Что значит промо период
Что означает слово «промо» в названии товаров/услуг?
Например есть такое как «промо-код», «промо-период», а недавно видела в рекламе вообще «промо-сумка»? Какое значение несет слово «промо»? Когда оно применяется?
С английского языка слово promo переводится как скидочный.
Есть ещё слово promotion, которое содержит в себе слово promo и переводится как продвижение или поощрение.
Теперь разберёмся, где это слово используется.
Оно используется обычно при продаже чего-нибудь, обычно в магазинах или в интернет магазинах.
Например вкупе со следующими словами:
Чаще всего, это иноязыкое изначалие означает в разных контекстах некую полубесплатность (или же полную бесплатность), демонстрационность товара, ознакомительные версии неких произведений, товар-рекламу, товар-акцию и тому подобное.
Например «промо-период» означает период проведения акции с XX по XX, и в этот период, как правило, услуга или товар предоставляются бесплатно или с большой скидкой, по окончании «промо-периода» действует обычная цена на товары и услуги. «Промо-код», это код участвующий в акции, как правило, его находят под пробкой акционного продукта или под этикеткой и отправляют на определенный короткий номер, специально выделенный под акцию или регистрируют на сайте компании проводящей акцию.
насколько я понимаю, промо-значит, что продукт предназначен для рекламы товара
Но сейчас хотят эту сумму уменьшить в несколько раз и ввести ограничение, чтобы посылки были не чаще, чем раз в три года (по образцу Белоруссии).
1) Поискать в сети. Может кто переводил инструкцию для такого или аналогичного «прибора».
2) Взять английский вариант и перевести. С техническим текстом даже Google переводчик хорошо справляется.
3) Зайти в магазин, где есть аналогичный товар, и попросить консультантов показать инструкцию. Почитать, отдать и уйти =)
Ну, а в новом для себя магазине я делаю пробные 2-5 закупок в разные сезоны и на мелкую сумму (желательно разной категории товаров). Проверяю качество, гарантию; очень важен сервис по телефону и в реалии; сроки и качество доставки. Конечно же и стоимость этой доставки.
И доставка: строго наложенным платежом: забираешь посылку на почте только после её оплаты, но если посылка испорчена, то можно её вернуть назад и не платить денег.
Очень часто в технике есть «скрытые дефекты», которые проявляются только со временем. Любое техническое изделие подвержено процессу старения. Обычно техника проектируется так, чтоб среднестатистичемкий срок службы всех ключевых компонентов был примерно один и тот же. Очень часто, особенно на приличных фирмах, дорожащих своей репутацией, проводится входной отбор комплектующих и даже проводится их трениовка перед тем, как они ставятся в конечное изделие (часто такую тренировку проводят сами поставщики компонентов, и по той же причине: они дорожат своей репутацией).
Но даже такие строгие меры не гарантируют того, что в какой-то детальке не проявится её скрытый дефект. Что с течением времени не уползёт сопротивление какого-то резистора или не расползётся какой-то нанометровой ширины проводочек в интегральной схеме (процессов электромиграции алюминия никто не отменял, хотя все с ними борются), не нарушится какой-то контактик. И никакие тесты склонности к такому развитию событий не выявят.
Тарифы серии «Промо» от Ростелекома: подробное описание
Ростелеком сегодня реализуется достаточно обширная линейка тарифных планов, доступная для использования абонентам в разных регионах. Безусловно, везде условия пакетов отличаются, где-то может разниться их скорость или цена, а где-то изменено название или вообще все условия доступных пакетов. И сегодня мы бы хотели обсудить отличную линейку тарифов из семейства «Промо».
Тариф «Промо 1» от Ростелеком
Как мы уже сказали, линейка «Промо» — это целое семейство тарифных предложений от Ростелеком, в котором они идут по порядку. В таком же порядке мы и будем рассматривать их условия.
