, прошедшие огонь, воду и медные трубы, самый же низший — натуры нетронутые и неиспорченные.»
«Подхалюзин. Помилуйте, Самсон Силыч, в огонь и в воду полезу-с.»
«Не отлучайся, ты мне будешь нужен!»:
«Робинзон. Для тебя в огонь и в воду.»
«Народ сквозь медные трубы прошел; сквозь запертые двери пройдут!»
Про опытного арестанта:
«Отцы и дети» (1861 г.), гл. 15, про Анну Сергеевну Одинцову:
«За такое сердце всякая женщина кинется в огонь и в воду.».
Огонь, вода и медные трубы
Попытки выяснить происхождение фразеологизма «пройти огонь, воду и медные трубы» предпринимались неоднократно. Ученые и любители высказывали различные идеи, то устремляя свои изыскания в глубочайшую древность, то, напротив, утверждая относительную новизну этого выражения. Наиболее достоверным признаётся следующее объяснение.
«Прошел огонь, воду и медные трубы» – так мы говорим о человеке, которому выпало на долю много трудностей, тяжелых испытаний. Такому теперь ничего не страшно, всё в его жизни уже было. Выражение перекликается с распространенной характеристикой героя русского фольклора – «и в огне не горит, и в воде не тонет». Но в сказках нет и намека на «медные трубы», откуда же они взялись и что под ними нужно понимать?
Оказывается, этот вариант устойчивого выражения – не только огонь и вода, но и медные трубы – считается относительно новым и имеющим ограниченный ареал распространения. Такие фразеологизмы, кроме русского, употребляются только в белорусском и украинском языках. Как сообщает словарь «Фразеологизмы в русской речи», прибавка «. и медные трубы», видимо, появилась первоначально в военной среде в период Отечественной войны 1812 года (запомним эту дату, она нам пригодится в дальнейшем). Ранее это выражение в русской литературе вообще не фиксируется, а вот после – встречается, причем чаще в произведениях на военную тему.
С учетом военной специфики обычно «медные трубы» трактуются как испытание славой, то есть буквально означают «духовые музыкальные инструменты военных оркестров», на которых игрались победные марши. Затем понятие расширилось и включило в себя любые духовно-нравственные испытания – и славой, и всеобщим признанием, и богатством.
С годами фразеологизм переосмысливался, на него пытались взглянуть, что называется, под другим углом. Лично мне нравится ироничный вариант, зафиксированный с небольшим комментарием в толковом словаре Владимиром Далем: «прошел огонь и воду, и медные трубы, как вино». В этом случае фразеологизм понимается как описывание процесса приготовления хлебного вина. «Героем» здесь выступает «винный дух», то есть этиловый спирт (напомним, «спирт» от лат. Spiritus – «дух»), который в составе раствора кипит на огне, проходит в виде пара через медную трубку (змеевик) и конденсируется, охлаждаясь водой. Якобы потом образ этого неуловимого персонажа был перенесен на человека, искушенного в различных перипетиях, пройдоху, проныру.
Здесь нужно сделать одно замечание: каким бы оригинальным не казалось нам это объяснение, всё-таки в большей степени рассматриваемое выражение было распространено в военной среде и применялось по отношению к бывалым солдатам, а не ушлым проходимцам. К тому же, порядок испытаний в этом случае нарушается (огонь, медная труба и вода), что не соответствует крылатой фразе в точности.
А вот какая идея возникла у меня, когда я читал историю пожаров, происходивших в русских городах на протяжении их многовековой истории. Поскольку до XV столетия на Руси почти все без исключения жилые и хозяйственные постройки, а также ограды, заборы и даже мостовые были деревянными, то пожары случались такие опустошительные, как ни в одном другом европейском государстве. Города и деревни горели, как спичечные коробки, иногда за раз в пепел обращались десятки церквей и более тысячи домов.
