Что значит проклятая береза
Что значит проклятая береза
Поминовение усопших и другие обряды
Во время Зелёных Святок принято поминать мёртвых (в некоторых деревнях считалось даже, что Бог выпускает души с Того Света в начале Русалий). По свидетельству Сахарова (одного из известнейших русских фольклористов), на могилах родителей старые люди со всем семейством встречали Семик (четверг русальной недели), устраивая там ритуальную трапезу (одним из основных блюд в которой была, опять же, яичница).
Показать полностью. В древности русальское поминовение Предков совершалось с большим размахом – в Стоглаве сказано: «В Троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом с великим причитаньем. И егда начнут играти скоморохи, и гудцы и перегудники, они же, от плача переставите, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сатанинские пети; на тех же жальниках обманщики и мошенники».
Особое место на Зелёных Святках занимает поминовение заложных покойников. В народной Традиции так называют людей, умерших до срока: убитых, самоубийц, погибших от несчастного случая, а также – ушедших из жизни в молодом возрасте, проклятых родителями и общавшихся с нечистой силой (колдунов и ведьм). «Заложные» считаются склонными вредить людям, в том числе – насылать разного рода стихийные бедствия (заморозки, засуху и т.д.). Кстати говоря, во время русалий (а также – при засухе) было принято лить воду на могилы утопленников и опойцев – считалось, что это помогает предотвратить (или же – прекратить) бедствие. «Заложных» поминают отдельно от умерших своей смертью, в срок, «чистых» покойников. Обряд этот может проводиться в любое время, но специальным днём для поминовения этого разряда умерших является Семик.
Этот обряд совершался в начале либо в конце Святок: девушки и женщины отправлялись в поля, смотреть посевы. После обхода они разводили костёр и устраивали пирушку около него. После еды ложки (и яичную скорлупу) подбрасывали вверх со словами: «Пусть рожь такая высокая уродится, как высоко ложка поднимется»; а затем кувыркались по земле с криками: «Рожь к овину, а трава к лесу!».
В ночь на Троицу девицы и женщины опахивали деревню, создавая таким образом обережный круг для защиты от нечисти. В этот же день на западе Руси творили «венчание скота»: пастух приносил в дом два венка, один из которых вешал на рога корове, а второй – надевал на хозяйку, совершая при этом магические действия.
Брачно-эротические обряды и игры.
Очень важное место в обрядах и играх Зелёных Святок занимали темы любви и брака. В это время девушки гадали о замужестве, для приближения сватовства совершали различные магические действия (например – проводили борозду от своего дома к дому юноши). Молодёжь обоего полу много времени проводила вместе: устраивали совместные пирушки и ночёвки в лесу, пели песни эротического содержания, били друг друга крапивой, вместе купались (что в другое время считалось неприличным). Играли в «свадьбу», совершая шуточный свадебный обряд над выбранными «женихом» и «невестой» (иногда их роль выполняли чучела, именовавшиеся «Семик» и «Семичиха», «Русалка» и «Русалим», «Кукушка» и «Кукун»). Своей высшей точки такие увеселения достигали в купальскую ночь.
Что значит проклятая береза
Русалка юная красавица речная,
Очарованная светом земного бытия,
Рассвет, однажды каким-то чудом повстречая,
Любовь свою навеки обрела.
И, звали сестры русалочку с собой,
Скорей уйти в дом прохладный свой.
Ведь им нельзя,
Показываться при свете дня.
В небесной дымке танула земля,
Звезды спать ушли, отдыхать ушла луна.
И яркий, золотистый свет,
Уже всему живому шлет привет.
Русалка юная, дыханье затая,
Богом солнца была покорена.
Полюбив его всем сердцем и душой.
Нарушила закон мирской.
Так и стояли двое в тишине,
В те минуты счастливы вдвойне.
За непослушание русалка наказана была,
И в дерево превращена.
С волос зеленых выросла роскошная листва,
А руки превратились в ветви.
Гибкий стан стал стройненьким стволом,
И белой корой с пятнами от поцелуев обожженным.
Растет береза на опушке леса,
Символ любви, чистоты, добра.
Шепчет тихо каждая ветка,
Шелестит листва, глядя в небеса,
Любимый, я люблю тебя.
А сколько художников, которые на своих полотнах запечатлели образ берёзы.
Вот только некоторые из них.
