Что значит промониторить рынок
Мониторинг и анализ рынка
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность, цели и задачи мониторинга рынка
Мониторинг рынка – это плановое систематическое наблюдение за состоянием рынка в целях его изучения и оценки, анализа тенденций (трендов) его развития, а также исследования конкурентной среды.
В системе маркетинга под мониторингом рынка в общем смысле принято понимать непрерывный методический процесс сбора, анализа и распространения информации о внешней деловой среде. Под этой самой «деловой средой» понимается все множество участников рынка и маркетинговой деятельности фирмы. К ним относятся потребители, конкуренты, дистрибьюторы, поставщики, макроэкономическая конъюнктура в целом и пр.
Мониторинг рынка в отличие от анализа рынка должен проводиться на постоянной (регулярной) основе. Его сущностным предназначением выступает сбор и предоставление оперативной информации о рынке и изменениях, на нем происходящих.
Проведение рыночного маркетингового мониторинга является необходимым условием эффективного ведения бизнеса. По результатам проведения рыночного мониторинга компания получает возможность вносить корректировки в управление и маркетинг.
Наиболее близким в русском языке эквивалентом термина «мониторинг» является отслеживание. Чаще всего отслеживанию подвергаются конкуренты и рыночные тренды в целом.
В процессе своего проведения мониторинг рынка преследует определенные цели и задачи. Его основополагающими целями являются:
Достижение обозначенных выше целей обеспечивается посредством решения соответствующих задач. К ним относятся анализ рыночной ситуации, определение количественных показателей объемов производства, спроса и рынка, отслеживание тенденций его развития, мониторинг действий основных рыночных игроков, сбор статистики, отслеживание информации касательно маркетинговой активности компании, ее конкурентов и партнеров и т.п.
Готовые работы на аналогичную тему
Методической основой рыночного мониторинга выступает проведение систематического наблюдения, позволяющего на постоянной основе фиксировать отслеживаемые параметры рынка и быть готовым к любым его изменениям.
Сущность и особенности анализа рынка
Анализ рынка («market analysis») – это маркетинговое исследование рынка, направленное на изучение всех аспектов бизнес-среды компании.
Иначе анализ рынка называют маркетинговым исследованием рынка. Проведение подобного рода исследований считается важной составляющей управления маркетингом, а их результаты лежат в основе маркетингового планирования.
Разработке любого маркетингового плана всегда предшествует анализ рынка. Его качественное проведение дает возможность быстро отыскать свободные рыночные ниши, лучше понять целевых потребителей компании и выбрать наиболее привлекательную нишу.
В рамках проведения анализа рынка исследованию могут подвергаться его структура, целевые сегменты, свободные рыночные ниши, продукция компании и цены, потребители и конкуренты. В основе проведения анализа рынка лежит организация и проведение первичных и вторичных исследований.
Основополагающей целью анализа рынка в маркетинге считается формирование информационно-аналитической базы, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений в сфере маркетинга, и снижение степени неопределенности, с ними связанной. Корректное проведение рыночного анализа позволяет понять структуру рынка и тенденции его развития, деятельность конкурирующих фирм, ожидания потребителей и иные факторы, составляющие бизнес-среду.
Основными задачами маркетингового анализа рынка могут выступать:
Чаще всего анализ рынка проводится по двум направлениям. С одной стороны, речь идет об оценке данного момента времени в целях постройки тех или иных параметров рынка. С другой стороны, имеется в виду получение информации и значений, необходимых для прогнозирования.
Порядок и методические основы проведения анализа рынка
Анализ рынка представляет собой сложный процесс, состоящий из восьми этапов, требующих своего последовательного прохождения. В общем виде основные стадии анализа рынка представлены на рисунке 1. Рассмотрим их подробнее.
Рисунок 1. Этапы проведения маркетингового анализа рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Прежде всего, определяются цели и задачи рыночного анализа. Затем составляется последовательный план его проведения. Далее определяются бюджет затрат и сроки проведения рыночного исследования. На четвертом этапе определяется общая методика рыночного анализа, а также источники сбора необходимой информации. Далее проводится само маркетинговое исследование рынка. На шестом этапе собранная ранее информация подвергается аналитической обработке и систематизации, готовятся наглядные результаты исследования. После составляется сводный отчет. Завершающим этапом выступает подготовка презентации по проведенному исследованию, в которой отражаются его основные результаты и выводы по ним.
В настоящее время единой методологии проведения анализа рынка не существует. Все множество методов условно принято делить на две группы – количественные и качественны. Первые относительно структурированы, объективны и статистически верны. К ним могут быть отнесены эксперименты и обзоры. Вторые не отличаются структурированностью, носят субъективный характер и опираются на выдвижение гипотез. В качестве примера можно привести наблюдения, интервью, фокус группы.
Функции сбора данных для анализа рынка, впрочем, как и само его проведение могут быть обеспечены силами сотрудников самой фирмы или переданы сторонним специализированным организациям на аутсорсинг.
Мониторинг цен конкурентов: что это такое, инструкция и обзор сервисов
Несмотря на разнообразие факторов принятия решения о покупке, согласно исследованиям, во главе угла всё ещё остаётся цена — именно поэтому необходимо проводить мониторинг цен конкурентов и учитывать их.
Эксперты прогнозируют, что к 2020 году пользовательский опыт превысит по значимости и цену, и даже продукт, но пока мы не достигли этой точки.
Потребители находятся в процессе постоянного сравнения. При совершении покупок у них всегда открыто несколько вкладок или агрегатор сравнения цен.
В связи с этим вы обязаны быть конкурентоспособными по всем показателям и, в том числе, предлагать более привлекательные цены, чем ваши конкуренты.
Проводя мониторинг цен конкурентов, вы получаете обзор рынка в режиме реального времени. Важно постоянно оптимизировать как ценовую стратегию своей компании в соответствии с рыночными тенденциями, так и другие факторы. В частности, в случае с онлайн-ритейлом:
Данные — во главе угла
Чтобы принимать взвешенные решения, имея перед собой адекватную картину рынка, критически важно располагать точными данными, а обеспечивает это мониторинг конкурентов.
Мониторинг цен конкурентов не должен быть единственным критерием, определяющим вашу стратегию. Но он, безусловно, должен быть частью этого уравнения. Конкуренция в сфере электронной коммерции очень жесткая.
Вы должны смотреть на внутренние данные:
А также внешние данные:
Вместе всё это предоставляет исходные данные, необходимые для принятия обоснованного решения о вашей ценовой стратегии.
Лучше применять автоматизированный инструмент для парсинга веб-страниц. На рынке существует ряд решений, которые экономят время и усилия, помогают устранить ошибки ввода и обновляют данные в режиме реального времени.
