Что значит промежуточная аттестация в университете
Что такое промежуточная аттестация в универе? Староста кинула список вопросов для промежуточной аттестации ( экзамена ).
4.1 Целью промежуточной аттестации является оценка качества освоения студентами образовательных программ, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) по итогам семестра и завершению отдельных этапов обучения.
4.2 Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом по направлениям подготовки/специальностям, в строгом соответствии с утвержденными рабочими программами дисциплины (модуля), программами практик и настоящим Положением.
Промежуточная аттестация может проводиться в форме:
экзамена или зачета по дисциплине;
защиты курсового проекта/работы;
защиты отчета по практике.
4.3 По результатам промежуточной аттестации студенту выставляется оценка, которая может быть дифференцированной, отражающей степень освоения учебного материала и/или достижения научных результатов, либо недифференцированной, отражающей только факт прохождения аттестации.
Оценки проставляются в зачетную книжку студента и аттестационную ведомость (приложение 2).
Система оценок успеваемости студента на промежуточной аттестации:
«отлично»;
«хорошо»;
«удовлетворительно»;
«неудовлетворительно»;
«зачтено»;
«незачет»;
«неявка»;
«не изучал»;
«не допущен».
Основой для определения оценки служит уровень освоения студентами материала, предусмотренного рабочей программой дисциплины (модуля).
Деканат факультета/учебная часть института в первый день зачетной недели педагогическим работникам, ведущим учебные дисциплины, предоставляет списки студентов, имеющих положительные оценки за два рубежных контроля текущего семестра и посещаемость учебной дисциплины не менее 70 %.
Педагогическим работником, ведущим учебную дисциплину, на основании указанных списков, а также с учетом результативности работы студента в период между вторым рубежным контролем и началом экзаменационной сессии, может быть принято решение о признании студента освоившим отдельную часть или весь объем учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) по итогам семестра и проставлении в зачетную книжку студента:
«зачтено» по дисциплинам, в которых учебным планом в соответствующем семестре предусмотрен зачет;
средней арифметической текущей оценки по дисциплинам, в которых учебным планом в соответствующем семестре предусмотрены дифференцированные зачеты;
текущей оценки по дисциплинам, изучаемым в течение двух и более семестров, за исключением последнего экзамена.
Студент, не выполнивший минимальный объем учебной работы по дисциплине, не допускается деканатом факультета/учебной частью института к сдаче зачета или экзамена, а в аттестационной ведомости указывается «не допущен».
Оценка «неудовлетворительно» или «незачет» в зачетную книжку студентов не проставляются.
При отсутствии студента на экзамене или зачете педагогический работник проставляет «неявка».
Студент по желанию может сдавать экзамены и зачеты по факультативным дисциплинам с последующей записью результатов сдачи в ведомость, зачетную книжку и в приложение к диплому согласно Порядку формирования факультативных и элективных дисциплин (модулей).
Студенту, который не сдавал экзамены и зачеты по факультативным дисциплинам, в аттестационной ведомости указывается «не изучал».
4.4 Зачеты сдаются в последнюю неделю семестра в часы практических занятий, лабораторных работ и консультаций или в свободную от занятий неделю семестра (зачетную), предусмотренную графиком учебного процесса.
Зачеты по практике принимаются в соответствии с Положением о практике обучающихся ОГУ, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования.
Продолжение в ссылке:
http://www.osu._______ru/doc/2433
(Удалить пробел______, скопировав ссылку в поисковик).
Уральский государственный
Система менеджмента качества. Стандарт
Идентификационный
(УрГУПС)
образовательного процесса. “Промежуточная
Дата введения
Разработал: Оськина М. Н.
Экземпляр №
Изменения
Вид документа “Процедуры документированные”
Стр. 2 из 27
Содержание Лист согласования………………………………………………………………. 3
1.Основные понятия и определения..………………………………………….. 4
2.Общие положения…………………………………………………………….. 5
3.Ответственность и полномочия……………………………………………… 7
4.Порядок проведения промежуточной аттестации………………………….. 9
4.1.Общие условия проведения промежуточной аттестации………………. 9
4.2.Допуск к промежуточной аттестации……………………………………. 10
4.3.Порядок проведения аттестационных испытаний в форме экзамена
изачета………………………………………………………………………. 11
4.4.Порядок проведения аттестации в форме защиты курсовых
проектов (работ)…………………………………………………………………. 13 4.5. Порядок аттестации по результатам практики…………………………… 13
5.Индивидуальный график промежуточной аттестации…………………….. 14
6.Подведение итогов промежуточной аттестации……………………………. 15
7.Ликвидация академических задолженностей……………………………….. 15
8.Перечень нормативных документов и законов, использованных при разработке настоящего стандарта……………………………………………… 17
Приложение №1………………………………………………………………
19
Приложение №2………………………………………………………….……
20
Приложение №3…………………………………………….…………………
21
Приложение №4……………………………………………………………….
22
Приложение №5……………………………………………………………….
23
Приложение №6……………………………………………………………….
24
Приложение №7……………………………………………………………….
26
Приложение №8……………………………………………………………….
27
Что значит промежуточная аттестация в университете
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
ПИСЬМО Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 15 сентября 2015 г. №АК-2655/05
В связи с многочисленными обращениями по вопросу об отчислении обучающихся за академическую задолженность без предоставления им в надлежащем порядке права ликвидировать указанную задолженность Минобрнауки России разъясняет.
Содержание понятия «обучающийся, не выполнивший обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана» раскрывается в статье 58 Федерального закона N 273-ФЗ, при этом не выполнившими обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана признаются обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности (часть 11 статьи 58).
Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин (часть 2 статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ).
Исходя из статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ, если обучающийся получил неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) или не прошел промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин, то организация не вправе отчислить обучающегося за неуспеваемость сразу после указанной промежуточной аттестации.
Такому обучающемуся должна быть предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. Сроки прохождения обучающимся промежуточной аттестации определяются организацией.
Возможность пройти промежуточную аттестацию не более двух раз предоставляется обучающемуся, который уже имеет академическую задолженность. Таким образом, указанные два раза представляют собой повторное проведение промежуточной аттестации или, иными словами, проведение промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности.
Если повторная промежуточная аттестация в целях ликвидации академической задолженности проводится во второй раз, то для ее проведения образовательная организация обязана создать комиссию.
Может сложиться ситуация, когда на момент окончания курса обучающийся не прошел промежуточную аттестацию по уважительным причинам, либо на этот момент обучающийся имеет неликвидированную академическую задолженность, и не истекли установленные организацией сроки повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности. В этом случае обучающийся переводится на следующий курс условно.
Таким образом, обучающийся может быть отчислен за неуспеваемость только в следующем случае: обучающийся имеет неликвидированную академическую задолженность, организацией были дважды установлены сроки для прохождения повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности, обучающийся не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки.
Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации (в том числе повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности).
Минобрнауки России обращает внимание на необходимость неукоснительного соблюдения указанных выше норм Федерального закона N 273-ФЗ.
Обзор документа
Рассмотрен вопрос об отчислении обучающихся за академическую задолженность.
Таковой признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации без уважительных причин.
Лицу должна быть предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию не более 2 раз в пределах 1 года с момента образования академической задолженности.
Отчислить за неуспеваемость могут только при наличии следующих условий: обучающийся имеет неликвидированную академическую задолженность, организацией были дважды установлены сроки для прохождения повторной аттестации, лицо не ликвидировало задолженность в данный период.
Отмечено, что возможность пройти промежуточную аттестацию не более 2 раз предоставляется обучающемуся, который уже имеет академическую задолженность. Таким образом, указанные 2 раза и есть повторная аттестация.
Не допускается взимать плату с обучающихся за прохождение аттестации (в т. ч. повторной).
Может сложиться ситуация, когда на момент окончания курса обучающийся не прошел аттестацию по уважительным причинам либо есть неликвидированная академическая задолженность и не истекли сроки повторной аттестации. В этом случае обучающийся переводится на следующий курс условно.
Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов
от 28.12.2018 № 6.18.1-01/2812-22
ученым советом НИУ ВШЭ
протокол от 30.11.2018 №12
I. Общие положения
1. Контроль качества освоения студентом образовательной программы высшего образования включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и государственную итоговую аттестацию.
2. Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее соответственно – Положение, Университет) регламентирует организацию текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов Университета[1], включая его филиалы, в соответствии с утвержденными в установленном порядке учебными планами (в том числе индивидуальными) по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета и магистратуры[2] (далее – образовательные программы).
3. Государственная итоговая аттестация студентов организуется в соответствии с локальным нормативным актом Университета, регулирующим организацию и проведение государственной итоговой аттестации в Университете.
4. Текущий контроль успеваемости (далее – текущий контроль) предназначен для регулярного и систематического оценивания хода освоения студентами учебных дисциплин и выполнения других видов учебной работы[3] (далее совместно – Дисциплина) во время контактных занятий преподавателя со студентами, включая занятия, организуемые с использованием дистанционных технологий, и по итогам самостоятельной работы студентов. Текущий контроль предусматривает несколько элементов контроля, каждый из которых оценивается по правилам, определенным в программе Дисциплины (далее – Элемент контроля).