1) Архип Куинджи «Берёзовая роща».
2) И. Грабарь «Февральская глазурь».
3) И. Левитан «Берёзовая роща».
4) И. Шишкин «Ручей в берёзовом лесу».
Не только в древние века берёза волновала ума и сердца творческих людей. В наше время много мастеров плетут берёзу из бисера, вышивают гобелены с её изображением, вывязывают жаккарды с берёзой, вышивают её образ, делают аппликации и многое другое.
Берёзовая мистика славян
Наши предки считали, что берёзовые веники в бане нечистую силу выгоняют. Но и ведьмы, согласно поверьям, летают только на берёзовых мётлах.
Жизнь в символах
У скандинавов берёза символизировала богиню Нертус — великую Матерь-Землю. В Швеции до сих пор в конце апреля в честь берёзы устраиваются пышные празднества. Кельты отождествляли белоствольную с Солнцем. А для того, чтобы дух умершего человека мог успокоиться, по кельтским обычаям его хоронили в погребальных шапках из берёзовой коры.
В Азии из берёзы изготавливали центральный шест круглых азиатских шатров, и поэтому она являлась символом жизни.
Согласно древним представлениям манси и хантов, священная берёза-праматерь, принадлежавшая богине Калташ, была златолистой и росла семью серебряными стволами из одного основания. С двумя берёзами в руках снизошла с неба на землю тюркская богиня Умайя.
В представлении народов Севера берёза — шаманское дерево, соединяющее землю и небо, а зарубки, отмечаемые шаманом на её стволе, символизируют лестницу в высшие миры.
Самая знаменитая из священных берёз северян росла на высоком яру в устье реки Вымь.
У её корней было главное капище, куда коми-зыряне, коми-пермяки и чердынские манси приходили поклониться, совершить жертвоприношения и магические обряды.
Стефан Пермский и береза
В 1379 году эта берёза была срублена и сожжена православными миссионерами во главе со Степаном Храпом, обратившим народы Севера в христианство и ставшим затем епископом Стефаном Пермским.
В житии Стефана Пермского рассказывается, что, придя в зырянскую землю, он возвёл на месте языческой кумирницы храм в честь Михаила Архангела, рядом с которым основал Владычный городок и поставил первый в Коми Михайло-Архангельский мужской монастырь.
Берёзовый мир славян
Древние славяне, хотя и почитали берёзу, всё же относились к ней неоднозначно. С одной стороны, она была символом чистоты и возрождения, а с другой — вместилищем злых духов и любимым местом русалок.
Берёза повсеместно считалась деревом, причастным к миру сверхъестественного, и в народных былинах часто выступала как атрибут нечистой силы. На берёзах устраивали шабаши колдуны, а любая ведьма умела надоить молока с ветвей берёзы и летать по ночам не только на помеле или хлебной лопате, но и на берёзовой палке.
Кроме того, считалось, что в ветвях плакучих берёз обитают души умерших, которые по ночам выходят и насмерть «затанцовывают» случайных прохожих. Поэтому в некоторых селениях северной России на том месте, где когда-то росли берёзовые рощи, домов не строили. Ещё по одному поверью, женатому мужчине нельзя было сажать это дерево около дома, иначе кто-нибудь из домочадцев в скором времени умрёт.
У белорусов необычный вид белоствольной, например, искривлённой или сросшейся с другим деревом, считался свидетельством того, что под этим деревом погребена загубленная душа, а в его стволе и ветвях вместо сока течёт кровь. Подобных представлений придерживались и другие славянские народы.
Но чаще берёза считалась доброй, оберегающей от зла, приносящей добро и здоровье. Интересно, что в соседних деревнях, а то и в одном селении легко сосуществовали и добрые, и дурные поверья, связанные с этим замечательным деревом.
Русалочья неделя
Считалось, что на Семик, с первым настоящим летним теплом, русалки собираются на берегах водоёмов, в лесах и рощах, чтобы встретиться с подругами и вволю повеселиться, а если получится, то и подыскать себе кавалера, некстати для себя решившего искупаться в реке или озере. Не случайно же такие купания в Русалочью неделю обычай строго запрещал, дабы жительницы тёмных вод не защекотали и не утащили купальщика в пучину.