Если говорить о самом первом предложении из семейства, то его условия выглядят так:
«Промо 2» от Ростелеком
Вторая версия пакета имеет несколько более серьезные условия, о которых, как и всегда, говорим в списке ниже:
Тарифный план «Промо 3» от Ростелеком
Последнее предложение из семейства имеет такие условия:
Проверка актуальных тарифных планов по регионам
Если же тариф Ростелеком «Промо 1» или его последователи вас не устраивают, а может и вовсе уже не предоставляются на территории вашего региона, у вас есть два способа определения доступных тарифных планов:
Получение информации через официальный сайт провайдера осуществляется следующим образом:
Как подключить тариф серии «Промо» на Ростелекоме
Если вы будете заинтересованы каким-либо из тарифных планов, реализуемых Ростелекомом на территории какого-либо конкретного региона, подключить их можно непосредственно через сайт.
Для этого под блоком, отвечающим за соответствующий пакет, необходимо нажать на кнопку «Подключить». После этого система автоматически спросит вас о том, необходимы ли вам дополнительные услуги для подключения. Пройдя этот этап, вам останется лишь оформить заказ, указав свои персональные и контактные данные.
Если что-то осталось вам не до конца понятным, подробные инструкции о подключении тарифов через сайт мы рассматривали в других наших тематических статьях на сайте.
Эффективное промо: разобраться и перенастроить
Почему продуктовые ритейлеры испытывают трудности с промо, и как data science может помочь их решить
Мы начинаем серию публикаций о том, как инструменты data science работают в разных отраслях бизнеса. В первой статье речь пойдет о ритейле.
Представьте себе огромный бассейн, который наполнен сотней цветных жидкостей разной плотности. Вы бросили в бассейн камень, от него пошли круги, жидкости начали смешиваться. Как они влияют друг на друга? А что если кинуть камень потяжелее или сразу несколько?
Это метафора работы ритейл-бизнеса. На динамику продаж тысяч товаров воздействуют сотни факторов, от места на полке и текущих промо-активностей до погоды и политической ситуации. Сопоставив эти параметры и проанализировав механику их взаимного влияния, розничная сеть может выйти как на новый уровень понимания своего клиента, так и на заметно более высокие показатели доходов. Единственное — это возможно только с помощью data science.
Еще в доцифровую эпоху в ритейле собирали и анализировали данные, чтобы лучше разбираться в потребностях покупателей, но технологическая революция расширила эти возможности. Появились новые источники данных, способы их обогащения и главное — компьютерные мощности, которые позволяют обрабатывать терабайты информации за считанные секунды. Наступила эра углубленной аналитики — инструментов data science для работы с большими массивами внутренних и внешних данных.
Конечно, нельзя «так просто взять и покрыть аналитикой все сразу», если в компании раньше совсем не работали с большими массивами данных или работали мало. Часто возникает вопрос: с чего начать? В каком блоке бизнеса и к какой задаче применить data science, чтобы окупить затраты и заложить правильную основу для работы с углубленной аналитикой в будущем?
Промо, ассортимент и ценообразование — основные рычаги коммерческого блока в ритейле. Часто начинают именно с промо, поскольку этот инструмент является неотъемлемой частью коммерческой стратегии практически всех розничных сетей, а эффект от него можно получить достаточно быстро.
Существует заблуждение, что ритейлеры привлекают покупателей большими скидками, чтобы избавиться от некачественных товаров. Это не так. В действительности у промо-активности ритейлеров два основных драйвера:
Если первый драйвер понятен, то второй — вызывает вопросы. В долгосрочной перспективе обилие промо приводит к оттоку трафика из сети и финансовым потерям. Что же побуждает игроков на рынке наращивать долю промо даже в категориях, где это не приносит прямой экономической отдачи?
В России промо-маркетинг получил ускорение из-за экономических кризисов. Слабый рубль и зависимость от закупок импортного сырья привели к удорожанию производства многих товаров и повышению конечной цены для потребителей.
Но темпы роста инфляции так и не дали производителям и ритейлерам приучить людей покупать товары по новым ценам. Чтобы поддержать продажи на фоне падения покупательской способности, сети стали наращивать промо-активности. Конкуренция за покупателя переросла в настоящие промо-войны.
Как результат — по статистике Nielsen, доля продаж по промо-акциям топ-20 категорий FMCG в первом полугодии 2018 года достигла рекордных 64%. А в некоторых сегментах, например, стиральные порошки, показатель превышает 80%.
