Что значит пролетные стада

Что обозначает пролётные стада? Помогите!!)

Что значит пролетные стада

Речь идет о пролетающих стаях птиц.

Что значит пролетные стада

Что значит пролетные стада

Неяркими неширокая дорожка жёлто-белыми цветами

Что значит пролетные стада

Ответ:

Объяснение:

1. Социальная тема (доп. заработок).

2. Оценочность (приведены способы)

3. Логичность (вопрос, ответ, план действий)

4. Побудительность (представлены самые разнообразные сферы).

Что значит пролетные стада

Летом я научился плавать. Это произошло на юге, в Крыму в городе Феодосия, куда мы всей семьёй ездили отдыхать.

До этого я совсем не умел плавать. Поэто­му, когда мы пошли на пляж, я только с за­вистью поглядывал на других ребят, которые весело плескались и плавали в синем море, почему-то называющемся Чёрным.

Я познакомился с мальчиком из соседне­го домика. Денис живёт около Волги и поэто­му очень хорошо плавает. Он спросил меня, не хочу ли я научиться плавать. Я с радостью сказал, что хочу. И на следующий день мы пошли на пляж.Сначала было очень трудно, а главное то, что мне было страшно. Всё казалось, что вот сейчас устану и утону. Но Денис всегда был рядом и поддерживал меня в трудную минуту. Затратив немало усилий, я всё же научился плавать брассом и на спине. А ещё я научил­ся отдыхать на воде.

Теперь я полюбил море ещё сильнее и жду с нетерпением следующего лета, когда мы опять поедем в Крым. Там я снова встре­чусь с Денисом, подружившись с которым я понял одну простую вещь: можно научить­ся чему-нибудь, только преодолевая трудности. Недаром народная мудрость гласит: «Без тер­пенья нет ученья».

Что значит пролетные стада

Ответ:

Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии.

Присутствующиеприч.,подлежащее

Делились-глагол,сказуемое

Впечатлениями-сущ.,дополнение

об экскурсии-прелог + сущ.,дополнение.

Источник

Объясните значение слова пролётные в словосочетании:Грачей пролётные стада

Что значит пролетные стада

Что значит пролетные стада

Что значит пролетные стада

Что значит пролетные стада

Что значит пролетные стада

Что значит пролетные стада

Что значит пролетные стада

Летом родители отправили меня в деревню к бабушке и дедушке. Я любил у них бывать.

Дедушка и бабушка встретили меня с радостью. Они усадили меня за стол и стали потчевать деревенскими лакомствами. Дедушка принес мед со своей пасеки, а бабушка приготовила мне пирожков и пончиков, творог и вкусное деревенское молоко.

Несколько раз в течение лета дедушка ходил со мной на рыбалку. Речка в деревне очень глубокая и там водится много различной рыбы. Иногда мне попадались крупные карасики, из которых мы с дедушкой варили вкусную уху.

Бабушка просила меня помогать ей в огороде и кормить кроликов и коров. Так как я очень люблю животных, то я с удовольствием занимался с ними.

Я не заметил как прошло лето. Наступила осень. Стало холодно и часто бывали дожди, но золотисто-желтые деревья были очень красивы и хотелось гулять по деревне долго-долго, но пришла пора возвращаться. Впереди меня ждала школа.

Источник

Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме «Понятие о наречии как части речи»

Что значит пролетные стада

Что значит пролетные стада

Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме «Понятие о наречии как части речи»

Ирина Владимировна Галынкина, учитель русского языка и литературы

— формирование понятия о наречии как самостоятельной части речи, сопоставление с другими частями речи;

— научить определять грамматическое значение и морфологические признаки наречий

— сформировать умение “видеть” наречие в тексте;

— обогатить синтаксический строй детской речи наречиями, делающими высказывания более точными, выразительными, богатыми;

— развивать творческое мышление детей, научить выражать свои чувства и настроения.

— воспитание чувства прекрасного;

— способствовать формированию духовной культуры и социально-активной личности.

Оборудование: карточки для работы в группах, учебник, мультимедийный проектор.

1. Организационный момент.

В конце урока вы должны будете оценить свою работу по 5-ти балльной шкале. (Обратите внимание на листочек под названием «Рефлексия и оценка знаний»).

Я хочу начать урок с обращения к прекрасным строкам из стихотворения Ивана Бунина «Бушует полая вода…» (1892)

2. Актуализация знаний.

Бушует полая вода, шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры, и утром в воздухе нагретом

Густые белые пары напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном по залу «зайчики» трепещут

1. Дома вы должны были поработать с Толковым словарем и найти значение слов: полая, пролетные.

(полая – вода, разливающаяся после ледохода, пролётные – о птицах, появляющихся весной и сенью при пролёте, перелёте)

2. О каком времени года идёт речь в стихотворении? (О весне)

— Какие приметы весны озвучены автором? (весна, полая – после ледохода, грачи, чёрные бугры, тепло, свет, лужи)

3. Слова какой части речи помогают нам при описании того или иного времени года? (Прилагательные)

Найдите их в строках. Выпишите в тетрадь словосочетания прилагательное + существительное в столбик, определите главное и зависимое слово.