Пожары продолжали оставаться главной угрозой для населенных пунктов и в более поздние века. Так, секретарь римского посольства Лизек, побывавший в Москве в 1673 году, писал, что за короткое время в столице случилось шесть пожаров, и каждый раз огонь уничтожал по тысяче домов и более.
Примерно в то время и зародилась в России пожарная служба: часть стрельцов определена была в качестве специальной дружины, чтобы оперативно принимать меры к тушению возгораний. В апреле 1649 года царь Алексей Михайлович повелел иметь в Москве водоливные медные трубы на пять дворов по одной и деревянные ведра во всех домах. Также было запрещено строить в Москве черные избы (которые топились по-чёрному) без труб или с трубами деревянными.
Тут и пронзила меня догадка: а не те ли самые медные трубы имеются ввиду в нашем выражении? Если появилось оно после 1812 года, то не является ли отправной точкой для него московский пожар, возникший при занятии старой российской столицы наполеоновскими войсками? Как известно, пожар уничтожил три четверти деревянных построек и стал чуть ли не самым крупным за всю историю городских возгораний в России. Может быть, это именно Москва первой «прошла огонь, воду и медные трубы», а с ней – и все оставшиеся жители и защитники?
Известно, что основная масса населения покинула город в течение августа 1812 года. Согласно спискам, составленным летом 1813-го, в это время в Москве из довоенных 270 тысяч осталось приблизительно шесть тысяч жителей, а кроме них от 10 до 15 тысяч больных и раненых. Более половины из них погибли. Генерал Ермолов вспоминал о «тысячах сгоревших»: «душу разрывали стоны раненых, оставляемых на милость неприятеля».
И всё-таки погибли не все, и город выстоял, хотя и восстанавливался потом более двадцати лет. Может быть, именно к этим людям, выдержавшим тяжелейшие испытания, вначале и применили выражение, ставшее в последствие крылатым. На мой взгляд, эта версия выглядит не менее интересной и основательной, чем все прочие. По крайней мере, она органично сочетает время появления идиомы, военную среду, в которой возникла, а также все входящие в неё элементы. Действительно, нужно было пройти сквозь огонь, подвезти огромное количество воды и помощью медных труб усмирить одну стихию другой.
Почему же ее, насколько мне известно, эта версия не рассматривалась ранее? Возможно, по причине, что очень много написано, как Москва горела и о том, по чьей вине, и какой невосполнимый урон был нанесен огнём. Но почти нет информации, как боролись с пламенем оставшиеся жители, какими средствами они пытались спасти себя и всё свое движимое и недвижимое имущество. Но в том, что они сделали для этого всё возможное и невозможное, пройшли огонь, воду и медные трубы, у меня нет никаких сомнений.
Огонь, вода и медные трубы
Встретил недавно знакомую женщину, верующую, которая давно уже работает в Церкви. Сказала, что ищет новую работу. Я вспомнил про вакантное место в одной церковной организации. Но знакомая отказалась. Оказывается, она приняла решение никогда больше не работать в Церкви. Заявила, что с нее хватит. «Есть серьезная опасность потерять веру» — объяснила она свое решение.
Подобные слова слышу не первый раз. Действительно, для многих людей работа в Церкви становится огромным искушением. В ежедневных рабочих буднях человек показывает себя таким, как он есть, со всеми духовными болезнями. Впрочем, к грехам своим и чужим мы все привыкли – но если страсти греховные соединяются с внешним благочестием и церковностью, на выходе получается страшный пример лицемерия и ханжества. Когда христианин причащается с тобой из одной Чаши и потом тебя предает, это гораздо труднее вынести, чем простое предательство светского человека. Когда коллега соблюдает все внешние правила церковного благочестия, но при этом клевещет на тебя перед начальством, это может стать очень сильным ударом по твоей вере в Бога, Церковь, людей. Открывать в красивой церковной форме гнилое нутро всегда ужасно. Если форма не имеет соответственного содержания, человек может соблазниться, и совсем отказаться от формы, а вместе с ней и от предполагаемого содержания.