Почему важно проводить мониторинг цен конкурентов
Онлайн-гиганты, такие как Amazon, постоянно следят за конкуренцией и рынком, и, соответственно, каждый день они корректируют свои цены десятки раз. То же самое касается сайтов крупных авиакомпаний, агентств по прокату автомобилей, сайтов бронирования отелей и виртуальных розничных порталов, специализирующихся на всем — от книг и косметики до игрушек и бытовой техники.
Современный деловой мир никого не ждет. Здесь приходится быть активным 24/7 и проводить непрерывный мониторинг. Ваши конкуренты могут раздумывать или уже заниматься мониторингом цен рынка — в том числе, вашей компании. Опередите их и получите преимущество.
Следует проводить не только ценовой анализ, но и анализ ассортимента конкурентов. Сосредоточьтесь на том, какие продукты они предлагают, что они убрали, и что добавили, а также какие скидки они предлагают.
Процесс мониторинга поможет определить в какой нише вы находитесь:
Сравнивая себя с конкурентами, вы лучше поймёте, на какую аудиторию ориентироваться и с кем лучше играть, чтобы стать лидером. Соревноваться по ценам с компаниями из другого сегмента — бессмысленно.
Задача ценообразования
Существует множество ценовых стратегий, из которых вы можете выбрать:
Изучив эти стратегии, вы можете протестировать несколько приёмов торговли, чтобы посмотреть, даст ли какой-либо из них увеличение продаж:
Независимо от стратегии и тактики, которые вы в конечном итоге выбираете, они должна учитывать рыночное ценообразование. Потребители заинтересованы в получении лучшего продукта по лучшей цене, независимо от конкурентной среды.
Как проводить мониторинг цен конкурентов
Определите своих конкурентов
С кем вы напрямую конкурируете на рынке?
Используйте поисковые системы — Google и Яндекс в помощь.
Вы можете разработать свою собственную систему идентификации конкурентов, а затем использовать ее для обновления данных так часто, как это необходимо. Выявление конкурентов является важным первым шагом в вашей стратегии.
Определите свой конкурентный ассортимент
Формулировка может показаться расплывчатой, но на самом деле все довольно просто. Какие ваши продукты смотрятся наиболее выигрышно по сравнению с предложениями конкурентов? Это не обязательно весь ваш ассортимент — всего несколько позиций могут играть весомую роль.
При расчёте стратегий выберите свои продукты для сравнения на основе исторических данных о продажах, текущего спроса, объема поиска по ключевым словам и так далее.
Определите частоту мониторинга
Вы должны решить для себя, как часто вы хотите отслеживать цены конкурентов и обновлять данные.
Такая компания, как Amazon, делает это почти постоянно. Малые предприятия могут выбрать недельный период. В зависимости от ваших продуктов, конкурентов и ситуации на рынке, вы можете настроить обновление данных каждые несколько минут, часов или дней, а также выбрать еженедельное, ежемесячное или ежегодное обновление.
Найдите то, что работает лучше для вас, но имейте в виду, что чем свежее данные, тем лучше.
Соберите URL сайтов конкурентов
Это пригодится либо для ручного обхода по заранее составленному перечню адресов, либо для загрузки в инструмент аналитики.
Проведите анализ данных
Очень хорошо, если данные может обработать специалиста по машинному обучению. Их можно загрузить на аналитическую платформу, такую как BigML или что-то подобное. Это позволит быстро определять тенденции, делать обоснованные прогнозы, сравнивать, сопоставлять и оценивать свои текущие цены по отношению к ценам конкурентов.
Чтобы сделать процесс быстрым, простым и удобным, вам нужно:
Исследования показывают, что только около четверти (25,6%) предприятий учитывают конкуренцию при ценообразовании. Это очень мало, но для вас это прекрасная возможность стать лучше, чем 74,4% других компаний, добавив один несложный алгоритм к вашей конкурентной стратегии.
Сквозная аналитика
Сервисы для мониторинга цен конкурентов
Специальные сервисы позволяют быстро проводить анализ цен конкурентов, изучать основы собственной политики ценообразования, формировать отчеты на основании различных данных. Главные их преимущества — скорость и автоматизация процессов.
uXprice
Это облачный сервис для мониторинга и анализа цен в интернете с возможностью автоматического поиска продавцов и добавления конкурентов по ссылкам. Можно использовать какой-то один из способов или сразу оба. Система может отслеживать любое количество магазинов.
Для подключения достаточно простой регистрации, интеграция не требуется. На быстром старте нужно выбрать удобный способ добавления товаров, страну где вы продаете свои товары и цель мониторинга (отслеживание конкурентов или контроль соблюдения РРЦ/МРЦ).
Чтобы получить сравнительный анализ цен, а также формировать отчеты, предварительно необходимо добавить или выбрать конкурентов. Если в дальнейшем вы будете их менять, данные будут динамически пересчитываться. Необходимые отчеты можно скачать в формате Excel или подключиться к API для передачи информации непосредственно в свою CRM систему.
Дополнительно можно выделить:
Отдельно стоит отметить удобство выбора конкурентов: есть возможность видеть название, описание, цену и фотографию товара-конкурента. В целом на платформе есть весь необходимый для мониторинга цен функционал, а интерфейс довольно понятный, позволяет разобраться с ним без сторонней помощи.
В сервисе есть несколько тарифов, которые зависят от размера магазинов и частоты мониторингов, а также бесплатная версия для начинающих пользователей. В течении семи дней после регистрации вам начисляется по 50 кредитов, которые будут доступны до конца тестового периода. Используйте их на свое усмотрение.
Price-Analytic
Сервис предназначен для изучения цен на прайс-агрегаторах вроде Яндекс.Маркета, Price.ru и в простых интернет-магазинах. С помощью него пользователь может:
У Price-Analytic есть бесплатная демо-версия, в дальнейшем оплата зависит от пакета проверок. Проверка — это процесс мониторинга одного товара сайта в выбранном регионе. Ограничено только количество проверок на тарифах, но не сайтов.
Priceva.ru
Этот сервис охватывает все инструменты, которые могут понадобиться при мониторинге цен в интернете, и поддерживает:
В Priceva.ru есть бесплатная демо-версия, она включает мониторинг 10 продуктов у 3 конкурирующих компаний. На сайте расположен калькулятор расчета для оценки стоимости услуг.
My.z-price.ru
Программа для мониторинга цен помогает получить:
В My.z-price.ru есть персонализированная настройка поиска, чтобы получать только значимую информацию. Цена использования зависит от пакета услуг. Минимальная стоимость — 8000 рублей, а максимальная — 20 000 рублей.