-На что указывают прилагательные?

(Указывают на признак предмета)

-Как вы нашли прилагательные? (по вопросу и по значению)

-Каким настроением проникнуто стихотворение?

(радостью при встрече весны)

3. Актуализация индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Мотивация.

1. Найдите в тексте слово, которое выражает данное настроение. (Весело)

К какой части речи оно относится? (Наречие)

Встречались ли мы ранее со словами данной части речи?

Как вы определили часть речи? (По вопросу)

2. Есть ли в тексте другие наречия? Назовите. (глухо, протяжно, важно, утром)

3. Как вы думаете, почему допустили ошибки? (не хватает знаний)

4. Определение темы урока. Целеполагание (планирование действий по достижению целей).

Как выдумаете, какую часть речи мы будем изучать? (Наречие)

Запись темы урока: Понятие о наречии как части речи.

Попробуйте сформулировать цели урока.

1. Узнать, что такое «наречие».

2.Поупражняться в умении отличать наречие от других частей речи.

3.Самостоятельно применять полученные знания.

— Что нужно знать, чтобы отличить одну часть речи от другой? (На какие вопросы отвечает, что обозначает, от какой части речи зависит, как изменяется, каким членом предложения является)

Сверить ответы учеников с экраном.

5. Открытие новых знаний (практическая деятельность обучающихся).

1) Работа с учебником.

2) Чтение параграфа. (несколько человек)

Вопросы для восприятия

— на какие вопросы отвечает наречие?

— что обозначает? (Признак действия или признак признака)

— назовите основной морфологический признак наречия. (неизменяемость)

— от каких частей речи может зависеть? (От глагола, прилагательного или наречия)

— назовите синтаксическую роль наречия. (чаще обстоятельством, реже определением)

— в каких случаях наречие является определением? (Если относится к существительному)

3) Историческая справка. Обратимся к этимологическому словарю. Что изучает этимология? (Происхождение слова или выражения)

Отвечает подготовленный ученик

Выделяем корень в слове наречие. И если мы продолжим свое исследование и обратимся к словарю Ожегова, то увидим, что в древнерусском языке слово речь имело различные значения, одним из которых было название части речи-глагол. Это значение и сохраняется в корне слова наречие. Значит, между глаголом и наречием существует самая непосредственная связь. А древние римляне (в переводе на наш язык) называли эту часть речи «приглаголие». Русские ученые-грамматисты изменили лишь приставку, но главное содержание наречия видели в том, что оно должно быть при глаголе или «накладываться» на глагол, то есть попадать в непосредственную зависимость с глаголом.

Определяем общее грамматическое значение наречия.

Признак действия Признак признака

аккуратно пишет очень хороший ответ

выразительно читает слишком громко говорит

верно рассуждает удивительно быстро решает

(Учащиеся образовывают словосочетания путем подстановки наречий к уже имеющимся словам)

4) Синтаксическая роль наречий в предложении. У доски работает ученик.

Маша стала выполнять задание правильно и аккуратно, а Рома – спустя рукава.

(Повторяем понятие фразеологический оборот, подбираем синоним – небрежно.)

6. Формирование умения самостоятельно применять и использовать полученные знания.

— Что нужно сделать, чтобы правильно определить часть речи?

Беречь тепло – тепло одеться
Крыша дома – каникулы я провел дома
Причинить зло – смеяться зло – лицо зло

Задание: сочетание слов дополнить наречиями, подходящими по смыслу.

Источник

Стихотворение и анализ «Бушует полая вода»

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролётные стада

Кричат и весело, и важно.

Дымятся чёрные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И всё ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

Краткое содержание

Что значит пролетные стада

А. Саврасов. Ранняя весна. Половодье. 1868

В произведении, посвящённом весенней поре, читательскому взгляду представляется один день весны, наполненный яркими природными событиями. Бунин демонстрирует перемены, вызванные наступлением весны, щедро делится с читателями своими радостными эмоциями. При этом, мы видим вовсе не один образ или событие: произведение представляет собой последовательную смену природных картин. Так, картина бушующей воды сменяется изображением пролетающих грачей, а затем автор повествует нам о своих утренних и полуденных воспоминаниях.

История создания

Данное стихотворение появилось на свет в 1892 году. Его можно отнести к периоду раннего творчества Бунина. В это время автор работал в Орле: именно там он в полной мере научился ценить и понимать природу родного края. Свободное время Бунин предпочитал проводить за городом. Он наслаждался долгими пешими прогулками, любовался красотой лугов и лесов, не оставляя без внимания мельчайшие детали окружающего мира. Свои чувственные переживания поэт выразил посредством строк данного произведения. В стихотворении весна — любимое время года Бунина — представляется напористой и, в чём-то, даже агрессивной. Но, невзирая на это, она дарит предчувствие скорого праздника, который сама природа ждёт с огромным нетерпением.

Жанр, направление, размер

Данное произведение написано в жанре пейзажной лирики, в рамках литературного направления «реализм».