Эксперты в один голос говорят о запромотированности российского рынка. Покупатели подсели на скидки, а для производителей и ритейлеров промо стало ключевой составляющей ценовой стратегии, в результате чего и те, и те рискуют потерять в маржинальности.
Причины такого поведения ритейлеров понятны. Классическая для теории игр ситуация дилеммы заключенного проявляется на розничном рынке в полном объёме. Несмотря на то, что парето-оптимальным для всех игроков было бы совместно сократить объёмы промо в части категорий (таких, как стиральные порошки или кофе), ни один не готов выступить первым в роли «санитара леса». Каждый, кто решится на этот шаг, потеряет существенную долю трафика и валовых показателей, если конкуренция не отреагирует незамедлительно.
А кто может гарантировать мгновенный симметричный ответ конкурентов? Равновесие Нэша, существование которого было доказано еще в 1950 году, продолжает обеспечивать покупателей нескончаемыми скидками на бытовую химию.
Но и выгода в виде достижения прямого экономического эффекта — первый драйвер высокой промоактивности — вовсе не очевидна. Проблема в том, что больше половины промо-кампаний на самом деле неэффективны. В Nielsen подсчитали, что порядка 60% акций себя не окупают.
Это напрямую связано с тем, что в ритейле плохо умеют работать с богатыми массивами данных — а они есть в распоряжении каждой сети. Это чеки, профиль клиента по карте лояльности, исторические данные по промо-кампаниям.
Что лучше поставить в промо, на какой период и с какой скидкой, чтобы привлечь максимальное количество клиентов, расширить покупательскую корзину и получить лучшую компенсацию от поставщика? До недавнего времени большинство ритейлеров искали ответы на эти вопросы даже не с помощью простой математики, а на уровне ощущений, доверяя интуиции и экспертному опыту категорийных менеджеров. «Мы всегда так делали» — стандартный ответ на просьбу объяснить стратегию промо или выбор той или иной позиции.
На полках среднестатистического супермаркета 5-10 тыс. товаров, при этом в промо одновременно стоят сотни SKU (stock keeping unit — единица складского учета). И запуск акции на один товар неминуемо влияет на динамику продаж других.
В то время как большинство сетей ориентируются лишь на прямой эффект от промо — примерно оцененный прирост продаж по товару — это лишь вершина айсберга. Параллельно промо порождает косвенное влияние на другие товары внутри и вне определенной категории — как положительное, так и отрицательное. Среди таких косвенных эффектов каннибализация, закупка впрок и галло-эффект. Как и в случае с реальным айсбергом, скрытая от глаз часть может быть равной и даже больше той, что на поверхности.
Например, вместе с промо на мясо для шашлыков перед майскими праздниками увеличиваются продажи кетчупа.
Оценка галло-эффекта имеет комплексный характер, так как требует предварительного формирования ассоциативных правил — вычисления поведенческих привычек, взаимосвязи между товарами. С чем чаще всего покупают товар? Такой анализ строится на базе данных лояльности или обычных чеков и оценивает, вероятность покупки каких товаров больше всего повышает факт покупки другого товара. При этом такая взаимосвязь не симметрична. Купивший бутылку виски с большой вероятностью обнаружит в своей корзине ещё и пару литров колы, а купивший колу дополнит свою корзину бутылкой виски далеко не всегда.
Задача оценки галло-эффекта становится еще более интересной, если учесть, что связанные товары также часто находятся в промо, каннибализируются другими товарами, имеют свои сезонные закономерности. В среднем проводимое промо приводит к росту продаж более десятка других товаров, а само значение галло-эффекта у продуктовых ритейлеров находится в диапазоне от 0 до 30% от прямого эффекта на промотируемый товар.
Например, проведение промо-акции на куриные ножки может снизить спрос и на куриное филе, и на красное мясо, и на рыбу.
Ключевая сложность в оценке каннибализации не в том, чтобы вычислить, насколько снизились продажи товаров — на этот вопрос можно ответить методами базовой аналитики. Вопросы калибра углублённой аналитики — это определить, какие промо-акции привели к снижению продаж каких товаров, и как это снижение правильно распределить между всеми промо-активностями.