5. Промежуточная аттестация предназначена для оценивания:
5.1. промежуточных результатов обучения по Дисциплине – если Дисциплина изучается несколько учебных периодов[4] (далее – длинная Дисциплина), при этом изучение длинной Дисциплины не завершено, и учебный план образовательной программы, включающей длинную Дисциплину, предусматривает проведение нескольких промежуточных аттестаций;
5.2. окончательных результатов обучения по Дисциплине – если изучение Дисциплины завершено. Окончательная оценка по Дисциплине выставляется в конце изучения Дисциплины и указывается в приложении к документу об образовании и о квалификации.
6. Промежуточная аттестация предполагает выставление промежуточной или окончательной оценки по Дисциплине, зависящей от оценок по всем Элементам контроля. Основополагающим принципом оценивания результатов обучения студентов является накопительный характер промежуточной аттестации: оценка по Дисциплине зависит от постоянных усилий студента, которые выявляются посредством каждого из Элементов контроля.
7. Перечень Элементов контроля, их форма, содержание и порядок проведения, используемые инструменты и технологии, используемая система оценивания, критерии оценивания Элементов контроля, выделение Элементов контроля, которые подлежат пересдаче/ не подлежат пересдаче/ являются блокирующими[5], формула расчета (правило определения) промежуточной и/или окончательной оценок по Дисциплине, правила округления и иные характеристики Элементов контроля[6] определяются программой Дисциплины и одинаковы для всех студентов, обучающихся по Дисциплине.
8. Преподаватель информирует студентов о содержании и процедуре проведения Элементов контроля, а также о формуле расчета (правиле определения) промежуточной и/или окончательной оценок по Дисциплине на первом занятии по этой Дисциплине. На первом занятии по Дисциплине преподаватель обязан оповестить студентов о наличии программы Дисциплины в открытом доступе на корпоративном сайте (портале) Университета.
9. Состав преподавателей, ведущих занятия для студентов и отвечающих за проведение текущего контроля и промежуточной аттестации, формируется департаментом/ школой/ кафедрой/ факультетом/ институтом (далее – департамент), за которым закреплена Дисциплина. Департамент[7] назначает преподавателя, ответственного за реализацию Дисциплины (далее – ответственный преподаватель), который следит за соблюдением со стороны всех преподавателей, принимающих участие в обучении студентов по Дисциплине, процедуры проведения Элементов контроля, обеспечивает единообразие контрольно-измерительных материалов (далее – КИМы), а также критериев оценивания Элементов контроля.
II. Характеристика системы оценивания и принципов расчета оценок
10. В Университете для выставления промежуточных и окончательных оценок по Дисциплине используются целые числа от 0 до 10 (далее – десятибалльная система). Правило округления может быть зафиксировано в программе Дисциплины. Если в программе Дисциплины отсутствует правило округления, то применятся арифметическое округление[8].
11. С целью установления соответствия десятибалльной системы оценивания с качественной (пятибалльной) системой оценивания в Университете принята следующая шкала соответствия качественной и числовой оценок:
— Отлично – 8-10 баллов;
— Удовлетворительно – 4-5 баллов;
— Неудовлетворительно – 0-3 балла.
Оценки «Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно» считаются положительными оценками.
12. Оценка «0» используется:
12.1. в случае если студент не приступал к выполнению Элемента контроля (сдал письменную работу, не содержащую ответов на предложенные задания; отказался отвечать при устной форме контроля; в иных случаях, когда ответа от студента не поступило);
12.2. при обнаружении нарушений, предусмотренных Порядком применения дисциплинарных взысканий при нарушениях академических норм в учебных работах в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»[9], таких как списывание письменных работ или списывание при подготовке к ответу в устной форме, использование подсказок при выполнении устных работ, двойная сдача письменных работ, наличие плагиата в письменных работах, совершение подлога при выполнении письменных работ, фабрикация данных и результатов работы;
12.3. в иных случаях, установленных Положением.
13. До определения оценки по промежуточной аттестации преподаватель вправе применять для оценки Элементов контроля отличную от десятибалльной систему оценивания. Информация о порядке и системе оценивания должна содержаться в программе Дисциплины.
Если Элементы контроля оцениваются не по десятибалльной системе оценивания, то программа Дисциплины в обязательном порядке должна содержать правила перевода результата применения формулы расчета (правила определения) оценки по промежуточной аттестации в десятибалльную систему.
14. Оценка по промежуточной аттестации рассчитывается с помощью формулы (правила), учитывающей каждую из оценок по Элементам контроля. Формула расчета (правило определения) оценки по промежуточной аттестации в обязательном порядке фиксируется в программе Дисциплины. Наряду с описанием формулы расчета (правила определения) оценки по промежуточной аттестации в программе Дисциплины указываются Элементы контроля, результаты которых не подлежат пересдаче[10]. Если программа Дисциплины не содержит перечня Элементов контроля, не подлежащих пересдачам, то содержание всех Элементов контроля должно быть отражено в КИМах, используемых при пересдачах.
15. Если в качестве формулы расчета (правила определения) оценки по промежуточной аттестации используется взвешенная сумма оценок по Элементам контроля с суммой весов, равной 1, то ни одна из оценок по Элементам контроля не может весить более 70% в оценке по промежуточной аттестации.
16. Формула расчета (правило определения) оценки по промежуточной аттестации может быть построена как нелинейное выражение с использованием разнообразных элементов выбора (минимальное или максимальное значение из нескольких оценок, выбор из нескольких оценок по определенному условию и прочее), либо предусматривать ранжирование результатов студентов по Элементам контроля с помощью определенных правил, либо строиться иным, указанным в программе Дисциплины, способом.
17. Окончательная оценка по Дисциплине, предусматривающей несколько промежуточных аттестаций, может зависеть от промежуточных оценок, наряду с оценками по Элементам контроля последнего учебного периода изучения такой Дисциплины. Порядок определения окончательной оценки фиксируется в программе Дисциплины.
18. Если Дисциплина реализуется преподавателями более чем одного департамента, составляется единая программа Дисциплины, содержащая методику определения окончательной оценки.
III. Организация Элементов контроля при изучении Дисциплины
19. Элементы контроля могут проводиться:
19.1. во время контактной работы в соответствии с расписанием в присутствии преподавателя;
19.2. в часы самостоятельной работы студентов без присутствия преподавателя, с последующей проверкой результатов преподавателем или учебным ассистентом;
19.3. дистанционно, в том числе с использованием инструментов информационной образовательной среды, как во время контактной работы с преподавателем, так и во время самостоятельной работы студентов, в том числе и с автоматической оценкой результатов.
20. Элементами контроля по решению ответственного преподавателя могут быть: домашние задания, контрольные и самостоятельные работы, рефераты, эссе, коллоквиумы, лабораторные работы, курсовые проекты, экзамены, а также иные формы, указанные в программе Дисциплины.
21. Преподаватель фиксирует оценки за Элементы контроля в рабочей ведомости преподавателя (далее – рабочая ведомость). Рабочая ведомость может вестись в электронном виде, в том числе в информационной образовательной среде, к которой имеют ознакомительный доступ студенты. Форма рабочей ведомости (примерная или точная), необходимость ведения ведомости в конкретной форме, сроки[11] и способ хранения рабочих ведомостей преподавателя устанавливаются руководителем департамента. Если такие решения руководитель департамента не принимал, то форму рабочей ведомости преподаватель разрабатывает самостоятельно и обязан хранить заполненную рабочую ведомость в течение трех месяцев после завершения промежуточной аттестации.
22. Последний Элемент контроля по Дисциплине, предусмотренный в текущий период и проводимый во время сессии[12] или в течение 10 календарных дней до сессии, называется «Экзамен». Экзамен проводится преимущественно в письменном виде.
23. Любой[13] Элемент контроля, в том числе Экзамен, может иметь блокирующий характер (далее – блокирующий Элемент контроля). Если по блокирующему Элементу контроля получена неудовлетворительная оценка, то либо промежуточная оценка в целом, либо результат расчета какой-то части[14] формулы расчета (правила определения) промежуточной оценки приравнивается к оценке по блокирующему Элементу контроля до тех пор, пока студент не получит положительную оценку по блокирующему Элементу контроля. Когда студент получит положительную оценку по блокирующему элементу контроля (сразу или на пересдаче), промежуточная оценка (либо ее часть) рассчитывается с учетом полученной положительной оценки.
24. Если по Дисциплине имеются блокирующие Элементы контроля, которые проводятся более чем за десять календарных дней до сессии, то программа Дисциплины в обязательном порядке должна предусматривать для студентов возможность одной пересдачи по каждому из таких Элементов контроля до сессии. Порядок и сроки организации таких пересдач отражаются в программе Дисциплины. Пересдачи по таким блокирующим Элементам проводятся по КИМам и технологии, аналогичным применяемым при первом проведении этого Элемента контроля.