Святки по русским деревням начинались обычно в четверг. С утра всем миром шли на кладбище и украшали ветками берёзы могилки ушедших родных, а после обеда начинались народные гулянья, ни днём, ни ночью не утихавшие всю ближайшую неделю.
Главным обрядом Русалочьей недели было завивание или заламывание берёзки и плетение венков из берёзовых веток и цветов. Связан он был с древним культом матери-богини, поэтому присутствие мужчин на таких таинствах было святотатством — мужской взгляд мог испортить завитую берёзку. В обряде участвовали только девушки или молодые женщины, не имевшие детей.
По традиции они шли в поле или в лес, выбирали там одиноко стоящее деревце, с шутками и песнями украшали его бусами и лентами и, чтобы угодить русалкам, которые очень любят качаться на ветвях берёзы, сплетали ветви в венки. Отсюда и пошло выражение «берёзу заломати».
Совершив обряд украшения деревца, девушки садились в его тени, причём считалось: которая сядет первой, та и замуж выйдет первой.
Тут же расстилали на земле скатерть и совершали обрядовую трапезу которая включала ряд обязательных блюд: пиво, квас, куличики, творог со сметаной и яичницу. И лишь теперь можно начинать хоровод. В среднерусских селениях девушки свивали три пары берёз «воротами», а затем гуськом проходили под ними.
Во всех этих действиях был определённый смысл: так девушки могли подружиться, «покумиться» с русалками, которые могли поведать им будущее.
Обязательным ритуалом было гадание по берёзовым венкам. Девушки бросали их в реку и следили, доплывёт ли венок до противоположного берега или утонет. Если доплывёт, то девушка в скором времени удачно выйдет замуж, а та, чей венок потонет, скоро умрёт.
Пеклись, между прочим, юные красавицы не только о себе, но и о своих близких, процветании родной деревни и особенно о будущем урожае хлеба. Поэтому местом для завивания берёзок избирались преимущественно рощи, лески, поляны, находившиеся вблизи ржаного поля. Согласно поверью, рожь от этого будет расти лучше, что нашло отражение в текстах песен, которые сопровождали обряд и фактически являлись заклятием на урожай:
Завили веночки,
Завили зелены,
На годы добрые
На жито густое
На ячмень колосистый,
На овёс ресистый,
На гречиху чёрную,
На капусту белую.
Вечером к девушкам присоединялись парни. Они срубали берёзку или просто ветки с неё, рядили их в девичье платье, кокошник и, величая «Девичьей красой», шумной ватагой шли в деревню, где гулянья продолжались до позднего вечера. (В некоторых среднерусских областях берёзу изображала самая красивая девушка села, украшенная берёзовыми ветками с листвой.)
Заканчивались святки проводами русалок. Когда проходила Русалочья неделя, с украшенных берёзок снимали бусы и ленты, «развивали» венки, распутывали ветви, с песнями и плясками носили чучело русалки по деревне, а потом выносили его в поле или лес, где разрывали или сжигали.
Позже, с принятием православия, древний языческий праздник был приурочен к Троицыну дню, но обряды его практически не изменились: так же всей деревней убирали могилки и поминали усопших, так же девушки ходили завивать берёзу, разве что во время «кумовства» подружки стали обмениваться не лентами и платочками, а крестиками. С древним же смыслом Русалочьей недели за века произошло то же, что и с одним из её ритуальных гимнов «Во поле берёза стояла», давно ставшим просто любимой народной песней.
Народные обряды и верования остались в далёком прошлом, но мы по-прежнему восхищаемся красотой и свежестью берёзовой рощи, без которой невозможно представить русский пейзаж.
«В полдень, после обеда, начинается празднество молодых людей. В старину бабка-позыватка повещала по всем домам и сзывала девушек на гульбище. Хороводница, с караваем в руках, выходила на улицу и запевала зазывную песню. К ней со всех сторон сбирались девушки со своими матушками и нянюшками и всею толпою отправлялись в рощу. Все это доселе сохраняется в разных местах. Ни время, ни преследования не могли уничтожить народных обрядов». Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым
Троицын день. Пётр Александрович Суходольский. 1884 г.
Береза в магии
Береза – любимое дерево русского народа, олицетворяющее его душу, дерево необыкновенной доброты. Ее еще называют деревом жизни. Береза с незапамятных времен ассоциируется с плодородием и исцеляющей магией, березовые ветви использовались, чтобы наделить плодородностью не только землю, но и скот и молодоженов. Из березового дерева (практически во всех странах Европы) делали колыбели для новорожденных.