Поэтический размер — четырёхстопный ямб. В четырёх строфах представлена перекрёстная рифмовка, а в двух строфах — кольцевая.

Посредством перекрёстной рифмовки автор передаёт изменчивость и взаимосвязь всех природных процессов. Посредством кольцевой рифмовки автор создаёт у читателей чувство личного включения в неизменный ход жизни, в смену времён года. Ведь, человек, по мнению Бунина, является неотъемлемой частью природы.

Композиция

Произведение включает в себя шесть строф. При этом в первых четырёх строфах лирический герой как бы отсутствует, а в двух заключительных строфах он неожиданно проявляет себя «в полный рост». Композиционное «здание» произведения выглядит следующим образом:

Первые четыре строфы — перед нами поочерёдно возникают образы наступающей весны. Они даются автором через зрительное восприятие лирического героя. Здесь герой выступает, как сторонний наблюдатель.

Две заключительные строфы — мы видим, что лирический герой больше не способен сопротивляться общему природному возбуждению. Оптимизм окружающего мира полностью захватывает и наполняет всё его сердце. Герой стоит, словно находясь в забытьи, и постепенно становится активным участником всеобщей радости: «Весна! Весна! И всё ей радо…».

Образы и символы

Смысл произведения Бунин передаёт посредством создания двух, равноценно значимых образов:

образ весны — лирический герой искренне радуется наступлению весенних дней. Его радость разделяет с ним весь окружающий мир. Весна представлена порой обновления, способной опьянять и дурманить, словно молодое вино. Свои восхитительные эмоции лирический герой передаёт словами: «Как в забытьи каком стоишь и слышишь свежий запах сада». Весна проявляется журчанием талой воды, криками сельских петухов, щедрыми лучами солнца. Каждое мгновение её порождает в сердце героя радость и восторг.

образ лирического героя — романтический герой в произведении полностью совпадает с личностью самого автора. Его глазами мы любуемся наступающей весной, его ноздрями вдыхаем «свежий запах сада». Чувство восторга от наступления весны, испытываемое окружающим миром, передаётся герою. Он не просто видит и слышит весну, но и чувствует её: «тёплый аромат крыш», ветер «мягкий и сырой».

Темы и настроение

Основными темами произведения являются наступление весны, обновление природы и красота окружающего мира весной. Бунин мастерски передаёт читателям настроение глубочайшего переживания: приход большой воды, нежное весенние солнышко, бирюзовое небо — всё это оказывает неизгладимое впечатление на поэта, побуждая его говорить уверенно, но медленно.

Основная идея

Главная мысль произведения заключена в следующем утверждении: с приходом весны оживает не только природа, но и сам человек. Обновление и радость царят всюду с приходом первых весенних дней. Весна способна дарить надежду на светлое будущее всем живым существам, в том числе и человеку.

Средства выразительности

Бунин, желая донести до читателей основной смысловой посыл произведения, использует следующую палитру средств выразительности:

Источник

Глава 8. Популяции

8.4. Этологическая структура популяций животных

Закономерности поведения животных составляют предмет особой науки – этологии. Систему взаимоотношений между членами одной популяции называют поэтому этологической или поведенческой структурой популяции.

Поведение животных по отношению к другим членам популяции зависит прежде всего от того, одиночный или групповой образ жизни свойствен виду. Формы совместного существования особей в популяции чрезвычайно различны.

Одиночный образ жизни, при котором особи популяции независимы и обособлены друг от друга, характерен для многих видов, но лишь на определенных стадиях жизненного цикла. Полностью одиночное существование организмов в природе не встречается, так как при этом было бы невозможным осуществление их основной жизненной функции – размножения. Однако для некоторых видов характерны очень слабые контакты между совместно живущими особями. Таковы, в частности, отдельные водные обитатели с наружным способом оплодотворения, при котором нет необходимости в непосредственной встрече партнеров, например одиночные актинии. У видов с внутренним оплодотворением встречи самцов и самок также могут быть очень кратковременными, лишь для осуществления копуляции, в остальное время животные живут независимо друг от друга. Таков образ жизни многих насекомых, например божьей коровки, хищных жуков-жужелиц и др. (рис. 111).

Что значит пролетные стада

Рис. 111. Жук-чернотелка в пустыне. Одиночный образ жизни

У видов с одиночным образом жизни часто образуются временные скопления особей – в местах зимовок, в период, предшествующий размножению, и т. п. Так, бабочки-крапивницы поздней осенью целыми гроздьями собираются в чердачных помещениях или других укрытиях, жужелицы и божьи коровки – в сухой подстилке возле пней и комлей деревьев, сомы и щуки – в зимовальных ямах на дне водоема. У бентосных животных такие скопления могут быть постоянными, например устричные или мидиевые банки, агрегации полихет или поселения морских желудей. В этих поселениях увеличиваются шансы на возможность оплодотворения половыми продуктами, выбрасываемыми в воду. Однако подобные агрегации не сопровождаются установлением более или менее закономерного поведения животных по отношению друг к другу, и каждое из них относительно независимо от остальных.