25. Если Элемент контроля имеет вес не менее 30 % в оценке за промежуточную аттестацию, то программа Дисциплины в обязательном порядке должна предусматривать возможность повторной сдачи такого Элемента контроля для студентов, пропустивших Элемент контроля по уважительной причине. Порядок и сроки организации такой пересдачи определяются в соответствии с пунктом 24.
26. Если по Дисциплине имеются блокирующие Элементы контроля, которые проводятся менее чем за десять календарных дней до сессии, то их пересдача организуется до конца сессии. Оценка по промежуточной аттестации рассчитывается только после пересдачи таких элементов. Порядок организации таких пересдач отражается в программе Дисциплины. Пересдачи по таким блокирующим Элементам проводятся по КИМам и технологии, аналогичным применяемым при первом проведении этого Элемента контроля. Порядок проведения таких пересдач во время сессии в случае потенциального конфликта с основным расписанием сессии регулируется пунктом 49 Положения.
27. Если у студента возникает неудовлетворительная оценка по Элементу контроля по Дисциплине, то она не может быть причиной недопуска к следующим Элементам контроля (включая экзамены) по этой Дисциплине, проводимым до окончания ближайшей сессии, в которую предусмотрена промежуточная аттестация по этой Дисциплине.
28. Преподаватель имеет право незначительно корректировать количество и процедуры организации Элементов контроля[15]. В этом случае он должен информировать студентов об изменениях и их причинах не позднее, чем за сутки до начала проведения Элемента контроля, в отношении которого произошли изменения. Не позднее трех учебных дней с момента информирования студент имеет право обратиться к академическому руководителю своей образовательной программы с уведомлением об изменениях. Академический руководитель в данной ситуации принимает окончательное решение о возможности изменений. Если академический руководитель возражает против предлагаемых изменений, то он информирует об этом преподавателя по электронной почте. О незначительных изменениях в процедуре экзамена, проводимого в сессию, преподаватель должен информировать студентов на последнем занятии по Дисциплине до начала сессии.
29. При организации Элемента контроля в письменном виде более чем для 50 студентов преподаватель следует Рекомендациям для проведения Элементов контроля по Дисциплине в письменном виде (приложение 1).
30. Продолжительность письменного Элемента контроля не может превышать четырех академических часов и должна быть объявлена студентам до его начала. Временем начала письменного Элемента контроля является момент окончания раздачи заданий. Письменный Элемент контроля, проводимый в сессию, не может начинаться ранее 9.00 часов и заканчиваться позднее 21.00 часа. Письменные Элементы контроля, проводимые не в сессию, планируются в соответствии с текущим расписанием занятий (пар) по Дисциплине.
31. Продолжительность устного Элемента контроля, проводимого в сессию, для каждого студента не может превышать четырех академических часов. Устный Элемент контроля, проводимый в сессию, не может начинаться ранее 9.00 часов и заканчиваться позднее 21.00 часа. Временем начала устного Элемента контроля является момент получения студентом билета (задания)[16]. Временем окончания устного Элемента контроля является момент объявления оценки преподавателем. Продолжительность устного Элемента контроля, проводимого не в сессию, для каждого студента не может быть больше одной пары.
32. Во время проведения Элемента контроля студенты, по решению преподавателя, могут пользоваться учебными программами, справочниками и прочими источниками информации, перечень которых устанавливается преподавателем и содержится в программе Дисциплины. Использование материалов, не предусмотренных указанным перечнем, а также попытка общения с другими студентами или иными лицами, в том числе с применением электронных средств связи, несанкционированные перемещения студентов, наличие у студента электронных средств связи при явном запрете преподавателя и т.п. являются основанием для удаления студента из аудитории и проставления оценки «0» за Элемент контроля.
33. Студент обязан явиться на Элемент контроля в указанное в расписании либо более точно устанавливаемое преподавателем (в случае устного Элемента контроля) время. В случае опоздания студента время, отведенное на Элемент контроля, продлевается по усмотрению преподавателя.
34. Студент, явившийся на Элемент контроля, но решивший, что по состоянию здоровья не может в нем участвовать, должен заявить об этом до получения задания, что в рабочей ведомости фиксируется словом «неявка».
Если студент отказался от продолжения участия в Элементе контроля, когда часть работы выполнена, эта часть работы оценивается в соответствии с установленными критериями.
Если студент отказался от продолжения участия в Элементе контроля и не выполнил никакую часть работы, это фиксируется оценкой «0» в рабочей ведомости, независимо от наличия медицинской справки как до, так и после отказа от продолжения участия в Элементе контроля.
35. Уважительной причиной неявки студента на Элемент контроля считаются болезнь, подтвержденная медицинской справкой, а также иные уважительные причины. Медицинская справка должна быть предъявлена студентом в отдел сопровождения учебного процесса (далее – учебный офис) или менеджеру, в функции которого входит сопровождение процессов, связанных с обучением студентов образовательной программы (далее – менеджер программы), в день, в который, в соответствии со справкой, ему указано приступить к занятиям. Иные уважительные причины подтверждаются документально менеджеру программы не позднее 3 учебных дней после неявки. Решение о признании причины уважительной принимает менеджер программы. К уважительным причинам не относится отсутствие студента на Элементе контроля, вызванное обстоятельствами, связанными с работой студента (служебные командировки, рабочее время и т.п.).
36. Неявка студента на Элемент контроля отмечается в рабочей ведомости словом «неявка». Преподавателю запрещается делать запись «неявка» в рабочей ведомости по просьбе студента, если студент присутствовал на занятии/экзамене и приступил к выполнению Элемента контроля.
37. Результаты выполнения Элемента контроля оцениваются преподавателем, учебным ассистентом, или автоматически, при использовании инструментов информационной образовательной среды.
38. Преподаватели должны информировать студентов об оценках не позднее десяти календарных дней после проведения Элемента контроля, проводимого до сессии. Если Элемент контроля проводится в период сессии, то его результаты объявляются не позднее пяти рабочих дней после окончания сессии.
39. Для информирования могут быть использованы различные каналы коммуникации, в том числе электронные.
40. Преподаватель организует во время присутственных часов индивидуальные или групповые консультации для студентов, которые хотят получить дополнительную информацию о результатах текущего контроля.
41. В случае если программа Дисциплины предусматривает проведение экзамена во время сессии преподаватель вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. Преподаватель объявляет свое решение не позднее, чем на последнем занятии до сессии. Для объявления оценок могут быть использованы электронные каналы передачи информации, используемые в процессе обучения. По желанию студентов, они могут отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать его, о чем сообщают преподавателю не позднее последнего занятия.
IV. Организация сессии и оформление результатов промежуточной аттестации
42. Подведение результатов промежуточной аттестации организуется в период сессии. Для целей исключения возможного обесценивания результатов студенческой оценки преподавания, проводимой в соответствии с локальными нормативными актами Университета до начала сессии, не допускается выставление промежуточной или окончательной оценки по Дисциплине до сессии. Результаты промежуточной аттестации фиксируются в ведомости промежуточной аттестации (далее – ведомость) (приложение 2).
43. Во время сессии могут быть предусмотрены следующие мероприятия:
43.1. проведение экзамена, запланированного на текущий учебный период;
43.2. показ и разбор основных ошибок по экзаменам или блокирующим элементам контроля (всем или выборочно), состоявшимся до сессии;
43.3. объявление результатов промежуточной аттестации: это мероприятие может проводиться без очной встречи, с помощью электронных каналов передачи информации, используемых в процессе обучения, при этом информирование о результатах промежуточной аттестации с помощью электронных каналов является обязательным, и должно проводиться до очной встречи, если она запланирована для объявления результатов промежуточной аттестации.
44. Расписание сессии с указанием времени и места проведения предусмотренных в текущую сессию мероприятий, перечисленных в пункте 43 Положения, утверждается менеджером программы. Ответственный преподаватель не позднее чем за две недели до проведения сессии сообщает в учебный офис об отсутствии необходимости планировать в расписании сессии день для экзамена, если он не запланирован, или показа работ по этой Дисциплине, а также сообщает дату оформления ведомости.
45. Расписание сессии не менее чем за неделю до ее начала доводится до сведения преподавателей и студентов учебным офисом или менеджером программы путем размещения расписания на информационных стендах образовательной программы и на интернет-странице (сайте) образовательной программы на корпоративном сайте (портале) Университета, а также через другие, используемые в обучении электронные каналы связи.
46. Свободные дни на подготовку к экзаменам, как правило, не выделяются.
47. При модульной организации обучения консультации преподавателей в период сессии не проводятся.
48. Расписание сессии составляется так, чтобы у каждого студента в один день было организовано не более одного экзамена.