Datacrops
Сервис предлагает технологии для автоматизации бизнес-процессов и включает в себя:
При этом сервис накладывает ограничения на объем извлекаемых данных. У него нет тестовой версии, чтобы ознакомиться с функционалом, необходимо сразу приобретать подписку. А чтобы узнать тарифы, нужно заказать демо-версию, так как в открытом доступе информации о ценах нет.
Prisync
Prisync — сервис с возможностью мониторинга цен неограниченного количества конкурентов и простой настройкой. Ресурс предлагает три тарифа: профессиональный, премиум и платиновый. Они отличаются глубиной анализа и максимальным количеством продуктов для отслеживания. Prisync состоит из разноплановых услуг: от поиска аналогичных предложений по ассортименту до создания и коррекции стратегии ценообразования. Сервис предоставляет информацию об обновлениях в режиме реального времени. Есть бесплатный тестовый период — 2 недели.
Omnia Retail
В программе для мониторинга цен есть два инструмента — для отслеживания и сравнения цен с конкурентами и для автоматизации изменения цен.
Они ориентированы на создание маркетинговых стратегий и ценовых решений, позволяющих взять производство ассортимента под полный контроль. Преимущества Omnia Retail заключаются в:
Система предоставляет полную автоматизацию процессов и прозрачные алгоритмы расчетов. Чтобы узнать тарифы, нужно связаться с компанией.
Price2Spy
Price2Spy представляет облачную платформу с несложным интерфейсом. Сервис может сам найти конкурентов для вашего бизнеса, если вы не знаете, какие сайты хотите отслеживать. У программы стандартный набор функций:
Все изменения отображаются из отчетов-матриц и диаграмм, фиксирующих динамику цен. Цены зависят от количества адресов, которые нужно отслеживать.
Присутствует бесплатный пробный период длительностью 30 дней.
Skuuudle
Skuuudle отслеживает 1,5 миллиарда цен на продукты с более чем 3000 сайтов. Платформа позволяет проводить мониторинг цен в интернете с функциями:
В сервисе формируется ежемесячный отчет, помогающий получить целостное представление о динамике цен за выбранный период. С помощью него можно проанализировать актуальность политики ценообразования и решить — повышать или понижать стоимость продуктов.
Repricer
У Repricer довольно узкая специализация — переоценка товаров на Amazon. К его основным функциям можно отнести:
Главным недостатком этого сервиса становится доступность исключительно для продавцов Amazon. Также встречается проблема, связанная с несвоевременной синхронизацией, из-за чего цены обновляются с запозданием.
Minderest
Minderest дает возможность проводить анализ цен различным предприятиям, занимающимся розничной торговлей, производителям и владельцам супермаркетов. Его особенность — возможность отслеживать цены и товарные запасы в режиме реального времени. Функционал ПО сводится к:
Для новых пользователей доступна демо-версия, которую можно заказать на сайте.
Skulogy
В сервисе мониторинга цен можно отслеживать цены конкурентов с помощью поисковых функций по сайтам со схожими продуктами. Главные особенности Skulogy:
Пробная версия на 14 дней позволяет оценить возможности тарифа. Итоговая стоимость будет зависеть от числа URL-адресов, которые нужно мониторить.
RoomPriceGenie
Сервис помогает с мониторингом цен для отелей, рассчитанных на небольшое число номеров (от 5 до 80). В функционал этого инструмента входит:
RepricerExpress
Сервис предназначен для работы с Amazon, он учитывает факторы, которые платформа использует при выборе компаний Buy Box. RepricerExpress используют для любых продаж: у него есть встроенные шаблоны по переоценке, которые настраиваются в соответствии с предпочтениями пользователя. Сервис сделан так, чтобы предоставить владельцу оптимальную цену товаров за счет быстрого реагирования на происходящие изменения. Например, он замечает, что у конкурентов заканчивается товар и дает сигнал об увеличении стоимости аналогичных продуктов.
PriceLab
Это ПО помогает управлять политикой ценообразования в сфере аренды. Оптимальная цена выстраивается на основании анализа конкурентов, спроса со стороны покупателей и других внешних факторов. К главным функциям PriceLab можно отнести:
Пробный период — 30 дней. После этого за каждое объявление нужно платить. Чем больше объявлений, тем меньше будет итоговая стоимость.
Как собрать информацию с помощью Яндекс.Маркет
Если магазин зарегистрирован на Яндекс.Маркете, можно скачать результаты автоматического мониторинга. Для этого нужно перейти в раздел «Управление» — «Мониторинг цен» и нажать «Скачать». Далее высветятся остальные параметры: формат и признак, по которому будет сортироваться информация. Если необходимо выгрузить сведения автоматически, вместо «Скачать» нужно выбрать «Экспорт». После выбора всех параметров появится ссылка для скачивания файла.
Если регистрации нет, воспользуйтесь расширением для браузера Яндекс.Советник. Для сбора информации зайдите на страницу товара в вашем магазине и включите расширение — на экране появятся предложения других магазинов с аналогичными продуктами.
Заключение
Мониторинг цен — это способ сохранять конкурентоспособность компании в условиях быстро меняющегося рынка. Сравнение с конкурентами помогает лучше понять свою целевую аудиторию и определить, в каком ценовом сегменте находится ваш бизнес. Процесс мониторинга цен облегчают специальные сервисы и инструменты. Они позволяют сравнить бизнес со стратегией конкурентов, отследить динамику цен, составить отчет и получить рекомендации. Важно выбрать сервис, который будет отвечать маркетинговым задачам компании, чтобы в перспективе увеличить показатель прибыли бизнеса.
Мониторинг рынка: наращивание стратегических преимуществ
Данная статья посвящена вопросам повышения эффективности мониторинга рынка и оптимизации его использования для формулирования и реализации стратегий. Многие сводят мониторинг рынка к отслеживанию публикаций в Интернете, однако должным образом устроенная и функционирующая система рыночного мониторинга может быть гораздо полезней для целей формулирования стратегий. Хороший рыночный мониторинг по определению позволяет эффективно прогнозировать движение рынка, распознавая угрозы и возможности. Полезность полученного в результате мониторинга контента определяется его информативностью; при этом сведения должны быть четкими и сжатыми. Система мониторинга должна соответствовать специфике рабочих процессов и практик в отдельно взятой компании. Кроме того, сотрудничество конечных пользователей данных рыночного анализа дополнительно повышает ценность данных мониторинга.
Мониторинг рынка — это непрерывный и методичный процесс сбора, анализа и распространения информации о внешней деловой среде. «Деловую среду» стоит понимать в самом широком смысле, включая всех актуальных субъектов: потребителей, конкурентов, дистрибьютеров, поставщиков, разработчиков и поставщиков технологий, а также регулирующие органы и макроэкономическую конъюнктуру.