Приведём пример: В каждый момент времени в промо находятся от пятидесяти до нескольких сотен товаров. Даже если ограничиться одной категорией «Шоколад и конфеты», то и в ней число товаров в промо может исчисляться десятками. Преследуя цель оценить каннибализацию, вызванную промо-акцией на шоколад Lindt, который продавался со скидкой в течение трёх дней, нам предстоит пройти несколько последовательных шагов и ответить на ряд аналитических вопросов.
Вопрос 1. Какие товары категории являются товарами-заменителями для Lindt?
Ответ лежит в плоскости понимания потребностей клиента — как гость принимает решение о покупке товара? Что он обычно покупает, когда шоколада Lindt не оказывается на полке?
Оценить, между какими товарами в действительности происходит выбор, позволяет метод построения дерева покупательских решений. Фундаментом для него является анализ исторических переключений между товарами на базе данных карт лояльности или сложного покупательского опроса. Какие товары в прошлом люди «заменяли» на другие, а какие покупались независимо разными гостями.
Игнорирование ответа на этот вопрос приводит к серьезным ошибкам. Снижение продаж шоколада, который закрывает совсем другую покупательскую потребность (например, «Алёнка»), можно ошибочно объяснить промо-акцией на шоколад Lindt и сделать вывод о неэффективности этого промо — и это будет неверно. В среднем от 5 до 25 товаров-заменителей приходятся на один товар в промо, при этом для фрагментированных категорий (например, «Вино») их больше, а для концентрированных (например, «Молоко») — меньше.
Вопрос 2. Как изменились продажи товаров-заменителей?
Простой на первый взгляд вопрос таит множество подводных камней. Продажи товаров могли измениться существенно, но одна часть этого изменения могла быть вызвана отсутствием товара в магазинах, другая сезонными колебаниями спроса, а третья — вообще окончанием другой промо-акции на сами эти товары. Очистка временных рядов и выявление чистого изменения — отдельная аналитическая задача.
Вопрос 3. Какая часть изменения продаж товаров-заменителей вызвана промо на Lindt?
И даже ответив на вопрос о чистом изменении выбранных товаров, говорить об истинном значении эффекта каннибализации все равно сложно. Оказывается, параллельно с исследуемым промо на Lindt проходило также и промо на другой элитный шоколад. Более того, это промо длилось всю неделю, а промо на Lindt — лишь три дня. Кроме этого, после прошлой недели еще два вида шоколада из среднего ценового сегмента остались в распродаже с небольшой скидкой для нормализации товарных запасов.
И тем временем в части магазинов в ассортимент был введён новый шоколад, российский аналог премиального Lindt. Какую долю рассчитанного снижения стоит отнести именно к эффекту нашего промо? Корректная оценка каннибализации — один из ключевых факторов в расчете полной эффективности промо-акции и крайне интересная задача углубленной аналитики.
Значение каннибализации в денежных терминах может достигать 150% от прямого эффекта и в корне менять выводы о том, для каких товаров и категорий стоит проводить промо, а для каких — нет.
Этот эффект особенно ощутим в сегменте бытовой химии и продуктов, которые могут храниться долго (так называемые категории с нерасширяемым спросом). Вместо того, чтобы стимулировать потребление товара, промо-акция только сдвигает спрос во времени.
Важный аспект закупки впрок заключается в том, что эффект присущ не только самому товару в промо, но и товарам-заменителям. Так, если промо-акция на кофе одного из брендов привела к снижению продаж кофе другого бренда (каннибализация), то после окончания промо снизятся продажи обоих брендов. И такой эффект может достигать 50% от прямого эффекта промо в отдельных нерасширяемых категориях.
Резюмируя, планирование промо — комплексная математическая задача. Она требует точных расчетов, которые невозможно сделать при помощи стандартных аналитических инструментов, поскольку переменных слишком много, а массивы данных слишком велики.
При этом объемы работы категорийного менеджера не позволяют проводить трудоемкие расчеты вручную. Промо в его календаре конкурирует с десятками других вопросов. Несколько товарных категорий с сотнями SKU в каждой, договорные отношения с поставщиками, определение ассортимента и ценовой стратегии на тысячи магазинов — все это в его ведении.