Исключение составляют расписания сессий студентов, которые по собственной инициативе включили в свой индивидуальный учебный план (далее – ИУП) Дисциплину(-ы) из учебных планов других образовательных программ (далее – студент с внешней дисциплиной). Студент, у которого два экзамена выпадают на одну дату, обязан уведомить менеджера программы о проблемах в расписании сессии. В случае если менеджер программы не может, не нарушая интересы других студентов или преподавателей, спланировать расписание сессии, гарантирующее студенту с внешней дисциплиной проведение только одного экзамена в один день, для такого студента допускается организация двух экзаменов в один день. Менеджер программы в этом случае предупреждает по электронной почте и по телефону преподавателей, которые проводят экзамены по обеим Дисциплинам в один день, о наличии особой ситуации в отношении студента с внешней дисциплиной и о времени, в которое студент сможет приступить к выполнению заданий на первом и на втором экзамене. Преподаватели должны подтвердить менеджеру программы получение уведомления по электронной почте.
49. В период сессии допускается совмещение экзамена по одной Дисциплине и мероприятий, перечисленных в подпунктах 43.2 и 43.3 пункта 43 Положения, по другим Дисциплинам, а также пересдач по блокирующим элементам контроля, предусмотренных пунктом 26 Положения. Студент, у которого экзамен и пересдача блокирующего элемента контроля выпадают на одну дату, обязан уведомить преподавателей по соответствующим дисциплинам о проблемах в расписании сессии и о времени, в которое он сможет приступить к выполнению заданий на экзамене и на пересдаче блокирующего элемента контроля. Преподаватели по просьбе студента могут при необходимости скорректировать правила организации экзамена и/или пересдачи блокирующего элемента контроля для этого студента.
50. Решение о недопуске к сессии в случае нарушения студентом условий договора об образовании, заключаемого при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее – договор об оказании платных образовательных услуг) может принять декан факультета[17] в соответствии с локальными нормативными актами Университета и/или договором об оказании платных образовательных услуг, издав соответствующий приказ.
51. Для оформления результатов промежуточной аттестации преподаватель должен получить в учебном офисе ведомость, содержащую наименование Дисциплины, список студентов, допущенных к промежуточной аттестации по Дисциплине, номер ведомости. Допускается передача ведомости от учебного офиса преподавателю с использованием электронных каналов связи, если получатель и отправитель однозначно идентифицируются.
52. Ведомость может быть передана учебным офисом и использована преподавателем в электронном виде с использованием автоматических расчетных формул во время выставления и расчета промежуточной/окончательной оценки по Дисциплине.
53. Не допускается выставление оценки по промежуточной аттестации студентам, не включенным в сформированную учебным офисом ведомость. Оценка студента, фамилия которого отсутствует в списке ведомости, сформированной учебным офисом, аннулируется по решению декана факультета с момента обнаружения нарушения.
54. При подведении итогов промежуточной аттестации по Дисциплине, выбранной студентами различных образовательных программ, единая ведомость может быть получена преподавателем с помощью специального инструмента комплексной информационной системы АСАВ[18], либо преподаватель может получить несколько ведомостей от учебных офисов каждой из образовательных программ.
55. Если Дисциплина предусматривает экзамен, то преподаватель, принимающий этот экзамен, по окончании экзамена или после проверки письменной экзаменационной работы, рассчитывает оценку по промежуточной аттестации по формуле (правилу), определенной в программе Дисциплины, и вносит оценку по промежуточной аттестации в ведомость. Если экзамен проводился в устной форме, то преподаватель может сообщить оценку за экзамен непосредственно после окончания ответа студента, если методика оценивания не предусматривает дополнительное время на расчет оценки.
56. После окончания экзамена или после проверки письменной экзаменационной работы преподаватель рассчитывает оценку по промежуточной аттестации и выставляет ее в ведомость всем студентам, которые не явились на экзамен, делая в ведомости в специальной колонке пометку о неявке. Положительная оценка по промежуточной аттестации у отсутствующего на экзамене студента может быть изменена, если студент отсутствовал на экзамене по уважительной причине, подтвержденной документально (пункт 35 Положения), и, на основании своего личного заявления, принял участие в повторной сдаче в соответствии с разделом VIII Положения. В этом случае обновленная оценка по промежуточной аттестации зафиксированная в ведомости, на котором студент присутствовал, заносится менеджером программы в АСАВ вместо ранее занесенной.
57. Если Дисциплина завершается Элементом контроля до сессии, то преподаватель рассчитывает промежуточную оценку по Дисциплине (либо ее части) по формуле, определенной в программе Дисциплины, не ранее даты начала и не позднее даты завершения ближайшей сессии.
58. Промежуточная оценка по Дисциплине выставляются в ведомость в виде числовой записи по 10-балльной шкале и в виде качественной текстовой записи по 5-балльной шкале (например «(8) Отлично», «(6) Хорошо» и т.д.). Ответственный преподаватель контролирует качество и своевременность заполнения ведомостей всеми преподавателями, задействованными в реализации Дисциплины.
59. Ведомость заверяется подписью преподавателя, или группы преподавателей под таблицей, содержащей информацию об оценках каждого студента. Допускается распечатка ведомости вместе с оценками, если в департаменте организовано ведение журналов оценок в электронной системе, принятой в департаменте, либо преподаватель использовал электронный файл при выставлении оценок.
60. Заполненные ведомости должны быть переданы в учебный офис не позднее пяти рабочих дней после окончания сессии.
61. Допускается передача подписанной преподавателем ведомости в учебный офис в сканированном виде по электронной почте или по другим каналам передачи информации, допускающим однозначную идентификацию отправителя. На ведомости преподавателем делается отметка о месте хранения оригинала ведомости. При электронном способе передачи ведомости в учебный офис оригинал ведомости хранится в департаменте.
62. В случае если в ведомости перечислены студенты нескольких образовательных программ, преподаватель должен передать ведомости в учебные офисы всех образовательных программ. В этом случае предпочтительна передача сканированной копии ведомости по электронной почте.
63. Менеджер программы подписывает ведомость или сканированную копию ведомости, полученную по электронной почте, на которой стоит отметка о месте хранения оригинала ведомости. На ведомость или на сканированную копию ведомости, подписанную менеджером программы, ставится штамп факультета[19].
64. Не позднее трех рабочих дней после определения оценок по промежуточной аттестации преподаватель с помощью электронных каналов связи (электронная почта или информационная система, используемая в обучении) направляет студентам и менеджеру программы файл с расчетом, включающим оценки по всем элементам контроля, предусмотренным программой Дисциплины.
65. Если студент/менеджер программы обнаружил ошибки в расчете, то в течение двух рабочих дней после получения доступа к файлу с расчетом промежуточной оценки, он обращается к преподавателю, направившему файл, и сообщает информацию об обнаруженной ошибке. Преподаватель в течение двух рабочих дней после получения обращения, при согласии с указанными замечаниями, вносит изменения в расчет и уведомляет менеджера программы и ответственного преподавателя о внесении изменений в ведомость. Менеджер программы помогает преподавателю внести изменения в ведомость. Если преподаватель не согласен с замечаниями, то он сообщает студенту/менеджеру программы свои аргументы в течение двух рабочих дней. Если преподаватель не отвечает на обращение студента/менеджера программы, то студент/менеджер программы уведомляет о выявленной ошибке ответственного преподавателя[20] и академического руководителя программы, на которой обучается студент. В этом случае ответственный преподаватель проверяет полученную информацию и принимает окончательное решение.
66. В случае обнаружения плагиата в работе студента после объявления результатов сессии в ведомости выставляется оценка «0»[21].
V. Особенности организации оценивания по отдельным Дисциплинам
Иностранный язык (английский)
67. Студенты первого и второго курса, обучающиеся по образовательным программам бакалавриата или программам специалитета, имеют право не включать в свой ИУП дисциплину «Иностранный язык (английский)» (далее – английский язык), изучаемую факультативно. Вне зависимости от наличия в ИУП английского языка, студент обязан принять участие:
– в конце первого курса: во внутреннем экзамене по английскому языку, процедура проведения которого допускает наличие испытаний в течение нескольких дней и регламентируется Программой внутреннего экзамена по английскому языку, за разработку и размещение которой в открытом доступе на корпоративном сайте (портале) НИУ ВШЭ несет ответственность Департамент иностранных языков НИУ ВШЭ;
– на втором курсе: в независимом экзамене по английскому языку по технологии, приближенной к международным экзаменам. Порядок организации и подведения результатов независимого экзамена описан в приложении 13.
68. Студент имеет право обратиться с заявлением в учебный офис о зачете результатов Международного экзамена по английскому языку в качестве результатов по факультативу «Английский язык», по внутреннему или независимому экзаменам по английскому языку. Студент должен представить действующий на момент подачи заявления и на момент проведения экзамена сертификат о сдаче Международного экзамена по английскому языку (далее – сертификат), содержащий средний балл не ниже оценки «хорошо» по шкале соответствия оценок в Университете и в международных сертификатах (далее – шкала соответствия оценок).