Мониторинг рынка опирается на теорию менеджмента. В своем знаковом труде «Конкурентная стратегия», впервые изданном в 1980 году, Майкл Портер обозначил потребность бизнеса в механизме систематического сбора, анализа и распространения важной для компаний информации о конкурентах и рыночной конъюнктуре в целом. Данная информация необходима компаниям для того, чтобы с пониманием текущих рыночных тенденций принимать верные стратегические и тактические решения, позволяющие компании обойти конкурентов.
Основные идеи первоначальной теории мониторинга рынка применимы и в наши дни, однако многие аспекты бизнеса с тех пор изменились. Объем поступающей информации о рынке быстро увеличивается. В то же время, технологический прогресс упрощает поиск и фильтрацию данных, а также позволяет автоматизировать многие элементы процесса. Тем не менее, насколько бы автоматизация процессов и внедрение новых технологий ни повышали эффективность мониторинга, исследования рынка невозможно автоматизировать полностью, и для получения хороших результатов человеческий фактор всегда будет необходим.
Интенсифицируются социальные взаимодействия в сети Интернет. Социальные сети стали не только основным источником данных для исследований рынка, но и источником новых инструментов повышения качества рыночной аналитики.
Основные проблемы мониторинга рынка
К счастью, все эти проблемы можно решить с помощью общедоступных методов и знаний.
Одна из основных причин низкой эффективности мониторинга рынка — неполное понимание связи между мониторингом рынка и стратегическим менеджментом. Информацию, полученную в ходе мониторинга, необходимо четко разделять на использующуюся при реализации стратегии и помогающую компании стратегию формулировать. Существует множество других важнейших факторов, которые необходимо принимать во внимание, однако понимание этой разницы — первый шаг к обеспечению эффективного мониторинга.
Мониторинг рынка и стратегический менеджмент
В современном деловом мире большинство крупных компаний имеют собственные системы мониторинга рынка, позволяющие им собирать информацию о конкурентах, клиентах и других участниках рынка. Как правило, полезность таких систем не подвергается сомнению, однако конкретные их преимущества зачастую сложно сформулировать. Чтобы понять, как максимизировать полезность мониторинга рынка, следует начать с анализа связи между ним и стратегическим менеджментом.
Процесс стратегического менеджмента четко разделяется на два этапа: формулирование стратегии и ее реализация. На стадии формулирования осуществляется стратегическое планирование, самооценка и анализ стратегических альтернатив, на основе чего принимаются решения относительно миссии и целей компании. Этим занимается высшее руководство компании.
На стадии же реализации стратегии происходит привлечение и использование управленческих и организационных ресурсов для достижения поставленных целей. В процессе реализации стратегии участвуют все сотрудники компании (подробнее о данных понятиях и стратегическом менеджменте в целом можно прочитать в публикации David (2008)).
Мониторинг рынка способствует как формулированию, так и реализации стратегии, однако для этих двух целей используются совершенно разные аспекты мониторинга рынка. Формулирование и реализацию стратегии для этих целей стоит рассматривать отдельно и для начала наладить один процесс мониторинга: опыт показывает, что в первую очередь лучше создавать процесс, необходимый для реализации стратегии, а после его отладки расширять систему до процесса, используемого при формулировании стратегии.
В последующих главах будут описаны основные принципы и оптимальная структура процесса мониторинга рынка для реализации стратегии. Сам процесс в настоящей статье называется «Система мониторинга рынка» (СМР). Большинство процессов мониторинга рынка в современных компаниях относятся к этому типу. В конце же статьи мы обратимся к процессу, призванному способствовать формулированию стратегии, который по нижеописанным причинам именуется «Системой раннего оповещения об угрозах и возможностях» (СРО).
Вкратце, система мониторинга рынка (СМР) — это процесс отслеживания конкурентной среды с целью предоставления полезных данных руководящим лицам компании. Таким образом, СМР — это средство реализации стратегии компании, поскольку именно в стратегии задается та часть конкурентной среды, в отношении которой должен проводиться мониторинг. Кроме того, актуальность предоставленной руководящим лицам информации также определяется в соответствии с темами и приоритетами, изложенными в стратегии. Предполагается, что СМР должна позволять распознавать угрозы и возможности для стратегически приоритетных областей.
Реализация стратегии осуществляется через текущую деятельность подразделений компании. Отдел продаж стремится создать выручку, и СМР может задать ему направление. Отдел маркетинга стремится увеличить рыночную долю компании, и СМР информирует его о поведении конкурентов. Отдел закупок изыскивает ресурсы с минимальными затратами, и СМР помогает ему путем мониторинга поставщиков и рыночных цен. Все это — аспекты реализации стратегии.
Система раннего оповещения об угрозах и возможностях (СРО) — это процесс сканирования более широкой среды, чем сфера, очерченная текущей стратегией. Данный процесс призван выявлять возможности, лежащие за пределами текущих стратегически приоритетных областей, и реагировать даже на слабо различимые сигналы с высокой степенью неопределенности. В этом отношении СРО существенно отличается от СМР. Выходные данные СРО используются для определения новых стратегических альтернатив, помогая компании формулировать новые стратегии. Для этой цели СРО может выдавать даже неоднозначные, сомнительные сигналы, идущие в разрез с текущей стратегической парадигмой, что для СМР было бы неприемлемо из-за нечеткости и нерентабельности подобных выходных данных. Информацией от СРО пользуются в основном руководящие лица в сфере стратегического планирования или руководство высшего звена.
Важно подчеркнуть, что эти две системы мониторинга служат различным целям и сравнивать их выходные данные некорректно. В идеале каждая компания должна иметь обе системы, однако на практике проще сначала организовать СМР и лишь затем — СРО.
Выбор направлений развития и моментов для действия
Широко распространено мнение, будто для того, чтобы система мониторинга рынка была полезной для стратегического планирования и формулирования стратегии, она должна позволять хотя бы с минимальной степенью точности прогнозировать будущие изменения деловой среды. Однако такая функция нужна не только для формулирования стратегии, но и для ее реализации.
Выбор направлений развития и моментов для действий — важнейшая функция любой системы мониторинга рынка. Однако допустимый уровень неопределенности исходящей информации для системы различен в зависимости от того, с какой целью она предоставляет данные: для формулирования или реализации стратегии. Для систем мониторинга рынка, использующихся для реализации стратегии, характерна минимальная неопределенность. Собственно говоря, зачастую компания организует мониторинг рынка именно для того, чтобы найти все переменные значения в своем рыночном уравнении. Но для целей формулирования стратегии такое стремление к определенности может грозить пробелами в восприятии компанией рынка. Для СРО даже желательней заниматься неизвестными факторами, работая с высоким уровнем неопределенности. СМР призвана уведомить руководителей компании о том, что случится, и о том, как эти события отразятся на компании. СРО же дает информацию о том, что может случиться (и, соответственно, о возможных последствиях этих событий).