И тут на помощь приходят инструменты data science: алгоритмы, модели и Python или R, чтобы воплотить их в жизнь.
В McKinsey обратился крупный ритейлер c просьбой помочь настроить функцию промо. В торговой сети уже работали с данными, но они собирались в разных форматах, поэтому сделать правильные выводы по всем категориям товаров было невозможно. Часть инсайтов не была доступна вовсе.
Из запланированных сроков запуска промо-кампаний постоянно выбивались, огромное количество времени уходило на “тушение пожаров”. Такой порядок работы приводил к конфликтами между бизнес-функциями и напряженной обстановке в коллективе.
Совместная команда McKinsey и ритейлера разработала продвинутые алгоритмы комплексной оценки эффективности промо. Чтобы ими было удобно пользоваться каждый день, были созданы интуитивные инструменты для категорийных менеджеров и промо-команды.
Первый — календарь для планирования промо-акций по товарным категориям на базе анализа исторических данных. В календарь интегрировали модуль наполнения товарных категорий конкретными SKU. Вместе эти два инструмента позволяют прогнозировать потенциальный доход и контролировать, чтобы масштабы промо не выходили за пределы операционных возможностей, дают прозрачность поставщикам.
Подготовка и ход промо-кампании требует постоянного отслеживания (а при необходимости — корректировки) десятков параметров. Поэтому данные по этапам реализации промо (наполнение, расчет объемов, заказы поставщикам, производство товара, реализация, подвоз, выкладка) свели в промо-трэкере. А для ретроспективного анализа результатов завершившихся промо-кампаний подключили аналитические дэшборды, в которых консолидируются финансово-коммерческие данные (продажи, маржа, списание) и формируются отчеты.
По нескольким категориям товаров был запущен пилот алгоритмов и разработанных инструментов для тестирования новых подходов. Все товарные категории, участвовавшие в пилоте, показали хорошие приросты по товарообороту и марже.
В отличие от интернет-ритейлеров, где углубленная аналитика изначально покрывает все функции бизнеса, традиционные розничные сети умеют собирать данные, но по-прежнему работают с ними несистемно. Оффлайн-ритейл в России только начинает всерьез осваивать data science.
Эффект от промо-кампаний, основанных на данных, может достигать 2-3% от общей выручки торговой сети. Для низкомаржинальной индустрии, которой является ритейл, это очень большие цифры.
Почему было продано мало товара? Потому что мало заказали? Потому что мало подвезли? Потому что поставщик мало произвел? Или потому что покупатель не покупал даже по скидке?
Продуманная система инструментов углубленной аналитики делает дискуссию по промо на порядок конструктивнее. Обсуждаются конкретные цифры, факты и выводы, а не истории в духе «что-то продали меньше, но в следующий раз будем стараться лучше».
В следующих статьях о data science в ритейле мы расскажем, как при помощи углубленной аналитики повысить качество двух других рычагов коммерческой триады — ценообразования и ассортимента.
Сергей Илюха: Как сделать, чтобы промо в магазине работало?
Эффективное промо внутри магазина начинается с правильного планирования. Как выбрать вид акции в зависимости от целей рекламной кампании, в этой статье рассказывает Сергей Илюха, эксперт по работе с розничными сетями, по управлению ассортиментом и коммерческим переговорам, продолжая тему, начатую в статье «Эффективное промо в 2021 году. Как привлечь покупателя в магазин?».
Как только покупатель вошел в магазин, основная экономическая задача в работе с ним – повышение прибыли. Если не вникать в структуру расходов магазина и на время забыть о так называемой «полной прибыли» (включает все выплачиваемые поставщиком бонусы и расходы магазина, которые поставщик готов взять на себя), то задача продвижения внутри магазина – увеличение дохода.
Несколько важных тезисов:
1. При расчете дохода магазину не важно, товар какого производителя был продан. Его задача – одним из рассмотренных ниже способов увеличить совокупный доход.
2. Задача производителя – увеличение продаж именно его товаров, даже если это приведет к падению дохода магазина.
3. Если проводить промо со снижением цены и дохода, то рост продаж в штуках должен компенсировать падение совокупного дохода за счет снижения доходности.