После проверки подлинности сертификата менеджер программы уведомляет преподавателя, ведущего английский язык у студента, об уважительных причинах отсутствия студента на занятиях и на экзаменах, а также выставляет оценку, равную оценке из сертификата, переведенной по шкале соответствия оценок, по всем экзаменам, назначенным студенту по английскому языку с момента предъявления сертификата до даты действия сертификата, если сертификат ограничен сроком до окончания изучения студентом английского языка, в комплексной информационной системе АСАВ.
При формировании ведомости менеджер программы выставляет оценку из АСАВ, заверяя такую запись своей подписью справа от таблицы ведомости с оценками.
69. Для студентов, имеющих академические задолженности по английскому языку после периода пересдач первого или второго курсов, применяется порядок действий, изложенный в разделе IX Положения, и студенту может быть предоставлен ИУП с возможностью повторно изучить английский язык в будущем учебном году с 1 сентября.
В случае если студент на внутреннем или независимом экзамене по английскому языку получает оценку выше 3 баллов по десятибалльной шкале, все ранее полученные неудовлетворительные оценки по английскому языку или по внутреннему экзамену перезачитываются полученным на экзамене результатом. При этом менеджер программы оформляет по каждому студенту ведомость с фиксацией всех перезачтенных результатов, заверяет своей подписью и вносит изменения в АСАВ. При этом студент приобретает статус успешно завершившего ИУП с повтором.
Если студент на внутреннем или независимом экзамене получает неудовлетворительную оценку, то по отношению к нему продолжают действовать пункты раздела IX Положения в полном объеме.
70. Студент выпускного курса не позднее 30 апреля имеет право обратиться с заявлением в учебный офис о зачете результатов Международного экзамена по английскому языку для обновления ранее полученного положительного результата по независимому экзаменам по английскому языку. Студент должен представить действующий на момент подачи заявления сертификат, содержащий средний балл не ниже оценки «хорошо» по шкале соответствия оценок.
После проверки подлинности сертификата менеджер программы выставляет оценку, равную оценке из сертификата, переведенной по шкале соответствия оценок, в комплексной информационной системе АСАВ. Эта оценка включается в приложение к диплому о высшем образовании.
Факультатив «Академическое письмо на английском языке» и защита Project Proposal на английском языке
71. Студентам выпускного курса, обучающимся по образовательным программам бакалавриата или программам специалитета, предлагается факультативная дисциплина «Академическое письмо на английском языке» (далее – Academic Writing), целью которой является помощь студентам в работе с англоязычными ресурсами, используемыми при выполнении выпускной квалификационной работы (далее – ВКР), систематизация знаний и навыков по подготовке и презентации научных, проектных или исследовательских текстов на английском языке. По дисциплине Academic Writing не проводится экзамен. Программа дисциплины Academic Writing составляется департаментом, которому поручена реализация этой дисциплины. В результате добросовестного освоения дисциплины Academic Writing студент создает развернутый план своей ВКР на английском языке (далее – Project Proposal). Project Proposal является неотъемлемой частью ВКР студента в соответствии с образовательными стандартами подготовки бакалавров и специалистов в НИУ ВШЭ.
72. Студенты имеют право не включать в свой ИУП факультативную дисциплину Academic Writing. Студенты, не выбравшие к изучению эту дисциплину, самостоятельно готовят Project Proposal.
73. Текст Project Proposal проверяется на наличие недопустимых заимствований в установленном в НИУ ВШЭ порядке[22] и в сроки, определенные академическим руководителем образовательной программы.
74. Вне зависимости от наличия в ИУП дисциплины Academic Writing, студент обязан принять участие в представлении Project Proposal комиссии (далее – защита Project Proposal). Процедуру[23] защиты Project Proposal и состав комиссии по оцениванию Project Proposal у студентов одной образовательной программы регламентирует академический руководитель этой образовательной программы в специальном разделе Правил подготовки ВКР, утверждаемых самостоятельно на факультетах для каждой образовательной программы или для группы образовательных программ. Допускается организация защиты Project Proposal для студентов нескольких образовательных программ одновременно.
75. Рекомендуется организовывать защиту Project Proposal в сессию третьего модуля. Защита Project Proposal не может быть организована позднее двух недель после третьего модуля выпускного курса.
76. Результаты защиты Project Proposal фиксируются председателем комиссии в протоколе (приложение 3). Протоколы защиты Project Proposal готовит менеджер программы и передает председателю комиссии по оцениванию Project Proposal. Передача протоколов возможна в электронном виде.
77. Студент, получивший на защите Project Proposal неудовлетворительную оценку, или не явившийся за процедуру защиты Project Proposal без уважительной причины, имеет академическую задолженность, и к нему применяется порядок действий, изложенный в разделе IX настоящего Положения.
78. Оценки, полученные студентами на защите Project Proposal в обязательном порядке передаются секретарю государственной экзаменационной комиссии по защите выпускной квалификационной работы (далее соответственно – ГЭК, ВКР). Секретарь ГЭК объявляет оценки членам ГЭК.
79. Оценка, полученная студентом на защите Project Proposal, указывается отдельной строкой в приложении к диплому выпускника бакалавриата и специалитета НИУ ВШЭ.
80. В случае изменения темы ВКР студента, который восстанавливается для повторного прохождения государственной итоговой аттестации, в ИУП студента включается обязательная защита Project Proposal, даже в случае, если до отчисления по данному элементу учебного плана студентом была получена положительная оценка.
81. Оценки за практику, проектную работу, научно-исследовательский семинар (приложение 4) выставляются в ведомость. Ведомости с оценками подписываются преподавателями, ответственными за проведение и оценку практики или проектной работы или руководителем научно-исследовательского семинара, и сдаются в учебный офис не позднее окончания сессии. Если практика проводится в летний период, то ведомость должна быть предоставлена в учебный офис не позднее первой недели будущего учебного года. Если практика равномерно распределена в течение учебного года, то ведомость должна быть предоставлена в учебный офис не позднее пяти рабочих дней после окончания сессии четвертого модуля.
82. Оценка за проект, не относящийся к категории «Обязательный», может быть зафиксирована в оценочном листе[24] руководителем проекта, без оформления ведомости по научному семинару/практике/проектной работе. В этом случае оценочный лист с подписью руководителя проекта, содержащий число зачетных единиц и оценку по десятибалльной шкале или оценку «зачтено», хранится в личном деле студента. Менеджер программы фиксирует оценку в системе АСАВ.
83. Оценка за курсовую работу проставляется руководителем курсовой работы студента (если Правилами подготовки курсовых работ образовательной программы не предусматривается процедура коллективного представления и защиты) в ведомость промежуточной аттестации по курсовой работе (приложение 5), которая сдается в учебный офис не позднее пяти рабочих дней после окончания сессии, в рамках которой происходит оценивание курсовой работы. Оценка за курсовую работу выставляется решением комиссии, если Правилами подготовки курсовой работы образовательной программы предусмотрена защита перед комиссией. В этом случае ведомость заполняет председатель комиссии.
84. В ведомости промежуточной аттестации по курсовой работе указывается тема курсовой работы каждого студента и оценка, полученная студентом.
85. Руководитель курсовой работы или председатель комиссии по защите курсовых работ несет ответственность за получение и возврат ведомости промежуточной аттестации по курсовой работе в учебный офис.
Дисциплины, изученные в других образовательных организациях высшего образования
86. Результаты промежуточной аттестации студентов, участвующих в программах двустороннего и многостороннего обмена, в совместных образовательных программах, освоивших часть образовательной программы в другой образовательной организации, в том числе зарубежной, учитываются путем зачета результатов экзаменов, сданных ими в другой образовательной организации (согласно Положению об академической мобильности студентов НИУ ВШЭ).
88. При подведении итогов промежуточной аттестации по дисциплине «Физическая культура» выставляется оценка «зачтено/не зачтено» без определения баллов.
89. Оценка по физической культуре проставляется преподавателем в ведомость (приложение 2). Ведомости сдаются преподавателем в учебные офисы два раза в год – в конце второго и четвертого модулей (в конце семестров).
VI. Апелляция
90. Студент имеет право на апелляцию результатов Элементов контроля (включая пересдачи), объявленных в программе Дисциплины блокирующими (далее – блокирующий Элемент контроля) и (или) экзаменов.
91. Заявление на апелляцию подается студентом на имя академического руководителя образовательной программы[26] в течение трех рабочих дней с момента объявления оценки за блокирующий Элемент контроля и (или) экзамен, на результаты которого подаётся апелляция.
92. В заявлении должны быть указаны конкретные основания для апелляции. К ним могут относиться:
— некорректность в постановке вопросов, их выход за рамки программы Дисциплины, ошибки (в том числе, неоднозначность) в формулировках задач и тестовых заданий, допущенные составителями;
— нарушение преподавателем установленной в Университете процедуры проведения Элемента контроля;
— нарушение методики выставления оценки за работу;
— обстоятельства, мешающие преподавателю объективно оценить работу.
93. Неудовлетворенность студента полученной оценкой не может быть основанием для апелляции.