Дальнейшее усложнение отношений внутри популяции осуществляется по двум направлениям: усилению связи между половыми партнерами и возникновению контактов между родительским и дочерним поколениями. На этой основе в популяциях формируются семьи, которые очень разнообразны по составу и длительности существования.

Родительские пары могут создаваться как на короткий, так и на длительный срок, а у некоторых видов – на всю жизнь взрослых особей. Например, среди птиц полигамные тетерева, глухари спариваются со многими самками, не образуя устойчивых семейных пар. У ряда уток – кряквы, шилохвости и др. – пары подбираются еще на местах зимовок или во время пролета, но, после того как самка садится на гнездо, самец ее покидает. У большинства воробьиных самец и самка держатся вместе в течение всего периода гнездования (рис. 112). Семейные пары лебедей, журавлей, голубей сохраняются на долгие годы.

Что значит пролетные стада

Рис. 112. Участие самцов и самок в постройке гнезда в семейных парах воробьев (по В. В. Иваницкому, 1977).

Виды воробьев: I – испанский; II – индийский; III – саксаульный; IV – каменный.

По горизонтальной оси – стадии репродуктивного цикла: А – холостой самец; Б, В, Г – время от образования пар до насиживания; Д – насиживание.

По вертикальной оси – средняя частота приноса материала в час

Выбор партнеров сопровождается у животных особым брачным поведением, часто достигающим большой сложности. У пауков-скакунчиков самцы добиваются спаривания с самкой после своеобразного танца, в продолжение которого они описывают возле нее суживающиеся полукруги, принимая особые позы, а приблизившись, начинают быстро вертеться, увлекая самку. Считают, что предкопуляционное поведение самцов пауков тормозит инстинкт агрессии у самок, которые иначе реагируют на них как на добычу. Дальнейшее поведение пауков различно: у многих всеядных видов самец после введения им спермы в половые пути самки становится ее жертвой, у бегающих Lycosidae – поспешно спасается бегством, у большинства скакунчиков Salticidae самец и самка расходятся спокойно, а у ряда видов семейства Dictinidae некоторое время мирно уживаются в одном гнезде.

Широко известное «ухаживание» у птиц и млекопитающих также предотвращает агрессивные и оборонительные реакции особей противоположного пола, приводит к синхронизации процессов полового созревания и стимулирует у партнеров готовность к спариванию (рис. 113). Это имеет большое значение для осуществления размножения, к которому самец и самка должны быть готовы в одно и то же время.

Что значит пролетные стада

Рис. 113. Элементы брачного поведения обыкновенной чайки (по Н. Тинбергену, 1970)

Выбор половых партнеров часто сопровождается усилением конкурентных отношений в популяциях животных. В период, предшествующий размножению, у многих видов возникают драки самцов, ритуальные демонстрации и другие типы специализированного поведения, направленного на устранение конкурентов. Эти столкновения, несмотря на частую ожесточенность, редко приводят к серьезным ранениям соперников, обычно ограничиваясь изгнанием одного из них с территории, где находятся самки. У рыб, например, в таких сражениях преобладает ритуал угрозы или противники кусают друг друга в пасть – наименее уязвимую часть тела, но никогда не наносят более опасных укусов в бок. Токующие турухтаны стремительно бросаются друг на друга, но затем внезапно замирают с взъерошенным «воротником», после чего вновь повторяют броски.

Таким образом, период, предшествующий размножению в популяциях животных, характеризуется активным поиском и резким усилением контактов между особями.

Семейный образ жизни. При семейном образе жизни усиливаются также связи между родителями и их потомством. Простейший вид такой связи – забота одного из родителей об отложенных яйцах: охрана кладки, инкубация, дополнительное аэрирование и т. п. Так, среди земноводных мраморная амбистома откладывает яйца в ямки во влажной лесной подстилке и остается их сторожить. Самка темной саламандры обвивает кладку своим телом и не покидает ее до выклева личинок. Самец трехиглой колюшки после охраны кладки и заботы о ней некоторое время оберегает и мальков. У птиц сложные заботы о птенцах продолжаются до поднятия их на крыло, а у ряда крупных млекопитающих, например у медведей, тигров, детеныши воспитываются в семейных группах в течение нескольких лет, до наступления их половой зрелости.

Различают семьи отцовского, материнского и смешанного типа, в зависимости от того, кто из родителей берет на себя уход за потомством. В семьях с устойчивым образованием пар в охране и выкармливании молодняка принимают обычно участие и самец и самка.

При семейном образе жизни территориальное поведение животных выражено наиболее ярко: различные сигналы, маркировка, ритуальные формы угрозы и прямая агрессия обеспечивают владение участком, достаточным для выкармливания потомства.

Более крупные объединения животных – стаи, стада и колонии. В основе их формирования лежит дальнейшее усложнение поведенческих связей в популяциях.

Колонии. Это групповые поселения оседлых животных. Они могут существовать длительно или возникать лишь на период размножения, как, например, у многих птиц – грачей, чаек, гагар, тупиков и т. п. По сложности взаимосвязей между особями колонии животных чрезвычайно разнообразны – от простых территориальных скоплений одиночных форм до объединений, где отдельные члены выполняют, как органы в целостном организме, разные функции видовой жизни.