4. При проведении промоакции рост продаж акционного товара происходит как за счет привлечения новых покупателей, так и за счет увеличения количества единиц товара в чеке и переключения внимания покупателей с других товаров в категории. Необходимо следить, чтобы «замещение» не привело к снижению совокупного дохода.
5. Рост количества единиц акционного товара в чеке постоянных покупателей может привести к удовлетворению отсроченного спроса и снижению продаж после промо. Время падения зависит от глубины скидки, срока годности товара, регулярности проведения акций на товар.
Фото: Zephyr_p/shutterstock
Как правильно рассчитать доход от проведения промоакции?
Правило 1. Необходимо определить уровень управляемости и границы товарной категории, в рамках которой мы хотим оценить совокупный доход.
Правило 2. Необходимо определить эталонный период (или эталонные магазины, если акция проводится не везде) и оценивать доход до, во время и после акции.
Правило 3. При планировании акции необходимо оценить возможности замещения и удовлетворения отсроченного спроса и при анализе акции проверить, насколько достоверно была составлена модель, и при необходимости ввести корректировки или вообще отказаться от проведения аналогичных акций.
Напомню, что с точки зрения выгоды акции бывают с предоставлением выгоды в денежном выражении (скидка, кешбэк, денежный приз), с предоставлением выгоды в «натуральном» виде (дополнительное количество товара, подарок) и без предоставления выгоды (информирование о том, что может побудить к совершению покупки).
С точки зрения механизма акции могут быть безусловными (в акции участвуют все) и условными (к участию в акции допускаются только те, кто выполнил необходимые условия).
С точки зрения механизма получения выгоды: с выгодой сразу, с выгодой позже, но без дополнительных действий; с выгодой позже и с дополнительными действиями.
С точки зрения гарантии выгод: гарантированная фиксированная (скидка, кешбэк), гарантированная нефиксированная (приз, величина которого определяется случайным образом), негарантированная выгода (лотерея, розыгрыш призов и т.д.).
Чем меньше ограничений для участия в акции, чем привлекательнее и гарантированнее выгоды и проще механизм получения выгоды, тем больше будет участников.
Рассмотрим основные виды промо в зависимости от варианта повышения дохода. Каждый вариант я буду оценивать по пятибалльной шкале с точки зрения покупателя/ритейлера/производителя (рейтинг акции).
1. Акции для увеличения количества покупателей в категории (количество чеков j=m в формуле 1).
Если считать, что все меры для привлечения покупателей в магазин мы уже предприняли, то количественно результаты этой группы акций надо оценивать по двум показателям: количество чеков с товарами данной категории и доля чеков с товарами данной категории в общем количестве чеков (пенетрация). Для успеха акции необходимы:
информирование покупателей через СМИ о снижении цен на топовые товары;
размещение товаров вне основной выкладки категории (постоянное дополнительное оборудование, акционные выкладки, выкладки в тематических зонах);
кросс-выкладка с потребляемыми совместно товарами (кросс-мерчандайзинг);
включение в набор, за который предусмотрен бонус.
Такие акции направлены на создание дополнительного импульса для покупки товара из категории. Как любые импульсные покупки, эти покупки совершенно необязательно выгодны для потребителя. Для ритейлера эти акции очень полезны. Если он правильно расставил приоритеты и выбрал оптимальный товар для дополнительных выкладок – акции полезны. Если поставил на дополнительные места продаж не самые лучшие товары из второстепенных категорий, а просто за деньги, то очень плохо. Для производителя акции полезны, если рекламируются именно его товары.
2. Акции для увеличения количества товаров категории в чеке (количество товаров в чеке i=n в формуле 2).
По своей сути эти акции очень похожи на промо по привлечению покупателей в категорию, но отличаются тем, что работа идет с товарами, расположенными в зоне основной выкладки. Идея заключается в том, чтобы потребитель купил не один, а два или больше товара в категории. При этом вариант уменьшения упаковки для этих целей не подходит, так как это приводит к уменьшению дохода на единицу продукции.
Показатель для оценки эффективности данного вида промо – общее количество активных SKU (этот показатель можно сделать ранжированным: SKU с продажами более 10 шт., более 50 шт., более 100 шт. и т.д.) и среднее количество товаров в чеке.