94. Академический руководитель вправе отказать в рассмотрении апелляции, аргументировав студенту свой отказ в письменном виде на заявлении.
95. Апелляция в течение трёх рабочих дней рассматривается созданной для этого апелляционной комиссией, в состав которой входят не менее трёх преподавателей, один из которых назначается председателем комиссии. В состав апелляционной комиссии не может быть включен преподаватель, принимавший блокирующий Элемент контроля или его пересдачу.
96. Состав апелляционной комиссии и дата ее проведения назначаются письменным распоряжением руководителя департамента, ответственного за реализацию Дисциплины. В состав апелляционной комиссии могут включаться преподаватели других департаментов. Руководитель департамента согласовывает со всеми членами апелляционной комиссии и с преподавателем, принимавшим блокирующий Элемент контроля, время проведения заседания комиссии.
97. Апелляционная комиссия проводит заседание в присутствии студента и преподавателя[27], принимавшего блокирующий Элемент контроля или его пересдачу. На заседании также может присутствовать один представитель Студенческого совета факультета, на котором обучается студент/ Студенческого совета университета (при отсутствии Студенческого совета факультета)/ Студенческого совета филиала (для студентов филиалов НИУ ВШЭ), по предварительному согласованию с председателем апелляционной комиссии.
98. Время и место проведения заседания сообщается студенту и преподавателю, принимавшему блокирующий Элемент контроля или его пересдачу, любым доступным способом не менее чем за один день до заседания. Учебный офис несет ответственность за сообщение студенту и преподавателю данной информации, а также фиксирует точное время и способ передачи информации.
99. Неявка студента и (или) преподавателя, принимавшего блокирующий Элемент контроля или его пересдачу, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения заседания, не препятствует рассмотрению апелляции.
100. Рассмотрению в процессе апелляции подлежат только основания, изложенные в заявлении, для принятия решения комиссией также используются (при наличии) материалы аудио- или видеозаписи проведения блокирующего Элемента контроля или его пересдачи. Дополнительный опрос студента по материалам работы и соответствующей Дисциплине не допускается. На время обсуждения и вынесения итогового решения апелляционной комиссии студент и преподаватель, принимавший блокирующий Элемент контроля или его пересдачу, покидают заседание апелляционной комиссии.
101. Апелляционная комиссия собственным итоговым решением, подписываемым председателем и членами комиссии, удовлетворяет либо отклоняет апелляцию, то есть устанавливает наличие или отсутствие нарушения. В первом случае результат проведения блокирующего Элемента контроля или его пересдачи подлежит аннулированию, а протокол о рассмотрении апелляции не позднее следующего рабочего дня передается в учебный офис для реализации решения апелляционной комиссии. В случае удовлетворения апелляции студенту предоставляется возможность заново сдать блокирующий элемент контроля или пройти его пересдачу в сроки, установленные образовательной программой, но не позднее одного месяца с даты заседания апелляционной комиссии. Повторное проведение блокирующего элемента контроля или его пересдачи осуществляется в присутствии председателя апелляционной комиссии или одного из её членов, назначенного по решению председателя. Если блокирующий элемент контроля или его пересдача, на результаты которых студент подавал апелляцию, проводились письменно, и характер заданий и ответов в письменной работе позволяет по результатам апелляции выставить новую оценку, не проводя повторное испытание, то повторный блокирующий элемент контроля или его пересдача для студента не проводятся, а новая оценка выставляется в протоколе заседания апелляционной комиссии с подписью уполномоченного члена апелляционной комиссии. Решение о возможности выставить оценку, не проводя повторное испытание, принимает председатель апелляционной комиссии.
VII. Академические задолженности и перевод на следующий курс
102. Студент считается имеющим академическую задолженность, если он получил неудовлетворительную оценку по промежуточной аттестации по Дисциплине – ниже 4 баллов (по 10-балльной шкале) и (или) не прошёл промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин.
103. Студенты, закончившие учебный год без академической задолженности, переводятся в установленном в Университете порядке на следующий курс. Студенты последнего года обучения, успешно завершившие изучение всех Дисциплин и выполнившие другие виды учебной работы без академической задолженности, допускаются к государственной итоговой аттестации в установленном в Университете порядке.
104. Студенты, имеющие академические задолженности не более чем по двум разным Дисциплинам на момент окончания учебного года, допускаются к занятиям на следующем курсе с обязательством ликвидации академической задолженности в начале нового учебного года в соответствии с утвержденным графиком периодов пересдач. Студенты выпускного курса, имеющие академические задолженности не более чем по двум разным Дисциплинам на момент окончания периода изучения дисциплин и выполнения других видов учебной работы, имеют право воспользоваться ИУП с повторным изучением Дисциплин, по которым имеются задолженности (далее – ИУП с повтором) без отчисления из Университета только после пересдач, если решением декана установлена возможность организации для студентов выпускного курса пересдач до назначенной государственной итоговой аттестации. В противном случае они отчисляются из Университета в установленном в Университете порядке.
105. Если студент получил неудовлетворительную промежуточную оценку по Дисциплине, предполагающей несколько промежуточных аттестаций, но, при этом студент не подлежит отчислению из Университета по причине недобросовестного освоения образовательной программы, то возможность допуска к дальнейшему освоению Дисциплины в следующие учебные периоды и прохождению будущих промежуточных аттестаций определяется в программе Дисциплины. Если программа Дисциплины не предусматривает возможность изучения следующих частей Дисциплины, пока не получена положительная промежуточная оценка по предыдущей части, то ИУП студента, имеющего неудовлетворительную промежуточную оценку по предыдущей части, не может включать следующие части дисциплины вплоть до ликвидации академической задолженности в установленном в Положении порядке.
106. Оценка «неудовлетворительно», полученная по промежуточной аттестации по факультативным дисциплинам учебного плана, выбранным студентами и включенным в их ИУП на основании письменного заявления, считается академической задолженностью и учитывается наравне с другими задолженностями.
107. Оценка «неудовлетворительно», полученная по общеуниверситетскому факультативу, не считается академической задолженностью.
108. Для ликвидации академической задолженности организуются пересдачи.
VIII. Порядок организации пересдач
110. Запрещается пересдача результатов промежуточной аттестации по Дисциплине с целью повышения удовлетворительной оценки (от 4 баллов по 10-ти балльной шкале), за исключением ситуаций, предусмотренных в пунктах 56 и 70 Положения.
111. Пересдача результатов промежуточной аттестации по одной и той же Дисциплине допускается в пределах одного календарного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
112. Первая пересдача результатов промежуточной аттестации (далее – первая пересдача) по Дисциплине, предусматривающей блокирующие Элементы контроля, и по которой не предусмотрен экзамен в сессию либо в течение 10 календарных дней до сессии, организуется как совокупность пересдач отдельных блокирующих Элементов контроля (пункт 24) и проводится до сессии. В иных случаях первая пересдача проводится в период пересдач.
113. Первую пересдачу в период пересдач проводит преподаватель, выставлявший оценку по промежуточной аттестации (далее – оценивающий преподаватель). Прием первой пересдачи другим преподавателем может проводиться только по согласованию руководителя департамента с оценивающим преподавателем. В случае, если оценивающий преподаватель прекратил трудовые отношения с НИУ ВШЭ, или при наличии иных причин, делающих невозможным его присутствие на пересдаче, руководитель департамента назначает преподавателя для проведения первой пересдачи.
114. Процедура первой пересдачи по дисциплине, предусматривающей экзамен должна полностью соответствовать процедуре сдачи экзамена. Пересдаче подлежит только оценка, полученная на экзамене. Ранее накопленная оценка не может изменяться.
115. Пересдаче может подлежать как часть, так и весь набор элементов контроля по дисциплине. В программе Дисциплины должно быть указано, какие Элементы контроля подлежат пересдаче и отражены способы расчета оценки по промежуточной аттестации после завершения первой и второй пересдачи. После проведения пересдачи промежуточная оценка по Дисциплине выводится по первоначальной формуле, описанной в программе Дисциплины, но с учетом новых оценок по пересданным элементам. Оценки по Элементам контроля, не подлежащим пересдаче, остаются прежними и входят в формулу с изначально объявленным весом.
116. Процедура первой пересдачи по Дисциплине, не предусматривающей блокирующих Элементов контроля и не предусматривающей экзамен в сессию либо в течение 10 календарных дней до сессии, проводится по КИМам для пересдач, специально разработанным ответственным преподавателем. КИМы для пересдач должны давать возможность комплексно оценить результаты обучения студента по Элементам контроля, подлежащим пересдаче. Технология проведения испытаний по КИМам для пересдач отражается в программе Дисциплины.
117. Вторая пересдача результатов промежуточной аттестации (далее – вторая пересдача) принимается комиссией в составе не менее трех человек.
118. Дата второй пересдачи, состав комиссии и ее председатель определяются письменным распоряжением руководителя департамента, ответственного за реализацию Дисциплины. В состав комиссии входит оценивающий преподаватель, и не менее двух других преподавателей, один из которых назначается председателем комиссии. В состав комиссии могут включаться преподаватели других департаментов.