Основное преимущество прогнозной направленности системы мониторинга рынка в том, что она позволяет руководству компании не реагировать на события, а предвосхищать их. Более того, предвосхищение предполагает два аспекта: игру на опережение рынка (принятие мер до наступления события) и — что во многих ситуациях даже важнее — игру на опережение конкурентов. Разумеется, в идеале компания должна стремиться делать и то, и другое.
Способность заранее выявить свои возможности, скажем, при возникновении новой тенденции потребления, изменении законодательной базы или появлении новых технологий, важна сама по себе. Однако способность сделать это раньше конкурентов означает возможность захватить большую долю рынка, получить больше прибыли или повысить имидж бренда.
Без прогнозирующей системы мониторинга компания узнает о рыночных событиях только после того, как они произойдут. Как результат, она может принять меры только в отношении уже наступивших последствий события и после того, как конкуренты уже приняли собственные меры. Это часто приводит к неоптимальному распределению ресурсов, низкой прибыли и рыночной доле ниже потенциально возможной.
При наличии прогнозной системы рыночного мониторинга компания может предвосхитить событие, принять соответствующие меры и распределить ресурсы, опережая как само событие, так и конкурентов. Таким образом, компания получает фору над конкурентами, более крупную долю рынка и более высокие прибыли.
Однако стоит принять во внимание следующую оговорку: каким бы прогнозным потенциалом ни обладала система мониторинга, если она не доносит полученные сведения до руководства компании или если это руководство не готово основывать на этих сведениях свои решения, нужных мер не будет принято даже в случае прогнозирования событий. Иллюстрирует этот случай рисунок ниже.
Последнее требование предполагает, что система мониторинга рынка должна быть рассчитана на взаимодействие с различными функциональными подразделениями компании, ведь у каждого из них свои потребности в рыночных исследованиях и индивидуальные виды принимаемых решений. Если система мониторинга рынка не интегрирована с руководством подразделений организации, прогнозирование рыночных событий не поможет принимать нужные меры, и возможности будут упущены.
Основные принципы процесса мониторинга рынка
Процесс мониторинга рынка строится на ряде основополагающих принципов, которые описаны ниже. Тремя основными этапами процесса являются сбор информации, переработка ее в исходящие данные и направление этих данных руководящим лицам. Каждый из этих этапов может быть организован в различных вариантах, однако базовая структура процесса достаточно универсальна.
Назовем базовую единицу информации «рыночным сигналом». Майкл Портер (1980) ввел этот термин в употребление в своей книге «Конкурентная стратегия», ставшей классикой литературы по менеджменту. Он определил его как любое действие конкурента, прямо или косвенно указывающее на его намерения, мотивы, цели или внутреннюю ситуацию. По нашему мнению, рыночные сигналы не ограничиваются лишь действиями конкурентов, включая также все иные рыночные события, созданные конкурентами, клиентами, поставщиками и иными участниками рынка. Таким образом, система мониторинга рынка — это система, позволяющая улавливать рыночные сигналы из любых источников, преобразовывать их в функциональный формат и передавать их руководящим лицам.
Важно учитывать, что входящие и исходящие сигналы СМР существенно различаются между собой, так как главным этапом мониторинга является переработка первых во вторые. Само по себе понимание этого факта порой позволяет значительно повысить качество мониторинга, поскольку зачастую компания организует СМР исходя из того, что его функция — просто перенаправлять входящие сигналы руководящим лицам безо всякой обработки, и руководство получает «сырые» данные, которые сложны для понимания и неудобны для применения, а зачастую и просто бесполезны.
При организации СМР полезно последовательно планировать три указанных этапа. Разумеется, у них есть и общие элементы, и для успешного запуска полноценного процесса этапы должны быть скоординированы. Однако перед тем как далее раскрывать особенности СМР, давайте взглянем на основные факторы успешного функционирования всех трех этапов.
Таблица 1. Основные факторы успешного функционирования трехэтапного процесса мониторинга рынка
Сбор информации | Обработка информации | Направление руководящим лицам |
---|---|---|
Работать с источниками можно по модели push или по модели pull. Готовьтесь использовать обе и не считайте, что можно воспользоваться только одной для всех источников. | Обработка сигналов — трудоемкий процесс, требующий специальных знаний и инструментария. | Процесс направления информации должен разрабатываться с учетом специфики работы руководящего лица. |
Актуальность сигнала может выявиться не сразу, поэтому лучше пропускать больше входящих сигналов и фильтровать их на этапе обработки, чем недобрать информационный поток. | Входящие сигналы оцениваются, фильтруются, заносятся в архив и преобразуются в результаты мониторинга путем редактирования, анализа, переформатирования и классификации. | Предпочтения каждого руководящего лица должны учитываться на индивидуальной основе. |
Входящие сигналы могут быть достаточно высоко автоматизированы, сбор информации предполагает также активный поиск и оценку новых источников, что требует человеческих ресурсов. | Все исходящие рыночные сигналы должны указывать на какой-то процесс или служить какой-то цели. | Участие в процессе мониторинга самих руководящих лиц должно активно поощряться. Различные сигналы могут быть истолкованы различными людьми по-разному, и в контекст рыночную информацию помещают именно ее получатели. |
На этапе обработки входящие сигналы должны помещаться в контекст, знакомый руководящему лицу и имеющий для него смысл. | Форматы, каналы и время направления результатов должны быть установлены с учетом деятельности руководящих лиц, чтобы облегчить им усвоение и применение полученной информации. | |
Форматы могут быть разными: электронные письма, документы на бумажных носителях, ленты новостей RSS, записи в Twitter, текстовые сообщения, сообщения в SharePoint и проч. |
На практике в процессе мониторинга возникают дополнительные осложнения различной степени и вида. Одно из таких осложнений — возможное наличие замкнутых циклов обратной связи (когда исходящие сигналы повторно используются в процессе мониторинга на одном или более этапов). Произойти это может, в частности, из-за процессов совместного создания документов, т.е. сотрудничества пользователей при их создании, а также при введении конечными пользователями информации собственных сигналов в систему. Далее мы поясним эти ситуации.