Как-то говорили с одним умным человеком о церковной жизни. Он поделился весьма интересной мыслью — не то, чтобы новой, но весьма оригинально выраженной. Есть такое античное выражение: огонь, вода, и медные трубы (фраза широко известна по названию советского фильма-сказки). Древнее изречение говорит о всех испытаниях, которые бывают в нашей жизни. Огонь и вода есть внешние трудности. Медные трубы – это духовно-нравственные испытания славой, всеобщим признанием, богатством, величием внешних форм. Так вот, Русская Церковь наиболее уязвима именно последним искушением. Огонь гонений и воду бедности мы уже переносили, и вновь вытерпим, если потребуется. А вот проверка медными трубами в тысячу раз опасней, и, как правило, приходит на смену огня и воды.
Если б я был дьяволом – рассуждает мой остроумный знакомый – я помог бы нашему Православию победить на всех фронтах. Чтобы все вокруг сделалось православным. Православное законодательство, православная армия, православные институты, школы, больницы, клубы, спортивные секции. Депо имени свт. Николая Чудотворца, детский садик в честь прп. Сергия Радонежского, театр имени св. Иоанна Кронштадтского. Улицы наполнят билборды с цитатами из святых, в компьютерах будет работать православная система «Ортодоксия», в среду и пятницу детям в школе будут давать только постную пищу. Словом, все везде станет православным-православным.
И тогда-то, незаметно для всех, Церковь начнет превращаться в мирское учреждение. К христианству будут относиться так, как в свое время к партийной идеологии. Спорить — не поспорят, но и любить – не полюбят. Будут тихонько ругать на кухне, и рассказывать анекдоты о патриархе. Основная масса будет равнодушно повиноваться. И в один прекрасный момент окажется, что Русской Церкви уже не существует. Остались только формы, за которыми уже давно нет ничего святого. Христос ушел оттуда, и никто этого не заметил.
Таковы соображения моего собеседника. Конечно, это пока еще довольно фантастическая мысль – достаточно отъехать от наших мегаполисов с их более-менее активной церковной жизнью и посетить глубинку, как станет ясно, что пока ни о какой победе Православия и речи быть не может. Наоборот, там хроническая нехватка храмов и священников, проповеди и церковного образования. Пока никаких медных труб не слышно, но — вопрос соотношения церковной формы и необходимого содержания поставлен правильно. Всегда легче формализовать духовное, чем одухотворить форму. Множество церковных организаций у нас внешним образом хорошо устроены, но Христа там бывает трудно встретить, потому что Христа нет в нас.
К чему может привести увлечение процессом церковной жизни без главного — жизни в Христе — гениально показано в «Великом Инквизиторе» Достоевского. Мы все построили без тебя – говорит Инквизитор Христу. — Мы дали людям все и они счастливы. Счастье – это величина земная. Что еще нужно? Ты пришел мешать нам. Мы завтра сожжем тебя как врага Церкви.
Церковная жизнь без жизни во Христе – это модель будущей церкви антихриста. Когда будет все, но Бога в этом всем не будет. Форма же, утратившая содержание, никому не нужна, какой бы красивой она не была. Сегодняшнее бегство весьма многих честных и благочестивых людей из церковных организаций на светскую работу «для того, чтоб веру не потерять» – очень плохой знак. Ведь в Церкви человек должен найти Христа не только в таинствах, но и в образе возрожденных Христом людей. Если этого нет, то мы еще ни в чем не преуспели. Получается, форма у нас не являет содержания, это просто вывеска, одна лишь внешность. И если эта внешность обманчива – значит мы еще очень мирские люди.