Поселения морских желудей, например, можно рассматривать и как агрегации одиночных особей, и как элементарную форму колонии, так как одновидовые скопления возникают у них не случайно, а на основе хемотаксиса, свойственного личинкам. Взаимоотношения между особями в таких примитивных объединениях сводятся к стимуляции синхронного полового созревания химическими выделениями членов колонии, а конкуренция за облавливаемое пространство в известной мере предотвращается ориентировочной реакцией личинок перед прикреплением.

Более сложная форма колонии – такие поселения животных, в которых некоторые функции их жизни выполняются сообща, что увеличивает вероятность выживания отдельных особей. Чаще всего такими общими функциями становятся защита от врагов и предупредительная сигнализация. Чайки, кайры, некоторые гуси, ласточки и другие птицы обычно с шумом набрасываются на хищника, угрожающего птенцам или кладкам. Тревога, поднятая любой заметившей опасность птицей, мобилизует остальных. Сообща птицам удается изгонять даже крупных хищников, с которыми они не справились бы поодиночке, – песцов, ястребов, сов и др.

В колониальных поселениях птиц часто сохраняются индивидуальные гнездовые участки (рис. 114). У серебристых чаек, например, колонии рыхлые – между гнездами сохраняется расстояние в 3–5 м. При выборе участков затеваются драки. В поселениях некоторых других птиц подобные территориальные инстинкты не проявляются совсем. Например, городские ласточки лепят свои гнезда часто вплотную одно к другому.

Что значит пролетные стада

Что значит пролетные стада

Что значит пролетные стада

Что значит пролетные стада

Puc. 114. Разные варианты колониальных гнездовий у птиц:

А – колония белых гусей в тундре (с фотографии А. В. Кречмара);

Б – гнездовье альбатросов на Сандвичевых островах (по А. Э. Брему, 1911);

В – колония грачей (по А. В. Михееву, 1960);

Г – общее гнездовое сооружение африканского общественного воробья (по Н. Н. Карташову, 1974)

Общественные ткачики (Philacterus socius) строят на деревьях большое общее гнездо из травы с многочисленными отверстиями, ведущими в индивидуальные гнездовые полости. Южноамериканские кукушки-личинкоеды ани строят совместные гнезда, в которые откладывают яйца около десятка самок. Эту общую кладку насиживают одновременно несколько птиц, периодически сменяемые другими.

Среди млекопитающих колониальны сурки, вискачи, пищухи, пеструшки. Колонии млекопитающих чаще возникают не как территориальные объединения разных семей, а на основе разрастания семейных групп, с сохранением связей между отпочковывающимися семьями. Зверьков из других колоний при полной занятости территории изгоняют, но в период низкой численности популяции они могут вливаться в состав поселения, которое, таким образом, приобретает смешанный характер.

Наиболее сложные колонии у общественных насекомых – термитов, муравьев, пчел. Они возникают на основе сильно разрастающейся семьи. В таких колониях-семьях насекомые выполняют сообща большинство основных функций: размножения, защиты, обеспечения кормом себя и потомства, строительства и т. п. При этом существует обязательное разделение труда и специализация отдельных особей или возрастных групп на выполнении определенных операций. Члены колонии действуют на основе постоянного обмена информацией друг с другом.

У рыжих лесных муравьев Formica rufa колонии могут занимать одно или несколько гнезд, связанных между собой системой дорог. Самцы выполняют только функцию оплодотворения самок, после чего погибают. Самки сначала осуществляют расселение, затем основывают новую семью, выполняя все операции, связанные с воспитанием первого потомства. После этого они специализируются только на производстве яиц, а остальную работу в муравейнике выполняют рабочие – особая каста, представленная бесплодными измененными самками. Среди них также существует разделение труда. Определенные группы обеспечивают сбор строительного материала, уход за тлями и сбор пади, охоту и разведку, транспортировку добычи, обмен молодью между гнездами и т. п. Кроме того, у рабочих муравьев существует и возрастная смена функций. В течение 1–1,5 месяца жизни они работают внутри гнезда, ухаживают за молодью, а позднее становятся строителями, разведчиками, фуражирами.

Среди муравьев одной колонии постоянно осуществляется обмен пищей. Муравьи кормят друг друга содержимым зобика, желудка, слизывают выделения различных желез. Это явление получило название трофаллаксиса. На основе трофаллаксиса объединение семьи поддерживается не только общим пищевым потоком, но и действием различных биологически активных веществ, содержащихся в выделениях.

В организации совместной деятельности у муравьев большую роль играет достаточно разнообразная система сигнализации: позами, движениями усиков, прикосновениями разного характера, пахучими выделениями и т. п.

Таким образом, по мере усложнения колониального объединения поведение, а иногда также физиология и строение отдельной особи все больше подчиняются интересам всей колонии.