Технологический и человеческий ресурсы
Каждый этап процесса мониторинга рынка может осуществляться целым набором способов в зависимости от размера компании, сектора экономики, в котором она работает, и прочих факторов. Однако по общему правилу на каждом этапе применяется сочетание технических и человеческих ресурсов. Для максимизации рентабельности и эффективности процесса задачи на каждом этапе могут автоматизироваться, и эффективность их может повышаться за счет использования технологичных решений. При помощи поиска по ключевым словам и конвертации различных форматов в текстовый можно автоматически анализировать интернет-публикации, сайты и базы данных. Рыночные сигналы могут автоматически классифицироваться с присвоением тегов, заноситься в базы или группироваться при помощи заданных алгоритмов, а также рассылаться с использованием автоматизированных систем электронной почты или лент RSS. Тем не менее, существуют задачи, которые пока невозможно полностью поручить компьютерам. Оценка и поиск новых источников информации, а также большинство задач на этапе обработки требуют человеческих ресурсов. Кроме того, руководящие лица считают наиболее ценными и полезными именно результаты труда аналитиков. Соответственно, в СМР важно стремиться оптимально совмещать автоматизированные и обрабатываемые человеком элементы: первые позволяют повысить продуктивность и эффективность процесса, а вторые увеличивают его аналитическую ценность.
Еще один аспект соотношения автоматизированных и неавтоматизированных задач в СМР — направление исходящих данных. Способ доведения результатов мониторинга рынка до руководящих лиц может существенно повлиять на степень применимости и полезности информации. Еще Портер (1980) отмечал потребность компаний в «креативных способах изложения результатов рыночных исследований в сжатой и удобной для использования высшим руководством форме». Специалисты по мониторингу рынка должны содействовать руководящим лицам в осуществлении их повседневной деятельности, а не наоборот. Соответственно, на стадии направления материалов руководящим лицам необходимо учитывать предпочтения последних в отношении методов коммуникации. Если, к примеру, руководящее лицо, придя на работу, первым делом проверяет свою электронную почту, к этому моменту ему нужно отправить сведения о последних рыночных сигналах электронным сообщением. Если на собраниях руководителей принято распечатывать материалы по повестке дня и зачитывать их, соответствующие результаты рыночных исследований должны быть предоставлены участникам собрания в печатной или распечатываемой форме. Если торговый представитель компании постоянно встречается с клиентами и в разъездах может пользоваться только мобильным телефоном, любая аналитика (например, сведения о продукции конкурентов) должна быть доступна ему в формате, удобном для чтения с телефона. Это лишь несколько примеров того, насколько мельчайшие детали могут повлиять на эффективность этапа направления результатов мониторинга рынка руководящим лицам.
Пример: применение SharePoint в компании Tikkurila
Tikkurila — ведущий североевропейский производитель красок и покрытий. Компания внедрила ряд инновационных способов доставки результатов рыночных исследований руководящим лицам с учетом специфики их деятельности. Руководство получает доступ к различным видам необходимой им в работе информации при помощи специально разработанной информационной панели на базе Microsoft SharePoint, а отдел рыночных исследований решил использовать эту панель как канал доставки результатов их работы. Благодаря интеграции двух систем информация о конкурентах и состоянии рынка доступна непосредственно через панель SharePoint. Таким образом, руководство получает быстрый доступ к информации через универсальный канал, в то время как отдел рыночных исследований имеет возможность пользоваться отдельной программной платформой для управления процессом мониторинга.
В завершение разговора о процессе мониторинга вернемся к его структуре. Все стадии процесса мониторинга рынка объединены общей целью. В совокупности все они призваны преобразовывать рыночные сигналы в полезную и понятную информацию для руководящих лиц. Выявление контекста — одна из наиболее важных задач мониторинга рынка в целом. Отдельные рыночные сигналы должны быть вписаны в универсальную систему понятий, чтобы руководящие лица могли установить связи между этими сигналами и собственной работой. Причем, как правило, контекст каждого входящего сигнала сразу не очевиден, и СМР требуется механизм выявления контекста и доведения его до сведения руководства.
Еще одно важное понятие мониторинга рынка — интеграция процесса. Система мониторинга рынка не должна быть изолирована от других процессов компании, ведь это процесс получения знаний для улучшения качества и эффективности других процессов. Любые исходящие данные СМР являются входящим материалом для других процессов, о которых при организации мониторинга рынка необходимо иметь четкое представление. Они, как правило, соответствуют функциональным подразделениям компании, как показано на Рисунке 3.
Следует учитывать особую связь мониторинга рынка и стратегического планирования, поясненную в начале статьи. В соответствии с этим, на Рисунке 4 процесс мониторинга рынка подразделяется на СМР и СРО, что подчеркивает связь двух процессов.
Контент и контекст
Ряд самых серьезных проблем мониторинга рынка связан непосредственно с контентом. При наличии большого объема неактуальной информации контент, являющийся продуктом процесса мониторинга, рассматривается скорее как помеха, чем полезная информация. Во избежание такой ситуации СМР должна выдавать сжатые и актуальные данные своевременно и в доступной для получателей форме.
Информация является ценной и полезной для руководящего лица, только если она имеет для него смысл. Смысл информации обнаруживается контекстом, отсутствие которого зачастую понижает качество контента. Контекст выводится непосредственно из текущей стратегии компании и представляет собой систему понятий, тем, сфер и приоритетов, на которые она должна ориентироваться. Разумеется, представители различных подразделений компании работают лишь с частью контекста, в то время как руководство принимает во внимание всю его полноту.
Стоит отметить, что контекст, определяемый стратегией, по содержанию шире самой стратегии. Стратегия определяет содержание контекста: например, если компания выбирает стратегию лидерства в издержках на рынке отдельно взятого товара, контекст ее состоит из конкурентов, имеющихся и потенциальных покупателей товара, всех участников цепочки поставок, а также технологий производства и принципов управления, которые помогут компании достичь лидерства по издержкам.
Важность контекста легко обосновать теоретически, но как его определить на практике для системы мониторинга рынка? При помощи таксономий. Таксономия — это система классификации контента информационной системы, форма представления делового контекста. Система мониторинга рынка — подвид информационной системы, обычно состоящий из базы данных, различных входящих потоков информации, инструментов анализа и обработки информации, а также механизмов распространения исходящих данных. Через всю систему постоянным элементом проходит контекст, заданный стратегией и выраженный в таксономии.
На практике таксономия представляет собой иерархическую систему категорий или классов. Каждой единице контента в системе мониторинга рынка присваивается тег, то есть маркер принадлежности к одной или нескольким категориям. Присвоение тегов уже характерно для многих информационных систем, однако в области мониторинга рынка эта практика порой недооценивается. Основная ценность тегов состоит в возможности привязать бизнес-контекст к любой единице информации, указывая руководящему лицу ее место в общей картине бизнес-стратегии. Впрочем, таксономия полезна, только если она эффективна.