Обо всем этом нужно размышлять. Причем, перед грядущей столетней годовщиной Октябрьской революции – размышлять особо. Потому что тогда рухнула огромная, пышная форма; рухнула, ибо лишилась содержания. Как лишилась и почему рухнула – об этом стоит поразмыслить, ибо трудности сегодня аналогичны и вызовы времени остались те же. Как было тогда, как может случиться сейчас, о форме и содержании – об этом необходимо много думать.
«Прошел огонь, воду и медные трубы»: казалось бы, пословица о человеке, который повидал все и вышел победителем, но ее продолжение не самое радостное
Про огонь, воду и медные трубы вы сегодня услышите нечто необычное. Старовер, книжный человек Комиссар Катар считает, что это выражение вовсе не об испытаниях человека трудностями и соблазнами, как принято сегодня думать. Итак, читайте, что означает выражение, что значит пройти через огонь вода и медные трубы. И кто эти прошедшие.
Прошедшие огонь воду и медные трубы, в традиционном представлении, это люди, познавшие и Крым, и Рим. (А это выражение о чём?). То есть, достаточно испившие из чаши жизни. Мол, у человека уже всё случалось. Но он кремень, выстоял. И громкая слава его не испортила.
Нас так учили. Ещё нас учили, «что если великие умы не смогли понять, то куда вам, с вашим умишком. Вот, как утверждают признанные авторитеты — авторство этого выражения установить практически невозможно: оно известно со времен античности и встречается в различных, но одинаковых по смыслу, версиях у Аристофана, Плутарха, Вергилия, Горация и других авторов. А смысл его — это испытания, которые нужно пройти с честью», — рассуждает в своей миниатюре о смысле этого выражения Катар.
Значение
Как известно, есть четыре стихии мироздания, и огонь с водой — две из них. Если пламя — это грозная сила, которая может нести разрушение, то вода — это один из источников жизни. Третья часть (про трубы) присоединилась к выражению довольно недавно: после Отечественной войны 1812 года. Появилось оно сразу со значением «испытание славой», а все из-за того, что речь идет о фанфарах. Они играют в честь определенного человека, после чего некоторые люди могут заразиться «звездной» болезнью.
То, что другие выбрасывают: инновационные решения для мебельного дизайна
Сочи и другие самые зараженные районы Кубани, которые назвали эксперты
Гортензии, розы или лилии: что любимые цветы расскажут о вашей личности
Существует и другая точка зрения. Дело в том, что музыкальные инструменты редко изготавливают из меди. Чаще всего этот металл ассоциируют с бедностью и нищетой. Возможно, действительно, третье испытание связано с финансовыми проблемами.
Какие трубы лучше для отопления?
ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ ОГОНЬ ВОДУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ
За 8 лет Владимир Лукин не разочаровался в тех своих товарищах, с которыми прошёл «огонь и воду«. Огонёк, 2000.
Видел угрюмый и ненавидящий взгляд Меженина, направленный на пехотинца, этого раздавленного сейчас жалкой просьбой стрелкового офицера, вероятно, прошедшего огонь и воду. Ю. Бондарев, Берег.
Вот представьте себе: перед вами стоят восемь головорезов, прошедшие огонь и воду и абсолютно от вас не зависящие. Л. Пучков, Кровник-2: Убойная сила.
Человек из ресторана прошёл огонь и воду и медные трубы, бедное детство, не шёлковое ученичество у трактирщика <…>. Ю. Нагибин, Человек из ресторана.
— Ты не гляди, что он грубоват. Его жизнь не баловала. Прошёл огонь, воду и медные трубы. Ф. Таурин, Гремящий порог.
Поэтому нынешнее время требует не каких-то «новых русских», а сочетания профессионализма образованной молодёжи с опытом тех «старых русских», кто прошёл огонь, воду и медные трубы социалистической системы и сумел адаптировать свои знания к новым, рыночным, задачам. Огонёк, 1996.
Помогала ему начальник одного из отделов министерства кандидат педагогических наук Нелли Розина. Она тоже прошла огонь, воду и медные трубы, начиная с должности рядового преподавателя техникума. Огонёк, 2000.