119. Для проведения второй пересдачи по Дисциплинам любого вида под руководством председателя комиссии разрабатываются КИМы для второй пересдачи. Технология проведения испытаний по КИМам для второй пересдачи также отражаются в программе Дисциплины. КИМы для второй пересдачи могут отличаться или совпадать по набору оцениваемых результатов обучения и используемым технологиям оценивания с КИМами, используемыми на первой пересдаче.
120. Вторая пересдача в устной форме проводится в присутствии не менее трех членов комиссии, включая ее председателя. Оценка выставляется по завершении заседания.
121. Вторая пересдача в письменной форме проводится в присутствии хотя бы одного члена комиссии. Чтение и оценка письменной работы могут производиться членами комиссии индивидуально. Оценки за письменную работу передаются членами комиссии председателю комиссии. Оценка за письменную работу выставляется не позже чем через 5 рабочих дней после пересдачи, но не позднее завершающего дня периода пересдач (пункт 126).
122. Оценка за вторую пересдачу выставляется по согласованию членов комиссии. При расхождении оценок решение принимается большинством голосов, при равенстве голосов решающей является оценка председателя комиссии.
123. По результатам второй пересдачи оформляется протокол, который подписывается всеми членами комиссии. Протокол пересдачи в устной форме содержит заданные вопросы и краткое изложение содержания ответов. Протокол пересдачи в письменной форме содержит вопросы письменной работы и краткое заключение по содержанию ответов.
124. Расписание пересдач для студентов образовательной программы, реализуемой в очной форме (далее – студенты очной программы), утверждает менеджер программы два раза в год. Начало периода пересдач для студентов очной образовательной программы не может быть назначено ранее окончания сессии второго и четвертого модулей.
125. Количество, сроки начала и окончания периодов пересдач для студентов образовательной программы, реализуемой в очно-заочной форме (далее – студенты очно-заочной программы), определяется приказом декана факультета, на котором реализуется соответствующая образовательная программа. Расписание пересдач для студентов очно-заочной образовательной программы на каждый период пересдач утверждает менеджер программы.
126. Пересдачи не могут назначаться в каникулярное время.
Периоды пересдач для студентов очных образовательных программ не могут завершаться позднее сроков, указанных в таблице:
Для ликвидации студентами академической задолженности по итогам
Предельный срок для окончания периода пересдач
127. Расписание пересдач включает как минимум две даты приема первых пересдач каждым преподавателем, по дисциплине которого имеются студенты с академическими задолженностями[29] (с промежутком между ними не менее 5 календарных дней). Количество дат приема первых пересдач в устной форме может быть увеличено, если число студентов образовательной программы, имеющих академические задолженности во время сессии по этой Дисциплине, больше 40.
128. Расписание пересдач включает одну дату приема второй пересдачи комиссией, наделенной полномочиями принимать вторую пересдачу, по каждой Дисциплине, по которой студенты имеют академические задолженности по итогам последней сессии (с промежутком между последней датой первой пересдачи и пересдачей комиссии не менее 5 календарных дней). Количество дат приема вторых пересдач в устной форме может быть увеличено, если число студентов образовательной программы, имеющих академические задолженности во время сессии по этой Дисциплине, больше 40.
129. Преподаватели или по согласованию с преподавателями менеджеры департаментов, реализующих Дисциплины, по которым у студентов имеются академические задолженности по итогам последней сессии, сообщают и согласовывают с учебными офисами даты приема первых и вторых пересдач, а также предельную численность студентов, которые могут присутствовать в одну дату на пересдаче, не позднее чем за 5 рабочих дней до начала периода пересдач.
130. Расписание пересдач доводится до сведения студентов, имеющих академические задолженности по итогам последней сессии, не позднее чем за три дня до даты назначения первой пересдачи. Для оповещения студентов о расписании пересдач могут использоваться электронные каналы передачи информации.
131. Студент, имеющий академическую задолженность, самостоятельно определяет дату пересдачи из предложенных в расписании дат пересдач и записывается в учебном офисе для участия в пересдаче в конкретный день. В случае если студент за 3 рабочих дня до первой даты пересдачи не воспользовался предложенным выбором, учебный офис самостоятельно определяет дату пересдачи такого студента.
132. Учебный офис назначает сдачу экзамена студенту, пропустившему экзамен во время сессии по уважительной причине, в первую из предложенных в расписании дат пересдач. При неудовлетворительных итогах сдачи дата первой пересдачи назначается на вторую дату из предложенных в расписании дат.
133. Учебный офис ведет учет студентов, записавшихся на пересдачи. В случае превышения согласованной с преподавателем предельной численности студентов, которые могут присутствовать на пересдаче в одну дату, предлагает студенту другую дату пересдачи.
134. Согласование даты пересдачи между студентом и учебным офисом может быть организовано с помощью корпоративной электронной почты, или других каналов связи, используемых на образовательной программе.
135. Ведомости на пересдачи оформляются, передаются и получаются преподавателем/ председателем комиссии в порядке, установленном настоящим Положением для оформления, передачи и получения преподавателем ведомостей при проведении экзамена.
136. В случае невозможности студента, преподавателя явиться на пересдачи по уважительным причинам студент, преподаватель/ председатель комиссии уведомляют учебный офис по правилам, используемым при проведении экзамена.
137. В случае значительного числа неявок[30] студентов по уважительным причинам на первые или вторые пересдачи по решению менеджера программы могут быть определены дополнительные даты в рамках дат, установленных в пункте 126 Положения.
138. По окончании периода пересдач студент, не успевший использовать установленное количество пересдач, считается студентом, не ликвидировавшим академические задолженности.
139. Если студент не явился на первую и/или вторую пересдачи по состоянию здоровья в период пересдач, и не представил заключение врачебной комиссии медицинской организации (далее – ВК) о необходимости предоставления ему академического отпуска по медицинским показаниям[31], то решение о назначении ему дат для пересдач вне периода пересдач принимает декан факультета на основании мотивированного заявления студента.
140. В исключительных случаях допускается пересдача до начала периода пересдач во время текущей сессии. Решение принимается академическим руководителем образовательной программы по согласованию с преподавателем, проводившим экзамен. Число пересдач при этом не увеличивается. Заявление студента на имя академического руководителя образовательной программы с просьбой разрешить ему досрочную пересдачу в виде исключения должно в обязательном порядке содержать описание причин с приложением документов, подтверждающих исключительность ситуации.
141. Студент обязан самостоятельно узнавать о результатах промежуточной аттестации. Незнание результатов промежуточной аттестации не освобождает студента от ответственности и не может служить оправданием неявки на пересдачу или нарушения срока подачи заявления на апелляцию.
142. Для студентов выпускных курсов по решению декана факультета допускается проведение пересдачи академических задолженностей за третий или четвертый модули до начала проведения государственной итоговой аттестации.
IX. Условия продолжения обучения при наличии академических задолженностей
143. Студенту, имеющему академические задолженности не более чем по двум разным Дисциплинам после окончания периода пересдач и не обучающемуся по ИУП с повтором, предоставляется возможность обучения по ИУП с повтором.
144. Студенту, имеющему академические задолженности не более чем по двум разным Дисциплинам после окончания периода пересдач, и обучающемуся по ИУП с повтором, предоставляется возможность включить в имеющийся ИУП с повтором дополнительные Дисциплины (части Дисциплин), по которым у него образовались академические задолженности, для повторного изучения.
145. Студент, обучающийся на месте, финансируемом за счет субсидий из федерального бюджета на выполнение государственного задания, может использовать указанную в пункте 143 Положения возможность при условии перехода на место по договору об образовании, заключаемому при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц (далее – место с оплатой стоимости обучения).
Студент, обучающийся на месте по договорам об оказании платных образовательных услуг за счет средств НИУ ВШЭ (далее – целевые места НИУ ВШЭ), использует указанную в пункте 143 Положения возможность при условии продолжения образовательных отношений с Университетом на условиях самостоятельной оплаты образовательных услуг в соответствии с договором.
146. Студенты, обучающиеся в Университете в соответствии с международными договорами Российской Федерации или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации/ принятые на обучение как лица, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», могут использовать указанную в пункте 143 Положения возможность без перехода на места с оплатой стоимости обучения один раз в течение всего периода обучения в Университете (за исключением случаев, когда академическая задолженность возникает в связи с невыбором темы курсовой работы).
147. Студент, согласившийся с предложенным ему ИУП с повтором, переводится на следующий курс (осенний период), или продолжает учиться на том же курсе (весенний период и осенний период), если годовой объем программы обучения на следующем курсе превышает 80 зачетных единиц.
Студент, согласившийся с предложенным ему ИУП с повтором (осенний период), может не переводиться на следующий курс, если он решил освоить Дисциплины, изучаемые повторно, в течение учебного года, отдельно от других дисциплин рабочего учебного плана следующего года обучения. Это решение оформляется личным заявлением студента о предоставлении ему ИУП с повтором.