По общему правилу, контекст, а значит, и таксономия для мониторинга рынка состоят из двух групп категорий: первая характеризует конкурентную среду, а вторая — стратегические вопросы. Первая часть должна определять всех важнейших участников конкурентной среды, разделенных по критерию роли в цепочке создания стоимости на клиентов, конкурентов, поставщиков, партнеров (например, поставщиков технологий) и регулирующие органы. Кроме того, если компания действует на нескольких рынках, должны быть определены они все — по географическому положению, по потребительским сегментам, продуктовым линиям или по всем вышеперечисленным признакам. И наконец, в число категорий таксономии должны входить все стратегические вопросы, представляющие собой концепции, темы, тенденции и прочие стратегические приоритеты текущей стратегии.
Пример: Мониторинг рыночных тенденций в компании Rettig
Rettig — группа компаний, вот уже более 200 лет контролируемая семьей Реттиг. Деятельность группы охватывает широкий спектр отраслей экономики: от производства нагревательных приборов до логистики. Для эффективного мониторинга рынка такой диверсифицированной структуре крайне важно точно определить конкурентную среду и стратегические вопросы. В таксономию Rettig входит множество важнейших категорий из сферы поставок и общеотраслевого уровня, в частности, цены на сырье и потребительские тенденции. Это позволяет руководству заранее предугадывать рыночные события и дает дополнительное время для принятия решений.
Таксономия как инструмент полезна на всех этапах мониторинга рынка. Отражая стратегический контекст и приоритеты компании, она помогает определять источники информации и фильтровать ее. На этапе обработки, когда контент превращается в аналитический результат, теги позволяют эффективно группировать единицы контента и связывать между собой части информации в более отчетливую структуру, позволяющую делать аналитические выводы. Такие структуры знаний на этапе направления руководящим лицам оформляются в соответствующем, желательно визуальном виде. Собственно говоря, на этом этапе таксономия играет первостепенную роль: любая единица контента должна быть актуальна и представлена в надлежащей форме, чтобы руководящие лица могли производить поиск, объединять и визуализировать контент, связи между отдельными категориями и единицами, лучше понимая деловую среду в целом, а не только ее части.
Сотрудничество и социальные сети
Давайте рассмотрим каждую из этих возможностей
Наиболее очевидная польза социальных сетей заключается в возможности их использования как дополнительных источников информации. LinkedIn, Facebook, Twitter и многие другие сети содержат данные о действиях конкурентов, о потребительских тенденциях и прочих потенциально важных вопросах. При этом необходимо помнить, что полученная из этих источников информация основана на открытых обсуждениях между людьми и как таковая всегда должна проверяться на предмет достоверности, что несколько осложняет этап ее обработки.
Пример: мониторинг блогов и форумов Outotec
Outotec — один из мировых лидеров в области решений, технологий и услуг для добывающих и металлургических предприятий. Система СМР Outotec, изначально уже использовавшая широкий спектр источников информации, должна была быть расширена на открытые социальные сети. После пилотных проектов на блогах и форумах соответствующей тематики компания убедилась в том, что они действительно могут быть источником ценной информации, и решила проводить их мониторинг, предоставляя руководящим лицам регулярные отчеты об основных тенденциях, темах и мнениях, фигурирующих в этих источниках.
Кроме того, в самой системе мониторинга рынка можно создать механизм сотрудничества, используя формат социальных сетей. Некоторые каналы связи, например, интернет-интерфейсы или мобильные устройства, могут быть оснащены средствами общения, позволяющими пользователю комментировать или оценивать контент, а также вести онлайн-обсуждения. Это поможет вовлечь руководящих лиц в процесс исследования рынка и получить больше информации. Таким образом, направление рыночных сигналов руководящим лицам может генерировать приток дополнительных или внутренних сигналов, что создаст замкнутый цикл обратной связи и обогатит процесс мониторинга.
Пример: внутренние сигналы в Fujitsu
Fujitsu — крупнейший провайдер ИТ-услуг в мире. В течение многих лет европейское подразделение компании развивало свою систему мониторинга рынка, чтобы максимизировать эффективность передачи рыночных сигналов руководству. Понимая ценность внутренних рыночных сигналов, аналитики подразделения внедрили механизмы, способствующие развитию сотрудничества и участия в процессе мониторинга конечных пользователей рыночной информации. Получая сигналы от системы мониторинга рынка, конечные пользователи также могут направлять ей собственные внутренние сигналы, предоставляя руководящим лицам дополнительный материал для размышления.
Инструменты сотрудничества (системы комментирования или обсуждения рыночных сигналов) не только создают поток внутренних сигналов, но и обеспечивают дополнительную оценку исходных рыночных сигналов. Рыночные сигналы оцениваются уже на этапе отбора источников, а затем и на этапе обработки, но оценка и обсуждение их на этапе направления руководящих лицам дополнительно повышает их ценность. Инструменты оценки широко применяются в различных онлайн системах, но для целей мониторинга рынка оценки, дополняющие существующий механизм тегов, особенно полезны. К примеру, дополнительный контекст можно создать, если дать руководящим лицам возможность присваивать информации такие теги, как «конкурентные угрозы» или «деловые возможности».
Система раннего оповещения об угрозах и возможностях
Перейдем к системам мониторинга рынка, разработанным специально для оптимизации этапа формулирования стратегии, то есть к так называемым системам раннего оповещения об угрозах и возможностях (СРО). Как пояснялось выше, создавать такую систему в компании стоит после запуска системы мониторинга рынка для реализации стратегий (СМР), поскольку обе системы основаны на одной структуре. Различаются же они объемами источников информации и критериями актуальности входящих рыночных сигналов, а также отношением к неопределенности. Для СРО неопределенность нормальна и даже желательна; инструменты сотрудничества и социальные сети, скорее всего, будут играть в ней более важную роль, чем в СМР.
СРО сканирует гораздо более широкую среду, чем та, что предусмотрена текущей стратегией. Это зачастую приводит к трудностям в выявлении источников информации. Для СРО можно расширить определения источников: к примеру, вместо одного конкретного сайта проводить мониторинг всех сайтов определенного типа. Соответственно, СРО порой считается довольно расплывчатым процессом.
При поиске источников СРО делает упор на слабые сигналы, а не на сигналы высокого уровня определенности. Эти слабые сигналы часто считаются просто «помехами», нехарактерными исключениями, но могут быть и признаками существенных перемен. Разумеется, многие входящие сигналы — это неподтвержденная информация, которая может оказаться недостоверной и дать ложную тревогу. Этот риск принимается, чтобы не упустить потенциально ценные сигналы настоящих перемен.