— Вряд ли с тобой кто-то захочет общаться, когда узнает, что ты прошла огонь, воду и медные трубы. С такими особами, как ты, порядочному мужчине не очень-то приятно иметь дело. (Реч.)
Полезное
Смотреть что такое «ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ ОГОНЬ ВОДУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ» в других словарях:
ПРОЙТИ СКВОЗЬ ОГОНЬ ВОДУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ — кто [с кем] Испытать в жизни много трудностей. Подразумевается, что выпавшие на долю человека испытания, всевозможные лишения могут по разному отразиться на его дальнейшей жизни: с одной стороны, они могут укрепить его дух, волю, воспитать в нём… … Фразеологический словарь русского языка
ПРОЙТИ ОГОНЬ ВОДУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ — кто [с кем] Испытать в жизни много трудностей. Подразумевается, что выпавшие на долю человека испытания, всевозможные лишения могут по разному отразиться на его дальнейшей жизни: с одной стороны, они могут укрепить его дух, волю, воспитать в нём… … Фразеологический словарь русского языка
ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ ОГОНЬ ВОДУ — кто [с кем] Испытать в жизни много трудностей. Подразумевается, что выпавшие на долю человека испытания, всевозможные лишения могут по разному отразиться на его дальнейшей жизни: с одной стороны, они могут укрепить его дух, волю, воспитать в нём… … Фразеологический словарь русского языка
пройти огонь и воду и медные трубы — пройти <сквозь> огонь и воду <и медные трубы> Разг. Неодобр. Только сов. Чаще прош. вр. Испытать, перенести в жизни многое, побывать в различных трудных положениях (о человеке с большим жизненным опытом и часто небезупречным прошлым) … Учебный фразеологический словарь
ПРОЙТИ ОГОНЬ И ВОДУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ — кто [с кем] Испытать в жизни много трудностей. Подразумевается, что выпавшие на долю человека испытания, всевозможные лишения могут по разному отразиться на его дальнейшей жизни: с одной стороны, они могут укрепить его дух, волю, воспитать в нём… … Фразеологический словарь русского языка
пройти сквозь огонь и воду и медные трубы — пройти <сквозь> огонь и воду <и медные трубы> Разг. Неодобр. Только сов. Чаще прош. вр. Испытать, перенести в жизни многое, побывать в различных трудных положениях (о человеке с большим жизненным опытом и часто небезупречным прошлым) … Учебный фразеологический словарь
ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ ОГОНЬ И ВОДУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ — кто [с кем] Испытать в жизни много трудностей. Подразумевается, что выпавшие на долю человека испытания, всевозможные лишения могут по разному отразиться на его дальнейшей жизни: с одной стороны, они могут укрепить его дух, волю, воспитать в нём… … Фразеологический словарь русского языка
ПРОЙТИ СКВОЗЬ ОГОНЬ ВОДУ — кто [с кем] Испытать в жизни много трудностей. Подразумевается, что выпавшие на долю человека испытания, всевозможные лишения могут по разному отразиться на его дальнейшей жизни: с одной стороны, они могут укрепить его дух, волю, воспитать в нём… … Фразеологический словарь русского языка
ПРОЙТИ СКВОЗЬ ОГОНЬ И ВОДУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ — кто [с кем] Испытать в жизни много трудностей. Подразумевается, что выпавшие на долю человека испытания, всевозможные лишения могут по разному отразиться на его дальнейшей жизни: с одной стороны, они могут укрепить его дух, волю, воспитать в нём… … Фразеологический словарь русского языка
ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ ОГОНЬ И ВОДУ — кто [с кем] Испытать в жизни много трудностей. Подразумевается, что выпавшие на долю человека испытания, всевозможные лишения могут по разному отразиться на его дальнейшей жизни: с одной стороны, они могут укрепить его дух, волю, воспитать в нём… … Фразеологический словарь русского языка