148. Студент, отказавшийся от предложенного ему ИУП с повтором, отчисляется из Университета за невыполнение обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана (далее – академическая неуспеваемость).
149. Порядок предоставления возможности обучения и порядок обучения по ИУП с повтором регламентируется приложением 6 к Положению. Примерная форма ИУП с повтором содержится в приложении 7 к Положению.
150. В случае восстановления студента после отчисления за академическую неуспеваемость, ему предоставляется возможность обучения по ИУП с повтором, содержащему также Дисциплины, не прослушанные им ранее в связи с разницей учебных планах разных лет набора.
151. Восстановление студента после отчисления за недобросовестное освоение образовательной программы не дает права на пересдачу Дисциплины без повторного обучения.
X. Заключительные положения
152. При проведении Элементов контроля, помимо профессорско-преподавательского состава (далее – ППС), учебных ассистентов, аспирантов и представителей учебно-вспомогательного персонала, помогающих в проведении экзамена преподавателям, могут присутствовать ректор, проректоры, декан факультета, академические руководители образовательных программ, директора департаментов, представители Дирекции основных образовательных программ. Другие лица могут присутствовать при проведении Элементов контроля студентов только при наличии разрешения декана факультета.
153. При проведении блокирующих Элементов контроля и (или) экзаменов, их пересдач и заседаний апелляционных комиссий в целях обеспечения прозрачности и облегчения деятельности апелляционных инстанций может быть организована аудио- или видеозапись. Организация аудио- или видеозаписи осуществляется по запросу студентов или преподавателей, направленному в учебный офис не позднее чем за четыре рабочих дня до проведения мероприятия, на котором требуется аудио- или видеозапись (либо не позднее следующего рабочего дня, если о проведении мероприятия было официально объявлено позднее, чем за 5 рабочих дней до него). Техническое обеспечение аудио- или видеозаписи осуществляет Студенческий совет факультета, на котором обучается студент, или, если на факультете не сформировано студенческого совета – Студенческий совет НИУ ВШЭ или филиала НИУ ВШЭ (для студентов филиалов НИУ ВШЭ). Соответствующий студенческий совет должен быть уведомлен учебным офисом образовательной программы не позднее чем за три рабочих дня до проведения мероприятия, на котором требуется аудио- или видеозапись (либо не позднее чем за один рабочий день, если о проведении мероприятия было официально объявлено позднее, чем за 5 рабочих дней до него). В течение двух рабочих дней после завершения аудио- или видеозаписи файлы передаются в учебный офис образовательной программы, на которой обучается студент. При необходимости использования аудио- или видеозаписей апелляционная комиссия, декан, проректоры, ректор и (или) комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений получают требуемые файлы по запросу в учебный офис образовательной программы в течение одного рабочего дня
154. Нарушение Положения со стороны ППС и учебно-вспомогательного персонала (далее – УВП) департаментов и учебных офисов может быть обжаловано студентами в индивидуальном порядке путем обращения к декану факультета или проректору, координирующему учебную работу. Несоблюдение ППС или УВП Положения рассматривается как нарушение установленного порядка проведения учебного процесса.
155. Копия Положения находится в учебных офисах, в департаментах, размещается с помощью гиперссылки, ведущей на документ, размещенный в официальной базе документов НИУ ВШЭ, на сайтах образовательных программ на корпоративном сайте (портале) Университета. Ответственность за соблюдение настоящего пункта в части размещения на сайтах образовательных программ возложена на менеджеров программ и руководителей департаментов.
156. Особенности организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости в Международном институте экономики и финансов НИУ ВШЭ регламентируются приложением 8 к Положению.
157. Особенности организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов образовательной программы «Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ» факультета экономических наук НИУ ВШЭ регламентируется приложением 9 к Положению.
158. Особенности организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов образовательных программ по направлению «Дизайн», реализуемых факультетом коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, регламентируются приложением 10 к Положению.
159. Особенности организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов образовательной программы магистратуры «Статистическая теория обучения» факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, регламентируются приложением 11 к Положению.
160. Особенности организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов образовательной программы бакалавриата «Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета «Международные отношения» факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, регламентируются приложением 12 к Положению.
[1] Положение также регламентирует организацию текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации лиц, принятых на обучение в Университет по части образовательной программы.
[2] За исключением образовательных программ бакалавриата, прием на которые предусмотрен только для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование.
[3] К другим видам учебной работы относятся практика, проектная работа, научно-исследовательский семинар, проектный семинар, курсовая работа, независимый экзамен по английскому языку, защита Project Proposal или иные виды работы, предусмотренные учебным планом образовательной программы.
[4] Учебный период – модуль или семестр, в зависимости от графика учебного процесса, в соответствии с которым реализуется образовательная программа.
[5] Определение блокирующего элемента контроля приведено в пункте 23 Положения
[6] Могут включать в себя: письменный или устный вид Элемента контроля, применение дистанционных технологий или технических средств со стороны преподавателя или студента, возможность использования дополнительных материалов при проведении оценивания.
[7] Здесь и далее – в лице руководителя департамента или работника департамента, которому делегированы полномочия руководителем департамента.
[8] При арифметическом округлении дробная часть, меньшая 0,5, отбрасывается и оценка округляется в меньшую сторону до ближайшего целого. В противном случае оценка округляется в большую сторону до ближайшего целого.
[9] Приложение 3 к Правилам внутреннего распорядка обучающихся Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
[10] Как правило не подлежат пересдаче элементы контроля, повторить которые не возможно: участие в дискуссии на семинаре, решение задачи или кейса в определенный момент и прочее. Однако возможны и иные основания для исключения Элемента контроля из числа подлежащих пересдаче. Эти основания определяются в программе дисциплины.
[11] Срок хранения рабочей ведомости не может быть меньше трех месяцев с даты проведения промежуточной аттестации.
[12] Сессия – одна или две недели, свободные от учебных занятий и полностью посвященные проведению экзаменов, и завершающие каждый учебный период учебного года, в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса.
[13] За исключением Элементов контроля, связанных с посещаемостью студентов, либо активностью на занятиях и прочее (то есть Элементов, которые невозможно пересдать). Такие элементы контроля не могут быть блокирующими.
[14] Если блокирующий элемент контроля блокирует какую то часть промежуточной оценки, то эта часть должна быть определена в программе Дисциплины при описании системы оценивания.
[15] К незначительным изменениям не может относиться придание Элементу контроля блокирующего статуса.
[16] Если форма Элемента контроля не предусматривает получения билета/задания, временем начала устного Элемента контроля считается начало ответа студента.
[17] Здесь и далее, декан факультета – декан факультета, на котором реализуется образовательная программа, или руководитель ассоциированного с факультетом подразделения (школы, института, кафедры)
[19] Здесь и далее, факультет – факультет и иное структурное подразделение Университета, реализующее образовательные программы высшего образования.
[20] Если дисциплина реализуется одним преподавателем, функции ответственного преподавателя выполняет руководитель департамента, ответственного за реализацию дисциплины.
[21] В соответствии с Приложением 3 к Правилам внутреннего распорядка обучающихся Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
[22] Регламент организации проверки письменных учебных работ студентов на плагиат и размещения на корпоративном сайте (портале) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» выпускных квалификационных работ обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры
[23] Описание процедуры защиты Project Proposal включает в себя дату загрузки Project Proposal в информационную систему для проверки текста на плагиат, дату проведения защиты, наличие устной части или оценка только письменного текста, критерии оценивания, комиссионное или единоличное принятие решений о результатах защиты и иные процедурные моменты.
[24] Форма оценочного листа по проекту приведена в Положении о научно-исследовательской, проектной деятельности и практике студентов НИУ ВШЭ.
[25] Согласно Положению об аттестационных комиссиях образовательных программ высшего образования и порядке проведения аттестации.
[26] Заявление на апелляцию результатов блокирующих Элементов контроля по общеуниверситетскому факультативу подается студентом на имя проректора, координирующего учебную работу.
[27] Если оценка блокирующего элемента контроля проводилась комиссией, то приглашается председатель комиссии.
[28] В это число не входят ранее полученные задолженности по Дисциплинам/частям Дисциплин, которые студент изучает повторно, находясь на обучении по ИУП с повтором, если студент еще не сдавал экзамены по этим Дисциплинам в рассматриваемый период
[29] При наличии у студента неудовлетворительных оценок по двум формам контроля одной Дисциплины, даты приема пересдач назначаются по каждой форме контроля отдельно
[30] Более половины от общего числа студентов, имеющих академические задолженности или неявки по уважительным причинам в период сессии.
[31] В этом случае в отношении студента может быть принято решение о предоставлении ему академического отпуска в соответствии с Порядком и основаниями предоставления академического отпуска обучающимся, утвержденным приказом Минобрнауки России от 13.06.2013 г. № 455. Заключение ВК должно быть представлено студентом в учебный офис в течение 3-х рабочих дней с момента окончания периода пересдач.