Особые формы колониальности развиваются у животных с вегетативным размножением, в частности у кишечнополостных и некоторых других водных обитателей. Разделение функций у полипов, связанных между собой системой распределительных каналов, заходит у некоторых видов настолько далеко, что вся колония выглядит и ведет себя как единая особь. Наиболее наглядный пример – сифонофоры, в строении которых практически стираются границы между колонией и цельным организмом, имеющим систему дифференцированных органов. Образование таких колоний-организмов происходит на основе единого метаболизма.

Стаи. Это временные объединения животных, которые проявляют биологически полезную организованность действий. Стаи облегчают выполнение каких-либо функций в жизни вида: защиты от врагов, добычи пищи, миграции. Наиболее широко стайность распространена среди птиц и рыб, у млекопитающих характерна для многих собачьих. В стаях сильно развиты подражательные реакции и ориентация на соседей.

По способам координации действий стаи делятся на две категории: 1) эквипотенциальные, без выраженного доминирования отдельных членов и 2) стаи с лидерами, в которых животные ориентируются на поведение одной или нескольких, обычно наиболее опытных, особей. Объединения первого типа характерны в основном для рыб, но известны также у мелких птиц, перелетной саранчи и некоторых других форм. Второй тип стай встречается обычно у крупных птиц и млекопитающих.

Что значит пролетные стада

Рис. 115. Основные типы структуры стаи пелагических рыб (по Д. В. Радакову, 1972):

1– ходовая; 2, 2а – оборонительная; 3 – кругового обзора; 4 – при питании рыб-планктонофагов; 5 – при питании пелагических хищников

Стаи рыб очень изменчивы по величине, форме, плотности. Они часто переформировываются, иногда по нескольку раз в сутки (рис. 115). Обычно рыбы группируются в стаи лишь в светлое время суток, при зрительном контакте с другими особями, и рассредоточиваются на ночь. Защитная роль стайных объединений рыб очень велика. В опытах одиночные рыбки вылавливаются хищником в несколько раз быстрее, чем члены стаи. В группе осуществляется «круговой обзор», благодаря которому хищнику труднее приблизиться незамеченным. Кроме того, многочисленность двигающихся особей дезориентирует врага. Тела рыб, непрерывно меняющих направление движения, создают мерцание, затрудняющее фиксацию взгляда на отдельных особях, и делают невозможными целенаправленные броски. Стая быстро маневрирует при опасности, обтекая хищника, который, бросившись в ее середину, оказывается в пустоте (рис. 116). Для поведения рыб в стае характерен имитационный рефлекс подражание действиям соседей.

У птиц стаи формируются при сезонных перелетах или, у оседлых и кочующих форм, при зимних кормежках. Стаи при перелетах образуют те виды, которым свойственно колониальное гнездование или коллективное кормление. Одиночно гнездящиеся и кормящиеся виды стай в полете не образуют.

Что значит пролетные стада

Рис. 116. Маневр стаи верховки при броске щуки (по Д. В. Радакову, 1972)

В стаях оседлых птиц существует постоянная сигнализация, звуковая и зрительная связь между особями. Благодаря внутристайной, а часто и межстайной сигнализации птицы используют и опыт, и случайное обнаружение отдельными особями благоприятных мест ночевок и отдыха, источников корма, восходящих потоков воздуха и т. п.

Волчьи стаи возникают для групповой охоты зимой. В группе зверям удается справиться с крупными копытными, охота на которых в одиночку безрезультатна. При групповой охоте волков часто практикуется преследование с выходом на перехват жертвы, нагон жертвы на засаду или захват ее в кольцо, что требует согласованности и координации действий всех особей (рис. 117). Стайность известна для гиен, гиеновых собак, койотов и др. В стаях млекопитающих велика роль вожаков и специфичны отношения между отдельными особями, что сближает эти групповые образования со стадами.

Что значит пролетные стада

Рис. 117. Схема охоты стаи волков на белохвостого оленя (из Г. А. Новикова, 1981):

1– место засады 3–4 волков; 2 – оленья тропа; 3 – направление движения оленя; 4 – то же волка-загонщика; 5 – место гибели оленя

Стада. Это более длительные и постоянные объединения животных по сравнению со стаями. В стадных группах, как правило, осуществляются все основные функции жизни вида: добывание корма, защита от хищников, миграции, размножение, воспитание молодняка и т. п. Основу группового поведения животных в стадах составляют взаимоотношения доминирования-подчинения, основанные на индивидуальных различиях между особями.

Один из вариантов организации стад – это группы с временными либо относительно постоянными лидерами – особями, на которых концентрируется внимание других и которые своим поведением определяют направление перемещения, места кормежки, реакцию на хищников и другие свойства стада (рис. 118). Стадо действует как единое целое, подражая лидеру. Деятельность лидера не направлена непосредственно на подчинение других особей. Лидером становится более опытный член стада. Например, стада северных оленей обычно ведут старые важенки. Они лучше других ориентируются при миграциях и нападении хищников, так как периодически им приходится делать это в одиночку. Перед рождением олененка самка обычно удаляется и несколько дней, пока не окрепнет малыш, вынуждена одна оберегать и защищать его, а затем вместе с ним догоняет стадо. При переменном лидерстве одни животные становятся во главе стада чаще других. Большое значение имеют при этом также особенности высшей нервной деятельности. В стадах северных оленей около 18–20 % животных являются потенциальными лидерами. У других животных лидеры могут быть более постоянны.