Символически и магически береза фигурирует в качестве защиты против всех несчастий, как физических, так и духовных. Береза чрезвычайно полезна и весьма благоприятна в исцеляющих заклятиях, заклятиях, направленных на упрочение урожая. Березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей). Береза нежна и сострадательна, обладает очень мягким, ласковым и в то же время сильным влиянием. В противоположность дубу к березе стоит обращаться больным, ослабленным, выздоравливающим людям. Она облегчит страдания, поможет вернуть утраченные силы, легче перенести болезнь, ускорит процесс выздоровления. Больную сажают, прислонив к стволу, у корней (берёза – дерево женское, мужчины обращались к дубу). Вещь больной, которого нельзя привести, или принести, к дереву, вешают на ветку березы с просьбой о помощи. В знахарской практике действенным приемом лечебной магии считалось хождение к растущей берёзе для «передачи» ей болезни: под берёзу выливали воду, оставшуюся после купания больного ребенка. В тексте русского заговора от грудной жабы звучит мотив угрозы по отношению к болезни: «Брошу жабу под березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило».
Символ плодородия и света. Защищает от ведьм, отгоняет злых духов, поэтому лентяев и лунатиков кормили березовой кашей.
У скандинавов и тевтонов береза посвящена Тору, Донару и Фригге. Согласно легенде, последняя битва произойдет около березового дерева.
В шаманизме береза – Космическое Дерево, и шаман делал семь или девять восходящих зарубок на ее стволе или березовой жерди, что символизирует восхождение через планетарные сферы к Высшему Духу. Кроме того, береза является эмблемой Эстонии.
В кельтской астрологии Солнце отождествлялось с Березой. Это дерево первым украшает себя листьями, знаменуя начало всех вещей.
В друидической традиции берёза — дерево начала, символ первого месяца года (24 декабря — 21 января). Ещё в ряде традиций берёза символизирует свет, сияние, чистоту, неясность, женственность, плодородие, рост и силу жизни и т. п. Веточка березы была отличительным знаком молодых друидов или бардов, которые прикрепляли ее к своим туникам.
В Риме атрибуты из берёзы использовались при вступлении консула в правление.
В Шотландии берёза связывалась с представлениями о покойниках.
Существует легенда по которой русалка, задержавшаяся на суше дольше положенного времени (после рассвета) превращается в берёзу, а в троицкую неделю дерево вновь может общаться с подругами. Кроме того русалки – жительницы царства мёртвых и им очень не хватает энергии, а берёза в эти дни ею просто напитана и не прочь поделиться.
Не равнодушны к этому дереву и другие представители нечисти – лешие. Если вы хотите написать хозяину леса – пишите на кусочке бересты или на берёзовом листочке – послание обязательно будет замечено. Этот способ использовали ещё во 2-й половине 19 века. Естественно, у дерева нельзя брать больше необходимого – леший может и рассердиться.
Вообще, к березе в России всегда было особое отношение. Ее берегли, за ней ухаживали, специально высаживали, стараясь «окольцевать» деревню защитным поясом берез. Украшения, сделанные из березовой древесины, применялись для защиты от нечистой силы. Задолго до появления христианства во время, соответствующее нынешней Троице, веничками, сделанными из свежесрезанных ветвей этого дерева, «выметали» из избы нечисть. Отваром из прутьев в этот день промывали всю избу от болезней и несчастий. В этот же день женщины мылись в бане с настоем березовых листьев, чтобы снять с себя наносные болезни, восстановить утраченные силы и бодрость духа.
У всех славян считали, что заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, грома, града; воткнутые посреди посевов в поле, они отгоняют грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках, предохраняют капусту от гусениц.
С помощью веток берёзы и березовых веников пытались уберечься от нечистой силы, болезней, «ходячих» покойников. Накануне дня Ивана Купалы березовые ветки втыкали над дверями хлевов, чтобы не дать ведьмам проникнуть к коровам и навредить им; на рога коровам надевали березовые венки для защиты от ведьм.
У западных славян надежным средством защиты от злых сил считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы или к колыбели новорожденного. Во многих местах верили, что при битье березовым прутом заболевшего ребенка болезнь тут же отступит.