Актуальный для СРО контекст также шире, чем контекст СМР. Актуальность рыночных сигналов, как и источников, здесь определить сложнее. Полезно начать с контекста и таксономии, исходя из текущей стратегии компании, однако для СРО они должны толковаться шире и дополняться новыми стратегическими темами, соответствующими возможным новым направлениям развития и неизведанным сферам.
Кроме того, стоит отметить, что конкурентная среда, актуальная для СРО, включает в себя более широкую макроэкономическую среду, которой в СМР придается меньшее значение. При разработке стратегий тщательно учитываются макроэкономические тенденции, и поэтому их мониторинг и анализ — неотъемлемая часть СРО.
Обработка и направление руководящим лицам рыночных сигналов СРО могут проводиться более нестандартными методами. Поскольку сам процесс такого мониторинга нацелен на пересмотр стратегии, допустима критика текущей парадигмы, постановка новых вопросов без ответов на них и высказывание новых взглядов по уже известным вопросам. С точки зрения используемых ресурсов, важно понимать, что этапы обработки информации и направления ее руководящим лицам гораздо более трудоемки, чем в СМР. Задачи требуют больших человеческих ресурсов и работы наиболее квалифицированных аналитиков, которые к тому же должны уметь свободно общаться с высшим руководством.
Период времени, охватываемый мониторингом СРО, более длительный, чем в СМР. Для целей реализации стратегии руководство, как правило, оперирует промежутками от одного до трех лет, а вот формулирование охватывает более длительные сроки.
СРО — отличное средство, дополняющее другие процессы и задачи стратегического планирования. Например, при формулировании стратегии широко используется сценарный анализ, и СРО — идеальный инструмент для отслеживания сценариев и факторов их развития, позволяющий провести проверку их исполнения и повысить ценность сценарного анализа.
Нижеприведенная таблица позволяет подытожить сказанное выше, сравнивая два процесса мониторинга рынка:
Таблица 2. Сравнение СМР и СРО
Система мониторинга рынка | Система раннего оповещения об угрозах и фозможностях |
---|---|
Используется для реализации стратегии | Используется для формулирования стратегии |
«Традиционный» мониторинг рынка | Ориентированный на будущее мониторинг рынка |
Информация, помогающая компании достичь стратегических целей | Информация, помогающая компании определять стратегические цели |
Выдает актуальную информацию | Выдает информацию, которая может оказаться актуальной |
Определяет возможности в рамках текущей стратегии | Определяет возможности за пределами текущей стратегии |
Четко заданный деловой контекст | Менее строго очерченный деловой контекст |
Краткосрочный и среднесрочный период | Среднесрочный и долгосрочный период |
Четко определенный круг источников информации | Открытый список источников информации |
Определяет шаги конкурентов и направления развития деловой среды | Определяет слабые сигналы, помехи и нехарактерные явления |
Минимизирует неопределенность | Работает с неопределенностью |
Строго определенные процедуры | Приблизительно определенные процедуры |
Довольно строгий централизованный контроль | Большая доля горизонтальных взаимодействий |
Социальные сети являются дополнительным источником сведений | Социальные сети — один из основных источников |
Сотрудничество позволяет оценить сигналы | Сотрудничество позволяет создать новые сигналы |
Пример: списки действий конкурентов в Cintas
Компания Cintas занимается разработкой и внедрением программ создания корпоративного образа через униформу, поставляет дверные коврики, средства для чистки ванн и туалетов, сувенирную продукцию, средства первой помощи и индивидуальной защиты, оказывает услуги по обеспечению пожарной безопасности и управлению документооборотом. Отдел стратегического планирования этой высоко диверсифицированной фирмы постоянно ведет мониторинг деловой среды в поиске новых и зарождающихся стратегических возможностей. Объем анализируемого контекста весьма велик, ведь возможности могут возникнуть в ранее неизведанных компанией сферах и сегментах. Для повышения эффективности мониторинга рынка Cintas ведет списки действий конкурентов и новых потенциальных стратегических возможностей, выявленных в процессе мониторинга, с указанием их последствий, потенциальной выгоды и рекомендаций по дальнейшему исследованию вопроса. Эта аналитика представляется отделу стратегического планирования, который затем на основе этих данных анализирует и формулирует потенциальные стратегические шаги.
Выводы
Мониторинг рынка — это непрерывный процесс, включающий сбор информации о конкурентной среде, обработку и анализ этой информации, а также направление ее руководству компании для повышения эффективности принятия решений. Все компании признают, что результаты рыночных исследований должны быть полезными, однако многие из них испытывают трудности в организации эффективного и полезного процесса мониторинга рынка. В данной статье мы рассмотрели способы решения этой проблемы.
При создании системы мониторинга рынка необходимо в первую очередь понимать различие между реализацией и формулированием стратегии и соответствующих этим двум целям задачах системы мониторинга рынка.
Реализуется стратегия на уровне функциональных подразделений компании и процессов принятия решений в них. Для эффективности система мониторинга рынка должна быть интегрирована в эти процессы принятия решений, чтобы любые выходящие данные СМР оказывались входящими для них.
Формулирование же стратегии требует менее отрегулированного процесса мониторинга рынка, с более широким кругом источников и более слабыми и неопределенными рыночными сигналами. Рыночные сигналы, предоставляемые для стратегического планирования, указывают на возможные сценарии развития событий, потенциально опасные или переломные события, а также новые стратегические возможности.
В любом из двух типов процессов мониторинга данные должны быть обработаны перед направлением руководящим лицам. Руководство не может действовать на основе «сырых» данных, информация должна быть помещена в контекст и представлена в удобной и логичной форме. Многие задачи мониторинга рынка можно автоматизировать, однако это требует усилий квалифицированных аналитиков.
Стратегия компании определяет, какие рыночные сигналы для нее актуальны и почему. На основе стратегии очерчивается деловой контекст, состоящий из конкурентной среды и стратегических вопросов. В процессе мониторинга рынка контекст выражается в форме таксономии, которая должна разрабатываться со всей тщательностью, чтобы точно отражать стратегические приоритеты компании.
Инструменты сотрудничества и социальные сети — ценные инструменты мониторинга рынка. В частности, возможен мониторинг открытых социальных сетей. Кроме того, инструменты сотрудничества, используемые во многих социальных сетях, могут быть интегрированы и в процесс мониторинга, что поможет оценить и дополнить полученные рыночные сигналы путем комментирования и оценки внутри компании, а внутренние сигналы могут быть направлены обратно в СМР.
Для успешной работы системы мониторинга рынка руководство компании должно быть готово поддерживать этап формирования процесса и пользоваться его результатами, ведь именно оно играет решающую роль в реализации и в формулировании корпоративных стратегий.