Что значит пролетные стада

Puc. 118. Следы стада куланов, убежавших от опасности (по Л. М. Баскину, 1976). Куланы дважды останавливались и смотрели на человека

Биологическое значение лидерства в том, что индивидуальный опыт отдельных особей может быть использован всей группой.

В крупных стадах выделяются также объединения, представляющие семейные или возрастные группы, внутри которых контакты более дружелюбны, чем с членами других аналогичных групп. Во внутристадных группировках, независимо от общего лидерства, могут складываться отношения доминирования-подчинения.

Наиболее сложна поведенческая организация стад с вожаками и иерархическим соподчинением особей. Вожаки, в отличие от лидеров, характеризуются поведением, непосредственно направленным на активное руководство стадом: специальными сигналами, угрозами и прямым нападением. В подобных стадах часто возникают разделение «прав» и «обязанностей» и более сложные формы общественного поведения, выгодные для групп в целом.

Ранг каждой особи в стаде определяется многими причинами. Имеют значение возраст, физическая сила, опыт и наследственные качества животного. Более сильные и опытные, с устойчивым типом нервной системы, как правило, доминируют над более слабыми. Доминирование проявляется в преимуществе при поедании пищи, праве на самку, передвижении в группе и т. п.

Системы доминирования-подчинения очень различны у разных видов. При линейной иерархии в ряду рангов А-В-С и т. д. особи, принадлежащие к каждому рангу, подчинены предыдущим, но главенствуют над последующими. Последние в таком ряду животные – самые бесправные в группе. Подобные отношения возникают, например, в стаях ездовых собак, где вожаки активно подчиняют себе стаю, угрожая и задавая трепку непослушным. Животные низшего ранга проявляют признаки покорности перед всеми остальными, подходят к пище в последнюю очередь, их не подпускают к самкам, изгоняют с лучших мест отдыха и т. д. Иерархия в группах часто бывает более сложной. Например, могут возникать параллельные ряды подчинения: один среди самцов, другой – среди самок, как, например, у некоторых игрунковых обезьян. У павианов, помимо того, самцы доминируют над самками, а те в свою очередь над детенышами. У некоторых видов обнаружено иерархическое соподчинение по типу «треугольника»: А нападает на В, В – на С, а С подчиняет себе А. Такое соотношение может сохраняться в группе довольно долго. Одним из вариантов иерархии может быть деспотия– доминирование одного животного над всеми остальными членами группы.

Ранг животного в группе определяется столкновениями между особями, которые могут иметь характер прямой борьбы или ритуальных угроз. После установления ранга всех членов группы прямые столкновения между ними прекращаются и порядок поддерживается сигнальным или ритуальным поведением.

Иерархически организованному стаду свойствен закономерный порядок перемещения, определенная организация при защите, расположении на местах отдыха и т. п. Так, при передвижении семейного стада зебр впереди всегда идет старая кобыла, за ней следуют сначала самые молодые, а затем старшие жеребята, за которыми двигаются взрослые зебры. Шествие завершает жеребец-вожак. В стаде павианов в центре, в наибольшей безопасности, находятся самки с детенышами или готовящиеся к размножению, по краям – вожаки, молодые самцы и неразмножающиеся самки (рис. 119). Впереди и позади стада шествуют крупные самцы, готовые отразить нападение. Описаны случаи, когда при преследовании стада хищниками самец-доминант возвращался за отставшим детенышем, несмотря на грозившую ему большую опасность.

Что значит пролетные стада
Что значит пролетные стада

Рис. 119. Походный порядок стада павианов (по Ф. Р. Фуэнте, 1972):

вверху – в пути; внизу – при нападении леопарда.

С – самки; М – молодняк; В – вожаки; Н – самцы низшего ранга

Вожаки-доминанты выполняют разнообразные общественные функции. В табуне лошадей, например, вожак управляет движением, уводит косяк от опасности, защищает от хищников, прекращает драки, проявляет заботу о жеребятах и больных животных и т. п. В сложной обстановке вожаки ряда видов (лошади Пржевальского, павианы) могут проводить разведку, отделяясь от стада, а затем возвращаясь к нему и определяя безопасное направление движения.

Конфликты в группах, имеющих вожака, обычно решаются с его участием или в его присутствии, у разных видов с разной степенью агрессивности. В стадах павианов доминанты могут прибегать к преследованию и укусам, тогда как у горилл вожак нередко восстанавливает порядок лишь взглядом или движением головы.

Биологический смысл иерархической системы доминирования-подчинения заключается в создании согласованного поведения группы, выгодного для всех ее членов. После «расстановки сил» животные не тратят лишней энергии на индивидуальные конфликты, а группа в целом получает преимущества, подчиняясь наиболее сильным и опытным индивидуумам (рис. 120). Согласованность поведения имеет большое значение в обеспечении защиты от хищников, предупреждении опасности, выращивании молодняка, миграциях и т. п. (рис. 121). В сложных условиях, например при голодовках, гибнут в первую очередь более слабые, подчиненные особи, но под защитой группы они все же имеют больше шансов выжить, чем в одиночку.