По старинному белорусскому поверью, чтобы в новой конюшне не переставали водиться лошади, под порогом обязательно полагалось закопать березовое полено
Заговоры девицы на любовь доброго молодца
1. Берут березовый прутик, который кладут в пятницу на порог, через который должен перешагнуть тот, на которого желают подействовать. Выполнив это, прут, которого никто не должен видеть, кладут в сухое и жаркое место говоря: «Да сохнешь (имя) от любви к (имя), как сохнет этот прут.» Это заклинание трижды повторяют.
2. Из свежего веника, сделанного из березовых веток, берут пруток, и кладут его на порог той двери, в которую должен войти любимый человек. Кладя пруток, нежно произнести такие слова: «Как высох этот тоненький пруток, так пусть высохнет и милый друг (имя) по мне, рабе (имя)». Пруток, когда человек, о котором заговаривают, прошел через порог, убирают в тайное место, потом топят баню, кладут этот прут на полок на верхнюю полку, поддают больше пару и, обращаясь в сторону, где лежит пруток, говорят: «Парься, пруток, и будь мягок, как пушок, пусть и сердце (имя) будет ко мне, рабе (имя), так же мягко, как и ты». После этого баню запирают, а через некоторое время берут пруток, относят на воду и пускают по течению. Прут пускатв по реке нужно на заре.
Этот же заговор, но только для присухи чьего-либо сердца, делается так: пруток кладут на порог, приговаривая, как сказано выше, затем, после того как прошел тот, кого заговаривают, прут кладут на жарко истопленную печь, приговаривая: «Будь сух, пруток, как птичий ноготок, пусть так же сух будет и мой дружок (имя), а когда он ко мне подобреет, тогда пусть краснеет, как яблочко наливное, и полнеет, как месяц ясный после новолуния».
Береза относится к зодиакальному знаку Рака. Она транслирует для нас его силу и подвижную зыбкую энергию Луны. Ее энергия холодна и освежающа, как чистая вода, и так же, как вода после купания, погружает нас в сон, поднимающий людей в выси небес. Она дает человеку поддержку его рода.
Суть. Береза имеет дело с новыми начинаниями и принятием или рождением вещей. У березы есть сила наделять жизнью. Эта жизненная сила порождает рождение всех вещей каждый год. Аспект наполнения силой и энергией обеспечивает эффект очищения. У березы есть сила изгонять вредоносные или злостные влияния с помощью вечной жизненной силы.
Что значит проклятая береза
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Приметы зимы по осенним листьям
Уже почти зима за окнами, а березы у нас в лесу и в городе стоят в листве до сих пор.
И листья некоторые даже зеленые ещё.
А тут еще прочитала:
Аномальное явление наблюдают жители Магнитогорска — в городе до сих пор можно встретить зеленые березы. Ни холод, ни снег, ни пасмурные дни не повлияли на зелень на деревьях. Специалисты объясняют аномалию работой световых приборов на улицах города.
Уже больше двух недель на территории области установилась минусовая температура, лёг устойчивый снежный покров. Всё свидетельствует о полноценном наступлении зимы, но в Магнитогорске это впечатление ставят под вопрос зеленые березы на улицах города.
На деревьях не только не опали листья, они даже не потеряли цвета, лишь немного утратили свежесть и выглядят усохшими. Ученые уже поспешили успокоить горожан, что это не вечно зеленые березы и даже никакая не аномалия.
Вот приметы, которые объясняют, почему или к чему с березы не опадают листья:
Если с дерева на землю упал лист верхней стороной наружу, значит, в следующем году будет неурожай, а если изнаночной стороной – значит, год будет урожайным.
Если 5-го октября береза не скинула листву, значит, зима будет поздней и первый снег выпадет нескоро.
Если осенний листопад пришел поздно, то в грядущем году будет неурожай.
По вишне определяют, когда ляжет снег. До тех пор, пока вишня не сбросит последний лист, сколько бы ни выпало снега – снег не будет лежать, будут оттепели.
Если листья с деревьев осыпались быстро, значит, зима будет очень холодной. Если же листья осыпаются постепенно, значит, зима будет относительно теплой и влажной.
Если в октябре с березы или дуба лист опал не чисто, значит, зима будет строгой.
Если листья березы желтеют с верхушки дерева – весна будет ранняя, если же листочки желтеют снизу – то поздней.