Ввод новинок с целью возбуждения желания помимо традиционных продуктов попробовать что-то новое (новые ниши, новые вкусы, новые производители).
Скидки на товары с большим сроком годности. Может стимулировать покупателя совершить покупку товара, который не входит в его повседневную корзину, до того, как в нем возникла необходимость.
Акции в целом полезны для потребителя. Так как он получает возможность получить новый опыт, при этом принять решение не импульсно, а на основе анализа полки. Для ритейлера акции полезны, так как помимо прочего повышают привлекательность категории. Правда, не во всех товарных категориях есть необходимость и возможность часто обновлять ассортимент. Производителям данные акции дают возможность обновлять ассортимент и увеличивать продажи.
3. Акции для повышения дохода с каждой единицы реализованной продукции в чеке (Di в формуле 2).
Эти акции направлены на то, чтобы при стабильном уровне продаж покупатель делал выбор в пользу товаров, на которых магазин зарабатывает больше.
Выделение специальным ценником (выгодно, новинка, покупаем «местное», «экологически чистый продукт», «защити природу», «спасем уссурийского тигра» и т.д.) товаров с высокой доходностью.
Проведение ценовых промо на товар или включение его в подарочные акции (лотереи, подарок за покупку, 1+1, 20% бесплатно) при условии, что даже при снижении цены доход от его продажи будет выше, чем при продаже аналогов (или, как вариант, выше, чем в среднем по категории).
Размещение товара на дополнительных местах вне товарной категории.
Дополнительное информирование покупателей о товаре.
Постановка специальных задач продавцам-консультантам по реализации данного товара.
В целом ни потребитель, ни производитель здесь ни при чем, и, участвуя или реагируя на эти акции, они должны преследовать свои интересы. Для ритейлера акции полезны, так как, помимо общих целей, они переключают внимание потребителей на выгодные для сети товары, а возможно, и формируют долгосрочный спрос на них, что позволит повысить совокупную доходность и по окончании промо.
4. Акции для увеличения количества единиц продукции в чеке (Qi в формуле 2).
Цель таких акций – увеличение количества единиц каждого товара в чеке. Эта задача является общей как для ритейлера, так и для производителя.
Снижение цены на товар, чтобы покупатель купил не одну единицу товара, как планировал, а больше, потому что цена выгодная.
Предоставление скидки в случае покупки определенного количества единиц акционного товара.
Предоставление подарка за количество единиц продукции (1+1, 2+1, бесплатный товар в упаковке и т.д.).
Покупатель выигрывает от того, что при желании может получить выгоду. Ритейлер выигрывает от того, что продает больше единиц товара, но выгоду он получает, только если не удовлетворяет отсроченный спрос. Производитель выигрывает от того, что переключает внимание на свои товары и увеличивает свои продажи.
5. Акции для увеличения суммы покупки без привязки к товарной категории.
Эти промоакции направлены на общее повышение лояльности и суммы чека и скорее повышают лояльность к магазину, чем решают точные задачи.
Скидка на следующий месяц при выборке за период.
Скидка на отдельные товары при выборке на определенную сумму.
Предоставление призов за каждую фиксированную сумму в чеке (купоны для получения скидки на следующую покупку, купоны для получения скидки на крупную покупку из подарочного ассортимента, разовые призы (например, «Прилипалы» и т.д.).
Покупателю данные акции приятны, и он сам выбирает, принимать в них участие или нет. Ритейлер решает свои задачи. Производителя, увы, особо не спрашивают.
И в заключение несколько рекомендаций о том, когда необходимо отказаться от проведения промоакции.
Когда вы не можете сформулировать, зачем проводите промо (какую из описанных в прошлой или в этой статье целей вы преследуете).
Если вы проводите акцию для достижения всех целей сразу (фактически аналогично причине 1).
Акция не генерирует дополнительный трафик в магазин и в категорию и в то же время приводит к снижению дохода в категории (переключая внимание с более доходного товара на менее доходный, потеря дохода не компенсируется ростом продаж и т.д.).
Вы не можете проанализировать эффективность акции.