Что значит пролетные стада

Рис. 120. Встреча двух самцов газели Гранта (по Р. Шовену, 1972):

А-Д – позы, соответствующие разным фазам ритуала противостояния;

Е – самец, повернувший голову, – победитель

Что значит пролетные стада

Рис. 121. Индивидуальные дистанции и направления осматривания у архаров во время отдыха (по Л. М. Баскину, 1976)

Иерархия в групповых отношениях адаптивна прежде всего потому, что она динамична. В жизни стада идет непрерывная проверка соответствия его структуры меняющимся условиям. Состав группы также не остается постоянным: взрослеет молодняк, появляются новые пришельцы, старые животные теряют силы, часть особей погибает. Эти изменения сопровождаются перестройкой рангов. Переходу особи в новый ранг обычно предшествуют прямые или ритуальные схватки и демонстрации, «пересмотр сил», после чего закрепляется новое положение. На роль вожака-доминанта всегда претендуют более молодые, набирающие силу и опыт животные. Они занимают его место после первого же проявления вожаком неспособности отстоять свои права.

Иерархия наиболее ярко выражена в стадах, но она характерна и для многих групп оседлых животных – семей, колоний. Иерархия может проявляться также в распределении территориальных участков у одиночных форм. Среди сусликов, охраняющих свои индивидуальные территории, доминирующие особи занимают наиболее благоприятные места в поселениях. Среди колониальных птиц (чаек, гусей, цапель и др.) наиболее крупные и опытные гнездятся в центре колонии, тогда как периферию занимают физиологически менее полноценные особи, проявляющие реакцию подчинения по отношению к доминантам.

Система доминирования-подчинения выявлена и у ряда беспозвоночных: насекомых (сверчков, жуков-чернотелок и др.), некоторых ракообразных и пр.

Установление иерархии сопровождается изменениями в гормональной системе организмов. У млекопитающих, например, возникает гипертрофия коры надпочечников. Эти изменения оказываются наибольшими у животных, находящихся в самом низу иерархической лестницы, и не проявляются у до-минантов. Стероидные гормоны, выделяемые корой надпочечников, оказывают большое влияние на процессы обмена веществ, которые, в свою очередь, лежат в основе изменения поведения.

Эффект группы. Жизнь в группе через нервную и гормональную системы отражается на протекании многих физиологических процессов в организме животного. У изолированных особей заметно меняется уровень метаболизма, быстрее тратятся резервные вещества, не проявляется целый ряд инстинктов и ухудшается общая жизнеспособность.

Оптимизация физиологических процессов, ведущая к повышению жизнеспособности при совместном существовании, получила название эффект группы. Он проявляется как психофизиологическая реакция отдельной особи на присутствие других особей своего вида. У овец вне стада учащаются пульс и дыхание, а при виде приближающегося стада эти процессы нормализуются. Одиночно зимующие летучие мыши отличаются более высоким уровнем обмена веществ, чем в колонии. Это ведет к повышенной трате энергии, истощению и часто заканчивается гибелью животных.

Затраты организмом энергии на основную жизнедеятельность учитывают, измеряя скорость потребления кислорода животными в покое. Эти показатели возрастают у всех животных, приспособленных к групповой жизни и оказавшихся вне стада, семьи или колонии. Напротив, даже простое скучивание сокращает газообмен порой до 50 %. Возможно, что это явление лежит в основе агрегации на зимовку рыб, лягушек, моллюсков, насекомых, у которых также обнаружена экономия энергетических затрат в скоплениях.

Эффект группы проявляется в ускорении темпов роста животных, повышении плодовитости, более быстром образовании условных рефлексов, повышении средней продолжительности жизни индивидуума и т. д. В группе животные часто способны поддерживать оптимальную температуру (при скучивании, в гнездах, в ульях). У многих животных вне группы не реализуется плодовитость. Голуби некоторых пород не откладывают яйца, если не видят других птиц. Достаточно поставить перед самкой зеркало, чтобы она приступила к яйцекладке. Кайры при небольшой численности пар в колонии начинают размножение только тогда, когда колония увеличится по периферии за счет других видов: чистиков, тупиков, моевок.

Эффект группы не проявляется у видов, ведущих одиночный образ жизни. Если таких животных искусственно заставить жить вместе, у них повышается раздражительность, учащаются столкновения и многие физиологические показатели сильно уклоняются от оптимума, о чем можно судить, например, по увеличению энергетических затрат на основные процессы жизнедеятельности. Так, ушастые ежи в группе повышают потребление кислорода до 134 % по сравнению с содержащимися поодиночке.

Положительный эффект группы проявляется лишь до некоторого оптимального уровня плотности популяции. Если животных становится слишком много, это грозит для всех недостатком ресурсов среды. Тогда вступают в действие другие механизмы, приводящие к снижению численности особей в группе путем ее деления, рассредоточения или падения рождаемости. Эти механизмы обсуждены ниже, при рассмотрении гомеостаза популяций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *